Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Catmatist

Азовский флот Часть 1

В этой теме 10 комментариев

Рекомендуемые комментарии

31
[CBTL]
Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер
222 публикации
3 657 боёв

А.Лопарев, Д. Лопарев. Военно-морской исторический справочник.

 Spoiler

Азовский флот, создавался Россией с конца 1695 для действия на Азовском море после неудачи 1-го Азовского похода 1695, связанной с отсутствием флота (см. Азовские походы 1695 — 96). Главным центром строительства был Воронеж, где сооружались крупные корабли, собирались галеры и брандеры, строившиеся в селе Преображенском (под Москвой) и в Брянске; в Козлове и др. местах строились транспортные суда. 1-й поход боевых судов А. ф. из Воронежа начался 3 мая 1696. А. ф. сыграл решающую роль во взятии Азова. Базой А. ф. стал Таганрог. Адмиралтейство было переведено в Тавров на Азовском побережье. В 1696—1711 было построено 215 судов. В результате неудачного для русских Прутского похода 1711 А. ф. был уничтожен в связи с возвращением Азова туркам. Создание А. ф. положило начало русскому регулярному военному флоту.

 Предыстория

 

В 1694 году по приказу Петра I, возможно, перед его отъездом из Амстердама, но не позже его возвращения в Москву, в Голландской республике была заказана 32 вёсельная галера, части которой со всеми принадлежностями должны были доставить в Архангельск в следующем году, а оттуда, скорее всего, на Волгу и в Каспийское море. Назначение этой галеры изменили политические обстоятельства. Она должна была стать моделью для постройки 22 подобных ей галер.
В 1695 году состоялся первый азовский поход Петра I, результаты которого доказали необходимость создания регулярного флота. Турецкие корабли, доставляя в осаждённую с берега крепость Азов подкрепление и запасы, делали осадубессмысленной. В июле 1695 года во время приготовления к новому штурму азовской крепости Пётр I получил сообщение из Москвы, что галера из Голландской республики собрана и отправлена в Архангельск. После того, как галера водным путём была доставлена в Вологду, её на двадцати дровнях перевезли в Москву. Гордон в своём журнале сообщает, что 3 января 1696 года он ходил на пиловальную мельницу в селе Преображенском и видел эту галеру. 30 ноября 1695 года Пётр I писал из Москвы губернатору Архангельска Фёдору Матвеевичу Апраксину:
По возвращении от не взятия Азова с консилии гг. генералов указано мне к будущей войне делать галеи, для чего удобно мне быть шхип-тимерманам всем от вас сюды, понеже они сие зимнее время туне будут препровождать, а здесь в то время могут тем временем великую пользу к войне учинить, а кормы и за труды заплата будет довольная и ко времени отшествия кораблей возвращены будут без задержания, и тем их обнадежь и подводы дай и на дорогу корм, также и иноземцы, которые отсель об оных, кроме темерманов будут писать, тоже подводы и корм, а именно: юнг и штирману и сколь скоро возможно пришли сюда.

Таким образом, в конце XVII века в связи с подготовкой Петра I к военным действиям против Османской империи возникла необходимость в строительстве регулярного русского военно-морского флота.

786px-Галера_Лефорта.jpg 

Источник:

Строительства флота для Азовского похода 1696 года

Для исполнения «консилии» село Преображенское было превращено в верфь, на которой к концу февраля 1696 года были срублены из сырого замёрзшего дерева части 22 галер и 4 брандеров. Образцом для строительства галер служила доставленная в Москву голландская галера. На преображенской верфи работали преображенские и семёновские солдаты, бывшие переяславские судостроители и моряки. Кроме того в Преображенское были доставлены плотники из разных населённых пунктов Московского государства. Строителями галер были вологодский мастер Осин Щека с 24 помощниками, нижегородский мастер Яков Иванов с 8 помощниками и др. Кроме русских на верфи работали и иностранные плотники, которые вероятно прибыли в Преображенское из Архангельска согласно указаниям царя, которые содержались в присланном им письме, а также из Москвы, откуда они были выписаны торговым иноземцем Гартманом.
В это время в Воронеже, Козлове, Добром и Сокольске было приказано с помощью жителей Белгородского полка к началу весеннего половодья построить для военного похода к Азову 1 300 стругов (их длина должна была быть 12-17 сажень, а ширина — 2,5-3,5 сажень), 300 лодок, 100 плотов и заготовить разных инструментов, густой и жидкой смолы, лесных запасов для строительства каторг и галеасов, . На постройку указанного числа стругов было назначено около 26 тысяч человек, причём на каждый струг в некоторых местах приходилось по 28 человек, в других же — только по 17, в действительности же это число было меньше, потому что в одном Добром оказалось
неявившихся на работы — 1 229 человек,
бежавших с работы, во время дороги и сдачи стругов в Воронеже — 1 878 человек,
больных -127
умерших — 17.
Пётр I принимал участие в строительстве кораблей. Одним из его помощников были Тихон Никитич Стрешнев. Занимая должность начальника разряда, он занимался заготовкой лесными припасами и наймом людей. Главным помощником был голландец Франц Тиммерман, бывший учитель Петра I по математики и инженер во время первой осады Азова. Он руководил наймом плотников, заготовкой пеньки, железа, смолы, снастей и другими инженерными работами до прибытия флота к Азову.
Почти сразу после отъезда Петра I из Москвы началось отправление кораблей в Воронеж. Каждая галера отправлялась в сопровождении командира и команды. Подробная информация об этом сухопутном походе не сохранилась. Известно, что в нём переправляли 27 кораблей со значительным количеством строительных материалов, досок, брёвен и др., что в условиях рано начавшейся весны потребовало скорее всего необычных средств перевозки.
В середине марта преображенские шхип-тимерманы уже работали в Воронеже. Выписанные из-за границы Класс и Ян Янсон из Москвы выехали только 20 марта. Франц Тиммерман оставался в Москве до апреля, сначала по делам, а потом — из-за болезни. В Москве остался и больной Лефорт.
Припасы для флота заготавливались в Воронеже. Тем не менее их не хватало, и поэтому пиловальная мельница в Преображенском работала «день и ночь», что позволяло отправлять доски в Воронеж без задержек. Так же в Преображенском делали канаты, которые тоже увозили на воронежскую верфь. Железо для строительства кораблей брали с частных заводов, так как не было времени на его покупку. Для этого был издан указ, предписывающий осмотреть все «железные заводы» в Романовском и Белоколодском уездах и найденное железо отправить в Воронеж. При строительстве кораблей на воронежской верфи выяснилось, что в Воронежском крае нет ясеневого и вязового леса, пригодного для изготовления галерных вёсел. Поэтому необходимый материал доставлялся в Воронеж «в числе 3 000 деревьев» из Тульского и Веневского уездов.
До начала кораблей в 1698 году существовала путаница в морской терминологии того времени: встречаются иногда голландские термины, но, в основном, названия использовались произвольно, бессистемно. Корабли, построенные в это время, именовались во время второго Азовского флота галесами, а галеры — каторгами и фуркатами. Так в письме Ромадановскому от 23 марта Пётр I пишет: «… галеры и иные суда по указу вашему строятся. Да ныне зачали делать на прошлых неделях два галеаса». Сильные дожди в первой половине марта 1696 года и затем очень холодная погода замедляли работу.
С начала апреля на реке Воронеж завершалось также и строительство стругов. 2 апреля в Воронеже торжественно были спущены на воду три галеры: «Принципиум», «Святой Марк» и «Святой Матвей». 7 апреля погода вновь испортилась. Поэтому остальные галеры спускали позже. Галера голандской постройки оставалась на берегу, скорее всего, в ожидании болеющего адмирала Лефорта. Только 17 апреля, на следующий день после его прибытия, галера была спущена на воду. Корабль «Апостол Павел» достроить к началу похода не успели. Корабль «Апостол Пётр» спустили 26 апреля, но скорее всего его готовность оценивалась выполнением условия — лишь бы держался на воде. 

Второй Азовский поход 1696 года

 

Galera_Principium_1696.jpg

С 23 апреля струги с войсками и грузом начали начали спускаться к Азову. Первый отряд 8 галер выступил под командованием командира галеры «Принципиум» Петра Алексеева (царя Петра I), 4 мая отправился и отряд адмирала Лефорта, 10 мая - отряд из 7 галер под командованием вице-алмирала Лима, а 17 мая - отряд из 4 брандер капитана шаутбенахта де Лозьера. Большая часть судов и кораблей достраивалась в течение похода.
В первые дни суда и корабли шли под парусами почти безостановочно. Находясь на галере «Принципиум», 8 мая Пётр I составил 15 правил, который был объявлен как Указ по галерам. 15 мая первый отряд прибыл в Черкасск, куда 17 мая прибыл с донесением атаман Леонтий Поздеев, который по приказу войскового атамана Фрола Миняева вместе с 250 казаками на легких казачьих судах ходил в Азовское море незадолго до этого. Он сообщил царю, что прождав турок недалеко от берега два дня, на третий день увидели два корабля Османской империи, которые направлялись к Азову. Казаки напали на них; кидали в них ручные гранаты, стреляли из ружей, старались прорубить корпус кораблей для того, чтобы проникнуть внутрь них. Высота бортов турецких кораблей не давала казакам возможностей на них взобраться. Защищаясь, турки кидали в казаков камни и стреляли из пушек. Казаки были вынуждены отступить. 4 человека были ранены. Один из них впоследствии умер.
После переговоров с генералом Гордоном, который прибыл в Черкаск на стругах со своею частью войск 14 мая, Пётр I приказал тому отправляться в Новосергеевск. 18 мая в 5 утра царь вместе со своим отрядом вышел вслед за ними. К первому отряду была присоединена захваченная в 1695 году турецкая галера, зимовавшая до этого времени в Черкаске. Обогнав отряд Гордона, первый отряд прибыл в Новосергеевск в 2 часа ночи. Отряд Гордона прибыл через три часа. В этот же день состоялся военный совет, в котором приняли участие: Пётр I, Гордон, Головин и атаман Фрол Миняев. Ими было принято решение, что галеры под командованием царя, а казачьи лодки под командованием атамана выйдут по реке Коланче (так называли один из рукавов Дона) в Азовское море.
Из-за малой воды при дувшем в тот день северном ветре галеры не смогли продолжать путь Каланчею, и в 3 часа ночи отряд повернул в Кутерьму. Перед рассветом он был вынужден встать на якорь из-за мелководья, не доходя устья. Пётр I пересел на казачью лодку и вышел в море. Там стояло 13 турецких кораблей. Оставя атамана с казаками в устье Каланчи, Пётр I вернулся к отряду, который в 12:00 20 мая пошёл обратно вверх по Кутюрьме к реке Дон и вечером уже был недалеко от Новосергиевска.

 

Строительство линейных кораблей

В начале XVIII века в Европе начинается подготовка к войне за испанское наследство. Союз России с Австрией и Венецией, заключённый против Османской империи, распадался. В таких условиях, в России, в качестве стратегического направления была выбрана борьба со Швецией. Поэтому усиление Азовского флота многопушечными кораблями было продолжено для того, чтобы не допустить военного конфликта с Османской империей и тем самым предотвратить войну на два фронта.
Основные недостатки строительства кораблей кумпанствами стали ясны Петру I ещё в 1698 году. Например, в письме от 28 ноября (7 декабря) 1698 года посол Священной Римской империи Гвариент сообщал в Вену:
… Жар и восторг, с которыми приготовлялись к наступающей войне, почти охладели; Государь исключительно занят переделкою и постройкою кораблей. Дорого построенные корабли дурны и скорей годятся под купеческий груз, чем для военных действий
Другой проблемой стало скорое окончание контракта иностранных корабельных мастеров, которые могли воспользоваться этим и уехать прежде, чем закончат строительство начатых ими кораблей. Это заставило Петра I приказать оцепить Воронеж и прилегающие к нему верфи заставами. В его указе под страхом смертной казни запрещалось жителям давать лошадей кому-либо из корабельных мастеров и рабочих или подвозить их на подводах без специального на то разрешения.

Азовский флот
В конце 1698 года Пётр I находился в Воронеже вместе с вице-адмиралом Корнелиусом Крюйсом, который по приказу царя занимался наблюдением за строительством и ремонтом кораблей на верфях Воронежского адмиралтейства. Крюйсу было поручено первым делом составить два списка всех необходимых для строительства кораблей предметов. В первом списке он должен был указать предметы, необходимые для вооружения кораблей, а во втором — предметы, нужные для их снабжения. В период подготовительных работ был обнаружен нетронутый склад леса, заготовленный для строительства казённых кораблей[.
Учитывая имеющиеся лесные запасы, 19 (29) ноября 1698 года под руководством Петра I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). При его строительстве, скорее всего, был использован английский чертёж, привезённый царём из Англии. Доказательством этой версии является наличие круглого шпигеля, который в то время был только у английских кораблей. Поскольку корабль «Гото Предестинация» предназначался для хождения по мелководью, то Пётр I внёс в английский чертёж изменения. Осадка корабля была уменьшена. Киль «Гото Предестинации» имел уникальную для того времени конструкцию, предотвращавшую течи в корпусе корабля при ударе о грунт. В журнале канцелярии Петра I за 1698 год была сделана запись:"…ноября в 19 день на память святого мученика Авдия заложили корабль, именуемый «Божие Предвидение». Киль положили длина 130 футов, ширина 33 фута.".
Почти одновременно были заложены ещё два корабля: «Черепаха» и «Великий галеас». Строительством «Черепахи» руководил английский мастер Осип Най, а строительством второго корабля — венецианец Яков Моро. Строительством «Гото Предестинации» в первое время руководил Пётр I. Таким образом, благодаря одновременному строительству трёх кораблей было начато своеобразное соревнование между русскими, английскими и венецианскими корабельными мастерами.

300px-Azov_Navy.png
magnify-clip.png

 

P.S:если повтор напишите.  

Оборона Азова и Таганрог

В июне 1711 года турецкий флот из 18 кораблей, 14 галер и множества мелких судов пытался настичь русские крейсеры, стремясь приблизиться к Таганрогу. 2 июля (13 июля) по неизвестным причинам турецкие корабли возвратились обратно в море. Таким образом, было выявлено неравенство в силах между русским и турецким флотами, в связи с чем было принято решение о том, что русская эскадра будет располагаться в таганрогской гавани. В течение следующих трёх недель ничего существенного не происходило, за исключением лишь захвата казаками на лодках небольшого турецкого судна, на котором находилось 15 человек. 19 июля (30 июля) по приказу турецкого адмирала к Таганрогу было отправлено 7 галер. В ответ со стороны гавани Таганрога вышли «Гото Предестинация» и три шнявы. Завидев их, турецкие галеры подняли паруса и ушли в море к своему флоту. Тем не менее, 22 июля (2 августа) турецкий флот перешёл к более активным действиям: на расстоянии 4 миль от гавани турки начали готовить десант с целью обойти Таганрог. С помощью 1 500 казаков удалось это предотвратить.

150px-Apraxin.jpg
magnify-clip.png

23 июля (3 августа) Ф. М. Апраксин приказал отправиться в погоню за мелкими турецкими судами, но отступление неприятельского флота заставило его отменить это распоряжение. Такая оборона побережья могла бы продолжаться и дальше, по крайней мере, до осени, но из-за неудачного Прутского похода этого не произошло.
Примерно через 7 дней после отступления турецкого флота Ф. М. Апраксин получил от Петра I указ, в котором тот сообщал об отсутствии возможности далее воевать с турками, чтобы не допустить дальнейшего кровопролития русских войск. Пётр I приказывал согласно договорённости с султаном разорить город Азов. Апраксину было велено также все запасы и артиллерию из Азова и Таганрога перевести в Черкасск. При этом особо оговаривалась судьба кораблей «Гото Предестинация», «Ластка» и «Шпага». Все корабли, кроме них, Пётр I приказывал продать туркам, а если это не удастся, то сжечь. Корабли «Гото Предестинация», «Ластка» и «Шпага» он хотел провести через проливДарданеллы. О такой возможности Петр I надеялся договориться с султаном. Крюйс по поручению царя даже составил соответствующую инструкцию капитанам этих кораблей. Но переговоры привели лишь к согласию турок купить 4 корабля. Среди них была и «Гото Предестинация». Корабль прибыл в Стамбул 14 (25) апреля 1712 года, где передачу корабля туркам и окончательный расчёт проводил англичанин Симсон Андрис. От продажи было выручено 26 165 венецианских червонцев. Дальнейшая судьба этих кораблей неизвестна.

 

Таганрог. Миусский полуостров

Из Азова морем отправимся в Таганрог — колыбель военно-морского флота и морской славы России. При подходе к порту с левой стороны видны остатки острова Черепаха, который был создам искусственно — путем засыпки природной отмели ракушкой-черепашкой. В 1701 году, по распоряжению Петра I, остров был увеличен за счет забивки в него дубовых свай и укладки между ними ящиков с камнями. На нем была построена крепость, о которой в октябре 1702 года адмиралтеец Ф. М. Апраксин писал царю: «Цитадель, государь, перед гаваной сфондаментован и из воды вышел футов пять, и возможно на том основании поставить сто пушек…».

Черепаха с ее цитаделью являлась первой оборонительной точкой на подступах к Троицкой крепости на мысу Таган-Рог. В 1711 году крепости были разрушены. Через 30 с лишним лет на о. Черепаха был поселен дозор из казаков, а еще позднее устроен таможенный карантин, существовавший до 1776 года.

Миновав остров, через несколько минут подойдем к Петровской гавани, в которой находили убежище корабли и суда Азовского флота. Отсюда выводили свои флотилии и эскадры адмиралы Ф. А. Головин, Ф. М. Апраксин, К. И. Крюйс, П. П. Бредаль, А. Н. Сенявин, Ф. А. Клокачев, В. П. Фондезин. Здесь начинали путь к большой славе будущие флотоводцы и мореплаватели Н. А. Сенявин, В. И. Беринг, Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин и др.

В этой гавани многие корабли и суда достраивались, оснащались, вооружались, получали вторую жизнь. С 1709 года на Таганрогской верфи строились новые боевые корабли.

Рядом с морским вокзалом находится памятник азовским морякам, сражавшимся против немецких захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Словно на вздыбившихся волнах поднялся на железобетонном пьедестале дивизионный катер-тральщик. На нем надпись: «Морякам — участникам битвы за Таганрог в годы ВОВ от благодарных таганрожцев».

Пройдя отсюда к проходным порта и судоремонтного завода, где установлены мемориальные доски, свидетельствующие об их существовании с петровских времен, и поднявшие: по новой каменной лестнице, мы почти сразу же окажемся у памятника Петру I. Выполнен он по инициативе и при самом активном участии А. П. Чехова скульптором М. М. Антокольским. Торжественное открытие памятника состоялось 14 мая 1903 года. Фигура Петра I в форме офицера Преображенского полка во весь рост установлена на гранитном постаменте. На лицевой стороне надпись: «Основателю города Таганрога Петру I». Рядом с памятником стоят чугунные пушки петровского времени.

Взор императора и флотоводца обращен к морю. Возможно, что именно так стоял он на этом месте 27 июля 1696 года, когда впервые поднялся на высокий берег Таган-Рога. Очевидно, здесь у него окончательно созрела мысль о строительстве Троицкой крепости и морской гавани, о необходимости создания регулярного Российского флота.

На Комсомольском бульваре, между каменной лестницей и памятником Петру I, находится братская могила советских и партийных работников, покидавших последними захваченный немцами город. 17 октября 1941 года вражеские танки выскочили на Таганрогский мыс и открыли пушечный огонь по уходящим из порта советским судам. Один из снарядов угодил в канлодку АВФ «Кренкель», в результате чего она затонула. Серьезные повреждения получила канлодка «Ростов-Дон», которой командовал лейтенант И. О. Рогальский. Во время обстрела был тяжело ранен командир Донского отряда капитан 1 ранга С. Ф. Белоусов, погибли руководители города, работники горвоенкомата. Другие корабли сумели прорваться сквозь завесу артогня и уйти в Азов и Ростов.

От памятника Петру I по улице Шевченко отправимся к рыбзаводу. Перед спуском к нему возвышается колокольня Никольской церкви, которая была заложена в 1777 году в память победы русского флота над турецким в войне 1768–1774 IT. по ходатайству главнокомандующего Азовской флотилией контр-адмирала Ф. А. Клокачева. Возводилась церковь морским ведомством в честь святого Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей и рыбаков.

Строилась первоначально деревянной, на каменном фундаменте. Освящена была в мае 1779 года. Позже, когда ее деревянные стены обветшали, их обложили кирпичом и пристроили трехъярусную колокольню с приделом. В конце 50-х годов нынешнего столетия церковь была в значительной степени разрушена, а в наши дни идет ее восстановление.

Вблизи Никольской церкви по Крепостному переулку № 46 находится одна из десяти образцовых ячеек Таганрогской крепости конца XVIII века. Ее застройка включала солдатскую казарму, офицерский зал, кухню, размещенные по периметру прямоугольного участка размером 51,3x68,4 метра. Академик И. А. Гильденштедт, посетивший в 1773 году Таганрог, писал: «…Казармы, расположенные вдоль вала, врыты наполовину в землю и одеты камнем, над землею же поднимаются только на 4 бревна». Естественно, что указанные постройки оказались недолговечными. Вскоре эта и другие ячейки были застроены каменными постройками. Примечательно, что описываемая ячейка без существенных изменений сохранилась до наших дней. Перед нами три каменных строения: солдатская казарма, офицерский дом и кухня, а также размещенный в центральной части ячейки колодец.

Территория южной части крепости, где располагались казармы и церковь, была главной и центральной частью города в течение всего восемнадцатого столетия. Здесь, по указу Екатерины II от 8 мая 1778 года, на оконечности песчаной косы была устроена корабельная верфь (шесть эллингов), а вокруг Никольского (Флагманского) спуска — здания Адмиралтейства. В эллингах оснащались такелажем военные суда Азовской флотилии, ремонтировались корабли Черноморского флота.

Среди оснащенных здесь крупных боевых кораблей, построенных на Рогожкинской верфи Ф. К. Фурсова, были фрегаты «Царь Константин» и «Федор Стратилат», участвовавшие в разгроме турок эскадрой Ф. Ф. Ушакова у мыса Калиакрия в 1791 году.

Пройдя но пер. Гарибальди к Комсомольскому спуску, увидим остатки вала 4-го бастиона Троицкой крепости, сооруженной в самом начале XVIII века. К сожалению, из-за произведенных здесь жилых застроек крепостной вал во многих местах срыт и просматривается с трудом.

На старом городском кладбище таганрожцы воздвигли памятники азовским морякам и воинам 130-й и 416-й Таганрогских стрелковых дивизий, погибшим при освобождении города от немецких оккупантов в августе 1943 года. Благодаря заботам таганрожцев у памятников-обелисков горит Вечный огонь, вокруг них зелень и цветы.

А теперь из Таганрога отправимся к Миусскому лиману. Недалеко от развилки трассы, где сходятся дороги из Таганрога и Гаевки, находятся остатки Павловской крепости, построенной русскими солдатами в конце XVII — начале XVIII веков. Она располагалась на берегу Миусского лимана. Естественная крутизна берегов усиливала ее обороноспособность. Вместе с Семеновской и Черепахинской Павловская крепость оберегала Таганрог с севера от набегов крымских татар.

В 30 километрах от нее, в устье лимана, располагалась Семеновская крепость, остатки которой хорошо видны и в наше время в южной части 16-го участка села Беглицкая коса. Пушки бастионов этой крепости надежно защищали от турок вход в лиман.

Между селом Беглица и Таганрогом находится село Красный десант. Здесь, в роще высоких густых деревьев, возвышается памятник: командир, ведущий бойцов в атаку, и матрос, с винтовкой наперевес. Это память о героических и трагических днях июня 1918 года, когда в ожесточенном неравном бою с интервентами погибло более 6000 десантников. В память о героических действиях Красного десанта его именем названы село, дом отдыха, средняя школа, рыболовецкий колхоз; в селах Бацманово и Христофоровка, как и в Красном десанте, морякам-азовцам также поставлены памятники.

По автостраде из Таганрога на Ростов мы уже вскоре видим на Самбекских высотах установлен величественный мемориал Воинской славы, сооруженный трудящимися Дона и Азербайджана в честь воинов-освободителей Ростовской области и Таганрога. В скульптурной композиции представлены и фигуры моряков, говорящих об их участии в битве за Дон и Приазовье.

В 20 километрах отсюда, при повороте с ростовской автострады на село Сенявка, 15 сентября 1982 года открыт памятник Цезарю Куникову. Именно в этом месте в ночь на 29 ноября 1941 года, когда войска 56-й армии штурмовали Ростов, подразделение Куникова вместе с партизанами ворвалось в Сенявку, заняло железнодорожную станцию, разрушило полотно железной дороги, телеграф, связь и нанесло удар по отступающему противнику по шоссейной дороге Ростов-Таганрог. Подобные рейды в этом районе отряд Куникова совершал неоднократно.

 

i (5).jpg

786px-Галера_Лефорта.jpg

Galera_Principium_1696.jpg

Изменено пользователем Soviet_Military

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
31
[CBTL]
Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер
222 публикации
3 657 боёв

Отредактировал.

Изменено пользователем Soviet_Military

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 021
Старший альфа-тестер
4 550 публикаций
4 637 боёв

Я что-то не понял - это троллинг такой копипаст от юзера с ником_WG? Косим под разработчиков?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
31
[CBTL]
Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер
222 публикации
3 657 боёв

Я что-то не понял - это троллинг такой копипаст от юзера с ником_WG? Косим под разработчиков?

Сори ник отправили на переработку

 

a0f42e36.jpg

a0f42e36.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Я что-то не понял - это троллинг такой копипаст от юзера с ником_WG? Косим под разработчиков?

Если не против, я не много тебя процитирую))

Уж очень ТС напрашивается:trollface:

«Копируй и распространяй!» или поговорим о копимизме...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
193
[SOX]
Старший альфа-тестер
477 публикаций
2 335 боёв

Можно было бы и лучше оформить тему .

  1. Написать в верху (с выравниваем по центру текст) заголовок (название темы)
  2. Найти большую, крупную фотографию азовского флота.
  3. Уберите гиперссылки из текста ,ибо палишься (копипастишь с википедии).
  4. Да и про азовский флот в целом мало информации. Можно было бы найти больше информации из других источников.

Надеюсь автор прислушается и доработает тему.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
23 публикации
4 268 боёв

оформление хромает а так довольно интересная тема прочитал с удовольствием

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
31
[CBTL]
Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер
222 публикации
3 657 боёв

Ну первый раз же:eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
10 публикаций
39 боёв

Можно было и прочесть после написания, "Предыстория", а так прочел с удовольствием

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
162 публикации
7 боёв

Ну первый раз же:eyesup:

Для 1 раза даже очень неплохо,по сравнению с многими форумчанами.

Можно было и прочесть после написания, "Предыстория", а так прочел с удовольствием

Люди вы себя вспомните ,как вы делали 1 тему и сколько тумаков за неё получили(я вот помню) так что критикуйте ,но и умейте делать поблажки и имейте совесть.А Вам Уважаемый не мешало бы  с начало сделать (или хоть попытаться) 1 годную тему а потом критиковать других.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×