Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_lDnSF2n5MdfV

Этот день в истории. 12 сентября.

В этой теме 6 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
9 053 публикации

Доброго дня всем форумчанам.

Сразу предупреждаю - много букв, поэтому, кто не любит читать и не любит историю - лучше сразу закройте страничку.

 

Сегодня 12 сентября 2016 года.

День, который много интересных событий привнес в историю, но мало кто знает, что это были за события. Давайте попробуем заполнить этот пробел и вспомним, что происходило 12 сентября в разные года.

 

1. 1213 год.  Битва при Мюре.

        Битва при Мюре (фр. Bataille de Muret) – одно из важнейших сражений альбигойских войн состоявшееся 12 сентября 1213 года у замка Мюре, в Лангедоке, между крупной объединённой армией графа Раймонда VI Тулузского и короля Арагона Педро II, выступавших защитниками альбигойства, и немногочисленными войсками крестоносцев под командованием графа Симона де Монфора. Благодаря блестящей победе крестоносцы смогли подчинить существенную часть Лангедока и вывести из войны Арагонское королевство, что ускорило процесс подавления альбигойской ереси.

      27 января 1213 года в Тулузе арагонский король Педро II объявил, что берёт под своё покровительство гонимых Католической церковью феодалов Лангедока — Раймонда VI графа Тулузского, Раймунда Роже графа де Фуа, Бернар VIII графа Комменж и Гастона VI Беарнского. Он потребовал от предводителя крестового похода против альбигойцев графа Симона де Монфора вернуть указанным владетелям их земли; Монфор отказался, и Педро II заявил, что вступает в войну на стороне альбигойцев и «с тысячей своих рыцарей уничтожит крестоносцев».

     Воодушевлённые поддержкой Арагона, альбигойцы перешли в контрнаступление и отвоевали у крестоносцев несколько укреплённых замков. Симон де Монфор был вынужден отступить и оставить открытой дорогу на Тулузу, куда в сентябре 1213 года прибыл Педро II во главе крупной армии. Объединившись с войсками Раймонда Тулузского и графа де Фуа, арагонский король двинулся на городок Мюре и осадил его ранним утром 10 сентября 1213 года.

       Симон де Монфор не мог позволить себе сдать Мюре и поспешно двинул войска на помощь осаждённым. Под его началом был лишь незначительный корпус, тогда как арагоно-лангедокская армия насчитывала в общей сложности более 50 тыс. человек.

        Утром 12 сентября 1213 года, после ранней мессы, войска крестоносцев построились на Саверденском поле близ Мюре. Педро II как раз в этот момент начал штурм города, и Монфор надеялся застать его врасплох. Под проливным дождём католики совершили марш-бросок и вышли в тыл армии альбигойцев.

      Появление войск Монфора заставило еретиков отступить от стен Мюре. Перебросив основные силы против крестоносцев, Педро II продолжил осаду, будучи уверен, что сумеет отбить любую атаку.

        У Монфора было около тысячи рыцарей и примерно шестьсот пеших воинов, которых он оставил прикрывать тылы и не вводил в бой. Альбигойская армия насчитывала 2,5 тыс. рыцарей и, по разным оценкам, от 40 до 50 тыс. пехотинцев, преимущественно из числа тулузских ополченцев и арагонских басков-альбигойцев. Численный перевес казался немыслимым, однако Монфор принял решение идти в бой.

        Крестоносцы построились в три линии: арьергардом командовал сам Симон, его друг Бушар де Марли встал во главе центра, а авангардом командовал северофранцузский рыцарь Верль д'Энконтр. Альбигойцы выстроились аналогичным образом, авангард доверили графу де Фуа, арьергард – Раймонду VI, а король Педро встал в центре. Перед битвой он провёл бессонную ночь с одной из своих многочисленных любовниц и наутро чувствовал себя измождённым, поэтому поменялся доспехами с рыцарем Гомесом и передал ему королевские регалии, чтобы не подвергать свою жизнь излишней опасности.

      Битву начали альбигойцы. Авангард графа де Фуа налетел на передовые отряды крестоносцев, но тут же был отбит. Де Фуа повторил попытку, однако д’Энконтр по приказу Монфора изобразил ложное отступление, обогнув одно из предместий Мюре и внезапно атаковав не ожидавших такого поворота событий бойцов де Фуа с тыла и с флангов. Авангард альбигойцев оказался рассеян и больше не представлял серьёзной угрозы.

     Тогда крестоносцы объединили силы и нанесли контрудар в центр неприятельской армии. Им не удалось с первой попытки пробить оборону арагонцев, но Бушар де Марли с небольшим отрядом внезапно атаковал левый фланг альбигойцев и внёс смятение в их ряды. Педро II бросился туда, чтобы предотвратить панику.

     Французские рыцари Ален де Руси и Флоран де Вилль, привлечённые блеском королевских доспехов, пробились к рыцарю Гомесу и атаковали его. Сражаясь, арагонец потерял шлем, и стало ясно, что настоящий король сражается среди простых воинов. Увидев своего друга в опасности, Педро II повернул, так и не усмирив панику на левом фланге, и поспешил ему на помощь. Схватившись с де Руси и де Виллем, уставший после бурной ночи король выронил секиру, и Ален де Руси, улучив момент, ударил его в грудь, убив наповал.

      Известие о гибели Педро II вызвало панику среди альбигойцев, и они обратились в бегство. Раймонд VI пытался остановить бегущих, но не сумел и сам покинул поле боя.

      Крестоносцы преследовали альбигойцев несколько часов, убивая всех без разбора. Многие лангедокцы и арагонцы утонули, пытаясь спастись от конных рыцарей вплавь. Осаждавшие город баски также бежали, и гарнизон Мюре бросился за ними в погоню. Разгром альбигойцев был полным. Со стороны союзной армии погибли несколько сотен рыцарей, ещё около ста попали в плен. По разным источникам, потери среди пеших воинов альбигойской армии составили от 10 до 20 тысяч человек (Гийом Бретонский говорит о 17 тысячах убитых и пленных, Пётр Сернейский — о 12 тысячах). Крестоносцы потеряли не больше 150 рыцарей (впрочем, некоторые французские рыцари после битвы умерли от полученных ранений).

   В результате битвы при Мюре королевство Арагон официально вышло из войны. Малолетний сын Педро II Хайме стал почётным заложником в Каркассоне. Жители Тулузы признали господство Симона де Монфора.

   Победа при Мюре позволила крестоносцам укрепить своё влияние в Лангедоке и продолжить наступление на владения поддерживающих альбигойство феодалов.

 

2. 1898 год.  Открыт Киевский политехнический институт.

       Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского» – самый крупный украинский университет. В его состав входят 18 факультетов, 7 учебно-научных институтов (в том числе один военный), совместный факультет машиностроения, филиал в г. Славутиче, 15 научно-исследовательских институтов и научных центров, конструкторское бюро и другие структуры.

fd516115435516746e71cdf98b80d357.png

     Осуществляется подготовка бакалавров (по 125 специальностям), специалистов (по 115 специальностям), магистров инженерии, магистров, кандидатов наук, докторов наук. Среди преподавательского состава – 10 академиков и членов-корреспондентов НАН Украины, 375 профессоров, докторов наук, 1175 доцентов, кандидатов наук.

    В университете работает подготовительное отделение, на котором иностранные слушатели на протяжении 10 месяцев изучают украинский, русский или английский языки, математику, физику, биологию и прочие дисциплины в объёме, необходимом для дальнейшего овладения университетской программой.

        Университет создан, работает и развивается уже свыше 115 лет как кампус, в котором на одной территории в 160 гектаров органически объединены условия для обучения, занятия спортом, отдыха и занятия личными увлечениями всего 50-тысячного коллектива. За время своего существования КПИ подготовил свыше 230 тысяч инженеров.

6fbc61aa471ed8f03525cb44dd6773ec.jpg

   КПИ регулярно занимает первые места в разнообразных рейтингах украинских университетов.

       Становление вуза: 1898–1920. «Vivat, crescat, floreat! Живи, крепни, цвети!»

   Киевский политехнический институт создан в 1898 году в составе 4-х отделений (факультетов): механического, химического, инженерного и сельскохозяйственного. Возникновение Киевского политехнического института, как и целого ряда других технических учебных заведений на рубеже ХIХ-ХХ столетий предопределено экономическим развитием Российской империи: бурный рост производства повышал спрос на квалифицированных специалистов.

       Главный корпус был торжественно заложен 30 августа 1898 года. На второй день после этого торжества 31 августа 1898 года случилось знаменательное событие: открытие Киевского политехнического института. Автором проекта первых зданий Киевского политехнического института был Иероним Севастьянович Китнер — один из известных отечественных архитекторов конца ХІХ столетия.

     Главным строителем первого комплекса сооружений КПИ с 1900 года был известный киевский архитектор Александр Васильевич Кобелев. Первым директором Киевского политехнического института был назначен выдающийся учёный-механик, один из организаторов высшего технического образования в России профессор Виктор Львович Кирпичев. 2 сентября 1898 года можно было считать началом коллегиального управления институтом. Тогда же состоялось и первое заседание совета института. Позднее в КПИ стали работать такие известные ученые, как профессор Е. О. Патон — крупный специалист по мостостроению, профессор Г. Д. Дубелир — специалист по строительству дорог, профессор Л. В. Писаржевский – выдающийся химик, продолжатель школы Д. И. Менделеева на Украине. В течение первого года существования Киевского политехнического института было оборудовано свыше 20 лабораторий, кабинетов и мастерских. Все они были на уровне лучших зарубежных вузов, что ярко отразилось на результатах выпускных студенческих экзаменов. В институте были созданы 17 кафедр. С первых лет работы института были сформированы научные школы, которые возглавлялись известными учеными — профессорами КПИ: • по графостатике, теории прочности и сопротивления материалов (В. Л. Кирпичёв, С. П. Тимошенко, О. М. Дынник, К. К. Симинский); • по гидравлике (С. П. Шенберг, Г. И. Сухомел); • по мостостроению и путей соединения (Е. О. Патон, Ю. В. Ломоносов, Г. Д. Дубелир); • по металлургии (В. П. Ижевский, В. Е. Васильев), • по физике (Г. Г. Де-Метц); • по химии (С. Н. Реформатский, М. И. Коновалов); • по электрохимии неводных растворов (В. О. Плотников, В. Ф. Тимофеев); • по технологии волокнистых веществ (В. Г. Шапошников); • по основам электротехники (М. А. Артемьев); • по теории винтов и теории векторов (О. П. Котельников); • по сельско-хозяйственному машиностроению (К. Г. Шиндлер); • научная школа ботаников-физиологов (Є.П. Вотчал).

     С конца 1901 года в институте стал действовать инженерный кружок, основанный студентами, а в 1902 году при нём открыли музей, учредили библиотеку технической литературы. В первом учебном году институт имел в своем составе всего 360 студентов. Через 4 года в 1901 году – 1147, а в 1917–2277 человек. В 1903 году из стен института вышло только 90 молодых инженеров. Большое количество студентов были не в состоянии пройти курс учёбы в течение утверждённого срока – за 4 года.

    Рядом с развитием основных направлений подготовки студентов развивалась авиационная наука и практика, велась большая просветительская работа в отрасли воздухоплавания. Благодаря вдохновенному труду профессоров и студентов молодого вуза в КПИ были заложены крепкие авиационные традиции, Киев в начале ХХ столетия стал центром развития авиации на Украине. В 1908 году под руководством профессора Н. Б. Делоне в КПИ был образован кружок воздухоплавания. Это была первой по времени возникновение после Петербуржского аэроклуба организация во всей тогдашней Украине.

      Выпускнику КПИ И. И. Сикорскому предложили должность главного конструктора авиационного отделения Русско-балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге. Под руководством И. И. Сикорского был построен первый в мире многомоторный тяжёлый самолёт «Илья Муромец», который ошеломил современников своими размерами и грузоподъёмностью. В 1918 году основан электротехнический факультет который быстро набирал силы.

        В результате реорганизации системы подразделений Минобразования УССР на базе Киевского вечернего факультета Украинского полиграфического института им. И. Федорова в 1989 году в структуру КПИ вошёл полиграфический факультет, который с 6 сентября 2004 года переименован на Издательско-полиграфический институт. Сегодня Киевский политехнический институт — наибольшее высшее учебное заведение Украины. Одним из первых университетов Украины НТУУ «КПИ» в сентябре 2003 года присоединился к содружеству университетов, которые подписали «Большую Хартию Университетов» Европы («Magna Charta Universitatum»).

63ee46f2b3891836f3cfd83764e45738.jpg

      В апреле 2007 г. на Коллегии МОН Украины было принято решение о предоставлении КПИ статуса исследовательского университета, Устав которого утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.11.2007 г. № 1332. Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.02.2010 г. № 76 НТУУ «КПИ» предоставлен статус самоуправного (автономного) исследовательского национального университета. Сотрудничество со 100 иностранными университетами-партнерами осуществляется согласно межуниверситетским соглашениям. В частности, создан Общий украинско-немецкий факультет машиностроения с университетом им. Отто фон Герике (г. Магдебург, Германия), разработан проект с Дрезденским Техническим Университетом относительно двойного диплома; реализуется также проект со Средне-восточным университетом (Турция) относительно создания студенческого микроспутника и беспилотного летательного аппарата; в содружестве с Чжедзянским университетом (г. Ханджоу) создан Украинско-китайский центр высоких технологий; фирмы Siemens, Motorola, Festo открыли в КПИ свои лаборатории, где ведётся целенаправленная подготовка специалистов.

 

3. 1940 год.  Найдены наскальные рисунки в пещере Ласко, Франция.

       Пещера Ласкó или Ляскó (фр. Grotte de Lascaux) во Франции – один из важнейших позднепалеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII–XV тысячелетии до н. э. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре.

      Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департамент Дордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко – относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды, препятствуя образованию кальцитовых отложений.

    Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю.

       Специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном. А. Брейль первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их. С конца 1940 года он сделал множество измерений и провёл несколько месяцев на этом месте, изучая первобытную живопись, которую он отнёс к перигорской культуре.

       Несколько лет А. Брейль провёл в Испании, Португалии и Южной Африке, а затем в 1949 году вернулся во Францию и начал раскопки Ласко вместе с Северином Бланом и Морисом Бургоном. Он рассчитывал найти там захоронение, но вместо этого открыл множество новых наскальных изображений.

     С 1952 по 1963 годы по просьбе Брейля Андре Глори произвёл новые раскопки на поверхности площадью 120 м² и обнаружил 1433 изображения (сегодня в описи числится 1900 наименований).

       Затем наскальную живопись Ласко изучали Аннет Ламинг-Амперер, Андре Леруа-Гуран и с 1989 по 1999 годы – Норбер Ожуля.

     Пещера Ласко была классифицирована как исторический памятник Франции практически сразу после её открытия, с 27 декабря 1940 года.

    В октябре 1979 года Ласко вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер.

    В 1948 году вход в пещеру был оборудован для туристических посещений, которых становилось с каждым днём всё больше и больше, и со временем они стали угрожать сохранности наскальных изображений. Были проведены серьёзные земляные работы, изменившие уровень и свойства грунтов в пещере. Кроме того, было установлено электрическое освещение и построена специальная лестница, чтобы упростить доступ в «зал быков». Вход в пещеру был закрыт тяжёлой бронзовой дверью.

         В 1955 году были замечены первые признаки повреждения изображений. Они возникли из-за избытка углекислого газа, появившегося от дыхания посетителей. Углекислый газ и водяные испарения вступили в реакцию со стеклянистой корочкой кальцитных солей, покрывавшей изображения и защищавшей их как слой лака. В результате образовался хорошо растворимый гидрокарбонат кальция – Ca(HCO3)2, разъедающий и повреждающий наскальные рисунки. В 1957 году в Ласко установили первую систему, которая должна была восстанавливать атмосферу и стабилизировать температуру и влажность. Однако посещения продолжались, и количество туристов увеличилось до 1000 человек в день. В результате в день вырабатывалось около 2500 литров углекислого газа и около 50 кг водяных испарений, в то время как пещера имеет довольно маленький размер – около 1500 м³. А. Глори, который занимался в это время раскопками в Ласко, должен был работать по ночам, чтобы не мешать потоку посетителей.

e9eeec50d19600e43946fcc39e510637.jpg

        В 1960 году в Ласко проявилась так называемая «зелёная болезнь»: избыток углекислого газа, слишком высокая температура и искусственное освещение стали причиной распространения колоний водорослей по стенам пещеры. Затем обогащение среды диоксидом углерода стало причиной «белой болезни», кальцитного покрова, который осел на стенах и на некоторых художественных произведениях. В 1963 году микроорганизмы продолжали быстро распространяться, несмотря на то, что была установлена система озоновой фильтрации. В апреле 1963-го Андре Мальро, министр по делам культуры, принял решение запретить доступ в Ласко для широкой публики.

       С 1965 по 1967 годы системы, регулирующие тепловые и гигрометрические процессы, смогли, наконец, восстановить прежние условия циркуляции воздушных масс, которые ранее позволяли Ласко сохраняться на протяжении тысячелетий. Принцип этой статичной охлаждающей системы состоял в естественной конвекции для конденсации водяных испарений в определённом месте.

       В начале 1970-х годов началось создание репродукции части пещеры. Она была открыта для широкой публики в 1983 и получила название Ласко II.

        В 2000 году аппаратуру по управлению климатом в пещере заменили. Весной 2001 Брюно Депла и Сандрин ван Солинь, служащие, уполномоченные следить за пещерой, заметили появление плесени в тамбуре пещеры. Грунт покрылся грибами Fusarium solani. Этот процесс был связан с установкой новой системы гидротермического регулирования. Штаммы Fusarium solani, появившиеся в пещере, были устойчивы к формальдегиду, который использовался десятилетиями для дезинфекции подошв обуви посетителей. Грибы распространились на изображения, которые вскоре были покрыты белым слоем грибницы. Гриб существовал в симбиозе с бактерией Pseudomonas fluorescens, которая сводила на нет используемый до тех пор фунгицид. Поэтому его стали комбинировать с антибиотиком.

      В 2002 году министерство культуры создало «Международный исследовательский комитет по пещере Ласко», который должен был решить эту проблему. В 2006 году заражение было почти полностью подавлено, но каждые две недели специальная команда, одетая в защитные комбинезоны, должна вручную очищать стены от грибных волокон, так как они, несмотря ни на что, продолжают появляться вновь.

      Пятнадцать лет активных туристических посещений нарушили хрупкий баланс, благодаря которому Ласко сохранялась на протяжении тысячелетий, и подвергли уникальные наскальные изображения опасности исчезновения.

        Пещера Ласко относительно небольшого размера: совокупность галерей имеет длину примерно в 250 м при средней высоте в 30 м. Расписанная часть пещеры находится в основном в верхней части системы.

      Современный вход соответствует доисторическому, несмотря на то, что сейчас он снабжён системой тамбуров. Исконный вход должен был быть несколько длиннее, но потолок в древние времена там обрушился и образовал скат, по которому сейчас спускаются посетители пещеры.

       Чтобы упростить описание, пещеру по традиции разделили на некоторое количество зон, соответствующих залам и определённой цветовой гамме. Эти образные названия, которые существуют сейчас, предложил А. Брейль.

        Первый зал – это «зал быков» или «ротонда» (фр. salle des Taureaux, Rotonde): длина – 17 м, ширина – 6 м и высота – 7 м.

        «Зал быков» переходит в так называемый «осевой проход» (фр. Diverticule axial), более узкую галерею, идущую в ту же сторону и примерно той же длины.

        Из «зала быков» справа от «осевого прохода» можно попасть в «пассаж» (фр. Passage), галерею длиной в 1 м.

          За «проходом» находится «неф» (фр. Nef), более высокий, длиной в 20 м.

       Сам «неф» переходит в часть, где нет наскальных изображений, а за ним находится «кошачий лаз» (фр. Diverticule des Félins), узкий коридор длиной 20 м.

     «Апсида» (фр. Abside) – это круглый зал, который находится на востоке в месте соединения «прохода» и «нефа».

      За «апсидой» находится «шахта» или «колодец» (фр. Puits). Чтобы попасть туда, необходимо спуститься на 4–5 м практически до начала нижней системы.

9e6bb46dfd134a5194aacbab187fc17c.jpg

       Большая часть археологических открытий была сделана А. Глори во время оборудования тамбуров у входа в пещеру и самих залов, а затем при более методичных раскопках, особенно плодотворных в «шахте». В число сделанных археологических находок входят предметы, сделанные из камня (403 орудия), из кости (28 орудий), растительного происхождения (113 фрагментов), украшения (10 раковин), многочисленные угольки и остатки красителей.

       В «нефе» были найдены светильники, красящие вещества и остатки пищи. В «апсиде» также было найдено большое количество важных предметов: острия дротиков, скребки, резцы и светильники. В «шахте» были обнаружены остатки красящих веществ, острия дротиков, просверлённые ракушки и светильники.

   Было проведено изучение под электронным микроскопом красящих веществ, обнаруженных во время раскопок, и образцов, взятых с некоторых изображений. Чёрные красители соответствовали окиси марганца, а жёлтые, оранжевые и красные – окиси железа. Все они использовались в чистом виде без какого-либо добавления минеральных примесей и без тепловой обработки.

      В «зале быков» находится самая красочная композиция Ласко. Её кальцитные стены плохо подходили для гравировки, поэтому были украшены живописными изображениями внушительных размеров: некоторые из них достигают 5 м в длину.

       Два ряда зубров расположены друг напротив друга, два с одной стороны и три с другой. Двум зубрам с северной стены сопутствуют десяток лошадей и большое загадочное животное, на лбу которого изображено нечто вроде рога, за что он и получил название «единорог». На южной стене три больших зубра изображены рядом с тремя маленькими (красного цвета), шестью оленями и одним медведем в пещере, нарисованным на животе одного из зубров и потому плохо различимым. Считается, что шесть точек над головой одного из зубров представляют собой изображения скопления Плеяд в созвездии Тельца.

      В «осевом проходе» также изображены быки и лошади, окружённые оленями и каменными баранами. На рисунке видна убегающая лошадь, нарисованная марганцевым мелком на высоте 2,5 м от уровня грунта. Некоторые животные изображены на потолке и будто перебегают с одной стены на другую. К этим изображениям, выполнение которых требовало строительства лесов, следует прибавить многочисленные знаки (палочки, точки и прямоугольники).

     В «пассаже» многие изображения были сильно повреждены, в особенности из-за движения воздушных масс.

         «Неф» насчитывает четыре группы фигур: отпечатки, чёрная корова, плавающие олени и пересекающиеся бизоны. Эти изображения дополнены многочисленными загадочными геометрическими символами, в том числе цветной плоскостью, разделённой на равные квадраты. А. Брейль назвал их «гербами». Существуют и другие гипотезы: например, что это ловушки для животных или шалаши или одежда из раскрашенных шкур.

      «Кошачий лаз» обязан своим именем изображению группы животных семейства кошачьих. Одно из которых, судя по всему, метит территорию. В эту галерею довольно сложно попасть, но там можно увидеть гравировки диких животных, выполненных в довольно примитивном стиле. В том числе там есть лошадь анфас, довольно необычный пример палеолитического искусства, так как обычно животные изображались в профиль или с помощью приёма «кривой перспективы».

       В «апсиде» представлено около тысячи гравированных изображений, некоторые из них наложены на живописные рисунки. Здесь есть как животные, так и символы, в том числе единственное изображение северного оленя в Ласко.

       В «шахте» находится одна из самых загадочных сцен Ласко: падающий человек между бизоном и носорогом. У человека птичья голова, бизон поражён дротиком, а носорог будто удаляется от этой сцены. Рядом с человеком изображён удлинённый предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для усиления броска. На противоположной стене изображена лошадь. Кроме того, в данной композиции присутствуют две группы интересных знаков:

       Между человеком и носорогами – три пары точек (такие же есть в глубине «кошачьего лаза» и в самой отдалённой части пещеры).

     Под изображением человека и бизона — сложный зубчатый символ. Практически идентичные знаки можно найти и на других стенах, на остриях дротиков и на светильнике из песчаника, найденных неподалёку от этого места.

        Скорее всего, в этой сцене различные предметы тесно взаимосвязаны, и притом не из-за близкого расположения животных и знаков на одной стене, как чаще всего бывает в палеолитическом искусстве. А. Леруа-Гуран считает, что эта сцена является отсылкой к мифу, смысл и значение которого практически невозможно восстановить.

     В 2000 году немецкий учёный Михаэль Раппенглюк обнаружил летне-осенний треугольник (Вегу, Денеб и Альтаир), который образовывали глаза бизона, человека и птицы.

1ea7800ee4f1958bcac7a2c45831ecb6.jpg e5f0c30d59d2dbadad2679041f77edf3.jpg 72c93e8f7ec0742e0149df31c9ac5ef2.jpg 

31fc14a0aa8dc4e5a29e4980e2ae6e53.jpg

 

4. 1942 год.  Потопление британского лайнера «Лакония», обусловившее издание приказа «Тритон Нуль».

          «Лакония» уже 20 лет бороздила моря и океаны. Судно было построено в 1922 году на знаменитой судоверфи «Кунард лайн». Водоизмещение его составляло 19695 тонн. До войны «Лакония» ходила на линии Северной Атлантики, с началом же военных действий, как и многие другие гражданские суда, служила военным транспортом. В мирное время она могла принять на борт 1580, в военных условиях - до 6000 человек.

2e1d24bee55567dc81e928fb3bea7371.gif

      12 августа 1942 года она вышла из Суэца в Великобританию. На борту «Лаконии» находились британские солдаты и офицеры, а также служащие с семьями: женщины и дети да, кроме того, еще 1800 итальянских пленных, захваченных в Ливии. Перед отправкой их заперли в трюмах. Охраняли их польские солдаты.

       12 сентября 1942 года «Лакония» с попутным ветром мчалась по Южной Атлантике, делая 15 узлов в час. Капитан судна Рудольф Шарп ни на минуту не забывал, что на его плечах лежит ответственность за жизнь 2789 человек, включая пассажиров и экипаж.

    В тропиках ночь наступает быстро. К концу ужина, в 20 часов, уже стемнело. В кают-компании из проигрывателя лился блюз. Как и каждый вечер, несколько пар танцевало. Другие коротали время за бриджем. Многие пассажиры вышли на палубу подышать воздухом.

     В 20 часов 07 минут страшной силы взрыв потряс судно. Людей, находившихся в кают-компании и в коридорах, швырнуло на пол. С грохотом разлетелись переборки, и в воздухе закружилась какая-то серая пыль. Погас свет. И тут раздался второй взрыв. Электричество отказало на большей части судна, и люди в темноте натыкались друг на друга. Всем было велено подняться на верхнюю палубу

    «Лакония» уже начинала медленно крениться на борт. Никакой паники, однако, не возникало. Пассажиры бросились к своим каютам за спасательными поясами, а оттуда - к трапам. Люди поднимались вверх, каждый - на свое определенное место, где находились заранее распределенные шлюпки. Матери успокаивали детей. Некоторые пассажиры даже шутили.

       Пленные итальянцы умоляли польских охранников выпустить их. Но никакого приказа не поступало, и солдаты отказались открыть двери. Тогда итальянцы налегли на стальные решетки. Оказавшиеся в первых рядах были немедленно раздавлены, но остальные все напирали, и вот металл не выдержал, начал гнуться и ломаться...

      «Лакония» между тем уже сильно накренилась, поэтому спустить шлюпки можно было только с одного борта. Вскоре выяснилось, что всем места в шлюпках не хватит. Тем более что спущенные на воду шлюпки быстро удалялись от корабля.

     Люди в панике заметались по палубе. Офицер Королевского флота лейтенант Джон Тилли приказал: «Первыми спускаются женщины и дети!» Польским охранникам была дана команда не пропускать к борту напиравших сзади итальянцев.

      А пассажиры между тем начали строить из подручных средств плоты. Наконец были сброшены веревочные лестницы и тросы, по ним стали спускаться люди. Сотни мужчин и женщин оказались в воде. Кое-кто держался на плаву только благодаря спасательным поясам.

     На капитанском мостике «Лаконии», медленно уходящей под воду, спокойно стоял капитан Рудольф Шарп. Он сделал все, что мог: организовал эвакуацию людей, передал по радио координаты судна, сообщил, что «Лаконию» потопила подводная лодка.

      Вдруг «Лакоиия» резко выпрямилась и с ужасающим грохотом ушла под воду. Произошло это в 21 час 25 минут по Гринвичу.

    Человека, потопившего «Лаконию», звали Вернер Гартенштейн. Это был тридцатитрехлетний капитан 3-го ранга, командир немецкой подводной лодки U-156, надежного корабля, спущенного на воду в октябре 1941 года.

507fca8430c5b0866b9c7711c3881b9b.jpg

        U-156 вышла из Лорьяна 15 августа 1942 года, получив задание обогнуть мыс Доброй Надежды и войти в Мозамбикский пролив. 12 сентября 1942 года в 11 часов 37 минут по немецкому времени наблюдатель доложил, что видит справа дым. Немедленно последовал приказ Гартенштейна: увеличить скорость до 16 узлов. Вскоре лодка приблизилась к неизвестному судну. К 15 часам командир U-156 уже знал, что имеет дело с грузопассажирским судном неприятеля.

       В 22 часа 7 минут экипаж занял боевые позиции. Вернер Гартенштейн произвел пуск из торпедного аппарата №1, а спустя 20 секунд - аппарата №3. Он тогда еще не знал, что станет причиной одной из величайших трагедий в истории мореплавания.

     Субмарина атаковала «Лаконию» из надводного положения. Первая торпеда угодила в середину корпуса, вторая - в корму. Позже выяснилось, что первый снаряд полностью разрушил трюм №4, в котором томилось 450 пленных итальянцев. Второй удар пришелся по трюму №2, где также пострадали итальянцы.

      Гартенштейн заполнил судовой журнал: «22.07 - 7721. Торпедные аппараты №1 и №3. Полрумба. Длина вражеского корабля - 140. Время подхода - 3 минуты 6 секунд. Первая цель поражена. Вторая цель поражена. Пара должно быть гораздо больше. Паровая машина встала. Спускают спасательные шлюпки. Сильный крен на нос - с подветренней стороны. Дистанция 3000 метров. Крейсируем в ожидании окончательного затопления».

     В это время радисту U-156 удалось перехватить радиограмму. Потопленное судно сообщало свое название - «Лакония», свои координаты, а дальше - бесконечный призыв: ССС. Не SOS, как следовало бы ожидать, а именно ССС. Гартенштейн понял задумку потерпевших крушение: средняя «С» должна была означать «субмарину», то есть подводную лодку. Это был сигнал тревоги всем, находившимся в этом районе океана судам и самолетам: «Нас потопила подводная лодка. Она где-то здесь, поблизости!»

      Гартенштейн приказал немедленно начать глушение радиосигнала с «Лаконии». А расстояние между двумя судами между тем все сокращалось. Светало. Немецкие подводники наблюдали ужасную картину. Шлюпки были переполнены. То же самое творилось на плотах. А сколько людей барахталось в воде, цепляясь за обломки?!

         Капитан приказал сбавить ход. Здесь следовало вести себя очень осторожно. Теперь у Гартенштейна не оставалось сомнений, что потопленный им корабль был британским судном под названием «Лакония», водоизмещением в 20 тысяч тони, перевозившим тысячи пассажиров. До этого ему приходилось торпедировать только грузовые или нефтеналивные суда.

       Неожиданно Гартенштейн услышал крики на итальянском языке. Он приказывает поднять на борт двух несчастных, цеплявшихся за ящик. Выяснилось, что в море плавает более тысячи союзников-солдат! Капитан распорядился вылавливать всех итальянцев.

       Среди поднятых на борт оказался один, более или менее сносно говоривший по-немецки. У него Гартенштейн поспешил выяснить, сколько же было на борту «Лаконии» итальянских солдат. «Точно не знаю, но не меньше полутора тысяч», - последовал ответ.

Гартенштейн погрузился в тягостное размышление. Что скажет Муссолини, когда узнает, что немецкая подлодка виновна в смерти полутора тысяч итальянцев?

        Гартенштейн решил продолжать спасательные работы. Очень скоро на борту оказалось девяносто спасенных. И, казалось, им не будет конца. В 1 час 27 минут в эфир ушла радиограмма командующему подводным флотом адмиралу Деницу. Дениц приказал трем лодкам идти на помощь Гартенштейну и принять участие в спасательных работах. К утру U-156 уже подобрала 193 человека, в том числе 21 англичанина.

      В водах близ Фритауна находилась итальянская субмарина «Каппеллини». Она также направилась к месту катастрофы. В 10 часов 10 минут 14 сентября утра командир итальянской субмарины «Каппеллини» капитан 1-го ранга Марко Реведин получил приказ двигаться к месту крушения «Лаконии». Приказ был принят к исполнению немедленно.

      Дениц помнил, что в Дакарском парту стоит несколько французских кораблей. Французы придерживались нейтралитета, поскольку в сентябре 1940 года подверглись нападению англичан, но в то же самое время не были расположены и к фашистам. Но ведь речь шла о спасении терпящих бедствие людей. Почему бы не обратиться к французам с предложением принять участие в операции по спасению?

    В 13 часов адмирал Коллине, находившийся в Дакаре, получил приказ от Виши: приготовиться принять на борт пострадавших пассажиров с британского судна «Лакония» и двигаться к границе территориальных вод. Адмирал отдает приказ на «Дюмон Дюрвиль» следовать из порта Котону к месту крушения. Это примерно тысяча миль. Капитан судна Франсуа Мадлен понимает, что в лучшем случае подойдет к «Лаконии» 16-го вечером.

        В тот же день аналогичный приказ - идти на помощь пострадавшим с «Лаконии» - получил командир сторожевого судна «Аннамит» капитан 3-го ранга Кемар. Наконец, в 16 часов адмирал Коллине выслал к месту крушения крейсер «Глуар».

     В понедельник 14 сентября, с 2 до 3 часов ночи Гартенштейн, не смыкавший глаз уже около полутора суток, подводил итоги, составляя новую радиограмму для Деница. Он принял на свою лодку 400 человек. Затем, отобрав из них примерно половину, снова высадил их в лодки и на плоты. Всего в океане теперь плавало 22 спасательные шлюпки и плоты, на которых нашли временное спасение примерно полторы тысячи человек. В открытом море больше не оставалось ни одного потерпевшего. Неизвестное судно так и не показалось.

     Пассажирам шлюпок и плотов передали немного продовольствия. Впоследствии участники и очевидцы тех событий единодушно соглашались, что день 14 сентября оказался для большинства из них самым тяжелым. Солнце нещадно жгло людей. Воды не хватало. Еды тоже практически не было. В тот день многие умерли. После короткой молитвы тела умерших сбрасывали в океан.

     Ночь с 14 на 15 принесла небольшое облегчение. В 3 часа 40 минут Гартенштейн получил радиограмму, в которой сообщалось, что «Дюмон Дюрвиль» и «Аннамит» подойдут 17 сентября.

        В 11 часов 32 минуты вахтенный матрос закричал: «По левому борту вижу судно! Пеленг 263». Это была подводная лодка U-506. Гартенштейн распорядился перевести на нее 131 итальянца. К вечеру 15 сентября на U-506 находилось более 200 пассажиров.

         В тот же день, в 14 часов с минутами, подошла U-507. Она также приняла на борт наиболее слабых - всего 153 человека. К 17 часам 55 минутам погрузка была закончена. Кроме того, она взял на буксир несколько спасательных шлюпок.

       16 сентября в 8 часов 28 минут «Каппеллини» встретила в открытом море первую группу спасшихся с «Лаконии». На шлюпке под алым парусом они увидели 50 человек. Это были английские солдаты и матросы.

       Жизнь на шлюпке была предельно организована: у потерпевших крушение оказался компас, карта и радиопередатчик. На вопрос итальянцев, нуждаются ли они в чем-нибудь, со шлюпки ответили: «Очень нужна вода». Им спустили бутыли с водой, а также несколько бутылок вина.

        В 10 часов 32 минуты «Каппеллини» повстречал еще одну шлюпку. Здесь дела обстояли гораздо хуже. Кроме 41 мужчины, в шлюпке находились 18 женщин и 25 детей, самому старшему из которых было шесть лет, а самому младшему - несколько месяцев. Командир Реведин не мог взять на борт всех. Он предложил забрать женщин и детей, но после короткого совещания женщины решили, что не расстанутся с мужьями. Тогда итальянцы спустили в шлюпку запас пресной воды, передали горячий бульон, ***, сухари, шоколад и сигареты. И «Каппеллини» отправился дальше на юг, искать других терпящих бедствие.

        В 12 часов 32 минуты U-156 был атакован американским бомбардировщиком. Первые две бомбы не попали в цель. Следующая угодила точно в одну из шлюпок. Затем та же участь постигла еще одну шлюпку. Одна из бомб угодила в носовую часть подлодки. Этот эпизод стал предметом ожесточенных споров. Почему американский летчик атаковал подводную лодку, на которой был флаг Красного Креста?

      В любом случае Гартенштейн вынужден был прекратить спасательные работы и направиться к западу. Когда Деницу донесли о случившемся, он был взбешен. 17 сентября в 1 час 40 минут экипажам подводных лодок, находившихся в секторе гибели «Лаконии», был передан приказ «Льва». Он гласил: «Все томми - свиньи. Безопасность подводной лодки ни при каких обстоятельствах не может подвергаться риску. Категорически запрещается подвергать наши подводные лодки любой опасности, даже если придется бросить спасаемых. Неужели вы думали, что враг будет следить за сохранностью наших лодок?» И в 5 часов 50 минут Дениц приказал посадить всех спасенных пассажиров обратно в шлюпки. Итальянцев следовало оставить на борту до подхода французов.

        В 17 часов 50 минут вышел еще один приказ Деница, имевший в дальнейшем самые печальные последствия. Отныне немецким судам строжайше запрещалось, несмотря ни на какие обстоятельства, оказывать помощь терпящим крушение на море. Этот приказ, позже названный «Тритон Нуль», стоил жизни тысячам людей. А главной причиной его появления стало то самое роковое решение американского летчика.

       В тот же самый день, 17 сентября, в 6 часов 52 минуты корабль «Глуар» забрал на борт пассажиров первой встреченной им спасательной шлюпки. В 14 часов «Глуар» встретился в море с подлодкой U-507 и от нее узнал, что остальные шлюпки следует искать в радиусе 40-50 миль. Чуть позже сюда же подошел «Аннамит».

       Поиск терпящих бедствие продолжался еще несколько часов. Только 18 сентября в 9 часов 25 минут «Глуар» и «Аннамит» снова встретились в море.

fb168dcdbb71d19e5a373fc2bf86e2b4.jpg

      К моменту крушения на борту «Лаконии» находилось 2789 человек, включая экипаж и пассажиров. «Глуар» привез в Дакар 1039 спасенных, еще 42 прибыли на «Аннамите». Четверо английских офицеров остались в плену: двое на подводной лодке U-507, двое - на итальянской «Каппеллини». Две спасательные шлюпки сумели самостоятельно пристать к берегу, в них находились 20 человек. Шестеро итальянцев остались на итальянской субмарине. Таким образом, спаслись 1111 человек...

7481e7e3f096e11d8aedf6bfdbf1614c.gif

 

5. 1959 год.  Запуск советской межпланетной станции «Луна-2».

        «Луна-2» – первая советская автоматическая межпланетная станция (АМС), первая в мире станция, достигшая поверхности Луны. Это второй из аппаратов советской космической программы «Луна».

0f1b6ea4ac6f28b9196b7b255a4f30c3.jpg

Космический аппарат "Луна-2".

         9 сентября 1959 года предпринята попытка запуска автоматической станции «Луна-2» в сторону Луны. Сработавшая автоматика остановила подготовку ракеты-носителя Восток-Л к запуску. Ракета-носитель была снята со стартового стола и отправлена на техническую позицию.

        12 сентября 1959 года в 10:39:42 по МСК осуществлён пуск ракеты-носителя «Восток-Л», которая вывела на траекторию полета к Луне АМС «Луна-2». Это была траектория сближения без использования старта с орбиты.

     14 сентября 1959 года в 00:02:24 станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик.

cfa9ba35b5cf0cb6725d102fa5de062a.png

Место посадки "Луна-2" на карте Луны.

2841b75c0f8cc76a27d3f77c46f02b5d.jpg

Фрагменты вымпела, доставленного на Луну.

         Аппарат не имел собственной двигательной установки. Из научного оборудования на нём были установлены сцинтилляционные счётчики, счётчики Гейгера, магнитометры, детекторы микрометеоритов. Одним из основных научных достижений миссии было прямое измерение солнечного ветра.

         На поверхность Луны был доставлен вымпел с изображением герба СССР, сделанный по секретному заказу С.П.Королева на Монетном дворе в Ленинграде.

        Часть Моря Дождей к северу от района падения станции получила название Залив Лунника.

        В 1958 году третьей Советской антарктической экспедицией был открыт и обследован выступ ледяного Берега Отса в Восточной Антарктиде, который впоследствии был назван мыс Лунник в честь советской автоматической межпланетной станции «Луна-2».

     Советский Союз демонстрировал модель Лунника и ступени ракеты на технических выставках в Европе. ЦРУ удалось получить неограниченный доступ к моделям для изучения вероятных характеристик ракеты-носителя.

      15 сентября 1959 Никита Хрущев — Председатель Совета Министров СССР подарил президенту США Дуайту Эйзенхауэру копию сферического вымпела, доставленного на Луну. Копия этого вымпела хранится в музее Эйзенхауэра в Абилине (штат Канзас). Копия этого вымпела хранится также в музее Канзасский центр космосферы и космоса.

        По-видимому, именно копия лунного вымпела упоминается в написанной вскоре после запуска «Луны-2» песне Александра Галича «Леночка», один из героев которой, дружественный Советскому Союзу эфиопский принц (вымышленный), на приёме в ЦК КПСС «сидит с моделью в ымпела».

5721751965b79ff302676a671e10321c.jpg

Копия вымпела, доставленного на Луну, Канзасский центр космосферы и космоса.

       На луннике стоял метроном который при ударе в 0 часов 2 минуты 24 секунды 14 сентября закончил передавать удары.

      Так как лунник ударился об поверхность Луны со скоростью около 12000 км/ч то вероятнее всего ни лунника, ни вымпела не сохранилось, так как кинетическая энергия удара мгновенно превратила спутник в газ, минуя жидкое состояние (на Луне нет кислорода).

 

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki

                  http://www.darkgrot.ru/cult/momento-mori/korablekrusheniya/article/2583/

 

P.S. Знаю, много букв. Но кто осилил – Молодец.

  • Плюс 6

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
9 053 публикации

Про Лаконию если срастётся - фильм закину на форум

 

Да, есть фильм, снятый по этим событиям.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер, Бета-тестер, Бета-тестер
14 076 публикаций

 

Да, есть фильм, снятый по этим событиям.

 

Наверное стоило хотя бы ссылку сделать на него.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×