Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
serg7178

Крейсер "жемчуг".

В этой теме 7 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
15 публикаций
109 боёв

«Же́мчуг» — бронепалубный крейсер Российского императорского флота типа «Жемчуг», принявший участие вЦусимском сражении и погибший в годы Первой мировой войны.

Постройка и испытания

Заказан Невскому заводу в рамках программы «Для нужд Дальнего Востока». 1 июня 1902 года официально заложен на верфи в присутствии Великого князя Алексея Александровича и получил название «Жемчуг». В течение испытаний прототипа (крейсера «Новик») в проект неоднократно вносились изменения, что привело к замедлению строительства. Кроме того, постройка замедлялась невыполнением своих обязательств контр-агентами завода.
26 июня 1902 года на крейсер были установлены киль, форштевень и ахтерштевень, шпангоуты, стрингеры, бимсы; обшивка бортов была доведена до верхней палубы.

 На 22 марта на «Жемчуг» было установлено 655 тонн стали. 11 июня 1903 года были проведены испытания котлов для крейсера и их установка на корабль. 7 августа были испытаны вращением гребные валы с винтами, 11 августа комиссия признала работы на «Жемчуге» «выполненными удовлетворительно», а крейсер — готовым к спуску на воду.

14 августа 1903 года в 11 часов в присутствии Императора Николая II «Жемчуг» благополучно сошёл на воду. Во время спуска миноносцы «Буйный»«Бравый» и «Бодрый» по традиции салютовали 31 выстрелом. Командиром корабля был назначен капитан 2-го ранга П. П. Левицкий.

К ноябрю 1903 года на крейсере были установлены все котлы, устанавливались иллюминаторы, переборки, мостики, мачты, шла настилка жилых палуб. Машина «Жемчуга» к этому времени была уже практически собрана в мастерской. Наводнением, произошедшем 12 ноября, была сорвана сдача испарителей для «Жемчуга». Следующим штормом 2 декабря крейсер сорвало со швартовов и он застрял на ледовой банке, тем не менее, корпус не получил повреждений. В целях ускорения постройки, на «Жемчуг» были переданы два паровых катера с минного транспорта «Волга».

В начале 1904 года было принято решение о установке на крейсере двух лёгких деревянных мачт для упрощения флажно-сигнального производства. После начала Русско-японской войны работы по постройке корабля были значительно ускорены в середине марта 1904 года завод определил срок сдачи «Жемчуга» флоту — 1 июля 1904 года. Проект вновь подвергся пересмотру по опыту первых боёв, и было принято решение об установке ещё пары 120-мм орудий, которые были взяты с крейсера «Дмитрий Донской». Кроме того, были установлены два торпедных аппарата и механический семафор фирмы Шихау (впервые в русском флоте). Каждый день на крейсере трудились до 480 человек мастеровых. Завод спешил выполнить больший объем работ, пользу­ясь стоянкой крейсера у стенки. Несколь­ко раз посетили крейсер вице-адмирал Ф. К. Авелан и командующий Второй Тихоокеанской эскадрой (в состав которой предстояло войти «Жемчугу») З. П. Рожественский. 26 июля «Жемчуг» провёл швартовые испытания, а уже 5 августа крейсер совершил самостоятельный переход в Кронштадт. На испытаниях корабль показал скорость 23,04 узла с перегрузкой 250 тонн. Все обнаруженные на испытаниях недостатки были за короткий срок исправлены на заводе в Ревеле. 29 августа «Жемчуг» окончательно вошёл в состав Второй Тихоокеанской эскадры.
27 сентября в Ревеле состоялся Императорский смотр эскадры, во время которого Николай II побы­вал на «Жемчуге» и пожелал ко­манде и офицерам «счастливого пути и благополучного возвращения».

Крейсер во время Русско-японской войны

Переход на Дальний Восток[править | править исходный текст]
28 сентября эскадра оставила Ревель и, построившись в две колонны, взяла курс на Либаву. «Жемчуг» занял место в правой колонне за транспортом «Анадырь». В Либаве на крейсер были погружены запасы угля, а 2 октября «Жемчуг» навсегда покинул последний российский порт на Балтийском море. Головным в отряде обычно шел крейсер 2 ранга «Алмаз» под флагом контр-адмирала Энквиста. «Жемчуг» занимал место третьим в колонне, за «Светланой». Во время похода на корабле часто случались поломки, которые нередко приходилось исправлять на ходу.21 октября ядро Второй Тихоокеанской эскадры прибыло в Танжер, и часть кораблей с меньшей осадкой, среди них и «Жемчуг», пошли через Средиземное море и Суэцкий канал. 1 февраля 1905 года у берегов Мадагаскара эскадра соединилась с «Догоняющим отрядом», в который входил однотипный с «Жемчугом» крейсер «Изумруд». Начались совместные с эскадрой упражнения в стрельбе и эволюциях, причём «Жемчуг» отличался своим умелым маневрированием. 3 марта «Жемчуг» и «Изумруд» назначили состоять при главных силах, и на переходе они занимали свои места справа и слева на траверзе флагманского броненосца «Князь Суворов». Плавание сопровождалось изнурительными погрузками угля на океанской волне в тропическую жару.
6 мая «Жемчуг» задержал норвежский пароход «Оскар II», однако последний был отпущен и, по некоторым данным, сообщил о нахождении всей русской эскадры. Приказ с инструкциями, отданный перед боем, отводил «Жемчугу» и «Изумруду» роль репетичных кораблей при флагманских броненос­цах.
Цусимское сражение

После подхода Второй Тихоокеанской эскадры к Цусимскому проливу и обнаружения её японскими разведывательными судами, «Жемчуг» в 7.00 остановил японский пароход, однако вскоре по приказу командующего отпустил его. Около 11.00 крейсер несколько раз открывал огонь по японским кораблям. В 12.00, находясь уже в Цусимском про­ливе, корабли изменили курс на норд-ост 23°. Вскоре первый броненосный отряд вышел вправо из общей колонны, при этом «Жемчугу» было приказано перейти на траверз «Орла», за ним держался «Изумруд» и четыре миноносца 1-го мин­ного отряда.
В начале боя главных сил командир «Жемчуга» приказал открыть огонь «для поднятия духа команды». Сразу после выхода из строя броненосца «Ослябя», крейсер направился к нему и получил первое попадание 152-мм снарядом. Повреждения оказались незначительными, но был убит лейтенант барон Врангель и выведена из строя вся прислуга кормового орудия. Крейсер вышел из-под огня противника и оказался среди вспомогательных судов, причём чуть не столкнулся со вспомогательным крейсером «Урал»: «Жемчуг» про­чертил правой частью кормы по форштев­ню «Урала», зацепив при этом правым винтом за его корпус. Повреждения получил минный аппарат, из которого вывалилось за­рядное отделение торпеды.

В 14 часов «Жемчуг» вернулся к главным силам эскадры, однако получил попадание очередного 120-мм снаряда, разрыв которого причинил многочисленные повреждения правому шкафутному орудию и привёл к воспламенению снарядов, предназначенных для первых выстрелов. После этого попадания «Жемчуг» вышел из-под огня линейных сил японцев и примкнул к отряду крейсеров, вступив в кильватер «Владимиру Мономаху», ведя перестрел­ку с японскими крейсерами, нападавшими на транспорты. В дальнейшем командир «Жемчуга» счёл за лучшее не приближаться к броненосцам, чтобы не рисковать крейсером. Всего за дневной бой «Жемчуг» получил 17 попаданий, причинивших повреждения дымовым трубам и, незначительные, корпусу корабля; погибло 12 человек, в том числе два офицера, около тридцати человек получили ранения[2].
К концу дня «Жемчуг» окончательно присоединился к отряду крейсеров контр-адмирала О. А. Энквиста, заняв место на левом траверзе «Авроры». Ночью отряд пытался изменить курс, но неизменно наталкивался на японские миноносцы. Капитан 2 ранга Левицкий пытался выяснить намерения флагмана, но получил лишь приказ следовать с отрядом в Манилу для ремонта. 21 мая русские крейсера бросили якорь в Маниле, а 25 мая по распоряжению из Петербурга интернировались до окончания военных действий.
После заключения мира с Японией на «Жемчуге» начали готовиться к переходу в Россию. Согласно высочайше утверждённому распределению интернированных кораблей, ему предстояло перейти во Владивосток и войти в состав Сибирской флотилии. 14 октября в 12.20 «Жемчуг» покинул Манилу и направился к месту назначения.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
275 публикаций

Естьмного тем на форуме где рассказывается как создать хорошую тему.А так для новичка нормально

Совет:

Добавь фото и источники

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
333
[RN]
Репортёр, Альфа-тестер
879 публикаций
3 911 боёв

Бессмысленная копипаста из вики. Даже текст не редактировался.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
794 публикации
419 боёв

ТСу - позор, просто позор. Текст тупо передранный из Википедии, причем не полностью. Скажи, послевоенная судьба и бой в Пенанге менее важны, чем события от постройки до Цусимы? Ну драл бы статью до конца, что мешало-то? Даже сноски Википедии выделенные остались!  И, да, почему этот "шедевр" именно в разделе "Библиотека"? 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
88 публикаций
54 боя

 

В ответ на стремительный рост японс­кого флота российское правительство в 1898 году приняло «Дополнительную про­грамму для нужд Дальнего Востока», включавшую постройку 5 эскадренных броненосцев, 16 крейсеров, 2 минных транспортов и 36 миноносцев и истреби­телей. Корабли проектировались с учетом условий дальневосточного театра воен­ных действий, а также с оглядкой на но­вые японские суда. Планировалось под­готовить и сосредоточить флот на Даль­нем Востоке к 1905 году.

Столь обширную программу, да еще и за весьма короткий срок, отечественная судостроительная промышленность вы­полнить была не в состоянии. Вопреки неоднократным указаниям императора на то, что российский флот должен строить­ся на русских заводах, из русских матери­алов, .руками русских рабочих, пришлось обратиться к услугам зарубежных фирм; помимо всего прочего, это позволяло по­лучить образцы новейших кораблей.

Планировалось построить 10 бронепа­лубных крейсеров 2 ранга, головные за­казать за границей, испытать и выбрать лучший образец и по нему организовать серийное производство в России. В апре­ле 1898 года МТК разработал и передал в ГУКиС «Программу для проектирования крейсеров в 3000 т». По опыту недавних морских сражений, они должны были ве­сти ближнюю разведку в интересах эскад­ры, защищать броненосцы от миноносцев противника и поддерживать атаки своих миноносцев.

Программа (то есть техзадание, если применять современную терминологию) предусматривала небывалую для крейсе­ров того времени скорость — 25 уз., воо­ружение из 6 120-мм и 6 47-мм скорост­рельных пушек, 6 минных аппаратов с за­пасом самодвижущихся мин 12 штук, 25 мин заграждения, запас угля должен был обеспечить дальность плавания не менее 5000 миль при 10-уз. скорости, защиту жизненно важных частей в виде броневой палубы «возможной толщины». При этом требовалось уложиться в 3000 т.

Предложения разослали заграничным судостроительным фирмам, которые дол­жны были представить предварительные проекты, а также обозначить сроки и сто­имость постройки. Вскоре начали посту­пать ответы. Согласно «Журналу МТК по кораблестроению от 3.7.1898 № 82» места между потенциальными подрядчиками рас­пределились следующим образом: 1-е — «Ф.Шихау», 2-е — «Крупп», 3-е — Невский завод, 4-е — «Ховальдтсверке» и 5-е — «Ансальдо». С высочайшего разрешения 5 августа того же года был подписан кон­тракт с победителем конкурса — немецкой фирмой «Ф.Шихау» — на постройку крей­сера «Новик». Но заказ на оставшиеся 9 кораблей программы по-прежнему выгля­дел лакомым куском для судостроителей.

Боясь опоздать к дележу «крейсерско­го пирога», правление товарищества Не­вского завода обратилось с просьбой к уп­равляющему Морским министерством вице-адмиралу П.П.Тыртову допустить свои проекты на конкурс и не отказать в выдаче заказа на крейсера, обещая пе­рестроить завод в специально судостро­ительный. Следует заметить, что Невский ранее выполнял заказы по строительству миноносцев, которые сдавались с большим опозданием и отличались невысоким каче­ством изготовления. Тем не менее пред­ставленный товариществом проект крейсе­ра в 3200 т, разработанный в Англии инже­нером Эдуардом Ридом совместно с фир­мой «Моудслей, Филд и сыновья», на кон­курсе занял почетное третье место.

Уже 11 июля 1898 года правление това­рищества проинформировало ГУКиС, что фирма «Моудслей» подписала контракт на составление проекта и техническое руко­водство постройкой судов и механизмов на Невском заводе по заданию МТК. По пред­варительной спецификации корпус крей­сера имел размерения 117,4х12,2x4,73 м. Было предусмотрено двойное дно в пре­делах котельных и машинных отделений, две мачты с марсами для прожекторов, броневая палуба из двух слоев, тиковое покрытие верхней палубы из досок тол­щиной 63 мм, боевая рубка из 102-мм плит. Энергетическая установка состояла из машин тройного расширения с опроки­нутыми цилиндрами и 16 паровых котлов типа «улучшенный Ярроу» с трубками ди­аметром 1,25 дм. Вооружение — соглас­но заданию МТК.

Однако, несмотря на заверения Не­вского завода сделать все быстро и каче­ственно, эпопея с разработкой чертежей крейсера растянулась на полтора года. Причем сравнение проекта Э.Рида с харак­теристиками крейсеров немецкой фирмы «Шихау» и датской «Бурмейстер ог Вайн» выглядело явно не в пользу первого.

В конце концов терпение управляюще­го Морским министерством лопнуло. 8 ян­варя 1900 года он направил в МТК распо­ряжение «за невозможностью откладывать далее постройку крейсера в 3000 т на Не­вском заводе... обсудить и доложить, нельзя ли будет строить корпус по черте­жам крейсера «Новик», а механизмы и кот­лы — или по «Шихау», или по уже утверж­денным МТК чертежам завода «Моделей, Филд и сыновья». Собравшийся через не­сколько дней комитет в последний раз рас­смотрел проект, представленный Невским заводом, и нашел, что из-за отсутствия под­робных чертежей и спецификаций дать полноценный отзыв о нем трудно. Заклю­чение контракта признали невозможным и предложили воспользоваться готовым про­ектом «Шихау». Вице-адмирал Тыртов со­гласился с мнением комитета и поручил ГУКиС войти в соглашение с «Шихау» о до­ставке подробных чертежей крейсера «Но­вик» и его механизмов для воспроизведе­ния их на Невском заводе.

Правление завода «имело честь сооб­щить», что может принять на себя выпол­нение заказа на два крейсера с обязатель­ством гарантии той же самой скорости и других морских качеств, которые обнару­жит «Новик», при этом устанавливались следующие сроки готовности судов со дня подписания контракта и получения всех чертежей от Морского министерства: пер­вый — 28 месяцев, второй — 36, к тому же обещалось, что будут приняты меры к сокращению этих сроков. Но управляю­щий не согласился с фразой «со дня по­лучения последнего чертежа», видя в этом возможность для завода бесконеч­но оттягивать сроки из-за отсутствия лю­бой пустяковой бумаги.

Заказывая корабли за границей, россий­ское Морское ведомство хотело получить образцы для копирования на собственных заводах. Однако организация, ведающая заказом судов, то есть ГУКиС, своевремен­но не позаботилась включить в контракты соответствующие пункты, которые позво­лили бы использовать рабочие чертежи завода-изготовителя, поскольку это потребовало бы дополнительных затрат.

Контракты, правда, предусматривали пун­кты, по которым фирмы обязаны были представить чертежи в МТК, но какие и ког­да, строго не оговаривалось, при этом из-за неточностей в переводе возникали раз­личные трактовки одного и того же пункта. Так, к немалому удивлению начальника ГУКиС, обнаружилось, что завод «Шихау» не собирается предоставлять рабочие чер­тежи бесплатно. Хотя в контракте на пост­ройку крейсера «Новик» говорилось, что «фирма должна снабдить наблюдающих инженеров под расписку комплектом доку­ментации и чертежей. Кроме того, фирма обязана предоставить в МТК комплект чер­тежей в трех экземплярах». У немцев было свое толкование этой статьи.

На занимавшего и так достаточно хло­потную должность наблюдающего за по­стройкой крейсера «Новик» в Германии капитана 2 ранга П.Ф.Гаврилова обруши­лась новая забота — обеспечить чертежа­ми крейсера Невский завод. В январе по­ступило приказание начальника ГУКиС срочно отправить все чертежи и модели для отливки главных деталей машин в Пе­тербург. В ответной телеграмме Гаврилов сообщал, что к началу постройки корабля чертежей просто не существовало, по­скольку они разрабатывались по ходу строительства, исправлялись по указани­ям наблюдающих инженеров и только пол­ностью готовыми отправлялись на рас­смотрение МТК, который вносил свои по­правки и возвращал на завод для даль­нейшей доработки, затем круг повторял­ся до полного согласования со всеми тре­бованиями МТК. При этом завод считал чертежи крейсера «своей исключительной собственностью» и полагал невыгодным передавать чертежи «даже за плату», ведь крейсер «Новик» — гордость фирмы — являлся кораблем совершенно нового типа. Фирма соглашалась расстаться с чертежами только через несколько меся­цев при условии заказа второго крейсера или эквивалентного числа миноносцев. Даже за крупное вознаграждение завод не брал на себя обязательство предоставить чертежи ранее чем через несколько ме­сяцев. Гаврилов напомнил начальству, что он не может диктовать свои условия на частном, да к тому же еще и заграничном заводе. Он докладывал, что имеет по ма­шинам много цифр и рисунков, а чертежи и модели еще не готовы. К решению воп­роса о чертежах был привлечен и морс­кой агент в Германии лейтенант Полис, при этом он выяснил, что немецкий пере­вод статьи контракта имеет иной смысл, нежели русский. Короче, повторилась ис­тория с контрактом «Варяга». Единствен­но, чего удалось добиться Полису, так это согласия «Шихау» выдать рабочие черте­жи в обмен на заказ машин для следую­щего крейсера.

В начале марта начальник ГУКиС уведо­мил Невский завод о предполагаемой вы­даче ему заказа на два крейсера типа «Но­вик» и, посылая копии контракта и специ­фикаций, просит сообщить цену и сроки постройки. Правление завода через месяц информировало, что, по их расчетам, сто­имость за каждый крейсер должна соста­вить 3 300 000 руб. ГУКиС предложил свой вариант: из этой суммы следовало вычесть 1 184 116 руб., в том числе 100 000 руб. — за готовые чертежи, 481 416 руб. — за сня­тие ответственности в случае невозможно­сти обеспечить беспрецедентно высокий ход и 602 700 руб. — за удвоение заказа. Кроме того, указывалось и на то, что рабо­чая сила в Данциге дороже, чем в Петер­бурге. Была предложена система штрафов за опоздание и недобор скорости (за пер­вый узел недобора — 37 000 руб., за вто­рой — 83 000 руб.).

Наряд на постройку пяти миноносцев типа «Циклон» и двух крейсеров типа «Новик» ГУКиС выдал 7 июля 1900 года. Правление Невского завода, несколько умерив свои аппетиты, согласилось сни­зить контрактную цену до 3 095 000 руб. за крейсер, но просило при этом еще 75 000 руб. на приглашение инженеров для руководства постройкой. Наблюдающим за изготовлением котлов и механизмов МТК назначил старшего инженер-механи­ка Ильина и его помощником старшего ин­женер-механика Николаевского; построй­ку корпуса должен был контролировать младший судостроитель Усов ('Вице-адмирал С.О.Макаров предложил кандидатуру младшего судостроителя Египтеоса, уже служившего на этом заводе. На что председатель МТК возразил: «Египтеос служит на частном заводе и находится в пол­ном подчинении правления и не может быть наблюда­ющим от Морского министерства». После двухмесяч­ного препирательства все-таки был назначен Усов, но пробыл он на этой должности недолго).

Переговоры с «Шихау» не продвига­лись, несмотря на угрозы из Петербурга задержать платежи в связи с невыполне­нием пункта контракта о предоставлении чертежей. В то же время чертежи продол­жали поступать в МТК на рассмотрение небольшими разрозненными партиями, а тот, в свою очередь, явочным порядком начал направлять их на Невский завод для копирования. Капитан 2 ранга Гаврилов доложил в ГУКиС, что завод «Шихау» не считает себя обязанным выдавать ра­бочие чертежи, а только общие и то по сдаче «Новика», но он может предоста­вить и рабочие чертежи, если получит от Невского завода заказ на механизмы для двух крейсеров. Вскоре от немцев посту­пило официальное предложение изгото­вить механизмы для крейсеров на сумму 4 100 000 германских марок, срок отгруз­ки — 22 месяца с последующим монта­жом, испытанием и сдачей, но при этом фирма требовала задаток в 25% от всей суммы. Правление Невского завода в от­вет выступило с патриотическим почином: «Передача заказа машин за границу про­тиворечит национальным интересам — развитию национального судостроения». Вице-адмирал Тыртов не возражал про­тив этой инициативы, и предложение фир­мы «Шихау» в конце концов отклонили.

30 сентября Гаврилов в конфиденци­альном письме в Санкт-Петербург сооб­щал, что отстраненный от должности млад­ший судостроитель Пущин 1-й увез с со­бой чертежи, предоставленные ему фир­мой «Шихау» для временного пользова­ния. Неясно, что подвигло младшего судо­строителя на поступок, который можно ква­лифицировать как воровство, вряд ли лич­ная инициатива. Судя по резкой реакции начальника ГУКиС вице-адмирала Верховского, это было не его задание, да и в под­чинении у вице-адмирала Пущин 1-и не на­ходился. Представитель МТК главный ин­спектор кораблестроения Кутейников (на­чальник всех кораблестроителей) занимал более лояльную позицию, хотя в письме к вице-адмиралу Верховскому писал, что по­ступок Пущина 1-го бросает тень на МТК. Возможно, младший судостроитель выпол­нил приватную просьбу правления Невско­го завода. Даты вывоза чертежей и отказа от предложения фирмы «Шихау» насчет машин поразительно совпадают. А так как чертежи пребывали у Пущина 1-го в Рос­сии больше месяца, то можно с высокой степенью вероятности допустить, что Не­вский завод их скопировал, косвенным до­казательством чего может служить факт поступления на Невский завод указания ГУКиС строить «только по утвержденным чертежам, прислать все имеющиеся в МТК». 8 ноября из МТК и ГУКиС были от­правлены три свертка с чертежами общим количеством 192 листа и две тетради с рас­четами и заказами на материалы. На ка­рьере Пущина операция по нелегальной доставке в Россию чертежей фирмы «Ши­хау» заметным образом не отразилась. Вернувшись из Германии, он получил бла­годарность за строительство миноносцев в Эльбинге и, продолжив службу в корпу­се корабельных инженеров, дошел до ге­неральских чинов.

Меж тем на Невском заводе продолжа­лись работы по подготовке к постройке крейсеров. Был закончен новый эллинг, в котором готовились к установке кильбло­ков. Изготовлен деревянный макет крей­сера. Произведена разбивка на плазе но­совой и кормовой частей. Фирма «Шихау» согласилась взять на себя заказ на две бортовые машины со всеми котлами, за все она просила 1 655 225 российских руб­лей без задатка. Но Невский завод отве­тил официальным отказом.

В середине марта 1901 года определи­лись с количеством крейсеров — на Не­вском заводе предполагалось построить два корабля. Наблюдающим назначили капитана 2 ранга Левицкого.

Предвидя скорое окончание испытаний «Новика», фирма «Шихау» выразила го­товность передать все необходимые чер­тежи из 235 готовых, за что вице-адмирал Верховский выразил искреннюю благо­дарность. Изучив их, инженеры Невского завода обнаружили, что при углублении 5 м водоизмещение крейсера составляет не 3130 т, а всего 3021 т. МТК срочно зап­росил Данциг насчет перегрузки «Нови­ка». Капитан 2 ранга Гаврилов ответил: «Теперь углубление 3,58 м, нужно догру­зить 1000 т, недогруз 200 т». Таким обра­зом удалось обнаружить, что фирма облегчила корпус «Новика». Было предложено еще раз проверить расчеты, и если они подтвердятся, то запас исполь­зовать для подкрепления корпусов новых крейсеров.

Тем временем вице-адмирал Тыртов потребовал от МТК ускорить рассмотре­ние контракта, поскольку это задержива­ет постройку, на что неоднократно обра­щал внимание император. Через неделю после этого напоминания новый предсе­датель МТК, герой русско-турецкой вой­ны вице-адмирал Ф.В.Дубасов предста­вил соображения комитета по контракту и спецификациям Невского завода. Было отмечено много недостатков, которые до­стались от проекта завода «Шихау». Са­мый существенный из них — котлы, холо­дильники и патронные погреба примыка­ют вплотную к бортам крейсера и не име­ют защиты от повреждений при ударе та­раном или при посадке на мель, что мо­жет вызвать сдвиг котлов и обрыв трубо­проводов. Фирма «Шихау» не выполнила требование МТК о доведении второго дна до броневой палубы. Предлагалось у крейсеров, заказанных Невскому заводу, снизить скорость до 24 уз., но обеспечить живучесть, для чего увеличить ширину корпуса примерно на 2 фута (0,61 м). Кро­ме того, комиссия рекомендовала повре­менить с постройкой до всесторонних и полных испытаний «Новика». Последнее предложение не нашло понимания у ру­ководства Морского министерства, хотя фактически оно и было выполнено за счет проволочек и неувязок с документацией и поставками. Уширение корпуса до 42 футов (12,8 м) требовало составления нового теоретического чертежа и, как следствие, новую разметку на плазе и новых расчетов по всем частям.

22 сентября 1901 года правление «То­варищества Невского судостроительно­го и механического завода», во исполне­ние наряда ГУКиС от 7 апреля 1900 года № 11670, заключило контракт на построй­ку двух крейсеров типа «Новик». В доку­менте, в частности, говорилось, что первый крейсер должен быть закончен через 28, а второй — через 36 месяцев с момента подачи всех основных чертежей и утвер­жденной спецификации (срок считать с 1 июня 1901 года). Скорость на шестича­совой пробе на тихой воде — такая же, какую разовьет «Новик», но при этом выше 25 уз. — необязательна. Оплата — по 3 095 000 руб. за каждый крейсер (без вооружения), кроме того — 75 000 руб. за наем инженеров на оба корабля. Деньги выплачиваются заводу равными частями в пять этапов. Задаток — 50% стоимости крейсера под залог процентных бумаг рубль за рубль. За опоздание сдачи для испыта­ний налагается штраф 6% годовых. За не­добор скорости в четверть первого узла удерживается 4000 руб., второго узла — 9000 руб. При скорости меньше 23 уз. Морское министерство может отказаться от крейсера с возвратом платежей с на­числением 6% годовых. За переуглубле­ние в 3 и 4 дюйма — по 6000 руб., 5 и 6 дюймов — по 10 000 руб. При углублении 16 футов 10,75 дюйма также возможен отказ от корабля. Расход угля на индика­торную силу — не больше, чем на «Нови­ке». Контракт подписали председатель правления завода Н.И.Белюстин и вице-адмирал В.П.Верховский

Источник: В.В Хромов, Крейсера типа "Жемчуг".

Автору темы советую почитать.

 

Изменено пользователем raven_shpana

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
83 публикации

Ребят, мне одному жутко интересно читать про Российский морской флот?

Тема интересная, побольше бы таких тем)))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×