Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
XHunter

Невезучие подводные лодки (истории)

В этой теме 26 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
175 публикаций
464 боя

Как советские подводники украли секрет США

Осенью 1983 года, когда холодная война между СССР и США была в самом разгаре, на весь мир прогремела сенсация в виде фотографий аварийно всплывшей К-324 в Саргассовом море у берегов США. Сама подводная лодка имела дифферент на нос, гребной винт частично выходил из под воды.

Однако, США волновалась не сколько из-за самого факта нахождения атомной подводной лодки у своих берегов, проблема была в том, что намоталось на винт невезучей К-324. А теперь, сама история!

Атомная подводная лодка К-324 проекта «Щука» вышла в свой первый боевой поход. Два эшелона противолодочной обороны США лодка прошла спокойно и слежки за собой не обнаружила. Однако, примерно через пять дней лодка засекла работу гидроакустических буев, что означало раскрытие нахождения подводной лодки. Докладывать о том, что К-324 раскрыта в штаб не стали, решив уйти от слежки. Как раз в это время мимо проходило довольно большое судно, которое и укрыло подводную лодку от ушей супостата. К-324 пристроилась под килем судна и пошла под ним. Как следствие, лодку снова потеряли.

К-324, скрывшись от противника, заняла боевую позицию В Саргассовом море примерно в тридцати восьми милях от базы военно-морских сил США в Джексонвилле. Именно там располагается верфь, где американцы строят подводные лодки. В этом же районе у края территориальных вод находился корабль разведки Северного Флота «Находка», который пристально следил за предстоящими испытаниями новой подводной лодки США «Флорида». Именно корабль «Находка» должен был обнаружить «Флориду» и «передать» ее К-324 для дальнейшего сопровождения и записи обнаруженных характеристик.

Все бы хорошо, однако, выход «Флориды» задерживался на несколько суток, К-324 получила приказ сменить позицию, пристроившись под рядом идущее судно, «Находка» определил судно как рыбацкое. К-324 четко выполнила приказ. Однако, только потом выяснилось, что судно было совсем не рыбацкое, а К-324 маскировалась под днищем новейшего фрегата ВМС США «Макклой», который как раз и искал К-324!

После  прибытия в нужный район, К-324 ушла от фрегата, а «Макклой» спокойно ушел к себе на базу. По прибытии на базу, американца запаниковали, «Макклой» потерял суперсекретную умную антенну, длиной несколько сот метров, предназначенную для дальнего обнаружения подводных лодок противника. Антенна представляла собой стальной трос, длиной несколько сот метров с металлическим шаром на конце с электроникой.

После конкретной выволочки, американцы решили, что антенна оторвалась в результате сильного шторма. Эта версия была весьма сомнительна, так как такую антенну и танком не оторвать… А вот советской подводной лодкой – запросто!

Во время ночной вахты 25 октября 1983 года, на подводной лодке К-324 сработала аварийная защита, которая остановила турбину. Глубина под лодкой около четырех тысяч метров. Лодка была одновальная, ситуация складывалась более чем серьезная. Глубину лодка держала только за счет подруливающих устройств и электрического двигателя, дававшего скорость около трех-четырех узлов. Главный механик определил причину, что-то случилось с винтом, однако, даже если намотали рыболовные сети, то они просто порвутся и ничего не произойдет. С большим трудом лодка всплыла, однако, на поверхности был сильный шторм, который в сочетании с темнотой ночи не давал возможности приблизиться к винту. С большим трудом в перископ разглядели трос, толщиной около десяти сантиметров. К-324 доложил о сложившейся ситуации в штаб. После двух безуспешных попыток уйти под воду, погружаться и не пытались. Во время второй попытки лодка чуть не провалилась на запредельную глубину, ей с большим трудом удалось всплыть.

Ближе к вечеру 26 октября волнение позволило приблизиться к винту, несколько выстрелов в толстый трос, результатами которых стали только искры, дали понять, что он бронированный. Топор, которым попытались перерубить трос, просто улетел в море. Оставалось только ждать помощи.

После того, как канадский авиалайнер пролетел над всплывшей подводной лодкой, появились противолодочные «Орионы», которые забросали лодку гидроакустическим буями, повисли вертолеты.

В ночь на 27 октября, подводная лодка К-324 получила радиограмму о том, что к ней идет корабль «Находка», а также кубинский спасательный корабль «Алдан». Из радиоперехватов самой К-324 стало известно, что к К-324 полным ходом идут два эсминца ВМС США «Николсон» и «Питерсон», а также удалось узнать, что К-324 намотала на винт сверхсекретную и суперсовременную буксируемую гидроакустическую антенну системы TASS. Так как лодка не имела хода, вероятность того, что американцы попытаются отбить антенну, была очень высокой.

0_4da7af_c075411c_XL.jpg

Корабль "Находка" прикрывает своим корпусом заводку драги на аварийную К-324 от эсминца США

Противостояние началось! Два американских корабля пытались зажать лодку в клещи, маневрируя на дистанции около тридцати метров, постоянно предлагаю помощь. Однако, командир подводной лодки вывесил на перископ сигнал о том, что в помощи не нуждается, требует прекратить опасное маневрирование. Корабли и вертолеты пытались крючьями зацепить антенну с кормы лодки, однако, она была намертво накручена на винт. Противостояние продолжалось. Особенно острая обстановка сложилась 5 ноября, когда американцы дали сигнал о том, что готовят к спуску десантно-штурмовые средства. Капитан К-324 действовал оперативно, группа из восьми офицеров была размещена на кормовой надстройке с автоматами и гранатами. Воздух под давлением в двести атмосфер подали через кормовые балластные цистерны в воду, пузыри поднялись до неба! Сама подводная лодка К-324 была моментально приготовлена к подрыву и затоплению. Нападение на суверенную территорию в виде атомохода в нейтральных водах – это однозначно война!

Американцы не рискнули взять К-324 на абордаж, ситуация медленно успокаивалась. 8 ноября подошло кубинское спасательное судно, американцы отступили. Водолазы доложили, что всего лодка вырвала 420 метров бронированного кабеля, и снять его в походных условиях невозможно. Ту часть кабеля, которая тянулась за лодкой, почти сутки выбирали из воды, укладывали в первом отсеке.

Однако, американцы продолжали мешать нашим подводникам. Для буксировки было необходимо завести буксирную драгу с помощью специальных надувных плотиков, на это ушло почти десять часов. Однако, когда все было практически готово, американский офицер потопил плотики из карабина. Снова стали заводить драгу, и снова карабин все потопил. После этого, решили плотики прикрыть кораблем «Находкой», и это получилось!! Драгу завели, и К-324 на буксире двинулась на Кубу. Уже после недолгого ремонта, К-324 еще две недели несла службу у берегов Америки, а потом благополучно вернулась домой.

Невезучая К-429

0_4da7e3_ff1d14e8_XL.jpg

Надо сказать, что о 670 проекте в нашей литературе рассказано незаслуженно мало (как, впрочем, и обо всех других сормовских лодках из-за запуганности и скрытности нижегородцев), при этом есть и ошибки, и неточности и элементарная путаница. В труде В.Н. Бурова, к примеру, при описании проекта 670 и 670М из точных цифр указана лишь длина модернизированной лодки (фото, естественно, перепутано).

Эти подводные лодки "засветились" лишь после аварии на одной из "Чарли" — замелькали их фотографии в бюллетенях "Гринпис" и иностранной печати, а после наступления гласности к ним проснулся интерес и в нашей прессе. "Героиней" этих публикаций стала К-429 Тихоокеанского флота.

0_4da7e2_a40cace4_XL.jpg

К-429 поднятие на пантонах

 

...24 июня 1983 года около 21 часа по Хабаровскому времени лодка вышла в полигон боевой подготовки для передачи от первого экипажа второму в "горячем" состоянии. Второму экипажу также требовалось подтвердить свое нахождение в линии (перерыв не должен превышать полугода, иначе пришлось бы долгое время сдавать курсовые задачи). Старшим на борту был начальник штаба соединения, командиром выходил капитан 1 ранга Н. Суворов (второй экипаж), но не борту находился 121 человек, из них 72 прикомандированных, в том числе командир первого экипажа и оба командира БЧ-5. Семь нянек, как говорится.

За двое суток до этого К-429 вернулась из дальнего похода. Царила полная неразбериха, вещи заносили те, кто прибывал на лодку, вещи уносили те, кто сходил, за материальные ценности нес ответственность еще как бы первый экипаж, но официально он уже не отвечал за приготовление лодки к выходу в море, кроме того, моряки устали и мало помогали в сборах. А второй экипаж (набранный с пяти лодок), естественно, не мог знать таких мелочей, как, например, выход из строя сигнализации положения некоторых забортных отверстий. Предполагая, что выход в море будет кратковременным, дополнительные ИСП-60, водолазное белье, ИП-6 и прочие "мелочи" не загрузили.

При переходе лодки в район дифферентовки в бухту Саранная продолжалось, уже в нарушение всех инструкций, вентилирование носовых отсеков в атмосферу, хотя после приготовления к походу и бою запоры общесудовой системы вентиляции должны быть уже на ручном управлении и стоять на стопорах. Сменился личный состав на боевых постах, после объявления учебной тревоги вентиляторы были остановлены, но 1 и 2 запоры вдувной магистрали остались открытыми, а транспаранты их положения в ЦП, ввиду поломки, естественно, не загорались.

В 23 часа 30 минут начали погружение, лодка перешла в позиционное положение (заполнены цистерны концевых групп)- но клапаны вентиляции цистерн средней группы не открывались ввиду срабатывания автоматики, которая реагировала на открытые забортные отверстия. По приказу командира БЧ-5 была отключена блокировка. К этому событию примешалось еще одно - оказались закрытыми)!) кингстоны глубиномера и в центральном посту не могли понять, почему лодка не погружается. Не став особенно разбираться, командир БЧ-5 приказал принять воду для утяжеления лодки в уравнительную цистерну.

И тут одновременно поступили два доклада: из ЦП — "Топ перископа — ноль" (перископ ушел в воду) и из четвертого отсека — "Поступление воды в отсек!"

На подводной лодке была объявлена аварийная тревога, командир БЧ-5 дал команду на продувание цистерн воздухом высокого давления (ВВД), но поскольку клапаны вентиляции и аварийные захлопки цистерн были открыты (шел процесс погружения), то воздух вытравился в море.

Погас свет, уже после подъема лодки было установлено, что оператор ГЭУ, который находился в 4 отсеке, успел сбросить аварийную защиту реактора и заглушить его всеми штатными поглотителями. Командиры дивизионов электротехнического и движения были обнаружены у 1 запора системы вентиляции, на привод которого был надет ключ-трещотка, но за те 30 секунд, что им было отведено, они не успели да и не смогли бы его перекрыть. Мичман В. Лещук (доложивший о поступлении воды) также был найден у люка, навалившимся на рычаг затвора.

Два молодых матроса, которые находились в верхнем помещении четвертого отсека, самовольно кинулись в корму, переборочную дверь в 5 отсек из-за поступающей воды они закрыть уже не смогли, в результате было затоплено и реакторное помещение.

После удара о грунт были вручную закрыты клапаны вентиляции, поданы остатки ВВД, лодка чуть подвсплыла и обратно легла на грунт на глубине 39 метров, с креном 15 градусов на левый борт и дифферентом на корму в полградуса. В затопленных помещениях погибло 14 человек. В носовых отсеках находилось 84 человека, в корме - 23.

Перед командованием лодки встала задача оповестить флот о происшествии. Аварийно- спасательный буй, предназначенный для этого, отдать не смогли- он был расклинен еще первым экипажем перед выходом в море во избежание потери. Всплывающее спасательное устройство также отдать не смогли. Позднее Главком ВМФ приказал фактически выпустить ВСУ на всех подводных лодках проекта 670, но ни у кого это устройство не сработало.

Оставался один вариант — выпустить физически крепких, подготовленных ребят в водолазном снаряжении через торпедный аппарат. Через 4,5 часа мичмана Мерзликина обнаружили пограничники, и флот был оповещен об аварии. Осложнили ситуацию взрывы аккумуляторных батарей и неудачная попытка выстрела торпеды из 533-мм аппарата — она вышла наполовину, чем не только закупорила возможный выход для подводников, но и усложнила впоследствии спасательные работы.

Кроме двоих, которые погибли при выходе из лодки, все люди были спасены. Надо отметить, что такая операция была осуществлена в нашем флоте впервые.

После этого неудачного погружения для К-429 наступила "черная" полоса. При подъеме (до него и во время) были дополнительно затоплены 1, 3, 4 и 5 отсеки, что еще более затруднило подъем лодки - несмотря ни на что, 9 августа 1983 года она была поднята и 13 августа поставлена в плавучий док. Сроки восстановления ПЛ были сжатыми, а объемы работ большими, исходя из разрушений, причиненных взрывами батарей и затоплением - в тогдашних ценах эти работы оценивались в 300 млн. рублей. 13 сентября 1985 года, в период приемки лодки из ремонта, в результате грубых нарушений требований живучести, К-429 затонула у стенки завода бухте Сельдевой - только теперь оказались затопленными все отсеки. То ли возиться с ней флот устал, то ли увидели в этом предзнаменование - только лодку после осушения решили списать из боевого состава ТОФ и в 1987 году переоборудовать для использования в качестве УТС, на данный момент К-429 утилизирована. Вот, пожалуй, единственный шумный случай, "прославивший" наши субмарины проекта 670 в зарубежной прессе. Если бы не это происшествие, можно было бы смело считать лодки этого типа практически безаварийными, хотя, из описания аварии, можно все же сделать вывод о том, что лодки эти значительно "умнее", нежели порой люди, которые ими управляют.

Невезучая подлодка С-390

 

Чтобы заслужить такую репутацию, кораблю нужно «отличиться» не один раз.

 

 

К сожалению, так и произошло. Как будто злой рок висел над этой субмариной

 

 

Капитан 3 ранга в отставке Ким Павлович Костин свою службу начинал на Тихом океане. Здесь, недалеко от Владивостока, в бухте Конюшкова базировалась бригада подводных лодок, основу которой составляли корабли 613 проекта - практически первые наши дизель-электрические лодки послевоенной постройки.

 

Это были те годы, когда противостояние Советского Союза и США в Мировом океане еще только начиналось, и Киму Павловичу есть что рассказать о том времени. Сегодня его воспоминания посвящены одной из подводных лодок Конюшковской бригады, которой отчаянно не везло. Такие «невезучие» корабли, как правило, имеются в любом крупном соединении на флоте, но сегодня рассказ о подлодке и моряках С-390.

 

Ползком на каменистый берег

 

Этот случай произошел в конце 50-х .Однажды в нашу бригаду нагрянули проверяющие из штаба подводных сил. Объявили учебную тревогу, лодки «разбежались» по своим точкам и стали на якорь. От пирса отошел катер с проверяющими и вначале направился к нам, но потом отвернул к лодке С-390, которой командовал капитан 3 ранга Тепляков. Мы облегченно вздохнули. Вскоре на тепляковской подлодке закипела работа, которая закончилась уже под утро.

 

Наконец всем дали отбой тревоги, и мы пошли каждый к своему пирсу. Наша подлодка ошвартовалась первой, и, освободившись, я с командиром группы пошел завтракать на плавбазу. Плавбаза стояла у соседнего пирса, а к другой, свободной стороне его, уже подходила С-390. На мостике ее стоял уставший, задерганный проверяющими, командир подлодки Тепляков, и, я бы сказал, безучастно смотрел в сторону. Между тем лодка двигалась с достаточно большой скоростью. Я сказал товарищу: «Смотри, как лихо швартуется Тепляков». Не успел я договорить, как вдруг понял, что лодка пошла еще быстрее, у ее форштевня даже появился бурун. Было ясно, что она не сумеет погасить инерцию, ведь берег уже был совсем рядом, поэтому смущал вид спокойного Теплякова. Но тут С-390 пошла еще быстрее, и командир на ее мостике вдруг, словно очнувшись, стал что-то кричать. Моряки из швартовой команды на носу, держась за леера, испуганно попятились. До берега оставалось метров десять, но чудес не бывает: С-390 с полного хода вылетела из воды, и ее нос, словно трактор, полез по камням. Какое-то время мы, наблюдавшие эту картину, находились просто в шоке. А произошло вот что...

 

Машинные телеграфы на лодках стояли в боевой рубке. Согласно расписанию, торпедный электрик по команде командира переводил их рукоятки в нужное положение. Но в данном случае, в результате «активной проверки» штабных офицеров, не выспался торпедный электрик, стоявший у телеграфов. На подходе к причалу Тепляков заученным привычным тоном дал ему команду «оба - малый назад», он же поставил телеграфы на «малый вперед» и доложил, что двигатели работают «оба - малый назад». Дальше хуже: Тепляков давал команды «средний назад», «полный назад», а торпедный электрик выполнял их, как говорится, с точностью до наоборот. Когда же Тепляков понял неладное, он спрыгнул вниз, оттолкнул стоявшего на телеграфе моряка, но было уже поздно. Лодка носовой частью прочно лежала на берегу.

 

Сначала попытались сняться с камней самостоятельно. Не получилось, и С-390 стащил с камней буксир, который специально пришел к нам в базу из Владивостока.

 

«Прыжок» из глубины

 

Еще одно ЧП, и тоже в конце пятидесятых, произошло с этой же подлодкой, когда та проходила глубоководное погружение после докования. Погружение С-390 обеспечивала другая лодка, но тоже из состава нашего соединения. Перед отправлением в район погружения лодку проверяли флагманские специалисты. Но проверили формально. Помню, прибежал ко мне штурман с лодки Теплякова: «Ким, дай на время аккумуляторную батарею к радиостанции. Сейчас придет флагманский радист с проверкой». Батарея эта обеспечивала резервное питание станции УКВ. Где его батарея, я не стал спрашивать, но свою отдал. Когда проверка закончилась, он ее вернул.

 

Нужно пояснить организацию глубоководного погружения. Она такова: С-390 идет на глубину, а другая лодка должна поддерживать с ней ультразвукоподводную связь (УЗПС). До глубины 100 метров лодка погружается с «остановками» через каждые 25 метров, затем идет на рабочую глубину 170 метров и уже «останавливается» через каждые 10 метров. И на каждом этапе подводники должны внимательно осмотреться в отсеках, доложить обстановку. Особое внимание при погружении уделяется, естественно, тем забортным отверстиям или забортной арматуре, которая проходила ремонт в доке.

 

В полигоне же произошло следующее. С-390 уже проходила очередной этап погружения, когда «наверху» обстановка осложнилась. Лег туман, видимость стала нулевой. По правилам, надо бы остановить погружение и дождаться хорошей погоды. Но в таком случае пришлось бы все повторить, то есть начать погружение с самого начала, а С-390 оставалось уже немного до нужной отметки. Поэтому решили погружение продолжить.

 

И вот на глубине 105 метров на лодке вырвало прокладку с клапана системы вентиляции средней группы. Под огромным давлением вода стала поступать внутрь корпуса. В отсеке брызжет так, что ничего не видно, а еще и сильный шум. Примерно в такой же ситуации, предполагают, в 1963 году погибла американская АПЛ «Трешер». Командир БЧ-5 на С-390 спасовал и с перепугу, без команды, продул весь главный балласт аварийным продуванием. В итоге лодка вылетела из воды с дифферентом... в 80 градусов! Представляете, почти вертикально, как свечка! В результате этого разлился электролит из аккумуляторных баков, возникло короткое замыкание, сработали автоматы, выполнявшие роль предохранителей, и на лодке... наступила полная темнота. Без электричества ни дизель запустить, ни по рации связаться, тем более не доложить по УЗПС обеспечивающему кораблю о случившемся. Вот тут-то бы и пригодился тот самый аккумулятор. Такая обстановка.

 

В конце концов с помощью берегового поста на мысе Островной обе лодки нашли друг друга. Кое-как на С-390 сумели запустить дизель, и она с грехом пополам вернулась в базу.

 

Под конвоем от Окинавы

 

Еще один случай с невезучей подлодкой С-390 произошел в автономке. Район, где она несла службу, находился близ японского острова Окинава, а там и по сей день находится одна из крупнейших американских баз.

 

Однажды утром, закончив астрономические наблюдения в предрассветное время, лодка погрузилась под перископ. Командир Тепляков производил осмотр водной поверхности и уже был готов отдать команду на дальнейшее погружение, как вдруг на горизонте заметил точку, отметил для себя, что «точка» эта движется, подождал и наконец увидел, что это подлодка. Тепляков решил еще подождать с погружением. Лодка шла прямо на него под острым углом, и разглядеть ее бортовой номер было невозможно. Курсовой угол постепенно увеличивался, и вот уже можно было разобрать одну из цифр номера. В тех широтах солнце поднимается очень быстро, и уже стало совсем светло, когда Тепляков разглядел вторую цифру, но по-прежнему не погружался. И тут все, кто находился в отсеках С-390, почувствовали мощный импульс гидролокатора: неизвестная лодка производила опознавание нашей. От неожиданности в это мгновение Тепляков даже присел, затем отдал команду на погружение. Но было поздно.

 

Американская атомная лодка продолжала запрашивать данные для опознавания. С-390 молчала и пыталась скрыться. Но американцы уже догадались, что наткнулись на советскую лодку, и начали ее преследовать. Тепляков применял все известные ему маневры, чтобы оторваться, но вскоре появились уже и американские эсминцы, и сторожевики, которых вызвали по радио. Они установили прочный контакт с лодкой и уже не выпускали ее из своего поля зрения.

 

Прошли сутки, вторые. Аккумуляторная батарея С-390 разрядилась почти полностью. Ночью Тепляков дал команду на всплытие, связался со штабом и подробно доложил обстановку. С трех сторон С-390 окружили корабли и навели на нее прожекторы. На запрос с эсминца Тепляков ответил, что ведет в море «гидрологические наблюдения». Из Москвы пришла радиограмма: «Следовать в надводном положении в базу через Цусимский пролив», и лодка двинулась в путь под эскортом американских кораблей. Они шли в 2-3 кабельтовых от нее, было видно, что лодку фотографируют и, возможно, даже снимают для телевидения. Подобное в те времена считалось настоящим позором. «Конвой» сопровождал С-390 даже в Японском море и оставил подлодку только когда до границ Союза было уже недалеко.

 

Пахать цепью морское дно

 

Было это, если не изменяет память, году в 1964-м. Чтобы не простаивать во льдах, наши подлодки, обычно стоявшие в Магадане, на зиму переходили на Камчатку. Пришла туда и С-390. И вот в один из дней ее экипаж отрабатывал задачи в одном из полигонов. Притом лодка как-то странно вела себя при плавании под водой. То она шла нормально на заданной глубине, то вдруг дифферент шел на нос, и лодка начинала проваливаться на глубину, то неожиданно нарастал дифферент на корму.

 

Вначале, как водится, ругали боцмана и по неписаной традиции даже били его валенком по голове. Затем начинали его учить (?!), как надо управлять горизонтальными рулями, чтобы держать заданную глубину. Надо отдать должное боцману, а был он мастером своего дела, он, стиснув зубы, выдержал это оскорбление, но понять, почему лодка продолжает вести себя так странно, все равно не мог.

 

Потом за управление рулями сел уже заместитель командира бригады и попытался «учить» боцмана. Сначала все шло хорошо, но только он с усмешкой произнес: «Ну, боцман, понял, как надо? Вот так и держи», лодка начала «клевать носом»...

 

Так, ничего не понимая, и проплавали весь день. Вечером лодка всплыла в надводное положение и пошла в Авачинскую бухту, но дойти не успела, как объявили: «Всем судам! Угроза цунами». По этой команде все корабли и суда должны были выходить из Авачинской бухты и становиться на якорь в открытом месте. Бросила якорь и С-390. Рядом стал и какой-то плавкран.

 

Когда угроза миновала, все стали сниматься с якорей. Первым это сделал плавкран. Тут увидели, что якорь зацепил одной из лап чью-то цепь, и просигналили на С-390: «Случайно не ваша?» - «Нет, не наша. Но вы ее подержите у себя, может, за нее с кого-то бутылку получите». Лодка запустила свои дизеля и дала ход. Не тут-то было: за собой она потянула плавкран. Стало ясно, что обнаруженная цепь действительно принадлежит С-390. Но как это могло быть, ведь якорь лодки вошел в клюз чисто?! А с плавкрана, между тем, уже кричали: «Когда бутылку поставите?» Долго разбирались, пока поняли, что произошло. А произошло следующее...

 

Через прогнившее днище цепного ящика якорь-цепь С-390 провалилась и тащилась все это время за лодкой в виде большой 100-метровой петли (коренной конец цепи был прочно закреплен на жвака-галсе). Эту петлю и зацепил плавкран, выбирая свой якорь. Тогда же стало ясно, почему так странно вела себя С-390 в полигоне. Когда морское дно было чистым, лодка шла спокойно, когда же цепь зацеплялась за камень или же другое препятствие на грунте, она «клевала носом».

 

Этот случай свидетельствовал о неудовлетворительном состоянии корпуса не только С-390, но и подобных ей лодок. Вскоре на всех их по этой причине ограничили глубину погружения до 90-100 метров. Золотой век кораблей 613 проекта заканчивался.

 

Ким КОСТИН, капитан 3 ранга в отставке

 

Конец «Хиросимы»

Заканчивает свое существование одна из самых знаменитых субмарин отечественного военно-морского флота. К-19 заслужила славу самой невезучей подлодки ВМФ. Из бухты Ара близ Видяево ее отправляют в последний путь   как говорят подводники,  на иголки . Неудачи первый отечественный атомный подводный ракетоносец проекта 658М преследовали, можно сказать,  с рождения . Взрывы и пожары начались еще во время строительства подлодки   спешили отрапортовать о сдаче АПЛ до конца 1960 года. Еще два серьезных ЧП случились во время швартовых испытаний и во время первого пуска реактора. 4 июля 1961 года   авария ядерного реактора в Северной Атлантике, первая на атомных ракетных подлодках ВМФ. Командиром К-19 был капитан 2 ранга Николай Затеев. В течение недели от лучевой болезни умерли 8 членов экипажа. После этой аварии К-19 заслужила зловещее прозвище  Хиросима . Непосредственные участники этих трагических событий рассказали о них «ГАЗЕТЕ».
ВСЕ ВОСЕМЬ СОЖГЛИ СЕБЯ В РЕАКТОРЕ

Виктор Стрелец, несший службу на К-19 4 июля 1961 года:

‘Произошло это в Норвежском море. Служил я электриком в носовых отсеках. Это был первый дальний автономный поход после приемки лодки. Пошли мы далеко. Мы вышли 18 июня. Это были учения. Мы должны были изображать из себя враждебную сторону, американцев. А наши лодки должны были сделать завесу и не пропустить атомную подводную лодку американцев с тем, чтобы она сделала выстрел по нашей территории. Такая наша была задача. В Норвежском море мы хотели подойти подо льды и там найти полынью — есть специальный прибор, эхоледомер, который показывает возможность всплытия. И мы должны были из-подо льдов, в непосредственной близости от советского военного пространства, произвести выстрел ракетами.


Еще никаких тревог, ничего не было. Мы вышли в третью вахту — с 4 до 8 утра. Я в 4 часа обошел свое заведование с 1-го отсека по 5-й, успел пройти, послушать. Вернулся с центрального поста во 2-й отсек. Надо было замерить электролит в аккумуляторах. Кроме того, данные надо было сдать в конструкторское бюро, которое разработало их. Мы обязаны были делать замеры каждую вахту, каждые 4 часа замерять плотность электролита. В этот момент подбежал наш офицер Погорелов, разбудил командира. Командир, одеваясь на ходу, побежал на центральный пост.
 
Когда ЧП случилось, еще никто ничего не знал, знал только пульт управления. Это произошло в 4 часа 10 минут. Только началось дежурство. Заметили, что упало давление в первом контуре реактора. Там четыре контура. Первый   это теплозащитный, вода под давлением 300 атмосфер, примерно такая же температура. Второй контур   рабочий, который идет на турбины, вращает электрогенераторы. Третий контур охлаждает второй. Четвертый   это забортная вода. Система такая нужна, чтобы по радиации не определить лодку. Если вода радиоактивная, то сверху самолет сможет это определить и по ней разыскать лодку. Короче говоря, давление упало неизвестно почему. Попытались подкачать, запас был, но вода по-прежнему уходила.
Командир тут же собрал офицеров  Разрыв, разгерметизация. Дело в том, что быстро не найдешь, где разорвало. Там маленькая — миллиметров 10 толщиной снаружи, а внутри еще меньше, 5 мм, — индикаторная трубка, которая показывала давление в системе. Эти данные поступали на пульт. Вот она и лопнула.
Было принято решение, что если мы не охладим стержни, они же разогрелись, они могут оплавиться, стечь в поддон, и может произойти взрыв или реакторный, или тепловой, тогда еще толком никто не знал, что может произойти. Сейчас говорят, что могло произойти как в Чернобыле, а как там — бог его знает. Приняли решение пресной водой охладить. Приварить трубки к крышке реактора и через него закачать эту воду.
8 человек ходили две смены, потому что там восьмерым сразу делать ничего нельзя. Они заходили по 2—3 человека, варили электросваркой. В 5-м отсеке стоят дизель-генераторы, от них подключили, подвели провода, и ребята сварили нештатную, как говорят, систему охлаждения реактора.
Это была ситуация, похожая на то, что случилось в Чернобыле, только без разрушения реактора. А Борис Корчилов, главстаршина Борис Рыжиков, матрос Коля Савкин и другие его своим телом прикрыли. Это спасло от теплового взрыва. Все они получили огромные дозы облучения   в 5—6 тысяч бэр. Умерли через несколько дней в страшных муках  Я видел этих ребят сразу после того как их вынесли из отсека. Сами они выйти не смогли. У них до неузнаваемости изменились лица, отказала речь  Все восемь сожгли себя в реакторе.
Прошло время, температура в реакторе упала. Сколько времени продолжалась эта операция? Часа четыре, наверное. На коротковолнике связались с нашими дизельными лодками, участвовавшими учениях. Сначала дизельная лодка откликнулась. Она подошла к нам…
Многие ребята умерли потом от радиации. У нас был экипаж 125 человек и 14 прикомандированных. Из 139 человек сейчас осталось меньше половины. Уходили в основном довольно молодыми. От радиации.
В Полярном подъехали машины ‘скорой помощи’. Ребят, которые переоблучены, — на носилках в госпиталь. Если бы еще сутки — мало кто остался бы в живых’.

‘Я ДОВОЛЕН   В АМЕРИКАНСКОМ БЮДЖЕТЕ ДЫРКУ СДЕЛАЛ’
Следующим серьезным ЧП в биографии К-19 стало столкновение 15 ноября 1969 года с американской подлодкой  Гэтоу . В то время командиром К-19 был Валерий Шабанов:
‘К-19, что и говорить, — роковой корабль. Я тоже сначала считал, что все это ерунда. Началось с того, что во время строительства несколько взрывов, пожаров было, четыре или пять человек погибли. Торопились. Помню, висел лозунг:  Обгоним «Джордж Вашингтон»!  (американский аналог К-19. — ‘ГАЗЕТА’). Тогда еще не знали, что американцы его уже спустили. А мы еще в цеху стояли. Потом, когда спускали, *** не разбилось. Это была, как говорится, плохая примета.
В 69-м американская лодка «Гэтоу» занималась разведкой у наших берегов. Как потом выяснилось, у нее была сверхсовременная разведывательная аппаратура, она нарушала   и ей было разрешено их командованием нарушать   международные воды. Она подходила к острову Кильдин на 1,5—2 мили, чуть ли не вплотную. Занималась разведкой, прослушивала   официально якобы для определения места. А гидрология, то есть подводная слышимость, была такая, что ни американские станции, ни наша в общем-то ничего не слышали. Фон такой, что гидроакустика бессильна. Есть тонкий слой наверху, когда можно прослушать, поэтому, наверно, у командира их лодки создалась иллюзия, что он все слышит.
Мы шли в подводном положении, я отдыхал. У них командир   Буркхардт   тоже спал. У них был старший помощник, у меня был замкомдива на центральном посту. И мы очень мягко столкнулись — как в вахтенном журнале записано, «после чего нос лодки приобрел форму бульдозера». Конечно, вся акустика вообще вышла из строя. Но всплыли   ничего не обнаружили. Слышать   ничего не слышим уже, а увидеть   увидели: что-то вроде ватника плавало. Ну, мало ли что в море плавает.
А их действия, оказывается, были такие: с перепугу их командир БЧ-3 привел оружие в готовность. И ракету-торпеду «Саброк» уже приготовил выпустить по нам. Слава богу, командира подняли. Авария очень серьезная была у них, лодка уже не могла выполнять боевых задач. У меня впечатление такое, что мы в шпангоут им врезали, в ребро, уж больно ровненько так, как по дуге. Ну, их командир донес, и ему приказали переписать все журналы   вахтенный, машинный: вы в этом районе не были. И следуйте во Флориду. Там им ремонт обошелся в солидную сумму. Так что я доволен   хоть немного, но в американском бюджете дырку сделал. Хотя в общем-то особой заслуги не вижу, потому что я в это время дрых.
Это все стало известно уже через 10 лет. Буркхардт потом уже описал, как все было, но сильно врал. Якобы следил за мной с самого Белого моря, а я там и не был. Видно, разведка потом донесла, что это была наша К-19.
Говорят, в американских листках по учету кадров есть такая графа ‘везет   не везет’. Для К-19 четко можно сказать: не везет!’.

‘ЭТО МОЯ, МОЖЕТ, ВИНА В ИХ ГИБЕЛИ, НО ТОГДА БЫ МЫ НЕ ВСПЛЫЛИ’
Рассказывает Виктор Милованов, в 1972 году служивший на К-19 капитан-лейтенантом:
‘На К-19 я служил командиром дивизиона движения. Командиром был Кулибаба Виктор Павлович. Начинал я свою службу в 66-м, а закончил в 72-м в Атлантике свой поход. Моя родная «Хиросима» не отпускала меня. Зато отправила в 37 лет на инвалидность.
В 72-м, 24 февраля в 10.27 утра, в центре Атлантики — мы уже возвращались. Куба знаете как расшифровывалась:  Коммунизм у берегов Америки . Мы там были на боевой службе. Там это и произошло. Причина аварии   разрыв трубопровода гидравлики в 9-м отсеке. Когда вызывали конструктора лодок, Ковалев такой был, он обнаружил: среди 120 кабельных электротрасс, в центре, проходил трубопровод гидравлики. Вы понимаете, эта конструкторская недоработка многого стоила, потому что при давлении системы гидравлики в 80 килограммов не определить, если появился где-то игольчатый свищик. А пары-то появляются в гидравлике. Соответственно эти пары окутали всю систему кабельных трасс.
В 9-м отсеке утром завтрак готовили. Матрос запустил фильтр ФМТ, и произошло попадание на вентиляционный фильтр искорки  А он уже был пропитан этими парами гидравлики. Концентрация была приличная. Возник объемный пожар, там переборки выгорели даже  Аварийную тревогу потом уже сыграли. А в тот момент матрос Заковенко, из турбинистов, не сразу доложил. Он увидел вспышку на фильтре в трюме и кинулся будить старшину отсека Васильева. Кстати, отец Васильева приезжал и чуть командира, Кулибабу, не пристрелил на похоронах, отобрали оружие у него.
Так вот. Пока он этого старшину будил, момент был упущен. Васильев кинулся и сгорел в огне. Сыграли аварийную тревогу.
А я и комдив-2 Лева Цыганков в двухместке в 8-м отсеке спали как раз   я был с  собачьей вахты , с ноля до четырех. Я кинулся на пульт сразу. Доложили, что пожар в 9-м отсеке. Народ начал кидаться из 9-го отсека в 8-й. Я задраил переборку и подложил болт в 8-м отсеке. Это моя, может, вина в их гибели, но тогда бы мы не всплыли. С пульта всех выгнал, оставил с собой одного Ярчука, старшего лейтенанта. Остальным велел покинуть пульт. А глубина — 120 метров. Я попросил центральный всплывать. Меняев Рудольф там был, механик, и Кулибаба Витя. Говорю: срочно всплывайте, потому что в 8-м уже насосы останавливаются.
Когда я с пульта всех отправил, Лева Цыганков с пульта не хотел уходить, отдал свой дыхательный аппарат старшине Горохову. Тот ушел, а Лева мокрой тряпкой закрылся и за пульт зашел, и все — там концы отдал. Я задраился на пульте. А у Ярчука, управленца, аппарат не включился. Хотя опытный такой парень. Я попробовал   а он холодный, лежит головой на пульте на правом борту.
Я один остался там, до всплытия держался, а потом, при всплытии, только заколыхались, я запросил разрешения уйти, потому что там уже опасно было с реакторами. Я когда там шел, палуба красная была в 6-м отсеке. Сигнализация не работала. Я оба ключа снял, компенсирующие решетки опускал вручную, потому что водяные стержни упали. Меня потом нашли в районе 5-го отсека, на переборке из дизельного в ракетный отсек. Лежал, говорят, с кровью у рта. Я не помню дальше. У меня, наверное, аппарат отработался.
Я очухался, когда Пискунов, врач, мне рот в рот дышал, и он мне флотскую кружку *** влил. Я вытравил все. Потом, на третьи сутки, очухался от холода, замерз. А я среди трупов лежал. Я помню лейтенанта Хрычикова, управленца, его похоронили — в центре Атлантики опустили за борт. Его и главного старшину Казимира Марыча. И вот я среди них.
А потом  Хода ж не было, ураган был такой, говорят, впервые за 100 лет в центре Атлантики. Смотрю — в центральном посту роба горизонтально висит. А не понимаешь, что ты сам не вертикально. На 90 градусов клало.
В основном все нормально себя вели. Были, конечно, офицеры, которые прятались под трапом. Это один такой был, Минакин, его мы с Кулибабой пытались оторвать от трапа. Бросил ракетные отсеки и прятался, капитан второго ранга. На буксире его отправили. Ну, это из партийных работников. Он потом был вторым секретарем райкома партии в Сочи.
А тем, что в 10-м были, подавали граммами воздух, чтобы они кессонки не получили. 24 суток они там были. Конечно, концентрация двуокиси углерода там была страшнейшая.
На базу мы пришли, меня и некоторых товарищей в госпиталь, в отдельную палату. Жучки прослушивающие поставили. Не знали: за решетку сажать или ордена давать. Короче говоря, одного меня диплома лишили. Я же кончал Дзержинку    инженер-механик спецэнергоустановок . А мне где-то в топливный отсек флота предлагают, начсклада. В общем, подчистую демобилизовали, по состоянию здоровья. А на гражданке признали, что инвалидность получена в период прохождения военной службы, 2-й группы, с 37 лет.
Невезучая она, К-19,   и над водой, и под водой. И пожары, и разгерметизация, и в 61-м авария ‘.
СПРАВКА
Невезучая девятка
У моряков есть такое суеверие: все лодки, номера которых оканчиваются на 9, — невезучие.
Атомная подводная лодка К-19 Северного флота:
1961 год — авария атомного реактора, погибли 8 человек, остальные члены экипажа получили большие дозы облучения.
1969 год — столкновение с американской подводной лодкой ‘Гэтоу’.
1972 год — пожар в девятом отсеке. Погибли 28 человек, при спасательных работах — еще двое.
8 марта 1968 года подлодка К-129 Тихоокеанского флота затонула в период несения боевой службы у острова Гуам. Погибли более 100 человек.
Лодка поднята силами США в 1974 году.
В 1970 году атомная подводная лодка Северного флота К-69 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.
В том же 1970 году на АПЛ К-329, строившейся на заводе  Красное Сормово  в г. Горьком, произошел неконтролируемый пуск реактора, после чего возник пожар с большим выбросом радиации.
В начале 1983 года атомная подводная лодка Северного флота К-449 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.
В том же году 24 августа АПЛ Тихоокеанского флота К-429 затонула около побережья Камчатки, в бухте Крашенинникова. После подъема поставлена на ремонт. По окончании ремонта снова затонула у стенки завода. Погибли 2 человека.
6 октября 1986 года атомная субмарина Тихоокеанского флота К-219 с двумя реакторами и 15 баллистическими ракетами на борту затонула в Саргассовом море около Бермудских островов вследствие взрыва в ракетной шахте. 4 члена экипажа погибли.

("H. L. Hunley")

 

 

"Тайна… более страшная, чем какое бы то ни было постижимое зло."

Х. Л. Ханли

"Она была красиво сработанной лодкой и работала на улучшение"

Джеймс Мак-Клинток

 

После гибели "Американского водолаза" Хорасу Ханли недоставало средств для строительства новой подводной лодки. Но тут появился некий мистер Сингер, фабрикант швейных машинок. На его деньги была учреждена каперская компания "Singer Submarine Corporation".

Мак-Клинток незамедлительно построил третью лодку. Чтобы облегчить и ускорить ее создание, он воспользовался старым паровым котлом. У него обрезали обе стороны и приклепали к получившемуся цилиндру заостренные оконечности. Размерения новой подводной лодки были таковы:

  • длина 40 футов (12,2 м)
  • ширина 3 фута 10 дюймов (I,I6 м)
  • высота 4 фута (1,22 метра, вместе с башенками водоизмещение  около 2 тонн

Называлась субмарина поначалу "Пионер-3" ("Пионер-2", это "Американский ныряльщик" ).

Лодку снабдили двумя входными люками. В носу и в корме разместили по одной балластной цистерне с наружными кранами. Цистерны сверху не закрывались, чтобы экипаж мог визуально следить за уровнем воды в них. Заполнялись они самотеком, после открытия забортных клапанов, осушались ручными помпами. Предельная глубина погружения составляла, по расчетам, 60 футов (18,3 м).

Семь или восемь человек вращали длинный коленчатый вал, занимавший три четверти длины корпуса, и через сальниковое уплотнение связанный с трехлопастным гребным винтом в корме. Максимальная скорость на испытаниях составила 2,5 узла (4,63 км/час). Литой съемный киль можно было отсоединить в случае необходимости (например, для аварийного всплытия).

Экипаж состоял из командира, семи - восьми "гребцов" и второго офицера, который заполнял либо опорожнял кормовую цистерну, а также вместе с матросами работал на гребном валу. Командир выполнял сразу три обязанности: через иллюминаторы в носовой башенке наблюдал за обстановкой и искал цель, управлял горизонтальными и вертикальными рулями, заливал и осушал носовую балластную цистерну. Второй офицер, располагавшийся возле кормовой башенки, по команде командира обслуживал кормовую балластную цистерну.

Для обеспечения экипажа свежим воздухом в подводном положении имелись два воздухозаборника высотой 4 фута (1,22 м), размещенные вплотную друг к другу, однако незначительный диаметр труб (1,5 дюйма, т.е. 3,78 см) и отсутствие принудительной вентиляции делали эти устройства почти бесполезными. Запас сжатого воздуха позволял находиться под водой в течение двух, двух с половиной часов. Теснота в лодке была невероятная, в случае аварии шансы моряков на спасения являлись минимальными.

Лодку закончили постройкой в начале июля. Командование конфедератов назначило ее командиром лейтенанта Джона Пайна , а экипаж набрали из добровольцев. Они начали осваивать технику. Уже 31 июля состоялась демонстрация возможностей субмарины. Буксируемой плавучей миной (90 фунтов черного пороха, т.е. 40,8 кг) удалось взорвать старую угольную шаланду.

      Испытания показали, что для успешного применения такой мины требовалось перейти из позиционного положения в подводное не далее, чем в 200 ярдах (183 м) от цели, а глубина воды должна быть такой, чтобы субмарина могла пройти под килем атакуемого судна, буксируя мину на канате длиной 150 футов (45,7 м). Через 5—6 минут лодка всплывала за целью и в этот момент мина ударяла в днище атакуемого корабля. Но даже близкое расстояние не гарантировало успеха, т.к. канат имел свойство провисать под собственной тяжестью. Поэтому позже от этого оружия отказались. Вместо него к носу лодки прикрепили шест длиной 6 метров с медным цилиндром на конце. Он был начинен 70 фунтами (32 кг) черного пороха и снабжен несколькими контактными взрывателями. Тем временем северяне усилили морскую блокаду Чарлстуона. Поэтому конфедераты 12 августа доставили туда на двух железнодорожных платформах подводную лодку, укрытую от посторонних глаз брезентом и спустили на воду.

Но 29 августа 1863 г., после одного из учений, лодка внезапно затонула в тот момент, когда она возвращалась к причальной стенке форта Джонсон. По одной версии, проходивший мимо пароход развел волну, захлестнувшую открытый люк. По другой версии - командир, стоя в люке, случайно нажал рычаг заполнения балластной цистерны, в результате чего лодка ушла под воду с открытым люком. Спастись удалось лейтенанту Пайну, находившемуся в тот момент в переднем люке, и двум матросам. Пять человек погибли.

       Лодку подняли через две недели (14 сентября) с глубины 42 фута (12,8 м) и привели в порядок. Тем временем Ханли, узнав о катастрофе, решил взять дело в свои руки. Он сам приехал в Чарлстуон, чтобы возглавить новый экипаж. Поднятая и отремонтированная субмарина .

11 октября под его командованием успешно имитировала на реке Купер атаку стоявшего на якоре парохода "Indian Chief" (Индейский вождь) Но спустя 4 дня вновь произошла катастрофа. Утром 15 октября время очередного погружения лодка затонула. В 9.25 она отошла от причальной стенки и в 9.35 начала погружаться. Расстояние от причала оставляло всего лишь 500 ярдов (457 м).

Хорас Ханли находился на своем посту под закрытым передним люком. Второй офицер Томас Парк (сын совладельца завода, где построили эту лодку) находился под задним люком. Судя по материалам расследования, Парк не успел заполнить водой кормовую балластную цистерну одновременно с носовой, которую наполнял Ханли (возможно, что командир слишком поздно приказал Парку сделать это). В результате субмарина, продолжавшая двигаться вперед, внезапно получила значительный дифферент на нос и стремительно пошла вниз. Со всего размаха она вон­зилась носом в дно под углом 35 градусов. Попытки экипажа всплыть оказались безуспешными. Вода из передней балластной цистерны разлилась в носовой части корпуса, а задняя цистерна не успела наполниться водой, так что откачивать было нечего. Мощность "живого мотора" являлась недостаточной для того, чтобы вытащить лодку из грунта задним ходом. Отвернуть заржавевшие болты, державшие съемный киль, обезумевшей от ужаса команде тоже не удалось.

Только через три недели водолазы нашли лодку на глубине 50 футов (15,2 м).

Когда паровой лебедкой ее вытащили на поверхность, то обнаружили, что внутреннее пространство в основном свободно от воды, и что команда погибла от удушья.

Одним из первых внутрь поднятой на берег лодки спустился военный комендант Чарлстоуона, генерал П. Бэригард .

Позднее он вспоминал :

"Зрелище было неописуемо ужасным. Изогнутые агонией люди сгрудились в кучу на дне. На лицах у всех застыло выражение отчаяния и смертельной муки. Некоторые держали в руках обгоревшие свечи. Ханли находился на своем посту. Правой рукой он упирался в крышку люка, словно пытался открыть его, в левой была зажата свеча".

В конце ноября третьим по счету командиром невезучей субмарины стал пехотный лейтенант из 21-го Алабамского полка Джордж Диксон. Перед ним стояли две трудные задачи. Во-первых, набрать новый экипаж лодки, получившей широкую известность как "плавучий фоб" и "убивающая машина". Во-вторых, научиться управлять этой посудиной таким образом, чтобы она могла не только плавать, но и воевать. Что касается первой проблемы, решить ее помогли деньги.

Бизнес в Чарлстоуоне и его окрестностях погибал из-за блокады федерального флота. Поэтому местные предприниматели учредили солидный призовой фонд. Так, 100 тысяч долларов (2,5 миллиона по нынешнему курсу!) гарантировались экипажу миноносца ("Давида" или "Ханли") за потопление броненосца "Новый Железнобокий" ("New Ironsides"). Алчность победила страх. Желание стать подводниками выразили пять матросов парохода " Индейский Вождь" ("Indian Chief"), еще три добровольца прибыли из Мобайла.

Со второй проблемой Диксон справился путем тщательного изучения на практике технических и эксплуатационных особенностей субмарины. Он тренировал мелком месте, при этом прочный трос соединял лодку с паровой лебедкой на берегу, готовый вытащить ее по первому сигналу. За два месяца Диксон довел время пребывания под водой до двух с половиной часов. Наиболее целесообразная тактика ее применения выглядела следующим образом.

мелком месте, при этом прочный трос соединял лодку с паровой лебедкой на берегу, готовый вытащить ее по первому сигналу. За два месяца Диксон довел время пребывания под водой до двух с половиной часов. Наиболее целесообразная тактика ее применения выглядела следующим образом.

 

1.Выйти на рубеж атаки в темное время суток, в позиционном положении.

2.Избрать целью корабль, стоящий на якоре.

3.Взять курс, перпендикулярный центральной части его борта, закрепить руль и 4.погрузиться тогда, когда до него останется не более 300 ярдов (274 м).

Бросить все силы людей на то, чтобы преодолеть это пространство одним рывком. Ударить шестовой миной в подводную часть корабля и немедленно дать задний ход.

Разумеется, вероятность того, что лодка погибнет вместе с жертвой, была велика, но ни на что другое столь примитивная субмарина просто не годилась. В начале февраля 1864 г. экипаж был готов к бою.

Лодке дали имя "Х. Л. Ханли" в честь погибшего капитана Ханли. Вечером 17 февраля 1864 г. субмарина наконец-то отправилась в свой первый боевой поход.

Приказ гласил:

"Пройти к выходу из гавани и потопить любое судно противника, которое встретится".

Увлекаемая отливом, она проскользнула между островами Салливан и Палм. В двух с половиной милях от берега стоял на якоре паровой корвет федералов "Хьюсатоник" водоизмещением 1964 тонны. Он дежурил у входа в канал, что ведет в Чарлстоунскую бухту. Глубина в этом месте составляла 28 футов (8.5 м). Корвет был спущен на воду в 1861 году, его размеры составляли 62 х 11,5 х 5 метров, а вооружение — 13 орудий, в том числе 5 крупнокалиберных.

Дальнейшие события очевидец описал следующим образом:

Борт "Канандагуа" ( "Canandaigua"),

Чарлстуон, 18 февраля 1864 г.

 

Сэр, имею честь подать вам следующий рапорт об уничтожении корвета "Хьюсатоник" флота Соединенных Штатов миноноской мятежников в Чарлстоуне 17 числа сего месяца.

      Около 8.45 вечера вахтенный офицер Кроссби  заметил приблизительно в 330 футах впереди какой-то предмет, который двигался в воде. Он походил на доску, скользящую по поверхности и направлялся к кораблю. За две минуты этот объект .приблизился почти вплотную к судну. В течение этого времени была вытравлена цель, дан задний ход и все люди вызваны на боевые посты. Тотчас же миноноска ударила корабль со стороны правого борта перед грот-мачтой, на траверзе порохового погреба. Было невозможно поразить ее выстрелом из пушки. Взрыв последовал минуту спустя и корабль затонул, осев на корму и накренившись на левый борт.

Б      ольшая часть экипажа спаслась на снастях  и была подобрана шлюпками с "Канандагуа". Это судно пришло нам на помощь и спасло весь экипаж, за исключением лейтенанта Хэзелтайна , помощника капитана Маззея, квартирмейстера Джона Уильямса , канониров Томаса Паркера  и Джона Уолша , которые погибли вместе с затонувшим кораблем.

Капитан Пиккеринг был тяжело ранен взрывом: он не может сам обратиться к вам с рапортом об утрате своего корабля.

С уважением, ваш покорный слуга Хиггинсон, лейтенант.

 Корвет затонул. "Ханли" тоже не вернулась домой. Сначала предположили, что лодку втянул в пробоину поток хлынувшей воды, и она утонула вместе с кораблем. Однако, когда после войны корвет подняли, лодку в нем не обнаружили. Тем не менее, легенда о жертве, погубившей своего убийцу, более 100 лет кочевала из книги в книгу вплоть до недавнего времени.

Лишь в 1979 г. специалист по подводной археологии Марк Невелл и писатель Клив Касслер начали целенаправленные поиски. Изучив ряд документов, они пришли к выводу, что подводная лодка после успешной атаки направилась назад на базу и даже обменялась световыми сигналами с одним из фортов конфедератов. Однако по неизвестной причине после этого она потонула со всем экипажем, поэтому её и нет на месте гибели "Хьюсатоник". Искать лодку следует на пути, ведущем домой. Дляпропавшей субмарины были использованы магнитометр и гидролокатор. Предположение Невелла и Касслера оказалось верным, 13 августа 1994 г. экспедиция обнаружила аномалию в проливе Маффит, ведущем в гавань Чарлстоуона, примерно в 915 метрах от того места, где погиб "Хьюсатоник".. При дальнейшем обследовании она оказалась искомым объектом. "Ханли" лежала на фунте, на правом борту с креном 20—25 градусов, корпус был покрыт толстым слоем ракушек и водорослей. Песчаные наносы сыграли роль консерванта, благодаря чему лодка неплохо сохранилась. Летом 2000 г. ее подняли и приступили к восстановлению.

 

 

P.S.:

Останки Диксона и его товарищей были захоронены на  кладбище города Чарлстоун, именуемом Магнолия. Там они погребены рядом с Хорасом Ханли и его экипажем.

 

U-505 — большая океанская немецкая подводная лодка типа IX-C, времён Второй мировой войны.
Но в отличие от большинства "серых волков Деница" экипаж этой лодки пережил войну и даже оставил мемуары..
Да и сама лодка нынче не на дне и не порезана на металл ...

Заказ на постройку лодки был отдан 25 сентября 1939 года. Лодка была заложена на верфи судостроительной компании «Дойче Верке» в Гамбурге 12 июня 1940 года под строительным номером 295, спущена на воду 24 мая 1941 года, 26 августа 1941 года под командованием капитан-лейтенанта Акселя-Олафа Лёве вошла в состав учебной 4-й флотилии. 1 февраля 1942 года вошла в состав 2-й флотилии. Лодка совершила 12 боевых походов, в которых потопила 8 судов (45 005 брт)
И в то-же время U-505 - наверное самая невезучая субмарина Кригсмарине.

Собственно, до поры до времени судьба субмарины ничем не отличается от остальных. Двенадцать походов, восемь потопленных судов...и тут эта шхуна. Как выражается в свете последующих событий адмирал Дёниц - "А ту колумбийскую шхуну лучше было совсем не трогать". Эх, кабы знать...
В первом же походе лодку атакует английский самолёт. Результат - на лодке ранены двое, самолёт уничтожен при взрыве собственных бомб. Невезение заразительно.Раненых передают на плавбазу, субмарина ковыляет на ремонт.
После полугодового ремонта, выходит в море - и немедленно возвращается - что-то испортилось. И так (вышли - неполадка - вернулись) ровно четыре месяца. Раз за разом.
Тем временем в битве за Атлантику намечается перелом, субмарины выходят в море и гибнут десятками, Бискайский залив превращается в полосу смерти... а U-505 неукоснительно выходит в море и через пару часов возвращается.
Над доком её ждёт издевательский транспарант: "Территория охоты U-505", на базе - ядовитые шуточки про единственного командира, который всегда вернётся на базу.
Нервы у всех на пределе.
Через четыре месяца такой жизни субмарине удаётся добираеться аж до середины Бискайского залива, где она и попадает под тяжелейшую атаку глубинными бомбами.
Командир - и так доведённый до грани - идёт к себе и стреляется. У команды шок. Как-то так принято, что под глубинными бомбами командир невозмутим и спокоен - и его спокойствие передаётся команде. А тут такое - кстати, единственный подобный случай.
...Лодку вытаскивает из-под атаки и приводит на базу старпом.
По-хорошему, после такого, команду следует расформировать и к психологу, лодку - обрабатывать ладаном и святой водой. Вместо этого на субмарину назначают капитана - третьего по счёту - и отправляют в поход.
На сей раз всё получается ещё лучше: при первой же атаке экипаж с воплями "Спасайся кто может!" - единогласно прыгает за борт.
Обнаружив субмарину, прущую на таран, аки камикадзе, американский эсминец всаживает в неё торпеду с нулевой дистанции - и естественно промахивается, подхватив свою порцию невезения.
...Американцы идут на абордаж. Не стоит и говорить, что в ходе абордажа второй эсминец умудряется два раза пропороть себе борт об корпус субмарины. Так что буксировать приходится уже двоих.Впрочем, истинный масштаб невезения выясняется чуть позже, когда на борту субмарины
среди прочих интересностей обнаруживается вполне целая и исправная шифровальная машинка "Энигма".
После чего выловленному из моря экипажу объявляют, что он мёртв. Весь. По крайней мере до конца войны. В роли мертвятника выступает маленький, но уютный лагерь, где команда до конца войны гоняет футбол с охраной. Командующего операцией захвата чуть не отдают под военный трибунал ( "Энигму" надо было забирать, а лодку топить, куда её сейчас?) - но в конце концов награждают медалью.
Лодку переименовывают в субмарину флота США "Немо".
...Сейчас она стоит на вечном приколе в Чикаго, у Музея науки.

Проклятая субмарина “UB65″

uboat.jpg

Проклятая субмарина – это немецкая подводная лодка “UB65″, построенная в 1916 году. Всего через неделю после спуска её на воду, на её борту стали происходить таинственные события. На подводной лодке было высокое число несчастных случаев со смертельным исходом.

Проклятая субмарина “UB65″

Второй Офицер заряжал торпеды, и одна из них упала и взорвалась, он погиб на месте, а лодка “UB65″ была серьёзно повреждена.

haunted-submarine-01.jpg

Для устранения неисправностей в машинном отделении, были посланы три человека, на пути в машинное отделение, они с толкнулись с ядовитыми парами. Они погибли ещё до того, как смогли добраться до машинного отделения.

Во время шторма, один из членов экипажа таинственным образом свалился за борт. Свидетели утверждали, что его, как будто кто-то толкнул.

Во время проверочных погружений, в одном из балластных баллонов произошла утечка. Экипаж в лодке остался без кислорода. Экипажу удалось подняться на поверхность всего за несколько мгновений до неминуемой смерти.

Один из матросов дежурил на поверхности перед тем, как лодка собиралась погружаться. Вдруг, он увидел на верхней палубе человека, хотя все люки на лодке были задраены, и все остальные члены экипажа должны были находиться внизу. Человек повернулся, и матрос узнал в нём второго офицера, который был убит взрывом торпеды. Призрак, казалось, что-то кричал, пытаясь предупредить об опасности. Дежурный матрос сообщил об увиденном капитану “UB65″, который также стал свидетелем призрака до того, как тот исчез.

haunted-submarine-02.jpg

Позже другой член экипажа столкнулся с погибшим Вторым Офицером в коридоре на нижней палубе подводной лодки. Призрак снова пытался пообщаться с моряком до того, как исчез.

Подводная лодка получила репутацию проклятой, и многие отказывались работать на ней. После очередного инцидента, моряк из торпедного отсека сошёл с ума, крича, что всю ночь его мучил призрак, и не оставлял в покое. В припадке безумия, он прыгнул за борт, и его тело так и не всплыло. В конце концов, немецкое военно-морское командование было вынуждено расследовать странные случаи после непрекращающихся сообщений, и попросило священника выполнить обряд экзорцизма.

haunted-submarine-03.jpg

Это сначала возымело эффект, и никаких странных случаев не происходило до утра 10 июля. Матрос заявил, что увидел темную фигуру у входа в торпедный отсек. Матрос бежал в торпедное отделение, и столкнулся лицом к лицу с призраком Второго Офицера, который был убит в результате взрыва в том самом отсеке. Призрак указывал на пролёт для заряда торпед. Затем он исчез также внезапно, как и появился.

В тот же день, 10 июля, американская подводная лодка засекла “UB65″ и подготовилась к атаке. Командующий американской субмариной приказал нескольким матросам ещё раз через перископ убедиться, что перед ними немецкая лодка, как вдруг, “UB65″ взорвалась, хотя по ней не было произведено ни единого выстрела. Американцы были изумлены. Когда дым рассеялся, от подводной лодки остались лишь обломки. Ни один из членов экипажа не выжил.

haunted-submarine-04.jpg

Следствие установило, что немцы пытались выпустить свои торпеды, но у них произошел сбой. Торпеды были активированы, но не вышли наружу, и взорвались внутри подводной лодки, уничтожив на борту весь немецкий экипаж. Не об этом ли пытался предупредить своих товарищей призрак торпедного отделения?

В начале 1980-х годов весь Военно-морской флот СССР внезапно заговорил и о призраке на противолодочном крейсере Черноморского флота «Москва». Несчастья прямо-таки преследовали его. Но самый трагический случай произошел в 1972 году, когда на корабле возник сильный пожар, вызвавший гибель части экипажа. Затем корабль долго ремонтировали, а потом... члены команды начали замечать, что в одном из коридоров крейсера, самом глухом и длинном, расположенном под вертолетным ангаром, творится что-то неладное: раздаются чьи-то шаги и страшные, душераздирающие стоны. Некоторые даже утверждали, что видели там какую-то белую фигуру. Матросы и офицеры старались обходить этот «мертвый коридор».

Рассказы о «белой фигуре» обрастали все новыми и новыми жуткими подробностями. История с призраком крейсера «Москва» стала всеобщим достоянием в 1993 году. Дело дошло до того, что командование флотом было вынуждено прислать на корабль группу медицинских работников.

Добросовестные врачи обследовали весь корабль, а потом якобы доложили, что призрак действительно существует, появляется не где попало, а в кормовом тупиковом 80-метровом коридоре. Бывали здесь разве что дозорные, обязанные каждые четыре часа обходить весь корабль и следить за водонепроницаемостью и взрывопожаробезопасностью. Именно дозорные чаще всего и 
видели таинственный призрак в белой робе, а потому «мертвый коридор» они проскакивали бегом, не задерживаясь.
Кто-то из старожилов корабля говорил, что в призраке он узнал матроса, погибшего во время пожара на «Москве» в 1972 году, кто-то уверял, что это матрос с погибшего большого противолодочного корабля «Отважный», а кто-то и вовсе утверждал, что это член экипажа погибшего в 1954 году линкора «Новороссийск». Особого вреда призрак, впрочем, никому не причинял. Он только печально смотрел на людей, а иногда жалостно стонал.

Увидеть его захотел один ироничный журналист, прибывший на крейсер с заданием написать об этом статью, он отважился вступить в «мертвый коридор». Сопровождавший репортера матрос, отдраив дверь, впустил туда гостя, но идти следом наотрез отказался. Через несколько минут в дверь отчаянно застучали. Когда матрос открыл ее, на него буквально упал журналист с перекошенным от страха лицом. «Он там! Он там!» - кричал он исступленно.

Отныне прибывающее на корабль начальство уже с полной серьезностью интересовалось: «Что нового с призраком?» С тех пор об этом, как о главной достопримечательности, стали рассказывать приезжим шефам и артистам. В «мертвый коридор» гостей водили как на экскурсию, но только днем.

- Вот здесь, - говорил «экскурсовод», заместитель командира корабля по воспитательной работе, - за этим поворотом его любимое место. Здесь он обычно и стонет!» «Ах-ах! - восклицали эстрадные дивы. Впрочем, совершить культпоход в «мертвый коридор» ночью желающих никогда не находилось...

Как-то этот гид поневоле пригласил Владимира Шигина к себе на корабль. В программе встречи было совместное пребывание в местной самодельной сауне и дружеское застолье. Где-то после полуночи, находясь в прекрасном расположении духа, писатель сказал:

- А слабо нам глянуть на «белого матроса»?
- Плевое дело, - махнул рукой заместитель командира корабля. - Он мне как родной. Можем и пообщаться!
И они пошли. Надо оговориться, что «Москва» к этому времени была выведена из боевого состава и готовилась к скорой смерти под жалом автогена. По этой причине ее команда была сильно сокращена и на корабле чувствовалось запустение.
Офицеры шли по полутемным трапам и коридорам, мимо распахнутых настежь выгородок и пустых кубриков. Звук их шагов разносился по пустынному корабельному чреву. Добрались, наконец, до задраенной двери «мертвого коридора». Хозяин привычно открывает ее... И оба мгновенно холодеют: из черной глубины коридора явственно доносится протяжный стон. Если до этого в голове и был какой-то хмель, то в одно мгновение его не стало.

«Мы переглянулись, - вспоминает В.Шигин. - Я почувствовал, как меня начал бить противный озноб. То же, очевидно, испытывал и мой спутник.

- Ну, что будем делать? - спросил я шепотом.

- Не знаю! - ответил он еще тише.
- Вдвоем не так уж и страшно! - прошептал я. - Пойдем дальше? - предложил я в тайной надежде, что он откажется и мы 
быстренько уберемся восвояси.
Но и тот тоже был не лыком шит.

- Если хочешь, - мрачно шепнул он и тяжело вздохнул. - Но идти первым должен ты...»

Они одновременно двинулись вперед. А стоны все продолжались. Более того, по мере продвижения к цели становились громче и громче. Офицеры шли все медленнее и медленнее, оттягивая неизбежную встречу.
«А затем, - пишет В.Шигин, - я почувствовал, как на моей голове поднялись волосы. В просторном проеме коридора я явственно увидел белую фигуру. Она качалась и стонала!

Дальше идти не было уже никаких сил. В этот момент призрак, почувствовав, видимо, наше присутствие, прекратил стонать и стал поворачиваться к нам, вытягивая вперед трясущиеся руки. И тут, когда я уже считал, что жизнь моя подошла к своему завершению, однокашник, внезапно оттолкнув меня в сторону, бросился бегом к качающемуся видению.

- Наверное, крыша поехала, - пронеслось у меня в голове. - Всё, конец Олегу!

В это мгновение однокашник уже подскочил к призраку и, бесцеремонно схватив его за грудки, разразился отборнейшим матом. В ответ видение замычало что-то нечленораздельное. А затем я услышал слова, которые вернули меня в мир реальности.

- Ну что, Георгицу, опять нажрался как последняя свинья! - закричал Олег, тряся теряющего равновесие «призрака».

Тот, наконец, сфокусировал свой взгляд и, узнав замполита, расплылся в пьяной улыбке:

- Ну, выпил малость! Только выведите меня отсюда. Заблудился!»

«Мертвый коридор» исследователи покидали с чувством исполненного долга, таща за собой полубесчувственное тело мичмана-кока.

Как выяснилось на следующий день, кок, изрядно перепив, залез каким-то образом в тупиковый коридор и, не находя выхода, стонал там уже несколько часов. Белая же его одежда оказалась обычной робой, которую корабельные повара надевают для работы на камбузе.

Когда на следующий год автор «Призрака на вахте» снова приехал в Севастополь, ему рассказали о печальном завершении той ночной прогулки. Через несколько месяцев после происшествия в «мертвом коридоре» мичман-кок внезапно скончался. Может быть, от сердечного приступа, как говорили врачи, может, от чего-нибудь еще; ведь кто знает, что могло произойти с ним в течение тех нескольких часов, что он провел в зловещем заточении.

А вскоре не менее печально завершилась и биография самого невезучего крейсера «Москва». Проданный на лом какой-то фирме в Индию, он был при буксировании посажен на мель. Затем из-за него была целая перестрелка индийских сторожевых катеров с местными пиратами. Разграбленный корабль был брошен на той же отмели и разбит штормовыми ветрами.

Кто теперь скажет, что стало с призраком? Может, он уже давно перебрался на другой корабль и теперь вовсю пугает его экипаж. А может, он все еще верен своему старому несчастливому крейсеру и по ночам по-прежнему стонет в полузатопленном «мертвом коридоре», но рев океанских волн заглушает его стон...

Последний же известный случай появления нечистой силы уже на российском флоте произошел на сторожевом корабле Черноморского флота «Пытливый». В 1997 году в одной из офицерских кают поселился корабельный дух, весьма докучавший жившим там офицерам. Однако те быстро нашли противодействие возмутителю каютного спокойствия, выставляя ему на ночь рюмочку хорошей ***.

Теперь в России вернулись к обряду освящения спускаемых на воду кораблей и судов. И как знать, может, именно этот очистительный обряд и защитит отныне наших моряков на океанских просторах от всевозможных злых сил. Может, именно теперь рассказы о призраках на корабельных палубах навсегда отойдут в область преданий и легенд.

 

 

 

Источники

Тема по возможности будет дополняться

 

Изменено пользователем XHunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
26 публикаций
17 боёв

За тему + шикарная.

Ржал до нельзя про 324,которая смылась под пузом супер-пупер новейшего охотника на подлодки и в догонку пенделя откатила в виде оторванной антенны:teethhappy::teethhappy::teethhappy: Наш народ непобедим :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
67 публикаций

Веселенькая тема, хотя в фарт не верю. Везет тем кто старается, а не везет оболтусам... Но почитал с удовольствием.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
154 публикации
1 бой

Уважаемый ТС, напишите пожалуйста неофициальные прозвища ПЛ около спойлера!

 

2)Много опечаток в тексте......:angry:

Автору - за опечатки, + за сам текст

В сумме: ничего.

С уважением от crazygrag.

 

Изменено пользователем crazygrag

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
175 публикаций
464 боя

Автор пожалуйста отредактируйте текст, очень много опечаток и обрывов фраз.

Не могли бы Вы указа в какой теме..?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
175 публикаций
464 боя

В первой теме про 324

Обрывков фраз и очепяток не нашел, вероятно глаз замылен. Прочитал 3 раза. Если не сложно краткую выдержку из текста. И я тут-же исправлю.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
70 публикаций
1 бой

"13 сентября 1985 года, в период приемки лодки из ремонта, в результате грубых нарушений требований живучести, К-429 затонула у стенки завода в Большом Камне - только теперь оказались затопленными все отсеки."

 

Привет, повторно она затонула на Камчатке, в бухте Сельдевая, во время ремонта, на СРЗ-49. Внесите исправления.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
275 публикаций

Обрывков фраз и очепяток не нашел, вероятно глаз замылен. Прочитал 3 раза. Если не сложно краткую выдержку из текста. И я тут-же исправлю.

Насколько я помню  не капитан Врангель,а капитан Врунгель

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
175 публикаций
464 боя

"13 сентября 1985 года, в период приемки лодки из ремонта, в результате грубых нарушений требований живучести, К-429 затонула у стенки завода в Большом Камне - только теперь оказались затопленными все отсеки."

 

Привет, повторно она затонула на Камчатке, в бухте Сельдевая, во время ремонта, на СРЗ-49. Внесите исправления.

У меня есть как минимум 3 альтернативных места затопления судна в 1985-м, но да на сельдевую указывают большинство источников. Меняю

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
175 публикаций
464 боя

Насколько я помню  не капитан Врангель,а капитан Врунгель

Капитан Врунгель это пародия на  адмирала, генерал-адъютанта, члена Государственного совета, почетного члена Императорской Академии Наук, члена Парижской Академии Наук барона Фердинанда Петровича Врангеля 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
338
[LST-W]
Викигвардия, Коллекционер, Старший бета-тестер
698 публикаций

Я бы еще привел несколько злополучных лодок из этой книги  



Нарусбаев Александр Абдугапарович -Катастрофы в морских глубинах http://bookfi.org/book/782923



Там много курьезных случаев о гибели субмарин. Еще на мой взгляд сюда можно отнести  русскую «Камбалу».



 


Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
175 публикаций
464 боя

Я бы еще привел несколько злополучных лодок из этой книги  

Нарусбаев Александр Абдугапарович -Катастрофы в морских глубинах http://bookfi.org/book/782923

Там много курьезных случаев о гибели субмарин. Еще на мой взгляд сюда можно отнести  русскую «Камбалу».

 

Обязательно ознакомлюсь, и по возможности внесу в тему.

 

Я бы еще привел несколько злополучных лодок из этой книги  

Нарусбаев Александр Абдугапарович -Катастрофы в морских глубинах http://bookfi.org/book/782923

Там много курьезных случаев о гибели субмарин. Еще на мой взгляд сюда можно отнести  русскую «Камбалу».

 

Обязательно ознакомлюсь, и по возможности внесу в тему.

данный ресурс (http://bookfi.org/book/782923) заблокирован оператором по решению суда, но книжечку я все таки почитаю.

 

Karkotko

чуть позже.... бегло пролистав книгу заметил, что в ней описываются в основном типичные случаи аварий и катастроф. Я же в теме хочу отразить либо череду необъяснимых случайностей приведших к какому нибудь неординарному событию, либо злой рок преследующий одну субмарину на протяжении длительного времени. (книгу изучу более подробно может что-то и пропустил, но за автора спасибо информация интересная)

 

Старайтесь использовать кнопку "Изменить", а не создавать новое сообщение.
EvilTwin_HL

 

учел, принял во внимание

Изменено пользователем XHunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
70 публикаций
1 бой

У меня есть как минимум 3 альтернативных места затопления судна в 1985-м, но да на сельдевую указывают большинство источников. Меняю

И еще исправтье, утилизирована в 2000-2001 году, не используется она.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
175 публикаций
464 боя

И еще исправтье, утилизирована в 2000-2001 году, не используется она.

 

Исправить что? Не используется кто(что)?

 

по данным сайта http://www.sevastopol.su переименована в УТС-130 и в бухте Крашенинникова поставлена на прикол. 
В 2002 году атомная подводная лодка К-429 утилизирована.

Откуда Ваша информация?

Изменено пользователем XHunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
158 публикаций
8 735 боёв

Исправить что? Не используется кто(что)?

подлодка!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
338
[LST-W]
Викигвардия, Коллекционер, Старший бета-тестер
698 публикаций

Обязательно ознакомлюсь, и по возможности внесу в тему.

 

данный ресурс (http://bookfi.org/book/782923) заблокирован оператором по решению суда, но книжечку я все таки почитаю.

 

Karkotko

чуть позже.... бегло пролистав книгу заметил, что в ней описываются в основном типичные случаи аварий и катастроф. Я же в теме хочу отразить либо череду необъяснимых случайностей приведших к какому нибудь неординарному событию, либо злой рок преследующий одну субмарину на протяжении длительного времени. (книгу изучу более подробно может что-то и пропустил, но за автора спасибо информация интересная)

 

Старайтесь использовать кнопку "Изменить", а не создавать новое сообщение.
EvilTwin_HL

 

учел, принял во внимание

А главу "Цена подгоревших котлет"  осилил там как раз курьезные случаи гибели субмарин, и в главе "На войне как на войне, или Немного статистики" там тоже курьезы есть.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×