Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
XHunter

тральщик "Китобой"

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
175 публикаций
464 боя

 

Осень 1919 года. Знакомый нам рейд мирного, спокойного Копенгагена. На рейде стоит британская эскадра в составе дредноутов, крейсеров и миноносцев.
         Жизнь на эскадре идет мирно, нормально. Война окончена. Германский флот уничтожен. Англичане победили.
         И вот, среди этой обстановки, с моря появляется маленький корабль. На гафеле его развевается Андреевский флаг. Это тральщик "Китобой" 120 тонн водоизмещения. У него всего 2 маленьких 47 мм пушки, годные только для расстрела мин.
         Командует им лейтенант Ферсман. Размеры "Китобоя" таковы, что если к нему подойти на паровом катере, то не надо ставить и трапа - можно прямо шагнуть с катера на палубу.
         "Китобой" вырвался из красного ада - это последний корабль Балтийского флота, носящий Андреевский флаг.
         Он входит на рейд Копенгагена. Никто ему не салютует. "Китобой" становится на якорь. На английском адмиральском корабле взвивается сигнал по международному коду: "Предлагаю спустить флаг и передать корабль в руки Британских морских властей".
         В ответ на "Китобое" одинокий горнист протрубил "боевую тревогу". Когда люди разбежались по "боевым постам" к двум жалким маленьким пушченкам - на "Китобое" был поднят ответный сигнал:
         "Русский флаг спущен не будет, предлагаю Британской эскадре приготовиться к бою".
         Некоторое время на английском корабле ответ висит "до половины". Наконец поняли. Сигнал разобран. Что будут делать англичане? Одного снаряда, любого орудия достаточно, чтобы пустить "Китобой" ко дну.
         На английском флагманском корабле подают катер к правому трапу. Командующий эскадрой лично идет на "Китобой".
         Он встречен, как старший на рейде, рапортом: "Ваше Превосходительство, на корабле Его Императорского Величества "Китобой" и т. д. и т. п.
         Хотя лицо английского адмирала невозмутимо, голос его дрожит: "Я передал вам, - отрывисто говорит он, - то, что мне было приказано моим правительством. Теперь позвольте мне от имени Британского флота и от себя лично выразить вам восхищение той доблестью, с которой вы защитили честь вашего флота".
         С этими словами английский адмирал обнял и поцеловал командира "Китобоя".
         Дальнейшее пребывание "Китобоя" в Копенгагене было его триумфом.
         Командир его был принят вдовствующей Императрицей Государыней Марией Федоровной.
         "Китобой" шел в Крым, где еще героическая русская армия и флот генерала П. Н. Врангеля боролись за честь и свободу России.
         Когда "Китобой" уходил с Копенгагенского рейда в море, на судах английской эскадры ему отдавали честь, как военному кораблю.
         На флагманском корабле дредноуте оркестр играл русский национальный гимн "Боже, Царя храни".

(Из Шанхайской газеты "Время").

         Имел ли место подобный факт? Или это легенда? Вымысел автора статьи (кстати, статья не подписана)? Вместе с тем, нельзя забывать, что фактически это перепечатка из газеты Время, выходившей в Шанхае. Следовательно, об этом факте знал определенный круг лиц. Нельзя также забывать, что любой факт обрастает иногда такими подробностями, надуманными, соседствующими с вымыслом, что практически невозможно установить истину.
         

 Разгадку этих событий дает обзор, составленный морским офицером старшим лейтенантом К. И. фон Нотбек, любезно предоставленный историком Российского флота Владимиром Владимировичем Верзуновым. По материалам обзора события развертывались следующим образом.
         Летом 1919 года Отдельный корпус Северной Армии генерал-майора А. П. Родзянко был реорганизован в Северо-Западную армию, командующим которой был приглашен проживавший в г. Гельсингфорс (Хельсинки) генерал от инфантерии Н. Н. Юденич, прославившийся в Первую мировую войну взятием Эрзерума. Тогда же при штабе армии в г. Нарва было создано морское Управление Северо-Западной армии, во главе которого стоял контр-адмирал В. К. Пилкин.
         Морскому Управлению подчинялись следующие формирования и учреждения:
         Дивизион броневых поездов: бронепоезда "Адмирал Непенин", "Адмирал Эссен", "Талабчанин" и "Псковитянин", укомплектованный в основном морскими офицерами. Начальником дивизиона был старший лейтенант А. П. Левицкий.
         Танковый батальон под командованием капитана 1-го ранга П. О. Шишко, бывшего командира "Морского Батальона Смерти", отличившегося своей выдающейся храбростью в 1917 году при защите Моонзунда.
         Морской Андреевского флага полк, частично дополненный взятыми в плен или перебежавшими на сторону белых красными матросами.
         Флотилия в составе тральщика "Китобой" и четырех быстроходных моторных катеров, переправленных из Финляндии капитаном 1-го ранга Вилькеном.
         Разгрузочный отдел в г. Ревеле (Таллинне) для разгрузки пароходов, привозивших, преимущественно из Англии, оружие, боеприпасы, обмундирование и провизию для армии. Начальником отдела стал капитан 2-го ранга барон О. Б. Фитингоф.
         Отдел разведки и контрразведки в г. Ревеле (Таллинне), возглавляемый капитаном 1-го ранга П. А. Новопашенным. Ревельское отделение Морского Управления. Начальник - капитан 1-го ранга А. В. Витгефт.
         Теперь перейдем непосредственно к интересующему нас факту.
         В июле 1919 года советский тральщик "Китобой" (280 тонн водоизмещения, скорость 11 узлов, бывшее норвежское китобойное судно) под командованием мичмана В. И. Сперанского (начальник дивизиона лейтенант Моисеев) вместе с другими тральщиками занимался очищением фарватера в Копорской бухте от поставленных англичанами мин заграждения. 
         Когда невдалеке показались три английских эскадренных миноносца, лейтенант Моисеев убедил командира и большую часть команды перебежать к англичанам, что и было сделано. Англичане, по своему обыкновению, разграбили сдавшийся им корабль, и через несколько дней передали тральщик, как судно, утратившее боевое значение, в распоряжение Морского Управления Северо-Западной армии.
         Кроме нескольких специалистов, личный состав "Китобоя" был списан с корабля, включая и офицеров: лейтенант Моисеев и большая часть команды были переведены в Морской Андреевского флага полк, а мичман В. И. Сперанский с частью людей - в разгрузочный отдел. Часть матросов полка перебежала к красным и выдала им лейтенантов Моисеева и Бок, которые и были замучены красными.
         На "Китобой" был набран новый личный состав из офицеров и добровольцев, а командиром его был назначен О. О. Ферсман. Этому доблестному офицеру суждено было еще раз поддержать честь Андреевского флага, а его маленькому судну быть последним носителем этого флага на водах Балтийского флота.
         Опасаясь захвата "Китобоя" эстонцами (что действительно и случилось с четырьмя моторными катерами), контр-адмирал В. К. Пилкин снабдил командира судна некоторым количеством денег, запасами угля и провизии, достаточными для похода в Копенгаген, и приказал ему, по возможности, пробраться в Крым, к генералу П. Н. Врангелю. Так как часть экипажа не пожелала идти в это рискованное плавание, то была набрана новая команда из добровольцев, в том числе 15 морских офицеров.
         В темную ночь незамеченный эстонцами "Китобой" вышел из ревельской гавани и через несколько дней благополучно дошел до Копенгагена.
         На рейде Копенгагена в это время стояла 2-я бригада крейсеров английского флота под флагом контр-адмирала В. Коуэн, в составе трех легких крейсеров и пяти эскадренных миноносцев.
         На другой день после прихода "Китобоя" флаг-офицер английского адмирала доставил лейтенанту О. О. Ферсману письменное требование немедленно спустить Андреевский флаг, так как этот флаг больше не признается английским правительством. Лейтенант О. О. Ферсман ответил, что Андреевский флаг спущен не будет; в случае каких-либо насильственных действий со стороны англичан он будет защищать честь флага до последней капли крови, возлагая всю ответственность за бой в нейтральном порту на английского адмирала.
         Никаких насильственных действий со стороны англичан не последовало, а на следующее утро контр-адмирал В. Коуэн прибыл на "Китобой", совершил осмотр маленькому кораблю и, спустившись в каюту Ферсмана, обнял и расцеловал его и сказал: "Я надеюсь, что каждый английский морской офицер в подобном положении поступил бы столь же доблестно, как это сделали вы".
         Заботами вдовствующей императрицы Марии Федоровны "Китобой" был снабжен углем и провизией для дальнейшего следования. Когда через три дня "Китобой", уходя из Копенгагена, проходил мимо английской эскадры, команды английских судов встречали его громогласным "Хип, хип, ура", а на рее флагманского крейсера развевался сигнал "желаю счастливого плавания".
         "Китобой" благополучно добрался до Севастополя перед самой его эвакуацией, а затем вместе с эскадрой П. Н. Врангеля ушел в Бизерту (Тунис) и разделил участь бизерстской эскадры.

 

 

Изменено пользователем XHunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 723 публикации

При указывании источников,нужно давать ссылку на конкретную стать откуда бралась информация,а не просто на ресурс)

Изменено пользователем anonym_rekiJDf3cj6V

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
175 публикаций
464 боя

При указывании источников,нужно давать ссылку на конкретную стать откуда бралась информация,а не просто на ресурс)

Персонально для Вас :wink: http://www.russianresources.lt/archive/Mater/boikov.html

 

:honoring: исполнено

Изменено пользователем XHunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
275 публикаций

«Китобой» был единственным кораблем красного Балтийского флота, который во время боев под Красной Горкой в июне 1919 года спустил красный флаг, поднял Андреевский и перешел на сторону наступающих частей Северо-Западной армии генерала Юденича.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
163 публикации
37 боёв

разве единственным?

был единственным кораблем перешел на сторону наступающих частей Северо-Западной армии генерала Юденича.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
62 публикации

«Китобой» был единственным кораблем красного Балтийского флота, который во время боев под Красной Горкой в июне 1919 года спустил красный флаг, поднял Андреевский и перешел на сторону наступающих частей Северо-Западной армии генерала Юденича.

Ого! А не многовато - ли для такого кораблика?:amazed:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 229
[FLD]
Альфа-тестер, Коллекционер
2 385 публикаций
11 789 боёв

хоть конечно не совсем точный пересказ(все таки спектакль), но для тех кому читать лень думаю будет интересно

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
249 публикаций
532 боя

Мне вот всегда было интересно почему затопление "Варяга" считают подвигом и об этом событии знают все любители флота, в то время как реальный подвиг "Китобоя" в порту Копенгагена и его поход в Черное море, практически известен только ограниченному кругу людей интересующихся флотом.

Это не напыщенная ода, 
Обойдемся без фанфар и флейт! 
… Осень девятнадцатого года, 
Копенгаген. Безмятежный рейд. 

Грозная союзная эскадра 
Как вполне насытившийся зверь, - 
Отдыхает… Нос надменно задран 
У любого мичмана теперь. 

И с волною невысокой споря, 
С черной лентой дыма за трубой, - 
Из-за мола каменного, с моря 
Входит в гавань тральщик «Китобой». 

Ты откуда вынырнул, бродяга? 
Зоркий цейс ответил на вопрос: 
Синий крест Андреевского флага 
Разглядел с дредноута матрос… 

Полегла в развалинах Россия 
Нет на ней державного венца, 
И с презреньем корабли большие 
Смотрят на малютку-пришельца. 

Странный гость! Куда его дорога 
Можно ли на рейд его пустить? 
И сигнал приказывает строго: 
«Стать на якорь. Русский флаг спустить». 

Якорь отдан. Но, простой и строгий, 
Синий крест сияет с полотна; 
Суматоха боевой тревоги 
У орудий тральщика видна. 

И уже над зыбью голубою 
Мчит ответ на дерзость, на сигнал 
«Флаг не будет спущен. Точка. К бою 
Приготовьтесь!» - Вздрогнул адмирал. 

Он не мог не оценить отпора! 
Потопить их в несколько минут 
Или?.. Нет, к громадине линкора 
Адмиральский катер подают! 

Понеслось. И экипаж гиганта 
Видел, как взойдя на «Китобой», 
Заключил в объятья лейтенанта 
Пристыженный адмирал седой. 

Вот и все. И пусть столетья лягут, 
Но Россия не забудет, как 
Не спустил Андреевского флага 
Удалой моряк! 

Вопреки известной песне, дредноутов у англичан в порту не было, была крейсерская эскадра, да и сам процесс происходил несколько по иному, скорее в дипломатическом ключе, но командой тральщик был подготовлен к бою и взрыву. После выхода из порта Копенгагена, тральщик самостоятельно дошел до Черного моря, притом из начальной команды(37 чел) на нем осталось только 9 человек. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×