Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_fYaB8wHUaNuq

Субмарина «HMAS AE2»

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
205 публикаций

  

Изображение с кодом 4477382

 Во время Первой мировой войны австралийская субмарина «HMAS AE2» под командованием Генри Стокера ушла в поход, который вошел в историю, но на фоне других событий великой войны подвиг подводной лодки затерялся. И только спустя 100 лет морские археологи пролили свет на то, что случилось с лодкой.

 

HMAS AE2

HMAS AE2— дизель-электрическая подводная лодка типа E австралийских ВМС. Вместе с однотипной HMAS AE1 вошла в число первых подводных лодок ВМС Австралии. 

 

ТТХ

 

Водоизмещение надводное    652 т (622 т начиная с E9)
Водоизмещение подводное    795 т (807 т начиная с E9)

Длина : 55 м
Ширина : 6,86 м
Скорость :    15 /10 узл.
Рабочая глубина погружения    около 60 м
Экипаж    35
Силовая установка:
Дизель-электрическая, двухвальная, 2 дизеля, 1750 л. с., 2 гребных электродвигателя, 550 л. с.
Вооружение Торпедно-минное :4 × 457-мм ТА (1 носовой, 2 в миделе, 1 кормовой)

 

Изображение с кодом 4465115

 


Опасное задание.

 

 

    В июне 1913 года только что построенная дизель-электрическая субмарина «HMAS AE2» стала последним достижением техники британских кораблестроителей. Ее длина составляла 55 метров, ширина 7 м, два дизеля мощностью 1750 л. с., два гребных электродвигателя мощностью 550 л. с., экипаж 35 человек, вооружение четыре торпедных аппарата с боекомплектом 8 торпед калибра 457 мм. Субмарина не была оснащена сегодняшними приборами, сонаром, а радиосвязь только появилась. Она была оборудована первыми гирокомпасами, которые оказались неудачными. Управлять лодкой было крайне тяжело.

 

    К моменту выхода на крайне опасное задание в 1915 году субмариной командовал Генри Стокер, который вместе со своим экипажем привел ее из Англии в Австралию, а затем в Средиземное море. На такие расстояния не ходила ещё ни одна подводная лодка. Экипаж субмарины, 20 британских подводников и 12 молодых австралийцев, составляли добровольцы, привлеченные двойной платой за тяжелую службу.

 

    Командир субмарины получил задание в рамках Дарданелльской операции. Его задачей было скрытно войти в пролив Дарданеллы и поддержать высадку десанта в бухте Anzac Cove. Масштаб задачи понимали все подводники. Ведь субмарины класса «Е» способны пройти под водой всего 50 миль, что было крайне рискованно, так как протяженность пролива составляет 35 миль, при этом здесь опасное обратное течение и мины. Турки поставили в проливе более 400 мин. И тогда Стокер принял решение обойти мины с глубины. Трудно описать, что испытывала команда в течение следующего часа. Скрежет стальных тросов по корпусу не смолкал ни на миг. За месяц до этого мины остановили английский флот, подорвав 3 судна и погубив 700 человек. Если сработает хотя бы одна мина, то 150 кг взрывчатки разорвут субмарину на части.

 

    Вести такую подлодку через пролив Дарданеллы было сложнейшей миссией. Под водой экипаж был полностью «слеп» и зависел от старых карт, поэтому идти пришлось, как говориться «на ощупь». Но все обошлось. Выйдя в Эгейское море субмарина «HMAS AE2» обнаружила турецкую канонерку, по которой сразу же была выпущена торпеда. К сожалению, она не смогла затопить корабль. Но в ответ турки бросили все силы на уничтожение подлодки.

 

    В это время на другой стороне острова высаживался десант в 4 тысячами австралийцев и новозеландцев. Однако они сошли на берег в неудачном месте, и стали гибнуть под шквальным огнем противника. Артиллерия не давала кораблям приблизиться к берегу. Огонь по десанту вели и турецкие корабли, стоящие в Дарданеллах, но вскоре увидев перископ подозрительной субмарины, ушли в укрытие. Только после этого вторая волна десанта, смогла высадиться на берег. Теперь ей предстояло закрепиться.

 

    26 апреля 1915 года после атаки турецкого корабля субмарина скрылась на глубине. Но во время маневра она дважды задела грунт и получила небольшие повреждения. Командир подлодки решил лечь на дно и выждать удачного момента для всплытия. Но турки неустанно продолжали поиск. Средств подводного обнаружения тогда не было, поэтому с надводных кораблей просто бросали якоря. А когда они что-то задевали, то вниз по канату спускали бочку с взрывчаткой.

 

    Дышать экипаж субмарины мог лишь тем воздухом, который был внутри корпуса. Считалось, что на таких лодках его хватало на 12 часов, но «HMAS AE2» лежала уже 16 часов. Тогда было принято решение всплыть. Вскоре подводники вдохнули свежий воздух на поверхности.

 

    Тем временем на борту крейсера «Queen Elizabeth» командующий силами Сэр Гамильтон на совещании признал, что кампания началась плохо. Десант понес чудовищные потери. Австралийские и новозеландские войска не смогли продвинуться вглубь острова, и были отброшены назад к берегу. Необходима эвакуация 16000 человек, вывоз которых займет 3 дня.

 

    Но неожиданно была получена первая хорошая новость. Командирам десантных подразделений сообщили, что австралийская субмарина прошла пролив и торпедировала турецкую канонерку. Сразу же был отдан приказ укрепиться на позициях и окопаться. Так солдаты узнали о неизвестной подводной лодке «HMAS AE2».

 

    26 апреля 1915 года через 6 часов после сеанса связи субмарина покинула цель, и вышла из пролива Дарданеллы. Благополучно скрывшись от погони перед экипажем стояли просторы Мраморного моря. «HMAS AE2» проложила путь другим субмаринам. Этот поход войдет в историю подводного флота Австралии. Но победа Стокера обернется для Антанты поражением. Под впечатлением от рейда субмарины «HMAS AE2» Сэр Гамильтон решил продолжить борьбу за Галлиполийский полуостров. Союзники будут драться за него еще 8 месяцев. Потери с обеих сторон достигнут 250 тысяч человек, но никакого результата не дадут.

 

    Через два дня после высадки у мыса Габа-Тепе австралийская субмарина разрушила всю турецкую транспортную систему. По морю войска на полуостров можно было доставить за 12 часов. По земле же путь занимал 5 дней. Вскоре все турецкие корабли искали единственную подводную лодку. Утром 30 апреля 1915 года лишь увидев дым вражеского корабля, лодка была вынуждена погрузиться. Погружение в слое пресной воды проходило легко, но о солёный слой она ударилась, как о стену, в результате её выбросило на поверхность как раз перед вражеским кораблем. Тогда командир приказал снова погрузиться вниз, но на этот раз под слишком острым углом.

 

    Мы сейчас не знаем, почему субмарина потеряла управление, и на какую глубину ушла. Но «HMAS AE2» выскочила кормой вперед на поверхность и сразу получила пробоину в верхнюю часть кормы. Управление вышло из строя, и лодка уже не могла погружаться. Тогда капитан отдал приказ затопить субмарину, подводникам подняться на верхнюю палубу и сдаться турецким морякам корабля «Sultan Hisar».

 

    Субмарина «HMAS AE2» пробыла на службе Её величества 14 месяцев, пройдя за это время 35000 морских миль. Как ни крути, но данная подлодка стала первой в мире, которая прошла половину планеты, и первой лодкой, прошедшей через узкий пролив Дарданеллы. Ни один капитан не гордился своим кораблем и своим экипажем, как Генри Стокер. Добрые товарищи и верные подчиненные были настоящими храбрецами.

 

    Стокер и его экипаж остались в живых. Следующие 3,5 года они провели в турецком лагере для военнопленных. Четверо умерли от болезней, а остальные после войны вернулись домой. Только тогда Стокер смог рассказать о походе через Дарданеллы. Но на фоне провала Галлиполийской авантюры и ужасов западного фронта, рассказ не имел успеха.

 

Фото:

Изображение с кодом 4501977

HMAS AE2 в доке. Сидней, 1914 год

 

Изображение с кодом 4475353

 

 

Изображение с кодом 4468185

 

Изображение с кодом 4463067

командир субмарины «HMAS AE2» Генри Стокер

 

Изображение с кодом 4492762

Экипаж HMAS AE2

 

 

Поиски субмарины «HMAS AE2»

 

    Субмарина «HMAS AE2» оставалась на дне Мраморного моря до 1998 года, пока на глубине 73 метров не были обнаружены ее останки. Солёная вода и время сильно повредили её. Тогда же у морских археологов появилась желание поднять редкую лодку на поверхность. Для этого им предстояло оценить все возможности. Главной целью экспедиции стало сохранение того, что осталось от «HMAS AE2», и есть ли смысл перемещать её в более доступное для обозрения место, или лучше оставить, как есть? Ведь бывает, что подъем просто нежелателен.

 

    К моменту первого погружения ныряльщики готовились более года. Они пожертвовали своим временем и средствами ради погружения к «АЕ2» - самому крупному памятнику Галлиполийской операции.

 

    Изначально к подлодке с помощью крана опустили бетонный блок весом 2500 кг с привязанным к нему сигнальным концом. Он будет служить проводником на глубину 73 метра. Новейшие акваланги позволяют оставаться на такой глубине не более получаса.

 

    Лодка лежит на дне и по ватерлинию погрузилась в толстый слой ила. Хвостовая часть сохранилась отлично. Видны хвостовые и горизонтальные рули, часть правого винта. На передней части верхней палубы заметны следы коррозии. Имеются повреждения и иного рода - вырваны целые куски обшивки. Видны обрывки тралов и якорных цепей. Рубка подводной лодки практически не тронута, люк слегка приоткрыт. И вот настал день, которого так ждали морские археологи - они искали способ изучить внутреннюю часть лодки. Эту возможность дал приоткрытый на ширину ладони люк. Сквозь отверстие была просунута видеокамера.

 

    Исследователи увидели лестницу и, поверхность внутри, благодаря чему смогли определить состояние металла по одним только отложениям. Камера дала важную информацию. Субмарина не заполнилась илом и неплохо сохранилась внутри. Поэтому поднять её на поверхность стало реально.

 

    На следующий день ученые решили измерить толщину металла, после которого станет понятно, сколько ещё протянет корпус. Сделав около 20 замеров металла, они были переданы на поверхность. Во время погружения дайверы заметили странное явление, которое и погубило австралийскую субмарину. Галоклин - слой пресной воды, вытекающей из Черного моря, ложится на слой более соленой Средиземноморской воды. На глубине в 21 метр хорошо видна разница цвета между слоями воды.

 

    В штабквартире экспедиции, оценив собранные данные, был сделан вывод, что подлодку необходимо оставить в своей среде, однако её нужно убрать с участка, где её могут повредить тралами и якорями. Кроме того приблизительная цена проекта по подъему подводной лодки 20 миллионов долларов. И может получиться так, что когда субмарину начнут поднимать, то судовой дизель может сойти с места и всё разрушить. Стоит ли дело того?

 

    Исследования показали, что подлодка находится в довольно хорошем состоянии, но с каждым днем коррозия берет своё. Субмарина состоит из железа и стали, а эти металлы в море быстро разрушаются. Поэтому морские археологи предложили властям Турции и Австралии взять этот объект под охрану, поскольку лодка и её экипаж заслуживают доброй памяти. В 2014 году будет отмечаться столетие Первой мировой войны. Для ЮНЕСКО это уникальный случай, чтобы привлечь внимание мировой общественности к подводным объектам, в числе которых и австралийская субмарина «HMAS AE2», как к культурному наследию, с целью эффективного сохранения мест подводных событий того периода.

 

Изображение с кодом 4492760

 

 

Источники:

 

Изменено пользователем anonym_fYaB8wHUaNuq

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
129 публикаций

Во время Первой мировой войны подводные лодки стран Антанты и  Тройственного союза были примерно похожи между собой по своим возможностям и характеристикам, это были небольшие, достаточно тихоходные субмарины оснащенные простейшими навигационными средствами, без сонаров и т.п. оборудования. Нельзя не восхищаться мужеству моряков выходивших в море на таких лодках, но сумевших доказать своими делами, что подводные лодки - грозное оружие. Интересно высказывание британского адмирала Хендерсона заявившего в 1914 году: "Подводные лодки никогда не будут плавать, ни в одной стране мира не станут использовать такое ограниченное и порочное оружие", тогда еще никто не знал, что с  началом Первой мировой подводные лодки Германии поставят Великобританию в исключительно тяжелое положение и практически парализуют действия ее торгового флота. Последствия использования немцами субмарин были такие, что по условиям Версальского мирного договора Германии запрещено было иметь подводный флот. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
216 публикаций

Думаю на любой подводной лодке не сладко в бою, ведь ориентируешься только по приборам.

А еще бы водоизмещение не помешало)

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
172 публикации

Статья понравилась. Да, тяжело в подводной лодке.

Думаю на любой подводной лодке не сладко в бою, ведь ориентируешься только по приборам.

А еще бы водоизмещение не помешало)

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
205 публикаций

Думаю на любой подводной лодке не сладко в бою, ведь ориентируешься только по приборам.

А еще бы водоизмещение не помешало)

я тоже не представляю быт на подлодке , очень тесно, не развернуться, воздух постоянно спёртый . в металлической коробке человек 35. Тут либо все умрут либо все победители. Это крайне тяжело и физически и моральна. 

 

Водоизмещение, взял с британской Е серии, один тип же,

 

Водоизмещение надводное    652 т (622 т начиная с E9)
Водоизмещение подводное    795 т (807 т начиная с E9)

Изменено пользователем anonym_fYaB8wHUaNuq

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
17 публикаций

Поддерживаю мысль о том, что на подводной лодке тяжело служить, но субмарины имели огромное тактическое значение во время Первой мировой войны и Второй мировой войны. И пусть служба на подлодке не сахар, она и по сей день остаётся почитаемой.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
76 публикаций
457 боёв

Думаю на любой подводной лодке не сладко в бою, ведь ориентируешься только по приборам.

А еще бы водоизмещение не помешало)

Если 1 торпеда попадёт всё конец субмарине как интересно они ориентируется по приборам :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
77 публикаций
217 боёв
Да, интересен доклад про субмарину «HMAS AE2».я тоже не могу представить жизнь на подлодке , очень тесно,да и воздух очень тяжёлый, не видишь неба,не развернёшься. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
195 публикаций

Забавно , как турки якорем её искали) А так то да , экипаж совершил своеобразный подвиг. Первые кто столько проплыл , первые кто проплыл в Дарданелле и они держались на тогдашние подлодке 16 часов без воздуха.

Изменено пользователем anonym_HWBiQY9EpBpz

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×