Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_sEJYYtYe1JpK

Якорь. Что это такое и с чем его едят.

В этой теме 107 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
1 462 публикации

6ecf84abd4b66e2f6627cc0.jpg

 

Что такое якорь и с чем его едят.


Якорь, это наверное, одно из самых узнаваемый и известных флотских устройств. Он является основной фигурой различных геральдических изображений. Есть на всех плав. средствах от маленького плота до огромного авианосца.


imggerb300.png


Так давайте поговорим о том когда они появились. Как устроены и какие они вообще бывают.


В глубокой древности якорями служили большие камни, корзины с камнями, мешки с песком, колоды с вбитым в них металлом. С появлением железных якорей, их делали различной формы, стараясь придать им вид лап, когтей, поперечин. Нынешняя форма якоря родилась относительно недавно — в 1813 году.
Основное назначение якорного устройства — обеспечение надежной стоянки судна на рейдах и в открытом море при доступных глубинах. Кроме того, якорное устройство используют в следующих случаях:
при швартовке судна к причалу или другому судну в неблагоприятных условиях (сильный ветер, течение и др.). Якорь, отданный с наветренной стороны при прижимном ветре или течении, позволяет избежать навала судна на причал или другое судно;
при швартовке судна кормой к причалу или швартовным бочкам для проведения рейдовых перегрузочных работ с использованием плавучих средств. Отданные якоря при заведенных на причал или бочки кормовых швартовах ограничивают подвижность судна;
для осуществления эффективного разворота судна на ограниченной свободной акватории (при выходе из гавани, в узкости и др.). Отданный якорь позволяет уменьшить диаметр циркуляции и выполнить безопасный поворот;
для быстрого погашения инерции и остановки судна с целью предотвращения столкновения с другим судном;
для снятия судна с мели. Заведенный в сторону больших глубин якорь с прикрепленным к нему стальным тросом выбирают посредством шпиля или брашпиля, что позволяет в некоторы.х случаях снять судно с мели без посторонней помощи.
Некоторые элементы якорного устройства (клюзы, якорные цепи) можно использовать при буксировке судна.
Составными частями якорного устройства являются якоря,якорные цепи(1),клюзы,(4)цепные ящики,(2)

imagesall.jpg

 

Правда не аппетитно выглядит? Туда в старые времена любили сажать проштрафившихся матросов.

 


устройства для крепление якорных цепей к корпусу судна, стопоры и механизмы для отдачи и подъема якорей — брашпили или шпили.
2img14.jpg


Якорное устройство размещается в носовой части судна. На ледоколах, буксирах, крупнотоннажных транспортных и экспедиционных судах бывает дополнительное якорное устройство на корме.
Судовые якоря по назначению подразделяют на становые и вспомогательные. Каждое судно должно иметь три становых якоря: два в клюзах и один запасной на палубе.
К вспомогательным якорям относятся:
стоп-анкеры — самые крупные из вспомогательных якорей, имеющие массу, равную 1/3 массы станового якоря. Они применяются совместно со становыми для удержания судна в определенном положении относительно ветра при погрузке и выгрузке, посадке и высадке пассажиров, приеме топлива на рейдах, а также для снятия судна с мели;
верпы — малые якоря, применяемые для тех же целей, что и стоп-анкеры. Масса верпа равна примерно половине массы стоп-анкера;
дреки — небольшие шлюпочные якоря массой от 16 до 45 кг;
кошки — малые трех- и четырехрогие якоря массой от 5 до 15 кг, используемые для отыскания затонувших и вылавливания плавающих предметов;
ледовые якоря имеют массу 75-80 кг. Их используют для удержания судна у ледяного поля или берегового припая.
Характеристики судовых якорей должны отвечать их назначению. Важнейшей из них является держащая сила — наименьшее усилие, которое необходимо приложить в направлении веретена якоря, чтобы сорвать последний с грунта. Особые требования предъявляют к становым якорям. Основное из них — чтобы такой якорь можно было быстро отдавать. Становой якорь должен хорошо забирать грунт, обладать большой держащей силой, легко отделяться от грунта при подъеме и удобно крепиться по-походному. Все якоря должны быть прочными и простыми в изготовлении.
Эти требования привели к созданию большого числа якорей различных конструкций. По способу забирания грунта их можно разделить на два типа: со штоком, зарывающиеся в грунт одной лапой; со штоком и без штока, забирающие грунт двумя лапами.

anka11.jpg


К якорям, зарывающимся в грунт одной лапой, относится адмиралтейский якорь (рис. 1, а). Он состоит из веретена (3) и двух рогов (4) с лапами (5), отлитых или откованных вместе с веретеном. Веретено имеет утолщение — тренд, нижняя часть которого называется пяткой (6). В верхней части веретена имеются два отверстия: через одно из них к веретену крепится якорная скоба, а в другой вставляется шток (2). Последний на концах имеет утолщения, которые препятствуют его зарыванию в грунт при отдаче якоря. Один конец штока загнут тюд прямым углом, что позволяет убирать его вдоль веретена при креплении якоря по-походному. Шток обеспечивает быстрое забирание якорем грунта. Отданный якорь ложится на грунт пяткой и упирается в него концом штока. При натяжении якорной цепи якорь на грунте разворачивается на 90°, вследствие чего нижний рог с лапой зарывается в грунт.


41276681.gif

 


Типы якорей
Адмиралтейский якорь прост по конструкции и обладает большой держащей силой. Однако он имеет и существенные недостатки. Якорь неудобен при отдаче и уборке, так как по-походному его закрепляют на палубе. Зарывшись в грунт одной лапой, якорь представляет опасность для судов на мелководье, возможно также запутывание якорной цепи за возвышающийся над грунтом второй рог.
70735536.jpg


К типу якорей, забирающих грунт двумя лапами, относятся якоря Холла, Грузона — Хейна, Болдта, Байерса (без штока) и якорь системы Матросова (со штоком). Преимущественное применение на судах получил якорь Холла.
Якорь Холла (рис. 1, б) состоит из двух основных деталей: веретена и коробки (2), отлитой как одно целое с двумя лапами (3). Веретено имеет квадратную форму сечения, сужающуюся кверху. На нижнем, утолщенном конце веретена имеется проушина для валика, концы которого входят в гнезда внутри коробки. Благодаря этому коробка с лапами может поворачиваться на угол 40-45°, когда лапы входят в грунт. Веретено удерживается внутри коробки двумя стопорными штырями 5. Штыри только охватывают вошедшии в гнезда валик (6), не ограничивая необходимый угол поворота коробки с лапами, что позволяет ей поворачиваться в плоскости лап на угол до 10°. Коробка имеет захваты (песочники) (7), способствующие повороту лап при вхождении в грунт. В верхней части есть, проушина для якорной скобы (4), к которой присоединяется якорная цепь. Когда отданный якорь Холла ложится на грунт при натяжении якорной цепи захваты упираются в него и заставляют зарываться лапы. Якорь Холла получил широкое признание из-за удобства в эксплуатации. Его можно быстро отдать, он обладает достаточно большой держащей силой и удобно втягивается в клюз при уборке. Зарываясь в грунт обеими лапами, якорь не опасен для судов на мелководье. Практически исключается запутывание якорной цепи за лапы якоря. Однако в случае неравномерного зарывания лап в грунт при сильном натяжении якорной цепи, а также при изменении направления ветра или течения якорь начинает выворачиваться из грунта. Этот недостаток устранен в конструкции якоря, предложенной Матросовым.
Якорь Матросова (рис. 1, в) имеет широкие лапы (3), расположенные почти вплотную к веретену. Вследствие этого уменьшается момент сил, вырывающих якорь из грунта. Лапы имеют отлитый вместе с ними шток (2), смещенный вверх относительно оси вращения веретена в тренде якоря. Шток не мешает втягиванию якоря в клюз; он предохраняет якорь от опрокидывания при волочении по грунту, а в мягком грунте, погружаясь в него вместе с лапами, повышает держащую силу. Якорь имеет сравнительно небольшую массу, однако обладает большой держащей силой.
Якоря Грузона-Хейна (рис. 1, г), Болдта (рис. 1, д), Байерса (рис. 1, е) отличаются от якоря Холла и один от другого формой коробки и лап, расстоянием между лапами и веретеном, деталями соединения веретена с коробкой. Так же, как якоря Холла и Матросова, они называются втяжными, так как в положении втянуты на всю длину веретена в якорные трубы — клюзы.
Якорный клюз представляет собой металлическую трубу с двумя раструбами, один из которых приваривается к палубе, другой (4) — к наружной обшивке корпуса. На судах, не имеющих якорного устройства на корме, якорные клюзы располагают по одному с каждого борта только в носовой части. Чтобы при креплении якоря по-походному его лапы не выступали за бортовую обшивку, в местах крепления бортовых раструбов делают ниши (3).
Ледовый якорь (рис. 2) состоит из ретена (2) и лапы (4), которая закладывается в трещину льда или в выдолбленную лунку. Якорь снабжен двумя скобами; за скобу (3) закрепляют жесткий стальной грос, на котором заводят якорь, а за скобу — короткий конец мягкого стального или растительного троса, за который якорь вынимают из лунки. Ледовые якоря используют в основном для удержания судна у «ледового причала».
«Мертвые» якоря (рис. 3) применяют для надежного удержания на месте швартовных бочек, плавучих маяков, доков, плавучих мастерских и других сооружений, а также навигационного оборудования. Это железобетонные массивы различной геометрической формы или объемные металлические конструкции, которые закладывают в грунт. Плавучие сооружения удерживают на «мертвых» якорях прочными цепями или тросами.


anka12.jpg


«Мертвые» якоря
Плавучий якорь — приспособление в виде парусинового конуса, оказывает большое сопротивление при движении в воде. Плавучий якорь, вытравленный на тросе с носовой части судна, заставляет его держаться против волны, медленно дрейфуя по ветру. Применяется на малых парусных судах и входит в снабжение спасательных шлюпок.

https://youtu.be/D5ttfleepa4


При создании сообщения использованы материалы из книги А.П. Замоткина "Морская практика для матроса".

 

Изменено пользователем anonym_sEJYYtYe1JpK
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
117 публикаций
406 боёв

Изображение вне спойлера не работает.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
282 публикации
83 боя

мне кажется что якорей сначала боялись,когда видели корабль с якорем все разбегались а то вдруг якорь на башку упадёт :Smile_trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
121 публикация
391 бой

На вашем бы месте изображение я бы поставил на середину.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
32 публикации
280 боёв

Якорь можно есть с водорослями, прихрустывая кусками коралловых рифов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Просмотр сообщенияReider256 (07 Окт 2012 - 19:25) писал:

На вашем бы месте изображение я бы поставил на середину.
Сдвинул в центр.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
121 публикация
391 бой

Просмотр сообщенияKWAK2007 (07 Окт 2012 - 19:31) писал:

Сдвинул в центр.
Гут, так смотрится лучше.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
841 публикация
144 боя

Традиционно плюсанул.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
50 публикаций
1 931 бой

Лично мне было интересно почитать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 публикация

позновательно, спс! всегда было интересно насколько он эффективен на ровном(гладком) дне.

 

инетерсный момент, когда смотрел фильм "морской бой", там линкор Миссури круто разворачивает когда они сбрасывают якорь, серьезно засомневался в возможности такого маневра. Кто смотрел? возможно ли такое? :)

Изменено пользователем anonym_QMSYs5CjKaSa

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Просмотр сообщения_cENz0R_ (17 Май 2013 - 04:50) писал:

инетерсный момент, когда смотрел фильм "морской бой", там линкор Миссури круто разворачивает когда они сбрасывают якорь, серьезно засомневался в возможности такого маневра. Кто смотрел? возможно ли такое? :)
Уже не раз обсуждалось - не возможно. Брехняяя...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
125 публикаций
47 боёв

Просмотр сообщения_cENz0R_ (17 Май 2013 - 04:50) писал:

позновательно, спс! всегда было интересно насколько он эффективен на ровном(гладком) дне.

инетерсный момент, когда смотрел фильм "морской бой", там линкор Миссури круто разворачивает когда они сбрасывают якорь, серьезно засомневался в возможности такого маневра. Кто смотрел? возможно ли такое? :)

Лично мое мнение, что ему при таком хитром маневре должно было либо якорную цепь порвать либо носовую оконечность оторвать (смотря что сильнее проржавело  :trollface: ) И это если конечно на дне было нечто, способное намертво зацепить якорь и удержать 50 000 т металла, разогнанные до 20-30 узлов  :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 374 публикации
1 452 боя

Просмотр сообщенияZIPmarf (17 Июн 2013 - 14:20) писал:

Лови плюсик.

Просмотр сообщенияZIPmarf (28 Май 2013 - 19:19) писал:

+
Вы пользуйтесь кнопкой изменит.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
550 публикаций
1 бой

Якорь как и говориться тот же крючок только большой))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×