8 RenamedUser_5463507 Альфа-тестер 311 публикация 1 260 боёв Жалоба #1 Опубликовано: 1 фев 2014, 23:25:23 (изменено) Таран. (морской) Тара́н — форма носа военного корабля, предназначенная для пробивания бортов вражеского корабля, а также сам тактический приём пробивания.Активно применялся в эпоху гребного флота, начиная с античных времён, а также в эпоху зарождения броненосного флота. Приспособление представляло собой продолжение носа корабля длиной 2—4 метра. Он предназначался для удара в подводную часть борта вражеского корабля с целью нанесения пробоины. Считается, что изначально он возник в качестве водореза или носового бульба, служащего для повышения штормовой мореходности корабля, и лишь около VIII века до н. э., после появления достаточно тяжёлых для этого кораблей, его стали усиливать и применять «по назначению». Видимо, одно время его делали заострённым, в виде шипа, но при этом имелся риск застревания в борту противника, поэтому его классический вариант имел уплощённую форму стилизованного трезубца. Такой таран не пробивал, а скорее проламывал борт, причём был весьма опасен для кораблей, построенных по античной технологии, с их лёгкими корпусами и связанными друг с другом на всём протяжении досками обшивки, так, что от удара на большом протяжении вскрывались её швы. Отлитый из бронзы таран был прямым продолжением массивной килевой балки корабля, и ещё дополнительно усиливался расположенным на уровне ватерлинии усиленным поясом обшивки — бархоутом, так что энергия удара весьма эффективно гасилась, не повреждая сам корабль (при таране, просто прикреплённом к форштевню, неминуемо возникновение течи сразу после удара — именно это случилось с броненосцем флота Конфедеративных Штатов Америки «Вирджиния», у которого после тарана был сломан форштевень и появился дифферент на нос, что со временем вынудило его выйти из боя, даже несмотря на полную неуязвимость для пушек федерального флота). Даже у сравнительно лёгких бирем ростр по данным археологических раскопок мог весить до полутонны. Так что, разогнавшись до большой скорости, даже сравнительно лёгкая галера в 40 тонн водоизмещения без особого труда пробивала им борт равного себе противника, тем более, что последний был не слишком толст, опять же, для обеспечения высоких скоростных характеристик. Чтобы нос корабля не слишком глубоко внедрялся в корпус противника и не застревал, на поздних античных галерах — уже намного более тяжёлых — применялся проэмболон — малый надводный таран, обычно имевший форму головы животного. Знали греки и другие способы поразить противника. Например, корабли сближались нос к носу и проходили вплотную друг к другу, либо наносился скользящий удар носом одного корабля в борт другого по касательной. Если экипаж одного из кораблей не успевал убрать вёсла, то их ломало, при этом травмируя гребцов и лишая корабль подвижности и маневренности, после чего он становился лёгкой жертвой тарана. Скользящий удар по борту не топил вражеский корабль, но сбивал с него гребцов и повреждал корпус, вызывая в нём течи, будучи при этом намного безопаснее для выполняющего этот манёвр. Судя по всему, абордажной тактики греки классической эпохи широко не применяли, предпочитая таран, хотя на корабле могли находиться стрелки и некоторое количество солдат — не слишком много, чтобы не ухудшать хода корабля, от которого зависело его выживание в бою.Броненосный флот С началом применения парового двигателя на кораблях их скорость, мощность и маневренность возросли. Это позволило вновь вернуться к идее использования одетого в железо корпуса судна в качестве наступательного оружия. Еще в 1840 году французский адмирал Николай Ипполит Лабрусс предложил построить снабженный специальным тараном пароход, а в 1859 году Дюпюи де Лом разработал проект броненосца с тараном. В сражении при Лиссе, в ходе австро-итальянской войны (1866), флагманский броненосец австрийского адмирала Тегетхофа «Фердинанд Макс» протаранил итальянский броненосец «Ре д‘Италия». Победа адмирала оказала революционное влияние на принципы постройки военных судов во всем мире, которые начали снабжаться тараном в носовой части. Более того, в 60-х годах XIX в. строились суда береговой обороны, специально предназначенные для таранов. В этот период развития военно-морской истории, когда артиллерия не могла пробить броню новых кораблей, таран зачастую использовался как основное средство нанесения урона враждебному флоту.Например, в сражении при Икике 21 мая 1879 года перуанский монитор «Каскара» успешно таранил чилийский фрегат «Эсмеральда»,а другой перуанский броненосец — «Индепенденсия» — наоборот, в результате неудачной попытки таранить чилийскую шхуну «Ковадонга» сел на мель и в дальнейшем был сожжён. 22 июня 1893 года в результате неудачного маневра, совершенного по приказанию командующего английской средиземноморской эскадрой вице-адмирала Тройона, броненосец «Кампердаун», имевший носовой таран, врезался в борт новейшего броненосца «Виктория», на котором держал флаг сам Тройон. Корабль при малом крене в условиях полного штиля внезапно перевернулся и утонул почти со всем экипажем, включая вице-адмирала.Известный морской офицер С. О. Макаров, будучи командиром военного корабля, стоявшего в Пирее, был крайне озабочен теснотой акватории и опасался, что его снабжённый тараном корабль сможет стать виновником катастрофы. Поэтому он приказал сплести из концов чехол, надеваемый на форштевень своего корабля, названный «Макаровским намордником», который действительно оказался полезным при обеспечении безопасности маневрирующих в гавани кораблей.Инцидент с «Викторией», а также быстрота, с которой в мирное время шли на дно случайно протараненные суда, время от времени снова возбуждало интерес кораблестроителей к снабжению боевых судов тараном. Броненосные крейсеры того времени также снабжались таранами. Военные моряки поняли, что победить противника можно не только артиллерийским огнем, но и пробив небронированную, подводную часть корпуса таранным ударом, ведь работы над самодвижущимися торпедами только начинались. В 1861 году Россия заказала в Англии «железную броненосную батарею» — броненосец береговой обороны с символическим названием «Первенец», который оснастили «достаточно длинным и крепким шпироном (тараном), чтобы пробить корпус трехдечного (трехпалубного) корабля». Кстати, у «Первенца» помимо носового, был и кормовой шпирон. Вскоре «новое» оружие, заимствованное у утлых судов античности, прошло проверку боем. ...«Мерримак», построенный в 1855 году в Чарльстоне, считался одним из лучших паровых фрегатов американского флота. В начале Гражданской войны в США северяне подожгли и потопили его, чтобы корабль не достался южанам. Те подняли «Мерримак», срезали борт выше ватерлинии, уложили поверх палубы перекрещенные железные рельсы, а на них —76 мм броню. На палубе расставили десять пушек калибром от 152 до 229 мм, в носовой части устроили массивный шпирон и дали кораблю новое название «Вирджиния». 8 марта 1862 года «Вирджиния» направилась на Хемптонский рейд, где стояла эскадра северян. Около 11 ч утра сигнальщики 50-пушечного фрегата «Камберленд» заметили «нечто вроде крокодила», приближавшееся к ним. С дистанции в милю неизвестное судно открыло огонь, «Камберленд» отвечал, но его ядра попросту отскакивали от панциря «крокодила». Но и залпы последнего были не очень эффективными. Тогда командир «Вирджинии» таранил фрегат, и вскоре тот затонул, оставив на поверхности верхушки мачт. За ним пришла очередь 26-пушечного «Конгресса», который сдался после получасового боя — его комендоры тоже не нанесли никакого ущерба «Вирджинии». Наутро на рейде появился низкобортный башенный броненосец северян «Монитор». Четыре часа противники перестреливались, ни разу не пробив брони, пытались пойти на таран, но «Монитор» промахнулся, а «Вирджиния» потеряла шпирон. Тем не менее бой показал превосходство тарана над снарядом. Это взяли на заметку судостроители, которые стали оснащать шпиронами боевые корабли всех классов. В 1863 году французы построили даже специальное деревянное таранное судно «Тауру». В его носовой части был огромный шпирон, а вооружение состояло из мощного 240-мм орудия, которое вело огонь вперед — по атакуемому кораблю. Не отставали и русские — они ставили шпироны даже на башенных батареях типа «Адмирал Спиридов», предназначенных для действий в Финском заливе. Паровой таранный броненосец Вирджиния, США 20 июля 1866 года таранная тактика нашла применение в австро-итальянскую войну. Итальянский адмирал ди Персано не сомневался в исходе генерального сражения, ведь за его флагманом «Ре д'Италия» следовали 6 броненосных фрегатов, башенный броненосец и 6 деревянных кораблей. А командующий австрийским флотом адмирал Тегетгоф располагал 7 броненосцами и 14 деревянными кораблями. Поэтому он решил сблизиться с врагом на минимальную дистанцию и, если получится, взять его на таран. Так и вышло — на расстоянии 320 м преимущество итальянских дальнобойных пушек не ощущалось, зато австрийские комендоры стреляли лучше, и, когда «Ре д'Италия» на время потерял управление, флагман Тегетгофа «Фердинанд Максимелиан» таранил его на скорости 11 узлов. Через 3 мин итальянский броненосец перевернулся и затонул. Сражение у острова Лисса лишний раз подтвердило, что никакая броня не выдержит удара, помноженного на скорость и массу многотысячетонного броненосца. Этот бой не остался не замеченным англичанами. Через 4 года они построили броненосец-таран «Хотспур» водоизмещением 4,5 тыс. т, причем сразу за шпироном расположили башню с двумя двенадцатидюймовыми пушками, расчетам которых при таранной атаке следовало подавить артиллерию противника и нанести ему максимум повреждений. За ним в 1872 году спустили на воду подобный, но уже 5,4-тысячетонный броненосец «Руперт», еще через 11 лет флот пополнили башенные тараны береговой обороны «Конкерор» и «Геро», а к 1889 году появились линкоры «Санспарейль» и «Виктория» (также с таранами), чье водоизмещение достигло 10,5 тыс. т. В их носовой башне стояли 110-тонные 413-мм (рекорд для британских линкоров) орудия, стреляющие главным образом прямо по курсу. В тот же период в России ввели в строй аналогичные по назначению броненосцы «Император Александр II» и «Император Николай I». В техническом задании на их проектирование особо подчеркивалась необходимость обеспечить в носовом секторе огонь, «не уступающий броненосцу «Виктория». В 1889 году начали строить и третий, правда, размером поменьше. «Гангут» — тот самый, который в 1988 году обнаружили на дне Выборгского залива участники советско-польской экспедиции аквалангистов. Если эти корабли представляли компромисс между таранными судами и броненосцами для линейного боя, то в 1881 году англичане изготовили «Полифемус» — сначала названный «торпедным броненосным кораблем», потом «торпедным тараном». Выглядел он необычно — низкий, почти без надстроек, с покатой бронированной палубой над стальным сигарообразным корпусом, представлявшим собой минимальную цель. Сначала «Полифемус» должен был атаковать противника торпедами, выпущенными из пяти аппаратов, а завершить бой ударами съемного шпирона, выступавшего на 3,5 м за форштевень. Через 12 лет американцы обзавелись подобным таранным судном «Катадин», вооружение которого состояло всего из четырех 57-мм пушчонок — ставка делалась только на шпирон. «Катадин» был оборудован балластными цистернами, они заполнялись перед выходом в атаку, чтобы и без того низкий корабль стал еще приземистее. Заметим, оба «небольших быстроходных тарана» появились, когда на флотах уже были скорострельные, дальнобойные и достаточно эффективные торпеды. Поэтому у «Полифемуса» и «Катадина» собратьев и наследников не было. Например, в августе 1904 года таранную тактику попытался было применить командир броненосца «Ретвизан». Заметив, что флагман Тихоокеанской эскадры «Цесаревич» внезапно потерял управление и боевой порядок русских начал ломаться, он смело ринулся на японцев, выручая своих. Однако противник обрушил на «Ретвизан» град снарядов и заставил его отвернуть, лишний раз подтвердив, что при наличии скорострельной артиллерии о таране надо забыть. Тем не менее о нем пришлось вспомнить в начале первой мировой войны, когда кайзеровская Германия сделала ставку на подводные лодки. Они весьма энергично топили коммерческие суда и боевые корабли, а тем нечего было противопоставить, ведь ни гидроакустической аппаратуры, ни глубинных бомб, ни противолодочной авиации еще не было. Оставалось надеяться на удачу. 20 век. С развитием артиллерии значение тарана практически сошло на нет, хотя он иногда применялся против подводных лодок противника и был достаточно эффективен, учитывая уязвимость корпуса подлодки. Счет открыл в августе 1914 года английский крейсер «Бирмингем». Застигнув на поверхности У-15 (U-15), он дал полный ход, и через несколько минут расколотый пополам корпус субмарины пошел на дно. 18 марта 1915 года британский линкор «Дредноут», нарушив устав Британского флота, выкатился из строя кильватера и таранным ударом потопил немецкую подлодку «U-29», которой командовал капитан-лейтенант Отто Веддиген. в апреле 1918 года в проливе Ла-Манш трансатлантический лайнер «Олимпик» таранным ударом потопил немецкую подлодку «U-103». Во время боя у берегов Южной Америки (Битва у Ла-Платы) между немецким карманным линкором «Адмирал Граф Шпее» с английской эскадрой, в которую входил крейсер «Эксетер» 13 декабря 1939 года значительно слабее вооружённый и легче бронированный, немцам удалось уничтожить всю артиллерию главного калибра последнего. Тогда его капитан Фредерик Белл решил направить свой горящий корабль на линкор с целью его таранить. Но капитан линкора "Линдеман" разгадал манёвр и ушёл с места боя под защитой дымовой завесы. По возвращению в Англию Белл был награждён высшей английской наградой — орденом Бани. 8 апреля 1940 года в Северном море недалеко от Нарвика британский эсминец «Глоувэм», остановившись для спасения упавшего за борт моряка, отстал от основных сил эскадры и столкнулся с эскадрой немецких кораблей в составе тяжёлого крейсера «Адмирал Хиппер» и пяти эсминцев. Командир эсминца капитан-лейтенант Руп принял бой. Прикрывшись дымовой завесой, «Глоувэм» обстрелял крейсер торпедами, от которых тому приходилось уворачиваться. Противоторпедные маневры затрудняли стрельбу по эсминцу, но попадания в него были (в частности, 203-мм снаряд разбил радиорубку). В течение боя дистанция сократилась настолько, что в ход пошли даже зенитные автоматы. «Глоувэм» потратил все свои торпеды, так и не поразив цель, и пошёл на таран немецкого крейсера. На «Адмирале Хиппере» поняли его намерения и попытались направить форштевень в борт эсминца, но менее маневренный крейсер не успел развернуться в бурном море, и «Глоувэм» ударил его в нос районе якоря с правого борта. Бортовая обшивка того оказалась вдавленной на протяжении почти четверти длины корабля, вплоть до носового торпедного аппарата, который вышел из строя. Но в целом повреждения крейсера были невелики. В результате столкновения носовая часть эсминца отломилась. «Глоувэм» стал тонуть, командир немецкого крейсера Хейе приказал прекратить огонь, и в течение целого часа «Адмирал Хиппер» пытался спасти английских моряков из штормового моря. На борт из воды подняли 31 человека Ночью 28 августа 1941 года два советских бронекатера № 213 и 214 под командованием лейтенантов В. В. Тунгускова и В. И. Еськова в Выборгском заливе уничтожили таранными ударами 10 маломерных судов противника: три катера, два самоходных десантных судна, понтон с тяжелым вооружением и четыре баркаса, перевозивших личный состав и боеприпасы. Ночью 5 ноября 1942 года в южной части Ботнического залива финская подводная лодка «Ветехинен» таранным ударом уничтожила советскую подлодку Щ-305. Короче, и в первую, и во вторую мировые войны командиры боевых кораблей и капитаны коммерческих судов не упускали случая таранить врага, если складывались подходящие для этого обстоятельства. Например, когда в сумятице ночного боя прямо по курсу возникал силуэт неприятеля. Так, в декабре 1944 года североморский эсминец «Живучий», патрулировавший в Баренцевом море, обнаружил радиолокатором немецкую подводную лодку. Дав полный ход, «Живучий» уклонился от выпущенных ею торпед и врезался в ее левый борт. Потом отошел, обстрелял поврежденную субмарину, а когда она попыталась скрыться под водой, сбросил глубинные бомбы. Так была уничтожена У-367 (U-367)... 13 июня 1944 года в северной части Чудского озера советский бронекатер № 213 (командир — лейтенант Волкотруб) во время боя с четырьмя катерами противника на полном ходу приблизился к одному из немецких катеров и ударил его форштевнем в борт, в результате немецкий катер затонул. 12 декабря 1944 года в Балтийском море советская подводная лодка «Лембит» (командир — А. М. Матиясевич) протаранила и утопила немецкую подлодку U-479. После второй мировой войны история морских таранов как будто завершилась. По крайней мере, они не применялись ни в ходе арабо-израильских конфликтов, ни в англо-аргентинской войне за Фолклендские (Мальвинские) острова, ни в Персидском заливе. Казалось, такая тактика больше никогда не понадобится военным морякам. Однако история и здесь внесла свои коррективы. 12 февраля 1988 года на Чёрном море выполняя приказ по вытеснению иностранных кораблей за пределы 12-мильной зоны СССР, сторожевой корабль «Беззаветный» совершил навал (российская пресса предпочитает «таранил») на крейсер ВМС США «Йорктаун», а сторожевой корабль СКР-6 — на эсминец «Кэрон». http://flot.com/history/events/taran.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%F0%E0%ED_(%EC%EE%F0%F1%EA%EE%E9) http://baryshnikovphotography.com/bertewor/Таран_(морской) http://liewar.ru/epizody-vojny/75-morskoj-taran.html alfamodel7li.7li.ru›viewtopic.php?id=763 http://www.u-boote.ru/boats/u-103.html http://ru.wikipedia.org/wiki/Щ-305 Изменено 2 фев 2014, 07:26:58 пользователем GRAG007 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 [VM-88] TITAN_3 Бета-тестер 22 публикации 4 808 боёв Жалоба #2 Опубликовано: 2 фев 2014, 06:26:49 Весьма хорошо оформлено Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 kefir033 Старший альфа-тестер 258 публикаций 961 бой Жалоба #3 Опубликовано: 2 фев 2014, 10:52:36 очень отличная статья.... Большое спасибо + Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 olegmeganub2 Участник 28 публикаций 932 боя Жалоба #4 Опубликовано: 2 фев 2014, 11:25:35 Изначально тараны использовались для затопления корабля, но с появлением первых пушек на кораблях от него отказались( потому что подставлялся нос корабля под бортовой залп). очень хорошая статья! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 RenamedUser_26305769 Участник 172 публикации Жалоба #5 Опубликовано: 2 фев 2014, 11:29:02 Интересно, мне понравилось, оформил хорошо Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
73 EGOR170499 Старший альфа-тестер 308 публикаций 418 боёв Жалоба #6 Опубликовано: 2 фев 2014, 14:20:13 Я в шоке не знал что и корабли тоже таранят! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 anonym_MHwqH8ceDJbO Участник 129 публикаций Жалоба #7 Опубликовано: 2 фев 2014, 17:45:05 Таран, как оружие против кораблей характерен скорее для античности, сама форма кораблей построенных в то время представляется в законченном виде только при наличии на носу массивного тарана для проламывания вражеских судов, и чем больше и мощнее был корабль тем больший урон он мог нанести, вплоть до потопления противника. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
37 anonym_uU2pxlI2QqRi Участник 175 публикаций Жалоба #8 Опубликовано: 5 фев 2014, 13:03:40 Очень хорошая статья, никогда не думал что тараны были настолько широко использованы во все времена Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 RenamedUser_5463507 Альфа-тестер 311 публикация 1 260 боёв Жалоба #9 Опубликовано: 10 фев 2014, 09:50:28 Таран, как оружие против кораблей характерен скорее для античности, сама форма кораблей построенных в то время представляется в законченном виде только при наличии на носу массивного тарана для проламывания вражеских судов, и чем больше и мощнее был корабль тем больший урон он мог нанести, вплоть до потопления противника. Случаи столкновения кораблей как в мирное время, так и военное - дело нередкое и опасное, особенно во время шторма или тумана, я бы предпочел быть на корабле с тараном, а не без него. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
25 anonym_CI7meXQWk9f6 Участник 70 публикаций Жалоба #10 Опубликовано: 24 фев 2014, 01:52:05 Отличная статья. От себя хочу добавить еще один случай. В 1893 году во время гражданской войны в Бразилии крейсер "Република" протаранил и потопил пароход "Рио-да-Жанейро", перевозивший солдат. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 AXXXE Бета-тестер 178 публикаций 16 боёв Жалоба #11 Опубликовано: 26 фев 2014, 20:18:34 При таране, днище корабля не разрушалось? (Если брать например деревянный корабль) Про статью скажу,хорошая,нету замечаний. Молодец! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
25 anonym_CI7meXQWk9f6 Участник 70 публикаций Жалоба #12 Опубликовано: 27 фев 2014, 10:48:46 При таране, днище корабля не разрушалось? (Если брать например деревянный корабль) Про статью скажу,хорошая,нету замечаний. Молодец! Удар тараном приходился обычно ниже ватерлинии -- получилась пробоина. Можно сказать, что днище частично разрушалось. Кстати, в статье приведен хороший пример о таране надводным кораблем подводной лодки. Хочется добавить. что в Первую, да и во Вторую мировую войну такие случаи не были редкостью. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию