Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
HEADEKBATEH1982

Эскадренные броненосцы типа "King Edward VII"

В этой теме 14 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
555 публикаций
85 боёв

Эскадренные броненосцы типа "King Edward VII"

 

14586bd1bb65.jpg

 

Проектирование

 

История возникновения проекта броненосца "Кинг Эдуард VII"» восходит к весне 1901 года, когда в Адмиралтействе началось обсуждение тактико-технических элементов кораблей, постройка которых предусматривалась только что принятым бюджетом. В то время основу линейных сил Ройял Нэйви составляли 40 броненосцев, сошедших со стапелей в течение последнего десятилетия. Все они являлись развитием удачного проекта Ройял Соверин и были довольно близки как по внешнему виду, так и по своим характеристикам.

Исходное задание на проектирование «броненосцев бюджета 1901 года» гласило, что это должны быть корабли, представляющие собой усовершенствованный «Формидебл» с увеличенными водоизмещением (до 16 тыс.т), длиной (до 420 футов) и усиленной артиллерией среднего калибра. Причем последнему пункту уделялось особое внимание. Накануне возникновения "Дредноута" это может показаться странным, но не следует забывать, что опытом русско-японской войны ни адмиралы, ни конструкторы тогда еще не располагали. Зато свежи были воспоминания о кризисе тяжелой артиллерии, когда стремление одержать верх над броней привело к появлению неповоротливых орудий-монстров, способных делать лишь четыре выстрела в час. На этом фоне скорострельные пушки среднего калибра превратились чуть ли не в основное оружие броненосца, что частично подтвердилось в 1894 году во время боя японской и китайской эскадр у устья реки Ялу. Конечно, совершенствование брони и увеличение дальности артиллерийского боя делали скорострелки среднего калибра все менее и менее эффективными, но к столь революционному шагу, как отказ от них в пользу увеличения числа тяжелых орудий, кораблестроители еще не были готовы. Оставался другой путь — рост калибра средней артиллерии либо ее дополнение более мощными «промежуточными» (то есть находящимися между главным и средним калибром) орудиями.

При проектировании корабля большое внимание уделялось гармоничности его пропорций. Так, диаметр дымовых труб был сознательно увеличен по сравнению с требовавшимся для дымоходов; тщательно подбиралось соотношение высоты надстроек, труб и мачт. По тогдашним понятиям, тип "Кинг Эдуард VII" в отношении корабельной архитектуры выглядели верхом совершенства. Неслучайно служивший на «Хибернии» адмирал граф Корк-и-Оррери написал в своих мемуарах, что «эти восемь линкоров были самыми красивыми из находившихся когда-либо в строю в британском или других флотах».

 

 

Конструкция и схема бронирования

 

Гладкопалубный корабль с литым таранным форштевнем и срезанным дейд­вудом.

Размерения корпуса — длина между перпен­дикулярами: 129,54 м, по ва­терлинии: 135 м, наибольшая: 139,3 м; ширина корпуса: 23,77 м (по обшивке 24,38 м).

Осадка при нормальном водо­измещении в 15 630 т — 8 м, в полном грузу— 8,61 м.

Верхняя палуба имела небольшую седловатость; высота надводного борта в носу составляла 6,7 м, на миделе — 5 м, в корме — 5,5 м. Общая высота корпуса от киля до верхней палубы — 13,2 м.

В бор­тах на главной палубе корпус не имел вырезов для 76-мм орудий: вся лёгкая артил­лерия теперь устанавливалась на верх­ней палубе и спардеке. На мачтах не было боевых марсов — вместо них появились посты с приборами управ­ления артиллерийским огнём.

 

В целом распределение бронирования повторяло «Лондон», но ватерлиния в корме защищалась узкой полосой брони в 76 мм против 38 мм в прежнем случае, толщина верхнего пояса уменьшалась с 229 до 203 мм, а батарея, защищённая 178-мм бронёй, заменила прежние отдельные казематы орудий. Также потребовалось некоторое перераспределение горизонтальной защиты: первая защитная палуба была поднята в уровень верхней (для защиты батареи 6" орудий сверху), а по соображениям сохранения требуемой остойчивости толщина её была уменьшена с 51 до 25 мм. Именно эта мера и позволила надёжно забронировать всю батарею, по крайней мере, 125 мм из 178 вписывались в эту экономию веса. В других местах палубная защита воспроизводила «Лондон». Полный вес брони равнялся 4175 т, или на 160 т меньше, чем на «Формидэбле».

Однако пока корабли строились, вошёл в обиход фугасный снаряд с наконечником, что, в сочетании с повышением начальных скоростей снарядов, снова дало артиллерии перевес над броней, так что система защиты «Эдуардов» соответственно потеряла в устойчивости. Так, если пояс вошедшего в строй «Формидэбла» мог противостоять 12" снарядом на дистанциях вплоть до 15 кб, то «Кинг Эдуард VII» уже оказывался уязвимым для 12" и 9,5" снарядов старого типа с дистанции 15-20 кб. Правда, при условиях невысокой видимости увеличившиеся дистанции боя в значительной степени нейтрализовали перспективу получения попаданий через броню, но было ясно, что после трёхлетней приверженности одному и тому же проекту конструкцию будущих британских линкоров придётся решительно улучшить, если только принцип индивидуального превосходства над линкорами вероятного противника продолжал оставаться в неприкосновенности.

 

 

Вооружение

 

На флоте двойной главный калибр сильно критиковали – моряки особенно упирали на то, что для подобных размеров корабли несли мало орудий и при том слишком многих типоразмеров. Если 9,2" артиллерию дружно приветствовали, то 6" пушки в дополнение к ней были восприняты как излишние, поскольку вспомогательное вооружение можно было ограничить 9,2" калибром: эти орудия обладали практически такой же скорострельностью и удобством в управлении, как и 6". Расположив 9,2" орудия в парных башнях, как на итальянской «Регине Маргарите», ценой незначительной прибавке в весе можно было получить на каждом борту шесть таких орудий, и это было бы намного лучше, чем имевшиеся в наличии 2 9,2" и 5 6" на борт, даже несмотря на очевидные неудобства парных установок по сравнению с одиночными. Отмечали также, что, поскольку 9,2" снаряд с бронебойным наконечником был надёжен для борьбы с практически любой тогдашней корабельной бронёй, калибр тяжёлых орудий в концевых башнях также можно было понизить с 12" до 9,2" и корабли тогда могли иметь по 18 или даже 20 этих орудий. Как при этом располагались бы орудийные установки на столь ограниченном в длину корпусе, остаётся совершенно неясным, а вопрос о достаточной остойчивости судна с подобным огромным весом на верхней палубе вообще повисал в воздухе. Среди других пробелов проекта, вызвавших ропот, было отсутствие какой-либо осязаемой защиты ватерлинии в корме, сравнительно малый запас угля, так что – насколько это вообще представляло ценность на бумаге – новый тип не считали равноценным многим тогдашним иностранным линкорам даже меньшего водоизмещения.

Из эволюции проектных решений следует, что конструкция корпуса совершенно не имела резерва увеличения нагрузки и никаких дополнительных 9,2" орудий втиснуть в него было уже невозможно. Если бы при определении состава вооружения в первую очередь учитывали мнение артиллерийских офицеров, то вполне вероятно, что подобная промежуточная версия между «Дунканом» и «Лордом Нельсоном» не появилась бы никогда: но из постановки вопроса – выбора между 7,5" и 9,2" орудием – видно, что всю инициативу в принятии решения оставлял за собой Совет, в то время как флоту, мнения которого никто не спрашивал, предоставлялось довольствоваться уже готовыми кораблями. Эта ситуация была пересмотрена только после Великой войны – теперь флот заявлял свои требования Адмиралтейству, решив, на каких кораблях ему воевать и указывал ведомству инспектора, что именно оно должно постараться построить.

Хотя и получившие 12" орудия в 40 калибров, «Эдуарды» изначально планировались под 45-калиберные орудия, под которые проектировались их орудийные установки. Внешний диаметр барбетов уменьшился с 11430 мм до 10363 мм – это дало экономию в 300 т на одних только поворотных столах, броне барбетов и башен. Британские башенные установки в то время были намного больше по размерам и весу, чем на иностранных линкорах – на 45-80% при той же толщине броневых прикрытий. Так, «анфас» вращающаяся броня установки «Кинга Эдуада YII» представляла собой цель в 7 м при ширине барбета 10,4 м, в то время как соответствующие характеристики французского «Голуа» составляли 7,6 и 5,5 м, русского «Севастополя» – 7,6 и 7,6 м, а американского «Род Айленда» – 7,0 и 8,2 м; все эти корабли также несли по два 12" орудия в башне. Уайт свято верил в необходимость значительного пространства боевого отделения для обеспечения свободных действий башенного расчёта при манипуляциях с боезапасом. Но минимизация этого объёма означала уменьшение размеров установки как цели и позволяла забронировать её более сильно. Следовательно, все конструктивные меры, позволявшие двигаться в этом направлении, отвечали необходимости и уменьшение габаритов башен «Кинга Эдуада VII» стало шагом на пути к ещё более компактным установкам «Лорда Нельсона».

Выше бортового бронирования барбеты защищались плитами в 305 мм и плитами в 152-203 мм за пределами пояса. Оси орудий носовой установки отстояли от ватерлинии на 7,62 м, кормовой – на 6,93 м. Боевое отделение (собственно, сама башня) бронировалось лобовыми плитами в 305 мм и 203 мм с бортов. Практически все тогдашние боевые корабли страдали от мощного действия дульных газов при стрельбе из собственных орудий по носу или корме и «Эдуарды» не стали исключением: их невысокая надстройка мало помогала закрытию 12" башен. При стрельбе кормовой 9,2" установки строго назад сотрясение в броневых колпаках на крыше 12" башни оценивались как «очень значительное», а артиллерийский офицер в ближайшем из них получал контузию, от которой терял сознание. При стрельбе 12" кормовой установки, развёрнутой на угол 30° от траверза, сотрясение в броневом колпаке 9,2" башни было «чувствительным», хотя и «умеренным».

Бортовые башни защищались бронёй в 229 мм и имели 102-мм барбеты, которые несколько выступали за обвод борта, образуя своего рода спонсон, бронированный 229-мм плитами; поданные трубы простирались вниз намного ниже кромки пояса. Эти узкие барбеты впоследствии подверглись сильной критике на том основании, что пробивший их снаряд мог поднять всю установку на воздух. Единственной же положительной особенностью было то, что по причине их малой площади, как цели (2,9 х 0,6 м), можно было в бою расстрелять весь боезапас бортовой башни, так и не получив ни одного попадания в её слабый барбет. Малая вероятность рокового развития событий сдерживалась ещё и тем фактом, что пробивший барбет снаряд должен был разорваться уже внутри на расстоянии 6-30 м от точки входа (смотря по направлению) – подобная перспектива представлялась вообще практически невероятной. Даже если бы в полуметре над основанием барбета разорвался 12" снаряд, это не стало бы причиной фатальных повреждений.

9,2" орудие вело огонь снарядом весом 172,4 кг, пробивавшем стальную плиту в 350 мм с 2700 м; темп ведения огня составлял четыре выстрела в минуту. Включение этих пушек в состав вооружения «Эдуардов» стяжало им большую славу, по крайней мере на год с небольшим. Однако время безжалостно – к 1906 г., когда вся восьмёрка собралась в составе Королевского флота, опыт стрельбы на дальние дистанции уже выявил все недостатки ведения огня из орудий трёх разных калибров, гораздо лучше выглядевших на бумаге, чем это получилось на практике: контроль огня был сильно затруднён сложностью различения всплесков 12" и 9,2" орудий, а прицеливание затруднялось от дыма 6" пушек. «Всеразрушающий эффект» 9,2" орудий, верхние надстройки, вспомогательные батареи, незащищённые бронёй участки борта и установки противоминных орудий – всё это были приметы уходящей в вечность тактики таранного удара и боя на короткой дистанции.

6" пушки имели относительную длину ствола 50 калибров – впервые европейский линкор достигал подобного показателя (американцы совершили прыжок с 40 калибров на «Алабаме» (1898) до 50 на «Огайо» (1901). Несмотря на то, что полная длина батареи на средней палубе достигала 64 м, три 6" орудия по каждому борту были втиснуты в 30-метровое пространство между барбетами 9,2" установок (на «Дункане» на четыре таких пушки отводилось без малого 50 м). Первое и пятое 6" орудие по каждому борту выносились на небольшие спонсоны для возможности развития ими продольного огня. Три средних пушки также имели некие подобия спонсонов, что позволяло несколько расширить их сектора стрельбы. Порты всех пяти оснащались откидными ставнями на петлях, которые могли задраиваться изнутри для предотвращения заливания батареи. В общем расположение 6" артиллерии «Эдуардов» нельзя признать удачным, поскольку оси орудий отстояли от ватерлинии только на 3,9 м – батарея была сырой и малопригодной для действия в свежую погоду, а порты орудий уходили под воду уже при крене в 14°. К 1917 г. на «Коммонуэлте», «Зеландии», «Британии», «Африке» и «Хибернии» орудия батареи были демонтированы, их порты заделаны. Взамен этого по два 6" орудия по каждому борту добавили на верхней палубе за щитами – они использовались в качестве противоминных.

По 14 76-мм и 47-мм пушек были разбросаны по надстройкам, помещались в центральной батарее между 9,2" установками и на крышах башен. Местоположение всех этих орудий постоянно изменялось в соответствиями с прихотями командира корабля. Так, в 1907 г., когда «Кинг Эдуард VII» состоял флагманским кораблём Ч. Бересфорда, он нёс по четыре мелкокалиберных пушки на крышах 12" башен, где они имели широкие углы обстрела, не стеснённые надстройками – в этом смысле корабль стал законодателем будущей моды, просуществовавшей долгие годы."

Подводные бортовые торпедные трубы были установлены под углом от траверза: носовые 10° к носу, кормовые 35° к корме. Первоначально планировалась установка и кормовой трубы, однако впоследствии от неё отказались.

 

 

Силовые установки

 

На кораблях серии были установлены четырёхцилиндровые паровые машины тройного расширения. Корабли несли различное количество котлов разных типов: «Кинг Эдуард VII» 10 Babcock & Wilcox + 6 цилиндрических,


«Доминион» 16 Babcock & Wilcox,

«Коммонуэлс» 16 Babcock & Wilcox,

«Индустан» 12 Babcock & Wilcox + 3 цилиндрических локомотивных,

«Нью Зилэнд» 18(12) «Никлосс» + 3 цилиндрических,


«Африка», «Британия», «Хиберния»: 12 Babcock & Wilcox + 3 цилиндрических.


Котлы французских изобре­тателей братьев Никлосс и английской фирмы «Бэбкок энд Уилкокс» были очень похо­жими: они имели наклонно расположен­ные трубки и верхний коллектор, но отли­чались числом топок (две у системы Никлосса и три у «Бэбкок энд Уилкокс»).

На ходовых испытаниях все корабли, кроме «Хибернии», развили проектную мощность (18 000 л.с.) и достигли контракт­ной скорости (18,5 узла). Особых претензий к установленным на «Нью Зиленде» котлам Никлосса у англичан не было. Если в Рос­сии и США их эксплуатация вызывала мас­су нареканий, то в Британском флоте, из-за более высокой квалифи­кации обслуживающего персонала — они показали себя вполне работоспособными, хотя и уступали по некоторым пара­метрам котлам «Бэбкок энд Уилкокс».

 

 

Постройка

 

Головной броненосец был заложен на государственной верфи в Девонпорте 8 марта 1902 года. Его нарекли «Кинг Эдуард VII» — в честь недавно взошедшего на трон короля (В отличие от Российского Императорского флота традиция называть корабли в честь здравствующих монархов в других европейских странах была распространена довольно широко). Его величество лично присутствовал на церемонии закладки своего бронированного «тезки» и, обращаясь к представителям Адмиралтейства, высказал пожелание, чтобы этот корабль был флагманом одного из флотов «владычицы морей».

Вслед за головным броненосцем разным заводам выдали заказы на постройку четырех однотипных кораблей. Все они получили названия в память о помощи, оказанной метрополии во время англо-бурской войны Австралией, Канадой и колониями.

Работы на всех пяти кораблях продвигались очень быстро: через 11 —16 месяцев после закладки их корпуса благополучно сошли на воду. Сложилась необычная (а по российским меркам — просто немыслимая) ситуация: конструкторы-кораблестроители не поспевали за промышленностью! Действительно, по бюджету 1903 года планировалась постройка новых линкоров типа Лорд Нельсон, но их проект еще не был окончательно готов, что грозило судостроительным заводам убытками из-за вынужденного простоя. Так, руководство верфи в Девонпорте в конце 1903 года собиралось к рождественским праздникам уволить или от­править в неоплачиваемый отпуск 500 рабочих. Все это грозило неприятностями, и тогда Совет Адмиралтейства принял решение отодвинуть строительство Лорд Нельсон и заказал еще три корабля типа "Кинг Эдуард VII". Помимо желания загрузить судостроительные заводы, этим достигалась и другая цель — флот получал однородную эскадру из абсолютно идентичных по характеристикам боевых единиц. Общее число броненосцев в серии таким образом достигло восьми.

 

 

Мореходные качества

 

По причине относительно низкого борта они были более «мокрыми» и сильнее зависели от состояния моря, чем их предшественники. Так, на «Хибернии» пришлось даже отложить артиллерийские испытания при погоде, которую на «Дредноуте» даже не заметили. Но «Эдуарды» оказались очень хорошо управляемыми кораблями, а диаметр их циркуляции на 15-узловом ходу составлял чуть больше 300 м. Метацентрическая высота была наибольшей среди всех линкоров Уайта и равнялась 1,62 м в полном грузу. Это давало полный период качки 14 секунд и диапазон остойчивости 66,5°.

Повышенная остойчивость сослужила «Кингу Эдуарду VII» и «Британии» хорошую службу: после получения смертельных повреждений они оказались способны долго оставаться в ровном положении. Первый после подрыва на мине оставался наплаву в бурном море целых 13 часов, получив лишь небольшой крен; потерь корабль не понёс и прошло не менее четырёх часов после того, как он был оставлен командой, когда корабль опрокинулся и затонул. «Британия», получив две торпеды, перевернулась лишь 3,5 часа спустя.

 

 

История службы

 

 

"Африка"

Spoiler

 

Построен в Чатеме в январе 1904 – ноябре 1906 г., зачислен в состав Атлантического флота. С февраля 1907 г. в составе Флота канала (столкновение с пароходом «Ормуз» у Портленда в марте 1907 г., ремонт занял 21 день). С апреля 1909 г. в составе 2-й дивизии Флота Метрополии. Временно состоял в качестве флагманского корабля контр-адмирала (в августе 1911 г. флаг перенесён на «Кинг Эдуард VII»), С марта 1912 г. базировался на Нор, состоял с уменьшенным экипажем. С мая 1912 г. в III линейной эскадре Флота Метрополии с полным экипажем. В апреле был оборудован временной полётной палубой в носу для опытов с гдросамолё- тами. В феврале 1913 г. временно придан IV линейной эскадре (Средиземное море), в июле вернулся в состав III эскадры, с которой и встретил начало войны в августе 1914 г. В апреле 1917 – ноябре 1918 г. служил с IX крейсерской эскадрой. В апреле 1919 г. стал плавказармой. Продан в июне 1920 г.

 

 

"Британия"

 

Построен в Портсмуте в феврале 1904 – сентябре 1906 г. В октябре 1906 г. поднял вымпел и зачислен в состав Атлантического флота. В феврале 1907 г. переведён в состав Флота канала. С апреля 1909 г. во 2-й дивизии Флота Метрополии, флагманский корабль вице-адмирала с февраля 1910 г. (столкновение с барком «JIox-Трул» 14 июля 1910 г., получил незначительные повреждения). В мае 1912 г. в составе 2-й дивизии 1-го флота. С мая 1912 г. в III линейной эскадре, временно переведён на Средиземное море, первый большой ремонт прошёл в 1913 г. В августе 1914 г. состоял в III линейной эскадре Гранд-Флита (в январе 1915 г. выскочил на мель у Инчкейта, через два дня снят, получил серьёзные повреждения). 9 ноября 1918 г. торпедирован у мыса Трафальгар UB-50, понёс потери в экипаже; продержался наплаву 3,5 часа, после чего пошёл на дно.

 

 

"Коммонуэлт"

 

Построен компанией «Фэйрфилд» в период с июня 1902 по март 1905 г. и для достройки переведён в Девонпорт. 9 апреля 1905 г. включён в состав Атлантического флота. С мая 1907 г. во Флоте канала, в 1908 г. временно состоял флагманским кораблём контр-адмирала (столкнулся с «Албемарлем» 11 февраля 1907 г. у Лагоса и получил значительные повреждения корпуса). Сел на мель у входа в Ламлэш 23 августа 1907 г. В апреле 1909 г. переведён во 2-ю дивизию Флота Метрополии. С июня 1911 г. в 3-й дивизии Флота Метрополии в Норе. С мая 1913 г. в III линейной эскадре 1-го флота. Временно переводился в состав Средиземноморского флота; ремонт не проходил до 1912 г., хотя до этого момента вставал в док восемь раз. С началом войны состоял в III линейной эскадре, в период декабря 1914 – февраля 1915 г. прошёл ремонт. Следующий большой ремонт прошёл в 1918 г. (сняты 6" орудия, установлены були, система центральной наводки и трёхногая мачта). Служил в качестве мореходного артиллерийского корабля в Инвергордоне в 1919-1921 гг. Продан на слом в 1921 г., разобран в Германии.

 

 

"Доминион"

 

Построен компанией «Виккерс» в период с мая 1902 по июль 1905 г. Поднял вымпел 5 августа 1905 г. и включён в состав Атлантического флота (сел на мель в августе 1906 г. в Чалон-бэй, в заливе Святого Лаврентия; ремонт на Бермудах в сентябре 1906 – январе 1907 г., затем в Чатеме в феврале-июне 1907 г.). С апреля 1909 г. в составе 2-й дивизии Флота Метрополии. С мая 1912 г. во II линейной эскадре 1-го флота, с октября 1913 г. в III линейной эскадре. Временно переводился на Средиземное море. В августе 1914 г. состоял в III линейной эскадре Гранд-Флита; временно в августе-сентябре 1915 г. флагманский корабль вице-адмирала, затем поставлен на ремонт в Девонпорте. В мае 1916 г. получил две торпеды с подводной лодки. В 1917-1918 гг. корабль-база в Суине для обеспечения операций на Зеебрюгге. Продан на слом в мае 1921 г.

 

 

"Хиберния"

 

Построен в Девонпорте в период с января 1904 по январь 1907 г. Поднял вымпел 2 января и зачислен в состав Атлантического флота. Тогда же в феврале 1907 г. переведён в состав Флота канала флагманским кораблём контрадмирала, с января 1909 г. – вице-адмирала. С марта 1909 г. состоял во 2-й длвизии Флота Метрополии флагманским кораблём вице-адмирала (14 июля протаранен «***-Трул», только что столкнувшимся с «Британией»), С января 1911 г. флагманский корабль контр-адмирала 2-й дивизии Флота Метрополии, с января 1912 г. в составе Норской дивизии Флота Метрополии с основным экипажем. В мае 1912 г. включён в состав III линейной эскадры флагманским кораблём контр-адмирала, оснащён временной полётной палубой в носу, с которой коммандер Сэмсон 4 мая 1912 г. совершил первый на британском флоте полёт на аэроплане. Временно входил в состав Средиземноморского флота. В начале войны в августе 1914 г. состоял в III линейной эскадре Гранд- Флита. В ноябре 1915 г. придан британскому соединению у Дарданелл в качестве флагманского корабля адмирала Фримантла. С 1919 г. корабль для размещения офицеров в Норе. Продан на слом в 1919 г. Разобран в Германии.

 

 

"Индустан"

 

Построен в Клайдбэнке в период октября 1902 г. по июль 1905 г. В июле 1905 г. зачислен в резерв в Портсмуте. 22 августа 1905 г. поднял вымпел и включён в состав Атлантического флота, с февраля 1907 г. во Флоте канала. В апреле 1909 г. переведён во 2-ю дивизию Флота Метрополии. С апреля 1912 г. в подразделении Флота Метрополии в Портсмуте. С мая 1912 г. в III линейной эскадре 1-го флота. С февраля 1913 г. временно состоял в IV линейной эскадре, в июле 1913 г. снова в III эскадре; до 1913 г. не проходил больших ремонтов, не считая ежегодных мелких. С августа 1914 г. числился в III линейной эскадре Гранд-Флита. В мае 1916 г. после германского рейда на Лоустофт переведён со всей III эскадрой на Темзу. Продан на слом в 1921 г.

 

 

"Кинг Эдуард VII"

 

Построен в Девонпорте в период с марта 1902 по февраль 1905 г. В феврале 1905 г. поднял вымпел и зачислен флагманским кораблём в Атлантический флот. В 1906-1907 гг. прошёл ремонт и переоборудование. С марта 1907 г. состоял флагманским кораблём Флота канала. С марта 1909 г. флагманский корабль вице-адмирала 2-й дивизии Флота Метрополии, сменён «Геркулесом»

II июня. С декабря 1909 по февраль 1910 г. прошёл ремонт в Портсмуте. С августа 1911 г. в Норском подразделении Флота Метрополии с основным экипажем; флагманский корабль вице-адмирала 3-й и 2-й дивизий. С мая 1912 г. временно на Средиземноморье, флагманский корабль вице-адмирала III линейной эскадры. С началом войны состоял флагманским кораблём III линейной эскадры (вице-адмирал Брэдфорд). Флаг перенесён на «Доминион», когда «Кинг Эдуард VII» уходил в Девонпорт на замену треснувших орудий, вновь флагманский корабль с 2 сентября. 6 января 1916 г. в 7 ч утра подорвался на мине в обширном поле у мыса Рэт, поставленном германским заградителем «Мёве», через которое его мателот «Африка» проследовал, однако, без помех. Оба котельных отделения были затоплены, корабль накренился на правый борт; море становилось бурным, а ветер крепчал. Попытки буксировки угольщиком «Мелита» и лидером эсминцев «Кемпенфелт» успехом не увенчались. Эсминцы сняли весь экипаж, линкор перевернулся и в 8 ч пополудни пошёл ко дну. На спуске этого корабля, проходившем в присутствии короля Эдуарда VII, его величество поставил условием, чтобы корабль его имени всегда состоял флагманским. Так всегда и продолжалось, однако как только линкор впервые был низведён до положения рядового корабля, произошло его столкновение с миной.

 

 

 

 

"Фотографии и эскизы"

 

471a8b472813.jpg

 

8ff103bddd12.jpg

 

4cab85ca35f1.jpg

 

3f036a9d8e87.jpg

 

d7ae50393498.jpg

 

26b0c13cb22d.jpg

 

6ad8102f3f19.gif

 

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
43 публикации
8 боёв

У вас спойлер сломался :sad:

Изменено пользователем Riv_Shiel

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
555 публикаций
85 боёв

У вас спойлер сломалсы :sad:

 

Знаю. :ohmy: Пишет что число открытых тегов не совпадает с числом закрытых - я уже три раза пересчитал, всё совпадает...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
43 публикации
8 боёв

 

Знаю. :ohmy: Пишет что число открытых тегов не совпадает с числом закрытых - я уже три раза пересчитал, всё совпадает...

То что все при редактировании сразу преобразовывается так, как оно будет выглядеть после публикации  - не особо удобно. Я как-то сам на танковом форуме замучался править косяки спойлеров. Мне более привычно корректировать тэги которые отображаются буквами.

 

А по статье удивило то, что при разработке уделяли большое внимание тому, что бы корабль выглядел именно визуально красиво... Даже трубы увеличили.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
555 публикаций
85 боёв

То что все при редактировании сразу преобразовывается так, как оно будет выглядеть после публикации  - не особо удобно. Я как-то сам на танковом форуме замучался править косяки спойлеров. Мне более привычно корректировать тэги которые отображаются буквами.

У меня это первая тема, так что не ожидал таких затруднений, тем более что не спец по тэгам... Ну ничего, поправлю как-нибудь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
555 публикаций
85 боёв

Разобрался наконец со спойлерами и добавил источники.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
555 публикаций
85 боёв

Как то мало кораблей для такого класса, 7 всего)

 

В 1907, когда был спущен последний корабль этой серии, броненосцы уже не имело смысла строить дальше - началась эпоха дредноутов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
175 публикаций
453 боя

мощный корабль, но дрэдноуты всё же лучше.

 

Как то странно говорить, что дредноуты лучше, дредноуты - это по сути следующее поколение броненосцев ( ну если не считать додредноуты, которые в те времена именовали эскадренными броненосцами, собственно этот тип здесь и описан), сказать, что дредноут лучше броненосца, то же самое что сказать: истребитель Су-27 лучше чем Як-3, каждое поколение техники хорошо для своего времени и броненосцы в свое время могли решать задачи, которые, перед ними стояли не хуже чем дредноуты в свое время.       

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
555 публикаций
85 боёв

 

Уменьши размер фото

 

 

Именно этого чертежа? А чем плох размер - он под спойлером ведь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×