Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_16387449

Подводные лодки типа «Средняя»

В этой теме 6 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
191 публикация

Увидев, что этим лодкам посвящен только копипаст с википедии, захотелось попробовать написать тему лучше той, что есть на форуме.
 

 

Подводные лодки типа C (она же «Средняя», она же «Сталинец» )— общее наименование для советских подводных лодок, построенных в 1936—1948 годах на базе проекта, разработанного по заказу советской стороны немецко-голландским конструкторским бюро IvS.

IX серии

История их создания относится к 1932 г., когда группа отечественных специалистов-подводников выехала в Гаагу для посещения голландского проектно-конструкторского бюро "Ingeneer Kontor vor Shiffbau" или сокращенно "IVS". Директором данного бюро был бывший командир-подводник кайзеровского флота Блюм, а техническим руководителем - известный конструктор подводных лодок этого флота доктор Ганс Техель. Принадлежало бюро германской фирме "Дешимаг Везер" и занималось проектированием и наблюдением за постройкой подводных лодок для различных государств. Укомплектовано "IVS" было почти полностью высококлассными специалистами-немцами с богатейшим опытом постройки подлодок в минувшей мировой войне и имело основной целью сохранить ценные кадры на тот период, пока Германии запрещалось создавать собственные подводные силы по условиям Версальского договора. Бюро уже заявило о себе проектированием нескольких подлодок, в частности для Финляндии, Японии и Испании. Последняя, имевшая обозначение "Е-1", привлекла внимание советской делегации. Заинтересованность была обоюдная - немцам нужна была реализация своей продукции для финансирования дальнейших разработок, а нам нужен был передовой опыт создания подводных лодок и передовые технологии. После изучения предоставленной "IVS" документации был подготовлен договор по которому фирма "Дешимаг" должна была проектировать по нашему тактико-техническому заданию проект средней подводной лодки, а также содействовать в размещении ряда заказов на германских фирмах, но сначала советская сторона хотела получить гарантии возможности реализации согласовываемых элементов будущего корабля. Для этого нашей комиссии предложили посетить Картахену, где проводились испытания "Е-1". Подлодка произвела хорошее впечатление, все элементы подтвердились, и договор вступил в силу. В течение 1933 г. проект "Е-2", такое обозначение получил новый корабль, разрабатывался в Бремене при участии нескольких наших специалистов. В январе 1934 г. его представили руководству Наркомата тяжелой промышленности и командованию Военно-морского флота. Технический проект подводной лодки, названной IX серией, одобрили, начали разработку рабочих чертежей, которые визировались представителями фирмы "Дешимаг" и были закончены в начале 1935 г.

Подводных лодок IX серии, оснащенных импортными механизмами и оборудованием, было построено всего три, В ходе строительства и испытаний первых двух выявились недостатки: недобор 0,5 уз наибольшей скорости надводного хода по сравнению со спецификационной, частый задир поршней дизелей, вибрация перископов на полном ходу и др. Стало очевидным также, что строить большую серию лодок по этому проекту нельзя, так как невозможно рассчитывать на гарантированную и своевременную поставку заграничного комплектующего оборудования. На подводную лодку IX серии С-3 дизели фирмы МАН и другое оборудование было получено с запозданием почти на два года. Было решено силами наших специалистов проект подводной лодки IX серии переработать, устранить вскрывшиеся недостатки и, главным образом, заменить иностранное оборудование на отечественное.

ТТХ IX серии

Spoiler
Водоизмещение - надводное - 840 тонн, подводное - 1068,7 тонн
Длина наибольшая - 77,7 м
Ширина наибольшая - 6,4 м
Осадка средняя - 4 м
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 4000 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 1100 л.с. 2 группы аккумуляторных батарей по 124 батареи каждая марки "38-МАК-760", 2 винта.
Запас топлива - нормальный - 40,2 тонны, полный 126 тонн
Скорость - наибольшая надводная - 19,5 узлов, подводная - 9 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 2500 миль при 19,5 узлах, - 9860 при 10 узлах ; в подводном положении - 9 миль при 9 узлах, - 148 миль при 3 узлах
Глубина погружения - рабочая - 80 метров, предельная - 100 метров
Время погружения - 40 секунд
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы ; 2 533-мм кормовых торпедных трубы ; 12 533-мм торпед ; 1 - 100/51 артиллерийская установка "Б-24-ПЛ" ; 200 100-мм выстрелов ; 1 - 46/45 артиллерийская установка "21-К" ; 500 45-мм выстрелов.
Время пребывания под водой - 72 часа
Автономность - нормальная - 30 суток, максимальная - 45 суток
Запас плавучести - 28 %
Экипаж - 6 офицеров, 16 старшин, 21 рядовых

 

IX-бис серия

Так появился новый проект подводной лодки IX-бис серии. Наибольшим изменениям в новом проекте подверглась дизельная энергетическая установка. Для нового проекта Коломенский завод под руководством Н. М. Урванцева разработал четырехтактный восьмицилиндровый нереверсивный дизель марки Д-2 с газотурбинным наддувом. Мощность дизеля составляла 2000 л. с. при 470 об/мин. Установка нового дизеля повлекла за собой необходимость увеличения диаметра выхлопных труб с 360 до 420 мм и переделки топливной, масляной, водяной и воздушной систем дизеля. В связи с установкой на лодке оборудования отечественного производства был переделан и ряд других судовых систем и устройств. Важно подчеркнуть, что изменения, внесенные в проект новой подводной лодки серии IX бис, были настолько удачными, что все основные тактико-технические элементы корабля практически остались прежними.

ТТХ IX-бис серии

Водоизмещение - надводное - 837 тонн, подводное - 1090 тонн
Длина наибольшая - 77,7 м
Ширина наибольшая - 6,4 м
Осадка средняя - 4 м
Главные механизмы - 2 дизеля суммарной мощностью 4000 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 1100 л.с. 2 группы аккумуляторных батарей по 124 батареи каждая марки "С", 2 винта.
Запас топлива - нормальный - 40,2 тонны, полный - 126 тонн
Скорость - наибольшая надводная - 19,5 узлов, подводная - 8,7 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 2700 миль при 19,5 узлах, - 8200 миль при 10 узлах ; в подводном положении - 10,1 мили при 8,7 узлах, - 139 миль при 2,9 узлах
Глубина погружения  - рабочая - 80 метров, предельная - 100 метров
Время погружения - 40 секунд
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы ; 2 533-мм кормовых торпедных трубы ; 12 533-мм торпед ; 1 - 100/51 артиллерийская установка "Б-24-ПЛ" ; 200 100-мм выстрелов ; 1 - 46/45 артиллерийская установка "21-К" ; 500 45-мм выстрелов
Время пребывания под водой - 72 часа
Автономность - нормальная - 30 суток, максимальная - 45 суток
Запас плавучести - 28 %
Экипаж - 6 офицеров, 16 старшин, 21 рядовых

 

Схема проекта

nizlx2jbky2s.jpg

iusq53ob8nh4.png

 

 

Компоновка

По ар­хи­тек­ту­ре суб­ма­ри­ны IX и IX-бис се­рий пред­став­ля­ли со­бой по­лу­то­ра­кор­пус­ные под­вод­ные лод­ки сме­шан­ной кон­ст­рук­ции, у ко­то­рых проч­ный кор­пус был кле­па­ным, а лег­кий - свар­ным. В про­цес­се се­рий­ной по­строй­ки до­ля свар­ных кон­ст­рук­ций все уве­ли­чи­ва­лась: на­чи­ная с С-21 из­го­тов­ле­ние проч­но­го кор­пу­са так­же вы­пол­ня­лось по этой тех­но­ло­гии.

«Эс­ка» име­ла семь от­се­ков; три из них яв­ля­лись от­се­ка­ми-у­бе­жи­ща­ми и от­де­ля­лись сфе­ри­че­ски­ми во­до­не­про­ни­цае­мы­ми пе­ре­бор­ка­ми, рас­счи­тан­ны­ми на дав­ле­ние 10 ат­мо­сфер (та­кая ком­по­нов­ка кор­пу­са в оте­че­ст­вен­ном фло­те при­ме­ня­лась впер­вые). Кон­ст­рук­цию проч­но­го кор­пу­са от­ли­ча­ла вы­со­кая тех­но­ло­гич­ность - глав­ным об­ра­зом, за счет от­ка­за от раз­но­са сты­ков и па­зов и уп­ро­щен­ной фор­мы ци­лин­д­ри­че­ских и ко­ни­че­ских сек­ций. Проч­ная руб­ка бы­ла оваль­ной, бла­го­да­ря че­му умень­ша­лась ее ши­ри­на и, со­от­вет­ст­вен­но, со­про­тив­ле­ние во­ды при дви­же­нии под во­дой.

Над проч­ным кор­пу­сом воз­вы­ша­лась про­ни­цае­мая (то есть за­пол­няв­шая­ся за­борт­ной во­дой че­рез шпи­га­ты) над­строй­ка. Па­луб­ные цис­тер­ны не пре­ду­смат­ри­ва­лись, Де­вять цис­терн глав­но­го бал­ла­ста объ­е­ди­ня­лись в но­со­вую (4 шт.), сред­нюю (2 шт.) и кор­мо­вую (3 шт.) груп­пы. Цис­тер­ны (урав­ни­тель­ная и бы­ст­ро­го по­гру­же­ния) бы­ли вы­не­се­ны за пре­де­лы проч­но­го кор­пу­са, при­чем пер­вая раз­де­ля­лась на две час­ти. Внут­ри проч­но­го кор­пу­са рас­по­ла­га­лись лишь диф­фе­рент­ные цис­тер­ны.

Сис­те­ма всплы­тия под­лод­ки при сво­ей про­сто­те от­ли­ча­лась вы­со­кой эф­фек­тив­но­стью. Бал­ла­ст­ные цис­тер­ны осу­ша­лись от­ра­бо­тан­ны­ми га­за­ми ди­зе­лей или сжа­тым воз­ду­хом сис­те­мы ава­рий­но­го про­ду­ва­ния. За­пас сжа­то­го воз­ду­ха хра­нил­ся в 14 бал­ло­*** ем­ко­стью по 410 л, рас­по­ло­жен­ных в про­ни­цае­мой над­строй­ке.

Все цис­тер­ны глав­но­го бал­ла­ста, кро­ме кор­мо­вой, ос­на­ща­лись кин­г­сто­на­ми ори­ги­наль­ной схе­мы. Кин­г­сто­ны име­ли пнев­ма­ти­че­ский при­вод и бы­ли вы­пол­не­ны в ви­де урав­но­ве­шен­ных за­хло­пок, у ко­то­рых од­на часть вхо­ди­ла внутрь бал­ла­ст­ной цис­тер­ны, а дру­гая - на­ру­жу. Та­кая кон­ст­рук­ция по­ка­за­ла се­бя впол­не эф­фек­тив­ной, но она об­ла­да­ла не­дос­тат­ком: вы­сту­пав­шие за пре­де­лы лег­ко­го кор­пу­са за­хлоп­ки соз­да­ва­ли до­пол­ни­тель­ное со­про­тив­ле­ние, что вы­ну­ж­да­ло пла­вать под во­дой с за­кры­ты­ми кин­г­сто­на­ми. Час­тич­но этот не­дос­та­ток ком­пен­си­ро­ва­ли спе­ци­аль­ные тру­бы, урав­ни­ваю­щие дав­ле­ние в цис­тер­не с за­борт­ным.

 

Си­ло­вая ус­та­нов­ка

Глав­ные дви­га­те­ли над­вод­но­го хо­да на лод­ках С-1 и С-2 - шес­ти­ци­лин­д­ро­вые че­ты­рех­такт­ные бес­ком­прес­сор­ные ре­вер­сив­ные ди­зе­ли M6V49/48 не­мец­кой фир­мы MAN. Они ос­на­ща­лись сис­те­мой ме­ха­ни­че­ско­го над­ду­ва и раз­ви­ва­ли мощ­ность 2000 л.с. при 465 об/мин. На суб­ма­ри­*** се­рии IX-бис при­ме­ня­лись вось­ми­ци­лин­д­ро­вые че­ты­рех­такт­ные не­ре­вер­сив­ные ди­зе­ли 1Д про­из­вод­ст­ва Ко­ло­мен­ско­го за­во­да. Они име­ли та­кую же мощ­ность при чуть боль­ших обо­ро­тах (470 об/ мин), но ос­на­ща­лись бо­лее про­грес­сив­ной сис­те­мой га­зо­тур­бин­но­го над­ду­ва по па­тен­ту Бю­хи. Мон­таж оте­че­ст­вен­ных дви­га­те­лей по­тре­бо­вал су­ще­ст­вен­ных пе­ре­де­лок: диа­метр га­зо­от­во­да при­шлось уве­ли­чить с 360 до 420 мм, пол­но­стью из­ме­ни­ли то­п­лив­ную, мас­ля­ную, во­дя­ную и воз­душ­ную ди­зель­ные сис­те­мы. Кро­ме то­го, во из­бе­жа­ние по­па­да­ния за­борт­ной во­ды на го­ря­чие ло­пат­ки га­зо­вой тур­би­ны аг­ре­га­та над­ду­ва, в га­зо­от­вод­ной тру­бе ло­док се­рии IX-бис ус­та­но­ви­ли спе­ци­аль­ную управ­ляе­мую за­хлоп­ку.

Глав­ные элек­тро­дви­га­те­ли на всех «эс­ках» бы­ли оте­че­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва - двух­якор­ные элек­тро­мо­то­ры ПГ72/35 Ле­нин­град­ско­го за­во­да «Элек­тро­си­ла» мощ­но­стью по 550 л.с. при 275 об/мин. На ли­нии ва­ла ус­та­нав­ли­ва­лись фрик­ци­он­ные ра­зоб­щи­тель­ные муф­ты ти­па «Ба­маг».

Ак­ку­му­ля­тор­ная ба­та­рея вклю­ча­ла в се­бя 124 эле­мен­та 38-МАК-760 не­мец­кой фир­мы АРА (IX се­рия) ли­бо эле­мен­ты ти­па «С» оте­че­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва (IX-бис), при­бо­ров для сжи­га­ния во­до­ро­да в про­ек­те фир­мы «Де­ши­маг» не пре­ду­смат­ри­ва­лось (в то вре­мя у нем­цев их не бы­ло во­об­ще), но все се­рий­ные «эс­ки» ос­на­сти­ли оте­че­ст­вен­ны­ми при­бо­ра­ми К-5.

Ак­ку­му­ля­тор­ные ямы рас­по­ло­же­ны во вто­ром и чет­вер­том от­се­ках.

Элек­три­че­ская сис­те­ма бы­ла от­но­си­тель­но про­стой (на­при­мер, от­сут­ст­во­ва­ли при­ня­тые на дру­гих на­ших под­лод­ках рас­пре­де­ли­тель­ные и от­сеч­ные под­стан­ции), но хо­ро­шо про­ду­ман­ной и на­деж­ной. Все от­вер­стия для ка­бе­лей в пе­ре­бор­ках за­кры­ва­лись так на­зы­вае­мы­ми ка­бель­ны­ми ко­роб­ка­ми и за­ли­ва­лись спе­ци­аль­ной мас­ти­кой, спо­соб­ной вы­дер­жать дав­ле­ние до 10 атм. В це­лях по­жа­ро­бе­зо­пас­но­сти элек­три­че­ские пре­до­хра­ни­те­ли бы­ли проб­ко­вы­ми и на­хо­ди­лись в гер­ме­тич­ных фут­ля­рах с бы­ст­ро­от­кры­ваю­щим­ся за­тво­ром.

Управ­ле­ние вер­ти­каль­ны­ми и го­ри­зон­таль­ны­ми ру­ля­ми бы­ло двой­ным - элек­три­че­ским (сис­те­мы Вар­д-Ле­о­нар­да) и руч­ным. Элек­три­че­ские по­сты управ­ле­ния на­хо­ди­лись в цен­траль­ном по­сту и в бое­вой руб­ке, руч­ные - в цен­траль­ном по­сту и кор­мо­вом от­се­ке. Пе­ре­ход с элек­три­че­ско­го управ­ле­ния на руч­ное осу­ще­ст­в­лял­ся пнев­ма­ти­че­ским при­во­дом.

 

Вооружение

Тор­пед­ное воо­ру­же­ние - шесть 533-мм ап­па­ра­тов: че­ты­ре но­со­вых и два кор­мо­вых. Дли­на ка­ж­до­го - 7,7 м, тол­щи­на сте­нок тру­бы - 9 мм. Вы­стрел тор­пе­дой до­пус­***­ся с глу­би­ны до 15-17 м, по­сле мо­дер­ни­за­ции в по­сле­во­ен­ное вре­мя - до 30 м. На­ка­ну­не вой­ны на «эс­ках» на­ча­ли ус­та­нав­ли­вать сис­те­му бес­пу­зыр­ной тор­пед­ной стрель­бы (БТС), пре­ду­смат­ри­вав­шую вы­пуск воз­ду­ха из тор­пед­ной тру­бы не на­ру­жу, а внутрь проч­но­го кор­пу­са. Сис­те­ма БТС су­ще­ст­вен­но по­вы­ша­ла эф­фек­тив­ность тор­пед­ной ата­ки, так как не де­ма­ски­ро­ва­ла под­лод­ку в мо­мент вы­стре­ла (воз­душ­ный пу­зырь мог быть об­на­ру­жен не­при­яте­лем) и, кро­ме то­го, за счет на­ли­чия спе­ци­аль­ной тор­пе­до­за­ме­сти­тель­ной цис­тер­ны ис­клю­ча­ла воз­мож­ность вы­ска­ки­ва­ния лод­ки на по­верх­ность по­сле тор­пед­но­го зал­па из всех ап­па­ра­тов.

Из при­бо­ров управ­ле­ния тор­пед­ной стрель­бой имел­ся лишь ноч­ной при­цел ЛН, же­ст­ко за­кре­п­лен­ный на по­руч­нях ог­ра­ж­де­ния руб­ки.

Ос­нов­ным ору­жи­ем «эсок» в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны бы­ли 533-мм двух­ре­жим­ные па­ро­га­зо­вые тор­пе­ды 53-38. Они име­ли дли­ну 7,2 м, вес 1615 кг, вес бое­вой час­ти 300 кг (для тор­пе­ды 53-38У со­от­вет­ст­вен­но 7,45 м, 1725 кг и 400 кг). Даль­ность их хо­да со­став­ля­ла 4000 м при ско­ро­сти 44,5 уз­ла, вто­рой ре­жим - 8000 м при 34,5 уз­ла или 10000 м при 30,5 уз­ла. С кон­ца 1942 го­да тор­пе­ды на­ча­ли ос­на­щать не­кон­такт­ны­ми взры­ва­те­ля­ми НВС, од­на­ко те ока­за­лись склон­ны­ми к са­мо­про­из­воль­но­му сра­ба­ты­ва­нию - осо­бен­но в ус­ло­ви­ях Се­ве­ра.

В 1942 го­ду на воо­ру­же­ние со­вет­ско­го ВМФ при­ня­ли пер­вую оте­че­ст­вен­ную бес­след­ную элек­три­че­скую 533-мм тор­пе­ду ЭТ-80 (дли­на 7,49 м, вес 1800 кг, вес бое­вой час­ти 400 кг). Даль­ность хо­да при ско­ро­сти 29 уз­лов дос­ти­га­ла 4000 м. В бое­вых дей­ст­ви­ях тор­пе­ды ЭТ-80 на­ча­ли при­ме­нять­ся лишь с 1944 го­да (вы­пу­ще­но 16 штук, все с ло­док ти­па «С»), но по це­ло­му ря­ду при­чин они не при­нес­ли ожи­дае­мо­го эф­фек­та.

Ар­тил­ле­рий­ское воо­ру­же­ние под­ло­док ти­па «С» - 100-мм ар­ту­ста­нов­ка Б-24-ПЛ и зе­нит­ный 45-мм по­лу­ав­то­мат 21-К. Пер­вая пред­став­ля­ла со­бой не­уни­вер­саль­ную пуш­ку со скре­п­лен­ным ство­лом, кли­но­вым за­тво­ром, руч­ной по­да­чей, до­сыл­кой и на­ве­де­ни­ем. Мак­си­маль­ный угол воз­вы­ше­ния ство­ла со­став­лял 45°, вес сна­ря­да 15,8 кг, на­чаль­ная ско­рость сна­ря­да 872 м/с, наи­боль­шая даль­ность стрель­бы 118,5 кбт, тех­ни­че­ская ско­ро­стрель­ность 12 выстр./мин. Об­щая мас­са ар­ту­ста­нов­ки рав­ня­лась 5,5 т, рас­чет - 5 че­ло­век.

По­лу­ав­то­ма­ти­че­ская 45-мм ар­ту­ста­нов­ка 21-К яв­ля­лась од­ной из са­мых рас­про­стра­нен­ных сис­тем со­вет­ско­го ВМФ пред­во­ен­но­го вре­ме­ни. Она име­ла мак­си­маль­ный угол воз­вы­ше­ния ство­ла 85°, до­ся­гае­мость по вы­со­те 6000 м, ско­ро­стрель­ность до 25-30 выстр./мин. Вес сна­ря­да со­став­лял 1,41 кг, его на­чаль­ная ско­рость - 760 м/с.

 

Сред­ст­ва обна­ру­же­ния, нави­га­ции и свя­зи

Проч­ная руб­ка под­ло­док ти­па «С» ос­на­ща­лась дву­мя пе­ри­ско­па­ми - ко­ман­дир­ским ПА-7,5 и зе­нит­ным ПЗ-7,5. Для подъ­е­ма пе­ри­ско­пов слу­жил гид­рав­ли­че­ский при­вод, бо­лее на­деж­ный и бес­шум­ный по срав­не­нию с при­ме­няв­шим­ся ра­нее пнев­ма­ти­че­ским.

Сред­ст­ва свя­зи на пер­вых се­рий­ных «эс­ках» вклю­ча­ли в се­бя ра­дио­пе­ре­дат­чи­ки «Окунь» и «Щу­ка», ра­дио­при­ем­ни­ки «До­зор» и «Ме­тель», прие­мо­пе­ре­дат­чик (ра­дио­фон) «Рейд». Поз­же до­пол­ни­тель­но ус­та­но­ви­ли ра­дио­пе­лен­га­тор «Бу­рун-М», а ра­дио­при­ем­ни­ки на час­ти ло­док за­ме­ни­ли на «Вихрь» и «Пур­гу». В кон­це 1943-начале 1944 го­дов не­ко­то­рые «эс­ки» по­лу­чи­ли пе­ри­скоп­ные ан­тен­ны «ВАН-ПЗ», по­зво­ляв­шие при­ни­мать ра­дио­со­об­ще­ния на пе­ри­скоп­ной глу­би­не. Кро­ме то­го, на всех ко­раб­лях име­лись шу­мо­пе­лен­га­то­ры «Марс» и при­бо­ры зву­ко­вой под­вод­ной свя­зи «Си­ри­ус» или «Ве­га». В 1943-1944 го­дах все се­ве­ро­мор­ские «эс­ки» (кро­ме С-15, С-16 и С-103), бал­тий­скую С-13 и, по не­ко­то­рым дан­ным, С-4 ос­на­сти­ли анг­лий­ски­ми гид­ро­ло­ка­то­ра­ми «Ас­дик».

 

Ма­нев­рен­ность

Ма­нев­рен­ные ка­че­ст­ва под­вод­ных ло­док ти­па «С» счи­та­лись впол­не удов­ле­тво­ри­тель­ны­ми. На пол­ном хо­ду в над­вод­ном по­ло­же­нии суб­ма­ри­на раз­во­ра­чи­ва­лась на 180° при­мер­но за 3 мин; диа­метр цир­ку­ля­ции при этом со­став­лял 1,7 кбт. На эко­но­мич­ном хо­ду тот же ма­невр вы­пол­нял­ся за 4 мин (по­ло­же­ние ру­ля в обо­их слу­ча­ях - 30°). Под во­дой лод­ка раз­во­ра­чи­ва­лась на 180° при по­ло­же­нии ру­ля 15° на 6-узловой ско­ро­сти за 9 мин, на 3-узловой ско­ро­сти - за 12 мин; диа­метр цир­ку­ля­ции при этом со­став­лял со­от­вет­ст­вен­но 5 и 5,6 кбт (дан­ные ис­пы­та­ний под­вод­ной лод­ки С-101). Вре­мя пе­ре­хо­да из крей­сер­ско­го по­ло­же­ния в по­зи­ци­он­ное за­ни­ма­ло 25 с, из по­зи­ци­он­но­го в бое­вое -15-20 с, из крей­сер­ско­го в бое­вое - 48-50 с.

 

 Эки­паж

Эки­паж «эсок» по шта­ту на­счи­ты­вал 45 че­ло­век: 8 офи­це­ров, 16 стар­шин и 21 ря­до­вой. Поз­же на не­ко­то­рых лод­ках чис­лен­ность эки­па­жа уве­ли­чи­лась на 1-2 че­ло­ве­ка - глав­ным об­ра­зом, из-за не­об­хо­ди­мо­сти иметь до­пол­ни­тель­ных опе­ра­то­ров ра­дио- и аку­сти­че­ской ап­па­ра­ту­ры.

 

Некоторые лодки серии

С-4
(до 20 октября 1937 г. - Н-4)
(заводской № 277).

Заложена3 января 1936 г. на Балтийском заводе № 189 имени С. Орджоникидзе в Ленинграде, спущена на воду 17 сентября 1936 г., вступила в строй 30 октября 1939 г. и 27 ноября 1939 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Балтийском море, перебазирование флота из Таллина в Кронштадт 28-29 августа 1941 г.; совершила 6 боевых походов и произвела 9 атак с выпуском 22 торпед, потопив 12 октября 1944 г. дрифтер "Taunus" (218 брт) и 13 октября 1944 г. транспорт "Terra" (33 брт). 15 августа 1942 г. на переходе из Кронштадта в Ленинград от близкого взрыва донной мины противника в огражденной части Морского канала получила серьезные повреждения корпуса, устройств и механизмов, выйдя из строя на срок более 2 месяцев.6 января 1945 г. таранена и потоплена на позиции у мыса Брюстерорт германским миноносцем "Т-33" и 31.03.1945 г. исключена из состава КБФ.

С-5
(до 20.10.1937 г. - Н-5)
(заводской № 278).

Заложена 28.12.1935 г. на Балтийском заводе № 189 имени С.Орджоникидзе в Ленинграде, спущена на воду 16.05.1937 г., вступила в строй 30.10.1939 г. и 27.11.1939 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КБФ. Участвовала в советско-финляндской войне (несение позиционной службы у берегов Финляндии) и в Великой Отечественной войне: поисковые действия на коммуникациях противника в Балтийском море; совершила 2 боевых похода. 28.08.1941 г. погибла в районе мыса Юминда в Финском заливе от подрыва на минном заграждении противника при перебазировании флота из Таллина в Кронштадт и 10.09.1941 г. исключена из состава ВМФ.

С-6
(до 20.10.1937 г. - Н-6)
(заводской № 279).

Заложена 28.12.1935 г. на Балтийском заводе № 189 имени С.Орджоникидзе в Ленинграде, спущена на воду 31.03.1938 г., вступила в строй 30.10.1939 г. и 27.11.1939 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: поисковые действия на коммуникациях противника в Балтийском море; совершила 2 боевых похода. 21.08.1941 г. погибла на позиции в районе маяка Карлскрона по неизвестной причине и 06.10.1941 г. исключена из состава ВМФ.

С-7
(до 20.10.1937 г. - Н-7)
(заводской № 236).

Заложена 14.12.1936 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 05.04.1937 г., вступила в строй 30.06.1940 г. и 23.07.1940 г. включена в состав КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: поисковые действия на коммуникациях противника в Балтийском море, артиллерийские обстрелы железнодорожных станций Иеве и Вайвара, завода Асери, городов Нарва и Нарва-Йыэсу, селения Тойва в октябре 1941 г.; совершила 5 боевых походов и произвела 9 атак с выпуском 12 торпед, потопив 09.07.1942 г. шведский пароход "Margareta" (1272 брт), 11.07.1942 г. шведский пароход "Lulea" (5611 брт), 30.07.1942 г. пароход "Kathe" (1509 брт) и 05.08.1942 г. финский транспорт "Pohjanlahti" (682 брт), повредив 05.10.1941 г. финский транспорт "Hertta" (343 брт) и 30.07.1942 г. пароход "Ellen Larsen" (1938 брт). 21.10.1942 г. торпедирована и потоплена на позиции в Аландском море финской подводной лодкой "Vesihiisi" и 25.12.1942 г. исключена из состава ВМФ.

С-8
(до 20.10.1937 г. - Н-8)
(заводской № 237)

Заложена 14.12.1936 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 05.04.1937 г., вступила в строй 30.06.1940 г. и 23.07.1940 г. включена в состаа КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: поисковые действия на коммуникациях противника в Балтийском море: совершила 2 боевых похода. 12-14.10.1941 г. погибла от подрыва на минном заграждении противника при форсировании западной части Финского залива и 15.12.1941 г. исключена из состава ВМФ.

С-9
(до 20.10.1937 г. - Н-9)
(заводской № 241).

Заложена 20.06.1937 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 20.04.1938 г., вступила в строй 31.10.1940 г. и 19.12.1940 г. включена в состав КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Балтийском море; совершила 4 боевых похода и произвела 3 атаки с выпуском 3 торпед, дважды повредив 27.09 и 28.09.1942 г. танкер "Mittelmeer" (6370 брт). 13.08.1943 г. погибла в Финском заливе от подрыва на минном заграждении противника при форсировании противолодочного рубежа и 29.09.1943 г. исключена из состава ВМФ.

С-10
(до 20.10.1937 г. - Н-10)
(заводской № 242)

Заложена 10.06.1937 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 20.04.1938 г.. вступила в строй 25.12.1940 г. и 31.12.1940 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Балтийском море; совершила 1 боевой поход. 28.06.1941 г. торпедирована и потоплена группой вражеских торпедных катеров на позиции в Данцигской бухте (Гданьский залив) и 27.07.1941 г. исключена из состава ВМФ.

С-11
(заводской № 245)

Заложена 20.10.1937 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 24.04.1938 г., вступила в строй 27.06.1941 г. (Военно-морской флаг поднят 13.05.1941 г.) и 18.07.1941 г. включена в состав КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Балтийском море; совершила 1 боевой поход и произвела 1 атаку с выпуском 2 торпед. 02.08.1941 г. погибла в 2 милях от маяка Тоффри в проливе Соэла-Вяйн от подрыва на минном заграждении противника при возвращении с позиции в базу и 31.08.1941 г. исключена из состава ВМФ. В 1955 г. поднята аварийно-спасательной службой ВМФ, отбуксирована в Ригу и в 1957-1958 гг. на базе "Главвторчермета" разделана на металл.

С-12
(заводской № 246)

Заложена 20.10.1937 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 20.04.1938 г., вступила в строй 24.07.1941 г. и 30.07.1941 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Балтийском море; совершила 2 боевых похода и произвела 9 атак с выпуском 10 торпед, повредив 21.10.1942 г. транспорт "Sabine Howaldt" (5956 брт) и 27.10.1942 г. транспорт "Malgasche" (6300 брт). 01.08.1943 г. погибла в Финском заливе при форсировании противолодочного рубежа от подрыва на минном заграждении противника и 29.09.1943 г. исключена из состава ВМФ.

С-13
(с 06.10.1954 г. - КБП-38)
(заводской № 263)

Заложена 19.10.1938 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 25.04.1939 г., вступила в строй 31.07.1941 г. и 14.08.1941 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Балтийском море; совершила 4 боевых похода и произвела 12 атак с выпуском 19 торпед, потопив 11.09.1942 г. финский транспорт "Неrа" (1379 брт), 12.09.1942 г. финский пароход "Jussi Н." (2325 брт); 30.01.1945 г. транспорт "Wilhelm Gustloff" (25484 брт) и 10.02.1945 г. транспорт "General Steuben" (14660 брт), повредив 18.09.1942 г. голландский пароход "Anna W." (290 брт) и 09.10.1944 г. транспорт "Siegfried" (563 брт). 20.04.1945 г. награждена орденом Красного Знамени. С 15.02.1946 г. входила в состав 8-го ВМФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 07.09.1954 г. выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в плавучий кабинет боевой подготовки и передана 2-му высшему военно-морскому училищу подводного плавания для использования в учебных целях, 23.03.1956 г. переведена в группу плавсредств Научно- исследовательского института № 11 ВМФ, а 17.12.1956 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.05.1957 г. расформирована и впоследствии на базе "Главвторчермета" на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.

С-14
(с 18.06.1943 г. - "Героический Севастополь", с 20.06.1956 г. - ПЗС-26, с 17.08.1956 г. - УТС-4)
(заводской № 264)

 Заложена 29.09.1938 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород) на средства, собранные трудящимися, спущена на воду 25.04.1939 г. и осенью 1941 г. отбуксирована на Каспийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 21.04.1942 г. и 03.06.1942 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КВФ. 14.04.1943 г. убыла по внутренним водным системам из Баку и 25.05.1943 г. по прибытии в Архангельск вошла в состав СФ, а 25.08.1943 г. перешла из Молотовска (Северодвинск) в Полярный. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии; совершила 7 боевых походов и произвела 3 атаки с выпуском 12 торпед. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 29.12.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, 17.08.1956 г. превращена в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть, а 09.02.1978 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 31.03.1979 г. расформирована.

С-15
(с 18.01.1956 г. - ПЗС-27)
(заводской № 271).

Заложена 10.08.1939 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 24.04.1940 г. и летом 1942 г. отбуксирована на Каспийское море для достройки и прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 20.12.1942 г. и 21.01.1943 г., подняв Военноморской флаг, вошла в состав КВФ. 14.04.1943 г. убыла по внутренним водным системам из Баку и 25.05.1943 г. по прибытии в Архангельск вошла в состав СФ, а 15.10.1943 г. перешла из Молотовска( Северодвинск) в Полярный. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии, несение дозорной службы в районе Новой Земли: совершила 7 боевых походов и произвела 3 атаки с выпуском 12 торпед, повредив 24.08.1944 г. транспорт "Dessau" (5983 брт). В некоторых источниках значится под наименованием "Колхозница". 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 29.12.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 20.06.1956 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 17.08.1956 г. расформирована.

С-16
(с 24.04.1944 г. - "Герой Советского Союза Нурсеитов", с 18.01.1956 г. - ПЗС-28, с 27.12.1956 г. - ЗАС-3)
(заводской № 272).

Заложена 10.08.1939 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород) на средства, собранные трудящимися, спущена на воду 24.04.1940 г. и летом 1942 г. отбуксирована на Каспийское море для достройки и прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 10.02.1943 г. и 22.04.1943 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КВФ. 15.03.1944 г. убыла по внутренним водным системам из Баку и 20.05.1944 г. по прибытии в Архангельск вошла в состав СФ, а 16.09.1944 г. перешла из Молотовска (Северодвинск) в Полярный. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии; совершила 1 боевой поход. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 29.12.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 12.03.1958 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 18.03.1958 г. расформирована и в 1958 г. на базе "Главвторчермета" в Мурманске разделана на металл.

С-17
(с 22.11.1944 г. - "Советская Сванетия", с 18.01.1956 г. - ПЗС-29, с 27.12.1956 г. - ЗАС-4)
(заводской № 273).

Заложена 10.08.1939 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород) на средства, собранные трудящимися, спущена на воду 24.04.1940 г. и летом 1941 г. отбуксирована по внутренним водным системам на завод № 402 (Северное машиностроительное предприятие) в Молотовске (Северодвинск) для достройки и прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 20.04.1945 г. и 20.05.1945 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав СФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 29.12.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 12.03.1958 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 18.03.1958 г. расформирована.

С-18
(с 03.11.1956 г. - УТС-12)
(заводской № 274). 

Заложена 01.08.1939 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена :на воду 25.04.1940 г. и летом 1942 г. отбуксирована на Каспийское море для достройки и прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 20.06.1945 г. и 10.07.1945 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ККФ. 10.07.1945 г. убыла по внутренним водным системам из Баку и 31.08.1945 г. по прибытии в Ленинград вошла в состав КБФ. С 15.02.1946 г. по 24.12.1955 г. входила в состав 4-го ВМФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 17.02.1956 г. выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть и переведена в состав ЛенВМБ, 04.10.1957 г. исключена из списков плавсредств ВМФ, в связи с передачей комитету ДОСААФ Ленинграда для использования в учебных целях и 18.09.1958 г. расформирована, а в 1960-х гг. на базе "Главвторчермета" в Ленинграде разделана на металл

С-19
(заводской № 132).

Заложена 30.09.1939 г. на заводе № 194 имени А.Марти ("Судомех") в Ленинграде, спущена на воду 14.03.1941 г. и летом 1941 г. отбуксирована по внутренним водным системам на завод № 638 имени И.В.Сталина (Астраханский судостроительный) для достройки, вступила в строй 21.02.1944 г. и 23.02.1944 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КВФ. 15.03.1944 г. убыла по внутренним водным системам из Баку и 18.05.1944 г. по прибытии в Архангельск вошла в состав СФ, а 10.10. 1944 г. перешла из Молотовска (Северодвинск) в Полярный. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии; совершила 1 боевой поход. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 30.12.1955 г. выведена из боевого состава, переклассифицирована в опытовую подводную лодку для обеспечения испытаний ядерного оружия в районе островов Новая Земля и передана в распоряжение Центральных управлений ВМФ. 10.10.1957 г. тяжело повреждена при подводном ядерном взрыве в губе Черная и оставлена там на грунте, а 28.01.1958 г. расформирована и 01.03.1958 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

С-20
(заводской № 133).

Заложена 30.09.1939 г. на заводе № 194 имени А.Марти ("Судомех") в Ленинграде, спущена на воду 14.03.1941 г. и летом 1941 г. отбуксирована по внутренним водным системам на завод № 638 имени И.В. Сталина (Астраханский судостроительный) для достройки, вступила в строй 19.02.1945 г. и 25.02.1945 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ККФ. 05.04.1945 г. перечислена в состав КБФ и 15.02.1946 г. - в состав 4-го ВМФ, 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 17.02.1956 г. выведена из боевого состава, переклассифицирована в опытовую подводную лодку, 14.06.1956 г. передана в распоряжение Центральных управлений ВМФ и летом 1956 г. переведена по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Северодвинск. 10.10.1957 г. потоплена в губе Черная у островов Новая Земля в Баренцевом море при обеспечении испытание ядерного оружия, 31.10.1957 г. расформирована и 01.03.1958 г. исключена из списков судов ВМФ.

С-21
(с 17.04.1957 г. - ЗАС-13)
(заводской № 134)

 Заложена 31.12.1939 г. (по другим данным: 01.12.1939 г.) на заводе № 194 имени А.Марти ("Судомех") в Ленинграде, спущена на воду 25.04.1941 г. и летом 1941 г. отбуксирована по внутренним водным системам на завод № 638 имени И.В.Сталина (Астраханский судостроительный) для достройки, вступила в строй 28.03.1946 г. и 03.04.1946 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ККФ. Летом 1946 г. переведена по внутренним водным системам из Баку в Полярный и 18.07.1946 г. перечислена в состав СФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. В 1949-1950 гг. перешла по Севморпути с зимовкой в Арктике из Кольского залива на Дальний Восток и 21.09.1950 г. перечислена в состав 5-го ВМФ. С 23.04.1953 г. входила в состав ТОФ. 29.03.1957 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 27.11.1959 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, поставлена на прикол и 27.01.1960 г. расформирована. 26.10.1961 г. затонула в бухте Сельдевая из-за водотечности корпуса, но вскоре была поднята аварийно-спасательной службой ТОФ и сдана "Главвторчермету" для разделки на металл.

С-22
(с 19.06.1955 г. - ПЗС-54, с 12.01.1957 г. - ЗАС-7, с 15.10.1966 г. - ПЗС-14)
(заводской № 295)

Заложена 25.06.1940 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 02.05.1941 г., вступила в строй 25.05.1946 г. и 28.05.1946 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ККФ. 13.10.1946 г. прибыла по внутренним водным системам из Баку в Полярный и 02.11.1946 г. включена в состав СФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. В 1949-1950 гг. перешла по Севморпути с зимовкой в Арктике из Кольского залива на Дальний Восток и 21.09.1950 г. перечислена в состав 5-го ВМФ. С 23.04.1953 г. входила в состав ТОФ. 14.03.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 30.01.1967 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 15.10.1967 г. расформирована.

С-23
(с 18.04.1957 г. - 3AC-15)
(заводской № 296)

Заложена 25.06.1940 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 02.05.1941 г. и весной 1947 г. переведена по внутренним водным системам в Полярный для прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 27.06.1947 г. и 10.081947 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав СФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. В 1949-1950 гг. перешла по Севморпути с зимовкой в Арктике из Кольского залива на Дальний Восток и 21.09.1950 г. перечислена в состав 5-го ВМФ. С 23.04.1953 г. входила в состав ТОФ. 18.04.1958 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 15.09.1960 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 05.10.1960 г. расформирована.

С-24
(заводской № 297)

Заложена 25.06.1940 г. на заводе номер 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 02.05.1941 г. и 10.10.1947 г. прибуксирована по внутренним водным системам в Полярный для прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 18.12.1947 г. и 19.12.1947 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав СФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. В 1949-1950 гг. перешла по Севморпути с зимовкой в Арктике из Кольского залива на Дальний Восток и 21.09.1950 г. перечислена в состав 5-го ВМФ. С 23.04.1953 г. входила в состав ТОФ. 06.06.1955 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики и 06.07.1955 г. расформирована.

С-25
(заводской № 298)

Заложена 25.06.1940 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 02.05.1941 г. и 13.11.1947 г. прибуксирована по внутренним водным системам в Полярный для прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 29.03.1948 г. и 09.05.1948 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав СФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. В 1949-1950 гг. перешла по Севморпути с зимовкой в Арктике из Кольского залива на Дальний Восток и 21.09.1950 г. перечислена в состав 5-го ВМФ. С 23.04.1953 г. входила в состав ТОФ. 06.06.1955 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики и 06.07.1955 г. расформирована.

С-26
(с 18.04.1958 г. - ЗАС-16, с 22.07.1961 г. - УТС-1)
(заводской № 299)

Заложена 25.06.1940 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 02.05.1941 г. и осенью 1947 г. отбуксирована по внутренним водным системам в Полярный для прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 29.03.1948 г. и 28.11.1948 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав СФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. В 1949-1950 гг. перешла по Севморпути с зимовкой в Арктике из Кольского залива на Дальний Восток и 21.09.1950 г. перечислена в состав 5-го ВМФ. С 23.04.1953 г. входила в состав ТОФ. 18.04.1958 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, 26.06.1961 г. была исключена из судового состава, поставлена на прикол и 05.10.1960 г. расформирована, но 22.07.1961 г. превращена в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть, а 05.02.1973 г. вторично исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 24.02.1973 г. повторно расформирована.

С-27
(заводской № 300)

Заложена 31 декабря 1940 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), но 10 октября 1941 г. приостановлена строительством, законсервирована и впоследствии разделана на стапеле на металл.

С-28
(заводской № 312)

Заложена в начале 1941 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), но 10 октября 1941 г. приостановлена строительством, законсервирована и впоследствии разделана на стапеле на металл.

С-29
(заводской № 313)

Заложена в начале1941 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), но с началом Великой Отечественной войны приостановлена строительством, законсервирована и впоследствии разделана на стапеле на металл.

С-30
(заводской № 314).

Заложена в начале1941 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), но с началом Великой Отечественной войны приостановлена строительством, законсервирована и впоследствии разделана на стапеле на металл.

С-31
(с 06.04.1955 г. - ПЗС-23)
(заводской № 347).

Заложена 05.10.1937 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 22.02.1939 г., вступила в строй 19.06.1940 г. и 25.06.1940 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Черном море у берегов Румынии, Болгарии и Крыма, оборона Севастополя в мае-июне 1942 г.; совершила 20 боевых походов и произвела 8 атак с выпуском 22 торпед, потопив 09.11.1943 г. быстроходную десантную баржу "F 580" и повредив 17.10.1943 г. быстроходную десантную баржу "F 418" (по 240 т). 05.11.1944 г. награждена орденом Красного Знамени. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 14.03.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 14.03.1975 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и впоследствии на базе "Главвторчермета" в Севастополе разделана на металл.

С-32
(заводской № 348).

Заложена 15.10.1937 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 27.04.1939 г., вступила в строй 19.06.1940 г. и 25.06.1940 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Черном море у берегов Болгарии и Румынии, артиллерийский обстрел позиций противника в районе Ялты 19.11.1941 г., оборона Севастополя в мае-июне 1942 г.; совершила 13 боевых походов. 26.06.1942 г. потоплена в районе мыса Айтодор самолетами немецкой 100-й бомбардировочной авиационной эскадры на переходе из Новороссийска в Севастополь и 11.07.1942 г. исключена из состава ВМФ.

С-33
(с 06.04.1955 г. - ПЗС-22, с 12.10.1977 г. - РЗС-422)
(заводской № 349).

Заложена 16.11.1937 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 30.05.1939 г., вступила в строй 18.11.1940 г. и 22.12.1940 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Черном морс у берегов Румынии, Болгарии и Крыма: совершила 15 боевых походов и произвела 9 атак с выпуском 22 торпед, потопив 20.04.1943 г. румынский транспорт "Suceava" (6876 брт) и уничтожив 12.05.1944 г. поврежденную авиацией ЧФ быстроходную десантную баржу "F 130А" (240 т). 23.03.1942 г. при стоянке в Туапсе от близких взрывов авиабомб получила серьезные повреждения корпуса и механизмов, выйдя из строя на длительный срок. 22.07.1944 г. удостоена гвардейского звания. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок,14.03.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, 12.03.1974 г. была исключена из судового состава и поставлена на прикол, но 14.03.1975 г. вновь зачислена в состав плавсредств ЧФ, а 03.01.1978 г. вторично исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и впоследствии на базе "Главвторчермета" в Севастополе разделана на металл.

С-34
(заводской № 350).

Заложена 29.11.1937 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 02.09.1939 г., вступила в строй 29.03.1941 г. и 01.05.1941 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Черном море у берегов Болгарии и Румынии; совершила 4 боевых похода и произвела 1 атаку с выпуском 1 торпеды. В ноябре 1941 г. погибла на позиции в районе мыса Эмине у побережья Болгарии от подрыва на оборонительном минном заграждении противника и 11.02.1942 г. исключена из состава ВМФ.

С-35
(с 26.03.1956 г. - ПЗС-36, с 27.12.1956 г. - ЗАС-6)
(заводской № 360).

Заложена 23.02.1940 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 17.07.1941 г., но летом 1941 г. приостановлена строительством, 14.08.1941 г. отбуксирована в Поти и законсервирована, а 23.07.1946 г. возвращена в Николаев для достройки, вступила в строй 06.02.1948 г. и 13.02.1948 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 08.04.1954 г. перечислена в состав ККФ и по Волго-Донскому каналу передислоцирована из Черного моря в Баку, 17.02.1956 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 15.03.1962 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

С-36
(заводской № 361).

Заложена 23.02.1940 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, но 20.07.1941 г. приостановлена строительством и законсервирована, а 15.08.1941 г. по приказу командования взорвана на стапеле при вынужденном отходе из Николаева советских войск, захвачена противником и впоследствии разделана на стапеле на металл для отправки в Германию на переплавку.

С-37
(заводской № 362).

Заложена 28.11.1940 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, но 20.07.1941 г. приостановлена строительством и законсервирована, а 15.08.1941 г. по приказу командования взорвана на стапеле при вынужденном отходе из Николаева советских войск, захвачена противником и впоследствии разделана на стапеле на металл для отправки в Германию на переплавку.

С-38
(заводской № 363).

Заложена 22.02.1941 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, но 20.07.1941 г. приостановлена строительством и законсервирована, а 15.08.1941 г. по приказу командования взорвана на стапеле при вынужденном отходе из Николаева советских войск, захвачена противником и впоследствии разделана на стапеле на металл для отправки в Германию на переплавку.

С-39
(заводской № 315).

Заложена в начале 1941 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), но с началом Великой Отечественной войны приостановлена строительством, законсервирована и впоследствии разделана на стапеле на металл.

С-40
(заводской № 316).

Заложена в начале 1941 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), но с началом Великой Отечественной войны приостановлена строительством, законсервирована и впоследствии разделана на стапеле на металл.

С-51
(с 06.10.1954 г. - КБП-39, с 27.12.1956 г. - УТС-19)
(заводской № 284).

Заложена 29.04.1937 г. (по другим данным: 24.03.1937 г.) на Балтийском заводе № 189 имени С.Орджоникидзе в Ленинграде и в разобранном виде доставлена по железной дороге на "Дальзавод" № 202 во Владивостоке для достройки, спущена на воду 30.08.1940 г., вступила в строй 30.11.1941 г. и 16.12.1941 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ТОФ. 05.10.1942 г. убыла из Владивостока и 24.01.1943 г. по прибытии через Панамский канал в Полярный вошла в состав СФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии; совершила 7 боевых походов и произвела 7 атак с выпуском 26 торпед, потопив 03.09.1943 г. противолодочный корабль "UJ 1202" ("F.Dankworth", 464 брт). 15.07.1944 г. награждена орденом Красного Знамени. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 07.09.1954 г. выведена из боевого состава, разоружена, переформирована сначала в плавучий кабинет боевой подготовки и 27.12.1956 г. - в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть, а 11.02.1972 г. исключена из списков плавсредств ВМФ, впоследствии поднята на берег и установлена в поселке Гремиха (город Островной) в качестве мемориальной подводной лодки.

С-52
(заводской № 285).

Заложена 29.04.1937 г. на Балтийском заводе № 189 имени С.Орджоникидзе в Ленинграде и в разобранном виде доставлена по железной дороге на "Дальзавод" № 202 во Владивостоке для достройки, спущена на воду 30.08.1940 г., вступила в строй 09.06.1943 г. и 27.06.1943 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ТОФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: несение позиционной и разведывательной службы у берегов острова Хоккайдо; совершила 1 боевой поход. С 17.01.1947 г. по 23.04.1953 г. входила в состав 5-го ВМФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, а 24.08.1954 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики.

С-53
(заводской № 286).

Заложена 28.09.1938 г. на Балтийском заводе № 189 имени С. Орджоникидзе в Ленинграде и в разобранном виде доставлена по железной дороге на "Дальзавод" № 202 во Владивостоке для достройки, спущена на воду 30.10.1941 г., вступила в строй 30.01.1943 г. (по другим данным: 31.12.1942 г.) и 07.02.1943 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ТОФ. С 17.01.1947 г. по 23.04.1953 г. входила в состав 5-го ВМФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, а 24.08.1954 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики.

С-54
(заводской № 403).

Заложена 24.11.1936 г. на заводе № 194 имени А.Марти ("Судомех") в Ленинграде и в разобранном виде доставлена по железной дороге на "Дальзавод" № 202 во Владивостоке для достройки, спущена на воду 05.11.1938 г., вступила в строй 31.12.1940 г. и 15.01.1941 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ТОФ. 06.10.1942 г. убыла из Владивостока и 07.06.1943 г. по прибытии через Панамский канал в Полярный вошла в состав СФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии, несение дозорной службы в Карском море в районе Новой Земли: совершила 4 боевых похода и произвела 1 атаку с выпуском 4 торпед. В марте 1944 г. погибла в Баренцевом море на позиции у северного побережья Норвегии от подрыва на оборонительном минном заграждении противника и 21.04.1944 г. исключена из состава ВМФ.

С-55
(заводской № 404).

Заложена 24.11.1936 г. на заводе № 194 имени А.Марти ("Судомех") в Ленинграде и в разобранном виде доставлена по железной дороге на "Дальзавод" № 202 во Владивостоке для достройки, спущена на воду 27.11.1939 г., вступила в строй 25.07.1941 г. и 01.08.1941 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ТОФ. 06.10.1942 г. убыла из Владивостока и 08.03.1943 г. по прибытии через Панамский канал в Полярный вошла в состав СФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии: совершила 4 боевых похода и произвела 3 атаки с выпуском 12 торпед, потопив 29.03.1943 г. транспорт "Ajax" (2297 брт), 29.04.1943 г. транспорт "Sturzsee" (708 брт) и 12.10.1943 г. транспорт "Ammerland" (5381 брт). В декабре 1943 г. погибла по неизвестной причине на позиции у северного побережья Норвегии в Баренцевом море и 18.01.1944 г. исключена из состава ВМФ.

С-56
(с 13.06.1955 г. - ПЗС-55, с 12.01.1957 г. - ЗАС-8, с 15.09.1964 г. - УТС-14)
(заводской № 405).

Заложена 24.11.1936 г. на заводе № 194 имени А.Марти ("Судомех") в Ленинграде и в разобранном виде доставлена по железной дороге на "Дальзвод" № 202 во Владивостоке для достройки, спущена на воду 25.12.1939 г., вступила в строй 20.10.1941 г. и 31.10.1941 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ТОФ. 05.10.1942 г. убыла из Владивостока и 08.03.1943 г. по прибытии через Панамский канал в Полярный вошла в состав СФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии: совершила 7 боевых походов и произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 17.05.1943 г. танкер "Eurostadt" (1118 брт), 07.07.1943 г. тральщик "М 346" (551 брт), 19.07.1943 г. сторожевой корабль "№ Ki 09" ("Аlan", 466 брт) и 28.01.1944 г. транспорт "Heindrich Schulte" (5056 брт) и повредив 17.05.1943 г. транспорт "Wartheland" (5096 брт). 31.03.1944 г. награждена орденом Красного Знамени и 23.02.1945 г. удостоена гвардейского звания. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. Летом 1953 г. совершила переход по Севморпути из Кольского залива на Дальний Восток и 06.11.1953 г. возвращена в состав ТОФ. 14.03.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, 20.04.1964 г. превращена в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть, а 09.05.1975 г. после восстановительного ремонта установлена в качестве мемориальной подводной лодки и филиала музея ТОФ на Корабельной набережной во Владивостоке и 11.09.1975 г. исключена из списков плавсредств ВМФ.

С-101
(заводской № 243)

Заложена 20.06.1937 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 20.04.1938 г., вступила в строй 15.12.1940 г. и 29.12.1940 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КБФ. 15.07.1941 г. при возвращении с позиции в Таллин у острова Вилсанди подверглась атаке самолета противника, сбросившего 2 авиабомбы, одна из которых пробила легкий корпус и цистерну быстрого погружения, но не взорвалась. В августе 1941 г. убыла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда и 08.09.1941 г. по прибытии в Беломорск вошла в состав СФ, а 13.12.1941 г. перешла из Молотовска (Северодвинск) в Полярный. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника на Балтике и у берегов Северной Норвегии, несение дозорной службы в Карском море в районе Новой Земли; совершила 12 боевых походов и произвела 16 атак с выпуском 43 торпед, потопив 06.02.1942 г. норвежский пароход "Mimona" (1147 брт) и 28.08.1943 г. подводную лодку "U 639" (769 т). 24.05.1945 г. награждена орденом Красного Знамени. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, а 17.02.1956 г. разоружена, исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 26.03.1956 г. передана Отдельному дивизиону аварийно-спасательной службы БВФ СФ для использования в качестве учебной болванки для обеспечения тренировок водолазов и в 1957 г. на базе "Главвторчермета" в Мурманске разделана на металл.

С-102
(с 13.06.1955 г. - ПЗС-56, с 12.01.1957 г. - ЗАС-9, с 08.06.1966 г. - ПЗС-19)
(заводской № 244).

Заложена 20.06.1937 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 20.04.1938 г., вступила в строй 16.12.1940 г. и 29.12.1940 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КБФ. В августе 1941 г. убыла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда и 08.09.1941 г. по прибытии в Беломорск вошла в состав СФ, а 16.11.1941 г. перешла из Молотовска (Северодвинск)в Полярный. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии: совершила 13 боевых походов и произвела 4 атаки с выпуском 12 торпед, потопив 14.01.1942 г. транспорт "Turkheim" (бывший шведский "Fagervik", 1904 брт) и 24.10.1944 г. сторожевой корабль "NKi 05" ("Sperber", 178 брт). 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. 06.04.1954 г. перечислена в состав ТОФ и летом 1954 г. совершила по Севморпути переход из Кольского залива на Дальний Восток. 14.03.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 30.01.1967 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 15.12.1967 r. расформирована.

С-103
(заводской № 265).

Заложена 13.09.1938 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 25.04.1939 г. и летом 1941 г. отбуксирована на Каспийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 30.06.1942 г. (Военно-морской флаг поднят 14.06.1942 г.) и 09.07.1942 г. включена в состав КВФ. 15.04.1943 г. убыла из Баку и 28.05.1943 г. по прибытии по внутренним водным системам в Архангельск вошла в состав СФ, а 20.09.1943 г. перешла из Молотовска (Северодвинск)в Полярный. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии; совершила 5 боевых походов и произвела 3 атаки с выпуском 11 торпед. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, а 29.12.1955 г. разоружена, исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 18.01.1956 г. расформирована и в. 1957 г. на базе "Главвторчермета" в Архангельске разделана на металл.

С-104
(с 13.06.1955 г. - ПЗС-57, с 12.01.1957 г. - ЗАС-10)
(заводской № 266).

Заложена 04.09.1938 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 25.04.1939 г. и летом 1942 г. отбуксирована на Каспийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 22.09.1942 г. и 27.09.1942 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КВФ. 15.04.1943 г. убыла из Баку и 28.05.1943 г. по прибытии по внутренним водным системам в Архангельск вошла в состав СФ, а 20.09.1943 r. перешла из Молотовска (Северодвинск) в Полярный. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии, несение дозорной службы в Карском море у берегов Новой Земли: совершила 4 боевых похода и произвела 3 атаки с выпуском 11 торпед, потопив 20.06.1944 r. противолодочный корабль "UJ 1209" ("КUJ 21", 542 брт) и 12.10.1944 г. транспорт "Lummе" (1730 брт). 24.05.1945 r. награждена орденом Красного Знамени. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. 06.04.1954 r перечислена в состав ТОФ и летом 1954 г. совершила переход по Севморпути из Кольского залива на Дальний Восток. 14.03.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию. 10.12.1957 г. при следовании на буксире у ледокола "Добрыня Никитич" из Владивостока в Петропавловск-Камчатский в заливе Васильева у острова Парамушир сильным штормом выброшена на берег, но впоследствии снята с камней аварийно-спасательной службой ТОФ, 06.10.1958 г. расформирована и 19.01.1959 r. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

 

Фотографии

yoq5y2p7fby4.jpg

iy1e54pauhjl.jpg

6c1tnficuy7i.jpg

 

Фильм посвященный лодкам этой серии

 

Источники

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
37 публикаций
2 839 боёв

Годнота, но оформить надо красивее, ИМХО. 
Вот в помощь - http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/forum-45/announcement-10-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8F%D0%BC/  
 

UPD. Годнее стало! Только передний спойлер выглядит .. как-то не к месту. Даешь красивые, хорошо проработанные темы! 


 

Изменено пользователем ArcherM2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
206 публикаций
185 боёв

спасибо за тему, материала действительно предостаточно и оформлен хорошо. Единственное что бы добавил, так это в начале темы разместить фото вне спойлера, а то смотрится как то скудновато.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
168 публикаций

Автор молодец, работа выполнена на 5! Достаточно и картинок и текста"! Желаю удачи и Так держать"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×