Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_gbcQv7BV00Di

6 октября 1943 года - "Чёрный день в истории Черноморского флота"

В этой теме 23 комментария

Рекомендуемые комментарии

Участник
15 публикаций

Практически всем известна хронология и подробности крупных катастроф, произошедших на Черноморском Флоте с линкорами "Императрица Мария" в 1916 году, и "Новороссийск" - в 1955 году. Однако не менее ужасающая по своим масштабам трагедия, произошедшая на Черноморском Флоте в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Эта трагедия, стоила Черноморскому Флоту трех современных боевых кораблей и унесла сотни жизней моряков-черноморцев .

Итак, 5 октября 1943 эсминец «Способный», эсминец «Беспощадный» и лидер «Харьков» вышли в свой очередной боевой поход. Целью операции стало уничтожение немецких плавсредств и десантных кораблей, возвращавшихся из Керчи, а также обстрел портов Феодосии и Ялты. Дополнительно для выполнения поставленной задачи выделялись восемь торпедных катеров и авиация ВВС флота. Возглавлял отряд командир 1-го дивизиона эсминцев капитан 2 ранга Г. П. Негода.

С наступлением темноты 5 октября в 20.30 корабли вышли из Туапсе. Около часа ночи, 6 октября «Харьков» с разрешения командира отряда начал движение в Ялту. В 2.30 он засек самолет-разведчик противника, о чем было доложено командиру отряда Г. П. Негоде (брейд-Вымпел - на «Беспощадном»). В 5.04 самолет сбросил осветительные бомбы. Корабли меняли курсы, но скрыть истинное направление своего движения не могли, поскольку, как выяснилось, за их передвижением следила береговая служба радиолокации противника.

Враг быстро разгадал замысел операции. На подходе к Феодосии, в 5.30, 6 октября, отряд попытались атаковать торпедные катера - "шнелльботы" (S - 28, S - 42 и S – 45). Наши эсминцы уклонились от выпущенных торпед и открыли огонь из всех орудий. Один 37-мм снаряд (вероятно, с "Способного") попал в S - 45, но немцам все же удалось ускользнуть под прикрытие своих береговых батарей.

Поняв, что скрытно провести операцию не удалось, Негода решил отказаться от обстрела Феодосии, ограничившись бомбардировкой Ялты, куда был направлен «Харьков». «Способный» и «Беспощадный» в районе мыса Метана встретились еще с двумя враждебными торпедными катерами - S - 51 и S - 52. Противники обнаружили друг друга совершенно неожиданно; немцы сымитировали атаку и ушли к берегу, преследовать их наши корабли не стали.

Лидер «Харьков»

В 6.30 «Харьков» с дистанции 70 кбт начал обстрел Ялты. За 16 минут он выпустил без корректировки менее 104 130-мм осколочно-фугасных снарядов. Следуя вдоль берега, лидер сделал 32 выстрела и по Алуште, но, как оказалось, все снаряды легли с перелетом. На огонь лидера ответили три 75-мм орудия первой батарии 101-го дивизиона, а затем шесть 155-мм орудий первой батареи 772-го дивизиона противника.

В 7.15 «Харьков», маневрируя под огнем береговых батарей, стал отходить, присоединился к возвращавшимся эсминцам, и отряд в полном составе лег на обратный курс.

В 8.10 появились над соединением три советских истребителя, сбили немецкий самолет-разведчик, летчики которого приводнились на парашютах. Корабли задержались на 20 минут для подъема их на борт. Этот маневр отвлек верхнюю вахту от наблюдения за горизонтом. И как только корабли начали отход 28-узловым ходом, этим воспользовались 8 немецких пикирующих бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием двух истребителей Me - 109.

И хотя советские истребители сбили один "Юнкерс" и один истребитель, другие самолеты, зашли со стороны солнца, им удалось поразить лидер «Харьков» сразу тремя бомбами весом в 250 кг. Одна из них попала в верхнюю палубу в районе 135-го шпангоута и, пробив корпус насквозь, взорвалась под килем. Еще по одной бомбе попало в первое и второе котельные отделения. Оба они, а также машинное отделение оказались затопленными, вода медленно поступала через поврежденную перегородку на 141-м шпангоуте в третье котельное отделение. Таким образом, главной силовой установки в строю остался турбозубчатый агрегат во втором машинном отделении и третий котел, давление в котором упал до 5 кг/см2. От ударных сотрясений вышли из строя мотопомпа во второй машине, дизель-генератор № 2, турбовентиляторных № 6. Взрывом сорвало и выбросило за борт один 37-мм зенитный автомат; вышли из строя два зенитные пулеметы. Лидер потерял ход, получил крен 9 ° на правый борт и дифферент на нос около 3 м

В этой обстановке было приказано «Способному» взять «Харьков» на буксир кормой вперед. Теперь соединение двигалось в 90 милях от Кавказского побережья к западу от Туапсе со скоростью 6 узлов. Можно было бы, оценив обстановку, снять с лидера экипаж, а корабль затопить. Это приказ якобы и отдал командующий флотом. Но на соединении приказ не получили и продолжали движение. В 11.50 над кораблями появились 14 пикирующих бомбардировщиков Ю-87. Два из них атаковали «Харьков» и «Способный», «Беспощадный». И хотя к этому времени по вызову прибыло еще 9 наших истребителей, но отбить атаки люфтваффе они не смогли. «Харьков» новых повреждений не получил, но в «Беспощадный» попала авиабомба, разрушившая машинное отделение, а у "Способного" в результате бомбардировки разошлись заклепочные швы. После этого командир отряда отдал приказ «Способному» поочередно буксировать «Харьков» и «Беспощадный»

В 11.50 примерно 10-12 бомбардировщиков нанесли удар по «Беспощадному». Одна из бомб, весом не менее 200 кг, попала в носовое машинное отделение с правого борта и взорвалась под днищем корабля. Паровая магистраль была перебита, лопнул настил палубы в районе 110-115-го шпангоутов, образовалась огромная пробоина. Вторая бомба взорвалась вблизи левого борта напротив кормового машинного отделения, изрешетив обшивку корпуса. Эсминец начал крениться на левый борт, освещение погасло, давление пара упало до нуля. Вода мгновенно затопило первое машинное отделение и через пробоины и разошедшиеся швы, поступала в 3-е и 2-и котельные отделения.

Все силы экипажа были брошены на спасение корабля. По приказу командира «Беспощадный» избавился от лишнего в этой ситуации оружия - выстрелил торпеды и сбросил глубинные бомбы. В пробоину с правого борта подвели пластырь, хотя тот прилегал плохо. Воду откачивали ручными помпами, а около 14.00 - с помощью насосов «Способного». Последний взял «Беспощадного» на буксир, одновременно осуществляя перекачку топлива из аварийного эсминца в свои цистерны.

Но новый налет перечеркнул надежду, на возможное спасение. В 14.13 в «Беспощадный» попали сразу четыре бомбы - три в кормовую часть и одна в другое машинное отделение. Эсминец разломился пополам. Кормовая часть затонула почти мгновенно. Носова некоторое время держалась на воде, но в 14.25, встав вертикально форштевнем вверх, пошла в пучину.

Скорость движения отряда уменьшилась вдвое. Только около 14.00 на лидере ввели в действие третий котел, и корабль смог дать ход до 10 узлов под одной машиной. Но через 10 минут корабли снова подверглись атаке с воздуха группой в 20 - 25 "юнкерсов" под прикрытием дюжины "мессершмиттов". Получивший 4 прямых попадания пострадал и «Способный»: одна бомба разорвалась в 5 - 6 м от правого борта, вторая - в 9 - 10 м от левого. От сильных сотрясений котлы и турбины вышли из строя. Эсминец смог восстановить ход только через полчаса.

В это время «Харьков» получил два прямых попадания в полубак, несколько бомб разорвались рядом с кораблем. Все носовые помещения до 75-го шпангоута оказались затоплены, от сильного сотрясения корпуса вышли из строя вспомогательные механизмы единого котла, оставшись парами, лидер стал погружаться носом с креном на правый борт. Каких-либо существенных мер по борьбе за живучесть провести не успели, и в 15.37, до последнего момента ведя огонь из 130-мм орудия и одного зенитного автомата, «Харьков» скрылся под водой.

«Способный» в течение двух часов занимался спасением экипажей погибших кораблей, пока не подвергся последним, самым мощным налетом. 25 "Юнкерсов-87" атаковали эсминца с разных направлений, добившись трех прямых попаданий 250-кг бомбами: в 1-е машинное отделение и в кубрики личного состава в районе 18-го и 41-го шпангоутов. Через 20 минут после начала налета, в 18.35, «Способный» затонул с дифферентом на нос и креном 3 ° на правый борт.

С 903 человек, находившихся на борту трех погибших кораблей, катера и гидросамолеты спасли 187, в том числе 41 из экипажа «Беспощадного».

Итоги

Трагедия, которая произошла, имела последствия, далеко идущие. И.В.Сталин для отчета вызвал в свой кабинет наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова и Г. П. Негоду, который спасся. Сам факт того, что немцам далеко от своих аэродромов на устаревших самолетах Ю-87 удалось так легко потопить 3 современных корабли с достаточно мощным зенитным вооружением («Способный» и «Харьков» были одними из немногих наших кораблей, оснащенных системой МПУАЗО), и еще и имели истребительное прикрытие, казался необъяснимым. По официальным данным, противник потерял 14 самолетов, но это слишком малая цена за гибель трех кораблей и сотен моряков. В результате Сталин распорядился перевести все крупные корабли Черноморского флота в резерв Ставки Верховного Главнокомандующего. Больше в боевых действиях они не участвовали.

К этому времени флот потерял 1 крейсер, 3 лидера, 11 эсминцев (в строю оставались "Сообразительный", "Бойкий" и 2 "новика" образца 1917 года - "Бедняк" и "Железняков"; в капитальном ремонте до конца 1944 года находился эскадренный миноносец "Бодрый"), 18 подводных лодок. Потери в малых кораблях и судах не подсчитаны до сих пор, многие из них числится пропавшим без вести, но общий счет здесь идет на сотни. Немецкие катерников потопили двадцать, повредили одно советское судно. Суммарные потери советского флота на Черном море относительно потерь противника за весь период войны оцениваются как 1: 0,6 и вообще не очень-то и большие по сравнению с нанесенным врагу убытком.

post-776746-0-64058300-1351201894_thumb.jpg

Командир эскадры контр-адмирал Г.П. Негода

post-776746-0-27970900-1351202045_thumb.jpg

 

Архивные данные:

 

Список использованных источников и литературы:

1) Негода Г.П. «Беспощадный». / М.: Воениздат, 1961

2) Боевая летопись ВМФ 1941-1942. / М.: Воениздат, 1983

3)/Черноморский флот в войне 41-45 г/

http://road-crimea.n.../2003/fleet.htm

4) Басов А. В. Флот в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. / М.: Наука, 1980.

5) Корабли-герои / под ред. Алексеева В. Н. / ДОСААФ СССР, 1976.

6) /Черноморский Флот//Трагедия у Ялты 6 октября 1943 г/.

7) Морин А. Б. Ескадренные миноносцы типа "Гневный" / Гл. Ред. С. Д. Климовский – М.: Гангут, 1994. – С. 84-94.

 

А так-же использовались материалы из архивных документов ВМФ РФ Гатчины. Огромное спасибо за возможность использовать их МК ЮНЕСКО "Единство".

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
15 публикаций

Если будет интересно поработать с документами или хотя-бы увидеть их, обращайтесь: вылажу сюда или вышлю по почте.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
421 публикация

Лучше абзацы под спойлеры определить.

 

Чтобы его сделать, нужно написать такой код: [spoiler ]нужный текст[/spoiler ] (только без пробелов).

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
327 публикаций
3 боя

Лучше абзацы под спойлеры определить.

 

Чтобы его сделать, нужно написать такой код: [spoiler ]нужный текст[/spoiler ] (только без пробелов).

 

Поддерживаю Данстека. Можно без кода сделать,выдели текст и нажми на иконку на ней написано скрытый текст во второй колонке.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Поддерживаю Данстека. Можно без кода сделать,выдели текст и нажми на иконку на ней написано скрытый текст во второй колонке.

Да, а еще и изображений побольше добавить бы не помешало бы. А то две маленькие картинки в конце текста как-то не катят. :Smile_unsure:

P.s. а вот что источники указал, молодец. :Smile_honoring:

Изменено пользователем Shellback

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Отходя от темы, скажите, как загрузить картинки в споилеры, ибо не получается выложить..?

Просто загружаешь изображение на фотохостинг и копируешь ссылку изображения для вставки в текст. Затем в спойлере нажимаешь "вставить текст" и вставляешь адрес ссылки. Должно помочь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 359
[LST-W]
Альфа-тестер
20 425 публикаций
874 боя

Если будет интересно поработать с документами или хотя-бы увидеть их, обращайтесь: вылажу сюда или вышлю по почте.

А что есть в наличии?

Интересно было бы почитать рапорты уцелевшего комсостава.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
15 публикаций

Как раз есть и рапорты, личные дела, списки, отчеты о выполнении боевой задачи и непосредственно обстоятельства гибели кораблей...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
15 публикаций

Только по почте не надо, лучше сюда, это, как минимум, будет интересно не только Ведеркину, но и мне.

 

Скажите, как люди выкладывают по 100500 фото а у меня лимит в 500кб?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 359
[LST-W]
Альфа-тестер
20 425 публикаций
874 боя

Скажите, как люди выкладывают по 100500 фото а у меня лимит в 500кб?

Через хостинги изображений...

Например http://imageshack.us/

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Через хостинги изображений...

Например http://imageshack.us/

Да, кстати лучше именно через него. Отличный хостинг, мне его Хантер порекомендовал. Если через радикал выкладывать, то когда на изображение кликаешь, то по ссылке переходишь, поэтому не катит.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
0
Участник
68 публикаций
999 боёв

луфт-ваффе хорошо сработали...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 359
[LST-W]
Альфа-тестер
20 425 публикаций
874 боя

луфт-ваффе хорошо сработали...

Скорее советские командиры протупили: будь у них голова, "Способный" бы ушёл...

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
0
Участник
68 публикаций
999 боёв

Скорее советские командиры протупили: будь у них голова, "Способный" бы ушёл...

сей факт проверить сложно (будЬ, было бы и тп), а факт беспомощности перед авиацией на лицО

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 359
[LST-W]
Альфа-тестер
20 425 публикаций
874 боя

сей факт проверить сложно (будЬ, было бы и тп), а факт беспомощности перед авиацией на лицО

Абсолютно нет.

Вспомните походы эсминцев в осаждённый Севастополь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
0
Участник
68 публикаций
999 боёв

Абсолютно нет.

Вспомните походы эсминцев в осаждённый Севастополь.

суждения мои чисто поверх однако авиация в полной мере действовать не позволяла(видимо провтыкали немчики)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
15 публикаций

А теперь, господа, проведем элементарные математические расчеты, которые доступны для людей мало-мальски знающих ТТД техники того периода.

Предположим, что после первого налета, эскадра не задержалась-бы на те роковые 20 минут. У "Беспощадного", к тому времени, была повреждена 2-рая энергоустановка, он буксировался "Способным". Из ТТД проекта "7" мы знаем, что максимальная скорость эсминца - 36 узлов. Режим по-полам - получается 18 узлов. Минус 8 узлов, ибо все корабли были не здоровы + транспортировка... Предположим 10 узлов. Скорость Ju-87 - 350 км/ч. Если 1 узел - 1 миля/час, а 1 миля - 1852 м, то одну милю "Юнекерсы" пройдут за 5 минут. Учитывая среднюю высоту на которой "Юнкерсы" заходят на пикирующее бомбометание(1,5 км) - эскадра в открытом море лежит как на ладони. Шансов успеть, отойти, спастись не было в обще! Была надежда, что авиация больше не прилетит после первого налета, но по всей вероятности - это было единственным вариантом спасения эскадры. Но увы, это уже случилось.

По этому, я считаю глупым оценивать с "высоты нашего полета" действия командного состава (уж они-то точно все эти расчеты провели на перед)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×