5 AlexLaki Альфа-тестер 80 публикаций 16 боёв Жалоба #1 Опубликовано: 2 май 2014, 16:35:22 (изменено) Авианосцы типа «Лексингтон» (Lexington class) Тип «Лексингтон» (англ. Lexington class) — серия тяжёлых ударных авианосцев США 1920-х годов. Первые полноценные боевые авианосцы США, после экспериментального «Лэнгли», они были получены переоборудованием в1922—1927 годах двух кораблей из недостроенной серии линейых крейсеров одноимённого типа. В 1920-е — начале1930-х годов авианосцы типа «Лексингтон» считались одними из сильнейших в мире и составляли основу авианосного флота США и сыграли значительную роль в отработке концепции кораблей этого типа. Оба авианосца типа «Лексингтон» приняли активное участие во Второй мировой войне на начальном её периоде, являясь двумя из всего трёх авианосцев США, находившихся на Тихом океане к её началу. «Лексингтон» был потоплен японской авиацией в ходе сражения в Коралловом море 8 мая 1942 года. «Саратога» же, приняв участие в ряде сражений, пережила войну и была снята с вооружения и потоплена при испытаниях ядерного оружия у атолла Бикини 25 июля 1946 года. "Лексингтон" и "Саратога" История создания После окончания первой мировой войны флоты стран-победительниц, особенно Англии, США и Японии, в ходе борьбы уже друг с другом за господство на морях продолжали раздуваться до невероятных размеров. Обеспокоенные ростом морских сил соседей как по Атлантике, так и по Тихому океану, США предложили созвать в 1921 году конференцию в Вашингтоне, чтобы ее решениями ограничить гонку морских вооружений. Именно этой конференции и обязаны своим появлением авианосцы «Лексингтон» и «Саратога». По Вашингтонскому соглашению 1922 года большое количество устаревших линкоров и линейных крейсеров должно было пойти на слом, строительство большинства наиболее мощных кораблей следовало прекратить. Среди последних оказались и шесть американских линейных крейсеров, заказанных в 1916—1918 годах. Это были довольно нелепые корабли, не имевшие аналогов (с точки зрения их первоначальных проектов) по своему внешнему виду и расположению главных механизмов. Особенно причудлив был проект 1916 года. Желая получить 35-узловую скорость, которую тогда могли развить только эсминцы, американцы практически махнули рукой на броневую защиту. Вашингтонская конференция не обошла вниманием и только что появившийся класс боевых кораблей — авианосцы. Им устанавливался предел стандартного водоизмещения 27 000 т и разрешалось нести орудия калибром не выше 203-мм (предельное число последних— 10). В виде исключения всем странам-участницам также разрешалось достроить в качестве авианосцев по два заложенных линкора или линейных крейсера — разумеется, при соблюдении лимита по общему тоннажу кораблей этого класса. При этом водоизмещение их могло быть до 33 000 т, но число 203-мм орудий — не более восьми. Американцы решили не откладывать дело со строительством авианосцев в долгий ящик и немедленно воспользовались этим условием. Несмотря на развернувшуюся среди фирм борьбу за получение заказа на достройку, военно-морской департамент США логично решил достраивать корабли, находящиеся в большей степени готовности. Таковыми оказались «Лексингтон» (СС-1), строившийся на заводе «Бетлехем» в городе Куинси (готовность 33,8%), и «Саратога» (СС-3), строившийся на верфи «Нью-Йорк Шип», в городе Камден (готовность 35,4%). Первый перезаказали как CV-2 22 ноября, а второй — как CV-3 30 октября 1922 года. Обозначение СV для авианосцев США приняли приказом по флоту от 15 июля 1920 года, и номер CV-1 получил первый американский авианосец «Лэнгли», перестроенный из угольщика «Юпитер» в 1922 году. При переделке проекта линейного крейсера в авианосец броню башен, барбетов, рубок сняли, оставив только броневой пояс по ВЛ и траверзы. Пояс имел длину 161,55 м, ширину 2,9 м и толщину 178 мм, которая на нижних 1,8 м (на «Саратоге» 2,14 м) уменьшалась до 127 мм на нижней кромке, и лежал на бетонной подкладке и 19-мм обшивке. Для повышения сопротивления снарядам ему придали 12-градусный наклон наружу. Однако из-за уменьшения осадки авианосца по сравнению с первоначальным проектом высоту пояса признали излишне большой, и около 0,3 м его верхней части сняли. Носовая траверзная переборка пояса имела толщину от 178 до 127 мм на нижней кромке, а кормовая была единой 178-мм толщины. Главная палуба, прикрывавшая погреба и механизмы, проходила по верхней кромке пояса и переборок и состояла из двух слоев специальной стали STS (Special Treatment Steel); верхний 32 мм, нижний 19 мм. Нижний слой проходил по всей ширине корпуса, а верхний доходил только до верхней кромки противоторпедной переборки (ПТП), и ширина его вдоль корабля несколько раз ступенчато изменялась. В районе КО у переборки между КО и МО в палубе имелись решетчатые отверстия для выхода дыма и газов от котлов, прикрытые сверху 19-мм плитами. На высоте 6 м над полетной палубой, сразу за второй башней, находилась боевая рубка, полукруглая передняя стенка которой имела толщину 57 мм STS, а остальные плоские стенки — 51 мм. От рубки до броневой палубы шла коммуникационная труба с различными кабелями, имевшая толщину стенок 51 мм STS. Стены орудийных башен имели только 19-мм противоосколочное бронирование. Система противоторпедной защиты включала шесть вертикальных переборок из конструкционной стали толщиной 13—19 мм, которые проходили вдоль корпуса на разной высоте и длине. Наиболее ответственные части корпуса защищались четырьмя переборками, проходившими от двойного дна до броневой палубы После достройки корабли несли восемь 203-мм орудий Мк14 с длиной ствола 55 калибров в четырех башнях того же образца, что и на американских тяжелых (так называемых «вашингтонских») крейсерах, двенадцать зенитных 127-мм орудий Мк19 с длиной ствола 25 калибров (иногда указывается длина 21 калибр) в одиночных установках без щитов, сгруппированных по три в бортовых галереях под полетной палубой, и 4 салютных 57-мм пушки (позже две). Примерно в 1936 году «Лексингтон» и «Саратога» получили соответственно 28 и 16 12,7-мм пулеметов: на обоих 12 устанавливались поровну в четырех спонсонах под полетной палубой (ближе к оконечностям, чем 127-мм зенитки), 4 — на крышах верхних башен и надстройках, а остальные 12 на «Лексингтоне» располагались на площадке вокруг дымовой трубы. Конечно, американцы погорячились, выбрав размеры своих авианосцев, как и калибр их орудий, под разрешенные пределы. Первые сложности возникли уже при спуске этих кораблей, тогда самых больших из когда-либо строившихся в США. Вес «Саратоги» вместе со спусковыми салазками составил 25730 т, «Лексингтона» — 26 897 т. Размеры акваторий под стапелями были ограничены, и эти гиганты, развив скорость при спуске до 8 м/с, могли врезаться в противоположный берег (например, ширина реки Делавер в месте постройки «Саратоги» была всего 356 м). Тем не менее все прошло благополучно, хотя «Саратоге» для разворота вдоль русла реки сразу после схода со стапеля пришлось отдать с левого борта шесть 10-тонных якорей, а «Лексингтону» для погашения инерции — использовать 12 пар цепных волокуш общей массой 140 т. Навигацию на реке Делавер в день спуска пришлось закрыть. Уже после достройки «Лексингтона» возникли опасения за его проход под разводным мостом Веймот Бридж на выходе из гавани Куинси — расстояние между быками всего на 36 м превышало ширину корпуса. Но и на этот раз все обошлось. Название Номер Судоверфь Закладка Спуск на воду Вступление в строй Судьба ЛексингтонLexington CV-2 Bethlehem 8 января 1921 3 октября 1925 14 декабря 1927 потоплен японской авиацией 8 мая 1942 СаратогаSaratoga CV-3 верфь флота в Нью-Йорке 25 сентября 1920 7 апреля 1925 16 ноября 1927 потоплен при испытаниях ядерного оружия 25 июля1946 После достройки оба корабля были идентичны и имели следующие размерения: 250,53 м — длина между перпендикулярами, 259,08 м — по ватерлинии (ВЛ) и 270,68 м — общая; 31,88 м —ширина по ВЛ, 32,13 м - по булям, 32,2 м — по полетной палубе, 32,7 м — общая с убранным бортовым рангоутом (сетки) и 39,63 м — с вываленным рангоутом; высота корпуса от киля до броневой палубы 9,8 м, до полетной 22,62 м, до верхней кромки трубы 46,7 м и до топа фок-мачты — 64,6 м. Водоизмещение (осадка): без нагрузки — 33 003 т (7,38 м), на испытаниях - 38 725 т (8,45 м) и 38 967 т (8,62 м), полное - 47 700 т (9,9 м). В. 1945 году водоизмещение «Саратоги» достигло 48 552т, общая длина за счет свеса полетной палубы и площадок для зенитных автоматов в корме увеличилась до 277,18 м (полетная палуба 274,67 м), а ширина по ВЛ за счет нового буля с правого борта возросла до 34,05 м, что больше не давало ей возможности проходить Панамским каналом (33,52 м). Форма полетной палубы во многом определялась обводами корпуса, спроектированного для линейных крейсеров. Поэтому она заметно сужалась к форштевню, значительно уменьшая полезную площадь. В подводной части корпуса в носу имелся бульб для снижения сопротивления на больших скоростях хода. Для уменьшения качки на длине 69,5 м проходили бортовые кили, между которыми имелось две пары доковых килей — внешние длиной 53,6 и внутренние 125,6 м. Очень интересной особенностью проекта было наличие над основными булями противоторпедной защиты (ПТЗ) еще дополнительных булей, проходивших поверх броневого пояса по ВЛ на длине 168 м. Они не выполняли никакой защитной функции, но обеспечивали дополнительный запас плавучести и, увеличивая площадь корпуса по ВЛ, повышали остойчивость. Правда, в бою були легко пробивались любым оружием со всеми вытекающими отсюда последствиями. Огромная длина делала докование этих кораблей серьезной проблемой, поскольку на момент их ввода в строй США располагали всего шестью доками подходящих размеров, и только два из них находились на Тихом океане: частный док компании Панамского канала в Бальбоа и док ВМФ в Перл-Харборе на Гавайских островах. В 1930 году специально для «Лекса» и «Сары» увеличили док на верфи ВМФ в Бремертоне, но лишь в 1938 году, когда началось строительство новых сухих доков длиной 305 м в различных базах флота, эту проблему удалось решить. При столь внушительных размерах корпуса авианосцы имели очень хорошее разделение на отсеки, которых насчитывалось под броневой палубой 484. Их внутренний объем мог вместить 39 280 т морской воды. Самыми большими были два машинных отделения (МО) с эквивалентным объемом около 2300 т соленой воды каждое (кормовое чуть больше). По бокам МО шли 16 котельных отделений (КО) — по 8 на борт (эквивалентный объем 292 - 341 т). Над броневой палубой, которая при нормальной нагрузке проходила чуть выше ВЛ, имелось пять межпалубных пространств, причем половину этой высоты занимал самолетный ангар — самое большое на 1927 год замкнутое корабельное помещение в мире (площадь вместе с подъемниками 3115 кв.м при длине 129,2 м и ширине до 22,55 м). Ширина ангара ограничивалась присутствием дымоходов и вентиляционных шахт КО и местами для хранения шлюпок, но зато высота была рекордной — 6,4 м. Этот рекорд продержался до 1955 года, когда в строй вступил «Форрестол» (CVA-59). В корме за ангаром располагались мастерские (длина 33 и высота 5,1 м) по ремонту самолетов, моторов, различных деревянных и металлических конструкций, оборудования, инструмента и торпед. Ниже ангара в корме находилось хранилище длиной 39 м для разобранных самолетов. Противопожарная переборка перед кормовым самолетоподъемником делила ангар на две части. Полностью закрытый ангар стал новшеством, имевшим как плюсы, так и минусы. К последним относилась неизбежная концентрация паров летучего и взрывоопасного авиатоплива, что в конце концов и погубило «Лексингтон». На полетной палубе с правого борта стояла пятиэтажная надстройка, огромная дымовая труба, сдвинутая относительно надстройки ближе к диаметральной плоскости, чтобы освободить место у борта для шлюпок, и четыре башни 203-мм орудий. Для компенсации их веса большинство топливных цистерн, которые по мере опоражнивания должны были заполняться забортной водой, располагалось по левому борту. Однако в первые же месяцы войны выяснилось, что для сохранения остойчивости цистерны правого борта нельзя было заполнять до отказа, а цистерны левого —полностью опоражнивать. Это значительно ухудшало дальность плавания — одну из главных характеристик действующих в океане авианосцев. Но во время ремонта в феврале — мае 1942 года «Саратога» получила с правого борта большой буль, что дало ей возможность использовать весь запас топлива. На более современных авианосцах вес надстройки компенсировался свесом угловой полетной палубы с другого борта. Внешне корабли сначала выглядели практически одинаково. Сразу после вступления в строй «Леке» получил вдоль трубы (примерно посередине ее высоты) навесной мостик, связывающий пост управления полетами {в носовой части трубы) с кормовым постом управления артогнем. У «Сары» такой мостик появился только в 1930 году. После этого пришлось нарисовать на ее трубе широкую вертикальную полосу черного цвета, чтобы хоть как-то отличать ее от систершипа, получившего горизонтальную полосу на верхней кромке трубы. Но пилотам такое средство идентификации помогало только при полетах на небольшой высоте, поэтому перед кормовым свесом на полетной палубе каждого авианосца пришлось большими белыми буквами написать его прозвище: «LEX» и «SARA» (на «Лексингтоне» одно время рисовали еще белый круг). Это летчикам понравилось, и в дальнейшем на полетных палубах всех американских авианосцев в носу и корме стали белой краской рисовать огромные цифры, соответствующие бортовым номерам. Такая система идентификации сохранилась во флоте США по настоящее время. Хорошо заметная на многих фотографиях «Сары» предвоенного периода большая белая буква Е на дымовой трубе не служила средством отличия от «Лекса». Такой знак на трубе (от английских слов «enengineering» или «efficiency») имел право носить корабль флота США, добившийся высоких успехов в эксплуатации энергетической установки и других механизмов. Нечто вроде: «корабль с отличной БЧ-5». В соответствии с предвоенными планами модернизации на обоих авианосцах собирались расширить в носу полетную палубу, усилить легкое зенитное вооружение и установить стабилизирующий блистер с левого борта. Но эти работы постоянно откладывались или выполнялись постепенно. В результате только на «Лексе» в 1936 году расширили палубу, а навесной продольный мостик на трубе заменили расположенной выше площадкой с двенадцатью 12,7-мм пулеметами. Бронирование и противоторпедная защита При переделке проекта линейного крейсера в авианосец броню башен, барбетов, рубок сняли, оставив только броневой пояс по ВЛ и траверзы. Пояс имел длину 161,55 м, ширину 2,9 м и толщину 178 мм, которая на нижних 1,8 м (на «Саре» 2,14 м) уменьшалась до 127 мм на нижней кромке, и лежал на бетонной подкладке и 19-мм обшивке. Для повышения сопротивления снарядам ему придали 12-градусный наклон наружу. Однако из-за уменьшения осадки авианосца по сравнению с первоначальным проектом высоту пояса признали излишне большой, и около 0,3 м его верхней части сняли. Носовая траверзная переборка пояса имела толщину от 178 до 127 мм на нижней кромке, а кормовая была единой 178-мм толщины. Главная палуба, прикрывавшая погреба и механизмы, проходила по верхней кромке пояса и переборок и состояла из двух слоев специальной стали STS (Special Treatment Steel); верхний 32 мм, нижний 19 мм.Нижний слой проходил по всей ширине корпуса, а верхний доходил только до верхней кромки противоторпедной переборки (ПТП), и ширина его вдоль корабля несколько раз ступенчато изменялась. В районе КО у переборки между КО и МО в палубе имелись решетчатые отверстия для выхода дыма и газов от котлов, прикрытые сверху 19-мм плитами. В корме для защиты гребных электродвигателей и рулевых машин имелась еще одна броневая платформа длиной 41,5 м, проходившая на 1,4 м ниже броневой палубы. На ширине 14,5 м (дальше в корму еще меньше) она была плоской, а с боков имела скосы под 45 градусов, что компенсировало отсутствие здесь бортовой брони. Нижний слой состоял из 19 мм STS, а верхний — 57 мм в плоской части и 95 мм на скосах. На кормовых 7,3 м платформа была без скосов, но под ней проходила 127-мм траверзная переборка закаленной поверхностью в нос, а в самой корме конец платформы прикрывался треугольной двухслойной плитой — 38 мм STS на 19 мм конструкционной стали. На высоте 6 м над полетной палубой, сразу за второй башней, находилась боевая рубка, полукруглая передняя стенка которой имела толщину 57 мм STS, а остальные плоские стенки — 51 мм. От рубки до броневой палубы шла коммуникационная труба с различными кабелями, имевшая толщину стенок 51 мм STS. Стены орудийных башен имели только 19-мм противоосколочное бронирование. Система противоторпедной защиты включала шесть вертикальных переборок из конструкционной стали толщиной 13—19 мм, которые проходили вдоль корпуса на разной высоте и длине. Наиболее ответственные части корпуса защищались четырьмя переборками, проходившими от двойного дна до броневой палубы. Глубина ПТЗ от внешней обшивки буля до внешней переборки КО в районе миделя достигала 4,78 м. По оценкам торпеда с 182-кг зарядом тринитротолуола производила разрушения на глубину 6 м, но данная ПТЗ выдерживала такой взрыв, ограничивая разрушения на радиусе 4,73 м, то есть результат был, что называется, на грани гарантии. С учетом роста заряда торпед эта ПТЗ не могла считаться надежной, что и подтвердилось опытом войны. Фактически эти корабли, как и другие авианосцы, при попадании торпед должны были больше полагаться на развитую систему обеспечения живучести, выучку экипажа и свои большие размеры. Оценивая защиту «Лекса» и «Сары», можно сказать, что лучше было бы затраченный на корпусную броню вес использовать на усиление ПТЗ и бронирование полетной палубы, поскольку главную опасность для них представляли не снаряды, а торпеды и бомбы. Правда, против бронирования полетной палубы американские специалисты приводили веские аргументы. При большой высоте ангара, необходимой по американским стандартам для обслуживания самолетов, броневая полетная палуба, оказываясь высоко над ватерлинией, резко снижала остойчивость. Для действовавших в океане кораблей это было неприемлемо. К тому же повреждение броневой палубы, по мнению американцев, требовало ремонта на верфи, надолго выводя авианосец из строя. Опыт войны не дал однозначного ответа. Американцам неоднократно удавалось ремонтировать прямо в море поврежденные небронированные полетные палубы в течение буквально нескольких часов или даже минут, а англичане считали, что толстая наружная горизонтальная броня спасла от гибели не один их авианосец. Тем не менее последняя военная серия американских ударных авианосцев типа "Мидуэй» получила броневые полетные палубы. Для исправления крена и дифферента корабли имели развитую систему контрзатопления, в которую были включены все водонепроницаемые отсеки под броневой палубой. Специальные таблицы содержали информацию о размере каждого отсека, влиянии его заполнения на крен, дифферент и осадку и о разнице весов топлива, пресной котельной и соленой забортной воды. Например, теоретически затопление всех КО одного борта вызвало крен 12,5 градуса и увеличение осадки носом на 0,53 м и кормой на 0,22 м. Для облегчения работы с ними таблицы сделали шестицветными. Цвет показывал принадлежность отсека к топливным, машинно-котельным, погребам и т.д., указывал, следовало ли его держать перед боем пустым или затопить. Кроме этого, существовал порядок использования топлива из тех или иных цистерн. Уникальной особенностью системы контрзатопления этих кораблей было то, что опоражнивание отсеков производилось л ибо перепусканием воды в соседний отсек, либо продувкой сжатым воздухом, как на субмаринах. Прямое откачивание воды насосами не производилось. Согласно диаграммам остойчивости при начальной осадке 8,45 м крен 5 градусов вызывал погружение в воду верхней кромки броневого пояса, 8 градусов — погружение верхней части буля, при 15 градусах вода доходила до нижнего ряда иллюминаторов. В ходе войны для повышения водонепроницаемости корпуса большинство иллюминаторов заделали. Авианосцы типа «Лексингтон» оснащались турбоэлектрической энергетической установкой. 16 водотрубных паровых котлов с нефтяным, системы Ярроу на «Лексингтоне» и «Уайт-Фостерер» на «Саратоге», размещались в индивидуальных отсеках вдоль бортов корпуса, по бокам от двух машинных отделений, в которых размещались четыре паротурбинных электрогенератора производства фирмы «Дженерал Электрик». Через четыре преобразователя постоянного тока в переменный, генераторы питали восемь гребных электродвигателей, работавших на четыре вала. Проектная мощность энергетической установки составляла 180 000 л.с, что обеспечивало бы авианосцам скорость в 33,25 узла, однако на сдаточных ходовых испытаниях «Лексингтон» развил 202 973 л.с. при скорости в 34,59 узла, а «Саратога» — 212 317 л.с. при 34,65 узлов. На испытаниях 1928 года, «Саратоге» удалось развить 212 702 л.с. и скорость в 34,99 узла. Помимо главной энергетической установки, на авианосце имелось шесть вспомогательных парогенераторов мощностью по 750 кВт. Дым от котлов выходил через четыре дымопровода с каждой стороны, по правому борту объединявшиеся в одну дымовую трубу длиной 24,1 м и высотой 31,7 м, придававшую авианосцам типа «Лексингтон» характерный и легко узнаваемый облик. Общий вес главной энергетической установки достигал 7 100 т, а вместе со вспомогательной установкой и другими механизмами — 8 463 т. Нормальный запас пресной воды для котлов, составлявший 800 т, хранился в 20 отсеках двойного дна, а дополнительный запас в 1 177 т и 203 т воды для нужд экипажа хранились, соответственно, в 16 и 3 трюмных отсеках. Запас нефти изначально составлял 6 668 т. На «Саратоге» после модернизации в 1942 году, за счёт установки булей противоторпедной защиты, запас топлива был увеличен до 9 748 т. Вооружение Артиллерию главного калибра, предназначенную для самообороны авианосца, составляли восемь 203-мм пушекMk.14. Орудия Mk.14 имели длину ствола в 55 калибров / 11 176 мм и начальную скорость снаряда в 845 м/с. Пушки размещались в двухорудийных башенных установках, аналогичным предназначавшимся для тяжёлых крейсеров, за исключением отсутствия броневой защиты и располагавшимся линейно-возвышенно в оконечностях «острова». Установки орудий позволяли их наведение в вертикальной плоскости в пределах от −5° до +41°, что обеспечивало им дальность стрельбы до 29 км. Заряжание — раздельно-картузное, практическая скорострельность — до 5 выстрелов в минуту. В годы Второй мировой войны, в связи с изменившимися взглядами на применение авианосцев и для усиления авиационного вооружения все 203-мм артустановки с авианосцев были сняты, с «Саратоги» — в феврале, а с «Лексингтона» — в апреле 1942 года. Зенитная артиллерия Зенитную артиллерию дальнего действия на авианосце составляли двенадцать 127-мм пушек Mk.19. При длине ствола в 25 калибров / 3 175 мм, они обеспечивали снаряду начальную скорость в 644 м/с при дальности стрельбы по надводным целям до 13,3 км и досягаемости по высоте до 8,4 км. Орудия размещались в одиночных лафетных установках без броневого прикрытия, обеспечивавших им углы наведения от −5° до +85° и располагавшихся по три в спонсонах в носовой и кормовой части побортно. Скорострельность 127-мм орудий составляла до 6 выстрелов в минуту. «Саратога» в ходе ремонта в феврале 1942 года получила вместо башен главного калибра восемь новых 127-мм зенитных пушек Mk.32, размещавшихся в спаренных башенных установках. При длине ствола в 38 калибров / 4 826 мм, начальная скорость их снаряда составляла 792 м/с, а дальность стрельбы по горизонтали и досягаемость по высоте возросли, соответственно, до 16,65 км и 11,3 км. Значительно увеличилась и скорострельность, составившая до 10 выстрелов в минуту. Помимо этого, 127-мм Mk.19 «Саратоги» заменили на одиночных установок орудий Mk.30, идентичных по своим характеристикам Mk.32. Углы наведения всех новых установок остались прежними. «Лексингтон» же оставался с неизменным вооружением из двенадцати Mk.19 вплоть до своей гибели. Параметры и ТТХ Водоизмещение- 33003 т сухое 38725 т стандартное 47700 т полное Длина- 270.68 м Ширина- 32,2 м Высота- 22,62 мот киля до полетной палубы Осадка- 9,9 м при полном водоизмещении Бронирование: пояс: 127-178 мм/19° траверзы: 127—178 мм палуба: 19—51 мм румпельное отделение: 19—127 мм боевая рубка: 51—57 мм орудийные башни: 19 мм Двигатели: 16 водотрубных котлов типа «Бабкок—Уилкокс» или Ярроу 4 паротурбинных генератора 8 электродвигателей Мощность- 212 000 л.с. Движетель- 4 винта Скорость хода- 34,6 узла максимальная Дальность плавания-12000 миль на 14 узлах Экипаж- штатно 1868 человек экипажа, в том числе 160 офицеров, более 3000 в поздние годы Вооружение: Артиллерия- 4х2 203-мм/55 Mk.14 Зенитная артиллерия-12х1 127-мм/25 Mk.19 4х57-мм салютных пушки Авиационная группа- 63 самолета 36 истребителей F3B-1 18 торпедоносцев Т4М-1 9 разведчиков O2U-1 Водоизмещение- 36000 т стандартное 47700 т полное Длина- 270.66 м Ширина- 32,2 м Высота- 22,62 мот киля до полетной палубы Осадка- 9,75 м Бронирование: пояс: 127-178 мм/19° траверзы: 127—178 мм палуба: 19—51 мм румпельное отделение: 19—127 мм боевая рубка: 51—57 мм орудийные башни: 19 мм Двигатели: Четырёхвальная (16 водотрубных котлов с нефтяным отоплением системы «Уайт-Форстер», 4 главных турбогенератора «Дженерал Электрик», четыре преобразователя постоянного тока в переменный и восемь электродвигателей) Мощность- 210 000 л.с. Движетель- 4 винта Скорость хода- 34 узла максимальная Дальность плавания-12000 миль на 14 узлах Экипаж- 3373 человек (1945 год) Вооружение: Артиллерия- 1944 год 4 × 2 — 127-мм, 8 × 1 — 127-мм Зенитная артиллерия- 1944 год 23 × 4 — 40-мм «Бофорс», 2 × 2 — 40-мм «Бофорс», 16 × 1 — 20-мм «Эрликон» Авиационная группа- 1944 год 79 самолетов: 27 истребителей F6F-3 24 пикирующих бомбардировщика SBD-5 18 торпедоносцев TBF-1 Изменено 11 май 2014, 16:52:53 пользователем AlexLaki 2 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 AlexLaki Альфа-тестер 80 публикаций 16 боёв Жалоба #2 Опубликовано: 2 май 2014, 16:35:55 (изменено) Изменено 11 май 2014, 15:47:38 пользователем AlexLaki Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 AlexLaki Альфа-тестер 80 публикаций 16 боёв Жалоба #3 Опубликовано: 2 май 2014, 16:43:02 (изменено) К началу войны с Японией флот США располагал уже семью большими авианосцами (не считая переделанного в авиатранспорт «Лэнгли»), из которых всего три находились на тихоокеанском театре: «Лексингтон» (командир — капитан 1 ранга Ф.Шер-ман) вместе с «Энтерпрайзом» базировались на Перл-Харбор, а «Саратога» (капитан 1 ранга А.Дуглас) находилась в Сан-Диего. Во время японской атаки Перл-Харбора 7 декабря 1941 года авианосцы под удар не попали. «Леке» 5 декабря был послан на атолл Мидуэй с дюжиной бомбардировщиковSB2U корпуса морской пехоты, а «Энтерпрайз» ушел неделей раньше с истребителями на атолл Уэйк. Когда первая волна японских самолетов уже бомбила корабли и береговые сооружения в Перл-Харборе, соединение «Лексингтона» (флаг контр-адмирала Дж. Ньютона) находилось в 230 милях к востоку от цели назначения. Получив приказ срочно возвращаться, «Леке» на обратном пути принял участие в охоте за японскими подводными лодками в районе Гавайских островов. Хотя самолетам «Энтерпрайза» и удалось 10 декабря потопить одну из них —«I-70», противолодочное патрулирование было для авианосцев, пожалуй, самым рискованным делом. Только вечером 11 декабря, когда стало ясно, что японское авианосное соединение вице-адмирала На-гумо ушло в метрополию, авианосцам разрешили войти в Перл-Харбор. 15-го к ним присоединилась «Саратога» (флаг контр-адмирала О.Фитча), потратившая на переход из Сан-Диего 7 суток из-за бесконечного противолодочного маневрирования. Пополнив запасы топлива, она спустя 26 часов вышла на первое боевое задание — доставку 18 истребителей «Буффало» на атолл Уэйк (2000 миль к западу от Перл-Харбора), который подвергался атакам японских сил вторжения. Вышедшее в море 14 декабря соединение TF11 во главе с «Лексом» (в охранении 3 тяжелых крейсера и 5 эсминцев, флаг контр-адмирала У.Брауна) ударом по атоллу Джалиут (Маршалло-вы о-ва) должно было отвлечь внимание противника. Пока оперативное соединение TF14 с «Саратогой» (флаг контр-адмирала Ф.Флетчера) шло со скоростью своего самого тихоходного транспорта (12,75 уз.), проводя дозаправку в море, с севера к Уэйку на полном ходу приближалась японская 2-я дивизия авианосцев («Хирю» и «Сорю»). Японские самолеты нанесли удар по атоллу, когда соединение TF14 было еще в 700 милях от него. В это время соединению TF11 после уточнения разведданных об отсутствии базы противника на Джа-лиуте приказали идти на соединение с «Саратогой». Гарнизон Уэйка, так и не дождавшись помощи, капитулировал 23 декабря, и обоим соединениям пришлось возвращаться в Перл-Харбор. Имевшая шансы на успех операция провалилась из-за недостатка информации и неверной оценки обстановки. На борту «Лекса» и «Сары», в первый и последний раз действовавших вместе, находилось 72 пикировщика, 39 торпедоносцев и 37 истребителей (правда, 27 из них были устаревшие «буффало»). А уже потрепанные над Перл-Харбором авиагруппы «Хирю» и «Сорю» имели всего 108 самолетов. Когда на театр прибыл четвертый авианосец «Йорктаун», контр-адмирал Флетчер перенес флаг на него, a TF14 стал командовать вице-адмирал Х.Лири. В это время все устаревшие истребители заменили новыми «уайлдкэтами» F4F-3, количество которых на каждом авианосце довели до 20. Понимая, что после катастрофы в Перл-Харборе Тихоокеанский флот США безнадежно уступает японскому и ни о каком генеральном сражении для завоевания господства на море не может быть и речи, новый главнокомандующий адмирал Честер У.Нимиц разработал так называемую тактику «кусай и беги». В соответствии с ней четыре оперативных соединения во главе с авианосцами должны были наносить внезапные удары самолетами по базам и местам высадки десантов противника с быстрым последующим отходом. Небольшая лодка спасает экипаж линкора «Западная Вирджиния» после японской бомбардировки Перл-Харбор, Гавайи, 7 декабря 1941 года. Двое мужчин можно увидеть на надстройке, слева в верху. На заднем плане видны мачту линкора «Теннесси» Служба Авианосца "Саратога" Битва у атолла Мидуэй Когда американское командование начало готовить свои авианосные силы для отражения ожидаемой атаки японцев у атолла Мидуэй, на «Саратоге» все еще заканчивали ремонт в Бремертоне. Несмотря на все принятые меры по ускорению ее ввода в строй, «Сара» смогла выйти в море только за день до битвы, прибыв в Перл-Харбор, когда сражение шло к своему завершению. Зато авиагруппе «Саратоги», с января находившейся на базе Канеохе в Перл-Харборе, повезло больше. Вернувшийся после битвы в Коралловом море поврежденный «Йорктаун» остро нуждался в пополнении своих эскадрилий. Пока авианосец срочно ремонтировали, командование решало вопрос об укомплектовании его самолетами и экипажами. Опыт боев показал, что в атаках на японские соединения важную роль играет не столько мастерство отдельных пилотов, сколько их слетанность и взаимопонимание. К тому же нужно было дать отдых летчикам, выдержавшим тяжелые бои в Коралловом море. Поэтому решили перевести на «Йорктаун» в полном составе три эскадрильи с «Саратоги»: бомбардировочную VB-3 капитана 3 ранга М.Лесли, торпедоносную VT-3 капитана 3 ранга Л.Месси и истребительную VF-3 капитана 3 ранга Дж.Тэча. За прошедшие пять месяцев вынужденного бездействия только «Донтлессы» из VB-3 выходили в море — на короткое время они подменили бомбардировщики «Энтерпрайза» при обеспечении налета самолетов В-25 полковника Дулиттла на Токио. По-разному сложилась судьба самолетов авиагруппы CVG-3 в сражении с главными авианосными силами японцев у атолла Мидуэй 4—5 июня. Десять из 12 «дэвастейторов» эскадрильи VT-3 погибли в самоотверженной атаке на соединение адмирала Нагумо, так и не добившись попаданий. Зато отличились 17 «донтлессов» капитана 3 ранга Лесли. Несмотря на то, что еще на подходе к цели 4 машины из-за неисправности новых электроконтакторов взвода потеряли свои бомбы, остальные смогли уничтожить авианосец «Сорю», атаковать линкор и эсминец без единой потери со своей стороны. Правда, вернуться на свой новый авианосец им не удалось. Ответными ударами японцы повредили «Йорктаун», который пришлось оставить. Все «Донтлессы», кроме самолета комэска, совершившего вынужденную посадку у борта крейсера «Астория», сели на «Энтерпрайз» и «Хорнет». Четырнадцать из них, поднявшись уже с палубы «Энтерпрайза», 5 июня приняли участие в потоплении последнего из четырех авианосцев Нагумо — «Хирю». Вот так убедительно самолеты «Саратоги» спустя полгода взяли реванш у 2-й дивизии японских авианосцев за несостоявшуюся встречу у атолла Уэйк. Более того, дорвавшись до дела, «Донтлессы» с «Леди Сары» на следующий день внесли свою лепту в атаки на тяжелые крейсера «Микума» и «Могами», которые ночью столкнулись друг с другом и поэтому не смогли вовремя скрыться от вездесущих американских пикировщиков. В результате трех налетов «Микума» погиб, а его серьезно поврежденный пятью прямыми попаданиями систершип с трудом добрался до базы. 8 июня «Саратога» (флаг контр-адмирала О.Фитча, командир капитан 1 ранга В.Де Рамсей) в 300 милях от Оаху встретила возвращавшиеся с победой авианосцы контр-адмирала Р.Спрюэнса и передала на «Энтерпрайз» и «Хорнет» 34 самолета, чтобы отчасти компенсировать потерю их 64. После возвращения в Перл-Харбор авианосцы в течение трех недель занимались переформированием своих эскадрилий и тренировками летного состава нового пополнения. «Сара» в составе TF11 выходила в море для переброски на Мидуэй дополнительных самолетов. 7 июля она вышла из Перл-Харбора, чтобы принять участие в подготовке к первой широкомасштабной операции — вторжению на о.Гуадалканал. Спустя два дня за ней последовал «Энтерпрайз», а «Хорнет» остался в районе Гавайских островов, чтобы прикрывать Мидуэй от возможной атаки оставшихся японских авианосцев, в первую очередь от «Сёкаку» и «Дзуйкаку». 26 июля силы прикрытия, сведенные в соединение TF61, куда вошли «Сара» под флагом вице-адмирала Флетчера, «Энтерпрайз» (контр-адмирал Т.Кинкейд) и недавно прибывший из Атлантики «Уосп» (контр-адмирал Л.Нойз), встретились с силами вторжения в 400 милях от островов Фиджи и взяли курс на Соломоновы острова. Операция «Уотчтауэр» началась 7 августа. Истребители и пикировщики «Саратоги» действовали по береговым позициям и недостроенному аэродрому японцев на о.Гуадалканал, а новые торпедоносцы-бомбардировщики «Эвенджер» производили разведку, на обратном пути атаковав цели на о.Флорида. После гибели у Мидуэя почти всех самолетов эскадрильи VT-3 «эвенджеры» составили в авиагруппе CVG-3 эскадрилью VT-8. При отражении атак японской авиации из Рабаула истребители «Сары» сбили 2 «бетти», 10 «вэлов», повредили еще 4 самолета, из них 2 «зеро», сами потеряв 5 машин сбитыми и 2 поврежденными. После закрепления десанта на берегу вечером 8 августа авианосцы отошли, чтобы, не подвергаясь риску атак береговой авиации, дождаться прихода японских кораблей, которые теперь стали их главной целью. Противник не заставил себя долго ждать, и 16 августа из Внутреннего моря для обеспечения переброски войск на о.Гуадалканал вышли мощные силы японского Соединенного флота: авианосцы «Сёкаку», «Дзуйкаку» и «Рюдзё» (74 «зеро», 52 «кейта», 53 бомбардировщика «Вэл» и «Джуди»), 3 линкора, 9 тяжелых крейсеров (в Рабауле имелось еще 4), гидроавиатранспорт «Читосе» (22 гидросамолета типов Е13А1 и F1М2), большое количество эсминцев и других кораблей. В районе Соломоновых островов находилось три американских соединения во главе с авианосцами: TF11 («Саратога»), TF16 («Энтерпрайз») и TF18 («Уосп»). Любые два по числу самолетов превосходили силы противника, но японцы имели значительное преимущество в дальности действия своих ударных групп (на 100 миль) и располагали еще десятью гидросамолетами с тяжелых крейсеров «Тоне» и «Тикума», пилоты которых были признанными асами разведки, прошедшими с авианосным соединением Нагумо весь его путь от Перл-Харбора до Мидуэя. В таких условиях даже самолеты с «Читосе» японцы могли использовать в качестве ударных. В 10.40 23 августа разведывательная «каталина» обнаружила в 300 милях к северу от Гуадалканала японские транспорты. Спустя три часа транспорты повернули на обратный курс, но сообщение об этом достигло Флетчера слишком поздно. В 15.10 ударная группа «Саратоги» из 31 SBD-3 с 454-кг бомбами и 6 TBF-1 с торпедами вылетела для атаки противника. Один «эвенджер» из-за неполадок в моторе вернулся на авианосец, но остальные, бесцельно потратив время и топливо на поиски японцев, вечером были вынуждены сесть на аэродром Хендерсон Филд на о.Гуадалканал. Положение Флетчера стало незавидным. Ему пришлось отправить 18-е оперативное соединение на заправку топливом, и до 10.00 24 августа — самого оптимистичного срока возвращения самолетов на «Саратогу» с Гуадалканала — он лишился почти половины своей ударной авиагруппы. На двух авианосцах осталось 72 истребителя F4F-3, 41 бомбардировщикSBD-3, 25 торпедоносцев TBF-1. Утром 24 августа авиаразведка обнаружила «Рюдзе» и тяжелый крейсер «Тоне». Дождавшись возвращения своих самолетов с острова и разведки, в 14.15 «Саратога» подняла в воздух 30 SBD и 8 TBF для атаки «Рюдзё», самолеты которого уже бомбили аэродром Хендерсон Филд. В полете группу «Саратоги» пытались перенацелить на обнаруженные «Сёкаку» и «Дзуйкаку», но ведущий не смог найти цель. В 16.20 22 SBD и 5 TBF начали атаку «Рюдзё», а 7 SBD и 2 TBFотделились для атаки «Тоне» (два самолета вернулись из-за неполадок в моторах). Первые 15 пикировщиков не добились прямых попаданий — только 8 близких разрывов. Поэтому ведущий авиагруппы капитан 2 ранга Фелт приказал прервать заход на крейсер и всем атаковать авианосец. За его самолетом, добившимся первого попадания, последовали 13 «донтлессов», положивших на палубу «Рюдзё» еще три бомбы и несколько у самого борта. Поднявшиеся над целью клубы дыма затруднили атаку торпедоносцам, но и те добились попадания одной торпедой. Жестоко поврежденный «Рюдзё» сразу после атаки, в которой не был сбит ни один самолет, был оставлен экипажем и затонул спустя шесть часов с большим креном на правый борт и дифферентом на корму, Возвращавшиеся после атаки SBD с «Саратоги» сбили шесть «вэлов» из числа самолетов, успешно отбомбившихся по «Энтерпрайзу». С учетом сбитых утром разведчиков самолеты «Сары» уничтожили в тот день девять машин противника без потерь со своей стороны. Вечером, приняв на свою палубу и самолеты поврежденного «Энтерпрайза» (один оригинал из VT-3 на «эвенджере» попытался ночью все-таки сесть на его развороченную палубу и, естественно, разбился), «Саратога» сумела выпустить еще 2 SBD и 5 TBF, которые уже в сумерках атаковали соответственно «Читосе» (серьезные повреждения от бомб, крен в 30 градусов) и крейсера (без попаданий). Этими атаками закончилась так называемая битва у Восточных Соломоновых островов. Потери американцев составили 17 самолетов (7 сбито, 7 разбилось при вынужденных посадках и 3 сброшены за борт с «Саратоги» как не подлежащие ремонту) и экипажи двух торпедоносцев — мизерная цена за потопленный авианосец и 70 уничтоженных с большинством экипажей японских самолетов. Прикрытие конвоев на о.Гуадалканал После ухода «Энтерпрайза» на ремонт, «Саратога» и «Уосп» остались в этом же районе для прикрытия конвоев на о.Гуадалканал с воздуха. Но большую угрозу представляли подводные лодки. Самолеты авианосцев, вынужденных находиться в маневренном мешке размером всего 170x70 миль, ежедневно загоняли под воду японские субмарины, которые наводились летающими лодками Н6К. На рассвете 31 августа в 250 милях к юго-востоку от Гуадалканала «Саратога», идущая со своим охранением противолодочным зигзагом на скорости всего 13 узлов (в связи с тем, что сопровождавшим ее эсминцам нужно было экономить топливо), получила торпеду с японской подлодки «I-26». Лодку обнаружили за 4 часа до атаки на дистанции 30 миль, но приняли за небольшой надводный корабль, не представлявший никакой опасности. Торпеда попала в кормовую часть буля правого борта, затопив одно КО полностью и одно частично. Жертв не было, только 12 матросов получили ранения. Спустя две минуты «Сара» увеличила скорость, чтобы избежать попаданий других торпед, но через пять минут из-за прогрессирующего затопления произошло короткое замыкание в цепи турбоэлектрического привода, и корабль лишился хода. Первоначальный крен в 4 градуса исправили в течение двух часов, корабль даже смог дать ход 6 узлов, но всего в 10 милях от места атаки снова остановился. «Сару» взял на буксир крейсер «Миннеаполис», а 21 ее бомбардировщик и 9 торпедоносцев перелетели на аэродром о.Нумеа. Находившиеся в воздухе самолеты сели на подошедший «Хорнет». Буксировка продолжалась до 16.37, после чего, спустя 9 часов с момента атаки, «Саратога» смогла дать 12-узловый ход. 6 сентября после 62-суточного пребывания в море она пришла на базу атолла Тонгатабу. Здесь контрзатоплением ей придали крен 9,5 градуса на левый борт, чтобы водолазы смогли осмотреть пробоину. Затем авианосец ушел в Перл-Харбор на ремонт, продолжавшийся до конца ноября (замена 28-мм автоматов на 40-мм, дополнительные 20-мм «эрликоны»). Когда «Саратога» вернулась в строй, кроме нее на Тихом океане у американцев уцелел только «Энтерпрайз» («Уосп» и «Хорнет» погибли). Во главе с ними были организованы оперативные соединения TF16 контр-адмирала Де Рамсея («Сара», крейсер ПВО и 4 эсминца) и TF11 контр-адмирала Ф.Шермана. Еще одно соединение - ТР18 образовали вокруг двух новых эскортных авианосцев «Ченанго» и «Сьювани». Соединение TF16 приняло участие в последних операциях на Гуадалканале. Действуя к югу от острова, 23 января 1943 года «Саратога» подняла ударную группу из 24 «донтлессов», 17 «эвенджеров» и 18 «Уайлдкэтов», которая после промежуточной посадки на Хендерсон Филд на следующий день перепахала 23 тоннами бомб японский аэродром на о.Вила. Бегство японских войск с Гуадаканала Конец января ознаменовался ожесточенными ночными атаками базовых торпедоносцев на американские соединения, и истребители «Саратоги» получили первые навыки ночного патрулирования. Императорский флот готовился к эвакуации японских войск с Гуадалканала, поэтому любым путем стремился ослабить морские силы противника. Американское командование опасалось, что японцы сумеют отремонтировать поврежденные в осенних боях авианосцы, пополнить их разбитые авиагруппы и привлечь к последней операции у Соломоновых островов в количестве не менее пяти единиц (2 ударных и 3 легких). В этом случае «Энтерпрайзу» и «Саратоге» пришлось бы очень тяжело. Эскортные авианосцы были слишком тихоходны (19 узлов) для совместных действий, а их общая авиагруппа из 29 истребителей и 32 ударных самолетов имела бы ценность, если бы взлетала с одной полетной палубы. А так ее едва хватало для самообороны. Как же резко изменились тактические взгляды по сравнению с 20-ми годами, когда считалось, что два малых авианосца лучше одного большого! Но японцам из-за нехватки летчиков не удалось ввести в строй «Сёкаку» и «Дзуйкаку», а использовать одни легкие авианосцы они не рискнули, обеспечив эвакуацию только легкими силами и базовой авиацией. Весь февраль «Саратога» и «Энтерпрайз» оставались в южной части Тихого океана, а затем последний ушел на длительный ремонт. «Сара» же начала подготовку к новым операциям, в ходе которых планировалось освободить от японцев острова в центральной части океана. Учитывая нехватку быстроходных авианосцев, американское командование попросило их «взаймы» у англичан, пока не вступят в строй новые корабли типа «Эссекс». Союзники пошли навстречу, и в феврале 1943 года через Панамский канал на Тихий океан перешел «Викториес» — авианосец с бронированной полетной палубой, прошедший ремонт и оснащение на верфи флота США в Норфолке. Полностью перевооружить «англичанина» на «Донтлессы» и «эвенджеры» оказалось невозможным: первые, не имея складывающихся крыльев, не умещались на подъемниках «Викториеса», а вторые были слишком тяжелыми для английских тросовых аэрофинишеров. Поэтому «Викториес» нес три истребительные эскадрильи (по 12 F4F-4 в каждой) и только одну ударную из 15 «эвенджеров». Весь переход до Перл-Харбора и затем еще два месяца на корабле интенсивно проводились тренировки пилотов и техников. В апреле 1943 года один из «эвенджеров» все-таки разбился при посадке, и авианосец пришлось около месяца ремонтировать на верфи. Только 8 мая «Викториес» наконец-то смог выйти из Перл-Харбора, подготовленный для участия в авианосных операциях в соответствии с американскими требованиями. Спустя 9 суток он прибыл в базу Нумеа, где был включен в состав TF14, куда входила и «Саратога» (капитан 1 ранга Дж.Кассади). Во время перехода соединения в Коралловое море и затем в течение месяца оба авианосца проводили совместные учения. В результате выяснилось, что лучше всего «Викториес» подходит для роли «истребительного авианосца», а все ударные самолеты — 72 «донтлесса» и «эвенджера» приняла «Саратога», на которой для ПВО осталось только 12 «Уайлдкэтов». Оба авианосца с 27 июня по 25 июля приняли участие в операции «Тоунзйл» — высадке на о.Новая Джорджия. Их оперативная группа TG36.3, куда также входили два новых линкора типа «Индиана», обеспечивала дальнее прикрытие сил вторжения. На этот раз ни одного корабля или самолета противника встречено не было. Тяжелые японские корабли были явно не расположены к активным действиям. Поэтому 31 июля «Викториес» ушел через Гавайи, Сан-Диего и Панамский канал в метрополию, передав пять из своих «эвенджеров» на «Саратогу». где они составили резерв. http://www.britishpathe.com/video/ships-at-sea-indian-ocean/query/saratoga Операция по захвату о.Бугенвиль и островов Гильберта Следующий всплеск активности «Саратоги» пришелся на осень. 1—2 ноября в рамках обеспечения операции по захвату о.Бугенвиль оперативное соединениеTF38 контр-адмирала Ф.Шермана, куда входили «Саратога», новый легкий авианосец «Принстон», два крейсера ПВО и 10 эсминцев, проводило налеты на ближайшие японские аэродромы на островах Бука и Буна. Очевидно, самой удачной операцией «Леди Сары» стали налеты 5 и 11 ноября на Рабаул, куда японцы, пытаясь задержать продвижение американцев, стянули мощные крейсерские силы. Хотя соединение «Саратоги» уже задействовали в следующей операции «Гальваник», проводимой силами 5-го флота вице-адмирала Р.Спрюэнса, формально оно еще подчинялось командующему 3-м флотом адмиралу У.Холси, который и решил напоследок его использовать. В первом налете участвовали 33 новых истребителя F6F-3 «Хеллкэт», 22 пикировщика последней версии SBD-5, 16 торпедоносцев TBF-1 «Эвенджер» и еще 19 «хеллкэтов» и 7 «эвенджеров» с «Принстона». Хотя ни один из стоявших на якоре японских кораблей потопить не удалось, удар по силам вторжения был полностью парирован: поврежденные тяжелые крейсера, кто в тот же день, а кто позже, ушли в Трук. «Атаго» от близких разрывов трех 227-кг бомб потерял 22 человека убитыми, 64 ранеными и принял много воды. На «Такао» прямым попаданием бомбы повредило две башни главного калибра и убило 23 человека, а на «Майя» прямое попадание вызвало сильнейший пожар, с которым пришлось бороться несколько дней (убитых— 17, раненых — 60). Серьезные повреждения получил «Могами» (прямое попадание бомбы, повреждены две башни, затоплены погреба, пожары), повреждены легкие крейсера «Агано» и «Носиро», а также эсминец «Фудэинами» (невзорвавшейся торпедой). При отражении атаки японцы сбили 5 «хеллкэтов» и 5 «донтлессов». Второй удар смогли нанести только 11 ноября, что дало возможность поврежденным кораблям ускользнуть из Рабаула. Результаты, на которые повлияла и плохая погода, оказались скромнее: поврежден легкий крейсер и 4 эсминца. Но в тот же день Рабаул атаковало и другое авианосное соединение, добившееся попаданий в японские корабли. При подготовке к новой широкомасштабной операции «Гальваник» по захвату островов Гильберта флот США уже располагал достаточным количеством новых быстроходных авианосцев, но огромный боевой опыт «Саратоги» не позволил командованию пренебречь ее услугами. В составе быстроходного авианосного соединения TF50 «Саратога» своей допотопной надстройкой и огромной трубой выделялась, по выражению известного историка С.Э.Морисона, как «парусный линкор XIX в. среди первых броненосцев». Корабли оперативного соединения TF38 образовали вспомогательную авианосную группу TG50.4 под командованием контр-адмирала Ф.Шермана, в задачи которой входило нанесение ударов по японским базам на атолле Науру и воздушное прикрытие конвоев на атоллы Макин и Тарава. После этой операции «Сара» прошла текущий ремонт на верфи «Хантерэ Пойнт», а после него с 29 января по 4 марта 1944 года приняла участие в операции «Катчпоул» по захвату Маршалловых островов, вместе с «Принстоном» и новым авианосцем «Лэнгли» обеспечивая удары по базам и воздушное прикрытие высадки десанта на атолл Эниветок 17 февраля. С марта по май «Саратога» отдавала долг за «Викториес», входя в состав английского флота в Индийском океане- Она действовала в составе соединения, включавшего авианосец «Илластриес», линкоры «Вэлиент», «Куин Элизабет», «Ринаун», французский «Ришелье» и другие британские, голландские и австралийские корабли. 19 апреля авиация «Саратоги» (11 TBF-1, 18 SBD-5 и 22 F6F-3) вместе с самолетами «Илластриеса» нанесли удар по японской базе на о.Сабанг и, уничтожив два небольших транспорта, 24 самолета на земле и нефтехранилища, надолго вывели порт из строя. Потеряли всего один «хеллкэт», пилота с которого подобрала подлодка. Ответный налет торпедоносцев «Бетти» «хеллкэты» отразили, сбив трех из них без потерь со своей стороны. После возвращения в Тринкомали «Саратогу» пришлось отозвать на ремонт в США, но ее переход на восток решили совместить с ударом по стратегическим запасам авиабензина в Сурабайе (о.Ява). 19 мая вместе с «барракудами» и «корсарами» «Илластриеса» 45 ее «эвенджеров», «донтлессов» и 20 «хеллкэтов» нанесли два удара: по складам, по верфям и гавани порта. Внезапность снова была полной, хотя из кораблей потопить удалось только небольшой транспорт. После этого «Сара» с тремя своими эсминцами вернулась в Перл-Харбор. Оттуда она ушла в Бремертон, где в июне — сентябре проходила ремонт и переделку в авианосец для ночных операций {кроме прочего оборудования, установлены две гидравлические катапульты). Затем до декабря на ней проходили подготовку ночные летчики. Когда началась высадка десанта на о.Иводзима, «Сара» снова встала в строй, войдя вместе с «Энтерпрайзом» в оперативную группу TG58.5 уже ставшего знаменитым соединения TF58 вице-адмирала Марка Митшера. Командовал кораблем капитан 1 ранга Л.Мебус. Оба авианосца 10 февраля в составе соединения вышли из Улити, 16-го их самолеты бомбили район Токио, а 17-го принимали участие в налете на Иокогаму. Затем обоих ветеранов выделили для непосредственной поддержки десанта на Иводзиму. 21 февраля 1945 года «Саратогу», обеспечивавшую воздушное прикрытие десанта отдельно от своей группы и имевшую в охранении всего три эсминца, атаковали камикадзе. В 16.59 был открыт огонь по вывалившимся из облаков шести японским самолетам. Первые два, уже будучи сбитыми, упали в воду у самого борта, а их бомбы взорвались внутри корабля. Бомба с третьего самолета попала в якорный шпиль, разрушив порядочный кусок полетной палубы в носу, где на катапультах стояли готовые к старту два очередных истребителя. Четвертый самолет сбили на безопасном расстоянии, но пятый врезался в левую катапульту, а шестой, весь объятый пламенем, ударил в кран перед надстройкой, причем обломок этого самолета упал в артиллерийскую галерею № 1. Все это произошло в течение трех минут с 17.00 по 17.03. Начались сильные пожары, скорость корабля снизилась до 25 узлов. К 18 часам пожары в ангарной палубе, а через 12 минут в бортовых танках удалось погасить, 12-метровую подводную пробоину с правого борта в корме прикрыли пластырем. Прием самолетов прекратили, пока с палубы не сбросили горящие машины. Но в 18.46 налетели еще пять камикадзе. Четыре из них удалось сбить достаточно далеко от корабля, однако пятый сбросил бомбу, взорвавшуюся на полетной палубе (отверстие диаметром 7,6 м), а сам упал за борт. Тем не менее раненная в семи местах «Сара» с 20.15 снова начала принимать свои самолеты на кормовую часть палубы, но для их запуска приходилось идти задним ходом, поскольку взлетать они могли теперь только с кормы. Тридцать шесть самолетов сгорели или были сброшены за борт, еще шесть сели на воду и утонули, 123 члена экипажа были убиты и пропали без вести, 192 — ранены. То, насколько сложным выглядело положение «Саратоги» со стороны и насколько ее экипажу удалось быстро справиться с повреждениями, хорошо характеризует описанный С.Морисоном эпизод. Молодой пилот с одного из конвойных авианосцев, по ошибке посадивший свой самолет на палубу «Леди Сары», сказал подошедшему матросу палубной команды: «Здорово! Я очень рад, что сел к вам, а не на «Саратогу». Там — сущий ад». На что получил спокойный ответ: «Получше посмотри вокруг себя, браток. Ад —здесь!» По приказу адмирала Р.Спрюэнса «Саратога» ушла на Эниветок, а затем на Западное побережье США. В ходе ремонта на верфи ВМФ Пьюджет Саунд, Бремертон, с марта по май 1945 года «Саратога» получила новый увеличенный носовой подъемник, что позволило ей проводить обучение летчиков на новейших самолетах. После победы в войне корабль срочно переоборудовали для перевозки войск, устроив дополнительные помещения на 4000 человек в кормовой части ангара. Последняя вахта "Леди Сары" В 1946 году заслуженный авианосец вместе с множеством других устаревших и трофейных кораблей выбрали в качестве мишени для проведения испытаний атомных бомб у атолла Бикини. Первый взрыв бомбы «Эйбл» не нанес «Саратоге» существенных повреждений, но следующий подводный взрыв «Бэйкер» 25 июля свалил ее огромную трубу на полетную палубу, разорвал обшивку подводной части корпуса и вызвал резкое погружение кормы. Поскольку откачивать воду на зараженном радиацией корабле было некому, он постепенно заполнился водой и в тот же вечер затонул. Первый атомный взрыв на расстоянии 2070 м от эпицентра воздушного взрыва Эйбл 23 килотонны на высоте 158 м Второй подводный взрыв атомной бомбы на расстоянии 360 м от эпицентра подводного взрыва Бэйкер 23 килотонны на глубине 27 м. "Саратога" после второго атомного взрыва, волны пригнули к палубе дымовые трубы и часть командного мостика Как и в случае с «Лексингтоном», имя знаменитого авианосца унаследовал его преемник — корабль типа «Форрестол», вступивший в строй в 1956 году. «Саратога-2» (CV-60) полным водоизмещением в 80 тыс. т по сей день является одним из крупнейших боевых кораблей мира. Изменено 20 май 2014, 17:34:51 пользователем AlexLaki Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 AlexLaki Альфа-тестер 80 публикаций 16 боёв Жалоба #4 Опубликовано: 2 май 2014, 16:59:34 (изменено) Изменено 20 май 2014, 17:38:30 пользователем AlexLaki 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 miv79 Бета-тестер 6 публикаций 214 боёв Жалоба #5 Опубликовано: 19 авг 2014, 21:29:15 Хоть бы писали максимальное количество самолетов. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 AlexLaki Альфа-тестер 80 публикаций 16 боёв Жалоба #6 Опубликовано: 22 авг 2014, 18:01:38 Хоть бы писали максимальное количество самолетов. «Саратога» вошла в состав флота 16 ноября 1927 года. Примерно через месяц, 14 декабря, завершил приемные испытания «Лексингтон». Каждый из них имел на борту по 4 эскадрильи, общая численность которых равнялась 72 самолетам. Контр-адмирала Джозефа М. Ривза, командующего воздушными силами Линейного Флота, это число не удовлетворяло. Вскоре после того, как авианосцы поступили в его распоряжение, он начал эксперименты с целью увеличения авиагрупп. Постепенно к марту 1929 года авиагруппа «Лексингтона» увеличилась до 120 истребителей и бомбардировщиков. Но Ривз считал, что в его ангар еще можно втиснуть 30 самолетов. Он рассмотрел план, по которому каждый из 3 авианосцев — «Лексингтон», «Саратога» и «Лэнгли» — должен действовать только одним типом самолетов. Это облегчило бы обслуживание самолетов. Серия экспериментов убедила адмирала, что на «Саратоге» могут базироваться до 200 истребителей. Однако сам же Ривз высказался против такой новации, так как потеря одного авианосца лишала флот всех его истребителей, бомбардировщиков или торпедоносцев. Адмирал Ривз лично руководил погрузкой самолетов на «Лэнгли» и разместил на палубе 42 машины. При этом еще оставалось свободное место для взлета этих самолетов. 2 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 lnako Бета-тестер 19 публикаций Жалоба #7 Опубликовано: 28 авг 2014, 15:18:08 42 Машины достаточно много, можно и город разбомбить) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 Napor Старший альфа-тестер 49 публикаций 1 619 боёв Жалоба #8 Опубликовано: 13 сен 2014, 08:52:18 Не пойму, зачем авианосцу вообще нужны орудия, кроме ПВО? Ведь даже если к нему подойдут, он всё равно будет уничтожен. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 359 [LST-W] Darth_Vederkin Альфа-тестер 20 425 публикаций 874 боя Жалоба #9 Опубликовано: 13 сен 2014, 09:01:47 Не пойму, зачем авианосцу вообще нужны орудия, кроме ПВО? Ведь даже если к нему подойдут, он всё равно будет уничтожен. Камрад, Вы опять задаёте вопросы, ответы на которые есть в теме. Вам трудно почитать? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 033 anonym_ZVOEejQol5Em Участник 1 604 публикации Жалоба #10 Опубликовано: 17 сен 2014, 14:14:29 Ничего себе. Авиа, и есть довольно неплохие орудия ГК. Интерессссно.... Почитал все) было познавательно:) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
224 [TWOW] MMS2000 Старший альфа-тестер 1 027 публикаций 2 558 боёв Жалоба #11 Опубликовано: 15 окт 2014, 13:26:26 В тексте опечатка (?) Не "Леке", а "Лекс", "Леди Лекс" (Lady Lex) А погибла она из-за ошибок при борьбе за живучесть - искра была далеко не случайной, а от дизель-генератора, оставленного работать неподалёку от текущих цистерн авиабензина. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
77 [ORDO] PLVS_VLTRA Старший альфа-тестер 246 публикаций 3 205 боёв Жалоба #12 Опубликовано: 17 окт 2014, 16:14:24 Ах, знаменитые "Lady Lex" и "Lady Sara". Жду не дождусь увидеть их воплощение в игре. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
17 Frandir Старший альфа-тестер 70 публикаций 34 боя Жалоба #13 Опубликовано: 17 окт 2014, 18:13:11 Ах, знаменитые "Lady Lex" и "Lady Sara". Жду не дождусь увидеть их воплощение в игре. Это да, скорей бы ЗБТ.... Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 anonym_1RhZuRcDs9O6 Участник 28 публикаций Жалоба #14 Опубликовано: 23 окт 2014, 10:44:43 В тексте опечатка (?) Не "Леке", а "Лекс", "Леди Лекс" (Lady Lex) А погибла она из-за ошибок при борьбе за живучесть - искра была далеко не случайной, а от дизель-генератора, оставленного работать неподалёку от текущих цистерн авиабензина. Макс, а не мог бы ссылкой на данную версию гибели поделится? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
224 [TWOW] MMS2000 Старший альфа-тестер 1 027 публикаций 2 558 боёв Жалоба #15 Опубликовано: 26 окт 2014, 20:35:41 Макс, а не мог бы ссылкой на данную версию гибели поделится? Володя, это, как бы, известно настоящим флотофилам (себя к ним не отношу ). Правда, на русском есть только упоминания об этом на разных форумах (Цусиме, Авиабазе, например), в книгах не встречал. На буржуинском - http://www.historynet.com/trial-by-fire-at-coral-sea.htm Then a deadly explosion wracked Lady Lex. Aviation gas vapors had found a sparking motor in the internal communications generator room. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 359 [LST-W] Darth_Vederkin Альфа-тестер 20 425 публикаций 874 боя Жалоба #16 Опубликовано: 26 окт 2014, 20:41:42 Володя, это, как бы, известно настоящим флотофилам (себя к ним не отношу ). Правда, на русском есть только упоминания об этом на разных форумах (Цусиме, Авиабазе, например), в книгах не встречал. На буржуинском - http://www.historynet.com/trial-by-fire-at-coral-sea.htm И всё-таки это случай: без электроснабжения за живучесть бороться затруднительно.Работающий ДГ, не более чем причина катастрофического возгорания. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
224 [TWOW] MMS2000 Старший альфа-тестер 1 027 публикаций 2 558 боёв Жалоба #17 Опубликовано: 26 окт 2014, 20:52:16 И всё-таки это случай: без электроснабжения за живучесть бороться затруднительно.Работающий ДГ, не более чем причина катастрофического возгорания. Не знаю - были ещё ДГ (по идее, должны были быть, на других кораблях они были более-менее равномерно распределены), но лезть с горящей спичкой в цистерну с бензином - не самый лучший способ борьбы за живучесть. Возможно, имела место ещё и ошибка проектирования - судя по схемам, там недалеко ещё и отсек с боеприпасами был. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 359 [LST-W] Darth_Vederkin Альфа-тестер 20 425 публикаций 874 боя Жалоба #18 Опубликовано: 26 окт 2014, 21:18:14 Возможно, имела место ещё и ошибка проектирования - судя по схемам, там недалеко ещё и отсек с боеприпасами был. Из официального отчёта U.S.S. LEXINGTON (CV2) LOSS IN ACTION All evidence indicates that the violent explosion which occurred at 1247 resulted from an accumulation of gasoline vapor in the I. C. Motor Generator Room, in the presence of operating electrical machinery which was capable of producing electric sparks. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
224 [TWOW] MMS2000 Старший альфа-тестер 1 027 публикаций 2 558 боёв Жалоба #19 Опубликовано: 26 окт 2014, 21:52:40 Из официального отчёта U.S.S. LEXINGTON (CV2) LOSS IN ACTION из отчёта совершенно непонятно - был ли тот отсек единственным с ДГ или нет там лишь написано, что взрыв паров бензина был из-за ДГ если единственный - "минус" конструкторам, которые сложили все яйца в одну корзину, если не единственный (что скорее всего) - "минус" КДЖ, который не выключил генераторы рядом с текущей бензоцистерной Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_ukjNh6Syt2EL Участник 14 публикаций Жалоба #20 Опубликовано: 31 окт 2014, 08:44:27 мне интересна эта тема но хотел бы еще подробностей Рассказать о публикации Ссылка на публикацию