Многие знают меня, как фаната советских эсминцев, при том довольно успешно играющего на них. О чем есть пара тем "Что могут советские эсминцы", где рассматривались все новинки после переделки советской ветки. 
Ссылки на эти темы  И часть вторая            Довольно часто возникали вопросы - КАК играть, чтобы получать такие же или близкие результаты, как превратить кажущиеся кактусы в имбы? 
     Изложу свое видение  (оно может не совпадать с вашим, но работает хорошо) тактики игры на советских эсминцах (СЭ в дальнейшем), рекомендации будут в основном для средних игроков. Опытные возможно тоже что-то почерпнут. Сразу предупреждаю, что я сторонник добывания побед через дамаг. Но не сторонник принесения победы в жертву дамагу. Как я играю на эсминцах в целом: Эсминцы    3466   65.75   1589   64494   1.54   0.75   49.02   3.02   6.51   2875
---------------Все бои соло.    Думаю, многие знают формулу Покрышкина – Высота, скорость, маневр, огонь. Для эсминцев СССР будет так – дальность, скорость, маневр, огонь.  Точнее стрелять, лучше вилять кормой.                                                Слагающие успеха.   Главное - Применять инструмент по назначению. Мы знаем, что основная цель игры – побеждать.         Это делается двумя разными способами – уничтожение противника минусует (плюсует нам) ему очки превосходства, захват точек дает превосходство в очках нам. Но обычно их сочетанием.         То есть в бою нам надо или сконцентрироваться на уничтожении противника (минус им, плюс нам), либо на захватах точек.  Еще момент – выживание. Если мы идем в порт – противнику капнут очки, у нашей команды очки отнимутся.          Теперь об «инструменте». Ключевое в том, чтобы вам «зашел» тот или иной корабль – анализ его характеристик и применение соответственно выводам. Не стоит пытаться приспособить корабль под вашу манеру игры, стоит понять корабль и переделать свою манеру игры под него. Тогда все получится. Это инструмент. Никто не забивает гвозди микроскопом, не пытается ломом вывернуть болт.  ---------------------------------------      Насколько советские эсминцы (СЭ) приспособлены брать точки? (Примем, что противник  опытный, а не впервые в игре)      Ни насколько. Разве что Огневой в инвиз-заточке способен на это. И то требуется прикрытие. Если же мы на негодном для такой работы корабле идем брать точку, то… Возможно (!) мы возьмем ее. Если повезет. Но чаще всего против нормального противника это заканчивается либо дорогой в порт (плюс  очки противнику, минус  нам), либо нас калечат так, что это взятие точки может быть последним нашим полезным действием. А нам еще с крейсерами, линкорами воевать…  Бой длинный.       Да и в дальнейшем  точку противник легко может отнять…  Таким образом явной и самой частой ошибкой для среднего игрока на СЭ будет бежать брать точки, бороться за них в начале боя, дохнуть там.  Непрофильное это для советских эсминцев занятие.  Точки – скорее ловушка, капкан, в который попадают массы советских эсминцев.  Поэтому – забудьте о точках. Хотя бы в первую часть боя. 
--------------------------------------- Остается второй вариант – уничтожение противника. Максимальная эффективность в этом случае будет достигнута если игрок ведет непрерывный меткий огонь по противнику в течении всего боя.  Логично.
- Непрерывность огня. Стоит минимизировать моменты, когда вы «подкрадываетесь» к противнику, «зализываете» раны. В общем - не стреляете. Как этого добиться? У вас постоянно должна быть цель в радиусе действия вашего ГК. А лучше две. Чувствуете, что их быстро грохнут, а кроме них на фланге никого нет? Немедленно меняйте курс на другой фланг, попутно ведя огонь по этим. Когда они «закончатся», вы будете уже близко к следующему противнику, минимизировав простой.  Не стоит гоняться за одинокой жертвой, уводящей вас от основной массы противников. Возможно вы добьете его, но потом несколько минут уйдет на дорогу к следующей цели. Нужно планировать действия наперед. На больших картах с 3-4 точками во всю ширь стоит выбирать направление ближе к центру. Иначе в случае продавленного фланга вы потратите много времени на путь к новым целям.  -----------------------------------   - Собственная безопасность. Не забываем, что наш уход в порт минусует очки команде, плюсует противнику. Минус 45 очков вашей команде, плюс 30 – вражеской. Сразу 75 очков разницы образуется. То есть мы должны жить. Из порта не подамажить. Как этого добиться?
     Следить за противником, стараясь не вываливаться одному против четверых, держать максимальную дистанцию, на которой вы способны неплохо попадать.
     Как ее (безопасность) максимально обеспечить? На каком этапе мы теряем больше всего хп? Это случается в ближнем бою, в перестрелках с эсминцами противника, с крейсерами. Поэтому – забить на эсминцев. Попались – можно пострелять, слабый в ГК японец – можно даже попробовать догнать, убить.  Если вы мастер стрельбы и уворота – то можно и с эсминцами побиться, но… Неизвестно кто там на вражеском эсминце, и в ближнем бою вы может и одолеете его, но и нехило просесть по хп можно. Что доставит вам проблем в дальнейшем.  Следует немедленно разрывать дистанцию. Бой не 5 минут идет.
      Таким образом лучшее средство – ДИСТАНЦИЯ. Чем опаснее противник – тем больше дистанцию стоит держать. Большинство быстрых сливов - результат чрезмерного сближения с противником. 
      Часты ситуации, когда нас фокусит несколько кораблей. Мы же можем следить обычно за одним. Очень полезная штука – арт-тревога. Позволяет, не отвлекаясь, не проспать опасный залп издалека. Никакой опытный игрок не способен уследить за всеми залпами в свой адрес.
        Как еще обеспечить безопасность? Не стоит работать в одиночку (разве что вы редкий нагибатор), противник должен иметь альтернативную цель, по которой станет лупить вместо вас. Модернизации стоит выбрать на ускоренную перекладку рулей. Если есть уникальная модернизация на увеличение времени форсажа – ставьте ее.
Перк на увеличение хп – обязателен. Он позволит вам выжить там, где без него вас добили бы. А из порта не подамажить. В дуэлях с эсминцами он позволит вам чувствовать себя более уверенно.
       У противника авиация? Неплохо бы держаться рядом с ПВО-кораблем. Но по большей части здесь не угадаешь, и с авиаций приходится полагаться целиком на судьбу.
       Дымы. Порой полезная вещь, порой очень вредная. Значительная часть глупых сливов – результат ловли торпед в дымах.  Без сильной нужды избегайте стояния в дымах. Да, там тепло и сухо, но… Разве что вы точно знаете, что противник не имеет возможности их проспамить. Если есть противник с длинными торпами на вашем фланге, то он при первом же случае постарается накидать угрей вам в  дымы. Что делать? Торпеды идут к цели определенное время. Никогда не ждите окончания дымов. Отстояли две трети времени – стартуйте, сейчас туда приплывут рыбки. Лучше недосидеть в дымах, чем пересидеть.  ----------------------------------------       - Точность огня. Обеспечивается выбором цели и дистанцией.  Линкор – наиболее удобная мишень на больших дистанциях. В него можно попадать и довольно много. Поджигать, снова поджигать, заставлять его отступать в попытке отхилиться, заставлять его переносить огонь на вас.  На советских лидерах можно подобно бульдогу вцепиться в линкор и не отпускать, пока он не сгорит, или вся вражеская команда не начнет вас фокусом вытеснять назад, спасая союзника.
      Спросите – а почему линкор? Почему не крейсер, эсминец? Не только по причине, что проще попасть. Жесткий фокус по линкорам порой способен заставить отступить целый фланг  в попытке спастись от пожаров.  Точки обычно берут при хорошей поддержке линкоров, продавливающих направление. Если линкор вынужден отступать, то продавливать будем уже мы. Еще плюсы - перенос огня на вас спасает ваших союзников. Убитый вами линкор – это спасенный союзный крейсер. А спасенный союзный крейсер, не имеющий перед собой жирной мишени в виде линкора, поневоле начинает заниматься профильным делом – борьбой с  эсминцами. Союзные линкоры, лишенные привычной мишени – вражеских броневанн, начинают усерднее бороться с крейсерами противника.             Линкоры на фланге кончились. Как правило у нас на этот момент бывает немало хп. Если мы бережем себя.  Мы же не разменивались в ближнем бою с вражескими миноносцами. Не разменивались в рисковых перестрелках с крейсерами. Зато почти все корабли противника на этот момент уже изрядно похудевшие.  И тут настает время добивать все, что еще плавает. Сокращаем дистанцию ведения боя  и убиваем всех. Любой эсминец противника для нас становится кормом. Крейсера не столь опасны. При определенном умении мы их тоже добираем без большой просадки по хп.
             И только тогда, после зачистки фланга от кораблей противника, можно брать пустые точки.
Отмечу, что само собой, далеко не ВСЕ бои идут именно так.  Это некий шаблон для сферического боя в вакууме, от которого стоит отталкиваться средним игрокам.  С ростом скилла надобность в шаблонах отпадает. Опытные игроки уже действуют по обстоятельствам. 
            Крейсера могут становится первоочередной целью если у вас инерционный взрыватель, а линкор от 8 лвл и выше. Тогда пилим того, кого быстрее можно отправить в порт. Само собой если близко от вас возникает опасная угроза, то весь фокус с линкоров смещается на этот корабль. При значительном превосходстве противника лучше отступить, перейдя на иной фланг.
            Еще момент когда первоочередной целью могут  становятся крейсера – если у вас низкая скорострельность, мало стволов. Это на Киеве/Хабаровске можно заставить полыхать целый фланг.  --------------------------- - Максимизация урона.  Урон мы наносим несколькими способами. Фугасы, пожары, торпеды, бронебойные снаряды. Для максимального эффекта необходимо правильно выбирать цель и боеприпас.
Основной упор на СЭ идет в пожары. Идеальный вариант реализации – два-три линкора, идущие на вас. Работаем на отходе. Огонь по ближайшему. Надстройки. Вешаем пожар. Если в носовой-кормовой части – продолжаем стрелять, пока не повесим в центр. В оконечности мы часто попадаем случайно, большая часть снарядов все же ложиться в центральную часть. Загорелся центр?  Сразу переключаемся на другой линкор. Ведь вероятность того, что мы повесим еще пожар уменьшается, тем более если линкор прокачан в живучесть (макс. 3 точки пожара).  А прямой урон фугасами по линкорам проходит слабо.  Ведя огонь по второй цели краем глаза поглядываем на счетчик урона – перестало капать, значит первая цель использовала ремку. Снова переносим огонь.  Пожар? Опять перенос  огня.  Иногда получается жарить  три цели одновременно.  Могут отхилиться? Могут. А могут и не успеть. И ваши союзники доберут недостающее. И чтобы отхилиться надо уходить, отступать, иначе дожгут. Значит поле боя (точки) за нами. В любом случае кто-то должен их убивать. Не вы, так другие, если вы сможете сделать это эффективнее – то надо это делать.
       Бронебойные. Положим линкор один, он горит, он начинает разворот назад. Он хочет выжить. Он ставит борт. Шанса на еще пожар почти нет.  Перезаряжаемся на бронебойные, целим в казематы.  Урон летит. Бронебойные великолепно заходят на близких дистанциях в цитадели крейсеров, но это дело случая подловить противника близко и бортом. Основа – фугасы и дистанция. Лишь опытному игроку посоветую сокращать дистанцию, в попытке реализовать бронебойные в цитадель крейсеров противника. Средний, слабый игрок имеет больше шансов слиться, нежели забрать противника.  
           Торпеды. На советских эсминцах это чисто вспомогательное оружие. Порой даже вредное. Почему? Многие считают, что раз мы эсминцы, надо идти в торпедную атаку, реализовывать их. Чем это кончается? Путевкой в порт.  Мы сокращаем дистанцию, по нам проще попасть, иногда и залпом схлопнуть могут.  Сам на почти фуловом Огневом  как-то ушел в порт словив ваншот бронебойными от Изюма. То есть торпедная атака в пикировании сродни казино. Добывая победу нужно действовать более надежно. Посему – забудьте о торпедах. Они вторичны. На топовых эсминцах с длинными торпами уже появляется возможность относительно безопасно их применять,  но опять-таки – ГК – наше все! ------------------------------------------
       Вечная проблема – брать ли перк Инерционный взрыватель на советских эсминцах?
Рассмотрим подробнее. Есть 2 способа нанесения урона фугасами – через прямой урон, через пожары. Выбор одного направления ухудшает ситуацию на другом. Выбор и ИВ и Взрывотехника отнимает много очков, которые пригодились бы для более важных умений. Скажем живучесть, скорострельность.
       Итак, за счет чего профит в пожарах? Ну повесили мы пожар. Противник жмакает ремку. Все. Урон не идет. У меня было такое – 7 пожаров, а урона с них меньше 1к.  Чтобы урон был необходимо быстро (до отката ремки) повесить еще один пожар. Желательно на цель с долгим кд ремки и большим запасом хп, дабы таяло большими порциями.  То есть линкор. Тогда профит будет. Что нужно для того, чтобы быстро повесить пожар? Скорострельность, хороший шанс пожара. Много стволов ГК, не менее 10 выстрелов в минуту? Упор на взрывотехника. 
       Когда имеет резон брать ИВ? Калибр у нас почти на всех уровнях 130-мм. 25-мм броня, недоступная нашим фугасам без ИВ, встречается на линкорах 6-7 лвл, частично крейсерах 7 лвл, все хай-лвл крейсера.  Линкоры с 8 лвл уже бронированы так, что ИВ не помогает.  Исходя из того, что основная цель – линкоры, получается так:
         8-10-е уровни – ИВ полезны только в дуэлях с крейсерами. С другой стороны – у вас отличная скорострельность, по 6-8 стволов. Взрывотехник позволит не менее быстро сжечь эти крейсера, чем ковырять их с ИВ. А вот против 8-10-х линкоров начинаются проблемы – мы их с ИВ не пробиваем, а пожары заходят тяжело. И тот самый второй пожар после ремки (который дамажит) может и не получится повесить…  К тому же психологически пожары на противника действуют сильнее, чем просто тающее понемногу хп, заставляют отступать назад.
          5-7-е уровни. Вот здесь определенный толк от ИВ есть. Пятерки редко играют в топе, чаще на дне списка.  Так что все эти эсминцы постоянно встречаются с 6-7ур линкорами, 7-9ур крейсерами. Это первое. Второе. Скорострельность Подвойского слабая, у Гневного лучше, но 4 ствола всего, Минск – переходной вариант к топам. Его в принципе одинаково эффективно можно и в пожары упороть. Итого – общая скорострельность слабая, шанс повесить быстро второй пожар куда ниже, чем у скорострельных Киева, Хабаровска, Удалого. Получается, выхлоп с пожаров будет теоретически меньше. Хоть у мишеней и стойкость к пожарам чуть ниже.  Тут эффективнее заносить урон каждым залпом, без рикошетов, непробитий.
            Еще тонкость – имея ИВ приходится концентрировать огонь именно на тех целях, пробить которые мы точно можем. А не поливать всех подряд.  Надо изучать схемы бронирования у потенциальных целей. Знать кого надо, а кого не надо фокусить. Уметь попадать не только в центр, в надстройки, а еще целенаправленно бить по оконечностям.  --------------------- НАЧАЛО БОЯ.
Что мы делаем в бою? Начало. Полный газ. Стандартный бой – идеально. Если режим превосходство, то смотрим, у какой точки имеются хорошие пространства для маневра, для отхода и где может быть вкусная жирная дичь. Полный вперед туда. Идем прямо на точку.  Но не с целью взять ее. Обычно противник засвечивает нас раньше (светимся мы далеко). Как только это произошло – отворачиваем в сторону-назад.  Единственная наша задача – чтобы засветился крупный корабль противника в пределах досягаемости нашего ГК. Немедленно начинаем молотить по нему с отходом. Если есть длинные торпы – можно проспамить точку.
           Эсминцы противника имеют силы поддержки, вот их-то  наша задача выбить в порт. Выдавливая непрерывным огнем (можно часто переносить огонь с одной цели на другую) силы поддержки противника мы тем самым позволяем союзным тяжелым кораблям начать давить. При этом действовать стоит очень осторожно, нужно держать в уме вражеские эсминцы. При их засвете (обычно небольшие дистанции) можно дать несколько залпов по ним, с цель выдавить, заставить отступить. Попадать по ним сложнее, поэтому не упарываемся в эсминцы. Снова перебрасываем огонь на крупные цели.  
          То есть – главное вступить в бой не на короткой дистанции, а там по ситуации. Часто союзные тяжелые силы жалуются, что вперед продвигаться им мешают торпедные супы.  И почему мол вы, советские эсмы, их не убьете побыстрее? Как с этим бороться? Проблема в том, что эти инвизеры в одиночку можно найти, догнать, перестрелять. Но у них чаще всего есть силы прикрытия, которые по их засвету начинают фокусить вас. И проблема решается только после уничтожения сил прикрытия. Если они не уничтожены – значит ваши линкоры/крейсера не смогли в стрельбу. Тут ничего не поделаешь, не повезло с союзниками)          По большому счету для уничтожения противника нам как раз выгоднее не наступать, а отступать. Противник имеет разную скорость, бывает растягивается, самых «смелых» быстро выпиливают, а потом «кончаются» и другие. Возвращаемся, перезахватываем точку. Главное убивать противника быстрее, чем ему капают очки с этих точек).   Тонкости, позволяющие выживать, побеждать в дуэлях с эсминцами. 
      НИКОГДА не пытайтесь задействовать сначала торпеды, а потом ГК. Огромная масса дуэлей выиграна мной с минимальными потерями по одной причине - противник пытался забрать меня торпедами. На это уходит время. За эти секунды можно сломать ему пол-лица. Шанс попадания - минимальный. Шанс уйти в порт самому, потому что тебя перестреляли с ГК - почти гарантированный. Только АРТИЛЛЕРИЯ!!!  Единственный случай для торпед - если вы сами шотный и не переживете дуэль гарантированно.        Подобную же ошибку допускают многие торпедные крейсера, они ставят борт, пытаясь реализовать торпеды. Перезаряжаем на бронебойные - противник уходит в порт. Рекорд у меня - 25 цитаделей за бой, выбитых у крейсеров на Киеве.    -------------------------------------------          Модернизации.
На всех СЭ следует делать упор на маневренность, скорость.
1 слот – ГК. Это у всех.
2 слот – на Гневном, Подвойском, Минске – точно поворот орудий. На прочих по усмотрению. Не беру модернизацию на точность. В рандоме, в маневренном бою,  это плацебо. На некоторых небесполезно увеличить  дальность ПВО.
Последний слот как правило на рули. На разгон нигде не ставил. Ибо не люблю стоять в дымах, а быстро стартовать оттуда стоит, если уже видишь торпеды близко. Доводить до этого нежелательно.  Это уже говорит о том, что вы перестояли в дымах. -----------------------------------------              Перки.
Ключевой перк для всех СЭ – УОП. Это то, к чему надо стремиться первым делом. Позволяет играть от дистанции. 
Обязательные – арт-тревога, ИПС, БОП, УОП.
Почему БОП? Это плюс 10% к скорострельности, к дамагу. К примеру было у вас 30к среднего, с БОП будет 33к. Условно. 
Инвиз – только Огневому.
Инерционный – Подвойский, Гневный, возможно Минск.
Перк на ХП – всем.
Взрывотехник – всем, кроме Огневого. У него вероятно приоритетнее КД торпед. Либо все таки брать Взрывотехника, пожертвовав хп. Тогда чисто косплеим японские эсминцы. Бережем свою шкуру. 
Отчаянный – всем.  В среднем в течении боя этот перк может апнуть скорострельность процентов на 10, что опять таки положительно скажется на нанесенном уроне. --------------------------   Рекомендации в основном для средних игроков. Новичкам – точить клешни и жить.  Опытные и так все знают. Не гарантирую, что следование описанной мною тактике боя непременно приведет вас к успеху. Решающее значение имеют все же прямые руки. Знание тактики – одно, умение реализовать – другое.