Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
ilia3075

Малый ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239 "Сивуч"

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

890
[FJORD]
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер
1 481 публикация
24 038 боёв

 

ЧТО ТОРМОЗИТ «ЛЕТАЮЩИЕ КОРАБЛИ». Как ни странно, ответ, не изменившийся за последние полстолетия, сводится к двум словам: «энергетика» и «экономика». При движении на расчетном режиме любой «ПК, АВП, экраноплан при той же массе требует большей мощности двигателей, чем водоизмещающее судно, большего расхода топлива. Главным образом потому, что их нужно не только двигать вперед, но и поднимать над водой. То есть нужны мощные и легкие — а значит, дорогие, малоресурсные, сложные в производстве и эксплуатации двигатели. Практически — авиационные, но судно ведь не самолет, здесь совершенно другие условия. Достаточно сказать, что авиация практически не сталкивается с проблемой попадания в моторы соленои воды. А ресурс авиадвигателей? Он, зачастую, меньше продолжительности одного выхода корабля в море! Далее, раз мощность расходуется и на поднятие аппарата в воздух, минимальной должна быть масса конструкции. Зато прочность ее, по меньшей мере, не может уступать обычной, ибо нагрузки на корпус растут. Значит, нужны цветные металлы, либо композиты. Нельзя сказать, чтобы проблема использования последних совсем не была решена в нашем флоте, вспомним хотя бы стеклопластиковые тральщики — однако она не решена применительно к АВП(см. «ТМ», №4 за 1998г.). Что же до цветных металлов... Они, во-первых, значительно усложняют и удорожают производство. Во-вторых, прекрасно горят на воздухе («ТМ», № 2 за 1998 г.). В третьих, корродируют в морской воде, что требует особых условий эксплуатации, тоже недешевых. В результате, на основании уже 40-летнего опыта строительства и применения кораблей с динамическими принципами поддержания можно сделать следующий вывод: «прижились» они и будут использоваться только там, где все эти недостатки перекрываются существенными преимуществами. Напомним их. Для аппаратов на воздушной подушке это скорость, амфибийность и отсутствие подводной части (для скеговой схемы, о которой чуть ниже, — минимальная осадка). Для судов на подводных крыльях — скорость и, как оказалось, мореходность, присущая «обычным» кораблям значительно большего водоизмещения. Наконец, для экранопланов — опять же скорость, амфибийность, отсутствие контакта корпуса с поверхностью. Тут сразу вспоминаются десантно-высадочные средства, и не случайно все описанные в нашей «Исторической серии» 1998 г. отечественные амфибийные АВП и один из двух серийных экранопланов — именно десантные машины. Их логичная (но, к сожалению, из-за плачевного состояния экономики мало осуществимая) перспектива — развитие аппаратов класса «Зубр» для внутренних морей, а также высадочных средств для больших десантных кораблей (например, «Мурена» тоже сперва задумывалась под новый БДК, но его даже не начали строить...). Впрочем, это далеко не единственная область применения кораблей с динамическими принципами поддержания. «МОСКИТНЫЙ» ФЛОТ. Если история военно-морского флота насчитывает тысячелетия, то «москитного» — всего около полутора веков. Только во второй половине XIX в. развитие техники позволило размещать на небольших кораблях ОЧЕНЬ мощные орудия, сначала — артиллерийские, потом шестовые мины, следом — торпеды, и уже в середине нашего столетия — управляемые ракеты. В результате легкий катер стал смертельно опасен несоизмеримо более тяжелым и дорогим боевым кораблям. Однако... Однако бронирование боевых катеров, в силу их размеров, невозможно и, значит, единственным спасением от огня противника для них становится скорость. При этом сделать малый водоизмещающий корабль скоростным значительно сложнее, чем большой: у последнего заведомо больше отношение длины к ширине, а следовательно, — меньше волновое сопротивление! Неудивительно, что первыми на подводные крылья и воздушную подушку пытались поставить торпедные, потом — ракетные катера. Чистые торпедоносцы ко времени появления работоспособных АВП и КПК утратили свое боевое значение: никакая скорость не давала шансов приблизиться к крупному надводному кораблю на дистанцию торпедного залпа. Да и вообще, сегодня торпеды — оружие подводных лодок и борьбы с таковыми, но к противолодочникам мы еще вернемся. Что же до ракетоносцев, то у них выявилась неприятная тенденция: неуклонный рост массы и габаритов как самих ракет, так и, в особенности, систем их наведения. Применительно к ракетным катерам подводные крылья, в конце концов, отпали: для них требуются примерно в полтора раза более мощные двигатели, они не любят мелководья. Отпали и амфибийные «подушки» — приходится учитывать воздействие факелов двигателей ракет на конструкцию и материал гибкого ограждения. И потому внимание военных сосредоточилось на ракетоносных экранопланах («ТМ», № 10 за 1998 г.) и АВП скеговой схемы. ХОЗЯИН ЗАКРЫТЫХ ТЕАТРОВ. Считается, что к скеговым аппаратам конструкторская мысль пришла «сверху»: если «подушка» ходит только по воде, можно опустить в воду жесткие борта (скеги), ликвидирующие зазор между корпусом и подстилающей поверхностью, — мечта разработчиков, это минимизирует потери воздуха! Но ведь можно считать скеговую схему и пределом развития судов с воздушной каверной, катамаранов — такие ассоциации возникают, если взглянуть на «малый ракетный корабль» (МРК) проекта 1239 внимательнее. http://tmarh.bizland...TTP/ttp001.html

 

В 1974 году в ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на разработку принципиально нового малого ракетного корабля с динамическим принципом поддержания – корабля на воздушной подушке скегового типа проекта 1239 (шифр «Сивуч»). Главным конструктором был назначен Л.В. Ельский, главным наблюдающим от ВМФ вначале был капитан 1 ранга В.А.Литвиненко, а затем капитан 2 ранга Ю.Н. Богомолов.

 

5_8.jpg

 

Ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239 создавался как развитие уже имеющихся в ВМФ СССР малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли с такими размерениями и классической конструкцией корпуса ограничены в размещении оружия. Поэтому пр.1239 был выполнен в виде катамарана с большой палубой, что позволило решить проблему стесненности, и обеспечить полноценное размещение мощного вооружения, а экипаж – более комфортными условиями обитания. К тому же корабль такой конструкции должен был обладать высокой мореходностью. При создании «Сивуча» широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и советской судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве серийных десантных КВП пр.1232 («Джейран»), пр.12322 («Зубр») и др

Project1239-drawing-2010-680x510.png.

Корпус нового ракетного корабля был выполнен из алюминиевого сплава. Конструкция представляла собой два узких корпуса, перекрытых платформой размерами 64 х 18 метров, между которыми нагнетается воздух, а впереди находится специальный эластичный экран. Таким образом корабль пр.1239 использует гидродинамическую платформу в виде катамарана с аэростатической воздушной разгрузкой (другое название такой конструкции – корабль с воздушной каверной).

 

62d5f59be0dffd18ee8e370cd64e9790.jpeg

Главная энергетическая установка выполнена комбинированной: 2 дизеля М-504 мощностью 3.300 л.с. каждый предназначены для создания воздушной подушки, еще 2 дизеля М-511А по 10.000 л.с. используются для движения в водоизмещающем режиме и 2 газовых турбины по 20.000 л.с. предназначены для полного хода. Движение обеспечивается тандемными гребными винтами, размещаемыми на двух опускаемых колонках и двумя гребными винтами на валах в кормовой части корпуса.

 

63181449-680x451.jpg

 

Благодаря оригинальной конструкции корпуса в сочетании с движительным комплексом, МРК пр.1239 обладает уникальными кораблестроительными качествами. В первую очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической платформы и возможность использования двигательно-движительной установки в 36 вариантах. С одной стороны корабль пр.1239 – это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой – быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов. В обоих случаях дизель-газотурбинная энергетическая установка и комбинированная движительная система, а также трансформируемая система гибкого ограждения позволяют кораблю иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так и в аварийном состоянии.

 

moskit_05-680x510.jpg

 

Вооружение МРК пр.1239 включает комплекс ПКР «Москит» (две 4-контейнерные ПУ, расположенные побортно) с комплексом целеуказания «Дубрава», ЗРК самообороны «Оса-МА» (выдвижная ПУ установлена на корме), носовую 76,2-мм артустановку АК-176 и два шестиствольных 30-мм автомата АК-630 (в носу и в корме) с РЛС управления огнем «Вымпел». Для общего обнаружения на МРК используется РЛС «Позитив», установленная на мачте в радиопрозрачном обтекателе. Корабль также оборудован средствами связи, навигации, РЭБ и пусковыми установками комплексов выстреливаемых помех ПК-10 и ПК-16.

 

ak176_04.jpg

 

На испытаниях головной корабль пр.1239 достиг скорости свыше 50 узлов, что подтвердило проектные характеристики и заложенные в его конструкцию технические решения. Корабль выдерживал волнение 8 баллов, а при волнении моря до 5-6 баллов он мог использовать свое оружие. Фактически, этот МРК стал крупнейшим в своем подклассе в практике отечественного и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем.

 

sivuch-1-4fd8b.jpg

 

Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль пр.1239 может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации (так, за все прошедшие годы эксплуатации головного МРК «Бора» не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире). Более того, была проверена возможность движения с полностью выключенными движителями: при работе только двигателей-нагнетателей корабль был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.

 

imds2007.024-680x510.jpg

 

Хотя проект 1239 и был доведен до серийной постройки, для ВМФ он не стал тем, что было задумано изначально. Слишком дорогой ценой была достигнута скорость в 53 узла: если сравнивать с пр.1234, то получается, что при близком составе вооружения и несколько большем водоизмещении ГЭУ «Сивуча» превосходит «Овод» по мощности более чем в 2.2 раза. К тому же стоимость и сложность постройки МРК пр.1239 превосходит в разы его аналоги, состоявшие на вооружении ВМФ. Хотя с другой стороны, корабль несет ударное оружие в таком же составе, как и целый эсминец пр.956 водоизмещением около 8 тыс. тонн.

Программа строительства. Головной корабль пр.1239 был построен в 1987 году на судостроительном заводе в Зеленодольске и получил наименование «Бора». В 1989 г. он был принят в опытную эксплуатацию на Черном море. Уже после развала СССР в феврале 1993 года на том же заводе построен второй МРК этого проекта – «Самум», который ввиду сложности эксплуатации и массы доводок был официально принят на вооружение лишь к 2000 г. Этот корабль и стал последним в серии.

В настоящее время в составе ВМФ России (на ЧФ) находятся оба ракетных корабля проекта 1239: один для испытаний сначала был переведен на Балтику, затем возвращен в Севастополь, второй оставался на Черном море с самого принятия в строй. Оба регулярно выходят в море, принимают участие в маневрах и учебных стрельбах.

Несмотря на то, что поначалу пр.1239 проектировался как обычный МРК и обоим кораблям при постройке даже был присвоен тактический номер с этими литерами, впоследствии (ввиду явно больших размеров и водоизмещения для МРК) они былы отнесены к кораблям 2 ранга, в связи с чем специально под этот проект был создан новый класс РКВП (ракетный корабль на воздушной подушке 2 ранга). На западе МРК пр.1239 получили странное обозначение Dergach class.

 

1239_draw_02.gif

 

Размещение вооружения на ракетном корабле на ПВ проекта 1239

 

1 – 76,2-мм универсальная артустановка АК-176; 2 – 30-мм шестиствольные зенитные автоматы АК-630М; 3 – четырехконтейнерные пусковые установки ПКР «Москит»; 4 – обтекатель навигационной РЛС; 5 – обтекатель антенны РЛС целеуказания ПКРК «Дубрава»; 6 – носовая и кормовая визирная колонка «ВК» для ручного управления автоматами АК-630М; 7 – обтекатель антенны приема внешнего целеуказания ПКРК; 8 – стрельбовая РЛС МР-123 «Вымпел»; 9 – обтекатель антенны РЛС общего обнаружения «Позитив»; 10 – антенны комплекса РЭБ «Вымпел-Р2»; 11 – станция наведения ракет 4Р33 комплекса «Оса-МА»; 12 – ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-16; 13 – ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-10; 14 – выдвижная пусковая установка ЗРК «Оса-МА»

 

 

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

 

• «БОРА», до 18.03.1992 г. МРК-27 [з/н 208]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске; спущен на воду в 1987 г.; принят в опытную эксплуатацию 30.12.1989 г.; в 1990 г. переведен по внутренним водным путям на Черное море; в начале 1992 г. прошел ремонт в Керчи; 12.05.1997 официально введен в строй; с 1997 г. находится в составе 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

 

• «САМУМ», до 18.03.1992 г. МРК-17 [з/н 502]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске в сентябре 1991 г.; спущен на воду 12.10.1992 г.; принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 г.; переведен по внутренним водным путям на Черное море, в ноябре 1992 г. прибыл в Керчь; в марте 1993 г. прибыл в Севастополь; затем опять был отправлен на завод-строитель, и в октябре 1993 г. прибыл в Зеленодольск; в сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море; с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске; официально введен в строй 26.2.2000 г.; входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота; в 2002 году перебазирован с Балтики на ЧФ и вошел в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

 

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Водоизмещение, тонн

 

• стандартное - 850

 

• полное - 1.050

 

Основные размерения, м

 

• длина наибольшая (по КВЛ) - 63,9

 

• ширина наибольшая (по КВЛ) - 17,2

 

• осадка на ходу на воздушной подушке - >1

 

• осадка на ходу в водоизмещающем режиме - 3,3

 

 

 

Главная энергетическая установка: ДГТУ

 

• 2 газовых турбины М-10-1,

 

суммарная мощность, л.с. (кВт) - 36.000 (26.500)

 

• 2 дизеля М-511А для водоизм. режима,

 

суммарная мощность, л.с. (кВт) - 20.000 (14.700)

 

• 2 дизеля М-504 для нагнетателей,

 

суммарная мощность, л.с. (кВт) - 6.600 (4.850)

 

• газотурбогенераторы, мощность, кВт н/д

 

4 тандемных гребных винта в двух колонках; 2 гребных винта на валах

 

Скорость хода, уз:

 

• наибольшая - 53

 

• экономическая - 12

 

Дальность плавания, миль (при скорости, уз) 2500 (12)

 

800 (45)

 

Автономность, сут. 10

 

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 68 (9)

 

 

 

ВООРУЖЕНИЕ

 

Ударное ракетное:

 

• ПУ КТ-190 ПКРК «Москит» - 2 Х 4

 

ПКР 3М80 «Москит» (SS-N-22 «Sunburn») - 8

 

Зенитное ракетное:

 

• ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-МА» - 1 Х 2

 

ЗУР 9М33М (SA-N-4 «Gecko») - 20

 

Артиллерийское:

 

• 76,2-мм АУ АК-176 - 1 Х 1

 

• 30-мм ЗАК АК-630М - 2 Х 6

 

 

 

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

 

РЛС общего обнаружения 1 х «Позитив» (Cross Dome)

 

1 х «Дубрава» (Band Stand) также для ЦУ ПКРК

 

НРЛС 1 х н/д

 

средства РЭБ • «Вымпел-Р2» (2 Foot Ball A)

 

комплексы выстреливаемых помех 2 Х 16 ПУ ПК-16

 

4 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»

 

РЛС управления огнем 1 х «Дубрава» (Band Stand) для ПКРК «Москит»

 

2 Х (Light Bulb) прием ЦУ для ПКРК «Москит»

 

1 Х 4Р33 (Pop Group) для ЗРК «Оса-М»

 

1 Х МР-123 «Вымпел» (Bass Tilt) для АУ и ЗАК

 

средства связи • «Буран-7» комплекс

 

РЛС госопознавания • «Нихром» (Square Head; Salt Pot)

 

4_8-680x454.jpg

 

Возможная модернизация.

 

http://alternathisto...-sivuch-rossiya

 

Видео:

https://www.youtube.com/watch?v=_UsoD0jaYiQ&feature=player_detailpage

Изменено пользователем ilia3075

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
0
Участник
68 публикаций
999 боёв

читал ранее но всеж спасибо+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19
[BUSHI]
Старший альфа-тестер
441 публикация
13 252 боя

Интересно и оформлено здорово +,те кто минусуют,вы хоть пишите за что!Человек старался...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
117 публикаций
406 боёв

Интересно и оформлено здорово +,те кто минусуют,вы хоть пишите за что!Человек старался...

Оформление, как раз-таки и не здоровское. Слишком много текста и картинок не под спойлерами, что просто необходимо. Некоторые изображения, историю службы, вооружение, ТТХ - всё это можно было под спойлеры запихнуть) Не все сидят с ПК. :)

А всё остальное замечательно.

Изменено пользователем Wolfrime

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19
[BUSHI]
Старший альфа-тестер
441 публикация
13 252 боя

Оформление, как раз-таки и не здоровское. Слишком много текста и картинок не под спойлерами, что просто необходимо. Некоторые изображения, историю службы, вооружение, ТТХ - всё это можно было под спойлеры запихнуть) Не все сидят с ПК. :)

А всё остальное замечательно.

То есть минусы за это?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
117 публикаций
406 боёв

То есть минусы за это?

Мб и за это.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
144 публикации
14 боёв

Я уже где-то видел тему.Ну...все равно +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
645 публикаций
100 боёв

Ну, вот сейчас автор ошибся и больше не будет:)

а за информацию спасибо, с удовольствием прочел!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер, Коллекционер
2 448 публикаций
37 195 боёв

Возможная модернизация.

 

исправьте--------это не возможная модернизация, а возможная МОДИФИКАЦИЯ

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
117 публикаций
221 бой

Да оформление бы немного отредоктировать, а так интересненько. +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×