Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_WlF8P3d0Fvik

Крейсера проекта 1164, «Атлант».

В этой теме 10 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
134 публикации

Крейсера проекта 1164 шифр «Атлант» (код НАТО — англ. Slava class) — класс советских ракетных крейсеров, занимающий промежуточное положение между кораблями типа «Ушаков» (пр. 1144 «Орлан», ранее «Киров») и эсминцами типа «Современный» (проект 956). Ракетные крейсера типа «Атлант» с мощным ракетным вооружением класса «поверхность-поверхность» стали важной частью ВМФ России после раздела флота СССР.

Всего было построено 4 крейсера этого типа, а введено в строй — 3.

История разработки проекта

Основным назначением кораблей проектов 1134-А и 1134-Б, строительство которых было закончено в ВМФ СССР к концу 1970-х гг., было обеспечение ПВО и ПЛО соединений боевых кораблей, а также поиск, слежение и уничтожение подводных лодок в удаленных районах морей и океанов. Именно им ставилась задача слежения на боевой службе за развернутыми в Мировом океане ПЛАРБ вероятного противника. По этой причине их за рубежом всегда называли крейсерами.

Между тем, в этот период задача борьбы с корабельными ударными группировками противника перед нашим флотом оставалась. Её решение только одними ударными подводными лодками (ПЛАРК) было невыполнимым – для этого требовались оперативные группировки разнородных сил и средств. Требовалось также наращивание ударных возможностей таких группировок и повышение их боевой устойчивости от ответных ударов – это диктовалось как динамикой совершенствования оружия и техники, так и продолжавшимся серьёзным отставанием ВМФ СССР от ВМС НАТО в развитии корабельной авиации. В связи с этим Комиссия при СМ СССР по военно-промышленным вопросам приняла решение №87 (от 20 апреля 1972 г.) о начале разработки ТТЗ на новый корабль, а в середине 1970-х годов началось проектирование нового ракетного крейсера проекта 1164 под шифром «Атлант». Главным конструктором корабля был вначале А.К.Перьков, а затем – В.И.Мутихин; главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга А.Н.Блинов. Наряду со ставшей традиционной ударной задачей, на корабль возлагалось обеспечение зональной или коллективной противовоздушной обороны, поскольку боевое применение корабля предполагалось в составе оперативного соединения.

По кораблестроительной и энергетической части за основу проекта были взяты технические решения БПК пр.1134-Б с некоторой их переработкой. Так, главная газотурбинная установка на каждом валу должна была иметь по два форсажных двигателя и один маршевый. Тепло отработавших газов отбиралось теплоутилизационным контуром (ТУК), пар из которого подавался на вспомогательные паровые турбины, что повысило экономичность всей установки на 18-узловом ходу почти на 12%. Сложность газотурбинной установки на этом корабле, очевидно, достигла предела. Опасаясь за её надежность, главный наблюдающий возражал против ТУК-а, предлагая остановиться на схеме установки пр.1134-Б. Однако сторонники борьбы за экономичность установки «любой ценой» победили и в этот раз. По требованию главного наблюдающего для многих корпусных конструкций минимальная толщина стальных листов была принята в 8-мм, что было выше чем требовалось по расчету или нормам. Это было сделано с целью повысить долговечность корпуса корабля. Новое вооружение и новая энергетическая установка привели к увеличению полного водоизмещения почти на 28% по сравнению с пр.1134-Б.

Эскизный проект РКР пр.1164 был утверждён 13 апреля 1973 г., а технический проект был закончен к 21 августа 1974 года. Стоит отметить, что в эскизном проекте на носу крейсера должны были стоять две 100-мм артустановки АК-100 (по линейно-возвышенной схеме), но в техпроекте их заменили на одну двухорудийную 130-мм АК-130.

Главное оружие крейсера включало комплекс ударного (противокорабельного) ракетного оружия П-500 «Базальт» с системой управления «Аргон-1164». 16 ПКР (по западной классификации – SS-N-12 «Sandbox»), размещались в восьми спаренных ненаводящихся пусковых установках на верхней палубе справа и слева от главной надстройки (в связи с этим мостик корабля сильно приподнят для лучшего обзора). Размещение ПКР и система управления (антенный пост «Аргон» расположен на носовой стороне фок-мачты) позволяли вести залповую стрельбу всеми ракетами. Выдача целеуказания для стрельбы на столь значительную дистанцию (т.е. свыше 500 км) обеспечивалась аппаратурой приёма спутниковой информации «Корвет-5», а также аппаратурой приёма информации как от самолётов Ту-95РЦ, так и от собственного корабельного вертолёта разведки и целеуказания, для которого на корме был предусмотрен ангар, ВПП и другие необходимые средства и системы базирования.

Зенитные огневые средства корабля пр.1164 были представлены двумя разными ЗРК: коллективной (зональной) обороны – многоканальный комплекс «Форт» (дальность 5…75 км), и самообороны – «Оса-М» (до 10 км). Установки вертикального пуска 7-метровых зенитных ракет 5В55РМ комплекса «Форт», представляющие собой вертикальные барабаны вращающегося «револьверного» исполнения, были размещены под верхней палубой в кормовой части корабля. Каждый барабан на восемь ракет при стрельбе поворачивался вокруг вертикальной оси для подведения очередной запускаемой ЗУР под стрельбовый люк. На крейсере было установлено восемь таких ПУ – между дымовой трубой и ангаром. Для управления зенитными ракетами в полёте в состав комплекса входила стрельбовая многоканальная РЛС со сферической антенной типа «фазированная решетка», позволявшая отслеживать воздушные цели и наводить на них ракеты в пространственном секторе 90х90 градусов. Два ЗРК самообороны «Оса-М» установлены побортно: каждый комплекс имеет двухбалочную наводящуюся в обеих плоскостях пусковую установку, погреб на 20 ракет и собственную систему управления и обнаружения.

Зенитные огневые средства корабля дополняются универсальной (в том числе по морским и береговым целям) двухорудийной 130-мм автоматической артустановкой АК-130 с радиолокационной системой управления «Лев» (боезапас 600 выстр.) и тремя батареями 30-мм шестиствольных автоматов АК-630М с СУ «Вымпел» – по два автомата и одной СУ в каждой батарее (общий боекомплект 48000 патр.). Освещение общей воздушной обстановки, а также выдача целеуказания зенитному оружию возложено на радиолокационный комплекс «Флаг» с двумя РЛС: МР-700 «Фрегат-М» и МР-600 «Восход» связанные общей системой обработки информации «Пойма». Антенные посты этих станций размещены соответственно на фок и грот-мачтах. Имелись также две навигационные РЛС «Вайгач».

Несмотря на ударную «специализацию» крейсер располагает мощным противолодочным вооружением, необходимость которого достаточно спорна: два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата и гидроакустическиё комплекс «Платина» с бульбовой и буксируемой антеннами, а также две установки РБУ-6000, предназначенные, в основном, для защиты корабля от торпед.

На пр.1164 были размещены средства РТР и РЭБ «Гурзуф», станции помех «Старт», «Ограда» и «Кольцо», современные комплексы радиосвязи «Тайфун-2» и «Цунами-БМ» (космическая связь). Управляющая подсистемами БИУС «Лесоруб-1164», разработанная НПО «Марс», создавалась на новой элементной базе с повышенной автоматизацией и быстродействием.

Двухвальная газотурбинная энергетическая установка М-21, суммарной мощностью 110000 л.с., обеспечивает полную скорость хода корабля до 32,5 узлов, а максимальная дальность плавания экономическим ходом составляет более 8000 миль. Экипаж крейсера состоит из 66 офицеров, 64 мичманов и 355 матросов и старшин.

Испытания головного корабля пр.1164 в 1982 г., получившего название «Слава», подтвердили заложенные в нём потенциальные возможности и, в том числе, отличные ходовые и мореходные качества. Год спустя в боевой состав ВМС США вошел головной крейсер УРО «Тикондерога», который в значительной степени можно считать аналогом нашей «Славы».

Модификации

• 1164 – базовый проект ракетного крейсера (1982 г.)

• 11641 – усовершенствованный проект, начиная с пятого корпуса (не построен)

Начиная с третьего корпуса («Червона Украина») вместо РЛС «Фрегат-М» была установлена новая станция МР-750 «Фрегат-МА» с фазированной антенной решёткой, а также модернизированные средства РЭБ. После модернизаций в конце 1990-х гг. все три действующих крейсера пр.1164 были перевооружены крылатыми ракетами П-1000 «Вулкан» с дальностью до 1000 км, а также модернизированными ЗРК самообороны «Оса-МА2».

Четвёртый корпус (так и недостроенный «Адмирал флота Лобов») внешне отличался формой дымовой трубы, которая была сделана целой, а не разделённой пополам на две секции, как на предыдущих корпусах. Грузовой кран при этом был премещён к правому борту.

В новом проекте 11641, который предполагалось строить начиная с пятого корпуса, было решено отказаться от сложного теплоутилизационного контура. Длина крейсера увеличивалась на 6 м (192 м), полное водоизмещение возросло до 11530 т (стандартное – 9500 т), но измения были незначительные – прежде всего замена старых систем оружия на более новые или модернизированные: ПКРК «Базальт» заменялся на П-1000 «Вулкан», ЗРК «Оса-М» – на «Оса-МА», РЛК «Флаг» – на «Флаг-М», система «Корвет» – на «Коралл-БН-2», НРЛС «Вайгач» – на «Вайгач-У». Устанавливалась система РЭБ «Кантата» и дополнительные пусковые установки ПК-10 для выстреливаемых помех, из ГАС была изъята ненужная для корабля такого класса буксируемая антенна. Главным отличием в ГЭУ было отсутсвие ТУКа, который оказался технически сложным и непрактичным в эксплуатации, а мощность форсажных турбин доведена до 27500 л.с. На крейсере предполагалось также базирование нового вертолёта целеуказания Ка-252РЦ.

В итоге крейсер пр.11641 (получил символическое название «Россия») должен был быть заложен в конце 1980-х гг. Для него даже были изготовлены первые секции корпуса, но к тому времени по стране вовсю шагала «перестройка», началась «борьба с ракетными крейсерами», и вскоре корабль был снят со строительства вместе с шестым однотипным корпусом.

Программа строительства

Крейсеры пр.1164 строились на заводе им. 61 коммунара (ССЗ №445) в г. Николаеве с 1976 года. Головной корабль, получивший название «Слава», был заложен в 1976 году, спущен на воду в 1979 году и вошёл в состав ВМФ в 1982 г. Второй и третий корпуса вошли в строй соответственно в 1986 и 1989 годах. Четвёртый корпус – «Адмирал флота Лобов» – после распада СССР был передан в собственность Украины и при 75-процентной технической готовности снят со строительства. Ему было присвоено имя «Галитчина», затем «Украина». Планировавшиеся к постройке пятый и шестой корпуса пр.11641 не закладывались, хотя для них были изготовлены первые секции.

Размещение вооружения на ракетных крейсерах проекта 1164

 

  Показать содержимое

 

Представители

"Москва"

 

  Показать содержимое

"Варяг"

 

  Показать содержимое

«Маршал Устинов»

 

  Показать содержимое

"Украина"

 

  Показать содержимое

Источники

Изменено пользователем anonym_WlF8P3d0Fvik

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер, Коллекционер
2 448 публикаций
37 210 боёв

у вас варяг и москва это один и тот же корабль----варяг011

у москвы бортовой номер--121

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
134 публикации
  В 22.11.2012 в 14:22:11 пользователь kosakovitchilia сказал:

у вас варяг и москва это один и тот же корабль----варяг011

у москвы бортовой номер--121

Спасибо. Исправил. Просто запутался в этих ссылках.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
144 публикации
14 боёв
  В 22.11.2012 в 14:09:33 пользователь Vorrron1n сказал:

 

  Показать содержимое

 

Есть кнопка "Изменить" (рядом с кнопкой "Цитата",внизу)

P.S"Москву" я видел в плотную.В Севастополе

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
134 публикации
  В 23.11.2012 в 13:32:36 пользователь ggg11 сказал:

Есть кнопка "Изменить" (рядом с кнопкой "Цитата",внизу)

P.S"Москву" я видел в плотную.В Севастополе

Я знаю. Просто при добавленни ссылок на изображения выбрасывало ошибку формата. Вот и пришлось сделать в отдельном посте.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 277
[FOGFL]
Бета-тестер кланов, Участник, Бета-тестер, Коллекционер
5 277 публикаций
11 755 боёв
  В 22.11.2012 в 14:09:33 пользователь Vorrron1n сказал:

"Варяг"

thumb_c68af1fbd48c6d8934a52456461159f8.jpg

 

Я его каждый день вижу у причала, или когда он уходит в Аденский пролив или возвращается от туда.

К нам еще собираются в "золотой рог" "Мистраль" ставить, тока как он к нам залезет не понятно :Smile_sceptic:

 

Да здравствует славный город, Владелец востока, "Владивосток" :Smile_izmena:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
134 публикации
  В 28.11.2012 в 02:07:02 пользователь mindfunk сказал:

К нам еще собираются в "золотой рог" "Мистраль" ставить, тока как он к нам залезет не понятно :Smile_sceptic:

 

http://www.zrpress.ru/business/vladivostok_02.10.2012_56877_vertoletonosets-mistral-poluchil-imja-vladivostok.html

Это ты об этом?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×