Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Гость kindly

Книги с крейсера Магдебург

В этой теме 10 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Гость kindly
Гость
0 публикаций
FySjD5Ym1Zs.jpg


В ночь с 25 на 26 августа 1914 года в 500 метрах от берега острова Оденсхольм в густом тумане на 15-узловой скорости налетел на камни немецкий легкий крейсер Magdeburg. Несмотря на все усилия, самостоятельно и даже с помощью подошедшего миноносца сняться с камней не удалось. Подоспевшие к месту аварии русские крейсера превратили эвакуацию экипажа немецкого корабля в откровенное бегство, и множество ценных документов – секретных и не очень – попало к русским морякам. Были в их числе и парочка очень ценных. Каких?  

На крейсере Magdeburg было найдено одних только книг (уставов, наставлений, технических описаний, формуляров и т.п.) общим числом около 300. Однако самыми ценными в этой «библиотеке» оказались «Сигнальная книга» германского флота (Signalbuch Kaiserlishen Marine), а также чистовые и черновые журналы семафорных и радиотелеграфных переговоров (включая радиотелеграфный журнал военного времени), шифры мирного времени и секретные карты квадратов Балтийского моря (Quadratkarte). 
 

eOgvZljIiaA.jpg
Севший на камни Magdeburg. На заднем плане виден маяк острова Оденcхольм.


Истинной жемчужиной оказались два экземпляра «Сигнальной книги». Первый их них был найден лейтенантом М. В. Гамильтоном на палубе крейсера среди многочисленных узлов с вещами и различных предметов, оставленных экипажем при экстренной эвакуации. Русский офицер сумел незаметно для находившихся на крейсере германских моряков сбросить книгу гребцам шлюпки, ожидавшей его у борта.  

Вторую «Сигнальную книгу» обнаружили 29 августа при водолазном осмотре места аварии на теле одного из утонувших германских моряков. Этот экземпляр, имевший учетный № 151, после просушки был передан в Морской генеральный штаб, где с него были сделаны фотокопии, после чего он был отправлен в Лондон, в распоряжение английского Адмиралтейства.

 

toPJCybItbc.jpg
Обложка «Сигнальной книги» германского флота. Именно этот экземпляр был отправлен в Великобританию


Для сохранения тайны находки любое упоминание о найденных книгах было практически сразу изъято почти из всех документов штаба Балтийского флота. Правда, ее ценность чуть было не была сведена к нулю опрометчивым поступком начальника Службы связи Балтийского моря капитана 1 ранга А. И. Непенина, который поспешил сообщить о ней открытой радиограммой, передав ее в эфир дважды. На счастье русских моряков, она не была перехвачена немецкими радиотелеграфистами.  

О находке не распространялись вплоть до 1920-х годов. Первое публичное упоминание о ней, вероятно, было опубликовано в книге Г. К. Графа «На «Новике», изданной в Мюнхене на русском языке в 1922 году. Уже во второй половине 1920-х годов как у нас в стране, так и за рубежом появляются публикации, содержащие информацию о захвате на крейсере Magdeburg важных документов по радиосвязи. Самой известной из них, пожалуй, стали мемуары Черчилля, посвященные Первой мировой войне, изданные в Лондоне в 1923 году. Именно на них впоследствии ссылались многие исследователи, как на первое упоминание о «Сигнальной книге» с немецкого крейсера.  

Особую роль в становлении русской флотской радиоразведки сыграл 2-й флагманский минный офицер штаба Командующего флотом Балтийского моря старший лейтенант Иван Иванович Ренгартен. Он был признанным на флоте авторитетом в вопросах радио, одинаково хорошо разбиравшимся, как в технических, так и тактических аспектах применения средств радиосвязи. Накануне Первой мировой войны им проводились мероприятия по внедрению методов радиоразведки на кораблях флота. «Сигнальная книга» с крейсера Magdeburg была не первым документом по радиосвязи германского флота, попавшим в руки русских радиоразведчиков. Еще до начала войны по каналам тайной разведки в штаб Балтийского флота был передан германский сигнальный код для кораблей разведывательной службы. Ренгартен выполнил перевод этого документа, что позволило ему уже тогда составить определенные представления об особенностях организации радиосвязи и сигналопроизводства в германском флоте. 
 

M2k0o_vVECw.jpg
Лейтенант Иван Иванович Ренгартен


Знакомство с черновыми документами и рабочими тетрадями И. И. Ренгартена дает все основания утверждать, что уже в первых числах октября 1914 года в штабе Балтийского флота были найдены подходы к раскрытию действующих германских шифров, а во второй половине ноября полностью дешифрован общий шифр "гамма-альфа", введенный 7 октября 1914 года. Это позволило успешно расшифровать и начать читать значительную часть шифропереписки германского флота. Одновременно был раскрыт старый вариант этого шифра, действовавший до 7 октября 1914 года, благодаря чему были прочитаны также и многие ранее принятые радиограммы.  

Балтийские радиоразведчики также наладили и в течение всей войны поддерживали тесный и весьма плодотворный контакт со своими английскими коллегами, обмениваясь самой конфиденциальной информацией по вопросам радиоразведки и криптоанализа. Документы позволяют говорить о наличии подобных контактов и со специалистами французской дешифровальной службы. Но взаимодействие разведок союзников по Антанте это уже совсем другая история. 


Источники:        

iagentura.ru      
germannavalwarfare.info     
warspot.ru         
ru.wikipedia.org        
wiki.wargaming.net         
и др.          

Сергей Путилин  

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
13 082 публикации
16 минут назад, kindly сказал:

Первый их них был найден лейтенантом М. В. Гамильтоном на палубе крейсера среди многочисленных узлов с вещами и различных предметов, оставленных экипажем при экстренной эвакуации. Русский офицер...

Скорее Российский. На русского офицер с такой фамилией не тянет - явно выходец изо всяких Великобританий.

А вообще на дореволюционном Балтфлоте коллекция выходцев из Западной и не очень Европы была выдающаяся. Начиная с командующего - адмирал Эссен если не ошибаюсь имел шведские корни.

19 минут назад, kindly сказал:

старший лейтенант Иван Иванович Ренгартен.

И вот опять...:cap_yes:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
363 публикации
15 117 боёв

Всем привет! Спасибо за тему...:Smile_smile: А насчет иноземцев, то на Руси со времен Рюрика смотрели на годность, а не на фамилию... Но с приходом Романовых, это конечно усугубилось... :Smile_glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 292
[JOLLY]
Участник
11 315 публикаций
15 935 боёв

Спасиб Артем , занимательное чтиво + 

@kindly

Изменено пользователем Sagittaris

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
291
[CHSU]
Участник
692 публикации
7 506 боёв

Познавательно спасибо много чего интересного из истории флота можно узнать вот из за таких людей как kindly.Еще раз спасибо плюс за информацию.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
34 публикации
8 003 боя
4 часа назад, Ssupersvintuss сказал:

На русского офицер с такой фамилией не тянет - явно выходец изо всяких Великобританий.

Ага, родился 25 сентября 1890 г. в городе Твери. 

 

4 часа назад, Ssupersvintuss сказал:

на дореволюционном Балтфлоте коллекция выходцев из Западной и не очень Европы была выдающаяся. Начиная с командующего - адмирал Эссен если не ошибаюсь имел шведские корни.

Гораздо хуже: в XVI веке из Вестфалии в Курляндию переселились. Чистокровный тевтонец, кому только доверили с немцами воевать.

 

5 часов назад, Ssupersvintuss сказал:

И вот опять...

...Новгородская губерния.

А тогдашний морской министр Российской империи - так и вовсе Григорович.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
13 082 публикации
5 минут назад, konstantyn_lvk сказал:

родился 25 сентября 1890 г. в городе Твери. 

 

6 минут назад, konstantyn_lvk сказал:

...Новгородская губерния.

Ну дык при Петьке первом и далее понаехали©. Ясен-красен, что потомки уже, несколько обрусевшие.

А баронов курляндских на Балтике было вообще - хоть соли на зиму:fish_haloween:.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×