Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_HTsOh57h3olK

Видео экскурсия по затонувшей подлодке Щ-320

В этой теме 4 комментария

Рекомендуемые комментарии

Участник
4 публикации

Заканчивается очередной поисковый сезон Разведывательно-водолазная команда, и самое время поделиться некоторыми результатами обработки материалов из экспедиций.
В этом году мы начали широко применять технологию фотограмметрии - восстановление 3D-моделей объектов из видеосъемки. По ссылке ниже вы увидите модель найденной нами этой весной советской подлодки Щ-320, погибшей в 1942 году. Кормовая часть лодки с торчащей торпедой, мина рядом с корпусом подлодки, остатки рубки, повреждения в носовой части от взрыва немецкой мины - восстановлены из реальных съемок с точностью до мельчайших деталей.

http://uwex.org/wp-content/themes/diving/3dtours/320uwex/

Изменено пользователем anonym_HTsOh57h3olK
  • Плюс 12

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 323
[QUIK]
Участник
4 890 публикаций

Участники поисковой экспедиции "Поклон кораблям Великой победы" обнаружили в районе острова Большой Тютерс в Финском заливе две советские подводные лодки класса "Щука", погибшие в боях на Балтике во время Великой Отечественной войны.

"Подлодка Щ-406 обнаружена на глубине 60 метров, Щ-320 находится на глубине 46 метров. Обе лодки погибли при форсировании немецкого минного заграждения "Зееигель" ("Морской еж"), в 1942 и в 1943 годах.

Обе ПЛ подорвались на противолодочных якорных минах, зацепив их минрепы носовыми рулями и "положив" сами мины себе на палубу в носовой части. С обеих ПЛ подводники пытались выйти и на Щ-406 это удалось кому-то из личного состава ЦП - финны вечером 6 июня 1943 г. обнаружили тело в гидрокостюме и дыхательном аппарате на о. Ристисаари. На Щ-320 из одного из кормовых ТА почти полностью вышла торпеда, но застряла хвостовым оперением - вероятно не хватило запаса ВВД, в результате чего никому выйти не удалось.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 323
[QUIK]
Участник
4 890 публикаций

Наконец дошли руки до публикации отчетов по обнаруженным в ходе майской экспедиции лодкам.
Надеюсь это описание поставит окончательную точку в разных версиях и теориях по поводу гибели лодок.

 

Щ-320
Обнаружена ГБО 1 мая 2017 года в ходе экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы", примерно в километре севернее Большого Тютерса.
2 мая 2017 года было проведено погружение дайверов.

Условия погружения: глубина по грунту 48м, грунт - песок с камнями, температура воды +2 градуса, видимость 3-5 метров.

В результате обследования, по характерным элементам рубки и корпуса установлено, что на дне лежит остов советской подводной лодки типа «Щ», 10 серии, построенной на заводе 194, в Ленинграде.
Лодка лежит курсом 210, на ровном киле, практически не утонув в грунте, то есть осмотру доступен весь корпус.

Корпус лодки полностью цел, кроме места взрыва мины над левым носовым горизонтальным рулем: район взрыва около 2м в диаметре, полностью разрушены элементы легкого корпуса, прочный корпус имеет вмятину и трещину длиной более метра и шириной до 20см.
В районе кормового аварийного люка прогнила и провалилась часть легкой надстройки, вероятно в результате коррозии.

Защитные щитки ниш торпедных аппаратов на верхних носовых и кормовых аппаратах отсутствуют. Нижние носовые щитки закрыты. Из левого верхнего носового торпедного аппарата на пол метра торчит торпеда, смещенная вперед взрывной волной мины. Из правого кормового торпедного аппарата на 3/4 длины торчит торпеда, которую пытались вытолкнуть подводники.

Якорь находится на левом борту и убран в клюз.

Оба орудия лодки, 21-К, находятся в походном положении, стволы заткнуты дульными пробками, прицелы сняты. Площадка кормового орудия была круглой с леерным ограждением.

Стенки легкого ограждения рубки обвалились от коррозии и воздействия рыбацких тралов, остатки которых висят на рубке, опутывая ее со всех сторон. Обломки ограждения мостика лежат на верхней палубе между носовым орудием и рубкой, и частично на грунте справа от рубки.
На мостике виден нактоуз с закрытой защитной крышкой, колонка управления поворотом руля, репитер гирокомпаса, с закрытой защитной крышкой, машинный телеграф поверхностного хода, ручки которого стоят в положении "стоп".
Рубочный люк закрыт. Зенитный перископ лодки опущен вниз, командирский перископ выдвинут примерно на метра-полтора из перископной тумбы, и его линза повернута на левый борт. Сам перископ погнут, вероятно, рыбацким тралом.
На межперископной балке закреплен  репитер гирокомпаса, с закрытой защитной крышкой.

Винто-рулевая группа лодки полностью доступна для осмотра. Кормовые горизонтальные рули находятся в поднятом на 10-15 гр. положении. Руль направления повернут налево. Носовые горизонтальные рули в положении «ноль».

На лодке отсутствуют аварийные буи, их места закрыты листами железа. Оба аварийных люка закрыты.

Рядом с корпусом лодки, на грунте с левого борта напротив кормового аварийного люка лежит  якорь от немецкой мины UMA. Вероятно, это якорь той мины, которая взорвалась и привела к гибели лодки. С правого борта лодки, за носовым горизонтальным рулем лежит якорь от немецкой мины UMA. В 20м позади него, лежит неразорвавшаяся немецкая мина UMA, со смятыми свинцовыми взрывателями. Вероятно, эта та мина, которую лодка пыталась скинуть с себя.

Идентификация

На основе исторических изысканий достоверно известно, что в Финском заливе погибли и до сих пор не найдены две подводные лодки типа «Щ», серии 10. Щ-317 погибла в июле 1942 года, возвращаясь из похода. Щ-320 погибла в октябре 1942 при выходе на боевое задание. Обнаруженный в ходе экспедиции остов ориентирован носом на запад, то есть лодка выходила в боевой поход, а не возвращалась на базу. В торпедных аппаратах обнаруженного остова видны две торпеды, при этом достоверно известно, что Щ-317, на момент гибели торпед на борту не имела.

На основании этого, Разведывательно-водолазная команда считает, что 1 мая экспедицией обнаружена подводная лодка Щ-320, под командованием капитан 3 ранга Вишневского. Датой гибели лодки сейчас можно достоверно считать утро 2 октября 1942 года. Щ-320 подорвалась на мине немецкого минного поля "Зееигель", на заглубленной противолодочной мине UMA, зацепив левым носовым рулем минпер мины.

Выводы после осмотра лодки

 

Исходя из осмотра остова подводной лодки Щ-320 можно сделать следующие выводы:

-    Командир Щ-320, капитан 3 ранга Вишневский двигался точно по рекомендованному ей маршруту движения.
-    Форсируя минное поле «Зееигель», Щ-320 последовательно зацепила носовыми горизонтальными рулями минрепы двух немецких противолодочных мин. Судя по повернутому налево рулю направления, Щ-320 выполняла маневр уклонения от мины, подцепленной за минреп правым носовым рулем, при этом непроизвольно подтягивая к борту мину подцепленную левым носовым рулем. В итоге мина, подцепленная по правому борту, коснулась лодки, но дала осечку и не взорвалась. А мина, подцепленная по левому борту, подтянутая движением лодки, коснулась палубы и взорвалась.
-    После подрыва на мине часть экипажа осталась жива в кормовых отсеках. Подводники пытались покинуть погибшую лодку, вытолкнув торпеду из правого кормового торпедного аппарата. Но выйдя из аппарата на ¾ длины, торпеда, вероятно, застряла, или у подводников закончились запасы воздуха высокого давления. В результате все эвакуационные пути оказались закрыты и никто не смог покинуть лодку.

 

Источник Найдены Щ-320 и Щ-406

Изменено пользователем 99pups

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×