Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Ippolit_Holmov

Подводный крейсер «Сюркуф»/«Surcouf».

В этой теме 7 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
55 публикаций
174 боя

Здравствуйте представляю вашему вниманию статью о подводном крейсере «Сюркуф».

«Surcouf» на момент спуска и вплоть до появления японских субмарин серии «400» во время Второй мировой войны являлась крупнейшей подводной лодкой в мире.

2a4c5664417a.jpg

 

Фотографии

1682aa72499d.jpg

75cf0c9296a3.jpg

ca0d4bc6abe8.jpg

 

 

 

Общее развитие подводных крейсеров

Такие интересные проекты как "Сюркуф" были не только в уме французских конструкторов, их было достаточно много и в других странах.

         Проекты подводных крейсеров крупно­го водоизмещения, во­оруженных мощной артиллерией, многочисленными торпедными аппаратами, с большой ско­ростью и дальностью плава­ния, стали появ­ляться с начала XX века, но промышлен­ность того времени была не в состоянии реализовать их.

         Первыми в этой области после первой мировой войны стали Немцы. Для начала они переобо­рудовали в подводные крейсера семь транспортных подводных лодок типа «Дойчланд», получившие обозначение U-151 — U-157. Затем немцы принялись строить крупные «у-боты», но закончить удалось только три, а в Атлантику в конце 1918г. вышел лишь один.

         В Великобритании в 1925 г. вошла в строй крейсерская подводная лодка Х-1. Она вооружалась четырьмя 130-мм оруди­ями, предназначенными для борьбы с одиночными эсминцами и мобилизован­ными кораблями, составлявшими обыч­ный эскорт небольших конвоев.

         Соединенные Штаты Америки в 1926- 1929 гг. ввели в строй шесть крейсер­ских субмарин из них 3 типа «Барракуда», 1 типа «Аргонот», 2 типа «Нарвал», воо­руженных 127-мм или 152-мм орудиями.

Так же помимо орудий подводные крейсера отличались наличием гидросамолета. Американцы и Итальянцы не добились особых успехов в этой области и от дальнейших экспериментов по размеще­нию авиационного вооружения на субма­ринах отказались.

         Англичане продвинулись дальше: в 1927 г. они переоборудовали свой под­водный монитор М-2, заменив носовую башню с 305-мм орудием катапультой и водонепроницаемым ангаром, в кото­ром размещался гидросамолет «Пето». Взлет осуществлялся на полном ходу, а после приземления гидроплан подни­мался на борт краном.

         Наиболее заметных успехов в раз­витии подводных авианосцев достигли японцы. В отличие от европейских коллег, воен­ные моряки Страны Восходящего Сол­нца сочли подводный авианосец перс­пективной идеей, особенно для веде­ния дальней разведки и наблюдения за вражескими эскадрами. Накануне и во время Второй мировой войны Импера­торский флот получил более 40 авиане­сущих субмарин, активно использовав­шихся в ходе боевых действий. Послед­ние из них, типа I-400 водоизмещением 5000 т, несли уже бомбардировщики и предназначались для ударов по заоке­анскому противнику — США.

         Таким образом, можно констатировать, что в первое десятилетие после Первой мировой войны наблюдалась попытки увеличить боевые возможности подвод­ных сил с использованием нетрадицион­ных для них средств ведения войны — артиллерии крупного калибра и авиации.

86caf06c84e1.jpg

 

История создания

Начиная с 1916 г. французский воен­но-морской министр требовал от кораб­лестроителей учитывать в новых про­ектах опыт войны.

         Француз­ский Главный морской штаб счи­тал, что целесообразно построить эскад­ренную подводную лодку водоизмещени­ем 2000 т, вооруженную 160-мм орудия­ми и развивающую скорость 25 уз., кото­рая могла бы участвовать в сражении, находясь в кильватерной колонне глав­ных сил.

         Первая программа по «артиллерий­ской крейсерской подводной лодке» была принята Высшим советом флота на заседании 7 июля 1922 г.

         По указанию военно-морского минис­тра, три первых проекта «артиллерий­ской подводной лодки» были подготовле­ны осенью 1921 г. В каждом из них пре­дусматривалось использование водо­непроницаемых башенных установок, спроектированных в Техническом отде­ле под руководством генерала-инжене­ра корпуса морских инженеров Леона Рокебэ.

         Орудие устанавливалось в башенной установке, доступ в которую мог осу­ществляться в погруженном состоянии. Заряжание орудий — картузное (снаряд и 2-3 заряда), производилось только при фиксированном положении ствола. Боеприпасы хранились в погребах в трюме лодки (2 снарядных и 2 зарядных погреба), чет­верть боезапаса, предназначенная для пристрелки, помещалась в специальном промежуточном погребе.

 

         Назначение под­водного крейсера виделось следующим:

 - поддержание связи с отдаленны­ми колониями в тех случаях, когда она могла быть нарушена;

 - совместные с крейсерами действия по нарушению неприятельских комму­никаций:

 - эффективные действия в отдельных удаленных районах;

 - создание самим фактом своего при­сутствия неблагоприятной обстановки для эскорта конвоев с целью отвлечения на их прикрытие большого числа кораб­лей противника.

 

         Субмарина должна была сохранять достаточную остойчивость в момент погружения и всплытия при затоплении боевой рубки или орудийной башни, а по возможности — обеих. Нако­нец. высказывалось пожелание, чтобы при всем этом водоизмещение не пре­вышало 3000 т. В результате, как отме­чено в записке ГМШ от 25 апреля 1925 г.. пришлось смириться с отсутствием бро­невой защиты рубки и мостика, а также пойти на замену кормового поворот­ного торпедного аппарата неподвижно закрепленными в корпусе торпедными трубами. Зато длина самолетного анга­ра увеличилась на 2 метра.

         1 апреля 1925 г. Технический отдел выдал заключение о невозможности при­менения двух одно орудийных устано­вок ввиду весовых ограничений, необхо­димости освобождения кормовой части ограждения рубки для размещения анга­ра, а также сохранения свободной кор­мовой части палубы для операций с гид­росамолетом.

         Стоимость постройки такой субмарины, пер­воначально оценивавшаяся в 52,5 млн, франков, вскоре возросла до 61 млн., оставаясь почти втрое меньше стоимос­ти «вашингтонского» крейсера (157 млн. франков).

         14 мая 1926 г. Технический отдел напра­вил в Главный морской штаб тактико-тех­нические элементы последнего варианта проекта «Q.5».

         17 июля 1926 г Высший совет флота единодушно одоб­рил проект «Q.5», считая, что «он при­годен для взаимодействия с крейсера­ми. уничтожения вражеских рейдеров и может осуществлять эффективные опе­рации в отдаленных районах». В сентябре 1926 г. необходимые чер­тежи начали поступать на верфь в Шер­буре. Ответственным за постройку суб­марины был назначен главный инженер Гудо.

         В 1927 году Жорж Лейг принял решение назвать подвод­ный крейсер в честь знаменитого корса­ра Робера Сюркуфа (1773-1827). коман­довавшего французскими каперскими судами в Индийском океане во времена Наполеоновских войн. В свое время получил прозвище «Гроза морей», за то что был неуловимым пиратом для английского флота и смог увести около 15 кораблей Британии за 90 дней.

         Закладка была произведена в среду 3 октября 1927 г. на стапеле бассейна им. Наполеона III.Закладывают три подводных корабля. Однако достроить успевают только один из них, как вступает в силу Лондонский договор, согласно которому подводные корабли ограничивают в калибре – главное орудие не должно иметь калибр более 155 мм.

     Достроенная подводная лодка в договоре внесена в исключения, но строительство остальных было полностью остановлено.Именно данный подводный корабль получает имя легендарного француза – Сюркуф. Лондонский договор не зря внес подлодку «Сюркуф» в исключения – вооружение лодки составили два орудия 203х50 мм калибра. На то время торпеды – дорогое и новое оружие. Точность и поражающее расстояние торпед совсем небольшие с точки зрения использования торпед как основного оружия подводных лодок.

         Спущена на воду в 8 часов утра 18 ноября 1929 г.

         5 августа 1930 г. капитан 2 ранга де Бело принял командование субмариной.

c9e2e4afbb6b.jpg

 

Тактико-технические характеристики

- год спуска 1929;
- год выхода из флота 1942;
- официальная версия – затонула;
- тип подлодки - крейсерская дизельная подводная лодка;

- скоростные характеристики под водой 10 узлов;

- скоростные характеристики над водой 18 узлов;

- рабочая глубина до 80 метров;

- расчетная глубина погружения 178 метров;

- длительность плавания до 90 дней;

- запас хода надводный: 10 000 миль;

- запас хода подводный: 70 миль;

- команда корабля 8 офицеров, 110 матросов;

- надводное водоизмещение 2880 тонн;

- подводное водоизмещение 4318 тонн;

- с водой в балластных цистернах 5215 тонн;

- длинна наибольшая 110 метров;

- длинна по квл 109,75 метров;

- ширина 9 метров;

- высота от киля до мостика 15,44 метров;

- осадка 7,18 метров;

- 2 дизельных двигателя общей мощностью 15 000 л.с;

- 2 электро мотора общей мощностью 7 000 л.с;

- движители 2 винта;

- запас топлива до 284 тонн;

f4bf6fc632fe.jpg

 

Вооружение

- 2 орудия 203х50 мм.(8") в спаренной установке;

- боекомплект орудия 60 снарядов;

- скорострельность 3 выстрела в минуту, стрельба могла начаться через 2,5 минуты после всплытия;

- диапазон вертикальной наводки от 0 до 45 градусов;

- диапазон горизонтальной наводки 270 градусов;

- 8 торпедных аппаратов 551 мм. (21,7");

- модель 1924V;

- общий вес 1490 килограмм, из них вес заряда 310 килограмм;

- длинна 6,63 метров;

- дальность хода 3000 метров при 44 узлах, 7000 метров при 35 узлах;

- боезапас 14 торпед;

- 4 торпедных аппарата 400 мм. (15,75");

- модель 1926V;

- общий вес 654 килограмма, из них вес заряда 144 килограмма;

- длинна 5,07 метров;

- дальность хода 2000 метров при 43 узлах, 3000 метров при 35 узлах;

- боезапас 8 торпед;

- 2 артиллерийские пушки 37 мм;

- 4 13.2-мм. пулемета;

- 1 гидросамолёт

5d69d48c66d7.jpg

 

Бортовая авиация

 Caspar U-I

- с 1921 года;

- длинна 6,2 метров;

- размах крыльев 7,2 метров;

- высота 2,3 метра;

- мощность двигатель 60 л.с.

- скорость 140 км/ч;

- вес пустого 360 килограмм;

- дальность полета 280 километров;

- потолок 3000 метров;

- экипаж 2 человека;

 

Besson MB.35

- с 1926 года;

- длинна 7 метров;

- размах крыльев 9,8 метров;

- высота 2,6 метра;

- мощность двигатель 120 л.с.

- скорость 160 км/ч;

- вес пустого 540 килограмм;

- дальность полета 300 километров;

- потолок 4800 метров;

- экипаж 2 человека;

 

MB.41

- с 1932 года;

- длинна 8,25 метров;

- размах крыльев 12 метров;

- высота 2,85 метра;

- мощность двигатель 130 л.с.

- скорость 180 км/ч;

- вес пустого 690 килограмм;

- дальность полета 400 километров;

- потолок 5000 метров;

- экипаж 2 человека;

 

Besson MB.411

- с 1935 года;

- длинна 8,25 метров;

- размах крыльев 12 метров;

- высота 2,85 метра;

- мощность двигатель 175 л.с.

- скорость 185 км/ч;

- вес пустого 760 килограмм;

- дальность полета 346 километров;

- потолок 5000 метров;

- экипаж 2 человека;

114f0dd8b81f.jpg

 

История службы

Подлодка «Сюркуф» поступает на вооружение военного флота Франции в 1932 году. Но то, что оказалось хорошо на чертежах и при осмотре невооруженным взглядом, оказалось совсем не таким в использовании. При неполном всплытии стрелять оказалось практически невозможно, нарушалась герметизация орудийной башни. Ремонт гигантской субмарины оказался очень сложным, при строительстве подлодки использовали нестандартный подход к креплению деталей и блоков, многие соединения откручивались либо в обратную сторону, либо специальным ключом или вообще с применением нестандартного откручивания.

            Силовая установка оказалась недостаточно надежна. Уже 18 октября 1939 — всего после двух походов — подводный крейсер стал в капремонт. В 1940 г. «Сюркуф» во время ремонта в Бресте вышел в море, чтобы не быть захваченным немецкой бронетанковой колонной, приближавшейся к порту. В июне 1940 г. под одним дизелем лодка перешла в Плимут, где 3 июля была захвачена англичанами (в перестрелке погибли 4 человека). 15 сентября 1940 передана "Свободной Франции". 1 апреля 1941 года «Сюркуф» покинул порт чтобы присоединиться к конвою HX‑118. Но 10 апреля приказ был неожиданно изменен без каких‑либо объяснений.

            14 мая подлодке было приказано выйти в Атлантику и вести свободный поиск, пока позволит автономность, а затем направиться на Бермуды. Цель поиска – перехват вражеских плавучих баз снабжения.

            21 ноября командир сообщил из Нью‑Лондона, штат Коннектикут, что «Сюркуф» на маневрах столкнулся с американской подводной лодкой. Удар вызвал течи в третьей и четвертой носовых балластных цистернах, устранить которые без постановки в сухой док невозможно. «Сюркуф» вышел из Нью‑Лондона без исправления этих повреждений.

            20 декабря «Сюркуф», вместе с тремя французскими корветами  обеспечил присоедине­ние (в основном, самим фактом своего присутствия) к "Свобод­ной Франции" о-вов Сен-Пьер и Микелон. Предполагавшееся пе­реоборудование в транспортную подводную лодку (в частности, для снабжения Мальты) не состоялось, в основном по политическим причинам.

            В 1942 г. французские пулеметы заменили английскими 12,7-мм.

            В начале 1942 года «Сюркуф» получает приказ направиться в Тихий океан для срочного пополнения сил «Свободной Франции». Мощная подлодка была там необходима после разгрома японцами американского флота в Перл‑Харборе. Но на пути из Галифакса в Сен‑Пьер «Сюркуф» попал в шторм, ударами волн повредило рубку, орудийную башню заклинило. Лодка теряла мореходность в сильную волну, у нее были повреждены люки, палубные надстройки и торпедные аппараты.

            12 февраля «Сюркуф» покинул Бермуды и направился через кишевшее немецкими подводными лодками Карибское море. Он был способен идти лишь в надводном положении – командир Блезон не стал бы рисковать уйти под воду с неисправным двигателем. Помимо вычисленных координат предполагаемого местонахождения «Сюркуфа», больше сведений о нем нет.

             19 февраля советник британского консульства на Колона‑порт (при входе в Панамский канал со стороны Карибского моря) направил через Бермуды в Адмиралтейство телеграмму с грифом «Совершенно секретно»: «Французский подводный крейсер „Сюркуф“ не прибыл, повторяю, не прибыл». Далее в телеграмме говорилось: «Военный транспорт США „Томсон Лайкс“, вышедший вчера с конвоем в северном направлении, сегодня вернулся после столкновения с неопознанным судном, которое, видимо, сразу затонуло, в 22.30 (восточное стандартное время) 18 февраля в 010 градусах 40 минутах северной широты, 079 градусах 30 минутах западной долготы. Транспорт вел поиск в этой точке до 08.30 19 февраля, но ни людей, ни обломков не обнаружил. Единственный след – нефтяное пятно. У „Томсон Лайкс“ серьезно повреждена нижняя часть форштевня».

            Столкновение с транспортом является официальной версией гибели "Сюркуфа", но с ней согласны не все.

 

Список источников

 

Изменено пользователем Ippolit_Holmov
  • Плюс 5

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
29 публикаций

До сегодняшнего дня я даже не подозревал что в мире существовали подводные крейсера, в этой теме я нашел для себя много интересной информации, в «Surcouf» очень интересный внешний вид,необычный для кораблестроения.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
2 746 публикаций

Да уж, франц

До сегодняшнего дня я даже не подозревал что в мире существовали подводные крейсера, в этой теме я нашел для себя много интересной информации, в «Surcouf» очень интересный внешний вид,необычный для кораблестроения.

Это вы еще не видели британское чудо Х-1 -" мир удивляется":)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Это вы еще не видели британское чудо Х-1 -" мир удивляется":)

 

Не... Самый поразительный проект - это британский подводный монитор типа М :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
29 публикаций

Да уж, франц

Это вы еще не видели британское чудо Х-1 -" мир удивляется":)

 

Уважаемый! Х-1 кстати и в правду интересный агрегат))Спасибо за инфу

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
9 656
Участник
29 788 публикаций
8 481 бой

Вырисовывается отличная тема про необычные субмарины периода 2й Мировой войны.

 

Самая необычная, это все же проект ЛПЛ Ушакова. :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
341 публикация
1 562 боя

Классная вещь! Так и просится в игру! И главное не придерешься - реально крейсер.

Изменено пользователем DJekman

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×