Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
and072

Крейсер "Молотов". Первая часть

В этой теме 21 комментарий

Рекомендуемые комментарии

600
Участник, Коллекционер
1 155 публикаций

5fBVTAg.png

 

Приближается 73-я годовщина Дня Победы в Великой Отечественной войне, команда волонтеров проекта World of Warships посвящает этим знаменательным событиям серию статей посвященных кораблям союзников.

Крейсер "Молотов"

 

bTC9Qn8.png

 

 

ТТД:

Водоизмещение: 7 756 т.

Размеры: длина - 191,4 м, ширина - 17,7 м, осадка - 7,2 м.

Скорость хода максимальная: 36 узлов.

Дальность плавания: 3680 миль при 15 узлах.

Силовая установка: 2 турбозубчатых агрегата мощностью 133000 л.с.

Бронирование: бортовой пояс - 70 мм, палуба, боковые стенки и крыши башен - 50 мм, стенки боевой рубки - 150 мм, крыша боевой рубки - 100 мм.

Вооружение:

артиллерийское: 3х3 180-мм орудий МК-3-180 (900 снарядов), 6 100-мм орудий Б-34 (1800 снарядов), 9 45-мм орудий 21-К (боезапас по 600 патронов на ствол), 4 12,7-мм пулемета ДШК (боезапас по 12 500 патронов),

минно-торпедное: 2х3 торпедных аппарата 1-Н, 164 мины, 50 глубинных бомб

авиационное: 1 самолет Бе-2, 1 катапульта ЗК-1а.

Экипаж: 863 чел.


 

Период после окончания Первой мировой войны и до середины 1930-х годов отмечен своеобразной паузой в эволюции линкоров и быстрым развитием крейсеров. Все ведущие морские державы в те годы закладывали большие серии этих универсальных кораблей. Крейсера делились на подклассы: тяжелые с артиллерией калибра 203 мм (8 дюймов) и легкие с 152-мм (6-дюймовыми) орудиями. В составе же РККФ в начале 1930-х годов находилось всего три легких крейсера типа "Светлана", заложенные еще в 1913-м и достроенные в 1927-1932 годах. Они были слабо вооружены, имели скорость менее 30 узлов. Поэтому в планы строительства ВМС РККА на 2-ю пятилетку были включены крейсера.

 

VLm-5HePQZtMqiZQwwXrqAB-E9c8J7Ge5chpS5pjTxexYtYlVNWkVB4AnN0Fmiv_iDfAhrmhBxS8UGTqVKkT7nQjxTa6b0xoQjdeEhabF3ajHK_ev2k_k3aNydLeaN1RXW5Ril8i

Крейсер '''Червона Украина'', тип “Светлана”, 1930-е годы

 

15 апреля 1932 года было утверждено следующее оперативно-тактическое задание на разработку проекта легкого крейсера. Назначение: обеспечение боевых действий подводных лодок у своих баз и в море, разведка и поддержка разведки и атак эсминцев, атака (отражение) десанта противника и обеспечение своих тактических десантов, участие в комбинированном ударе сил флота по противнику в море, бой с крейсерами противника.

По этому заданию НИВК ВМС, созданный в 1932 году на базе НТК ВМС, разработал эскизный проект крейсера, утвержденный 20 апреля 1933 года. 8 мая УВМС был заключен договор с ЦКБС-1 на разработку общего (технического) проекта. Руководил проектированием начальник корпусного отдела бюро А.И.Маслов, который в 1935 году, впервые в истории советского судостроения, был назначен главным конструктором проекта. Главным наблюдающим от ВМС был назначен В.П.Благовещенский.

В основу проекта, получившего номер 26, был положен теоретический чертеж крейсера "Эудженио ди Савойя"(тип типа «Дюка д'Аоста») итальянской фирмы "Ансальдо".

 

OQJfd8ZVWgJ3c_uwF-p14FTt0fhkTPIdMg30E8eW2N7jaxdyrAASGWEH0iSIdYL8CH5Ja1VHA_ysrzvhoX6oHRF67l6ck_MuYhtfdhkmunwqbCv4mbjlKib6-3UYBD8ToOyMgkXO

Легкий крейсер Eugenio di Savoia, тип Duca d'Aosta

 

Для "Эудженио ди Савойя" первоначально предназначалась и главная энергетическая установка, которую теперь итальянцы решили продать СССР. Для приемки механизмов на фирму "Ансальдо" в июле 1934 года вновь отправился главный инженер ЦКБС-1 В.А.Никитин.

 

При составлении рабочих чертежей полученную от итальянцев документацию пришлось весьма существенно переработать. В отличие от применяемой в Италии чисто поперечной системы набора, корпус нового крейсера решили изготовить по смешанной системе, классической для отечественного предвоенного кораблестроения; в средней части использовалась продольная система, со шпацией рамных шпангоутов 750 мм, а в оконечностях - поперечная, со шпацией 500 мм (против 760 мм, принятых у итальянцев). Особое внимание уделили конструкции сопряжений продольной и поперечной систем во избежание резкого изменения площади сечения и появления концентрации напряжений. Палубная и бортовая броня учитывались в составе основных связей, обеспечивающих общую продольную прочность. Вследствие этих изменений корпуса крейсеров проекта 26 были значительно прочнее корпусов итальянских кораблей.

 

bDRMcIOITXhjzV8BsiutcTXBvuJshUlkkYcGtMLKKkv2JKtEhZ4tmLGs59yavGYp6fSv6fqfEYgMr131dA6MsQi7h9eHVzkHm_BWOEtebjGWeBVE1f2TdRd4URLPDutOxcsB-JJC

 Крейсер пр. 26 "Киров"

 

Строительство крейсера модернизированного проекта 26-бис "Молотов"" началось на Николаевком заводе № 198 14.1.1937г. Секции корпуса нового корабля собирались на малом стапеле № 4. Когда же стапель № 1 освободился, средняя, уже собранная часть корпуса, была приспущена до уреза воды, а затем 150-тонным краном ее секции стали подаваться на стапель № 1. На воду "Молотов"" был спущен 4 декабря 1939 года. Заводские испытания провели с 11 ноября 1940 по 18 марта 1941 года, а государственные - с 19 марта по 31 мая. На ходовых испытаниях корабль показал лучшие для крейсеров проекта 26-бис результаты по скорости, развив 36,3 узла при мощности турбин 133 000 л.с. 14 июня 1941 года корабль вступил в состав ЧФ.

Накануне войны крейсер "Молотов" входил в отряд легких сил эскадры ЧФ и в то время был единственным кораблем советского ВМФ, имевшим опытный образец отечественной радиолокационной станции "Редут-К". Уже на следующий день после вступления встрой, 15 июня 1941 года, "Молотов"" принял участие в больших флотских учениях, в ходе которых его РЛС успешно использовалась для обнаружения самолетов.

 

wGzUE3tI4He7jhLcCqj_c7yzKpdv9oKgC2H1wZ_Afzmf_XZNhz-04Q8Avo2r69KFFwrgJLRdaE3NNXMIkhQfWwz3_6cFXdonZDimYQpxpvX6ATVI2BpgH4dSKpTcRLwWZ4SQxE0x

Крейсер "Молотов" в Севастополе, 21 июня 1941

 

С 22 июня по ноябрь 1941-го он стоял в Севастополе, отрабатывая организацию службы, одновременно принимая участие в обеспечении ПВО главной базы. На третий день войны была установлена прямая телефонная связь между крейсером, штабом флота и КП ПВО. Данные от корабельной РЛС "Редут-К" сообщались в штаб флота по кабелю. Запись в историческом журнале корабля свидетельствует: "Все попытки противника произвести внезапный налет на базу стоянки крейсера не имели успеха благодаря бдительности личного состава РЛС, заблаговременно предупреждавшего ПВО базы об обнаружении самолетов противника со временем, достаточным для приведения в готовность средств ПВО - истребительной авиации и зенитной артиллерии". РЛС работала напряженно, порой по 20 часов в сутки, но не было случая, чтобы она вышла из строя.

 

Захват противником крымских аэродро­мов повлек за собой угрозу массированных ударов его авиации по главной базе и ко­раблям. Командующий флотом приказал вывести крупные корабли из Севастополя в порты Кавказского побережья. В ночь на 1 ноября из Севастополя в Поти ушли линкор "Парижская коммуна", крейсер "Молотов"", лидер "Ташкент" и эсминец "Сообразительный", а 3 ноября крейсер перешел из Поти в Туапсе для усиления ПВО базы.

 

В последующие дни "Молотов" привлекался к артиллерийской поддержке войск 51-й армии. В 22.40 8 ноября он направил­ся из Туапсе в район Феодосия - Чауда для обстрела скопления техники и войск против­ника в населенных пунктах Марфовка, Новоселовка, Кенегес, Атан-Алчиш. Его командир, капитан 1 ранга Ю.К.Зиновьев, решил произвести огневой налет на одном боевом курсе, позволявшем обстреливать наиболее удаленные объекты. В этом случае выполнение боевой задачи требовало наименьшей затраты времени: обстреляв одну цель, корабль, не меняя курса, мог перенести огонь на следующую и т.д. Кроме того, стрельба на одном курсе при неизменной скорости хода повышала меткость. В 4.06 9 ноября "Молотов" лег на курс 282° и, имея ход 14 узлов, открыл огонь трехорудийными залпами из орудий главного калибра. Дистанция до целей менялась от 105 до 140 кбт. В 5.26, израсходовав 95 снарядов, крейсер закончил стрельбу и, учитывая угрозу авиации противника, развив 28 узлов, отошел в море, с тем чтобы к рассвету оказаться не менее чем в 50 милях от берега. Вернувшись в Туапсе в 16.50, уже в 21.15 он вышел на очередную операцию, в ходе ко­торой из района м. Эльчан-Кая обстреливал войска противника, находящиеся в Султановке, Марфовке и Пташкино. На этот раз корабль с 4.20 до 5.06 10 ноября сделал три огневых галса, израсходовав 96 снарядов главного калибра. По сообщению штаба 51-й Отдельной армии, в результате этих двух обстрелов противник понес значительные потери. Возвращаясь в Туапсе, "Молотов" в 7.15 отразил атаку четырех торпедоносцев, в 9.50 вовремя уклонился от бомб, сброшенных на него четырьмя немецкими бомбардировщиками, и в 19.30 благополучно прибыл в базу.

 

В декабре 1941 года, при подготовке к Керченско-Феодосийской десантной операции, крейсер включили в состав отряда прикрытия, куда также вошли лидер "Ташкент" и эсминец "Смышленый". Командовал отрядом командир крейсера Ю.К.Зиновьев. Два барказа "Молотова" с командой из 10 матросов и старшин были переданы крейсеру "Красный Крым", который по плану операции должен был стать на якорь на Феодосийском рейде и производить высадку десанта с помощью плавсредств. Но наступление немцев на Севастополь изменило планы и сроки проведения этой операции.

 

sc2dH-keTjxvm1eSKSSw5H5UWCF7o2WraxBwvVdB_c3offJ-7uR-azlk2_b5iwUkv7NPWPIWZumvIEKZw2MTih6g0uwNi0CgCgRREFIycWIeM42k-Lv1IQZoErJqjt5aHZrVftDk 

Крейсер "Молотов" входит в Северную бухту Севастополя

Крейсер "Молотов" входит в Северную бухту Севастополя

В связи с началом второго штурма Севастополя “Молотов” получил приказ доставить в главную базу части 386-й стрелковой дивизии. 24 декабря в 17.00 он вышел из Туапсе и направился в Поти. Однако войска предстояло принимать на рейде Очамчири с помощью вспомогательных судов. 25 декабря крейсер прибыл на рейд и встал на якорь, но из-за сильного волнения вспомогательные суда не смогли выйти в море, и "Молотову" пришлось уйти в Поти. В следующие двое суток на корабль с причала было погружено 15 вагонов авиабомб и боеприпасов, пушки и минометы, а на рейде с буксиров и парохода "Потемкин" принято 1200 бойцов и командиров. В 7.55 28 декабря крейсер снялся с якоря и взял курс на главную базу (на переходе скорость достигала 32 узлов). На следующий день в 7.10 он прибыл в Севастополь. Одновременно сюда пришли линкор "Парижская коммуна" и два эсминца. Разгрузка производилась на Угольный причал Северной бухты под обстрелом противника. Два матроса с "Молотова" были убиты, многие ранены. Корабль получил множество осколочных пробоин в кормовой части корпуса. В ходе разгрузки "Молотов"не только вел огонь по станциям Бахчисарай, Бельбек и другим целям, выполняя задачу артиллерийской поддержки сухопутных войск по заявкам корректировочных по­стов, но и отбился от атаки восьми немецких бомбардировщиков - плотный зенитный огонь с крейсера не дал им выполнить прицельное бомбометание, а один самолет удалось подбить. Затем 100-мм орудия крейсера более часа обстреливали вражеские войска, атаковавшие 30-ю береговую батарею. Главный калибр вел огонь по Морозовке, где противник накапливал бронетанковые силы для очередного штурма.

 

Вскоре фашистские батареи пристрелялись по кораблю, и он, сменив огневую позицию, в 19.20 ошвартовался у Телефонной пристани. Всего за 29 декабря "Молотов" израсходовал 205 180-мм и 107 100-мм снарядов. Огнем его орудий в Бахчисарае было уничтожено 16 вагонов с боеприпасами и несколько складов, а в селе Верхнее Садовое - 9 автомашин. Приняв на борт 600 раненых бойцов Приморской армии и эвакуируемых жителей Севастополя, в 1.05 30 декабря, в условиях сильной пурги и 8-балльного северного ветра, крейсер вышел из главной базы в Новороссийск.

 

В ночь на 1 января вместе с лидером "Ташкент" он обеспечивал переход и выгрузку транспортов "Абхазия" и "Белосток", доставивших из Новороссийска в Севастополь части 386-й стрелковой дивизии. На "Молотове" также находилось 700 красноармейцев, боеприпасы и батарея реактивных установок БМ-8. Утром он ошвартовался в Южной бухте и приступил к выгрузке, а днем, стоя на якоре в Северной бухте, поддерживал огнем войска 3-го и 4-го секторов обороны города. Главный калибр и 100-мм орудия обстреливали скопления фашистских войск и аэродром. В 4.10 2 января "Молотов", приняв 340 раненых и эвакуируемых (всего 500 человек), вышел из Севастополя, а в 16.40 встал к пирсу № 11 в Туапсе.

 

gsziC3tPAT1PeCiibV6anKBREMSCSVHCeTbgc4UoHy6Wt8XD6BvXgYHarc06OP2jfLRsTbVWWt2vk1nOHDT-QGuyCACv-DsXSANAL5u_0ictfPTztNYLYfpnSk4QNqZAalreL6Bj

Лидер эсминцев Черноморского флота «Ташкент» в штормовом море, 1941 год.

 

Вечером 3 января, погрузив боеприпа­сы, он направился в Новороссийск, куда прибыл утром следующего дня. Приняв на борт 664 бойца пополнения, корабль в 18.15 взял курс на Севастополь. В море к нему присоединился лидер "Ташкент". В 5.20 утра 5 января "Молотов" ошвартовался у стенки в Южной бухте и приступил к высадке войск и выгрузке боеприпасов. В течение четырех дней он обстреливал из 180-мм и 100-мм орудий позиции противника в районе Мекензиевых гор, а 8 января, приняв 539 раненых, в 17.50 вышел в Туапсе, куда прибыл в 8.45 9 января.

 

hg8EMco2zS5yOHtHBp6SlgymMqzawbgdD7CAHwb_RMZ7oXAQFUuX_E9XMr07nTE8MR5-P5ts6x20iR1mDziyj66LeUxZI39B_4ductWVUO1xWjBjpYhYoccrVPadBd5rmE-7Lrqm

Крейсер "Молотов" ведет огонь, 1941-1942 годы.

 

В ночь с 21 на 22 января 1942 года "Молотов" стоял у нефтепирса № 4, ошвартованный правым бортом, левый якорь был отдан, и с кормы заведен конец на бочку. По корме крейсера находился эсминец "Смышленый", у соседнего пирса - "Красный Кавказ" и танкер "Кремль". К 4 часам утра с гор на порт обрушился норд-ост (бора). Сильный ветер и волны стали раскачивать крейсер и бить его о стенку, швартовы рвались один за другим. Из-за опасности повредить всю обшивку правого борта, в 7.47 командир приказал отойти от пирса и встать на два якоря на малом рейде, подрабатывая машинами. Однако ветер был такой силы, что левая якорь-цепь вскоре оборвалась, а второй якорь не мог удержать корабль на месте. Волнами его сносило к бетонному молу. "Молотов" дал задний ход, но очередная волна бросила его вперед. В 8.36 он ударился носом о мол, повредив форштевень и деформировав обшивку. И тут же крейсер понесло назад, корма левым бортом ударилась о пирс, в результате чего оказалась поврежденной обмотка размагничивания. В 8.53 под винты попала бочка, и пришлось застопорить машины. На пирс были поданы швартовы, чтобы оттянуться шпилем, но они вскоре лопнули. Ветром корабль стало разворачивать носом влево, форштевнем он прочертил по борту крейсера "Красный Крым" и ударил в танкер, который, получив пробоину, стал погружаться. В 9.06 бочка вышла из-под винтов, но крейсер навалило на кормовую оконечность эсминца "Смышленый", причинив ему серьезные повреждения. В 9.23 по приказу командования на "Молотове" были затоплены носовые дифферентные отсеки, и он сел носом на грунт. Ветер и волны навалили корабль кормой на пирс, при этом разрушилась обшивка. В 10.07 на помощь ему подошел эсминец "Сообразительный" (для поддержания кормы), но достигший силы 10 баллов ветер не позволил ему приблизиться на необходимую дистанцию. Боцманской команде крейсера удалось подать несколько тросов на пирс, но очередная волна так дернула корабль, что они порвались. Лопнувшим тросом смертельно ранило старшину, а два матроса получили увечья. Трос на эсминец удалось завести только к полудню. Подошедший позже буксир также смог принять трос с кормы. После 16 часов шторм стал утихать. В результате разгула стихии была повреждена обшивка на левом борту в кормовой оконечности от 264-го шп. до транца, по левому борту лопнули 4 шпангоута (с 290 по 293-й), сломан кормовой клюз, на 400 мм вогнут форштевень, затоплен таранный отсек, повреждены трубопроводы отопления в кормовых помещениях и оборудование отсека дымаппаратуры.

 

sBkMY46tfK1bsd77HSeCIL5r_AWw-pprJYaPNh4qIvB4uynL4gB5dVB8gKGJIjy747Ofo_L4mTZUIhCHcNlxJuVoSCDyqFEs1-UlK85_KEoGi8Cr62L8dIoWO9Hg9PonWufZfN4-

Ввод крейсера "Молотов" в плавучий док, декабрь 1942 года

 

Ремонт крейсера выполнялся на судо­ремонтном заводе в Туапсе. 14 февраля работы были закончены, но из-за недостаточных производственных мощностей предприятия форштевень полностью вы­править не удалось, что снизило скорость "Молотова" на 2-3 узла. Позже на заводе № 201 с использованием кессона форштевень восстановили полностью.

 

После завершения ремонта крейсер был привлечен к обстрелу войск противника на побережье Феодосийского залива, обеспечивая поддержку наступления войск Крымского фронта. Вечером 20 февраля 1942 года "Молотов" под флагом командира ОЛС контр-адмирала Н.Е.Басистого в сопровождении эсминцев "Сообразительный" и "Смышленый" вышел в назначенный район. 21 февраля с 1.30 до 1.48 крейсер обстрелял Коктебель и Старый Крым, выпустив 60 180-мм снарядов. Стрельба выполнялась в условиях качки. К 8.00 шторм достиг восьми баллов, а крен корабля - 37°. При перемене курса нос и корма попали на вершины разных волн и корпус прогнулся, на верхней палубе образовался гофр от борта до борта. Как только "Молотов" сошел с вершин волн, гофр бесследно исчез, лишь в камбузе с палубы отлетела керамическая плитка. Эсминцы получили тяжелые повреждения, в 16.20 отряд вернулся в базу.

26 февраля "Молотов" под флагом Н.Е.Басистого вышел в море. Его сопровождали лидер "Харьков", эсминцы "Сообразительный" и "Смышленый». В 21.40 отряд встретил линкор "Парижская Коммуна", сопровождаемый двумя эсминцами. До Феодосийского залива корабли следовали вместе, затем направились в свои районы стрельб. В 0.05-0.30 27 февраля крейсер обстрелял позиции противника в районе Феодосии, выпустив 60 снарядов главного калибра. Огонь велся по площадям с дистанции 110 кбт из всех башен поорудийно. Закончив стрельбу, корабль ушел в район дневного маневрирования и только после наступления темноты снова приблизился к берегу. В 22.03-22.23 он обстреливал город и порт, израсходовав 40 180-мм снарядов. В 2.10-2.25 повторил обстрел Феодосии, выпустив 33 снаряда, и в 2.30 28 февраля начал возвращение в базу, куда прибыл в 10.27.

Вечером того же дня, в 19.08, "Молотов" направился в Феодосийский залив. В 2.43-2.54 1 марта с дистанции 134 кбт он обстрелял позиции немцев, выпустив 40 снарядов, ушел от берега в море, а с наступлением темноты вернулся в залив. В 22.34-22.44 с дистанции 147,5 кбт крейсер выпустил по врагу еще 40 снарядов и в 9.05 2 марта возвратился в базу.

На середину марта 1942 года было спланировано наступление 44-й армии на Керченском полуострове. До начала операции корабли ЧФ наносили удары по позициям неприятеля, поддерживая левый фланг армии. 14-го числа в 21.09 крейсер в охранении лидера "Ташкент» и эсминца "Бдительный" вышел из Туапсе, а с 4.20 до 4.34 следующего дня обстреливал укрепленные пункты противника в районе Феодосия - Старый Крым, выпустив 80 180-мм снарядов, и в 11.40 вернулся в базу. 16 марта в 18.50 в сопровождении эсминца "Свободный" крейсер вновь вышел в Феодосийский залив. 17 марта с 1.18 до 1.41 он обстреливал пос. Корокель, Б.Камыши, Сарыголь (расход боезапаса главного калибра составил 149 снарядов), а в 8.13 ошвартовался в Туапсе.

18 марта немецкая авиация совершила массированный налет на порт, несколько бомб упали рядом с крейсером, но повреждений он не получил. Вечером того же дня "Молотов" сопровождении эсминца "Свободный" ушел в Поти, где с 20 марта на 25 суток встал в ремонт на заводе № 201.

 

7 июня началось третье наступление немцев на Севастополь. Для его отражения Приморской армии потребовались новые подкрепления. В 14.13 10 июня "Молотов" вышел из Поти, и утром 11-го был в Новороссийске. В 0.51 12 июня, приняв на борт 2998 бойцов 138-й отдельной стрелковой бригады, 28 орудий, 8 минометов, свыше 1000 автоматов и до 150 т боеприпасов, продовольствия и медикаментов, крейсер с эсминцем "Бдительный» вышел в море. Спустившись сначала к анатолийскому побережью, корабли затем повернули на запад. В сумерки 12 июня отряд лег на курс к осажденному городу. В 18.23 над кораблями появился самолет-разведчик, а с 20.28 бомбардировщики и торпедоносцы противника приступили к комбинированным атакам. Первыми на корабли устремились 6 пикирующих бомбардировщиков. Маневрируя, крейсер и эсминец уклонились от сброшенных на них бомб. Затем "Молотов" был атакован с правого борта двумя пикировщиками и одновременно с левого борта, то есть с темной части горизонта - четырьмя торпедоносцами. Один из последних удалось сбить, от сброшенных им торпед крейсер уклонился. Через 6 минут после этого нападения "Молотов" с горизонтального полета был безрезультатно атакован бомбардировщиками. И, нако­нец, еще через 4 минуты последовала совместная атака двух торпедоносцев и двух бомбардировщиков. Отвернув от торпед и бомб, корабли избежали прямых попаданий, но от близких разрывов в корпусе крейсера образовалась течь, временно вышли из строя некоторые механизмы. Прорывая блокаду, зенитчики "Молотова" за 30 минут (с 20.28 по 20.57) израсходовали 96 100-мм, 147 45-мм, 406 37-мм снарядов и 1082 12,7-мм патронов.

В 23.52 корабль подошел к Угольной пристани. Еще при швартовке командир получил приказ штаба Севастопольского оборонительного района обстрелять Бахчисарай, Сюрень и Опытное. В 1.58 13 июня был открыт огонь двумя носовыми башнями по Бахчисараю. Стрельба велась по площадям по два выстрела в залпе. Как сообщил штаб флота, артиллеристам крейсера удалось взорвать эшелон с боеприпасами. Одновременно 100-мм орудия обстреливали Камышлы.

Выгрузка доставленных боеприпасов и артиллерии производилась с правого борта на причал по двум сходням и восьми лодкам, а с левого - по двум сходням на баржу. Но к приходу крейсера на причале собралась толпа раненых и эвакуируемых, которые до окончания работ устремились на корабль, заполняя помещения и палубу и мешая разгрузке. Поэтому невыгруженными остались 42 т боеприпасов.

 

Закончив стрельбу по Бахчисараю, "Молотов" перенес огонь на Сюрень и Опытное, израсходовав 51 180-мм и 84 100-м снаряда. Приняв 1065 раненых и 350 женщин и детей, крейсер в 2.30 13 июня отдал швартовы и вслед за эсминцем "Бдительный" вышел из Севастопольской бухты. Пройдя Херсонесский маяк, крейсер по заданию штаба Севастопольского оборонительного района обстрелял немецкие войска в пунктах Торопова дача, Сухая балка, Сухая речка и Камары. Когда крейсер закончил стрельбу (расход боезапаса - 73 180-мм снаряда), корабли увеличили ход до 28 узлов, повернули на юг, от Синопа на северо-восток, и в 19.40 благополучно возвратились в Туапсе.

 

10 и 13 июня вражеская авиация потопила транспорты "Абхазия" и "Грузия", шедшие в Севастополь с боеприпасами. Защитники города остались почти без снарядов, и командующий флотом Ф.С.Октябрьский (он командовал Севастопольским оборонительным районом) приказал повторно направить сюда крейсер "Молотов" с войсками и возможно большим количеством боезапаса. Это рискованное решение основывалось на том, что крейсер успевал за темное время суток прорваться в Севастополь, разгрузиться и выйти из опасного района.

 

14 июня в 8.21 "Молотов" вышел из Туапсе и, развив 30-узловую скорость, в 11.15 прибыл в Новороссийск. Он встал к Импортной пристани, где принял на борт 373 т боеприпасов, 45 т продуктов, 60 т различного имущества и 24 миномета. Затем переместился к причалу № 5 для принятия мазута и посадки войск - 3175 бойцов и командиров. В 2.20 15 июня крейсер вышел в море. Его сопровождал эсминец "Безупречный". Скорость на переходе соста­вила 20-29 узлов. Вражеская воздушная разведка не появлялась. В 0.06 16 июня корабли благополучно вошли в главную базу. Швартовка затруднялась 6-балльным южным ветром, отсутствием швартовных палов, уничтоженных снарядами и бомбами. Несмотря на это, крейсер встал к Угольной пристани и начал быстро разгружаться. У стенки корму "Молотова" все время удерживал буксир, но ветер дважды "отжимал" корабль от берега. Из 100-мм орудий крейсер вел огонь по селению Камышлы, израсходовав 84 снаряда. В ответ по месту его стоянки открыла огонь немецкая артиллерия, тяжелые снаряды рвались на причале и в воде. Из штаба базы поступил приказ немедленно возвращаться. В 1.55 корабль с 1625 ранеными и 382 эвакуируемыми без помощи буксиров, только работая враздрай своими машинами, развернулся на выход и в 2.40 прошел боны (невыгруженными остались 62 ящика боеприпасов). В 3.11 лег на курс 137° и на скорости 20 узлов с 3.17 до 3.34 обстрелял главным калибром Камышлы и Алсу, израсходовав 113 снарядов. Затем, увеличив ход, крейсер вместе с "Безупречным" вышел из зоны действия блокадных сил противника и в 1.25 17 июня прибыл в Новороссийск. Разгрузившись, 18 июня "Молотов" ушел в Поти.

 

За время обороны Севастополя им было доставлено в главную базу 9440 бойцов и командиров, подразделение "катюш", 560 орудий, 45 минометов, 16 800 винтовок, 3680 автоматов и пулеметов, 10 вагонов авиабомб, 145 вагонов боеприпасов, из осажденного города вывезено более 6000 раненых бойцов, женщин и детей. Порой перегрузка составляла 1000 т, помещения кубриков были настолько забиты ящиками с боеприпасами, что в случае боевых повреждений работа аварийных партий в некоторых местах была бы невозможна. Вследствие размещения грузов выше ватерлинии метацентрическая высота снижалась с 1,2 м до 0,75 м. При таком положении при перекладке руля в момент уклонения от воздушных атак крен корабля достигал 10°, что затрудняло ведение зенитного огня.

 

bezWnOSoppgB13d__GiDRtDwHD2v2VDvy6BquqA-EI35Eb1C5oqUYoltPZvDk4609HmQXeR5BrZDAw9NiE4b5c5D4CQYK_GVpK8Tfm4f76NuoILJl-QXtB2TUQMAtSI299gwaN2d

На крейсере "Молотов", 1943 год.

 

продолжение следует...

  • Плюс 35

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
287
[57ORL]
Участник, Коллекционер
367 публикаций
26 864 боя

   Отличный корабль...!!!

:fish_book:

  • Плюс 3
  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
11 832
[TENET]
Репортёр, Коллекционер
14 239 публикаций
21 886 боёв

Почитаем! :Smile_great:

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
144 публикации
Сегодня в 09:48:40 пользователь Cesarevich_EU сказал:

Почитаем! :Smile_great:

А ранее в вики хотя бы этого сделать не получалось?

Сегодня в 08:59:50 пользователь driver_war сказал:

   Отличный корабль...!!!

:fish_book:

Отличная копипаста.

 

Кстати, кабы его музеем оставили, было бы феншуйно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
11 832
[TENET]
Репортёр, Коллекционер
14 239 публикаций
21 886 боёв
Сегодня в 09:55:05 пользователь OTAMAHCipko сказал:

А ранее в вики хотя бы этого сделать не получалось?

Нет. Я ленивый, и жду пока мне принесут и пред светлы очи пододвинут материал. 

  • Ха-Ха 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
144 публикации
Сегодня в 09:57:42 пользователь Cesarevich_EU сказал:

Нет. Я ленивый, и жду пока мне принесут и пред светлы очи пододвинут материал. 

О, мсье, тогда для вас впереди столько еще интересного и непознанного! 

 

Например - земля круглая!

  • Плохо 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19 039
Участник
27 048 публикаций
Сегодня в 09:55:05 пользователь OTAMAHCipko сказал:

Отличная копипаста.

99,9% на форуме - копипаста.

И если кто-то прочтет тут, а не в вики и других источниках - ничего плохого не вижу.

P.S.

Основу забанили опять?

 

  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
144 публикации
Сегодня в 10:14:57 пользователь nevic сказал:

99,9% на форуме - копипаста.

И если кто-то прочтет тут, а не в вики и других источниках - ничего плохого не вижу.

P.S.

Основу забанили опять?

 

Не, это английский ак, у меня лондонское настроение.

 

А вот ты знаешь, что рассказка про лондонские туманы это фейк? В Лондоне туманы редки в отличии от смен погоды. А фейк прижился от лондонского смога от печного отопления много лет назад, не стало печей в каждом доме - нет смога, воздух как слеза.

 

Это я о штампах в мышлении.

  • Круто 1
  • Скучно 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
6 495
[NG-F]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
6 595 публикаций
14 741 бой

По старинке как то странно воспринимаю слово "союзники"

Вот в годы ПМВ, когда говорили Антанта- под ней понимали все государства, воевавшие против Германии и Австрии

А вспоминая годы ВМВ чаще приходилось слышать "СССР и союзники". ИМХО, союзники должны быть чьими-то, а не просто так. Могу ошибаться, видимо со временем иной смысл слов открывается.

 

Но уверен, что крейсер "Молотов" - это крейсер ВМФ СССР.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19 039
Участник
27 048 публикаций
Сегодня в 10:59:41 пользователь KaBani4_v_2_0 сказал:

надо текст в цвет фона форума, шоб ЧИТАЕМО было :Smile_amazed:

В смысле?

У меня так:

1.thumb.png.4f1b7a8bfd8cd2fb35919ac99ba543f0.png

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
812 публикации
Сегодня в 11:04:56 пользователь nevic сказал:

В смысле?

У меня так:

1.thumb.png.4f1b7a8bfd8cd2fb35919ac99ba543f0.png

А у меня так, что бы ночью монитор глаза не выедал и это все с функционалом форума 

Скрытый текст

photo_2018-05-07_11-18-06.thumb.jpg.b5776d64b2bb97743e98e96c42429b45.jpg

 

  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19 039
Участник
27 048 публикаций
Сегодня в 11:22:08 пользователь KaBani4_v_2_0 сказал:

А у меня так, что бы ночью монитор глаза не выедал и это все с функционалом форума 

2.thumb.png.d2d6ab91173a3a82eabde8540e5e60ce.png

  • Плохо 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19 039
Участник
27 048 публикаций

 

Сегодня в 11:28:00 пользователь KaBani4_v_2_0 сказал:

*магия*

я знаю где распологается эта штука =_=

Неверно прочел, звиняй. 

Так в чем проблема?

Переключи и всё.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
812 публикации
Сегодня в 11:30:41 пользователь nevic сказал:

 

Неверно прочел, звиняй. 

Так в чем проблема?

Переключи и всё.

человек ленивый, человек хочет взять и юзать сразу, будь что угодно: мемасики, текст, музыка и т.д. :Smile_Default:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
6
[BMFSF]
Участник
9 публикаций
8 853 боя

Да фиг с ней с этой РЛС, где скидки на совков в честь 9 Мая????)   На графа 55% а на молотова нет..... Не очень правильно!!!!!  Молотова хочу но считаю 1100 это не цена для шестого КР. А вот до 600 скинут возьму на праздник.)))

Изменено пользователем 1Tirit1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
1 506 публикаций
22 275 боёв

Драматичное и захватывающее повествование!Жду продолжения!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
276 публикаций
10 054 боя
Сегодня в 08:59:50 пользователь driver_war сказал:

   Отличный корабль...!!!

:fish_book:

Плюсую! Очень нравится он мне!)))

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×