Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Dilandualb

Автоматические легионеры: Гидробомба и все-все-все

В этой теме 1 комментарий

Рекомендуемые комментарии

4 235
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 575 боёв

122581_800.png

Планирующая инерционная (т.е. бездвигательная) торпеда полковника Цапеллони под бомбардировщиком SM.79

Эта статья немного отличается от обычных, поскольку в ней рассказывается сразу о нескольких образцах управляемых вооружений Италии времен Второй Мировой Войны. Я был вынужден совместить их, поскольку сведения о данных системах крайне обрывочны и фрагментарны, и их подробное описание просто не сохранилось. Поэтому выносить каждую из них в отдельную статью было бы... нерационально.
 

 
Скрытый текст

Гидробомба Крокко и Цапеллони.

Бомбардировка неприятельских кораблей была для авиации 1930-ых непростой задачей. Даже самые совершенные бомбардировочные прицелы с трудом справлялись с выработкой огневого решения по движущейся, сравнительно небольшой цели.

В конце 1930-ых, в нескольких странах независимо возникла идея “скачущей” по воде бомбы, которая прыгала бы по волнам подобно брошенному камушку, и поражала бы корабль противника в борт. Подобная тактика позволяла (теоретически) решить проблемы с точностью, и поражать корабль противника не в палубу, а в борт, с хорошей вероятностью создать пробоину. В то же время, подобная тактика требовала, чтобы бомбардировщик двигался низко, над самой поверхностью воды, тем самым становясь очень уязвимым для зениток и истребителей.

Итальянские военные в стороне, разумеется, не остались. Однако, направление их конструкторской мысли было несколько другим. Лучшим решением проблемы им представлялась планирующая бомба, которая, сброшенная с достаточной высоты, должна была планировать к цели, приводнится, и затем проскакать (хотя итальянцы рассуждали, скорее, в контексте “скольжения”) по воде к цели. К созданию нового оружия (названного "гидробомба") независимо приступили генерал-полковник Гаэтано Крокко и полковник Фредерико Цапеллони.

121532_800.png

Эскиз гидробомбы Крокко (предположительно).

Гидробомба Крокко так и осталась на чертежных досках: судя по сохранившимся данным, она имела тандемное крыло и обтекаемую каплевидную форму. В ее конструкции угадывается определенное влияние ранних проектов планирующих бомб Крокко 1920-ых – по всей видимости, генерал развивал свои старые идеи.

Проект Цапеллони, однако, продвигался вполне успешно и вскоре инженеры приступили к созданию прототипа:

121633_800.png

По форме, гидробомба Цапеллони напоминала поплавок от гидросамолета, к которому сверху крепился небольшой планер. Такая форма была выбрана из соображений лучшей гидродинамики при скольжении по волнам. Планер был среднепланом, с П-образным хвостовым оперением. Размеры горизонтальных стабилизаторов были таковы, что гидробомба, по сути дела, имела тандемное крыло. Гироскопический автопилот удерживал гидробомбу на курсе, позволяя при сбросе с высоты 2000 метров пропланировать до 20 километров.

Сброшенная с самолета (на роль носителя предполагался, разумеется, “бессмертный” SM.79) из-за предела досягаемости зениток, гидробомба должна была планировать, удерживаясь на курсе и сохраняя достаточную скорость к моменту касания воды. В момент касания гайдропом поверхности воды, пружинный механизм размыкал крепления, и планер сбрасывался. Освобожденная гидробомба скакала по волнам, до тех пор, пока не встречалась с целью.

В 1936 году, гидробомба поступила на испытания. Пять опытных образцов были запущены с борта самолета SM.81 на полигоне в Гуидонии. Испытания прошли успешно, и продемонстрировали способность гидробомбы успешно приводниться и проскакать до 300 метров по поверхности воды.

Однако, командование Regia Aeronautica твердо придерживалось старой доктрины высотных бомбардировок плотными построениями бомбардировщиков, и оставалось глухо к сомнениям в их эффективности. Гидробомба Цапеллони в эту доктрину не вписывалась, и поэтому итальянские генералы не были в ней заинтересованы. Кроме того, существовали и объективные возражения против гидробомбы.

Аэроторпеда Цапеллони

Главным недостатком гидробомбы Цапеллони было то, что она поражала цель в надводную часть борта. Против небронированных кораблей это работало, но при ударе в броневой пояс линкора или крейсера, гидробомба в лучшем случае оставила бы вмятину.

В начале 1940-ых, Цапеллони пришла в голову идея заменить скользящую по волнам гидробомбу – ныряющим снарядом, поражающим цель ниже ватерлинии. Такое оружие было бы равно эффективно против любых кораблей. Кроме того, подводные попадания были более опасны, так как неминуемо создавали обширную течь.

123040_800.png

Аэроторпеда Цапеллони под SM.79

Цапеллони весьма благоразумно не стал изобретать велосипед, и использовал готовый планер от гидробомбы, подвесив под него боевую часть от торпеды, дополненную импровизированным хвостом. Первичные испытания показали работоспособность концепции, и даже лучшие результаты, чем с гидробомбой. Траектория ныряющей боевой части была менее подвержена случайному отклонению, чем траектория прыгающей по волнам рикошетирующей боевой части.

122689_800.png

Сброс аэроторпеды Цапеллони.

В июне 1943 состоялись испытания. Несколько образцов аэроторпеды были сброшены с бомбардировщика SM.79 против учебных целей, продемонстрировав работоспособность концепции. К этому времени, итальянское командование уже признало неэффективность своей прежней доктрины, и поэтому успех аэроторпеды вызвал значительный интерес. Был подготовлен заказ на 200 образцов нового оружия, однако, перемирие осенью 1943 года поставило крест на дальнейших работах.

Ударная бомба Крокко

Как и многие другие страны, Италия вступила в войну без специализированного пикирующего бомбардировщика. В наличии имелось немало штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков, но на роль пикировщика подходил только выпущенный крошечной серией “Савойя-Марчетти” SM.85. Ход войны быстро продемонстрировал ошибочность такого подхода, и чтобы исправить положение, итальянцы начали закупать немецкие Ju.87 “Штука”.

Значительной проблемой пикирующих бомбардировщиков была их уязвимость для легкого зенитного вооружения. В то время как торпедоносец сбрасывал свою нагрузку с дистанции, пикировщик был вынужден сближаться с целью почти вплотную, превращаясь в мишень для автоматических пушек и пулеметов.

121861_800.png

"Ударнобомба" под штурмовиком Ba.65

В 1938 году, генерал Гаэтано Крокко предложил свое решение проблемы. В Италии, он считался признанным авторитетом в области управляемого оружия. Еще в 1917, Крокко разработал “телебомбу”, планирующую бомбу, оснащенную автопилотом, которая позволяла бы самолетам атаковать площадные цели из-за пределов досягаемости зениток. На вооружение “телебомба” принята не была из-за неудовлетворительной точности, но Гаэтано считал (и совершенно правильно) что у “standoff”-оружия есть значительный потенциал.

Свой снаряд он назвал “bomba a collisione”, что дословно можно перевести как “бомба для столкновения”. Для удобства читателя, я решил использовать не вполне корректный перевод “ударная бомба” или “ударобомба”.

123180_800.png

Чертеж "ударобомбы".

Согласно сохранившимся данным, “ударобомба” Крокко представляла собой стандартную 500-килограммовую авиабомбу, оснащенную новой хвостовой частью с гироскопическим автопилотом и электромеханической системой управления рулями, а также планерным крылом. Эксцентрическая шестерня в механизме автопилота плавно смещала нейтральное положение гироскопа, заставляя бомбу двигаться по запрограммированной траектории. Приводилась в действие аппаратура управления от раскручиваемой набегающим потоком вертушки на хвосте снаряда; на имеющемся чертеже показан также некий сферический баллон, вероятно, хранивший сжатый воздух для работы рулей.  Установленные на крыле две трубки Вентури, судя по всему, предназначались для измерения скорости полета бомбы и внесения корректировок в работу автопилота.

Сброшенная с самолета, “ударобомба” двигалась по дуге, удерживая себя на курсе и автоматически компенсируя снос ветром. В заданный момент, дуга переходила в пике и бомба вертикально падала вниз, сбросив крыло. Хотя точность, скорее всего, снизилась бы по сравнению с обычным бомбометанием из пикирования, Гаэтано считал, что возможность самолета оставаться вне радиуса поражения зениток оправдывает некоторые недостатки.

122160_800.png

Кабина Ba.65 с установленным коллиматорным прицелом для "ударобомбы".

В качестве основного носителя предполагался тяжелый штурмовик Breda Ba.65, наиболее эффективный самолет поддержки войск в итальянском арсенале. Один Ba.65 был переоборудован для испытаний “ударобомбы”, и оснащен специальным коллиматорным прицелом. В начале 1940-ых, была заказана дюжина экспериментальных бомб, и, по крайней мере, две из них прошли испытания на полигоне в Гуидонии. Однако, командование Regia Aeronautica не заинтересовалось проектом и дальнейшего развития "ударобомба" не получила.



Источники:

* Prototipi e progetti della Regia Aeronautica - Daniele Lembo, IBN Editore (2010)
* Le Armi Segrette della Regia - Daniele Lembo, Aerei nella storia (1997)
Изменено пользователем Dilandualb
  • Плюс 11

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×