Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 18 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
701 публикация
39 боёв

Весьма необычное название для боевого корабля не правда ли ? да и сам боевой корабль необычный. Вернее это даже не корабль а

 

Броненосная батарея "Не тронь меня"

 

Немного об этом классе кораблей..

 

Броненосные батареи это предшественицы броненосцев береговой обороны. Суть заключалась в том что для того что бы охранять узкие каналы, проливы и прочие прибрежные места от вражеского флота нужны были сильно бронированные  и хорошо вооруженные корабли. Способные "грудью" защищать  стратегически важный пролив или канал. Линейные корабли использовать для это было бы слишком жирно, поэтому морские ведомства многих стран

приступили к постройке подобных кораблей. Они были очень медленными, обладали плохой мореходностью, но были хорошо бронированы и мощно вооружены.

В России были построены три корабля этого типа: "Первенец", "Не тронь меня" и "Кремль"

Во франции были построены пять броненосных батарей : «Devastation», «Lave», «Tonnante», «Foudroyante» и «Congreve».

насчет других стран мне найти ничего не удалось наверно потому что там они классифицируются как броненосцы береговой обороны.

"боевые" успехи русских броненосных батарей  :Smile_trollface:

 

В 1863 году «Первенец» протаранил английское судно, «Не тронь меня» в 1869 году столкнулась с БРФР «Петропавловск», а в 1883 серьезно повредила норвежское судно «Хайден». «Кремль» в 1869 г. таранным ударом утопил винтовой фрегат «Олег», а в 1885 году сам затонул на переходе Кронштадт – Ревель. К счастью, несмотря на штормовые условия и повреждение машины, командиру удалось под парусами вывести корабль на отмель и спасти экипаж. Через пять суток батарею подняли с грунта и отвели в Кронштадт на ремонт..

 

 

 

История

 

Опыт Крымской войны 1853-1856 годов и гражданской войны в США 1861- 1865 годов наглядно показал, что имевшиеся в составе флотов парусные деревянные корабли не могли уже соперничать с появившимися и быстро совершенствовавшимися паровыми судами, покрытыми мощной броней. Поэтому все основные морские державы лихорадочно приступили к постройке броненосных судов. Не была исключением в этом и Россия.

Русское морское ведомство решило для плавания в океанах и линейного боя оставить бортовые броненосцы с полным парусным вооружением и с броней умеренной толщины, а для атаки и обороны портов и гаваней строить броненосцы береговой обороны, способные нести самые тяжелые орудия и самую толстую броню. Поскольку первостепенной задачей для России была защита берегов, основной упор кораблестроительной программы делался на броненосцы береговой обороны.

Постройка в 1861 году небольшой броненосной лодки «Опыт» показала, что заводы царской России не в состоянии были выполнить требования морского ведомства. Поэтому первый российский броненосец — плавучая батарея «Первенец» — сооружался в Англии. Ее строительство было использовано для обучения русских инженеров и мастеров, командированных с этой целью в Англию.

Батарея «Не тронь меня» строилась уже в России, на верфи Галерного острова в Санкт-Петербурге по контракту с английским заводчиком Ч. Митчелом. Морское министерство обязалось устроить на Галерном острове эллинг со всеми приспособлениями, склад для хранения материалов, мастерские с приводом станков от паровой машины, печи, горны, паровые подвижные краны, железные дороги и газовое освещение. В сооружении верфи и постройке батареи «Не тронь меня» участвовали многие русские инженеры и мастеровые. Наблюдающим за постройкой от Кораблестроительного технического комитета был назначен корабельный инженер А. X. Соболев. Паровая машина работы завода Хамфрейса (Англия, 1858 год) и четыре бывших в употреблении паровых котла были сняты с винтового корабля «Константин». Ремонт паровой машины производил петербургский завод Берда.

10 июля 1862 года — батарея была зачислена в списки судов Балтийского флота

 

Хронология

15 января 1863 года — заложена на эллинге Галерного острова в Санкт-Петербурге (официально 9 ноября 1863)

11 июня 1864 года — спущена на воду и в плавдоке отбуксирована в Кронштадт для достройки.

6 июля 1865 года — вступила в строй

1 февраля 1892 года — переклассифицирована в батарею береговой обороны

c 11 марта 1895 года — использовалась в качестве Блокшива при Минной школе БФ

2 сентября 1905 года — разоружена и сдана к Кронштадтскому военному порту на хранение

29 сентября 1905 года — исключена из списков судов Балтийского флота

26 августа 1908 года — продана частной фирме для использования в качестве сухогрузной несамоходной баржи.

После гражданской войны и национализации флота передана НКПС для работы в Петроградском морском торговом порту

24 июня 1925 года куплена Ленинградским металлическим заводом.

в годы Великой Отечественной войны затонула на Неве в Ленинграде

в 1950 году поднята АСС КВМК и сдана «Главвторчермету» для разделки на металл.

 

 

Конструкция

На батарее «Не тронь меня» уклон бортов начинался от батарейной палубы. Батарея имела массивные бронированные таранные штевни в носу и в корме, ахтерштевень служил также для защиты руля и винта.

Корпус батареи имел одно дно, а пространство между флорами заливали в качестве балласта раствором цемента с песком. Рулевая рама, фор- и ахтерштевни изготовляли коваными, килевые листы — из 28,5-мм железа, шпангоуты — из 10,5-мм железа при ширине 254 мм. Обшивку бортов толщиной под водой 16,5 и над водой 13,5 мм крепили при помощи уголкового железа. Три непрерывные палубы — верхнюю, батарейную и жилую настилали поверх 10,8-мм бимсов, подкрепленных сплошными коваными пиллерсами. Корпус был разделён на семь отсеков водонепроницаемыми переборками толщиной 13,5 мм, доходившими до батарейной палубы.

Чтобы избежать значительной бортовой качки на батарее использовали скуловые кили, впервые примененные на кораблях российского флота. Такие кили длиной по 6,1 м и шириной по 305 мм были установлены на батарее «Не тронь меня» уже в процессе постройки. В бортовых отсеках разместили особые цистерны. При заполнении этих цистерн батарея дополнительно углублялась на 305 мм, благодаря чему уменьшалась поражаемая поверхность.

Броневая защита «Не тронь меня» полностью покрывала надводный борт и опускалась примерно на 1,2 м ниже ватерлинии. Толщина кованой железной брони 114 мм в середине и 102 мм в оконечностях. Тиковая подкладка под броню — 254 мм (на отвесных бортах усилена до 457 мм). Жилая и верхняя палубы поверх 6,5 мм железных листов были покрыты сосновыми, батарейная — 102 мм дубовыми досками. Броня крепилась к корпусу сквозными болтами диаметром 36,1 мм и опиралась на специальный выступ в шпангоутах. На батарейной палубе в броне имелись орудийные порты высотой в свету 864 мм. Круглая в плане боевая рубка была защищена 114-мм плитами. Жилую и верхнюю палубы поверх 6,5-мм железных листов застилали сосновыми досками, а батарейную — 102-мм дубовыми. На «Не тронь меня» для защиты от навесных выстрелов по бимсам нижней палубы над крюйт-камерами и бомбовыми погребами были положены 25,4-мм железные листы.

На «Не тронь меня» был трехлопастной гребной винт. Батареи с их полными обводами при средней осадке от 4,4 до 4,6 м и умеренной мощности машин отличались плохими ходовыми качествами.

Вооружение

Первоначально батарею предполагалось вооружить 24-мя гладкоствольными пушками. Два орудия располагались на поворотных платформах на верхней палубе, остальные — в закрытой батарее. Заводу Круппа в 1863 году были заказаны 68 8 дм (203 мм) гладкоствольных пушек. На корабли они не попали, так как в 1864 году было решено переделать их в нарезные. В кампанию 1866 года «Не тронь меня» вооружили 203 мм стальными нарезными орудиями Круппа (17 орудий). Позднее батарея была перевооружена нарезными казнозарядными орудиями образца 1867 года. В 1875 году «Не тронь меня» имела 16 таких орудий. Вооружение дополнялось 4-х фунтовыми (87-мм) пушками, пушками Энгстрема и Пальмкранца. Потопление на Дунае турецкого броненосца в войну 1877-78 года удачным выстрелом мортиры навело на мысль вооружить корабли 9 дм (229 мм) мортирами для навесной стрельбы. Одно такое орудие получила и «Не тронь меня». 8 дм (203 мм) орудия батареи имели угол возвышения 50, что обеспечивало дальность стрельбы до 10 кабельтовых. Снаряды в свинцовой оболочке из обыкновенного чугуна весили 73,7 кг, из закаленного — 84,8 кг.

 

 

Технические характеристики:

 

 

Водоизмещение 3340 т

Длина 67,1 м

Ширина 16,2 м

Высота 4,4 м

Бронирование Батарея: 102—114 мм

Двигатели 1 паровая машина, 4 котла

Мощность 1200 л. с. (0,9 МВт)

Движитель 1

Скорость хода 8 узлов (14,8 км/ч)

Вооружение в начале службы

Вооружение ( к состоянию на 1880 год):

Артиллерия 14 × 203-мм,

6 × 87-мм,

1 × 229-мм мортира,

1 × 42-мм (Энгстрема),

1 × 25,4 мм (Пальмкранца)

 

 

Картинки:

 

Изображение

Изображение

Изображение

 

 

источники:

http://ru.wikipedia....)

http://shipandship.c...litary/b002.htm

http://wunderwaffe.n...akov/chap2.html

http://www.korabli.e...cuzskie-batarei

 

 

спасибо за внимание

Изменено пользователем Tomas_Plein

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
645 публикаций
100 боёв

Просмотр сообщенияTomas_Plein (20 Фев 2013 - 16:15) писал:

у меня одного не отображаются смайлики ?
Так точно :)
По теме: материал интересный. И названиесие творение имеет говорящее)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Отличный материал!

Молодец держи +

А смайлики? Если вот тут  :Smile_honoring:  квадратик. Значит что то в настройках форума слетело.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Название знакомое) Теперь буду знать что это и с чем это едят!)

Спасибо! Держи из рук в руки "плюс"!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
701 публикация
39 боёв

Цитата

А смайлики? Если вот тут квадратик. Значит что то в настройках форума слетело.

виден. все в порядке. а вот днем глючило
Изменено пользователем Tomas_Plein

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
287 публикаций

Я припоминаю что во время ВОВ так якобы называли часть недостроенного линкора, из которой сделали плавучую платформу, вооруженную зенитными орудиями. Но возможно что это было неофициальное название этого сооружения.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Просмотр сообщенияtankowik (20 Фев 2013 - 17:19) писал:

Название знакомое) Теперь буду знать что это и с чем это едят!)
Спасибо! Держи из рук в руки "плюс"!
Ага! Когда я название темы прочитал, то на ум пришел лозунг американских борцов за независимость и их флаг со змейкой ) А тут батарея
Изменено пользователем Shellback

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Хорошая статья, лови плюс.

Раздел боевые успехи порадовал  :Smile_trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Просмотр сообщения1L1dan (20 Фев 2013 - 18:52) писал:

Раздел боевые успехи порадовал   :Smile_trollface:

Ага вспомнился отрывок из А. Гришковца.

Цитата

Как все-таки здорово русские моряки умели топить собственные корабли!
   Нет, они замечательно умели делать все, что нужно, но это - они делали
   особенно талантливо. Я не имею в виду то, как топили черноморский флот, ну,
   с целью перегородить входы в.... Нет, нет. Я имею в виду.... Все было
   здорово. Но либо разведка оплошала, либо телеграмма не дошла, либо забыли
   предупредить, и крейсер, без сопровождения, попал в туман.... А там -
   западня, в смысле вражеская эскадра. Кругом враги. А мы против всех. Всегда!
   Одни. В западне! Против всех! Ёе..е..елки..и! И тогда уже..., кроме шуток.
   Тогда уже.... Если кругом враги.... Тогда - ооо..о..о..о! Тогда - огонь из
   всех орудий и наши комендоры - самые лучшие. И во всех казематах, у каждого
   орудия, истекая кровью и потом, быстро и точно, среди всего этого ада -
   они...! И вот уже один вражеский эсминец пошел ко дну, один крейсер уходит
   из боя, кренясь и горя, еще два корабля сильно потрепаны, а мы еще бьем из
   трех пушек. Кругом все красно, все красно, и ночь уже отступает, и вот-вот
   рассвет. Вот уже.... Но кончились снаряды. Командир белоснежным платком
   протирает внутреннюю часть фуражки, надевает на забинтованное плечо белый
   китель в крестах и звездах, записывает последнюю запись в журнал.
   - Ну что, Сережа? - спрашивает он штурмана.
   - Предлагают сдаться, их флагман горит, но они подняли флаги...
   - Хорошо дрались матросики, мои матросы... - говорит капитан. - Все,
   Сережа,...да....
   - Понятно, Алексей Дмитриевич, все были готовы, все надели "первый
   срок"...
   А на искореженной палубе стояли, сидели, лежали, кто-то, шатаясь,
   шел.... Русские моряки - герои... настоящие. Настоящие. Они курили или
   умирали от ран, а молоденький мичман и пара усатых старшин шли открывать
   кингстоны. А командир стоял на мостике...! И всходило солнце... над дымами,
   над Андреевским флагом.
   А в это время на английском (или немецком, да хоть на японском)
   флагмане команда тушила пожар, суетилась.... А адмирал спрашивал
   какого-нибудь офицера:
   - Ну что там русские? Молчат?
   - Молчат, сэр. У них, видимо, закончился боезапас.
   - Да..а..а.... Как они дрались а...?! Как дрались! Мне бы таких
   моряков. Вы приготовьте все, приготовьте каюту для русского капитана. Надо
   принять всех на борт, я хочу посмотреть на этих моряков.
   - Простите, сэр, но...... они утонули.
   - То есть как? Вы сигналили им, что мы....
   - Да, сэр,... но они..., мы видели их - все в парадной форме...,
   видимо, открыли кингстоны...
   - Утонули, что ли? Все?
   - Все, сэр.
   - Стоп! А какой смысл? Бой же уже закончился.
   - Утонули, сэр, только бескозырки на воде.
   - Не понял.... Я не понял. Смысла-то нет.... Ну надо же! Ну... вы...
   там... отсалютуйте. Все-таки классные моряки были.... Зачем? Стрельните из
   пушки... в честь.... Непонятно.
   И действительно! Был корабль большой....

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
556 публикаций

Интересно. Естественно +

Название темы сразу привлекает)

"Не тронь меня" - хех.

 

Просмотр сообщенияTomas_Plein (20 Фев 2013 - 18:24) писал:

виден. все в порядке. а вот днем глючило

У меня тоже днем смайлики не отображались.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
701 публикация
39 боёв

Цитата

Я припоминаю что во время ВОВ так якобы называли часть недостроенного линкора, из которой сделали плавучую платформу, вооруженную зенитными орудиями. Но возможно что это было неофициальное название этого сооружения.

нет официальное. в википедии об этом тоже написано. это просто тезки.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
118
Бета-тестер
850 публикаций
3 152 боя

Просмотр сообщенияKatahi79 (20 Фев 2013 - 18:38) писал:

Я припоминаю что во время ВОВ так якобы называли часть недостроенного линкора, из которой сделали плавучую платформу, вооруженную зенитными орудиями. Но возможно что это было неофициальное название этого сооружения.
Вполне официальное название части линкора, проекта 23, между прочим, который вроде как предтоп проекта 24 - лк10.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
577
[RONIN]
Старший альфа-тестер
3 452 публикации
1 272 боя

Уж что,что а названия кораблей всегда в Русском флоте были отличные. :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
200 публикаций
6 088 боёв

Просмотр сообщенияKatahi79 (20 Фев 2013 - 18:38) писал:

Я припоминаю что во время ВОВ так якобы называли часть недостроенного линкора, из которой сделали плавучую платформу, вооруженную зенитными орудиями. Но возможно что это было неофициальное название этого сооружения.

Просмотр сообщенияTomas_Plein (20 Фев 2013 - 19:49) писал:

нет официальное. в википедии об этом тоже написано. это просто тезки.
Все-таки неофициальное. На самом деле это была плавучая батарея №3. Воевала в 1941-1942 в районе Севастополя. Если что, чуть-чуть покопал:http://forum.worldof...3147#entry43147
А так еще и парусник такой был, правда про него я прицельно ничего  не искал...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×