Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
tankowik

Чайный клипер "Катти Сарк"

В этой теме 27 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Приветствую вас, уважаемые форумчане! Я продолжаю рассказывать о самых знаменитых парусных кораблях – постаментах. На этот раз речь зайдёт не о военном корабле, однако очень красивом и знаменитом. Это судно за свою выдающуюся скорость прозвали «королевой океанов». Почему королевой, а не королём? Да потому что судно носит имя…

Cutty Sark

Изображение

«Ка́тти Сарк» (англ. Cutty Sark) — один из наиболее известных и единственный сохранившийся на данный момент чайный клипер. Был построен в 1869 году. Поставлен в 1954 году на вечную стоянку в сухой док Гринвича (Великобритания), где и находится по сей день. Судно серьёзно пострадало во время пожара 21 мая 2007 года. Повторное открытие после реставрации состоялось в апреле 2012 года.

История судна

 

История создания

"Катти Сарк" - трехмачтовый чайный клипер - был построен в шотландском городке Думбартоне (на реке Клайд, близ Глазго) по заказу известного лондонского судовладельца старого Джона Уиллиса. Отец его тоже был судовладельцем, и потому Джон получил надлежащее воспитание: чтобы он овладел профессией моряка, его без лишних разговоров еще мальчиком отправили в море. Теперь у Джона Уиллиса было немало клиперов, среди которых выделялись прекрасными мореходными качествами "Ламмермюр" и "Твид". Он понимал толк в кораблях-гонщиках, много лет сам ходил капитаном на своих клиперах и всей душой ненавидел "коптящие небо" паровые суда с их шумными машинами и толпой грязных кочегаров. На пароходах тех времен устанавливались еще далеко не совершенные машины, пожирающие огромное количество угля. Владельцы их уповали на то, что в один прекрасный день будет изобретен какой-то новый вид топлива или появятся новые, экономичные машины, благодаря чему их суда избавятся от необходимости возить на себе непомерный запас угля. Но Уиллис и другие "консерваторы" упорно утверждали, что ничего подобного произойти не может, что ни котел, ни машину усовершенствовать нельзя, а с Суэцким каналом обязательно стрясется какая-нибудь неприятность - вероятнее всего, его просто занесет илом. И тогда поглядим, - заявляли Уиллис и его коллеги - сумеет ли лондонский рынок обойтись без парусных кораблей? Океанский ветер - который ничего не стоит! - был и остается вечной движущей силой. И неразумно отказываться от него ради дорогостоящих и капризных механизмов, пожирающих далеко не дешевое на морских путях топливо...

Давая заказ верфи "Скотт и Линтон", старый Уиллис прямо-таки горел оптимизмом. Причиной тому был неожиданный бум, поднятый по обе стороны Атлантики: почти одновременно оказалось спущено на воду около дюжины прекрасных клиперов. Такого не было уже давно! Знаменитая компания "Локс лайн" только что заказала сразу четыре клипера - "великолепный квартет". Абердинская "Уайт Стар лайн" построила первый клипер с железным корпусом "Патриарх". Их знаменитый клипер "Фермопилы", построенный годом раньше, недавно совершил свой пер-кый рейс в Мельбурн за 60 дней. Это был рекорд: за 60 дней почти 15 000 миль! Два месяца клипер шел со средней скоростью 10 узлов! (Ни один владелец пароходов не смел и мечтать о таком рейсе. Сама по себе 10-узловая скорость фантастической уже не казалась, но пароходы тратили на заходы для приемки угля - бункеровку - столько времени, что в пути потребовалось бы поддерживать гораздо более высокую, пока недостижимую скорость.)

 

Снедаемый завистью Уиллис лелеял мечту, что его будущий клипер добьется лучшего результата. В Мельбурн за 60 дней? А почему бы не за 55? И Уиллис принялся диктовать молодому и талантливому конструктору Геркулесу Линтону свои условия. Надо подчеркнуть, его преследовала навязчивая идея - создать корабль, способный быть первым среди всех. К ужасу судостроителей упрямый заказчик потребовал взять за образец обводов нового клипера корпус его старого "Твида". "Твид" был довольно необычным судном. Он был построен как паровой фрегат "Пенджаб" для Ост-Индской компании. Уиллис ухитрился купить пароход по дешевке, продал его машину за 10 000 фунтов, а корпус несколько удлинил и превратил в парусное судно - клипер.

 

Молодой Линтон, вероятно, не получил особого удовлетворения от визита "Старой Белой Шляпы" (так прозвали Джона Уиллиса за необъяснимое пристрастие к белому, безукоризненной чистоты цилиндру). И было от чего призадуматься. "Твид" выглядел мощным и солидным судном с массивной кормой. На взгляд тех, кто больше всего ценил в обводах корабля изящество арабских скакунов, любимое детище Уиллиса походило на ухоженную ломовую лошадь. Но это было удивительное судно: несмотря па массивность, "Твид" шел довольно легко. Почему? Тут было что-то от счастливой случайности. Над тем, как воспроизвести эту случайность, и ломал теперь голову Линтон. Во всяком случае, и у него было твердое намерение - построить первоклассное судно.

 

Как бы там ни было, одна черта "Твида" нашла конкретное выражение в корпусе "Катти Сарк". Это как раз та самая корма - мощная корма, мало похожая на обычную клиперскую корму. Надо сказать, клипера строились уже без малого четверть века, пренебрегать накопленным опытом было рискованно. С другой стороны, Линтон хорошо знал, что даже для самых мореходных клиперов наибольшую опасность представляла попутная штормовая волна. Не было ничего страшнее, чем уходить от шторма. Управление кораблем - штурвал и компас, вахтенный помощник и матрос-рулевой, да и все, что находилось на корме, подвергалось при этом постоянной опасности быть смытым за борт. Рулевые вынуждепы были привязываться к штурвалу, даже случайный взгляд, брошенный за корму, заставлял сердце замирать в ужасе! (Забегая вперед, скажем, что и на "Катти Сарк" рулевые привязывались к штурвалу, хотя и редко.) А ведь мощная корма служила бы хоть какой-то защитой от попутной волны.

Компания сделала все, чтобы клипер стал шедевром. Оговоренная контрактом цена постройки "Катти Сарк" была равна 21 фунту за тонну, однако для создания шедевра такой суммы явно не хватало. В дело шел только лучший материал: отличное железо, выдержанное дерево - отборный ильм, тик, красная сосна. Но все хорошее, как известно, стоит больших денег... Фирма "Скотт и Линтон" вышла из дела (рабочим стало нечем платить) и обанкротилась, не успев вооружить превосходно собранный и спущенный на воду 22 ноября 1869 г. корпус.

 

Клипер, достроенный уже другой фирмой - другими мастерами, по по чертежам Линтона, отнюдь не был копией "Твида" или какого-нибудь другого судна. Это был корабль, восхищавший знатоков, но, пожалуй, никому не приходило в голову, что новому клиперу суждено точно так же восхищать настоящих моряков и сто лет спустя, когда его ровесники канут в прошлое, а эпоха расцвета парусов станет такой же далекой и смутной, как времена средневековья.

 

История названия

В переводе с шотландского «Cutty Sark» — «Короткая рубашка». Будущий владелец клипера, Джон Уиллис, зайдя в одну из картинных галерей, увидел картину, изображающую молодую ведьму в короткой ночной рубашке, летящую над болотами на шабаш. Тогда он решал, как назвать корабль, то сначала хотел назвать его именем ведьмы. Но моряки — народ суеверный (особенно в XIX веке), и на корабль, носящий имя ведьмы, невозможно было бы набрать экипаж. Тогда и пришла Уиллису в голову идея названия, которое бы и не раздражало суеверных, и всё-таки соответствовало его желанию. Кроме того, носовая фигура клипера изображала эту ведьму.

По другой версии, капитан собирался назвать клипер «Морская ведьма» («Sea Witch»), но оказалось, что под этим именем уже зарегистрирован другой корабль. И тогда он выбрал название Cutty-sark - прозвище молодой и эротически-привлекательной ведьмы, героини поэмы Роберта Бёрнса «Tam O’Shanter».

Что говорить, странное название! В те годы суда носили звучные, внушительные названия, например "Вестник рассвета", "Утренняя фея", "Пылающий крест", "Властелин морей". По обе стороны Атлантики судовладельцы состязались в выборе высокопарных имен. Ведь и бывалым морякам и пассажирам, собирающимся со всей семьей куда-нибудь за океан, больше приходились по душе корабли с "надежными" названиями, подобными "Королеве колоний" или "Колеснице славы". Среди такой коллекции "Короткая сорочка" выглядела нелепа, но, тем не менее, моряки и торговцы неожиданно быстро привыкли к странному названию, очевидно и потому, что его легко произносить.

Судно бороздит океаны.

Итак, "Катти Сарк" наконец вышла в свой первый рейс, но слабые ветры и досадные мелкие аварии преследовали клипер почти на всем пути в Китай. Установка рангоута и такелажа обычно выполнялась верфями без тщательной подгонки. Эта утомительная и кропотливая, тонкая работа, как и выхаживание парусов, проводилась в течение первых рейсов. Даже хорошо подогнанный стоячий такелаж, вытягиваясь под нагрузкой, ослабевал, его нужно было обтягивать, чтобы каждая снасть выполняла свою роль в сложной системе оснастки судна. Это отняло немало времени. Как бы то ни было, "Катти Сарк" не установила ожидаемого рекорда, не получила премии за быструю доставку груза. Расстояние от Лондона до Шанхая она покрыла за 104 дня, уступив клиперу "Лал", который затратил на тот же путь 98 дней.

 

"Катти Сарк" удалось получить чартер на перевозку чая нового-урожая в Лондон по фрахтовой ставке 3 фунта 10 шиллингов за 50 кубических футов груза'. И это было не так уж плохо, потому что главные конкуренты клиперов - пароходы - только что нанесли очередной удар: неожиданно для многих продемонстрировали способность - дойти до Лондона за 60 дней. Напрасно сторонники парусного флота предсказывали, что кочегаров скосит адская работа в жару на переходе Красным морем! Суэцкий канал также "не оправдал надежд", а бункеровочные фирмы без задержки снабжали пароходы углем в Адене, Коломбо и Сингапуре. Спасало парусники то, что оставалось еще немало знатоков, которые заявляли, будто бы чай теряет свои качества в железных трюмах пароходов под действием испарений и дыма из кочегарки, начинает пахнуть антрацитом и трюмной водой.

 

Новый клипер погрузился и без промедлений вышел в море. У него, конечно, не было надежды оказаться первым на рынке (разве что все пароходы взлетели бы на воздух!), однако Мьюди был полон решимости обогнать своих коллег. Клипер использовался для доставки чая из Китая, в то время представлявшей собой беспощадную конкурентную гонку вокруг земного шара из Китая в Лондон. Призом в этой гонке была существенная разница в прибыли, получаемая тем, кто привозил первый чай нового урожая. В этой гонке «Катти Сарк» не выделялась ничем особенным. Известность ей принесло состязание на скорость с клипером «Фермопилы» в 1872 году. Оба клипера одновременно вышли из Шанхая 18 июня, однако через две недели «Катти Сарк» в буре потеряла руль и капитан Моуди удерживал клипер по ветру во время бури с помощью плавучего якоря, пока на борту мастерили запасной руль. Работа длилась восемь суток, поскольку яростный шторм не прекращался. Судовой плотник собрал брусья, скрепил их скобами, которые сам выковал. Кузницу разбили на палубе, по которой гуляли волны. Один раз опрокинулся горн, и сын капитана, который раздувал мехи, едва успел отскочить в сторону, увертываясь от раскаленных углей. На следующий день кузнецу чуть не снесло голову раскаленным железным брусом. Имя этого человека – Генри Гендерсон – осталось в анналах британского мореплавания. В результате этого Катти Сарк прибыла в Лондон на неделю позже «Фермопил» — 18 октября, затратив на путешествие 122 дня. Тем не менее, клипер навсегда вошел в историю благодаря тому, что после аварии капитан не сдался, а принял решение продолжить гонку, соорудив импровизированный руль в открытом море (вместо того чтобы сойти с дистанции на ремонт в порт), и при этом отстал всего на одну неделю.

 

Старый Уиллис метал громы и молнии. Вооружившись огромным увеличительным стеклом, он тщательно изучил судовой журнал "Катти Сарк", но не обнаружил ни одной ошибки в действиях капитана. И тем не менее его новое судно не поставило рекорда! Уиллиса не интересовало то, что клипер вынужден был лавировать весь долгий путь до пролива Зонд (попутных ветров не было, а встречные то и дело сменялись затяжными штилями), в Индийском океане попал в шторм и даже проходил Английский канал (добавим, и влетел в Темзу!) чуть ли не с ураганным ветром. Мьюди начал жаловаться, что ему не везет.

В итоге клиперы были вытеснены пароходами, которые хотя и были по тем временам медленнее, но обеспечивали стабильные поставки чая через открывшийся Суэцкий канал. После этого «Катти Сарк» отлично зарекомендовала себя на перевозках шерсти из Австралии, добираясь до Англии за 67 дней. Утверждается, что в свои лучшие времена она могла пройти 360 морских миль за сутки, что может считаться рекордом для судов такого размера.

 

Изображение

«Катти Сарк» в Сиднейской гавани в ожидании груза из шерсти нового сезона, фото 1885-94 года.

В 1895 капитан Уиллис продал судно португальской компании «Ферейра». После этого судно ещё несколько раз перепродавали, переоборудовали, пока в 1922 году «Катти Сарк» не была куплена капитаном Уилфредом Доуменом (Wilfred Dowman), который восстановил исходный вид и оснастку и начал использовать клипер в качестве стационарного учебного судна.

Spoiler
  Изображение
Фотография 1916 года

Технические хар-ки

Водоизмещение: 2133,7 тонн при осадке 6.1 м

Длина полная: 85,4 м.

Длина корпуса: 64,8 м.

Ширина: 11 м.

Осадка: 6,7 м.

Высота грот-мачты от главной палубы до топа: 46,3 м.

Общая площадь парусов: 2980 м².

Пожар

 

Ранним утром 21 мая 2007 года на «Катти Сарк» возник пожар. Огонь быстро охватил всё судно, уничтожив около 80 % всей деревянной обшивки и палубных перекрытий. Однако, как сообщил представитель фонда «Катти Сарк» Крис Ливетт, судно будет восстановлено, так как более половины всех его элементов — в частности, мачты, паруса, фигура девы, украшавшая нос — были сняты с корабля во время проводимого  проекта по его реконструкции и вывезены в город Чэтем в графстве Кент. Свою поддержку в восстановлении национального символа Великобритании пообещало оказать и британское правительство.

По расчётам специалистов, восстановление после пожара обойдётся дополнительно примерно в 10 миллионов фунтов стерлингов. Смета проекта по реконструкции «Катти Сарк», начавшегося в ноябре 2006 года, оценивалась в 25 миллионов фунтов.  Реставрация заняла почти пять лет и потребовала 50 млн фунтов расходов, повторное открытие судна для посетителей состоялось 25 апреля 2012 года.

Расследование причин пожара

30 сентября 2008 года представитель Лондонской пожарной службы озвучил выводы следствия о причинах пожара на пресс-конференции в New Scotland Yard. Согласно данным расследования, проводившемся совместно с London Metropolitan Police Service, наиболее вероятной причиной пожара стало возгорание мотора промышленного пылесоса, использовавшегося для уборки судна от отходов. Пылесос забыли выключить и он работал около 48 часов (в выходные дни) до своего отказа и начала пожара, обнаруженного в понедельник. Материальные свидетельства и записи с камер видеонаблюдения говорят о том, что пожар начался в корме корабля на нижней палубе. На основании доказательств был сделан вывод, что поджог маловероятен, и пожар произошёл по недосмотру.

Итак, дорогие форумчане, мы переходим от истории чайного клипера к его непосредственному осмотру.

Изображение

 

Корма до ремонта в 1994 году.

Изображение

Фотография 1997 года

 

Изображение

 

Октябрь 2003 года

Изображение

Носовая фигура ведьмы из поэмы Роберта Бёрнса «Tam O'Shanter» в сентябре 2006 года.

 

  Изображение

 

Корабль за неделю до пожара. Большинство наружных деталей уже были демонтированы для ремонта.

 

  Изображение

 

Ранним утром 21 мая 2007 года на «Катти Сарк» возник пожар.

Изображение

Огонь быстро охватил всё судно

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

  Изображение

Было уничтожено около 80 % всей деревянной обшивки и палубных перекрытий.
http://img818.images...03/25618098.jpg
По выгоревшим буквам всё ещё можно прочесть название…

Изображение

Работ по восстановлению клипера предстояло много.

Изображение
Реставраторы устанавливают деревянную опору для поддержания одной из обшивочных досок перед её снятием для реставрации.

  Изображение

Говорим все вместе огромное спасибо рабочим, восстановившим этот парусник!
Изображение
Восстановленный иллюминатор и лаковое покрытие

  Изображение

Изображение
«Катти Сарк» восставшая из пепла.

  Изображение

Февраль 2012 года. Восстановление клипера практически завершено.
Изображение
Корабль будто вновь бороздит просторы океанов.

Cтрогий лимит диктует свои правила. Продолжение в следующем посте.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

  Изображение

Изображение
Стеклянная крыша сухого дока прикрывает посетителей от «пасмурностей»

  Изображение

Изображение
Вот так выглядит вход на палубу

  Изображение

Изображение


  Изображение

Нактоуз. Все детали отполированы до зеркального блеска
http://img443.images...07/34096355.jpg


  http://img820.imageshack.us/img820/1485/40112411.jpg

Некоторые декоративные работы незадолго до открытия
Изображение
Теперь посетители могут спокойно прогуливаться под многотонным клипером.

Заключительная часть чуть ниже

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

  Изображение

А все эти окошечки надо ещё надраить…
Изображение
И всё ради людей, интересующихся морской тематикой, и обычных зевак.

  Изображение

Корабль удерживается на весу благодаря множеством стальных подпорок.
Изображение
Музей 'Катти Сарк' вновь открылся 26 апреля 2012 года после реставрации легендарного чайного клипера, серьезно пострадавшего при пожаре в 2007 году. К этому событию приурочена выставка 80 подлинных носовых фигур с кораблей торгового флота - включая 'Нэнни', некогда установленную на бушприте самой 'Катти Сарк', Лондон, 4 апреля 2012.

  Изображение

Прямо под килем расположено кафе
Изображение
Внутренние помещения

  Изображение

Изображение


  
Изображение

И, на последок, давайте ещё раз глянем на клипер в вечернее время

Изображение

Всем огромное спасибо за внимание! Желаю удачи!

Используемые источники: http://en.wikipedia....wiki/Cutty_Sark
http://archi.ru/worl....html?nid=43921
http://www.cross-roa...surk/index.html
http://windgammers.n...Cutty-Sark.html

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Молодец! Отличный материал нарыл. И отличная подача.

Подправь второе сообщение вторая картикнка теги добавь. IMG или это форум дурит? Держи ++++

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Жалко... Такой корабль сожгли, вот урроды...  :sad:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Просмотр сообщенияKWAK2007 (19 Мар 2013 - 12:35) писал:

Молодец! Отличный материал нарыл. И отличная подача.
Подправь второе сообщение вторая картикнка теги добавь. IMG или это форум дурит? Держи ++++
Спасибо!
Это форум дурит...
Сначала я с тегами пытался картинки вставить, но форум не захотел так картинки принимать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Просмотр сообщенияtankowik (19 Мар 2013 - 12:42) писал:

Сначала я с тегами пытался картинки вставить, но форум не захотел так картинки принимать.

Понятно.
После интеграции десятка картинок, начинаются пляски с бубном.  :angry:
Ну может через сутки он все таки это дело переварит и будет отображать нормально.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
718 публикаций

Какой, все же, красивый корабль, и как ему не хватает парусов.

А корабли в английском языке все женского рода.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
43 публикации
806 боёв

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (19 Мар 2013 - 12:36) писал:

Жалко... Такой корабль сожгли, вот урроды...  :sad:
Ладно хоть восстановили, хоть и новодела так теперь до фига. Хотя, как я понял по фоткам, снабор судна пострадал не слишком сильно, в основном сгорел настил и обшивка.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
5 публикаций

Отличный автор про чайнике корабля. Случайно при пожаре уже 89% до восстановления 100% в норме. Просто лечить травму корабля!  :great:

Судя о том, что корабль очень великолепный вид и динамичный вкус в музее "Катти Сарк".

 

 

 

 

P.S. Думаю, что корабль очень долговечной истории в мире в Великобритании! Может быть.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Просмотр сообщенияLeongim (19 Мар 2013 - 17:03) писал:

Ладно хоть восстановили, хоть и новодела так теперь до фига. Хотя, как я понял по фоткам, снабор судна пострадал не слишком сильно, в основном сгорел настил и обшивка.
Набор там железный в основном.

Просмотр сообщенияNorth2543 (19 Мар 2013 - 18:03) писал:

Отличный автор про чайнике корабля. Случайно при пожаре уже 89% до восстановления 100% в норме. Просто лечить травму корабля!  :great:
Судя о том, что корабль очень великолепный вид и динамичный вкус в музее "Катти Сарк".

P.S. Думаю, что корабль очень долговечной истории в мире в Великобритании! Может быть.
Земляк - ты вообще кто?
"Открой личико, Гюльчатай". Прочитал все твои сообщения - чуть мозг не сломал. Ты случайно не шпион с Сириуса? Или в Брянске так все плохо в сфере образования?  :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
141 публикация

Цитата

Пылесос забыли выключить и он работал около 48 часов (в выходные дни) до своего отказа и начала пожара, обнаруженного в понедельник.

Вот как так можно скажите!!!???И кто таких только на роботу берет? :amazed:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Просмотр сообщенияdimon8642 (19 Мар 2013 - 20:59) писал:

Вот как так можно скажите!!!???И кто таких только на роботу берет? :amazed:
Да легко. Клинер (уборщик) он просто с биржи труда. Так что ему на это настолько пофиг. Вот отсюда и результат.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
645 публикаций
100 боёв

Хех, надо же было построить такой корабль, чтобы он почти через сто пятьдесят лет чуть не до тла в музее сгорел..

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
701 публикация
39 боёв

был ещё рассказ про этот клипер. не помню кто автор.

 

автору огромный плюс за интересный материал!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×