Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_JcA8V0YIojHH

CSS "Албермарл" и CSS "Ньюс"(Neuse) (броненосцы Конфедерации типа "Вирджиния")

В этой теме 14 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
260 публикаций

Доброго дня, дорогие форумчане. Зародилась у меня идея осветить первые броненосцы, что более соответствовали названию (сугубо ИМХО), чем распространившиеся позже корабли типа "Вориор".

 

  Итак. США 1863-64 года., штат Северная Каролина.

 

Броненосец "Албемарл"

История постройки

 

В начале 1863 г. корабль был заложен в нескольких милях выше Роанока, у переправы Эдварс — на кукурузном поле. Достать железо для его брони и болтов, как обычно, оказалось чрезвычайно затруднительно. Кэптен Кук изъездил всю страну вдоль и поперек в поисках этого драгоценного металла; он собирал старые рельсы, лом железа и гвозди, так что стал известен под названием «капитан — торговец железом». Чертежи были изготовлены кораблестроителем Портером, создателем «Мерримака», но так как корабль пошел ко дну в самом начале своей карьеры, то мы не имеем о нем точных и подробных сведений. Он строился с большой поспешностью из плохого леса. Для изготовления болтов и для проковки всего железа, которое удалось достать, строитель не имел в своем распоряжении больших мастерских, а лишь одну открытую кузницу. Две машины поставил завод «Тредегар» в Ричмонде. уководство северян было хорошо осведомлено относительно постройки «Албемарла», но морские офицеры, которым предстояло в будущем встретиться с ним и которые побаивались его, тщетно упрашивали генерала, главнокомандующего местными силами, присоединиться к их экспедиции для уничтожения этого корабля. Генерал или не мог, или не хотел видеть, что этот броненосец угрожал также и ему.

Между тем постройка близилась к концу, и 18 апреля 1864 г. при необыкновенно высокой воде «Албемарл» спустился вниз по реке. Все это утро и после полудня мастеровые занимались окончательной отделкой последних деталей, в то время как экипаж обучался у своих двух пушек. На корабле было 10 переносных кузниц, и капитан Кук, стоя в штурманской рубке, отдавал свои приказания. «Вколачивайте гвозди № 10» чередовалось с командой «Картуз!». За распоряжением «Подвинтите гайки и винты!» следовала команда «Зарядить бомбой! Товсь!». К 17 часам кузницы были свезены на берег, палубы очищены и корабль приведен в боевую готовность.

 

 

 

 

 

ТТХ:

Spoiler

Длинна: 48,2 м.

Ширина: 10,1 м.

Осадка: 2,44 м.

Броня: Казематы 4" (2 листа по 2" стали ) + 2 " сосны , Корпус: 2" стали

Вооружение: 2 х 8" Орудия Парротта. (2 х 6,4" орудия Брука) *разные источники дают раные сведения.

Энергетическая установка: 200 л.с. (2 прямоточных котла  двойного расширения)

Скорость: 4 узла

Экипаж: 150 чел.

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема

 

 

Изображение

Фото оригинальной схемы начерченной Джоном Л. Диксоном для флота Конфедерации (Ахтунг!!! Большая Картинка)

Spoiler
Изображение
Внешний вид

Изображение

Служба

Спуск на воду

 

В начале третьего утра, 19 апреля, высокая вода дала возможность кораблю перейти через заграждение, которое северяне устроили поперек реки, чтобы помешать его выходу. Спускаясь вниз по течению, он подвергся огню федеративной батареи, расположенной на перешейке Уорен, так как сторожевые шлюпки подняли тревогу. На реке находился лейтенант североамериканского флота Флассер, имевший в своем распоряжении канонерские лодки: «Майами» и «Саутфилд». Он устроил между ними трал из бревен и цепей и намеревался зацепить им таран своего противника, а затем взять его на абордаж. Однако капитан Кук оказался слишком крупным противником для северян. Пока канонерские лодки дожидались его посреди течения, он пошел по южную сторону фарватера, под жестоким огнем, который по нему открыли, но который, однако, не причинил броне ни малейшего вреда. Затем, приблизившись к обоим противникам и развернувшись поперек реки, он на полном ходу атаковал ближайшего — «Саутфилд». Его таран вошел в корпус противника на десять футов, корабли сцепились между собой, после чего «Саутфилд» сразу же начал тонуть, потянув за собой ко дну и конфедеративный броненосец. Носовая часть «Албемарла» уже погрузилась и вода устремлялась в отверстия его носовых портов, когда «Саутфилд» скатился с тарана и дал ему возможность выпрямиться. «Саутфилд» пошел ко дну с большей частью своего экипажа. В то время как «Албемарл» крепко сцепился с федеративной канонерской лодкой, Флассер на «Майами» выстрелил 9-дюймовым снарядом в борт своего противника с очень малого расстояния. Ударившись почти под прямым углом, снаряд разбился вдребезги, осколки полетели обратно на «Майами», и при этом сам Флассер был убит наповал. Видя, что сделать ничего нельзя, «Майами» полным ходом ушла вниз по реке, оставив таким образом верхние воды пролива Албемарл в руках конфедератов.

Бой на реке Роанок * (в Заливе Свон (Swan Bay)) - как более правильно, не нашел информации.*

 

     Адмирал Ли, командовавший федеральными силами, немедленно выслал сильный отряд деревянных кораблей под началом кэптена Меланктона Смита следить за «Албемарлом». В числе посланных кораблей были «Сассакус», «Маттабесетт», «Вайлюсин» и «Майами» — пароходы с небольшим углублением. «Майами» была [127] снабжена шестовой миной и сетями, с помощью которых собирались запутать винты «Албемарла». Согласно полученным инструкциям, северяне должны были стрелять в порта конфедеративного корабля и, приблизившись вплотную к борту неприятеля, держаться там до тех пор, пока не удастся пустить в дело мины и воспользоваться тараном.

      5 мая «Албемарл», в сопровождении двух небольших судов, спустился вниз по Роаноку, чтобы вступить в бой. Весь его экипаж состоял из сухопутных команд, и у него не было обученных комендоров, так что неравенство сил не было так велико, как могло показаться с первого раза. В 04:40 он открыл огонь по кораблям северян, и через несколько минут два тяжелых снаряда попали в «Маттабесетт», ранив при этом шесть человек. «Албемарл» продолжал идти вперед, намереваясь таранить «Маттабесетт», но последний, имея значительно больший ход, свободно смог от него увернуться. Противники прошли вплотную друг к другу, и на «Албемарле» был сосредоточен сильный огонь с канонерских лодок, которые поднимались вверх, навстречу неприятелю, стреляли из бортовых орудий и, разворачиваясь вокруг тарана, снова открывали по нему огонь. Дымовая труба «Албемарла» была вся изрешечена, верхний слой плит сильно избит, шлюпки сорваны со шлюпбалок, и одна пушка повреждена. Без 10 минут шесть федератами была сделана первая и последняя попытка таранить неприятеля. «Сассакус», находясь в 400 ярдах от броненосца, отошел от него на большее расстояние (для удобства нанесения удара), поднял пары до предела, подбрасывая в топки масло и ветошь, и ринулся на «Албемарл».

    Он таранил его на скорости восьми или десяти узлах в правую раковину, накренив корму «Албемарла» и жестоко исковеркав собственный нос во время столкновения. «Майами», которая должна была находиться в готовности применить свою мину против конфедератов, действовала неумело и не смогла воспользоваться ею как следует. Тем временем течение завертело «Сассакус», и с тарана можно было навести на него орудия. По нему было выпущено два 100-фунтовых снаряда. Первый из них  прошел насквозь через весь корабль, а второй пробил котел, отчего «Сассакус» наполнился паром. Его команда жестоко пострадала: 15 человек были обварены паром, причем некоторые из них смертельно. В это же самое время произошло большое замешательство: в самый разгар суматохи раздался крик: «На абордаж!»

   Однако усилия конфедератов захватить противника таким путем не увенчались успехом и были отражены ружейным огнем стрелков, энергично действовавших через решетчатые люки на крыше каземата. В продолжение 13 минут сражающиеся оставались сцепленными друг с другом, будучи закрытыми клубами густого пара. Остальные федеративные корабли с ужасом смотрели на происходившее и не пробовали попытаться помочь храброму «Сассакусу». Его команда возвратилась к пушкам и энергично стреляла сквозь клубы пара. Но появилась необходимость загрести жар в топках, в оставшихся еще котлах, так как возникло опасение, что котлы взорвутся. Инженер Хобби повел своих людей в заполненную паром кочегарку и удачно выполнил эту опасную работу. «Сассакус» оставался в беспомощном состоянии, хотя теперь он и отделился от тарана. Течение понесло его прочь от «Албемарла», и противники разошлись. Стало очевидно, что деревянным кораблям не под силу уничтожить броненосец, а так как незадействованных мониторов не имелось, то оставался только один выход: пустить в дело мины.

 

Атака Кашинга (Кушинга)

 

   «Албемарл» стоял на якоре в нескольких милях выше по реке Роанок. В ночь на 25 мая Коалхевер Болдуин с четырьмя волонтерами, имея на шлюпке две мины, отправился в один из рукавов Роанока. Они высадились на берег и протащили все принадлежности поперек узкой части болота, которое отделяло рукав от главного русла реки, где стоял «Албемарл». Когда два человека из экспедиции переплыли через Роанок, Болдуин соединил концом обе мины и пустил их вниз по течению. Он хотел направить по обе стороны носа «Албемарл» и затем взорвать. [129] План этот, однако, не удался, так как на мины наскочила шхуна, Болдуин же был обнаружен часовым, хотя все-таки и успел скрыться. Вместе с двумя своими людьми он спрятался в болоте и, проскитавшись в течение 38 часов, добрался до своих. Остальные два человека из его экипажа смогли возвратиться только через два дня, перенеся в болоте множество лишений, и едва ускользнули от искавших их повсюду конфедератов. После этой неудачи решили попытаться уничтожить таран атакой катеров. Два паровых баркаса (прототип  миноносок) были построены в Нью-Йорке. Носовая часть их была забрана палубой, и машины работали настолько плавно, что на малом ходу не производили ни малейшего шума. Каждый баркас был вооружен 12-фунтовой гаубицей и длинным шестом, который можно было выдвигать вперед и на конце которого размещалась мина. По пути в залив Албемарл один из них погиб; второй же пришел благополучно, и его командиром назначили лейтенанта Кашинга.

Лейтенант Кашинг и его Баркас №1 (фото)

Spoiler

Изображение

Изображение

 

Этому офицеру исполнился только 21 год, но он не раз отличался смелыми поступками и доказал, что владеет всеми качествами, которые требуются от минного офицера. Собрав отборную команду, в ночь на 26 октября он предпринял первую попытку атаковать броненосец. К несчастью, баркас сел на мель и смог сойти с нее только к утру. Следующая ночь была темной, дул шторм, так что она очень подходила для его целей. Он двинулся в полночь, имея на буксире небольшой катер.

    Было известно, что «Албемарл» стоит у Плимута. На милю ниже этого места находились обломки канонерской лодки северян «Саутфилд», которыми южане воспользовались, чтобы устроить пост, и держали там шхуну с экипажем 25 человек. Для поднятия тревоги, на случай, если будет произведена минная атака, при них находилась одна пушка и ракеты. Кашинг на своем катере намеревался застать врасплох людей, несущих дозорную службу, и, овладев аванпостом, приступить к выполнению главной цели экспедиции — захвату «Албемарла». Он рассчитывал высадиться на берег недалеко  от города, взять броненосец на абордаж и увести вниз по течению раньше, чем успеют поднять тревогу. Известно было, что на корабле остается лишь очень небольшой экипаж. Если бы и удалось уничтожить экипаж, то как последнее средство у Кашинга имелась мина, которой он мог уничтожить броненосец. Все шло хорошо. Временами небольшой дождь скрывал очертания катера, который медленно крался против течения, прижимаясь насколько возможно к берегу, чтобы прятаться в тени деревьев. В половине третьего часа они вышли на траверз «Саутфилда», обломки которого торчали из воды и были ясно видны с баркаса. Сигнальщики конфедератов вели наблюдение плохо и баркас не заметили. Не тревожа пост, Кашинг прошел мимо. Обходя излучину реки, он увидел, что огни, которые конфедераты обыкновенно держали зажженными в этом пункте для освещения подхода к городу и предупреждения внезапного нападения, горели очень слабо. Он продолжал следовать дальше, держась поближе к берегу, когда внезапно залаяла собака. Баркас тотчас же был окликнут, и по нему начали стрелять. Шум и звон колокола разбудил беспечных вахтенных, и в костры подбросили топливо. Яркий свет выдал баркас; на внезапное нападение нельзя уже было рассчитывать, но броненосец стоял тут же, рядом, и еще можно было воспользоваться миной. Баркас направился к нему полным ходом, но, увидев, что корабль огражден боном из бревен, Кашинг отошел назад, почти на 100 ярдов, и ринулся на него во второй раз, рассчитывая, что его небольшое суденышко перескочит через бон и таким образом он получит возможность взорвать свою мину под корпусом «Албемарла». Во время атаки пули все время летали вокруг него. Приблизившись, он крикнул: «Покиньте корабль, мы сейчас взорвем вас!» — и выстрелил из своей пушки. Баркас действительно перескочил через бон, выдвинутая же мина ударилась о корпус броненосца. Когда Кашинг почувствовал удар, то он дернул за шнур, и мина взорвалась с глухим шумом, подняв высокий столб воды.

Торпедированный "Албермарл"

Изображение

«Албемарл», в который врывались потоки воды, начал заметно крениться. Это случилось как раз вовремя: на «Албемарле» успели откинуть пушечный полупортик и атакующие увидели прямо перед собой, не далее как в 30 футах, дуло 100-фунтового орудия, заряженного картечью. Орудие выстрелило в тот момент, когда корабль накренился, и всю картечь пронесло над баркасом. Одежда Кашинга была пробита пулями, но сам он не получил ни царапины. Сотрясение от взрыва все-таки повредило минный баркас. Конфедераты закричали людям на нем, чтобы они сдавались, и некоторые так и поступили. Кашинг не пожелал последовать их примеру. Сбросив с себя все тяжелое, он кинулся в реку и поплыл вниз по течению. Проплыв полмили, он увидел одного человека из своего экипажа, уже выбивавшегося из сил, и намеревался поддержать его. Но собственные силы покидали его, и, находясь сам в беспомощном состоянии, он принужден был его бросить. Направившись к берегу, он добрался туда с величайшим трудом и спрятался в болоте. Негр доставил ему пищу и принес известие, что «Албемарл» получил смертельную рану. Только два человека утонули при этой смелой и блестящей атаке, в плен попало 19 человек, и спасся только один Кашинг. Тем не менее полученные результаты стоили понесенных потерь. Федераты избавились от очень опасного противника и отныне стали бесспорными обладателями проливов.

После окончания войны был поднят и отбуксирован на Норфолкскую военно-морскую верфь, где был отремонтирован (орудия с корабля были сняты его командиром и использовались при обороне Плимута от северян). Сначала планировалса его ввод в строй, но корабль простоял у стенки до 15 ноября 1867 года, когда и был продан на слом.

   Однако в 2002 году была спущена на воду 19-ти метровая копия корабля (3/8) на которой катают туристов. Копия вооружена и умеет стрелять холостыми. Стоит на якоре в Плимуте около Морского музея.

Фото Реплики.

 

Изображение

  

 

 

 

 

Броненосец "Ньюс"

Построен в Кингстоне, штат Северная Каролина. Как и систершип строилса в спешке и из подручных материалов (паровую машину для корабля сняли с локомотива на подобии этого

Изображение

)В отличии от систершипа ничем не прославилса. Весь срок службы практически простоял у пирса. Был подожжен и затоплен в марте 1865 года при защите Кингстона.

  В 1960-х был поднят, вернее выкопан из песка и ила

Изображение

к сожалению при подьеме из-за переоценки степени сохранности корпуса головотяпства большинство деревянных конструкций было уничтожено. Днище с килем и около 15000 вещей экспонируются в Кингстоне  в CSS Neuse and Governor Richard Caswell Memorial

Изображение

Но и это еще не конец истории. Группа этузиастов истории Гражданской войны построила полноразмерную копию броненосца "Ньюс ІІ" и организовала там музей оригинального корабля с полностью воссозданным интерьром. Корабль не на ходу, экспонируетса просто на земле в том же Кингстоне, штат Северная Каролина.

 

 

Источники:

 

http://navalwarfare.blogspot.com/

http://www.cityofart.net/

http://digital.lib.ecu.edu/

Вильсон X. Броненосцы в бою. — М.: Изографус, ЭКСМО, 2003.(http://militera.lib.ru/)

 

 

П.С. фото и арт в следующем посте.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
260 публикаций

Фото и Арт

 

Бой в заливе Свон

 

Изображение

Изображение

Таран "Сассакуса"

Изображение

 

Атака Кашинга и затонувший "Албермарл"

 

Изображение

Изображение

 

Ньюс и Ньюс ІІ сейчас

 

 

Ньюс

Изображение

Изображение

 

Ньюс ІІ

Spoiler

Изображение

 

Изменено пользователем anonym_JcA8V0YIojHH

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
577
[RONIN]
Старший альфа-тестер
3 452 публикации
1 272 боя

Прадедушки броненосцев :)

Чем-то Поповку напомнили:)

+ за труды.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 публикация

Если по хорошему то это мониторы, а не броненосцы. И вообще монитор ближе к плавучей батарее чем к броненосцу. Ибо броненосец(60-70х годов) это развитие пароходо-фрегата и парусного линкора т.е. кораблей. Монитор же является развитием плавучей батареи, кои еще в начале 18 века испанцы(если не ошибаюсь) использовали при обороне Гибралтара. Основные качества броненосца, отличающее его от монитора (кроме большего количества и разнообразия артиллерии  - МОРЕХОДНОСТЬ. Монитор как известно мореходностью обладал примерно такой же как и топор. Отсюда очень ограниченная сфера применения корабля такого рода (исключительно прибрежная полоса, а лучше русло реки). Поэтому уже к концу 60 мониторы очень сильно сдали свои позиции,

 

Хотя корабли данного класса успешно изготовляли и применяли вплоть до конца 19 века, а также эпизодически в 20 веке. кстати именно особенностями черного и балтийского морей, а также сравнительной дешевизной обусловлен был определенный интерес РИ к мониторам.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
28 публикаций

Просмотр сообщенияSlobaa (09 Май 2013 - 21:49) писал:

Если по хорошему то это мониторы, а не броненосцы.

...б_г с вами, это броненносные канонерки береговой обороны, таксзать паровые аналоги кобуксона, либо плавучие батареи...
родовой признак монитора - башня, а тут она отсутствует

А по сути верно.

Хотя американцы очень гордятся своими ironclads, на самом деле это было сугубо местечковое творчество на отшибе тогдашнего военного кораблестроения, генеральная линия которого - мореходные броненосные фрегаты а-ля участники битвы при Лиссе. И последователи у них были такие же местечковые - Россия, Швеция, Южная Америка... флоты далеко не перворазрядные по мировым меркам. Англия и Франция этот этап прошли ещё в Крымскую войну.

Мне всегда, собственно, казалось, что броненосные корабли времён Гражданской войны слишком сильно распиарены относительно своей действительной роли в развитии мирового кораблестроения, в том числе и в нашей литературе, даже советского периода... Ну, вот, не было в то время крупных войн с участием "полноразмерных" броненосных флотов - только Лисса и... Хэмптонский рейд, что поделаешь. К сожалению, изучая историю броненосного флота только на американском материале, невозможно понять её дальнейший ход.

Кстати, ваша оценка мореходности мониторов всё же ошибочна - были крупные мореходные корабли этого типа, совершавшие трансатлантические плавания. Другое дело, что это изврат, и высокобортный корабль в качестве эскаденного намного более пригоден...

Цитата

Построен в Кингстоне, штат Северная Каролина

Спасибо, посмеялся  :teethhappy:  Вообще, кингстон - это то, что открывают, когда "вгагу не сдаётся наш гогдый вагяг"  :trollface: а город видимо всё же Кингстаун...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
370 публикаций
445 боёв

Над названием столицы Ямайки вы тоже ухохатываетесь?

Прочитать Kinston, NC, как Кингстаун - альтернативненько так. По английскому, небось трояк?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
662 публикации
"Сначала планировалса его ввод в строй, но корабль простоял у стенки до 15 ноября 1867 года, когда и был продан на слом." - Как всегда,интересные кор-р-раблики или проданы или разобраны.( А за тему +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
550 публикаций
1 бой

Сравнивая танки и кораблики в глаза бьет количество экипажа, аж 150 человек. А он еще не такой уж и огромный...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Просмотр сообщенияMcPro (08 Июл 2013 - 16:13) писал:

Сравнивая танки и кораблики в глаза бьет количество экипажа, аж 150 человек. А он еще не такой уж и огромный...
Что что, а корабли и танки (неигровые) вроде бы как не принято сравнивать. Тут можно было бы еще напомнить одно выражение "сравнил кое-что с пальцем" но я не буду.  :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
550 публикаций
1 бой

Просмотр сообщенияShellback (08 Июл 2013 - 16:29) писал:

Что что, а корабли и танки (неигровые) вроде бы как не принято сравнивать. Тут можно было бы еще напомнить одно выражение "сравнил кое-что с пальцем" но я не буду.  :eyesup:

ну это уж понятно:) много чего не принято, однако сравнивают;)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Просмотр сообщенияMcPro (08 Июл 2013 - 17:39) писал:

ну это уж понятно:) много чего не принято, однако сравнивают;)
Кто сравнивает? Покажите мне человека, который сравнивает танковую технику и военные корабли, а я посмеюсь. Киньте ссылку. Я бы даже корабли разных классов не решился бы сравнивать, а тут такое.  :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×