Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Savatage

2 июля 1942 г.: в порту Новороссийска немецкой авиацией потоплен героический лидер эсминцев «Ташкент».

В этой теме 2 комментария

Рекомендуемые комментарии

2 510
[W_AT]
Участник
1 788 публикаций

Построенный в Италии перед самой войной лидер эсминцев "Ташкент", самый быстроходный и,наверно,самый красивый корабль Советского флота, получивший народное название "Голубой крейсер" стал легендой обороны Одессы и Севастополя. Тысячи бойцов и тонны боеприпасов доставил он в осажденные русские морские крепости,тысячи раненых и гражданских лиц,знаменитую Севастопольскую диораму и прочие ценности вывез он на Большую землю. Его пушки громили румынские позиции под Одессой и уничтожали немецкие батареи под Севастополем. Он сбивал немецкие самолеты и топил итальянский торпедный катер(не подтверждено). Его боевая судьба неразрывно связана с тремя городами-героями-Одессой, Севастополем и Новороссийском.

Постройка лидера была запланирована как заказ на проектирование в западных странах для предоставления возможности советским инженерам ознакомиться с новейшими техническими решениями. Проект корабля был разработан и реализован фирмой Odero Terni Orlando в Ливорно. 28 декабря 1937 года из-за осложнения международной обстановке лидер был спущен на воду в недостроенном состоянии, а весной 1939 года после приёмных испытаний прибыл в СССР. 22 октября 1939 года судно было зачислено в состав Черноморского Флота СССР, после чего на него было установлено вооружение.

image.thumb.png.cfcc8dbfb128a8977ee036f3a1b9614c.png

 

Война на Черном море поставила перед флотом совершенно не те задачи,к выполнению которых его готовили. На море противника практически не было видно, румынские корабли активности не проявляли,а немцы и итальянцы ничего крупнее катеров и миниподлодок ничего сюда доставить не смогли. Зато быстро уходящая на восток линия фронта и героическая оборона морских баз в Одессе и Севастополе сделали первоочередной проблемой снабжение осажденных гарнизонов и артиллерийскую поддержку сухопутных войск.

Скрытый текст

image.png.82d05bfa8e660cc2def4c797a6df1a04.png

Командир «Ташкента» Василий Николаевич Ерошенко

 

Вот один из примеров выполнения поставленных задач ЛЭ «Ташкент» - 29.08.1941 года лидер эсминцев «Ташкент» получил задачу на подавление 155-мм 4-х орудийной вражеской батареи, держащей под прицелом подходы к порту города Одессы. Корабль в то время постоянно находился в полной боевой готовности и после получения задачи незамедлительно отправился на ее выполнение. За 2-х часовой бой «Ташкент» израсходовал 120 фугасных боеприпасов и заставил навсегда замолчать вражеские орудия. После боя присутствовавший на корабле контр-адмирал Д.Вдовиченко, являющийся командиром отряда кораблей поддержки, объявил командованию и морякам лидера благодарность за умелые действия, проявленные в ходе боя . При входе в одесский порт он приказал передать на остальные корабли сигнал «Учитесь стрелять и вести себя под огнем у моряков ЛЭ Ташкент».

При выполнении следующего задания по обстрелу береговых укреплений врага ЛЭ «Ташкент» попадает под атаку вражеских бомбардировщиков. Противопоставить им было практически нечего – корабельные 37-мм зенитные автоматы не могли достать вражеские самолеты на высоте в 4 километра. «Ташкент» в ходе атаки получает серьезные повреждения, но все равно продолжает совершать маневры и уклоняться от воздушных атак, ведя при этом плотный заградительный огонь. Позже выяснилось, что кораблю требуется срочный ремонт, и он с сопровождением уходит в доки Севастополя. Уже на заводских доках выяснилось, что кораблю нужен 5-ти месячный ремонт – были очень сильно повреждены механизмы гребных винтов и киль корабля. Но тяжелое военное время толкало людей искать выход из казалось бы из безвыходных ситуаций. Инженер морского завода предложил провести ремонт прямо в доке, поставив корабельную корму на домкраты. Это невероятное предложение сокращало время ремонта как минимум втрое.

Скрытый текст

image.png.a5f096e39b69483fef6fa579a96588ba.png

Лидер эсминцев «Ташкент» и подводная лодка Щ-212 в Поти, 1942 год.

 

Недолго посовещавшись, корабелы и экипаж корабля принимают данное предложение. Работы по ремонту корабля кипели и днем, и ночью, и людям удалось совершить невозможное – через 1.5 месяца корабль снова увидел море. В доках установили на корму «Ташкента» 76-мм спаренную артустановку 39-К, которую сняли с недостроенного корабля «Огневой». Противовоздушная оборона корабля заметно улучшилась, теперь лидер эсминцев мог противостоять самолетам противника, действовавшим на высотах до 6-ти километров.

Скрытый текст

image.png.440b834a6719a88d4c0c69e8021fe931.png

Офицеры лидера «Ташкент».



Ноябрь 1941 года. ЛЭ «Ташкент» принимает участие в конвое кораблей (ледокол и три танкера) до Босфора, которые уходили на Дальний Восток. Конвой проходил в тяжелых погодных условиях в течение 3-х дней – постоянный снег/дождь, на море 10-ти бальный шторм. Крен судов иногда достигал отметки 40 градусов. Но все-таки корабли выполнили свою задачу и довели транспортные суда до Босфора.

Скрытый текст

image.png.0ed0baa82379cdfc85e3087460693956.png

Экипаж лидера "Ташкент".



Декабрь 1941 года. Осажденный Севастополь требовал всей возможной помощи, и ЛЭ «Ташкент» стал выполнять задачи по доставке необходимых грузов защитникам города. «Голубой крейсер» - так называли его во время Второй мировой войны бойцы Советской армии. Он навечно остался в памяти как морской помощник и защитник, всегда спешащий на помощь. Он доставлял в осажденный Севастополь морских пехотинцев, подкрепление, вооружение и боеприпасы, продовольствие и горючие. Спасал транспортные суда и людей с потопленных судов. «Ташкент», имевший грозное вооружение и большое водоизмещение, в годы войны, как никакой другой корабль, подходил для выполнения подобных задач. Скорость и маневренность, защита от вражеской авиации, большой запас хода – это далеко не все лучшие качества лидера эсминцев. При прибытии в Севастополь корабль всегда оставлял более половины запасов топлива осажденным. Вместимость доставляемых грузов поражает – так, в одном из рейдов корабль смог ДОПОЛНИТЕЛЬНО принять 30 ж/д вагонов боеприпасов, которые разместили в жилых/не жилых помещениях.

Скрытый текст

image.png.193182f6978a1ecc94d6fa7930d00ca3.png

Лидер эсминцев «Ташкент» ведет обстрел немецких позиций из Южной бухты Севастополя.

 

Скрытый текст

image.thumb.png.bd77895d83198fbcdfe6720a73e2303b.png

Погрузка советских войск на борт лидера эсминцев «Ташкент», идущего на помощь осажденному Севастополю.

 

С каждым рейдом прорываться к Севастополю становилось все труднее и труднее. Каждый следующий рейд к осажденному городу превращался в смертельную гонку, где "призом" были жизни защитников города. Судьба «Ташкента» зависела от нечеловеческих усилий, прилагаемых каждым членом экипажа корабля. Вот пример настоящей доблести, мужества и слаженных действий команды ЛЭ «Ташкент» - 27.06.1942 года, при возвращении корабля после рейда в Новороссийск он был атакован 86 вражескими бомбардировщиками. Неравный бой длился более 4-х часов, в течение которых немецкие летчики сбросили на корабль более 330 бомб, и только благодаря полной самоотверженности и слаженности действий каждого члена экипажа, которые вели неравный бой зенитными автоматами, выполняли постоянные маневры, тушили пожары и ремонтировали корабль в бою, удалось избежать прямых бомбовых попаданий в корабль. Лидер эсминцев сильно пострадал от непрямых попаданий, но все-таки выстоял до прибытия помощи. На борту корабля находились 2.3 тысячи эвакуированных севастопольцев и ценные грузы. Спасенных людей и грузы корабль передал пришедшим на помощь кораблям, а сам самостоятельно дошел и встал в Цемесскую бухту.


 

Скрытый текст

image.thumb.png.878dca106200e434a09af03dafba9cfd.png

Лидер эсминцев «Ташкент» в ходе героического перехода из Севастополя в Новороссийск. На фото расчёт 12,7-мм пулемёта ДШК на фоне разрывов от вражеских авиабомб.

 


За проявленный героизм все члены экипажа ЛЭ «Ташкент» были награждены правительственными медалями, а командование корабля наградили орденом Ленина. Прибывший 1.07.1942 года на корабль командующий Кавказским фронтом С.Буденный сказал экипажу, что ими гордится весь Советский Союз и пообещал ходатайствовать перед главнокомандующим о присвоении кораблю звания «гвардейский».

Скрытый текст

image.png.8b4e1d8543aef59b74d67265a3c3b2c4.png

Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный (1883 — 1973) выступает перед экипажем лидера «Ташкент».



Однако корабль не успел поднять гвардейский флаг. 2.07.1942 года в полдень корабль был атакован прямо в месте базирования, внезапно появившимися 30-ю самолетами противника. Сразу получив два прямых попадания, «Ташкент» залег на грунт. В этом налете вражеской авиации погибли 76 членов экипажа, столько же получили ранения. После авианалета корабль был осмотрен и признан недееспособным из-за значительных повреждений. С него снимают все уцелевшее оборудование, а так же 76-мм зенитную артустановку, которую вернули на достраивающейся «Огневой». «Ташкент» оставался лежать у пирса до освобождения в 1944 году города Новороссийск. Были предприняты попытки восстановить корабль, однако это признается нецелесообразным из-за полученных тяжелых повреждений. Корабль на буксире привели в Николаев, где после войны его пустили на металл.

Скрытый текст

image.png.d80311538d49e0ea3e5ee156e7996939.png

Потопленный лидер эскадренных миноносцев проекта 20И «Ташкент» после освобождения Новороссийска.

 

За свою недолгую боевую службу Родине «Ташкент»:
- прошел 27 000 миль;
- принимал участие в конвое 17 советских транспортных судов;
- доставил в безопасное место около 20 000 человек;
- перевез более 2500 тонн груза;
- уничтожил 9 и подбил 4 самолета врага;
- пустил на дно немецкий торпедный катер ( не подтверждено);
- уничтожил 6 береговых батарей;
- осуществил около 100 огневых ударов по береговым укреплениям противника;
- уменьшил живую силу противника на значительное количество.

 

 

Изменено пользователем Savatage
  • Плюс 19
  • Круто 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 794
[GREML]
Участник, Коллекционер
1 164 публикации
8 880 боёв

Огромное спасибо за статью.

По праву легенда Черноморского флота

Изменено пользователем MoGwaai
  • Плюс 1
  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×