Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Mishanya242424

U-2540 «Вильгельм Бауэр»

В этой теме 10 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
285 публикаций
1 144 боя

EJZCyLR.png

M4V2HJ7.png

 

Доброго времени суток, дамы и господа. Сегодня мы поговорим с Вами о замечательной немецкой подводной лодке U-2540, также именуемая, как «Вильгельм Бауэр». К сожалению, у этой подлодки не такая богатая история, но, все же, есть что рассказать.


Подводная лодка типа "XXI", спущенная на воду в феврале 1945 г. Затоплена экипажем в марте 1945 г. близ Фленсбурга в рамках операции «Regenbogen». Спустя 12 лет, в июне 1957 года U-2540 была поднята, отремонтирована и введена в состав Bundesmarine. Под названием «Кит» лодка служила сначала в целях испытаний новых приборов и механизмов, а 1 сентября 1960 года был названа «Вильгельм Бауэр», в честь первого немецкого инженера-подводника. Была выведена из состава флота 15 марта 1982 года и впоследствии переоборудована в музей. 

 

В проекте был применен ряд революционных новшеств — электромеханическое заряжение торпедных аппаратов, гидроакустический комплекс, позволяющий атаковать без визуального контакта, увеличенные аккумуляторные батареи, каучуковое покрытие, затрудняющее работу гидролокаторов противника, а также устройство пузырьковой завесы. Впервые подлодки проектировались для подводного плавания в течение всего автономного похода.

 

___________________________________________________________________________________________________________

 

История и разработка.

 

Подводные лодки типа XXI — серия немецких дизель-электрических подводных лодок времён Второй мировой войны. 

Появление подводных лодок XXI серии ознаменовало рывок немцев в проектировании и строительстве. Эти сверхсовременные подлодки были первыми, при серийном производстве которых использовались девять готовых модулей. Изготовленные на разных заводах Германии секции корпусов лодок на верфях тщательно состыковывали и сваривали за минимальное время. Теоретическая оценка времени, затрачиваемого на строительство одной подводной лодки XXI серии, составляла 176 дней, при этом на сборочной верфи она должна была проводить только 30 дней.

 

Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран — большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов — имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, — её скорость и запас хода в подводном положении.

 

В отличие от своих сверстников, «Вильгельм Бауэр» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ — все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные электродвигатели полного хода, тихие и экономичные электродвигатели "подкрадывания".

 

В апреле 1943 года был утвержден детальный план по переделке с минимумом изменений базового проекта XVIII серии (подводная лодка водоизмещением 1600 тонн с турбиной Вальтера и дизельными двигателями) в XXI серию "Elektroboot". На этой серии двойная двигательная установка была заменена новыми дизелями с турбонаддувом и электродвигателями с улучшенными характеристиками вместе со специальными электродвигателями "подкрадывания", позволявшими подбираться к противнику бесшумно, а в нижней части прочного корпуса вместо цистерн для перекиси водорода появилась возможность разместить большое количество аккумуляторных батарей, благодаря чему существенно увеличивалась дальность подводного хода лодки. Конечным результатом стала подводная лодка, равная по величине IXD, но с неизмеримо возросшими возможностями. Хотя подводная лодка XXI серии имела меньший радиус действия и более низкую скорость надводного хода по сравнению с лодкой типа IXD2, ее подводная скорость была выше надводной. Способная развить 12 узлов под шноркелем и 17,2 узла при движении в подводном положении на электродвигателях против соответственно 6 и 7 узлов подводной лодки IX серии, она могла погружаться глубже границы в 130 м вплоть до глубины 280 м и идти под водой двое суток при нормальной скорости и одиннадцать суток - на малом ходу без подъема шноркеля.

 

Однако, и в этот раз первоначальные планы оказались нарушенными. Причины срыва становились стандартными — задержки изготовления и поставок оборудования, сложности освоения новой технологии, потери от авианалетов союзников. Кроме того, в ходе строительства выяснился серьезный просчет проектантов — фактическая нагрузка лодок превысила расчетную. Для компенсации перегрузки и увеличения плавучести в районе носовых помещений потребовалось врезать дополнительную секцию 3А длиной 2,2 м, получившую «в честь» виновника просчета, директора бюро «Glückauf» название «Эльфкен-секция». И хотя водоизмещение возросло почти на 20 т (около 10%), в результате такого конфуза условия размещения аккумуляторной батареи и жилых помещений заметно улучшились. Блочный метод проектирования и постройки позволил без существенных конструктивных проблем пережить эту метаморфозу.
 По мере дальнейшей утраты Германией своего промышленного потенциала происходила корректировка и этой программы кораблестроения. Как и вся экономика третьего рейха, она сжималась подобно шагреневой коже. После потери Рура стал остро сказываться дефицит стали, которая прежде всего направлялась на изготовление танков. Не хватало квалифицированной рабочей силы, все больший урон наносили налеты авиации. Новым акцентом сентябрьской программы стал постепенный перевод сборки ПЛ XXIII серии с «Deutsche Werft» в бункеры-укрытия, находящиеся в районе Киля, где строительство лодок должно было вестись силами «Germaniawerft». В укрытии «Kilian» предполагалось производить установку в блоках оборудования и механизмов, а в укрытии «Conrad» — вести блочную сборку. С мая 1945 г. ПЛ XXIII серии планировалось строить только в защищенных железобетонных бункерах-укрытиях.

 

Подвергались бомбардировкам сборочные верфи и лодки, находившиеся на стапелях и в достройке на плаву. В июле 1944 г. в Гамбурге была повреждена U-2503, в Бремене — U-3009, в ноябре получили повреждения U-2529 и U-2532. Особенно ожесточенными и целенаправленными действия английской авиации стали в конце 1944 г.

С февраля 1944 года  и до конца войны на предприятия «Siemens Schukert Werke AG» и «MAN», верфи и тыловые базы подводных лодок было совершено около 140 авианалетов. Удалось уничтожить 17 и повредить более 20 подводных лодок XXI серии.

 

Будучи первым в мире типом действительно подводной лодки, подводные лодки XXI серии были оборудованы в соответствии с этой задачей. Благодаря обтекаемым обводам корпуса и практически бесшумному ходу их гораздо труднее было обнаружить противнику. Корпус был просторным со множеством усовершенствованных приборов, в нем были установлены системы кондиционирования воздуха и удаления отбросов, а также имелся холодильник для хранения запасов продовольствия. Подводные лодки XXI серии могли вести войну, находясь в подводном положении. Все шесть торпедных аппаратов были размещены в носовой части лодки и имелся боевой запас из двадцати трех совершенных торпед с курсовыми и акустическими системами наведения. Оснащенные гидрофонами с дальностью действия до 50 миль и сложной эхо-камерой "Balkon Gerat", с помощью которой можно было легко сопровождать, идентифицировать и разделять групповые цели в подводном положении, лодки XXI серии были предназначены для проведения атак, не приближаясь к поверхности ближе чем на 50 м. Они обладали всеми качествами, чтобы повернуть ход битвы за Атлантику в пользу Германии.

 

Однако, при всем своем совершенстве, подводные лодки XXI серии не были лишены недостатков. Главным недостатком лодок являлась слабая конструкция. Спешно изготовленные на разных заводах, восемь корпусных секций не стыковались между собой надлежащим образом, в связи с чем прочный корпус не смог бы противостоять взрывам глубинных бомб на небольшом от лодки расстоянии и выдерживать давление на больших глубинах. Вторым серьезным недостатком являлось несовершенство гидравлических систем. Трубопроводы многих гидравлических систем лодки располагались между прочным и легким корпусом, поэтому они были подвержены повреждениям при близких разрывах бомб и их нельзя было отремонтировать при нахождении лодки в подводном положении. Кроме того, поскольку наружные соединения невозможно было сделать полностью водонепроницаемыми, со временем в трубопроводах гидравлических систем появлялись утечки и на поверхности появлялся маслянистый след жидкости. И хотя отдельные узлы этих систем были улучшены, основные недостатки оказались не устраненными. Третьим серьезным недостатком являлось отсутствие возможности использования компрессоров турбонаддува. На лодках XXI серии совместно с дизелями предполагалась установка компрессоров для предварительного сжатия воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Однако по причине просчетов в проектировании и постройке использование компрессоров не представлялось возможным. В связи с этим мощность каждого двигателя снизилась с 2000 до 1200 л.с., что в конечном итоге привело к уменьшению скорости в надводном положении до 15,6 узлов и увеличению времени перезарядки аккумуляторных батарей с одного до двух часов. Достоверно известно, что U-2518 была единственной из всех захваченных британцами подводных лодок XXI серии, на которой были установлены дизели с турбонаддувом.

 

Подлодки XXI серии оказали влияние на все послевоенное подводное судостроение. Впервые подлодки проектировались для подводного плавания в течении всего автономного похода. В проекте был применен ряд революционных новшеств - электромеханическое заряжение торпедных аппаратов, гидроакустический комплекс, позволяющий атаковать без визуального контакта, увеличенные аккумуляторные батареи, каучуковое покрыте, затрудняющее работу гидролокаторов противника, а также устройство пузырьковой завесы.

 

В настоящее время U-2540 стоит в городе Бремерхафене. Подлодка перестроена под музей. Все желающие могут побывать внутри и осмотреть все отсеки. По внутренней трансляции передаются сигналы боевой тревоги, команды на погружение и всплытие, адресованные воображаемому экипажу. Люки, ведущие на открытую палубу, не открываются, перископ законтрен.

 

___________________________________________________________________________________________________________

 

Конструкция.

 

Подводные лодки XXI серии были первыми, при серийном производстве которых использовались готовые секции. На предприятиях и заводах, зачастую удаленных от моря, в секциях корпусов производился монтаж внутренних механизмов и узлов, после чего они отправлялись на сборочные судоверфи. На верфях секции корпусов тщательно состыковывали и сваривали. Конструктивно прочный корпус имел модульную конструкцию и состоял из девяти отдельных секций: кормовой, электродвигателей, дизельных двигателей, кормовой жилой, центрального поста, носовой жилой, хранилища торпед, торпедных аппаратов и рубки.

 

Подводные лодки XXI серии были двухкорпусными; в поперечном сечении прочный корпус имел вид цифры "8": верхнюю и нижнюю части. Корпус лодки имел полностью обтекаемые обводы, без каких-либо выступающих частей, способных увеличить лобовое сопротивление воды. В отличие от подводных лодок более ранних серий, у подводных лодок XXI серии отсутствовали "седельные" цистерны и палубное вооружение. Двуствольные 20-мм зенитные пушки встраивались во вращающиеся обтекатели, установленные в передней и задней частях боевой рубки. Перископы, шноркель, мачты радиолокаторов и прочие устройства являлись выдвижными. Все средства управления, находившиеся на мостике, прикрывались одним обтекателем с хорошей гидродинамической конфигурацией. В-общем, делалось все возможное для снижения лобового сопротивления и увеличения скорости подводного хода.

 

Форма лёгкого корпуса лодок типа XXI была создана с расчётом на минимизацию подводного сопротивления при сохранении хорошей надводной мореходности, для этого ему была придана максимально обтекаемая форма, а число его выступающих частей было минимизировано. Значительно более обтекаемая форма, по сравнению с более ранними подлодками, была придана и ограждению рубки.

 

Семь отсеков подводной лодки.

 

Модель подводной лодки.

Spoiler

 

 

Кормовой отсек: приводов рулей, баллонов воздуха высокого давления и корабельная мастерская.

Первым отсеком в прочном корпусе являлся кормовой отсек. На подводных лодках XXI серии кормовые торпедные аппараты отсутствовали. В кормовом отсеке по левому борту располагалась небольшая ремонтная мастерская с токарным станком и трюмная помпа, а по правому борту – гальюн. Под полом верхней части отсека располагалась цистерна машинного масла, а в нижней части отсека в прочном корпусе – две дифферентные цистерны.

 

Электромоторный отсек: основных электродвигателей и двигателей подкрадывания.

Следующим от кормы к носу лодки располагался отсек электродвигателей. В нем находилось два гребных электродвигателя 2 GU 365/30 фирмы Siemens мощностью 2500 л.с. каждый при 1675 об./мин. и два электродвигателя "подкрадывания" мощностью 113 л.с. каждый при 350 об./мин. Над гребными электродвигателями устанавливались два вентилятора системы воздушного охлаждения. В передней части отсека возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека дизельных двигателей, по обе стороны от прохода располагались две приборные панели гребных электродвигателей подводной лодки. Под полом верхней части отсека располагались цистерна дистиллированной воды и цистерна машинного масла.

 

Дизельный отсек: дизельных двигателей и устройств шнорхеля.

Следующим после отсека электродвигателей от кормы к носу лодки располагался отсек дизельных двигателей. В нем находилось два 6-цилиндровых дизельных двигателя M6V 40/46 с турбонаддувом системы Бюхи фирмы MAN мощностью 2000 л.с. каждый при 520 об./мин. В центральной части отсека над проходом между двигателями располагались расходные баки дизельного топлива, а в передней части отсека справа и слева по борту – два вентилятора и воздуховоды для снабжения свежим воздухом отсеков подлодки. Под полом верхней части отсека располагались цистерна сбора дизельного топлива, цистерна сбора машинного масла, цистерна машинного масла и цистерна отработанного машинного масла.

 

Кормовой аккумуляторный отсек: жилых и бытовых помещений экипажа в верхней части, аккумуляторные ямы в нижней.

Следующим от кормы к носу лодки располагался жилой отсек матросов. На подводных лодках более ранних серий центральный проход разделял два ряда двухъярусных коек, однако на подводных лодках XXI серии койки размещались в четыре ряда, по два вдоль каждого борта. В жилом отсеке матросов вдоль каждого борта находилось три двухъярусных койки и две трехъярусных койки, разделенные узким проходом, всего двадцать четыре койки. В нижней части отсека располагались аккумуляторные батареи из 124 элементов в два яруса, включавшие по 62 элемента 44 MAL 740 емкостью 11300 ампер/часов при 20-часовой разрядке в каждом ярусе, и трубопроводы отбора газов аккумуляторных батарей. Батареи верхнего яруса из 62 элементов разделялись узким проходом для их обслуживания.

 

Пятый отсек: центральный пост и выдвижные устройства в верхней части, судовые устройства и заместительные цистерны в нижней.

Следующим после жилого отсека от кормы к носу лодки располагался отсек центрального поста с установленной на нем рубкой. Отсек центрального поста также включал в себя и камбуз, располагавшийся в задней части отсека возле переборки, отделявшей отсек центрального поста от отсека дизельных двигателей. По левому борту лодки в камбузе была установлена электрическая плита, а по правому борту – кладовая для продуктов и холодильная камера для хранения свежих продуктов. Отсек центрального поста отделялся от камбуза легкой переборкой. В средней части отсека располагались шахты командирского и зенитного перископов, рабочие части которых находились в боевой рубке. В передней части отсека, ближе к переборке, возвышалась большая цилиндрическая труба с внутренней лестницей, ведущей наверх в рубку. Справа по борту в задней части отсека у переборки располагалась шахта выдвижного шноркеля и напротив нее справа по борту – панель контроля и управления работой вспомогательных механизмов, далее в сторону носа лодки – группы вентилей, регулирующих подачу сжатого воздуха в цистерны. После них справа по борту располагались электрические приводы управления кормовыми и носовыми горизонтальными рулями глубины. Далее справа по борту в углу отсека находился гирокомпас и перед передней переборкой – пост управления вертикальным рулем, включавший в себя электрический привод управления рулем, машинный телеграф управления двигателями и репитер гирокомпаса. Слева по борту в задней части отсека у переборки располагалась шахта выдвижной мачтовой антенны, вдоль левого борта – группа из двух баллонов сжатого воздуха. Далее слева по борту размещался штурманский стол, над которым находился индикатор ультразвукового эхолота "Atlas", а возле передней переборки – два масляных насоса гидравлической системы. Отличительной особенностью размещения оборудования лодки XXI серии явилось наличие отсека вспомогательных механизмов, находившегося под центральным постом. В правой части отсека располагались вентилятор системы вентиляции аккумуляторных батарей, трюмная помпа и система трубопроводов; ближе к передней части отсека устанавливался трап, ведущий в отсек центрального поста. В левой части отсека вспомогательных механизмов располагалась группа из трех баллонов сжатого воздуха и электрический воздушный компрессор HK 1,5 фирмы Крупп мощностью 16 л/мин. при давлении 205 кг/кв.см.

 

Носовой аккумуляторный отсек: жилых и бытовых помещений экипажа в верхней части, аккумуляторные ямы в нижней.

 Следующим от кормы к носу лодки располагался жилой отсек офицеров и унтер-офицеров. Слева по борту возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека центрального поста, находилась "каюта" командира лодки, более просторная, чем на лодках более ранних серий. После "каюты" командира лодки слева по борту располагалась гидроакустическая рубка, за ней в сторону носа лодки – ряд двухъярусных коек вдоль борта и ряд трехъярусных коек у центрального прохода для старших унтер-офицеров, и ряд трех двухъярусных коек вдоль борта и ряд двух трехъярусных коек у центрального прохода для унтер-офицеров. Справа по борту возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека центрального поста, располагалась радиорубка, за ней в сторону носа лодки – довольно просторная "каюта" главного инженера. После "каюты" главного инженера в два ряда располагались койки офицеров подводной лодки: одноярусная вдоль борта и двухъярусная у центрального прохода, а возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека торпедных аппаратов – гальюн. В нижней части отсека по левому борту под "каютой" капитана, гидроакустической рубкой, койками старших унтер-офицеров и по правому борту под радиорубкой и "каютой" главного инженера располагались аккумуляторные батареи из 124 элементов в два яруса, включавшие по 62 элемента 44 MAL 740 емкостью 11300 ампер/часов при 20-часовой разрядке в каждом ярусе. В нижней части отсека по левому борту под койками унтер-офицеров и по правому борту под койками офицеров и гальюном также располагались аккумуляторные батареи из 124 элементов в два яруса, включавшие по 62 элемента 44 MAL 740 емкостью 11300 ампер/часов при 20-часовой разрядке в каждом ярусе. Обе группы аккумуляторных батарей также были оборудованы трубопроводами отбора газов аккумуляторных батарей и в обеих группах батареи верхнего яруса из 62 элементов разделялись узким проходом для их обслуживания. Общее количество элементов аккумуляторных батарей на подводной лодке XXI серии составляло 372 элемента, что в три раза превышало количество элементов батарей на подводной лодке VII или IX серии.

 

Носовой отсек: торпедных аппаратов, запасных торпед и торпедозаместительных цистерн.

Последним от кормы к носу лодки был отсек торпедных аппаратов. В задней части отсека располагалось хранилище торпед, состоявшее из трех стеллажей для торпед вдоль каждого борта. На верхних и средних стеллажах хранилось по три торпеды, на нижних – по две торпеды. Еще одна торпеда хранилась между стеллажами на дне прочного корпуса. Боезапас торпед составлял двадцать три единицы: семнадцать – в хранилище торпед, и шесть – в торпедных аппаратах. В легком корпусе под хранилищем торпед находились две торпедозаместительные цистерны. В сторону носа лодки располагались шесть торпедных аппаратов, расположенных вертикально в два ряда по три аппарата. Подача торпед в торпедные аппараты осуществлялась при помощи полуавтоматической гидравлической системы перезарядки, которая обеспечивала перезарядку аппарата за 20 минут. Под торпедными аппаратами в нижней части отсека в прочном корпусе находились две дифферентные цистерны. В носовой оконечности лодки вне прочного корпуса находились носовая балластная цистерна и цистерна быстрого погружения.

 

 

ТТХ подводной лодки.

 2XXirq3.png

 

Чертежи подводной лодки.

 uEEW2M0.png

 

___________________________________________________________________________________________________________

 
 
 
Источники:

1. wikipedia.org

2frontmedal.com

3. wikimapia.org/

4. dictionary.sensagent.com

5. byaki.net

6. "Германские электро-лодки XXI и XXIII серий" А. Антонов

7.    Так же хочу сказать спасибо Clan_Leader за дополнительные материалы к статье.)

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
285 публикаций
1 144 боя

___________________________________________________________________________________________________________

 

Дополнительные материалы.

 

 

Иллюстрации.

 DvfCFHx.jpgcEvZaog.jpgOQJajgI.jpgaAWSSGN.jpg

 

Экскурсия по подводной лодке U-2540.

 

 

___________________________________________________________________________________________________________

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
333
[RN]
Репортёр, Альфа-тестер
879 публикаций
3 911 боёв

В порядке рекламы: на вики я также писал статью про ПЛ XXI серии. Вероятно, ТСу будет интересно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
285 публикаций
1 144 боя

Больше комментариев, что ли.) 

Как статья вообще? Сойдет?

Надеюсь, хоть её дядь Ведеркин одобрит.)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 359
[LST-W]
Альфа-тестер
20 425 публикаций
874 боя

 

Надеюсь, хоть её дядь Ведеркин одобрит.)

Продолжайте пилить, молодой чемодан...;)

The Type XXI U-Boat [Anatomy of the ship]

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
285 публикаций
1 144 боя

Продолжайте пилить, молодой чемодан...;)

The Type XXI U-Boat [Anatomy of the ship]

 

Всегда найдете, чем занять. :D

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×