352 Techzak Старший альфа-тестер 1 019 публикаций Жалоба #1 Опубликовано: 9 апр 2015, 05:52:11 (изменено) Здравствуйте, уважаемые читатели! В этой статье мы бы хотели рассказать Вам о наиболее известных экземплярах военной мототехники Германии, используемых во время Второй Мировой войны и в частности — мотоциклах фирмы BMW. Итак, начнём.. После окончания Первой Мировой войны Германии согласно Версальскому мирному договору были запрещены многие производства (в основном военные), однако про мототехнику не было не сказано ни слова, к тому же приобрести в качестве средства передвижения автомобиль могли себе позволить только весьма зажиточные граждане, а мотоцикл был по карману среднему немцу. В течении короткого времени мотоцикл стал излюбленным и распространенным способом попасть из точки А в точку Б. К тому же государство всячески поощряло проведение различного рода спортивных соревнований среди граждан и предприятий, в которых проходил жёсткий естественный отбор наиболее перспективных и совершенных технологических новинок. Всё это привело к тому, что перед Второй Мировой войной Германия получила значительное преимущество среди ведущих мотодержав, а после начала войны мотоциклетные подразделения стали своего рода визитной карточкой немецких моторизированных частей. Несмотря на острую конкуренцию между двумя ведущими мотопроизводителями — BMW (Bayerische Motoren Werke, AG) и Zundapp (Zunder und Apparatebau G.m.b.H.) более распространёнными в армейских частях Вермахта оказались мотоциклы BMW и это было достигнуто благодаря моделямR12, R71 и R75. Поговорим о каждой из них подробнее. BMW R12 Годы выпуска BMW R12: 1935 — 1941 Всего выпущено: 36008 Мощность двигателя: 18 л.с. при 3400 об./мин.Цилиндров: 2Диаметр поршня 78мм Ход поршня: 78мм Объем двигателя: 745 куб.см.Степень сжатия: 5.2:1Карбюратор: Amal 6/406 SP (6/407 SP)Зажигание: МагнетоАккумулятор: 6 Volt 7 AhСцепление: Сухое однодисковое Рама: из штампованной сталиПодвеска: задняя сухая (жёсткая), передняя гидравлическая телескопическая вилка Тормоза: Передний тросовый, задний ножной - система тяг и рычагов на заднее колесо Длина: 2100 ммШирина: 900 ммВысота: 940 ммВысота седла: 700 ммКолёсная база: 1380 мм Размер колёс: 3,50 х 19"Клиренс: 120 ммСухая масса: 188 кгЕмкость бензобака: 14 лМаксимальная скорость: 110 км/ч Расход топлива (по шоссе): 5 л/100 км. Фото BMW R12 Армейский соло вариант образца 1938 г. Рекордный R12 и Эрнст Хенне. Бегущие рядом ассистенты помогали удерживать мотоцикл вертикально в начале движения. Экспериментальный прототип зимнего вездехода на базе R12. Обратите внимание на то, как спрятанная под кожухами гусеница огибала корпус мотоцикла. R12 преодолевает брод на армейских соревнованиях. Немецкие солдаты на отдыхе, 1939 год. Франция, 1941 год. На фоне танков 11 полка 6-й танковой дивизии. Интересный факт: В июне 1941 года, после переброски на Восточный фронт, именно 6-я дивизия участвовала в известном бою под Расейняем, где её продвижение в течение двух суток героически сдерживал один-единственный советский КВ-1. Изменено 9 апр 2015, 05:54:53 пользователем Kanzler_Bismarck 13 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
352 Techzak Старший альфа-тестер 1 019 публикаций Жалоба #2 Опубликовано: 9 апр 2015, 06:06:58 (изменено) R12 на фоне Pz-III. R12 готовятся к маршу. Санитарный вариант. корпус коляски мог быть заменен на закрепленные носилки. R 12 с экипажами. Суровая русская зима (отретушированная военная фотография). 1942 год, мотоколонна на марше. Второй за ведущим мотоцикл используется в качестве грузового. При желании модель BMW R12 можно собрать самому. Рисунок модели имеет окраску “Сахара», соответствующую африканским частям. Отреставрированный R12. На коляске видно крепление под пулемёт. Изменено 9 апр 2015, 06:07:24 пользователем Kanzler_Bismarck 9 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
352 Techzak Старший альфа-тестер 1 019 публикаций Жалоба #3 Опубликовано: 9 апр 2015, 06:11:00 (изменено) BMW R71 Бурное развитие предвоенного мотостроения в Германии привело к тому, что к 1938 году BMW представила целую линейку моделей — R51, R61, R66 и R71. Модели R51 и R66 оснащались более совершенными и более дорогими двигателями мощностью соответственно 24 и 30 л.с., R61 и R71были попроще и, как следствие, подешевле. В итоге выбор военного командования пал на R71. По сравнению со своим предшественником R12 "семьдесят первый" имел ряд усовершенствований: была улучшена конструкция передней гидравлической вилки, «гидравлику» свечной конструкции получила и задняя подвеска, что делало езду более комфортной, рама изготавливалась изцельнотянутых труб с переменным и эллипсоидным сечением, что позволило снизить массу конструкции и повысить её жёсткость по сравнению со штампованной рамой R12. К слову сказать, возможно именно сложность и дороговизна изготовления рамы повлияло на массовость R71. Двигатель — фирменный оппозитный нижнеклапанник с доработанной конструкцией и двумя карбюраторами (по одному на каждый цилиндр) - выдавал 22 л.с. и обеспечивал мотоциклу хорошее тяговое усилие, которое позволяло буксировать небольшой прицеп. Коробка передач — четырёхступенчатая, ножного переключения и имела передачу заднего хода. R71 выпускался в вариантах «соло» и «с коляской». Привод на коляску отсутствовал, что влияло на проходимость техники и этот недостаток был устранен в следующей модели — BMW R75. На коляску при помощи специального крепления мог быть установлен пулемет MG-34 (MG-42) или огнемёт. В целом модель получилась более совершенная, но и более дорогая, чем R12, поэтому и выпущено её было в 10 раз меньше — примерно 3500 единиц, которые успели повоевать и в Африке и в Европе и на Восточном фронте. Но именно благодаря своей инновационной конструкции R71 стал прародителем советского тяжёлого мотостроения и лёг в основу модели М-72 - дедушки всем известного "Урала" и "Днепра" Советский мотоцикл был практически полной копией немецкого с небольшими изменениями. Кстати, США тоже не отставали от СССР в плагиате и известная армейская модель "Harley-Davidson 42XA" несёт в себе скопированный от R71 немецкий силовой агрегат c карданной передачей, установленный на «харлеевскую» ходовую часть. Ну и конечно китайцы преуспели в этом — фирма CHANG JIANG производит видоизменённых клонов R71 до сих пор и весьма успешно. ТТХ BMW R71 Соло: Годы выпуска: 1935-1941Всего выпущено: 3458Тип двигателя: четырехтактный, нижнеклапанный, оппозитныйЦилиндров: 2Диаметр поршня: 78 мм. Ход поршня: 78 мм.Объем двигателя: 745 куб.см.Степень сжатия: 5,5:1 Карбюратор: 2 х Graetzin SA24Мощность двигателя: 22 при 4600 об/мин.Зажигание: магнето Генератор: 6вольт/70ВаттСцепление: сухое однодисковоеПодвеска: задняя телескопическая, подрессоренное седло, передняя гидравлическая, коляска - пружинная Тормоза: Передний тросовый, задний ножной - система тяг и рычагов на заднее колесо Длина: 2130 мм. Ширина: 815 мм.Высота: 960 мм. Клиренс: 145 мм. Колёсная база: 1400 мм. Шины: 3,5x19" Сухая масса: 187 кг.Полная допустимая масса: 420 кг. Емкость бензобака: 24 л.Максимальная скорость: 125 км/ч.Минимальная скорость: 3 км/ч.Крейсерская скорость: 60 км/ч. Глубина преодолеваемого брода: 0, 30 мРасход топлива (по шоссе):6л/100 км, ФОТО BMW R71 Гражданский соло вариант. Армейский соло вариант Гражданская версия с лодочной формой коляски. Ниже фото отреставрированного экземпляра. Армейский R71 с коляской. Прицеп на отреставрированном экземпляре. Отреставрированный вариант R71 в африканском камуфляже. Советский мотоцикл M-72. Harley-Davidson 42XA. Китайский CHANG JIANG 750. Изменено 9 апр 2015, 06:11:42 пользователем Kanzler_Bismarck 8 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
352 Techzak Старший альфа-тестер 1 019 публикаций Жалоба #4 Опубликовано: 9 апр 2015, 06:12:53 BMW R75 Опыт боевых действий полученный после начала Второй Мировой войны выявил основной недостаток мотоциклетных подразделений — низкая проходимость по пересечённой местности, что не вписывалось в общую доктрину Вермахта, опирающуюся на мобильность военных частей. Это привело к тому, что между двумя ведущими мотопроизводителями Германии — BMW и Zundapp - был объявлен конкурс на создание тяжёлого мотоцикла с приводом на коляску, способного буксировать лёгкую артиллерию или прицеп. После жёстких армейских испытаний было выяснено, что прототип Zundapp имеет преимущества и военные (беспрецедентный шаг!) потребовали от BMW без лицензионных соглашений заимствовать у конкурента лучшие технические решения. Баварцы сопротивлялись, но военные настояли и некоторые заимствования (например гидравлический привод задних тормозов) были сделаны. Помимо этого были внесены и свои улучшения в конструкцию. Всё это привело к появлению в 1941 году самого известного немецкого мотоцикла военных лет - BMW R75 также известного как «Сахара», поскольку первые партии поставлялись в Северную Африку для оснащения войск генерала Роммеля. Без преувеличения можно сказать, что мотоцикл, в который легли самые совершенные наработки, является своего рода шедевром немецкого военного мотостроения тех лет. На смену сварной раме пришла собранная из 8 элементов на резьбовых шпильках, что позволяло в полевых условиях ремонта менять повреждённый элемент, а не всю раму целиком. Кроме этого такая конструкция обеспечивало несущей конструкции необходимую возможность «играть» при езде по бездорожью. Имелась система регулирования подвески колёс в зависимости от состояния грунта, были применены усовершенствованные способы очистки воздуха и выпуска выхлопных газов. Пол коляски и место ног водителя были оборудованы подогревом. Модернизированный оппозитный верхнеклапанный двигатель с раздельными карбюраторами и раздельными клапанными крышками мощностью 26 л.с обладал отменной тяговитостью. Но особой «изюминкой» являлась трансмиссия: четырёхступенчатая коробка была объединена с двухступенчатым понижающим редуктором, рукоятки управления которыми находились справа от бензобака. Крутящий момент на заднее колесо передавал карданный вал, колесо коляски вращала полуось, проходящая внутри трубы колясочной рамы. Между задним колесом и колесом коляски устанавливался дифференциал с блокировкой, которая включалась при преодолении особо тяжёлых участков, а также для эксплуатации без коляски. Вышеописанные конструкционные решения позволяли использовать R75 в качестве лёгкого тягача. Для этого между мотоциклом и коляской на длинном шесте устанавливался фаркоп, к которому можно было прицепить например противотанковую пушку PaK 35/36 калибра 37 мм. Помимо этого специально для мотоцикла выпускались грузовые прицепы г/п до 400 кг, которые можно было цеплять несколько штук друг за другом. В прицепе можно было перевозить 81-мм миномёт G.W.34 или противотанковое ружьё PzB-38/39. На коляску мог быть установлен пулемёт MG-34 (MG-42) или огнемёт. На мотоцикле и на коляске было смонтировано множество различных кронштейнов, кофров, ремней и креплений для боеприпасов, канистр с топливом, маскировочных сетей и прочего груза. Благодаря своей надёжности и ходовым качествам R75 зарекомендовал себя в частях самым лучшим образом. Он использовался в разведывательных подразделениях пехотных и танковых корпусов, мотоциклетно-стрелковых частях, в фельдполиции и жандармерии, на нём передвигались старшие офицеры, связисты, перевозились раненые и т.п. Кроме того он являлся единственным транспортом немецких десантников и перемещался по воздуху на внешних подвесках самолётов Ю-52. Но за всё техническое совершенство необходимо платить и BMW R75 обходился военной казне Германии по цене двух (а по некоторым источникам и трёх) «кюбельвагенов» Volkswagen Тур 82 — самых массовых немецких армейских автомобилей. Тем не менее мотоцикл был выпущен в количестве примерно 17 000 единиц, а выглядевшие впечатляюще бойцы мотоциклетной разведки в длинных прорезиненных плащах и в больших очках на касках, восседающие на R75, вошли в историю как один из символов нацистской оккупации Европы и СССР. ТТХ BMW R75: Годы выпуска: 1940 — 1944 г.г.Всего выпущено: по разным данным 16545-17500 единицТип двигателя: четырёхтактный верхнеклапанный оппозитный BMW Type 275/2Цилиндров: 2Диаметр поршня: 78 мм Ход поршня: 78 ммОбъем двигателя: 745 куб.см.Степень сжатия: 5.7:1 Карбюратор: 2 х Graetzin SA24Мощность двигателя: 26 л.с. при 4400 об/минЗажигание: магнето Генератор: 6вольт/70ВаттСцепление: сухое однодисковоеПодвеска: задняя сухая (жёсткая), подрессоренное седло, передняя гидравлическая, коляска - пружинная Тормоза: Передний тросовый, задние гидравлические, барабанные Длина: 2400 мм Ширина: 1730 мм Высота: 1000 мм Клиренс: 150 мм Колёсная база: 1440 мм Шины: 4.50 x 16" Сухая масса: 420 кгПолная допустимая масса: 820 кг ФОТО BMW R75: Соло вариант, над мотоциклом заметна табличка с километражем до Москвы. На бензобаке видны рукоятки управления трансмиссией. Вариант с коляской, на которой установлен пулемёт MG-34. Лето 1942 года. Вариант с прицепом и замерзшим ездоком. Июль 1942 года, район Большой излучины Дона. За впереди идущим R75 едет R12. Мотоциклетное подразделение танковой дивизии «Герман Геринг» на R75. Немецкий мотоциклист на отдыхе. Западный берег Дона, август 1942 года. На коляске мотоцикла нанесена эмблема 24-й танковой дивизии. Наличие в эмблеме лошади не случайно – это соединение было сформировано на основе 1-й кавалерийской дивизии Вермахта. Была полностью уничтожена в январе 1943 года в Сталинградском котле. R75 на фоне уничтоженного «робота» B-IV. Восточный фронт, 1943 год. Связисты Люфтваффе с помощью R75 тянут телефонный кабель. Северная Франция, лето 1944 года. Немецкие десантники на R75 с укреплённым на коляске MG-42. Зима 1943/44 года. Тяжёлый мотоцикл BMW R75 на фоне тяжёлого танка PzKpfw VI “Тигр». Украина, зима 1943/44 года. Полевая жандармерия на BMW R75, лето 1944 г. Фото отреставрированных различных модификаций R75. Ближе расположен экземпляр, выкрашенный в раннеевропейский «Dunkelgrau», за ней песочного окраса (который с 1943 года стал общепринятым) африканский вариант. Обратите внимание на «кастрюлю» сверху бензобака — в ней у усовершенствованных модификаций для облегчения очистки располагался воздушный фильтр. За «Сахарой» виден «Кюбельваген», стоивший в разы дешевле. 6 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
352 Techzak Старший альфа-тестер 1 019 публикаций Жалоба #5 Опубликовано: 9 апр 2015, 06:13:56 Также следует упомянуть, что перед началом Второй Мировой войны на вооружении Вермахта в различных вариантах исполнения находились следующие мотоциклы марки BMW: BMW R52 BMW R62 BMW R11 BMW R4 BMW R35 BMW R61 4 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
352 Techzak Старший альфа-тестер 1 019 публикаций Жалоба #6 Опубликовано: 9 апр 2015, 06:15:10 Помимо BMW немецкими вооруженными силами использовались мотоциклы и других марок: DKW RT 125 NZ 250 NZ 350 NSU 601 OSL 251 351 Triumph BD 250w Victoria KR 6 KR 35 Zundapp K 500W 4 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
352 Techzak Старший альфа-тестер 1 019 публикаций Жалоба #7 Опубликовано: 9 апр 2015, 06:15:41 K 800W KS 600W KS 750 4 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
352 Techzak Старший альфа-тестер 1 019 публикаций Жалоба #8 Опубликовано: 9 апр 2015, 06:16:42 (изменено) «Кеттенкрад» В заключении хотелось бы кратко рассказать о внешне наиболее необычном и запоминающимся немецком «полумотоцикле» известном как «Кеттенкрад», полное название которого было Kleines Kettenkraftrad Type HK 101. В переводе с немецкого название звучит как «малый гусеничный мотоцикл». Этот лёгкий тягач, выпускавшийся фирмами NSU и Stoewer, представлял собой гибрид рулевого механизма мотоциклетного типа с гусеничным движителем. Одним из главных разработчиков новой машины являлся Генрих Эрнст Книпкамп, известный впоследствии, как создатель ходовой части танков «Тигр» и «Пантера». Тягач массово использовался Вермахтом для буксировки лёгких зенитных и артиллерийских орудий, прокладки телефонных линий, в качестве ремотно-эвакуационной машины, мог перемещать прицепы различной грузоподъёмности, а также двух солдат позади водителя. Помимо этого использовался десантниками и горными егерями. К плюсам «Кеттенкрада» можно отнести хорошую проходимость, тяговитость и маневренность, к минусам — способность к опрокидыванию и частые поломки мотоциклетной части из-за больших нагрузок на бездорожье. Тем не менее в различных гражданских модификациях продолжал выпускаться и после окончания войны. ТТХ « Kettenkraftrad» : Годы выпуска: 1940 - 1949 Всего выпущено: по разным оценкам около 10000 единиц Двигатель: четырёхтактный рядный карбюраторный жидкостного охлаждения "Опель" Объём двигателя: 1500 куб.см. Мощность двигателя: 36 л.с при 3400 об/мин Длина: 3000 мм Ширина: 1000 мм Высота: 1200 мм Масса с полной нагрузкой: 1560 кг Скорость: до 65 км/ч по шоссе и до 45 км/ч по бездорожью Запас хода: 260 км по шоссе или 175 км по бездорожью Фото « Kettenkraftrad» Буксировка 75-мм горной пушки Gebirgsgeschütz 36 на испытаниях. «Кеттенкрад» в качестве кабелеукладчика. «Кеттенкрад» буксирует Арадо 234 - первый в мире реактивный бомбардировщик и первый реактивный бомбардировщик, участвовавший в боевых действиях. С помощью навесного оборудования тягач можно было переоборудовать в кран. Брошенный частично обгоревший «Кеттенкрад», транспортировавший сразу два зенитных орудия. Снимок сделан 3 мая 1945 года в Любеке, Германия. Фельджандарм на "Кеттенкраде" помогает вытащить застрявший в грязи грузовик. Вид сверху на водительское место отреставрированного экземпляра. Кадр известного эпизода из фильма «Спасти рядового Райана». В данной статье мы постарались рассказать о наиболее известных марках и моделях мотоциклов, использовавшихся в немецких войсках во время Второй Мировой войны. Помимо этого подразумевается дальнейшее наполнение текстовым и фотографическим материалом. Если мы допустили какую-либо неточность в представляемой информации, то будем рады выслушать аргументированные обращения по поводу корректировки нашей публикации. Спасибо за внимание! P.S. Огромная благодарность в создании статьи альфа-тестеру ArmoredHat Изменено 9 апр 2015, 06:21:44 пользователем Kanzler_Bismarck 15 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
176 _SkyFog_ Альфа-тестер 1 154 публикации 3 944 боя Жалоба #9 Опубликовано: 9 апр 2015, 06:48:05 Плюсомер разрядил. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
325 1MAGISTR_ Альфа-тестер 725 публикаций 442 боя Жалоба #10 Опубликовано: 9 апр 2015, 06:49:58 Я и представить себе не мог, что немцы еще в те годы, катались на BMW Тема классная, я даже увлекся с чтением Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 719 anonym_kTF493nxRVto Участник 1 392 публикации Жалоба #11 Опубликовано: 9 апр 2015, 07:00:22 Просто офигительно!) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
352 Techzak Старший альфа-тестер 1 019 публикаций Жалоба #12 Опубликовано: 9 апр 2015, 07:02:30 Просто офигительно!) Спасибо, старались Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
600 anonym_r2ME7NnLhQNi Участник 1 269 публикаций Жалоба #13 Опубликовано: 9 апр 2015, 07:12:49 Езжу на BMW и на Харли, читать особенно интересно было Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
352 Techzak Старший альфа-тестер 1 019 публикаций Жалоба #14 Опубликовано: 9 апр 2015, 07:20:06 Езжу на BMW и на Харли, читать особенно интересно было А какие модели? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
247 anonym_6TnK1irdTeuz Участник 781 публикация Жалоба #15 Опубликовано: 9 апр 2015, 07:20:57 Класс, увлекательно и познавательно, отплюсился везде, спасибо за статейку Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
148 anonym_TAt1PAU5hitq Участник 319 публикаций Жалоба #16 Опубликовано: 9 апр 2015, 07:34:35 Езжу на BMW и на Харли, читать особенно интересно было и зовут тебя Лемми? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
600 anonym_r2ME7NnLhQNi Участник 1 269 публикаций Жалоба #17 Опубликовано: 9 апр 2015, 07:35:19 А какие модели? s1000r и старый добрый утюг 883, первый для траснпорта, второй для души Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
600 anonym_r2ME7NnLhQNi Участник 1 269 публикаций Жалоба #18 Опубликовано: 9 апр 2015, 07:36:40 и зовут тебя Лемми? Зовут Андрей, а motorhead это состояние души Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
352 Techzak Старший альфа-тестер 1 019 публикаций Жалоба #19 Опубликовано: 9 апр 2015, 07:37:47 s1000r и старый добрый утюг 883, первый для траснпорта, второй для души С кубом все понятно - отличный рядник, а какого года 883? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
600 anonym_r2ME7NnLhQNi Участник 1 269 публикаций Жалоба #20 Опубликовано: 9 апр 2015, 07:40:54 2004 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию