Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_6859195

Крейсера. История появления и назначение

В этой теме 28 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
645 публикаций
100 боёв

От души приветствую всех завсегдатаев и гостей форума!

После довольно долгого перерыва мы с вами вновь возвращаемся к знакомству с классами военно-морских судов, их появлением, развитием и назначением.

Сегодня мы поговорим о таких кораблях, как крейсера.


http://s1.ipicture.r...04/p2qZTdlR.jpg
"Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну"

Адмирал Японского Флота Ямамото Исороку





Предпосылки к возникновению класса


Во все времена флоты различных стран нуждались в кораблях, которые могли бы использоваться для разведки, передачи донесений, разрушения вражеских морских коммуникаций, охоты на торговые суда и одиночных действий в отрыве от основных сил и на удаленных театрах военных действий, в дальних походах. Конечно, данную роль могли бы выполнять и линейные корабли, но так как линейные корабли слишком большие, неповоротливые и дорогостоящие для длительного плавания (например, к другим континентам) и слишком стратегически важными, чтобы рисковать ими в каких бы то ни было патрульных миссиях, нужны были новые корабли, которые могли бы справиться с подобными задачами. Такими кораблями стали крейсера.

http://s2.ipicture.r...04/3Vl691S2.jpg
"...линейные корабли, но так как линейные корабли слишком большие, неповоротливые и дорогостоящие для длительного плавания (например, к другим континентам) и слишком стратегически важные, чтобы рисковать ими в каких бы то ни было патрульных миссиях..."
На рис. - шведский линейный корабль "Крона"


Термин "крейсер" впервые стал широко использоваться в XVII столетии, когда под этим словом подразумевали независимо действующий корабль. Название "крейсер" подразумевало скорее предназначение корабля, чем его устройство. Крейсерами обычно были небольшого размера быстрые суда.
В XVIII столетии основными кораблями, используемыми в качестве крейсеров, стали фрегаты - небольшие быстрые и манёвренные корабли, оснащенные для дальних походов и со сравнительно слабым вооружением - одной орудийной палубой. Кроме фрегатов в качестве крейсеров использовались шлюпы, корветы, бриги, а также ряд других типов кораблей.

http://s2.ipicture.r...04/XXPR4DVO.jpg
"...основными кораблями, используемыми в качестве крейсеров, стали фрегаты - небольшие быстрые и манёвренные корабли, оснащенные для дальних походов и со сравнительно слабым вооружением - одной орудийной палубой..."
На рис. - французский фрегат "Флора"



Рейдеры и клиперы в роли крейсеров


Со временем корабли становились всё совершеннее, поэтому увеличивалось и число задач, которые выполняли те или иные суда, в том числе и выполняющие роль крейсеров. Так, к середине XIX века крейсерские функции стали выполнять парусно-винтовые корабли различных типов: фрегаты, корветы, шлюпы, клипера и т.д.

Значительный толчок к развитию кораблей крейсерского класса дала Гражданская война в Соединённых Штатах Америки 1861-1865 годов. Конфедерация Южных Штатов, не располагая крупным флотом, в борьбе на море делала ставку на действия парусно-паровых рейдеров. Конфедерация впервые стала официально применять термин "крейсер", хотя он по-прежнему объединял корабли по назначению, а не по конструкции. Несмотря на то, что фактически их было немного, они сумели захватить более 200 торговых судов северян. Особенно отличились рейдеры "Флорида", захватившая 38 судов, и "Алабама", на счету которой имелось 69 призов и потопление вражеской канонерской лодки "Гатеррас". Двухлетняя эпопея "Алабамы" оборвалась 19 июля 1864 года, когда она была потоплена шлюпом северян "Кирсардж" в ожесточённом бою близ французского порта Шербур. Впечатляло и количество сил задействованных против рейдеров. Так, за действовавшим до конца войны рейдером "Шенандоа", гонялось до 100 вражеских кораблей.

http://s2.ipicture.r...04/8CKd7UIg.jpg
"Особенно отличились рейдеры "Флорида", захватившая 38 судов, и "Алабама", на счету которой имелось 69 призов и потопление вражеской канонерской лодки "Гатеррас"..."
На рис. - американский рейдер "Алабама"


Успехи рейдеров южан породили подражание со стороны противника. Уже после окончания войны американский флот пополнили фрегаты типа "Вампаноа", на которые возлагалась задача борьбы с британским судоходством в случае военного конфликта. Корабли оказались весьма быстроходными, головной даже поставил мировой рекорд скорости - 17,75 узла, но в целом считались неудачными: деревянный корпус был слишком хлипок, машины имели непомерный вес, а дальность плавания под парами оставляла желать лучшего.

В России первыми паровыми судами, выполнявшими крейсерские функции, стали построенные в 1855-1857 годах в Архангельске винтовые клипера "Разбойник", "Джигит", "Пластун", "Стрелок", "Опричник" и "Наездник", а также бронированные пароходофрегаты - впоследствии переименованные в крейсеры - "Князь Пожарский" (1867) и "Генерал-адмирал" (1873).



http://s2.ipicture.r...04/HkIYFEOw.jpg
"В России первыми паровыми судами, выполнявшими крейсерские функции, стали построенные в 1855-1857 годах в Архангельске винтовые клипера "Разбойник", "Джигит", "Пластун", "Стрелок", "Опричник" и "Наездник"..."
На рис. - винтовой клипер "Джигит"



Первые крейсера


Первыми крейсерами стали построенные в США в 1884 году "Атланта" и "Бостон". В 1892 году в Великобритании и в России были проведены переклассификации, в результате которых в обеих странах к крейсерам стали относить легкобронированные и небронированные артиллерийские корабли с паровым двигателем, включая старые пароходофрегаты и парусно-винтовые корветы.

http://s2.ipicture.r...04/W12UwWhE.jpg
"Первыми крейсерами стали построенные в США в 1884 году "Атланта" и "Бостон""
На рис. - американский крейсер "Атланта"


Уже первые опыты применения небронированных крейсеров показали их крайнюю уязвимость. Расположение артиллерийских погребов и силовых установок ниже уровня ватерлинии не позволяло обеспечить их сколь-нибудь надёжную защиту, а с переходом от горизонтальных к вертикальным паровым машинам стало вообще невозможно.

Требование дешевизны крейсеров, а значит и ограниченного водоизмещения не позволяли оснастить большую часть крейсеров бортовой бронёй. В итоге, это привело к компромиссному решению - установке на крейсерах специальной броневой палубы со скосами, прикрывавшей машины и погреба боеприпасов. Дополнительную защиту бортов от снарядов обеспечивали "угольные ямы", составляющие часть корпуса, слой угля толщиной 2 фута являлся примерным эквивалентом 1 дюйма стальной брони. В военно-морских флотах того времени новые корабли стали именовать "бронепалубными" или "защищёнными". Первым представителем нового класса стал британский "Комюс", заложенный в 1878 году. В дальнейшем, благодаря относительной дешевизне, бронепалубные крейсера стали составлять основу крейсерских сил большинства морских держав.

http://s2.ipicture.r...04/H2Pr6arc.png
Схема защиты бронепалубного крейсера


Уязвимость небронированных крейсеров подтолкнула российских кораблестроителей на другой путь. Поскольку во второй половине XIX века российское морское министерство было увлечено идеей крейсерской войны против британского судоходства, возникло желание повысить боевую устойчивость российских рейдеров в борьбе с многочисленными крейсерами вероятного противника. В 1875 году в состав Российского императорского флота вошёл фрегат "Генерал-адмирал", ставший первым в мире броненосным крейсером. В отличие от бронепалубных крейсеров, эти корабли обладали не только броневой палубой, но и бронированием борта в районе ватерлинии.

http://s2.ipicture.r...04/eUu5yUT2.png
Схема защиты броненосного крейсера


Первоначально лишь российский и британский флоты развивали тип броненосного крейсера, но в 1890-х годах такие корабли стали строить все ведущие морские державы. При этом считалось, что броненосные крейсера способны дополнить, а при необходимости заменить броненосцы - главную ударную силу флотов конца XIX века.
В войнах за передел мира, происходивших в конце XIX-начале XX веков броненосные крейсера играли весьма важную роль и показали себя весьма неплохо. В особенности это относилось к японским кораблям, отлично проявивших себя в сражениях русско-японской войны. Воодушевлённые адмиралы различных стран спешно заказали новые крейсера этого класса, но именно в это время броненосные крейсера внезапно и бесповоротно устарели. Успехи в области двигателестроения, металлургии и развития систем управления огнём привели к появлению линейных крейсеров, способных легко догнать и уничтожить любой броненосный крейсер.

Кроме того, во флотах некоторых стран сохранялись и небронированные крейсера. Небольшие и слабо вооружённые, они предназначались для службы, не связанной с участием в серьёзных боевых действиях, например для устрашения населения колоний или роли стационера. Также в военное время ряд государств использовал вспомогательные крейсеры. Они обычно являлись вооружёнными коммерческими судами и предназначались для несения дозора или рейдерских действий.


Крейсера, как класс кораблей, и их назначение


Крейсер (от kruisen - крейсировать, плавать по определенному маршруту) - класс боевых надводных кораблей, которые способны выполнять различные задачи независимо от основного флота.

Крейсеры, как и любые другие корабли, выполняют самые различные задачи - от охраны конвоя до разведки. Но всё же у них есть свои определённые задачи, которые можно сформулировать следующим образом:
Итак, задачами основными задачами крейсеров являются:
- борьба с рейдерами противника;
- поддержка лёгких союзнических сил;
- нарушение судоходства противника ведением боевых действий, а также созданием угрозы нападения;
- уничтожение или захват торговых судов противника;
- создание напряжения боевых сил противника и вынуждение его эскортировать торговые суда на всем Мировом океане и патрулировать на узлах коммуникаций, отвлекая тем самым столь нужные боевые единицы на важнейших театрах военных действий;

И рассмотрим второстепенные задачи, выполняемые крейсерами:
- артиллерийская поддержка десантных операций;
- участие в поисковых и спасательных операциях;
- защита собственных авианосных и корабельных ударных групп;
- противовоздушная оборона собственных сил от авиации противника;
- разведка вражеских берегов перед приближением своего флота
- постановка минных заграждений.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
645 публикаций
100 боёв

Виды крейсеров

Теперь же, ознакомившись с появлением крейсеров, давайте поподробнее ознакомимся с некоторыми видами кораблей, относящихся к данному классу



Тяжёлые крейсера...

...первого поколения
Появление тяжёлых крейсеров стало результатом Вашингтонской морской конференции. В ходе дебатов о крейсерских силах возникло предложение об ограничении построенных кораблей этого класса. Британцам, достроившим сильнейшие в мире крейсера типа "Хокинс", было нежелательно пускать на слом эти корабли, поэтому они настояли на принятии ограничительных характеристик, близких к "Хокинсам". Таким образом, будущие крейсера должны были иметь водоизмещение не более 10.000 тонн, а калибр артиллерии не должен был превышать 203 мм.

http://s2.ipicture.r...04/xfT5DM6e.jpg
Английский крейсер "Хокинс"

Характеристики:

Spoiler
Водоизмещение, т: 12190
Длина, м: 184,4
Ширина, м: 19,8
Осадка, м: 5,9
Скорость хода, узл.: 30
Дальность плавания, миль: 5400
Экипаж, чел.: 712

Поскольку решения конференции предусматривали мораторий на строительство линкоров, началась крейсерская гонка вооружений. При этом каждая страна полагала, что строить корабли, не достигающие потолка ограничений бесполезно, и приступили к созданию крейсеров с максимально допустимым водоизмещением и бронированием.

Великобритания, нуждавшаяся в очень больших крейсерских силах для защиты океанских коммуникаций, выработала тип крейсера, отличавшегося превосходной мореходностью, значительной автономностью, солидным вооружением и достойной скоростью. Однако на бронирование тоннажа уже не хватило, и защита новых крейсеров оказалась крайне слабой. В 1927-1930 годах британский флот получил 13 крейсеров типов "Кент", "Лондон" и "Норфолк", близких между собой по характеристикам и собирательно именовавшихся типом "Каунти".

Ещё более слабое бронирование получили первые крейсера Франции типа "Дюкень", построенные в двух экземплярах. Их защита ограничивалась тонкой броней артиллерийских погребов, зато скорость и мореходность соответствовали самым высоким стандартам. Следующий тип французских крейсеров "Сюффрен" получил заметно более мощное бронирование, причём оно усиливалось от корабля к кораблю, из-за чего построенные 4 корабля были довольно разными.

http://s2.ipicture.r...04/VqT7TaxU.png
Французский крейсер "Дюкень"

Характеристики:

Spoiler
Водоизмещение, т: 12220
Длина, м: 191
Ширина, м: 19
Осадка, м: 6,5
Скорость, узл.: 33,8
Дальность плавания, миль: 5550
Экипаж, чел.: 605

Итальянский флот традиционно делал главную ставку на скорость, пренебрегая мореходностью, дальностью и отчасти бронированием. Пара крейсеров типа "Тренто" формально считалась самыми быстроходными "вашингтонцами" в мире, хотя в реальной эксплуатации их рекордная скорость не подтверждалась.

Флот США после долгих колебаний между проектами защитников торговли и эскадренного крейсера выбрал нечто среднее. По вооружению они даже несколько превосходили зарубежные аналоги, но имели неудовлетворительную защиту. К тому же крейсера типов "Пенсакола" и "Нортхэмптон" из-за просчётов проектировщиков оказались недогруженными. Полностью договорное водоизмещение было использовано лишь в "Портленде", имевшим усиленное бронирование. Всего американский флот получил 10 тяжёлых крейсеров первого поколения.

Японский флот стремился получить солидные корабли минимально возможных размеров. В результате 4 крейсера типов "Фурутака" и "Аоба" страдали от значительной перегрузки, были вооружены слабее любого иностранного корабля своего класса, имели слабое бронирование, но весьма мощное торпедное вооружение.
Итоги развития тяжёлых крейсеров первого поколения были неутешительны для военных моряков. Не имея достаточного опыта, кораблестроители всех стран не смогли создать сбалансированные боевые единицы. Общим недостатком всех кораблей стало слабое бронирование. В результате, крейсера были непригодны для участия в бою главных сил, но для борьбы на коммуникациях избыточно вооружены и слишком дороги.

Ещё одним неприятным сюрпризом стало появление германских "броненосцев" типа "Дойчланд", часто именовавшихся "карманными" линкорами. Связанная лишь ограничениями Версальского договора, но не подписывавшая Вашингтонский, Германия смогла создать в пределах близких к 10.000 тонн боевые единицы, уступавшие "вашингтонцам" в скорости, но имевшие огромное превосходство в огневой мощи за счёт установки 283-мм орудий.


...второго поколения
Борьба ведущих держав за морское доминирование привела к заключению в 1930 году Лондонского морского договора. По его решениям, количество крейсеров с 203-мм артиллерией, отныне именуемых тяжёлыми, было ограничено для США - цифрой 18 единиц, для Великобритании - 15 и для Японии - 12. Франция и Италия Лондонский договор не подписали, но спустя год заключили Римский пакт, ограничивший количество тяжёлых крейсеров 7 единицами для каждого из флотов. В 1936 году был подписан новый Лондонский договор, при участии США, Великобритании и Франции. Он запрещал строительство тяжёлых крейсеров до 1942 года.

Великобритания, уже имевшая 13 тяжёлых крейсеров, ограничилась достройкой пары кораблей типа "Йорк". От "Каунти" их отличало уменьшенное водоизмещение, ослабленное вооружение, но и сокращённая стоимость. От закладки усовершенствованных крейсеров типа "Суррей" пришлось отказаться. Французский флот имел возможность построить лишь один тяжёлый крейсер. Им стал "Альжери", считавшийся наиболее совершенным европейским кораблём класса. Его главными особенностями стали солидное бронирование и отличная противоторпедная защита.

Хорошей защитой отличались и 4 итальянских крейсера типа "Зара". Уступая крейсерам других стран в мореходности и дальности и имея невыдающуюся скорость, эти корабли считались наиболее защищёнными крейсерами довоенной постройки, хотя боевые качества "Зар" снижались из-за слабой артиллерии. Ещё одним тяжёлым крейсером итальянского флота стал "Больцано", в целом повторявший тип "Тренто".

http://s2.ipicture.r...04/rEhBu6OI.jpg
Итальянский крейсер "Зара"

Характеристики:

Spoiler
Водоизмещение, т: 14300
Длина, м: 182,8
Ширина, м: 20,6
Осадка, м: 6,2
Скорость, узл.: 32
Дальность плавания, миль: 5230
Экипаж, чел.: 841

Флот США получил 7 крейсеров типа "Нью-Орлеан". На этих кораблях была усилена защита. Дальнейшим развитием класса стал крейсер "Уичита", построенный в единственном экземпляре. Уже после начала войны в Европе, американское руководство заказало серию "Балтимор". Разработанные на базе "Уичиты", эти крейсера имели мощное бронирование, а также отличались усиленной зенитной артиллерией. В строй они начали вступать уже в ходе Второй мировой войны.

Япония после неудачи с ранними тяжёлыми крейсерами, начала строить максимально сильные корабли. 4 крейсера типа "Мёко" и последовавшие за ними 4 крейсера типа "Такао" имели прекрасное вооружение, скорость и неплохую защиту, но их водоизмещение было больше договорного. На этом количественный лимит тяжёлых крейсеров был для японцев исчерпан, но при строительстве лёгких крейсеров типа "Могами" была предусмотрена возможность замены 155-мм орудий на 203-мм, что и было сделано перед началом войны. Последние японские тяжёлые крейсера типа "Тонэ" также закладывались как лёгкие, но в строй вошли уже с 203-мм артиллерией. Их особенностью стало размещение всех тяжёлых орудий в носу, что позволило освободить кормовую часть для гидросамолётов.

http://s2.ipicture.r...04/Rfn6N26T.jpg
Японский крейсер "Такао"

Характеристики:

Spoiler
Водоизмещение, т: 15625
Длина, м: 203,8
Ширина, м: 20,7
Осадка, м: 6,3
Скорость, узл.: 35,5
Дальность плавания, миль: 8000
Экипаж, чел.: 920

Во второй половине 1930-х годов тяжёлыми крейсерами обзавелась и Германия. Всего Кригсмарине пополнили 3 крейсера типа "Адмирал Хиппер" (4-ый в недостроенном виде был продан СССР). Эти корабли имели водоизмещение больше 10.000 тонн, но не выделялись в лучшую сторону с точки зрения артиллерийского вооружения и броневой защиты. К их достоинствам относилась совершенная система управления огнём, но были и крупные недостатки - ненадёжность энергетической установки и ограниченная дальность плавания, не позволявшая эффективно использовать крейсера в качестве рейдеров.

Также тяжёлыми крейсерами обзавелись Испания и Аргентина, по две единицы каждая. Испанские крейсера типа "Канариас" в целом повторяли британский "Кент". Огромные корабли должны были нести артиллерию калибра 305 мм и мощное бронирование. В 1939 году было заложено 2 таких корабля, но с началом Второй Мировой их строительство прекратили.



Лёгкие крейсера...


...1920-х годов
В послевоенное время строительству лёгких крейсеров уделялось сравнительно мало внимания, так как усилия ведущих морских держав были сосредоточены на тяжёлых крейсерах. В результате поступления лёгких крейсеров во флоты были ограничены.

Так, Великобритания ограничилась достройкой заложенных ещё в ходе войны крейсеров типа "D" и "E".

Французский флот получил в 1926 году три лёгких крейсера типа "Дюгэ Труэн". Корабли оказались отличными ходоками и стали первыми в мире крейсерами, оснащёнными артиллерией главного калибра, размещённой в башнях по линейно-возвышенной схеме. Вместе с тем, их броневая защита была лишь символической.

США, также не имевшие современных лёгких крейсеров, построили в первой половине 1920-х годов 10 единиц типа "Омаха". Эти весьма быстроходные корабли были плохо защищены, а их формально мощная артиллерия размещалась по уже устаревшей схеме.

http://s2.ipicture.r...04/vck03G0a.jpg
Американский крейсер "Омаха"

Характеристики:

Spoiler
Водоизмещение, т: 9150
Длина, м: 167,6
Ширина, м: 16,9
Осадка, м: 4,1
Скорость, узл.: 34
Дальность плавания, миль: 8460
Экипаж, чел.: 800

ВМФ Японии развивал специфический тип крейсера - лидера флотилий эсминцев. Японские лёгкие крейсера 1920-х годов отличались высокой скоростью, но слабым вооружением и бронированием. В 1920-1925 годах было построено 14 близких по характеристикам крейсеров типов "Кума", "Нагара" и "Сэндай".

Германия, скованная Версальскими ограничениями, была вынуждена строить крейсера водоизмещением не более 6.000 тонн и с орудиями не более 150 мм. Первый немецкий лёгкий крейсер послевоенной постройки "Эмден" был лишь слегка усовершенствованным вариантом проекта Первой мировой войны. В дальнейшем Рейхсмарине получили 3 крейсера типа "K". Оснащённые башенной артиллерией, они были слишком слабо защищены, а главное, отличались крайне низкой мореходностью.

Итальянский флот в конце 1920-х годов приступил к программе нейтрализации французских лидеров. Были заложены 4 крейсера типа "Альберико да Барбиано". Оснащение 152-мм артиллерией должно было дать им огневое преимущество над противником, но броневая защита этих небольших крейсеров оказалась очень слабой.

Определённую активность проявляли и второстепенные морские державы. Нидерланды достроили заложенные ещё в ходе Первой мировой войны 2 крейсера типа "Ява", которые устарели ещё при вступление в строй.

Советский флот в 1920-х годах восстанавливался после разрухи, поэтому ВМФ ограничился достройкой крейсеров типа "Светлана", заложенных ещё до начала Первой мировой войны. В 1927-1928 годах в строй вступили "Червона Украина" и "Профинтерн". Третий крейсер этого типа "Красный Кавказ" был достроен по значительно изменённому проекту, с перевооружением на 4х180-мм орудия главного калибра. В целом проект оценивался невысоко и устарел ещё до ввода в состав флота.

http://s2.ipicture.r...04/WySFgbiS.jpg
Советский крейсер "Красный Кавказ"

Характеристики:

Spoiler
Водоизмещение, т: 9030
Длина, м: 167,5
Ширина, м: 15,7
Осадка, м: 6,4
Скорость, узл.: 29
Дальность плавания, миль: 1490
Экипаж, чел.: 866

Испания вела строительство лёгких крейсеров с британской помощью. В результате, крейсер "Наварра" стал вариантом британского "Бирмингма", 2 крейсера типа "Мендес Нуньес" в целом повторяли британский "Каледон", а 3 корабля типа "Принсипе Альфонсо" - британский тип "E".


...1930-х годов
Британское Адмиралтейство подошло к проектированию лёгких крейсеров нового поколения в условиях жестких бюджетных ограничений. Новые крейсера типа "Линдер" и их усовершенствованная версия "Сидней" должны были иметь умеренные характеристики при умеренной цене. Особое внимание уделялось мореходности и автономности, вооружение включало лишь 8х152-мм орудий главного калибра, а бронирование было ограниченным. Ещё меньшими и менее дорогими оказались крейсера типа "Аретьюза", на которых число орудий главного калибра сократилось на четверть. Эти крейсера предназначались для службы при эскадрах. Всего британский флот получил 5 крейсеров типа "Линдер", 3 - типа "Сидней" и 4 - типа "Аретьюза".

http://s2.ipicture.r...04/972iOqW1.jpg
Английский крейсер "Линдер"

Характеристики:

Spoiler
Водоизмещение, т: 9189
Длина, м: 169
Ширина, м: 16,8
Осадка, м: 6
Скорость, узл.: 32,5
Дальность плавания, миль: 5730
Экипаж, чел.: 570

США начали строить крейсера типа "Бруклин", вооружённые 15 152-мм орудиями. Всего ВМФ США получил 9 крейсеров этого типа. А уже в 1940 году США приступили к строительству крейсеров типа "Кливленд", заказанных в рекордном количестве - 52 единицы (построили 29). К тому времени договорные ограничения потеряли силу, но для экономии времени проект основывался на "Бруклине" с сокращением орудий главного калибра в пользу универсальных и зенитных орудий.

Итальянцы продолжали развивать серию "Кондоттьери". Последние "Кондоттьери" типа "Джузеппе Гарибальди" соответствовали лучшим зарубежным образцам, но их артиллерия всё ещё имела серьёзные недостатки. Перед началом войны в итальянском ВМФ возродилась идея крейсера-скаута. В 1939 году была заложена большая серия крейсеров типа "Капитани Романи" - небольших, слабо вооружённых и практически небронированных, но со скоростью до 40 узлов.

Французы в 1930-х годах отошли от постройки единичных лёгких крейсеров и ввели в строй 5 кораблей типа "Ла Галиссоньер". По предвоенным меркам они считались почти идеальными лёгкими крейсерами по критерию "стоимость/эффективность". Лишь недостаток зенитных орудий портил данный проект.

Руководство Кригсмарине больше увлекалось тяжёлыми крейсерами. В 1930-х годах было построено лишь 2 крейсера этого класса: "Лейпциг" и "Нюрнберг". По своим характеристикам они в целом не превосходили крейсера типа "К". Особенно плохо обстояло с мореходностью.

http://s2.ipicture.r...04/vM5nm7bQ.jpg
Немецкий крейсер "Лейпциг"

Характеристики:

Spoiler
Водоизмещение, т: 8100
Длина, м: 177,1
Ширина, м: 16,3
Осадка, м: 5,7
Скорость, узл.: 32
Дальность плавания, миль: 5700
Экипаж, чел.: 850

Японский флот не придавал большого значения лёгким крейсерам. Перед войной заложили лишь три малые серии крейсеров типа "Агано", "Оёдо" и "Катори". Их боевая мощь была весьма ограниченной.

Рядом небольших крейсеров пополнились флоты Нидерландов и Швеции, причём шведский крейсер-авиатранспорт "Готланд" оказался ещё и весьма оригинальным, хотя и неудачным лёгким крейсером. Голландский флот получил единичный крейсер "Де Рёйтер" и пару малых крейсеров типа "Тромп".

ВМФ СССР получал крейсера проектов 26 и 26-бис. Спроектированные с итальянской помощью, они отличались мощным вооружением (9х180-мм орудий), высокой скоростью, но слабым бронированием, низкой мореходностью и малой дальностью плавания. До начала Великой Отечественной войны флот получил 4 корабля этих типов. В 1940 году приступили к строительству крейсеров проекта 68 с артиллерией калибра 152 мм, но заметно более защищённых и мореходных. С началом войны их строительство было законсервировано.


Крейсера-минные заградители


Во флотах Великобритании и Франции получил некоторое развитие класс крейсеров-минных заградителей. Интерес к этим кораблям был связан с удачными действиями во время Первой Мировой войны немецких кораблей этого класса типа "Бруммер".

Британцы сначала построили в 1920-х годах экспериментальный крейсер-минзаг "Эдвенчур". Сравнительно крупный корабль имел небольшую для крейсера скорость, но стал первым кораблём Королевского флота, оснащённым частично электрической энергетической установкой. В 1939 году британцы приступили к строительству 6 "Эбдиелов". Корабли были вооружены лишь универсальной артиллерией, но брали на борт до 156 мин и отличались необычной для британских кораблей ставкой на максимально возможную скорость - более 39 узлов.

ВМФ Франции же сначала получил относительно тихоходный корабль типа "Плутон", превосходивший в скорости британский аналог. В 1935 году был введён в строй крейсер-минзаг "Эмиль Бертин". Легкобронированный корабль, способный принять до 200 мин, имел полноценное вооружение крейсера из 9х152-мм орудий.

http://s2.ipicture.r...04/5D3hVU8G.jpg
Французский крейсер "Эмиль Бертин"

Характеристики:

Spoiler
Водоизмещение, т: 8480
Длина, м: 177
Ширина, м: 15,84
Осадка, м: 5,4
Скорость, узл.: 32
Дальность плавания, миль: 3600
Экипаж, чел.: 567

Флоты других стран специализированных крейсеров-минных заградителей не строили, но нередко предусматривали возможность размещения мин на кораблях обычных типов.


Крейсера ПВО


В 1930-х годах в ряде флотов появились специализированные крейсера, впоследствии именовавшиеся крейсерами ПВО. Первые корабли класса стали следствием вынужденного решения. Британское Адмиралтейство, не желая списывать уже устаревшие лёгкие крейсера типа "C", приняло решения перевооружить их универсальной артиллерией и использовать для ПВО флотских соединений. Переоборудование прошли 8 единиц этого типа. Планировалось провести модернизацию всех крейсеров типа "D", но сложности военного времени вынудили ограничиться лишь одним кораблём.

Рост угрозы с воздуха и ограничения Второго Лондонского договора привели к идее строительства сравнительно небольших, но бронированных крейсеров с универсальной артиллерией главного калибра, способных и бороться с воздушным противником и выступать в качестве лидеров эсминцев. В британском флоте такими кораблями стали крейсера типа "Дидо". Всего флот получил 16 единиц проекта и его усовершенствованного варианта, вооружённых универсальными 133-мм орудиями.

http://s2.ipicture.r...04/n6i1zOaw.jpg
Английский крейсер "Дидо"

Характеристики:

Spoiler
Водоизмещение, т: 7170
Длина, м: 154,23
Ширина, м: 15,4
Осадка, м: 5,1
Скорость, узл.: 32,25
Дальность плавания, миль: 5560
Экипаж, чел.: 530

Американский флот пополнился крейсерами типа "Атланта" 3-х серий - в общей сложности 12 единиц. Основное вооружение крейсеров было представлено универсальными 127-мм орудиями в количестве от 12 до 16 штук.

Кроме того крейсерами ПВО планировали обзавестись флота Италии и Японии, но недостаток кораблестроительных мощностей не позволил реализовать эти намерения.


Подводя итоги


Как мы видим, крейсера, мощные, достаточно быстроходные корабли, способные выполнять множество различных задач, на рубеже ХIХ-ХХ веков получили высокое развитие: возникло множество видов судов данного класса, увеличилось количество задач, которые они могли выполнять, сами корабли становились всё совершеннее. Кроме того, начавшаяся Вторая Мировая война аннулировала международные договоренности и позволила создать действительно гармоничные и мощные крейсера. Но, несмотря на столь благоприятные условия для развития кораблей данного класса, их развитие всё же заметно приостановилось. Произошло это потому, что во второй половине ХХ века в мире возникла тенденция к увеличению боевых соединений для защиты от угрозы с воздуха, исходящей со стороны противника, и специализация судов для выполнения определённых задач привела к тому, что крейсера, которые, по сути, являлись кораблями общего назначения, практически исчезли, были выведены из составов флотов многих морских держав.
Изменено пользователем Nikita_Primakov

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Помниться, я хотел такую тему сделать и даже начал пилить, но учеба отнимала все время, плюс под конец года - контрольные переводные.

По теме, Никита, тему сделал на отлично. Только как-то без вывода и итога. Или еще дорабатываться будет? Можно (как я у себя хотел) вставить цитату Окунева: "Крейсер на флоте то же, что партизан при армии: он должен быть силен, увертлив и легок, как птица." На фоне какой-нибудь картинки. Например

 

Изображение

мож пригодится

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
645 публикаций
100 боёв

Просмотр сообщенияShellback (04 Июн 2013 - 20:07) писал:

Помниться, я хотел такую тему сделать и даже начал пилить, но учеба отнимала все время, плюс под конец года - контрольные переводные.
По теме, Никита, тему сделал на отлично. Только как-то без вывода и итога. Или еще дорабатываться будет? Можно (как я у себя хотел) вставить цитату Окунева: "Крейсер на флоте то же, что партизан при армии: он должен быть силен, увертлив и легок, как птица." На фоне какой-нибудь картинки. Например


Изображение
мож пригодится


Концовка темы предполагается в конце второго сообщения. Будет она завтра :honoring:
Спасибо за идею с цитатой!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
577
[RONIN]
Старший альфа-тестер
3 452 публикации
1 272 боя

ОТЛИЧНО!"+"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
53 публикации
746 боёв

Молодец ,заслуженный +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
839 публикаций
2 239 боёв

А вот и твоя обещанная всем темка? Или у тебя еще что-то в планах?  :eyesup:

 

КрасавчеГ

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
645 публикаций
100 боёв

Просмотр сообщенияKamikadze_CD (04 Июн 2013 - 22:22) писал:

А вот и твоя обещанная всем темка? Или у тебя еще что-то в планах?:smile:КрасавчеГ

Она самая :) В планах?.. Ну, следующей темой будет тема о применении крейсеров на практике, так сказать, на примере какого-нибудь сражения Второй (или, может, Первой) мировой

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 733
[DNO]
Бета-тестер кланов, Старший альфа-тестер
7 412 публикации
11 961 бой

Отличная тема и заслуженный плюс  :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
125 публикаций
47 боёв

Эххх, плюсомет разряжен  :sad:, но я обязательно вернусь и поставлю заслуженный плюс за хорошее оформление

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
645 публикаций
100 боёв

Просмотр сообщенияShellback (05 Июн 2013 - 07:47) писал:

Кстати, Никит, ты информацию из какой книги/сайта брал?
вот:
http://www.warfleet.ru/cruiser.html
http://wunderwaffe.n.../2003_04/05.htm
http://www.0ve.ru/en...mation/192.html

Материал для следующей темы, скорее всего, буду тут брать - http://militera.lib....bolnyh1/02.html

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
7 публикаций
48 боёв

А.П.НАХИМОВ                                                                                                                                                                                                                                 Знаменитый русский флотоводец и военачальник Нахимов, посвятивший себя и всю свою жизнь военной службе, закалившейся в огне и пламени Севастополя, потративший всю свою жизнь на защиту Родины, военное искусство и отдавший ее за свободу Севастополя.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК ДЛЯ МЕНЯ!!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
645 публикаций
100 боёв

Просмотр сообщенияdaredevil1991 (05 Июн 2013 - 10:58) писал:

А.П.НАХИМОВ Знаменитый русский флотоводец и военачальник Нахимов, посвятивший себя и всю свою жизнь военной службе, закалившейся в огне и пламени Севастополя, потративший всю свою жизнь на защиту Родины, военное искусство и отдавший ее за свободу Севастополя.   ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК ДЛЯ МЕНЯ!!!!
Вам >>сюда<< Тема та, правда, закрыта уже

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Просмотр сообщенияNikita_Primakov (05 Июн 2013 - 10:17) писал:

вот:
http://www.warfleet.ru/cruiser.html
http://wunderwaffe.n.../2003_04/05.htm
http://www.0ve.ru/en...mation/192.html

Материал для следующей темы, скорее всего, буду тут брать - http://militera.lib....bolnyh1/02.html
Рекомендую посмотреть книги:
Каторин - "Кресера" (в 2-х частях)
Шавыкин - "Партизаны флота"
и в "Морской коллекции" много очень полезной информации

Просмотр сообщенияNikita_Primakov (05 Июн 2013 - 11:13) писал:

Вам >>сюда<< Тема та, правда, закрыта уже
Так можно попросить открыть открыть. Делов-то.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
645 публикаций
100 боёв

Просмотр сообщенияShellback (05 Июн 2013 - 11:49) писал:

Рекомендую посмотреть книги:
Спасибо, ознакомлюсь

Просмотр сообщенияShellback (05 Июн 2013 - 11:49) писал:

Так можно попросить открыть открыть. Делов-то.
Да ее лучше будет потом попросить перенести в раздел "МА" (если таковой появится), в темы про адмиралов и других великих людей, так или иначе связанных с морем

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 314
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

Просмотр сообщенияShellback (05 Июн 2013 - 11:49) писал:

Каторин - "Кресера" (в 2-х частях)
Шлак, пригодный только для детского сада.
Как впрочем и иные его произведения.

Просмотр сообщенияShellback (05 Июн 2013 - 11:49) писал:

и в "Морской коллекции" много очень полезной информации
Лучше использовать "крейсерские" энциклопедии, издававшиеся "ЭКСМО"
http://krigsmarine.r...ashhitniki.html
или
http://www.armourboo...ksmo-yauza.html
Они в принципе одинаковые, во второй фото больше.

ЗЫ. "Дидо" и "Атланты" крейсерами ПВО никогда не были.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×