Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
pkudinov

Великие кораблекрушения. Крейсер "Хэмпшир" (1916)

В этой теме 30 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
2 430 публикаций

Изображение


Продолжаю серию статей, посвященных крупнейшим и известнейшим кораблекрушениям, случившимся в ходе боевых действий или с военными кораблями в мирное время с 1906 по 1946 г. (Дабы максимально приблизить статьи к тематике проекта)



«ХЭМПШИР»


5 июня 1916 года подорвался на германской мине и затонул у Оркнейских островов. Погибли более 500 человек, включая фельдмаршала лорда Китченера.


Изображение


Hampshire - британский броненосный крейсер типа «Девоншир». Заложен в сентябре 1902 г. Спущен на воду в сентябре 1903 г. Вступил в строй в июле 1905 г.

Водоизмещение: 10 850 т нормальное
Длина: 144,32 м / Ширина: 20,88 м / Осадка: 7,32 м
Бронирование: главный пояс: 51—152 мм / палуба: 20-51 мм
Мощность: 21 508 л.с. / Скорость хода: 23 узлов полная
Экипаж: 655
Артиллерия: 4 × 1 — 190-мм/50 // 6 × 1 — 152-мм/45 // 2 × 1 — 76-мм // 18 × 1 — 47-мм
Минно-торпедное вооружение: 2 × 1 — 457-мм ТА

История Трагедии:

6 июня 1916 года командующий британским военно-морским флотом адмирал Д. Джеллико телеграфировал королю Георгу V: «С глубокой скорбью сообщаем, что корабль Вашего Величества „Хэмпшир“ был торпедирован вчера в 8 часов вечера к западу от Оркнейских островов и пошел ко дну…»

Броненосный крейсер «Хэмпшир» был одним из шести кораблей, построенных в 1904—1905 годах и получивших названия в честь английских графств («Антрим», «Карнавон», «Арджилл», «Девоншир», «Роксборо»). Водоизмещение — 10850 тонн, скорость — 22,3 узла, вооружение: четыре 190-миллиметровых орудия, шесть — 152-миллиметровых и двадцать одна — 47-миллиметровая пушки, два 457-миллиметровых торпедных аппарата, мощность паровых машин — 21500 лошадиных сил, экипаж — 655 человек.

В Первую мировую войну Великобритания потеряла 24 крейсера, и гибель изрядно устаревшего «Хэмпшира» не вызвала бы столько домыслов, если бы участь его команды не разделил фельдмаршал лорд Горацио Герберт Китченер, живая легенда британской империи.

В конце мая 1916 года англичане хоть и понесли немалые потери в Ютландском сражении с кайзеровским флотом, удержали господство на море. На суше англо-французские армии вновь отразили массированные атаки немцев под Верденом и готовились к контрнаступлению. Однако военного министра весьма беспокоили дела на Восточном фронте, где русская армия только-только оправилась от «Великого отступления» 1915 года.

«Тем временем внутреннее положение все ухудшалось и ухудшалось, и общее недовольство велением войны само собой перешло в нападки на царскую семью. Несмотря на то, что царица, по ее собственным словам, порвала все связи с Германией, ее называли „немкой“. В то же время Распутина обвиняли в шпионстве в пользу Германии… Положение было таково, что немцы не замедлили его использовать. Они уже начали вести свою пропаганду мира… Все время войны Петроград был наводнен их тайными агентами и сочувствующими», — писал в мемуарах английский посол в России Джордж Бьюкенен, который в годы войны исправно снабжал такой информацией Лондон.

Китченер решил отправиться в Россию и на месте ознакомиться с положением дел, наладить межсоюзническое сотрудничество и уточнить размеры кредитов, которые собирались предоставить России для закупок боевой техники и вооружений. На первый случай он захватил 10 миллионов фунтов стерлингов. План был прост: выехать из города специальным поездом в Северную Шотландию, оттуда перебраться на базу королевского флота Скапа-Флоу на Оркнейских островах и на быстроходном крейсере отплыть в Архангельск. Потом встретиться в Петрограде с царем и представителями командования, съездить на фронт и в Москву и вернуться прежним путем.

2 июня Лондон уведомил начальника британской военной миссии в России Уильямса о предстоящем визите военного министра. Николай II изъявил готовность принять его. Генеральный консул в Москве Р. Локкарт вспоминал, как «начал искать в антикварных магазинах подлинные экземпляры китайского фарфора, которым лорд Китченер очень увлекался».

А в Лондоне в глубокой тайне готовились к отъезду генерал Аллершоу, сэр Дональдсон, чиновник министерства иностранных дел О'Брайен с шифровальщиком, полковник Фицджеральд, секретарь Робертсон, переводчик лейтенант Макферсон, инспектор полиции Маклейн, камердинер Серджи. 4 июня под проливным дождем специальный поезд отправился из Лондона. Китченер, почему-то в мрачном настроении, спешил и не стал ждать запоздавшего О'Брайена.

На следующий день делегация на эсминце прибыла в Скапа-Флоу. Китченер поднялся на борт флагманского линкора «Айрон дьюк». Адмирал Джеллико рассказал ему о только что состоявшемся Ютландском бое и показал маршрут выделенного министру броненосного крейсера «Хэмпшир». Сначала в штабе флота хотели направить его в Атлантику восточным фарватером вдоль Оркнейских островов, который регулярно очищали тральщики, но на этот раз непогода помешала им выйти в море. К тому же ветер развел волну, и эсминцы эскорта не поспевали бы за крейсером. Вот почему в последние часы командиру корабля Г. Сэвиллу приказали идти западным фарватером, держась ближе к берегу, чтобы укрыться от шторма. Было учтено, что темное время суток в этих широтах длится всего четыре с половиной часа, значит, появление германских надводных кораблей не останется незамеченным, а субмарины сюда еще не заглядывали. Правда, Джеллико советовал повременить, пока море не успокоится, но министр был непреклонен, и в 17 часов 30 минут «Хэмпшир» снялся с якоря, за ним двинулись эсминцы «Юнити» и «Виктор». Пронзительный северо-восточный ветер нагонял волну.

Через два часа он переменился на северо-западный, и эсминцы начали отставать. В 19 часов 35 минут «Хэмпшир» шел вдоль скалистого мыса Броф-оф-Бирлей…

«Мы готовились к отбою и развешивали подвесные койки, — вспоминал унтер-офицер У. Уэссон. — Внезапно крейсер содрогнулся от мощного взрыва, погас свет. Пробегая по коридору, я заметил Китченера, который вышел из каюты командира. Больше я его не видел». «Фельдмаршал поднялся на верхнюю палубу в корме, — свидетельствовал матрос У. Роджерсон. — Командир Сэвилл руководил спуском шлюпок. Я слышал, как он предложил лорду спуститься в одну из них, но тот, видимо, не расслышал из-за шума ветра и волн». «Корабль быстро погружался носом и кренился на правый борт, — рассказывал другой уцелевший, — Китченер спокойно стоял на верхней палубе и разговаривал с офицерами. Думаю, что он так и остался на крейсере».

Некоторые спасшиеся слышали, как Сэвилл кричал матросам: «Спасайте лорда Китченера!», а с эсминцев видели, как от тонущего «Хэмпшира» отвалили четыре переполненные шлюпки, в одной стоял человек, похожий на фельдмаршала, но вскоре все перевернуло волнами. Потом установили, что после взрыва в носовой части крейсера последовал второй, и через 15 минут корабль затонул. Из 650 офицеров и матросов на берег выбрались лишь 12 (по другим данным — 16) человек. Китченера и сопровождающих его лиц среди них не было.

Сразу после того как в Скапа-Флоу узнали о случившемся, к месту катастрофы выслали спасателей, однако они обнаружили только тела погибших. О гибели «Хэмпшира» с экипажем и военного министра с его штабом Лондон объявил только на следующий день. Задержка породила массу домыслов…

Например, утверждали, что кайзеровской разведке удалось узнать маршрут крейсера. После этого диверсанты сумели пробраться в тщательно охраняемую Скапа-Флоу, каким-то образом проникли на «Хэмпшир» и установили в носовом артиллерийском погребе «адскую машину» с часовым механизмом.

По мнению других, командование германского флота, получив такие сведения, отправило к Оркнейским островам подводную лодку, и та не только торпедировала крейсер, но и успела снять с него Китченера вместе с частью экипажа. Видимо, за моряков приняли плененных немцами солдат Хэмпширского пехотного полка…

Мало того, уже после войны виновниками трагедии сочли тех членов английского правительства, которые давно хотели бы убрать чересчур строптивого и упрямого старого вояку, а поэтому передали противнику информацию о секретной командировке. Это походило на правду: многие члены кабинета Его Величества действительно желали его отставки. В частности, Китченера называли виновником нехватки оружия в армии и провала Дарданелльской операции — попытки англичан и французов в 1915 году захватить с моря Дарданеллы, Босфор и Стамбул, которая привела лишь к огромным потерям.

Любопытную версию выдвинул в 1930-е годы француз Р. Букар. Он считал, что гибель «Хэмпшира» явилась следствием противоборства военного министра и шефов «Интеллидженс сервис», нашедших общий язык с финансистами Сити. Последние были заинтересованы в затягивании войны, сулившей им колоссальные прибыли от поставок в армию и на флот, а визит Китченера в Петроград мог заметно ускорить победу Антанты. Да и сами шефы испытывали крайнюю неприязнь к фельдмаршалу, который нередко в вызывающем тоне пренебрегал их информацией и советами. «Во всяком случае, руководство английской разведки открыто обвиняли в установке на „Хэмпшире“ грандиозной „адской машины“, которая должна была избавить его от одного из самых неукротимых противников», — писал Букар.

Француз наверняка не знал, что после катастрофы в районе гибели крейсера английские тральщики выловили 15 немецких якорных мин, сконструированных для постановки с подводной лодки. А после войны стали известны причины их появления. В начале 1920-х годов бывший командующий кайзеровским флотом вице-адмирал Р. Шеер опубликовал воспоминания, где поведал, что перед Ютландским боем немцы выставили минные заграждения на подходах к британским базам, в том числе Скапа-Флоу, дабы уничтожить или вывести из строя выходящие оттуда корабли. В частности, подводный заградитель U-75 оставил на западном фарватере 22 мины с таким расчетом, чтобы в прилив они были бы на глубине 7 метров, угрожая линкорам и крейсерам. Командир субмарины К. Бейцен, конечно, не знал о походе «Хэмпшпира», тем более о внезапной перемене его маршрута. Штурман U-75 лейтенант М. Вайсфельт аккуратно нанес на карту координаты заграждения. Так что для англичан причины гибели крейсера были ясны уже летом 1916 года. По мнению историка британского флота Х. Уилсона, она «была вызвана двумя случайностями: штормом, который помешал идти обычным путем, и переменой ветра, из-за которой эсминцы не могли сопровождать крейсер. Если предположить предательство, то никто не мог бы рассчитывать на это…»

Но почему тогда долгое время циркулировали слухи о причастности британской и германской секретных служб к этой трагедии? Оказывается, из-за недоразумения, 6 июня в 11 часов Адмиралтейство передало официальное сообщение о «Хэмпшире» премьер-министру, запросило у Джеллико уточнения и предоставило первоначальную информацию в Бюро печати. Но тут подоспели дополнительные сведения из Скапа-Флоу, и в Адмиралтействе принялись сочинять новое коммюнике, запретив английским газетчикам публиковать невыправленный текст. А иностранные корреспонденты тем временем уже связались со своими агентствами. «То, что гибель лорда Китченера стала известна в Германии раньше, чем в Англии, оказалось в те тревожные дни достаточным, чтобы породить самые прискорбные выдумки», — сетовал начальник британской контрразведки Б. Томас.

Виновница трагедии, U-75, подорвалась 14 декабря 1917 года на английской мине в Северном море и затонула со всем экипажем. Не дождался конца войны и ее бывший командир Бейцен, до этого переведенный на U-102, в сентябре 1918 года он погиб на новой субмарине, также наткнувшейся на британскую мину.

А в конце 1920-х годов в шотландские порты зачастили некие джентльмены, упорно разыскивавшие всех, кто был причастен к последнему плаванию «Хэмпшира». Особо они интересовались докерами, грузившими на него какие-то ящики. В Штеттине же им удалось разыскать Вайсфельта, у которого сохранился военный дневник с координатами злополучного заграждения. Вскоре поползли слухи, что они действуют по поручению известного миллиардера, производителя и торговца оружием сэра Б. Захарова.

В 1932 году западнее Оркнейских островов появилось спасательное судно КСР. Над ним развевался английский флаг, но команда была сборной: немцы — капитан Брандт, уже знакомый нам Вайсфельт и водолаз Крюгер, американцы — глубоководник Картней и специалист по сейфам Мэнсфилд, австралиец — водолаз Костелло. Методично промеривая море эхолотом, они обнаружили «Хэмпшир», покоившийся на глубине 80 метров. Весной следующего года КСР погрузил в Кенигсберге глубоководные скафандры, прочее оборудование и вновь отдал якорь над затонувшим крейсером.

Осмотрев его, водолазы обнаружили в носовой части правого борта две пробоины с загнутыми внутрь краями — свидетельство того, что корабль подорвался на минах, а не стал жертвой диверсии (при внутреннем взрыве края были бы выворочены наружу). Внутрь сразу проникнуть не удалось, ибо люки загромоздило проржавевшими обломками металла. Пришлось вооружиться газовыми резаками.

Поисковиков удивило, что на такой солидной глубине ощущаются течения, валившие с ног водолазов, облаченных в громоздкие скафандры, постоянно запутывавшие тросы и шланги, по которым сверху подавался воздух. Завалы расчищали подрывными патронами, что было крайне опасно — мог детонировать боезапас крейсера. Тем не менее Мэнсфилд и Костелло устанавливали заряды с часовым механизмом и поднимались на КСР, который благоразумно отходил подальше. Однажды, как только осели фонтаны воды, поднятые подводными взрывами, и судно развернулось, стоявший на полубаке Мэнсфилд истошно заорал: «Торпеда! Идет прямо на нас!» Брандт мгновенно среагировал, и разбуженная взрывом английская торпеда скользнула вдоль левого борта КСР. Кое-кто счел происшедшее дурной приметой…

Через две недели изнурительного труда водолазы расчистили входы в нижние помещения крейсера и двинулись по узким, темным коридорам, подсвечивая мощными светильниками. Еще через 17 дней Мэнсфилд пробрался в каюту командира и извлек из небольших сейфов судовые документы, никому не нужные шифровальные таблицы и 15 тысяч фунтов стерлингов — корабельную казну. «Золота Китченера» там не было.

Костелло, а за ним Картней протиснулись в соседнее помещение, в луче фонаря сверкнули металлические стены сейфов — то, что искали. И тут Картней боковым зрением заметил что-то темное, медленно и плавно надвигающееся на него. Осторожно повернувшись, он поднял фонарь и увидел полуразложившийся труп с лохмотьями офицерской тужурки, за ним подплывал другой. Видимо, движения водолазов всколыхнули останки тех, кто до конца охранял правительственный груз. Картней мягко отстранил покойника, но кисть того словно вцепилась в клешню скафандра. Придя в себя от суеверного страха, американец снял кольцо с пальца покойника, чтобы по надписи внутри идентифицировать его.

Охотники за сокровищами вскрыли сейфы, наполненные слитками и золотыми монетами, те и другие укладывали в особые мешки и отправляли наверх. Работа спорилась, о зловещих предзнаменованиях на радостях забыли.

24 апреля, когда около сейфов работало пятеро, крейсер без видимых причин дрогнул и резко накренился. Все попадали, выронив мешки, фонари и добычу, руку Картнея прижало тяжелой бронированной дверью.

Наверху поняли, что произошло несчастье, и сумели достаточно быстро поднять водолазов. У Картнея была сломана рука, тело покрывали синяки и ссадины, Вайсфельта извлекли из скафандра с перебитым позвоночником, у Костелло не оказалось ни одного целого ребра, Мэнсфилд получил тяжелые внутренние повреждения, Крюгер был мертв. КСР полным ходом понесся в ближайший порт, чтобы сдать пострадавших в больницу, однако и там спасти Мэнсфилда и Вайсфельта не удалось.

После этого Британское адмиралтейство запретило какие-либо водолазные работы на погибшем крейсере.


Фотографии трагедии по понятным причинам не сохранилось. Вместо этого - видео/слайдшоу о корабле.


Подробная информация о корабле и трагедии тут (ENG): http://www.hmshampshire.co.uk/
Автор текста: И.А.Муромов.
Буду рад, если поможете найти интересные снимки трагедии. Вставлю их в пост.

Предыдущая статья: Эскадренный броненосец "Либертэ" (1911)
Изменено пользователем pkudinov

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
298 публикаций
4 495 боёв

А у меня есть!! :trollface:

 

Кстати говоря, в 1904 году у берегов Китая на скалы нарвался крейсер «Хай-Тиен», стоит ли ждать статью об этом кораблекрушении?

 

 

 

Изображение

Изображение

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
2 430 публикаций

Просмотр сообщенияUnCursed (06 Июн 2013 - 20:52) писал:

А у меня есть!! :trollface:
Кстати говоря, в 1904 году у берегов Китая на скалы нарвался крейсер «Хай-Тиен», стоит ли ждать статью об этом кораблекрушении?
Боюсь это трудно назвать великим кораблекрушением.. так что - вряд ли :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
839 публикаций
2 239 боёв

Замучааательно  :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
556 публикаций

pkudinov сказал:

...тех, кто до конца охранял правительственный груз...
Мертвые не захотели отдавать золото...

Интересно, спасибо. Плюсов уже не осталось, позже еще загляну.

заглянул) +
Изменено пользователем anonym_VNBGtaSn0EGJ

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 374 публикации
1 452 боя

Интересно почитать. Молодец как всегда  :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
2 430 публикаций

Просмотр сообщенияxqipx (06 Июн 2013 - 22:24) писал:

с интересом почитал) лови +
Ну этот автор вообще довольно хорошо и популярно пишет. Я сам его с удовольствием читаю. Текста вроде прилично, а прочитывается легко :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
3 288 публикаций

Откопал только эту:

 

 

http://www.cityofart...s_hampshire.jpg

 

 

Тут он выглядит подавленным.

 

Ещё ТУТ нашёл маленькую картинку, это рисунок или модель. А тут - мемориал и то, что наловили дайверы. А это позиционируется, как кусок палубы.

 

 

ХАХА!! ВОТ!!! Отсюда!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
2 430 публикаций

Просмотр сообщенияCptnFlint (06 Июн 2013 - 23:28) писал:

Откопал только эту:
http://www.cityofart...s_hampshire.jpg
Тут он выглядит подавленным.
Ещё ТУТ нашёл маленькую картинку, это рисунок или модель. А тут - мемориал и то, что наловили дайверы. А это позиционируется, как кусок палубы.
ХАХА!! ВОТ!!! Отсюда!
Флинт, спасибо большое за старание и внимание к теме.. Плюсанул :) но:
1) - фотография сделана вне катастрофы. Как бы плачевно он не выглядел :)
2) - в любом случае, хоть модель, хоть фотка - это уже современная.. я бы хотел в статьях указывать материала того периода.
3) и 4) - в принципе отнесу ко 2-му пункту :)
5) - это картина.
6) - ссылка какая то неправильная и выбрасывает мою оперу на скалы (браузер закрывается с ошибкой, при попытке открыть ссылку)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
3 288 публикаций

Просмотр сообщенияpkudinov (07 Июн 2013 - 06:46) писал:

Флинт, спасибо большое за старание и внимание к теме.. Плюсанул :) но:
1) - фотография сделана вне катастрофы. Как бы плачевно он не выглядел :)
2) - в любом случае, хоть модель, хоть фотка - это уже современная.. я бы хотел в статьях указывать материала того периода.
3) и 4) - в принципе отнесу ко 2-му пункту :)
5) - это картина.
6) - ссылка какая то неправильная и выбрасывает мою оперу на скалы (браузер закрывается с ошибкой, при попытке открыть ссылку)

Да,я  знаю, что всё практически не катастрофа. Но вот картина имеет право быть в теме - ведь насколько было кораблекрушение кораблекрушительным, что на него картину написали! Да и наличие мемориала я думаю, стоит упомянуть, если же речь идёт о таком кораблекрушении. Это всё-таки память такого события. И народ будет знать, что такой есть. И когда-нибудь, будучи в Британии, вспомнят твою тему и посетят этот мемориал.

А сайтик последний открывай в хроме. Опера дурная. На этом сайте газетные статьи того времени про трагедию. Аж в шести газетах осветили.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
1 154 публикации
3 944 боя

Сори за опоздание лови +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
2 430 публикаций

Просмотр сообщенияae7430cr (07 Июн 2013 - 08:21) писал:

+ Отлчная инфа. Будут ЕЩЕ такие темы?? )) Очень понравилось.
P.S. pkudinov вы вступил в ППП??)
Хехе.. я всегда в нем был :) Просто не все мои статьи идут под шапкой ППП :)

Просмотр сообщенияCptnFlint (07 Июн 2013 - 09:18) писал:

Да,я знаю, что всё практически не катастрофа. Но вот картина имеет право быть в теме - ведь насколько было кораблекрушение кораблекрушительным, что на него картину написали! Да и наличие мемориала я думаю, стоит упомянуть, если же речь идёт о таком кораблекрушении. Это всё-таки память такого события. И народ будет знать, что такой есть. И когда-нибудь, будучи в Британии, вспомнят твою тему и посетят этот мемориал.
А сайтик последний открывай в хроме. Опера дурная. На этом сайте газетные статьи того времени про трагедию. Аж в шести газетах осветили.
К сожалению картина то в нормальном размере не нашлась..
Относительно мемориала.. надо бы тогда его сайт найти, если он существует..

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
577
[RONIN]
Старший альфа-тестер
3 452 публикации
1 272 боя

Отлично Павел!Ждём следующую тему. :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
3 288 публикаций

Просмотр сообщенияpkudinov (07 Июн 2013 - 16:10) писал:

Относительно мемориала.. надо бы тогда его сайт найти, если он существует..

Тот сайт, что не грузит Опера, он является дом. страничкой ХМС Хэпмшир. Ну, сайт имени его. Сайта мемориала Китченера нету. Я не нашёл

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
21 публикация

Просмотр сообщенияae7430cr (07 Июн 2013 - 08:21) писал:

+ Отлчная инфа. Будут ЕЩЕ такие темы?? )) Очень понравилось.
P.S. pkudinov вы вступил в ППП??)

Я конечно извиняюсь, а что такое "ППП" ?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×