Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
pkudinov

Великие кораблекрушения. Линейный корабль "Императрица Мария" (1916)

В этой теме 65 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
2 430 публикаций

Изображение


Продолжаю серию статей, посвященных крупнейшим и известнейшим кораблекрушениям, случившимся в ходе боевых действий или с военными кораблями в мирное время с 1906 по 1946 г. (Дабы максимально приблизить статьи к тематике проекта)




«ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ»




20 октября 1916 года флагман Черноморского флота затонул после серии взрывов на рейде у Севастополя. Погибли 260 человек.



Изображение


"Императрица Мария" - линкор-дредноут российского флота, головной корабль одноименного типа. Заложен в октябре 1911 г. Спущен на воду в ноябре 1913 г. Вступил в строй в июле 1915 г.
Водоизмещение: 22 600 т нормальное
Длина: 168 м / Ширина: 27,3 м / Осадка: 9 м
Бронирование: главный пояс: 125—262 мм / верхний пояс: 100 мм / палубы: 37+25+25 мм
Мощность: 26 500 л.с. / Скорость хода: 21 узел полная
Экипаж: 1220
Артиллерия:12 × 305-мм орудий // 20 × 130-мм орудий // 5 × 75-мм орудий
Минно-торпедное вооружение: 4 — 457-мм ТА

История Трагедии:

23 июля 1915 года (все даты в статье — по старому стилю) линейный корабль «Императрица Мария» отдал якоря на севастопольском рейде, значительно усилив боевую мощь Черноморского флота.

Паросиловой линкор с мощным артиллерийским вооружением перед Первой мировой войной имел особое значение. В соответствии с проектом броневая цитадель и бронепалубы делали основные системы неуязвимыми даже при прямом попадании в борт.

Летом 1916 года по решению Верховного главнокомандующего Российской армии императора Николая II Черноморский флот принял вице-адмирал Александр Колчак. Адмирал сделал «Императрицу Марию» флагманским кораблем и систематически выходил на нем в море. Мощь 12 орудий линкора калибром 305 миллиметров (12 дюймов), разнесенных по четырем башням, была такова, что даже одно удачное попадание главным калибром практически не оставляло шансов удержаться на плаву германским крейсерам «Гебену» и «Бреслау», господствовавшим тогда в Черном море. В российском штабе флота считали, что российские военные корабли, а особенно флагман — «Императрица Мария», — в Черном море неуязвимы.

К вечеру 6 октября 1916 года линкор «Императрица Мария» завершил экстренную подготовку к выходу в море: имея полный штат команды — 1200 человек, — принял топливо, пресную воду, боекомплект. К 24 часам, загруженный углем бункеров с плотно набитыми пороховыми погребами, корабль перешел на рейд Северной бухты близ Инкерманского выходного створа. Линкор был готов принять на борт адмирала Колчака с походным штабом и выйти в море.

7 октября в 6 часов 20 минут под первой башней в зарядном погребе, где находились около трех тысяч пудов пороха, произошло возгорание, ставшее причиной мощного взрыва. 260 моряков, спавших в кубриках и каютах носовой части корабля, погибли практически сразу. Тысяча человек вступила в борьбу за корабль. Командующий флотом прибыл катером на линкор, где возглавил операцию по спасению «Императрицы Марии».

За те минуты, что линкор, сотрясаемый еще несколькими взрывами, продержался на плаву, Колчак доказал, что адмиральские погоны с двумя орлами носил не зря. Опытнейший моряк, прошедший Балтику, Арктику, Порт-Артур, мгновенно оценил ситуацию. Он понял, что корабль не спасти, и направил все усилия на спасение людей. Во многом благодаря точным распоряжениям Александра Васильевича число погибших ограничилось теми моряками, которые погибли при взрыве (зафиксировано точно 260 человек).

До тех пор пока правый крен не стал закритическим и палуба не ушла из-под ног, с огнем и водой боролись матросы — кочегары, баталеры, машинисты и трюмные. Сняв галстуки и белые жилеты, не отставали от них офицеры.

Спустя 48 минут после первого взрыва корабль пошел ко дну, завалившись на правый борт.

После гибели корабля на флоте осознали, что спасением тысячи человек моряки во многом обязаны командующему. Авторитет Колчака многократно вырос и стал непререкаем.

Невзирая на то, что гибель «Императрицы Марии» на севастопольском рейде оставила тяжелый осадок не только на флоте, но и в высших эшелонах государственной власти, никто из морских командиров в Севастополе наказан не был. Для расследования причин катастрофы была создана специальная государственная комиссия. Был проведен поминутный анализ того, что происходило с линкором перед взрывом. Однако на главный вопрос — отчего возник пожар? — однозначного ответа дано не было. Мнения членов комиссии разделились. Позже адмирал Колчак заявил, что причиной трагедии было саморазложение, а затем возгорание некачественного пороха. Вопреки тому, что мощный линкор мешал как немцам, так и туркам, и постоянно находился под прицелом их агентуры, возможность диверсии Колчак категорически отрицал, ссылаясь на аналогичные случаи меньшего масштаба в Англии, Италии и Германии.

Генерал-майор, впоследствии академик Крылов видел причины трагедии в другом. В отдельных случаях люки в погреба прикрывались подручным материалом, в том числе деревянными крышками столов. Старший офицер (старший помощник командира) погибшего линкора капитан 2-го ранга Городысский показал на следствии, что защитные крышки с лючных горловин были сняты с его ведома по приказу старшего артиллерийского офицера лейтенанта князя Урусова, для «облегчения ручной подачи зарядов». Естественно, что опасность возгорания в погребах возросла многократно. По Севастополю ходили слухи, опровергаемые контрразведкой и штабом флота, что на корабль под видом рабочих-путиловцев, занятых профилактическим обслуживанием орудийных стволов, проникла немецкая агентура…

В 1939 году Г. Есютин и П. Юферс выпустили в свет брошюру «Гибель „Марии“». В послевоенное время появились повесть А. Рыбакова «Кортик» и роман Сергеева-Ценского «Утренний взрыв», в которых авторы пытались воссоздать события на корабле «Императрица Мария». Но это был во многом художественный вымысел писателей. В 1934 году в сборнике «ЭПРОН» академик Крылов опубликовал очерк «Гибель линейного корабля „Императрица Мария“», где привел выводы следственной комиссии, сопоставив их с показаниями командира корабля, офицеров и нижних чинов.

«7 октября, — писал Крылов, — приблизительно через четверть часа после утренней побудки, нижние чины, находившиеся поблизости от первой носовой башни, услышали особое шипение и заметили вырывавшийся из люков и вентиляторов около башни дым, а местами и пламя.

Одни из них побежали докладывать вахтенному начальнику о начавшемся под башней пожаре, другие по распоряжению фельдфебеля раскатали пожарные шланги и, открыв пожарные краны, стали лить воду в подбашенное отделение».

Далее ученый приводит хронику событий: в 6 часов 20 минут произошел взрыв чрезвычайной силы. Им были смещены с места носовая башня и боевая рубка, вскрыта верхняя палуба от форштевня до второй башни. В течение получаса последовало еще 25 взрывов различной силы. В 7 часов 05 минут с правого борта прогремел последний мощный взрыв. Корабль стал крениться и через несколько минут, перевернувшись вверх килем, затонул в севастопольской Северной бухте. Погибли 216 человек, 232 получили ранения и ожоги…

Много лет спустя в своих воспоминаниях действительный член Русского морского собрания, Русского военно-морского союза В.В. Успенский напишет:

«О гибели корабля 6 октября 1916 года было написано много статей в газетах и книгах. Эти статьи чаще всего носили самый фантастический характер, были неполными, иногда тенденциозными, похожими на отражение в кривом зеркале и умалчивающими не совсем благоприятные факты.

В настоящих воспоминаниях, не для печати написанных, я не стану говорить об агонии корабля, длившейся 54 минуты. Ограничусь лишь сообщением об одном практически неизвестном факте, свидетелем которого мне выпала судьба стать.

Прежде чем писать о нем, хочу дать некоторые необходимые сведения, на мой взгляд, служащие как бы предисловием к дальнейшему изложению.

Линейный корабль «Императрица Мария» проектировался и закладывался до Первой мировой войны. Многочисленные электромоторы для него были заказаны на германских заводах. Начавшаяся война создала тяжелые условия для достройки корабля. Нужно было где-то доставать эти моторы. К сожалению, те, что нашли, были значительно больше по размерам и пришлось выкраивать необходимую площадь за счет жилых помещений. Команде негде было жить, и, вопреки всем уставам, прислуга 12-дюймовых орудий жила в самих башнях. Боевой запас всех орудий башни состоял из 300 фугасных и бронебойных снарядов и 600 полузарядов бездымного пороха. Каждый полузаряд весил 4 пуда <…> Полузаряд заключался в железный оцинкованный и гофрированный пенал длиной около метра и диаметром приблизительно 35 сантиметров. Пенал герметически закрывается крышкой с помощью специального рычага. Всего в подбашенном помещении хранилось 2400 пудов пороха. Наши пороха отличались исключительной стойкостью, и о каком-либо самовозгорании не могло быть и речи. Совершенно необоснованно предположение о нагревании пороха от паровых трубопроводов, как и о возможном электрозамыкании. Коммуникации проходили снаружи и не представляли ни малейшей опасности.

Известно, что линкор вступил в строй с недоделками. Поэтому до самой его гибели на борту находились портовые и заводские рабочие. За их работой следил прикомандированный к офицерскому составу корабля инженер-поручик С. Шапошников, с которым у меня были приятельские отношения. Он прибыл на линкор еще в Николаеве, быстро изучил его и знал «Императрицу Марию», как говорится, от киля до клотика. Шапошников рассказывал мне о многочисленных отступлениях от проекта и всяческих технических затруднениях, связанных с войной. <…>

6 октября 1916 года с 4 ч утра я был вахтенным начальником линкора, стоявшего на бочке Севастопольского рейда. В 6 ч объявили побудку команды. Вахтенный офицер мичман Шулейко успел обойти все кубрики и приблизительно в 6 ч 20 мин доложил мне, стоявшему около кормовой трубы, что одевание команды и вязка ею коек проходят нормально. В этот момент ко мне подбежал один из комендоров 1-й башни и крикнул: «В первой башне пожар!» Я помчался к кормовой рубке, чтобы включить колокола громкого боя. Но через какие-то 2—3 секунды волной взрыва меня подняло в воздух. К счастью, я упал на сложенный чехол от катера и это смягчило удар. Мичман Шулейко, стоявший ближе к борту, был выброшен в море. Поднявшись на ноги, я увидел, что вместо носовых боевой рубки, мачты и трубы стоял столб черного дыма, поднимавшийся к небу. Вся палуба была покрыта медленно горящими пластинами пороха. Вскоре стали взрываться патроны 130-миллиметровой артиллерии в погребах по соседству с 1-й башней. Минут через 20 заметил, как от нас спешно стали отбуксировать линкор «Императрица Екатерина II», стоявший от нас на расстоянии 400 м. Опасались, видимо, что от нашего взрыва сдетонируют и их снаряды. А ведь рядом находилась Сухарная Балка, где хранился весь боевой запас флота и крепости! Было сознание обреченности. Однако произошло какое-то чудо: после почти часового пожара наши снаряды не взорвались, хотя и находились среди огня…

Разбор о гибели «Императрицы Марии» длился довольно долго. Допрашивали всех офицеров, кондукторов, матросов. О причине пожара толком в общем-то ничего не выяснили. Затонувший на неглубоком месте корабль окружили баканами и вешками. Его положение — поперек Северной бухты — мешало движению кораблей, а посему решили его поднять.

Обследование показало, что особых затруднений для подъема линкора не предвиделось. Работы поручили инженеру Сиденснеру, который выбрал себе помощником С. Шапошникова.

Корабль лежал на дне вверх килем. В его днище водолазы вырезали круглое отверстие диаметром 3 метра и к нему приварили башенку. Она имела перегородку и две герметически закрывающиеся двери с перепускными воздушными кранами и манометрами. После этого в корпус стали закачивать воздух. Когда линкор всплыл, у бортов сделали добавочные крепления и стало возможным через башенку проникнуть внутрь корабля. Вместе с Шапошниковым мне дважды удалось побывать там.

Внутри разрушения оказались просто чудовищны. Кроме взрыва пороха орудийной башни, взорвались патроны из погребов противоминной артиллерии. Взорвавшийся порох подбашенного отделения нашел выход газов не по вертикали, ибо ему мешала громадная тяжесть всей башенной установки, а немного в бок. Этой-то силой и выбросило в море боевую рубку, мачту и трубу.

Через два года после трагедии, когда линкор уже находился в доке, Шапошников в подбашенном помещении 2-й башни обнаружил странную находку, которая навела нас на очень интересные размышления. Найден был матросский сундучок, в котором находились одна целая и на три четверти сгоревшая свечи, коробка спичек, вернее то, что от нее осталось от пребывания в воде, набор сапожных инструментов, а также две пары ботинок, одна из которых была починена, а другая не закончена. То, что мы увидели вместо обычной кожаной подошвы, нас поразило: к ботинкам владелец сундучка гвоздями прибил нарезанные полоски бездымного пороха, вынутые из полузарядов для 12-дюймовых орудий! Рядом лежали несколько таких полосок.

Для того чтобы иметь пороховые полоски и прятать сундучок в подбашенном помещении, следовало принадлежать к составу башенной прислуги. Так может быть, и в 1-й башне обитал такой сапожник? Тогда картина пожара проясняется.

Чтобы достать ленточный порох, нужно было открыть крышку пенала, разрезать шелковый чехол и вытянуть пластинку. Порох, пролежавший полтора года в герметически закрытом пенале, мог выделить какие-то эфирные пары, вспыхнувшие от близстоящей свечи. Загоревшийся газ воспламенил чехол и порох. В открытом пенале порох не мог взорваться — он загорелся, и это горение продолжалось, быть может, полминуты или чуть больше, пока не достигло критической температуры горения — 1200. Сгорание четырех пудов пороха в сравнительно небольшом помещении вызвало, без сомнения, взрыв остальных 599 пеналов».

С годами трагедия на корабле постепенно забылась. Однако после аналогичной по своим итогам и месту катастрофы линкора «Новороссийск» в октябре 1955 года, интерес к событию 1916 года снова повысился. Причем все чаще утверждалось, что причиной гибели корабля «Императрица Мария» стала диверсия немцев. В частности, известный писатель-маринист А. Елкин утверждал и доказывал, что в конце 1933 года советские чекисты раскрыли и обезвредили в Николаеве группу матерых немецких разведчиков и диверсантов, возглавляемую опытным резидентом В. Верманом. На Николаевских судостроительных заводах — «Императрица Мария» строилась именно в Николаеве — в годы Первой мировой войны он создал шпионско-диверсионную организацию, в которую входили голова городской думы Матвеев, инженеры Линке, Стибнев, Феоктистов и Шеффер. Они-то и осуществили взрыв на линкоре. За этот подвиг Вермана даже наградили Железным крестом 1-й степени.

Однако моряки-историки энергично возражали против этой версии. В частности, тот же Владимир Успенский, живший в Париже, писал в «Новом русском слове»:

«Анатолий Елкин позволил себе отклониться от истины. В его распоряжении были архивы, но он их заменил собственными измышлениями. Посему я, лейтенант Черноморского флота, служивший на линейном корабле „Императрица Мария“ с мая 1915 года и бывший в момент взрыва назначенным вахтенным начальником, имею полное право сделать замечание по поводу повестей А. Елкина.

Первое и прежде всего — взрыв произошел не 7-го, а 6 октября. Водоизмещение корабля было не 25, а 29 тысяч тонн, ни одного 150-миллиметрового орудия на корабле не было, противоминная артиллерия состояла из двадцати 130-миллиметровых орудий. Было еще четыре орудия в 75 миллиметров, приспособленных для стрельбы по аэропланам. Личный состав состоял не из 1386, а ровно из 1200 человек.

Теперь о самой трагедии. Во время этой агонии корабля его бак оставался на поверхности и нос корабля на дно не опускался. Никакой пожарной тревоги не было: я не успел включить колокола громкого боя, так как между докладом мне о пожаре и взрывом прошло 2 или 3 секунды. Никаких шлангов не раскатывалось, ибо взрывом была уничтожена дежурная носовая кочегарка и помпы бездействовали. Погода была тихая, безветренная и никакого пламени на корму ветром не могло гнать, посему не было надобности ставить корабль лагом к ветру. <…>

Никакого последнего «страшного взрыва» не было. После взрыва 2400 пудов пороха носовой башни начали взрываться пороховые погреба 130-миллиметровой артиллерии, но эти взрывы были несоизмеримо слабей. Вскоре после затопления подбашенного отделения 2-й башни корабль начал крениться и этот крен, увеличиваясь, в конце концов достиг критической величины и линкор перевернулся. Перевернувшись, он не опустился на дно, а продолжал в течение суток оставаться на плаву, после чего опустился на дно. В верхней части носовой башни жили лишь комендоры, обслуживающие орудия: башенный старшина, наводчики у прицелов и лица, стоявшие у зарядников и в перегрузочном отделении. Всего 12 человек, но не 90, как пишет А. Елкин. Подбашенное отделение, в котором находились снаряды и пеналы с порохом, от падения взорваться не могло, такие падения опасны только для бризантных взрывчатых веществ, как динамит, пироксилин, тол и т.п. <…>

Я не приписываю гибель корабля деятельности немецкой разведки. Из Севастополя мне удалось вывезти, например, фотографический снимок, сделанный одним из корабельных офицеров. На нем довольно ясно виден линкор в его последние минуты. Из носовой части корабля поднимается черный дым под небольшим углом, что, кстати, говорит об отсутствии ветра…»

Словом, трагическая гибель одного из сильнейших российских линейных кораблей «Императрица Мария» по-прежнему остается неразгаданной страницей нашей флотской истории периода Первой мировой войны. Похоже, корабль унес с собой на дно эту тайну.


Фотографии трагедии:

Изображение


Линейный корабль Императрица Мария после постановки в док и откачки воды, 1919 год.




Изображение





Изображение





Изображение





Изображение


Видеофильм на тему:


Автор текста: И.А.Муромов.
Буду рад, если поможете найти интересные снимки трагедии. Вставлю их в пост.

Предыдущая статья: Крейсер "Хэмпшир" (1916)
Изменено пользователем pkudinov

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 374 публикации
1 452 боя

Да очень интересно кто же его взорвал. Мне все токи кажется что это дело рук Англечан. Спасибо за тему Паша интересно было вспомнить о этой трагедии.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
287 публикаций

В какой то статье про Колчака читал что он наоборот бездействовал, был растерян и практически неучаствовал в спасении гибнущего корабля.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
2 430 публикаций

Просмотр сообщенияKatahi79 (08 Июн 2013 - 16:26) писал:

В какой то статье про Колчака читал что он наоборот бездействовал, был растерян и практически неучаствовал в спасении гибнущего корабля.
Очевидно в советской статье читали :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
200 публикаций
6 088 боёв

Просмотр сообщенияLexxRed (08 Июн 2013 - 16:24) писал:

Да очень интересно кто же его взорвал. Мне все токи кажется что это дело рук Англечан.
Сомневаюсь, что англичанам в то время было дело до Черноморского флота. Немцы и турки, те да, страдали. Причем турки больше всего.

Просмотр сообщенияKatahi79 (08 Июн 2013 - 16:26) писал:

В какой то статье про Колчака читал что он наоборот бездействовал, был растерян и практически неучаствовал в спасении гибнущего корабля.
Тут правды уже не найдешь, слишком тяжелое потом настало время и слишком запутанными были события.
Сейчас большая часть историков кидается то в одну, то в другую сторону. Слишком много политики.
А уж фигура Колчака очень не однозначна. То что он был патриотом сомнений не вызывает. Но если бы он остался ученым, его судьба могла быть куда счастливее.

Просмотр сообщенияpkudinov (08 Июн 2013 - 16:29) писал:

Очевидно в советской статье читали :)
Скорее всего.

Павел, спасибо за статью.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Спасибо за статью! Держи плюс!

Только текст лучше разбавить фото, а не "тесто отдельно, сосиска отдельно"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
2 430 публикаций

Просмотр сообщенияtankowik (08 Июн 2013 - 16:48) писал:

Спасибо за статью! Держи плюс!
Только текст лучше разбавить фото, а не "тесто отдельно, сосиска отдельно"
Но там фото зачастую не соответствует тексту.. поэтому решил отдельно..

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 314
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

Просмотр сообщенияpkudinov (08 Июн 2013 - 15:40) писал:

Hampshire - линкор-дредноут российского флота, головной корабль одноименного типа. Заложен в октябре 1911 г. Спущен на воду в ноябре 1913 г. Вступил в строй в июле 1915 г.
Исправь...:)

Просмотр сообщенияpkudinov (08 Июн 2013 - 15:40) писал:

Видеофильм на тему:

Выкинь шлак...:)

Если хочешь развить тему, копни тут.
http://www.armourboo...naya-tajna.html
http://www.armourboo...ica-mariya.html
http://www.armourboo...ica_marija.html
http://www.armourboo...iny_boevye.html
http://www.armourboo...rabli_mira.html

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Просмотр сообщенияDoktar (08 Июн 2013 - 16:31) писал:

Сомневаюсь, что англичанам в то время было дело до Черноморского флота. Немцы и турки, те да, страдали. Причем турки больше всего.
С каких пор англичанам было все равно на Черное море?

Просмотр сообщенияDoktar (08 Июн 2013 - 16:31) писал:

А уж фигура Колчака очень не однозначна. То что он был патриотом сомнений не вызывает. Но если бы он остался ученым, его судьба могла быть куда счастливее.
Не нам сейчас решать его судьбу. Тем более, что решать уже нечего.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
2 430 публикаций

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (08 Июн 2013 - 17:26) писал:

Оу.. черт.. Как я так с хэмпширом то :( Спасибо!
...
А почему шлак..?
...
Эх.. книги это хорошо, но я не на столько ученый, чтоб так много анализировать..  :sad:  лень берет верх :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 314
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

Просмотр сообщенияpkudinov (08 Июн 2013 - 17:28) писал:

А почему шлак..?
Ну вот профиль у этой передачки такой...:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
53 публикации
746 боёв

интересная тема ! я всё же больше придерживаюсь версии русской халатности !+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
488 публикаций
3 202 боя

ну не знаю какую роль сыграл в этом деле кОЛЧАК он мне антипатичен

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
200 публикаций
6 088 боёв

Просмотр сообщенияShellback (08 Июн 2013 - 17:28) писал:

С каких пор англичанам было все равно на Черное море?
Разве я сказал, что им было все равно?
Я конечно не жил в Англии во время ПМВ, но все таки когда страна участвует в войне с огромным напряжением внутренних ресурсов, и морские бои происходят на обширном фронте от Африки до собственных берегов, как-то не очень логично заниматься саботажем в рядах союзника, который и так с трудом воюет на огромном сухопутном и нескольких морских театрах военных действий.

Просмотр сообщенияShellback (08 Июн 2013 - 17:28) писал:

Не нам сейчас решать его судьбу. Тем более, что решать уже нечего.
Свою судьбу выбирает сам человек. А остальные выбирают лишь свое отношение к конкретному человеку, историки не исключение. На мой взгляд, жизнь Колчака такая же неоднозначная, как и жизни миллионов людей, которые пережили Мировую и Гражданскую войны, и все те события которые происходили до или после. Только и всего.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
577
[RONIN]
Старший альфа-тестер
3 452 публикации
1 272 боя

И Крылова читал,и версию в Советской печати,и в нэте начитался всего...

Лично склоняюсь к человеческому фактору отечественного "производства".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 314
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

Просмотр сообщенияMatsuo (08 Июн 2013 - 20:22) писал:

И Крылова читал,и версию в Советской печати,и в нэте начитался всего...
Лично склоняюсь к человеческому фактору отечественного "производства".
На самом деле от разложения нитропорохов погибло довольно много кораблей во всех флотах.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
3 288 публикаций

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (08 Июн 2013 - 20:33) писал:

На самом деле от разложения нитропорохов погибло довольно много кораблей во всех флотах.

угу. Аммиачная селитра, то бишь, аммония нитрат, тротил или же тринитротолуол, тринитроглицерин - все они нестабильны. Помню, сколько читал про случай на складе в США, когда бабахнул запас селитры. Жуть.

И кстати, на первой фотке, где Мария в доке, она очень похожа на ПЛ оО

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×