Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_18412412

Бой испанского линейного корабля «Принсесса».

В этой теме 38 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
587 публикаций

Бой линейного корабля «Принсесса».

 

В ноябре 1739 года из Буэнос-Айреса в Кадис направились два испанских линейных корабля – «Принсипе» и «Принсесса» - с товарами из Южной Америки. Англичане, получив 25 марта 1740 года информацию о выходе этих линкоров, срочно послали к побережью Испании блокирующую эскадру в составе 70-пушечных «Леннокс», «Кент» и «Орфорд» под командованием кэптена Ковилля Мэйна. Вскоре к ним должны были присоединиться фрегаты «Риппон» и «Сент-Элбанс» из состава отряда Джона Болчена, однако к бою они подойти не успели. 19 апреля в 9 часов утра в 120 милях к западу от мыса Финистерре на «Ленноксе» обнаружили паруса довольно большого корабля. Отряд тотчас же взял курс на сближение и вскоре британцы определили, что это испанское судно (На самом деле их было два, но «Принсипе» успел сбежать. Командир «Принсипе» (и одновременно начальник отряда) Пинтадо, бросивший «Принсессу» на растерзание англичанам, был разжалован хефе ди эскуадра Торресом). «Леннокс» и «Кент» рванули вперед, «Орфорд» чуть приотстал. К 11.00 англичане смогли атаковать испанца с двух бортов, однако 70-пушечный линейный корабль «Принсесса» (Командир – дон Парло Аугустино де Гера. Корабль был вооружен 24-фунтовыми, 18-фунтовыми и 8-фунтовыми орудиями, однако нес не 70, а 64 пушки, и имел экипаж в 654 человека), выглядевший из-за высокого борта и большой длины как стопушечник, активно отвечал, а ядра англичан, как казалось, не причиняли ему никакого вреда. В результате «Леннокс» потерял бушприт, а у «Кента» просто разворотили корму. Попытки провести абордаж просто проваливась из-за более высокого борта испанца.

 

Изображение

Чертеж английского 70-пушечника. Обратите внимание на уровень ватерлинии, и расположение портов.

 

Когда подошел третий английский корабль «Леннокс» атаковал «Принсессу» с наветренного борта, «Кент» - с подветренного, а «Орфорд» вел погонными орудиями огонь по корме. К концу дня англичанам удалось сбить фок- и бизань-мачту на испанце, однако 18-фунтовые ретирадные пушки «Принсессы» в свою очередь нанесли существенные повреждения такелажу и рангоуту «Орфорда» (в частности – была отстрелена грот-стеньга), корабль приотстал, чтобы произвести текущий ремонт.

Лишь утром присоединившийся к своим товарищам «Орфорд» смог принудить «Принсессу» к капитуляции. На этот момент испанцы потеряли 70 человек убитыми и 80 - раненными, тогда как у британцев только 4 матроса были убиты, а 40 – ранены (в числе последних – кэптен «Кента» Даррелл). 8 мая 1740 года приз привели в Портсмут.

По результатам этого боя были проведены слушания в Адмиралтействе. Лорды недоумевали – как три 70-пушечника могли так долго принуждать к капитуляции испанский корабль такого же класса! Причем – по показаниям капитанов – испанцы стреляли довольно плохо, в актив им можно было занести только серьезные повреждения «Орфорда». В оправдание Мэйн сообщил, что испанский корабль был гораздо крупнее, чем английские суда (2400 тонн водоизмещения против 1500-1600 тонн) и имел очень высокий борт, что позволяло ему даже при волнении на море спокойно использовать пушки нижнего дека.

 

Изображение

А это испанский 70-пушечник. Посмотрите как подняты наверх порты нижнего дека относительно ватерлинии.

 

Осмотр приза привел к пересмотру размерений английских 70-пушечников. Теперь Адмиралтейство просило комиссионеров верфей строить корабли, похожие на испанца. Из минусов «Принсессы» отмечали малый размер пушечных портов, что, хотя и защищало орудийные расчеты от картечи, позволяло вести огонь строго по траверзу.

Уже в 1741 году у нескольких 70-пушечников были увеличены высота борта и размеры (например, при тимберовке в 1743 году 70-пушечного «Нортумберленда» был сильно удлинен его корпус и увеличена высота борта). Но только в 1755 году англичане смогли построить подобные «Принсессе» корабли. Что касается самого испанца – его отремонтировали в Вулвиче за 36 тысяч фунтов и включили в состав Ройял Неви. Корабль служил в английском флоте еще долгих 45 лет -  до 30 декабря 1784 года, когда в результате шторма разбился о камни в Портсмуте.

Чуть позже англичане столкнутся с еще одним кораблем подобного проекта – испанским «Глориосо», и испытают такие же трудности в нейтрализации сильного испанского 70-пушечника.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
587 публикаций

Просмотр сообщенияkaklissss (16 Июн 2013 - 12:43) писал:

И чё эти старые да ещё и деревянные корабли WG собирается водить в игру, разве они будут интересны.
Если вам не интересно - можно просто взять и не читать. Не додумались до такой опции?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Просмотр сообщенияkaklissss (16 Июн 2013 - 12:43) писал:

И чё эти старые да ещё и деревянные корабли WG собирается водить в игру, разве они будут интересны.

Просмотр сообщенияSergeyMakhov (16 Июн 2013 - 12:47) писал:

Если вам не интересно - можно просто взять и не читать. Не додумались до такой опции?
Кроме того, если бы вы прочитали "Ответы разработчиков", то знали бы, что в игре будут корабли начиная с эпохи дредноутов, и не задавали бы глупых вопросов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Неплохая тема, ловите плюс.

Цитата

И чё эти старые да ещё и деревянные корабли WG собирается водить в игру, разве они будут интересны.  
Да, опять этот критик. Дорогой друг, если "не шарите" в короблестроении и не уважаете  историю, то этот форум не для вас.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
820 публикаций
1 237 боёв

Просмотр сообщенияZIPmarf (16 Июн 2013 - 13:54) писал:

Неплохая тема, ловите плюс.

Да, опять этот критик. Дорогой друг, если "не шарите" в короблестроении и не уважаете  историю, то этот форум не для вас.
Советую научиться не обращать на таких "очень умных людей" внимания.... Это лишь первая ласточка... С каждым днем их будет все больше и больше...
По теме: Очередная, очень интересная тема... жаль прочитал пока по диагонали... времени мало... вечерком дочитаю...Но + сразу))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
171 публикация
22 боя

Просмотр сообщенияxXIndestructibleXx (16 Июн 2013 - 14:05) писал:

Советую научиться не обращать на таких "очень умных людей" внимания.... Это лишь первая ласточка... С каждым днем их будет все больше и больше...
По теме: Очередная, очень интересная тема... жаль прочитал пока по диагонали... времени мало... вечерком дочитаю...Но + сразу))
Я не обрашаю на тебя внимания ...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
83
Старший альфа-тестер
779 публикаций
2 947 боёв

Уважаемый Сергей Петрович! Есть несколько вопросов по данному эпизоду:

1. Я так понимаю, «Принсесса» имела значительно меньшую скорость чем англичане. А «Принсипе» большую, раз сбежала. Это не одинаковые корабли?

2. Чем стреляла «Принсесса», если "«Леннокс» потерял бушприт, а у «Кента» просто разворотили корму", "существенные повреждения такелажу и рангоуту «Орфорда» (в частности – была отстрелена грот-стеньга)", но при этом "у британцев только 4 матроса были убиты, а 40 – ранены".

3. Обратно про скорость - в ноябре выплыли из Буэнос-Айреса, а к апрелю приплыли? По прямой 9 585 километров (http://www.rasstoyan...нос-Айрес/кадис).  ну пусть 10 т.км. А ведь они даже не доплыли......

Делим на 4 месяца 30 дней 24 часа - 3,5 км/ч, сколько это будет в узлах? 2? И это бравые испанские моряки? Гребли веслами против ветра? :sad:

Нипанятно. Вешать надо было не только английских капитанов.

Р.С. Я правильно пишу, что  линейный корабль женского рода?

Изменено пользователем Lordd

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
587 публикаций

Цитата

Я так понимаю, «Принсесса» имела значительно меньшую скорость чем англичане. А «Принсипе» большую, раз сбежала. Это не одинаковые корабли?
Корабли после многомесячных плаваний обрастали, и соответственно скорость у них уменьшалась. Также скорость зависела от опытности команды, вернее - от ее работы с парусами.

Цитата

2. Чем стреляла «Принсесса», если "«Леннокс» потерял бушприт, а у «Кента» просто разворотили корму", "существенные повреждения такелажу и рангоуту «Орфорда» (в частности – была отстрелена грот-стеньга)", но при этом "у британцев только 4 матроса были убиты, а 40 – ранены".

Ядрами естественно.
И в корпус, что предопределило низкие потери англичан в людях. Ведь корпус корабля тогда - он выполнял функции брони.

Цитата

3. Обратно про скорость - в ноябре выплыли из Буэнос-Айреса, а к апрелю приплыли? По прямой 9 585 километров (http://www.rasstoyan...нос-Айрес/кадис).  ну пусть 10 т.км. А ведь они даже не доплыли......

Сейчас это так. Сел на пароходик - и независимо от ветра свои 5 или 10 узлов топаешь. Тогда же переход отпределялся ветрами и течениями. Из Буэнос-Айреса чаще всего шли сначала к Карибам (с заходом либо в в Картахену, либо на Кубу), а оттуда используя пассаты и течения - к побережью Испании, чаще всего к мысу Финистерре.

Цитата

Я правильно пишу, что  линейный корабль женского рода?  

Если именно "ЛК " - то мужского. Если по названию "Принцесса" - я предпочитаю употредлять женский. А то какой-то гермафродит получается.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Кстати, Лорд - по поводу скорости... Очень часто в пиратских романах и фильмах рисуют сцены "О! Корабль на горизонте!" и через 5 минут бой и абордаж. Хотя в реале погоня одного парусника за другим могла растянуться на часы и даже дни. И хорошие рулевые и моряки, умевшие работать с парусами и выжимать из корабля пару лишних узлов у пиратов были на вес золота.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
83
Старший альфа-тестер
779 публикаций
2 947 боёв

Ну хоть узлов то 8-10 они выжимали? А по ветру, наверное, и больше... Не по пол-года же до америки плыть, пусть и южной. Ниче, пусть и с маленькой буквы.

Изменено пользователем Lordd

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Просмотр сообщенияLordd (16 Июн 2013 - 18:49) писал:

Ну хоть узлов то 8-10 они выжимали? А по ветру, наверное, и больше... Не по пол-года же до америки плыть, пусть и южной. Ниче, пусть и с маленькой буквы.
Наибольшая скорость кораблями с прямыми парусами развивалась на курсах "бакштаг" (в районе 135 гр.). Т.е. при направлении ветра менее 90 градусов от носа корабль чаще всего либо еле плелся либо вообще стоял. Именно поэтому рейсы "туда-сюда" имели как сезонную периодичность, так и достаточно ломанный маршрут, чтоб использовать попутные течения и ветры.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
83
Старший альфа-тестер
779 публикаций
2 947 боёв

Ну вот. Поискал про скорость. Чайные клиперы. А большие парусники действительно медленные были. 10 узлов тогда -огромная скорость. :medal:

Ну и ссылка на наше: "Парусник Мир носит статус самый быстрый парусник в мире! Его рекорд побил все предыдущие: под парусами судно разогналось до скорости 21 узел (что соответствует 38,9 км/час). Ему соперником реально мог стать только клипер Фермопилы, которого увы уже нет." (http://sailing-ships...korabl-mir.html).

Как же 2-3 века назад все неспешно было.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
76
[FMP]
Старший альфа-тестер
520 публикаций

Красавица. Всегда больше любил парусники. ТС спасибо за инфу и +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Просмотр сообщенияLordd (16 Июн 2013 - 19:17) писал:

Как же 2-3 века назад все неспешно было.
Да уж... как интернет через модем 14400 б/с  :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
587 публикаций

Просмотр сообщенияLordd (16 Июн 2013 - 19:17) писал:

Ну вот. Поискал про скорость. Чайные клиперы. А большие парусники действительно медленные были. 10 узлов тогда -огромная скорость. :medal:
Ну и ссылка на наше: "Парусник Мир носит статус самый быстрый парусник в мире! Его рекорд побил все предыдущие: под парусами судно разогналось до скорости 21 узел (что соответствует 38,9 км/час). Ему соперником реально мог стать только клипер Фермопилы, которого увы уже нет." (http://sailing-ships...korabl-mir.html).
Как же 2-3 века назад все неспешно было.

В книге Roger Knight, The Pursuit of Victory приведены данные о скорости почти всех кораблей, на которых плавал Нельсон. Обращает внимание небоьшая разница в скорости кораблей самых разных рангов.
8-gun Carcasse - 10 knots before the wind.
24-gun Dolphin - 8.5 knots before the wind.
28 Albemarle - 10-11 knots on the quarter reach.
28 Boreas - 11-12 knots on the quarter reach.
32 Lowestoffe - 10-11 knots on the quarter reach.
38 Medusa - 11 knots "in light winds with all sails set".
38 Minerve - 9-10 knots on the quarter reach.
64 Raisonable - 11 knots "in a stiff gale".
64 Agamemnon - 10 knots before the wind.
74 Elephant - 11 knots before the wind.
74 Captain - 12 knots on the quarter reach.
74 Theseus - 10-11 knots on the quarter reach.
74 Vanguard - 11 knots running before the wind. (see below)
74 Vanguard - 8-9 knots running before the wind.
80 Foudroyant - 11 knots on the quarter reach.
100 Victory - 10-11 knots on the quarter reach.
112 San Josef - 9-10-11 knots on the quarter reach.

Необходимый перевод:
knots - естественно, узлы (мили в час).
before the wind - по ветру (фордевиндом)
on a quarter reach - бакштагом
in a stiff gale - при сильном ветре (шквале)
В книге Гардинера о фрегатах приведены наибольшие скорости английских фрегатов 18 века - 12-13 узлов, максимально зафиксированная отметка - 14,4 узла.


Максимальные результаты скорости английских фрегатов различных типов из книги Роберта Гардинера Фрегаты Наполеоновских войн (Лондон, 2000), даты относятся ко времени проекта, а не регистрации скорости.
Tribune Class 36s 1801: 12 kts в полный ветер (10-11 более обычная)
Forte 38 1801: 12.4 kts в полный ветер
Leda Class 38 1802: 13 kts в полный ветер (Lacedaemonia 13 kts)
Lively Class 38 1803: 13 kts в бакштаг
Apollon Class 36 1803: 12 kts (13 kts макс.)
Amphion Class 32 (Nereus) 1805: 12kts в полный ветер
Bucephalus 32 1805: 10 kts в полный ветер
Pyramus 36 1805: 13 kts в полный ветер
Hyperion 32 1805: 13 knots 1 румб в бакштаг, 12 kts – обычная скорость
Scamandar Class 36 1812: 12-13 kts в фордевинд
Улучшенный Leda Class 36 1812: 13 kts в полный ветер (Tanais - свыше 13 kts)
Seringapatam 38 1813: 12 kts по ветру
Madagascar 38 1813: 14 kts по ветру
Stag 38 1813: 11 kts в полный ветер
Blonde 38 1816: 13 kts в фордевинд
Magnanime 64 (до того, как был срезан во фрегат): 11 kts по ветру
Magnanime 38 (срезанный): 10 kts в полный ветер
Indefatigable 38 (срезанный): 12 kts по ветру
Endymion 40 1795: 14.4 kts в полный ветер ("свмый быстроходный корабль во флоте")
Cambrian 40 1795: 13 kts в полный ветер
Acasta 40 1795: 11 kts в бакштаг
Lavinia 44 1797: 12 kts в полный ветер
Goliath and Saturn (срезанные 74-пуш.) 58 1813: 11-12 kts в полный ветер
Улучшенный Endymion Class: 40 1813: 13 kts в полный ветер
Newcastle 50 1813: 14 kts в полный ветер
Essex (приз США) 1815: 11.4 kts в полный ветер
Chesapeake (приз США) 1815: 11 kts в полный ветер
Iris (датский приз): 13 kts по ветру
Rhin (франц. приз): 12.6 kts в фордевинд
Armide (французский приз): 13 kts в фордевинд
Dunira (франц. приз): 13 kts в фордевинд
President (франц. приз): 13 kts в полный ветер
Hamadryad (испанский приз): 12.4 kts в полный ветер
Pomone 40 (франц. приз) 1794: 12 kts при легком ветре/13 kts при крепком ветре
Egyptienne 44 (франц. приз) 1801: 13-14 kts в полный ветер
Указанные цифры характеризуют максимальные величины скорости, достигнутые в определенные моменты плавания, и никоим образом не являются средними величинами.
Жаль, что не опубликованы такие же данные (и многие другие) по русским кораблям, шканечные журналы почти всех наших кораблей сохранились в ЦГАВМФ, как меня уверяли архивные начальники, и ждут своих исследователей.
Изменено пользователем SergeyMakhov

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
488 публикаций
3 202 боя

познавательно плюсую

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
83
Старший альфа-тестер
779 публикаций
2 947 боёв

Кстати. Еще вопросец, может и не в тему, но раз уж повелось.

А как раньше скорость меряли? А сейчас? Может это отдельная тема?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
40 публикаций

Прочитав уже не первую Вашу статью о противоборстве испанского и английского флотов того времени создаётся мнение что испанские корабли и их команды были искусней в военном деле и англичане побеждали только превосходством в количестве а не в качестве. Тот же пример боя «Глориосо».

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×