Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
WZander

Первый советский крейсер (лёгкий крейсер "Червона Украина")

В этой теме 52 комментария

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
370 публикаций
445 боёв

Изображение

 

Впервые я узнал об этом корабле в детстве, прочитав в «Книге будущих адмиралов», что в Севастополе немцам удалось потопить устаревший крейсер «Червона Украина». Откуда на Чёрном море мог взяться «устаревший крейсер» и что он из себя представлял – об этом и будет данная статья.

 

Несостоявшиеся корабли Императорского флота

 

После окончания Русско-японской войны российский флот требовал восстановления и обновления. Он понёс тяжелые потери, а большая часть уцелевших кораблей была морально устаревшей. Основное внимание конечно обращалось на линкоры. Но, кроме них была развёрнута программа строительства эсминцев и лёгких крейсеров. В них весьма нуждался не только Балтийский, но и Черноморский флот. Формально, крейсера для обоих флотов относились к одному проекту (тип «Светлана», но фактически, «южане» отличались от «северян» иной машиной, иным количеством котлов, большими размерениями и водоизмещением. Поэтому, современные исследователи обычно выделяют черноморские крейсера в отдельный тип (тип «Адмирал Нахимов»)

Особенностью данного проекта было многочисленное (15 орудий!) артиллерийское вооружение. Впрочем, если по числу стволов он превосходил все лёгкие крейсера времён Первой мировой, то её калибр (всего 130 мм) был не слишком внушителен. Такие же орудия устанавливались на черноморских линкорах в качестве противоминного калибра. С учётом того, что предполагалось участие крейсеров (в качестве ближних разведчиков) в эскадренном бою, это могло стать для них серьёзным недостатком. Вдобавок, из-за архаичного палубно-казематного размещения орудий, в бортовом залпе (в зависимости от курса) не принимали участие от трети до половины всех орудий. Ещё хуже обстояло дело с курсовым огнём. Несмотря на большой полубак, из-за крайне острых обводов носовой оконечности, она имела низкую плавучесть, что вело к её зарыванию, из-за чего в свежую погоду вести огонь из двух передних пар казематных 130-мм орудий было невозможно.

13 октября 1913 года,в Николаеве, на заводе «Русского судостроительного общества» («Руссуд») был заложен головной корабль серии черноморских крейсеров. Он получил название «Адмирал Нахимов». 19 октября 1915 года он был спущен на воду и к 1 января 1918 года степень готовности достигла 70 %, но уже 17 марта Николаев был захвачен немцами. Через год немцев сменили французы, которые передали недостроенный корабль деникинцам. После поражения Добровольческой армии и потери Николаева, «Нахимова» в январе 1920 года пытались увести в Турцию, но посадили его на мель недалеко от Одессы. Месяц спустя, корабль, на этот раз уже под красным флагом, был отбуксирован обратно в Николаев.

Spoiler

Изображение

Спуск крейсера "Адмирал Нахимов", 25 октября 1915 года

Под флагом Рабоче-крестьянского красного флота

 

С учётом отсутствия на Чёрном море крупных боевых кораблей, было принято решение о первоочередной достройке крейсера. Но мешала нехватка средств, рабочих рук и необходимых материалов. Почти три года крейсер простоял у причалов завода, пока, в конце 1922 года не было принято решение, повторённое почти век спустя (привет «Алроса»). Но в советские времена шефство над кораблём было доверено не частной компании, а правительству УССР. Оно нашло необходимые средства и смогло начать достройку. Корабль переименовали в "Червона Украина" и 21 марта 1927 года приняли в состав Черноморского флота. Это был первый крупный корабль, построенный в Советском Союзе.

 

В сопровождении эсминцев «Незаможнык» и «Петровский» он 1928 году посетил с дружественным визитом Турцию. В 1930 году совершил переход в Средиземное море, с посещением Италии и Греции, четыре года спустя опять посетил Турцию.

 

Достройка и модернизации.

 

В целом, корабль был достроен по первоначальному, дореволюционному проекту, хотя и с некоторыми изменениями.

Серьёзнейшим изменениям подвергли вспомогательное вооружение. По первоначальному, дореволюционному проекту ПВО корабля составляло 4 противоаэропланные пушки калибра 63,5-мм и 4 «Максима». Даже по меркам Первой мировой этого было довольно скромно, поэтому, при вступлении в строй Красного флота корабль получил целых восемь 75-мм зениток образца 1928г. Это были модернизированные пушки Канэ 75-мм/50, на станке, приспособленном для стрельбы по воздушным целям. Помимо ведения огня по индивидуальной наводке, они имели оборудование для централизованной стрельбы.

Spoiler

Изображение

75-мм зенитка образца 1928г.

В 1934 году их заменили на шестёрку установок 8-К (76-мм зенитки Лендера образца 1915 г.) Это были надёжные, хотя и морально устаревшие орудия. Спустя всего два года, они были опять заменены, на этот раз тремя спаренными итальянскими установками «Минизини». Это были отличные орудия, но вот отсутствие современной СУО для них, не позволяла в полной мере использовать все их достоинства.

 

Изображение

100-мм установка Минизини

ПВО среднего калибра появилось на крейсере в 1937-38гг. кода на полубаке и кормовой надстройке установили шесть 45-мм полуавтоматов 21-К. Они были малопригодны для борьбы с пикировщиками и предполагалось по возможности, заменить их на 37-мм установки 70-К. Однако, из-за нехватки данных установок, крейсер их так их и не получил.

Малокалиберное ПВО из «Максимов» перед войной было заменено на семь 12,7-мм пулеметов ДШК.

 

Изображение

Расположение зенитного вооружения. Цифрами обозначены:

1 - 75-мм зенитка образца 1928г.

2 – 76-мм пушка Лендера (8-К)

3 - 100-мм установка Минизини

4 - 45-мм пушка 21-К

5 – 7,62-мм пулемёт «Максим»

6 – 12,7-мм пулемёт ДШК

Торпедное вооружение изначально изначально состояло из двух 450-мм подводных траверсных аппаратов. Но уже через два года подводные однотрубные ТА заменили на четыре поворотных 450-мм трехтрубных, установленных на верхней надстройке.

 

Авиационное вооружение предполагалось ещё по дореволюционному проекту (по два французских аэроплана «Телье»). Для их обслуживания были смонтированы краны. Также имелся лёгкий брезентовый ангар. Но единственным самолётом, который мог использоваться (из-за малой грузоподъёмности кранов) был поплавковый самолет МУ-1. Обычно крейсер пару таких самолёта.

В 1930 году их заменили новым самолётом КР-1. Поскольку тот был заметно тяжелее предшественников, пришлось усиливать краны. К концу 30-х и он безнадёжно устарел, а пришедшие ему на смену КОР-1 и КОР-2 нуждались в корабельной катапульте, которую было невозможно установить, решено было от авиационного вооружения полностью отказаться.

 

Главная энергетическая установка (ГЭУ) разработанная английской фирмой «Дж. Браун» состояла из 14 котлов Ярроу общей паропроизводительностью 350 000 кг/ч и 4 комбинированных турбин Парсонса общей мощностью в нормальном режиме 50000л. с. Питание котлов изначально было смешанным, угольно-нефтяным, после капитально-восстановительного ремонта 1939-41гг. полностью переведено на мазут.

Максимальная скорость в 29,5 узлов. Запас хода (при полном запасе топлива)  – при крейсерской скорости в 14 узлов - 3700 миль. Любопытно, что по этим показателям "Червона Украина" превосходила своего собрата балтийской постройки - крейсер «Профинтерн». У того, при такой-же мощности машин и одинаковой скорости, запас хода всего 3350 миль. Сказалась разница в ГЭУ. У балтийских лёгких крейсеров турбины были германские («АЭГ Вулкан») и на один котёл меньше (13 вместо 14).

 

Система бронирования крейсера полностью соответствовала изначальному, дореволюционному проекту и в течении всей службы не подвергалась никаким изменениям. Она включала два бортовых броневых пояса — верхний толщиной 25 мм и нижний толщиной 75 мм, которые вместе с 20-мм броневым настилом верхней и нижней палуб и броневыми траверзам (50 мм) образовывали два бронированных контура, защищавших жизненно важные центры корабля. Кроме бортов и палуб были забронированы кожухи дымовых труб (толщина 25 мм). Артиллерия главного калибра защищалась 25-мм коробчатыми щитами. Боевая рубка имела 125-мм стенки и 75-мм крышу.

Боевая служба

 

В бой крейсер вступил в ночь на 22 июня, приняв участие в отражении налёта вражеской авиации на Севастополь. Днём он вышел на постановку минного заграждения (корабль мог принимать до 100 мин). Первый боевой выход едва не стал последним – при возвращении в гавань, он уступил дорогу буксиру, который вёл плавкран. Это его спасло, т.к. кран тут же подорвался на немецкой магнитной мине.

 

В августе-октябре крейсер принимал участие в обороне Одессы. Именно на нём 16 октября 1941 года было эвакуировано командование Одесского оборонительного района.

30 октября принял участи в эвакуации в Севастополь наших войск, блокированных на Тендровской косе.

 

После прорыва обороны под Перекопом, встал вопрос о судьбе флота. С одной стороны, Севастополь нуждался в поддержке со стороны моря, с другой – командование не хотело рисковать кораблями. В итоге, было принято решение о перебазировании флота в порты Северного Кавказа. В Севастополе остались крейсера «Червона Украина» и «Красный Крым». Уже 8 ноября, отражая наступление передовых немецких частей, крейсер открыл огонь по хутору Мекензи.

9 и 10 ноября он выполнил семь стрельб (было выпущено 48 и 100 снарядов соответственно).

 

Spoiler

Изображение

Крейсер «Червона Украина» поддерживает артогнём советские войска под Одессой.

 

Последний бой

11 ноября начался первый штурм Севастополя. Немцы надеялись сходу, одним рывком овладеть городом. Но их первый удар провалился, чему в немалой степени способствовал и огонь крейсера, выпустившего по врагу 600 снарядов главного калибра.

Spoiler

 

Изображение

Последняя фотография крейсера, сделанная непосредственно перед налётом 12 ноября 1941 года.

 

Вражеское командование безусловно, сделало из этого правильные выводы и прежде чем продолжать наступление, решило обезопасить свои войска от обстрелов корабельной артиллерии. На следующий день корабль, стоявший у Графской пристани, подвергся жестоким воздушным налётам. Несмотря на огонь ПВО, противнику удалось добиться прямого попадания бомбы в район носовой трубы, которое вызвало пожар в машинном отделении. Также, от близкого разрыва другой бомбы, корабль получил пробоину надводной части борта с последующим пожаром во внутренних помещениях.

Команда, при помощи портового буксира быстро справилась с огнём. Но в это время, в результате нового налёта корабль получил ещё два прямых попадания, принял через подводные пробоины более трёх тысяч тонн воды и носовой частью сел на грунт.

Впрочем, несмотря на продолжение налётов, новых попаданий больше не было. Появилась надежда спасти корабль. Его отбуксировали в Южную бухту и при помощи плавучего крана начали разгружать – снимать орудия главного калибра, приступили к выгрузке боезапаса. Но остановить поступление воды не удалось, начал нарастать бортовой крен.

К половине четвёртого утра 13-го ноября 1941 года, он достиг критического значения в 40 градусов и командир корабля капитан 2 ранга И. А. Заруба (он вступил в командование всего пятью днями ранее) отдал приказ личному составу прекратить борьбу за живучесть и покинуть гибнущий крейсер. Спустя полчаса корабль лёг на левый борт и затонул.

 

 

Изображение

Памятная доска погибшему крейсеру "Червона Украина" в Севастополе

Post mortem

 

"Червона Украина" внесла свой вклад в срыв не только первого, но и второго штурма Севастополя, т.к. из восьми орудий главного калибра погибшего крейсера было сформировано 4 береговых батареи.

Spoiler

Изображение

130-мм орудие Б-7 легкого крейсера «Червона Украина» на севастопольской батарее №-703(бывшей 114-й) 4-го дивизиона береговой обороны.

 

3 ноября 1947 года крейсер подняли, затем поставили в док и отремонтировали. После ремонта он использовался как учебно-тренировочная станция СТЖ-4 (для обучения борьбе за живучесть) . В октябре 1950 года переквалифицирован в корабль-цель ЦЛ-53. 10 мая 1952 года посажен на грунт как мишень для морской авиации.

ТТХ (по состоянию на 1941 год)

 

Spoiler

Изображение

Водоизмещение: 6600 т

Длина: 166,9 м

Ширина: 15,7 м

Осадка: 6,5 м

Мощность двигателей: 55000 л.с.

Скорость: 29,5 уз.

Вооружение: 15 130-мм орудий, 3х2 100-мм орудий,

6 45-мм зенитных орудий, 7 12,7-мм пулемета ДШК

Торпедных аппарата 2х3 трубных торпедных аппарата 450-мм.

Экипаж 881 человек.

Список источников

Балакин С.А.. «Профинтерн» и «Червона Украина»: конструктивные особенности и внешние отличия //Морская кампания №5 (18) 2008.

Додонов В. Боевой путь крейсера «Червона Украина»

Цветков И. Ф. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»

 

Интернет-источники:

http://wreck.ru/3-4/92.html

http://krymology.inf...раина_(крейсер)

http://forum.vgd.ru/111/24192/

http://flot.sevastop...ona_ukraina.htm

http://navsource.nar.../038/index.html

http://waralbum.ru/

 

Изменено пользователем WZander

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Хорошо оформил, отличная тема, приятно читать. Сразу видно, что сделано не для набивания постов(как же меня достали такие темы!).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
10
[ADEQ]
Альфа-тестер
207 публикаций
8 555 боёв

нормальна таки :child:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
395 публикаций

откуда такое название крейсера? тогда ещё такой страны не существовало, если крейсер то советский.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
531 публикация
519 боёв

Ну вот, вот наконец та нормальная приятная на глаз тема.Не то что у некоторых.Хорошая тема, держи плюсище.

Изменено пользователем _Admiral_1945

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
441 публикация
2 556 боёв

Спасибо интересно.

Можно добавить после военные Фото?, или такие не имеются?, я найти не смог.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
227 публикаций
4 227 боёв

Какие послевоенные фото? Видать Вы читали не совсем внимательно. Он же затонул. Вот и нет ни крейсера ни фото.

Пардон, сам такой невнимательный. Извиняюсь. Но фотоматериалов действительно нет.

Изменено пользователем 19_Hitman_41

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщения19_Hitman_41 (04 Июл 2013 - 12:24) писал:

Он же затонул. Вот и нет ни крейсера ни фото.
"3 ноября 1947 года крейсер подняли, затем поставили в док и отремонтировали. После ремонта он использовался как учебно-тренировочная станция СТЖ-4 (для обучения борьбе за живучесть) . В октябре 1950 года переквалифицирован в корабль-цель ЦЛ-53. 10 мая 1952 года посажен на грунт как мишень для морской авиации."

Фото не нашел :(

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
171 публикация
22 боя

прикольно я еше не видел на форуме тем про мои оттечественные кораблики + тебе , и мне )

 

ПС интересно в игре будет хоть 1 ветка украинских кораблей, хотя бы после релиза ?)

Изменено пользователем leoni231

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
298 публикаций
4 495 боёв

А по бронированию данные есть?? Можно добавить. Про СУО ничего не известно?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
820 публикаций
1 237 боёв

Просмотр сообщенияleoni231 (04 Июл 2013 - 12:45) писал:

прикольно я еше не видел на форуме тем про мои оттечественные кораблики + тебе , и мне )

ПС интересно в игре будет хоть 1 ветка украинских кораблей, хотя бы после релиза ?)
Украинской ветки не будет, будет ветка кораблей СССР

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
76
[FMP]
Старший альфа-тестер
520 публикаций

Хорошая тема, спасибо было интересно почитать. С меня +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
370 публикаций
445 боёв

По СУО ничего не нашел, похоже, что там был старый добрый Гейслер. По поводу  бронирования и ГЭУ - признаю свою вину, меру, степень, глубину. Добавлю в ближайшее время.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
370 публикаций
445 боёв

Просмотр сообщенияTop__Gamer (04 Июл 2013 - 12:02) писал:

откуда такое название крейсера? тогда ещё такой страны не существовало, если крейсер то советский.
От чего-же? Как раз на тот момент страна такая была. Напомню, что СССР образован 30 декабря 1922 года, а крейсер переименован 26 декабря 1922 года. Так что, никакого противоречия.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
298 публикаций
4 495 боёв

По боковой схеме вроде пахнет четырьмя турбинами. По аналогии с подобными кораблями других стран можно предположить, что котлы угольного или смешанного питания, а воде модернизации заменены на нефтяные...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
258 публикаций
977 боёв

оформления  и  темка  :popcorn: супер  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Ну да, 4 вала, 14 котлов "Ярроу" смешанного питания (у Кузнецова в мемуарах есть, как они угольной пылью из труб посыпали емнип Ворошилова). После этого перешли на чисто нефтяное питание. Модернизации корабль не проходил

 

Просмотр сообщенияleoni231 (04 Июл 2013 - 12:45) писал:

ПС интересно в игре будет хоть 1 ветка украинских кораблей, хотя бы после релиза ?)
Кстати, требуйте с автора аутентичного написания "Червона Україна" :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
298 публикаций
4 495 боёв

Просмотр сообщенияAunt_Tom (04 Июл 2013 - 13:46) писал:

Модернизации корабль не проходил
Как не проходил? А зенитки? Краны для самолётов? Или имеются в виду крупные?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×