Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Temka8989

Гибель АПЛ «Курск»

В этой теме 83 комментария

Рекомендуемые комментарии

Участник
137 публикаций
96 боёв

<a href="http://radikal.ua/data/upload/c2184/ba193/ea8d9a5f4d.gif" class="bbc_url" title="Ссылка">http://radikal.ua/da.../ea8d9a5f4d.gif</a><br />

Прошло уже почти 13 лет со дня трагедии АПЛ «Курск»,унесшей жизни 118 человек. Это была трагедия для всей страны...<br /><br />

Считаю,что об этом должны знать и помнить все,тем более на форуме,посвященному морской тематике.<br /><br />

Представляю вам на суд статью об интересных фактах последних дней жизни АПЛ «Курск»,его гибели, "спасению" экипажа и заинтересованных в этой трагедии. Хотел поместить в теме про "Курск",но тема в архиве... Уважаемые МД, если будет нужно переместите этот пост в нее.<br /><div class="bbc_spoiler"><span class="spoiler_title">Spoiler</span>

<div class="bbc_spoiler_wrapper"><div class="bbc_spoiler_content"><a href="http://radikal.ua/data/upload/fb1a9/0fccf/d4f7540bce.jpg" class="bbc_url" title="Ссылка">http://radikal.ua/da.../d4f7540bce.jpg</a></div></div></div>

<br />

«Версия катастрофы одна: непроизвольный взрыв практической торпеды 65-76А в торпедном аппарате. Уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления. Виновные не установлены. Спасти экипаж было невозможно». (Генеральный прокурор РФ Устинов В.В.)<br />

Однако, есть и альтернативные версии этой трагедии русского флота. Предлагаю одну из них – версию заслуженного юриста РФ Геннадия Михайловича Мелкова.<br /><div class="bbc_spoiler"><span class="spoiler_title">Spoiler</span>

<div class="bbc_spoiler_wrapper"><div class="bbc_spoiler_content">12 августа 2000 года АПЛ «Курск» под командованием капитана 1 ранга Геннадия Петровича Лячина затонула во время учений в Баренцевом море в полигоне боевой подготовки в 108 милях от входа в Кольский залив: 69 град. 37 минут северной широты; 37 град. 34 минуты восточной долготы на глубине 110-112 метров. Погибли все 118 членов экипажа, хотя как минимум 23 моряка после взрыва боезапаса «Курска» были еще живы в течение двух суток (13 и 14 августа) в 9 отсеке.<br />

Генеральный прокурор В.В. Устинов и его непосредственные начальники, проведя «показательное расследование» и фактически свалив гибель русских моряков на них же самих, взяли на себя огромную моральную ответственность за то, что скрыли истинные причины этой катастрофы, которые лежат на поверхности.<br />

1. «Взрыв торпеды после приготовления к стрельбе». Авторами этой неумной гипотезы, которая стала основной в выводах правительственной комиссии РФ и генпрокурора, были, похоже, американцы, которые как это у них часто бывает, не очень хорошо разобрались в технических деталях. Дело в том, что «Курск» по решению верховного главнокомандующего проводил показательную стрельбу для китайских товарищей вовсе не торпедой 50-х годов прошлого века с перекисью водорода, а новейшей в то время торпедой «Шквал», технологией которой, кстати, американцы тогда не обладали. Эта торпеда просто не могла взорваться так, как это впоследствии выдумало следствие. Кроме того, генпрокурору в силу своей политической занятости, наверное, было неизвестно, что личный состав БЧ-3 готовил не торпеду, а только сам торпедный аппарат. Торпеду к выстрелу готовят специалисты Береговой базы.<br />

2. Не было в истории подводного флота мира случая, чтобы задняя крышка торпедного аппарата была вырвана раньше, чем нарастающим давлением внутри торпедного аппарата, однако до этого этим же давлением должна была быть обязательно отжата передняя крышка этого же торпедного аппарата с выходом в море излишнего давления. Тем более, на перископной глубине, где давление моря не столь значительно. Усилия для срыва передней крышки торпедного аппарата требуются в десятки раз меньшие. Какой бы пожар в торпедном аппарате ни был, через отжатую переднюю крышку в торпедный аппарат сразу хлынет вода, которая начнет тушить пожар. При этом задняя крышка торпедного аппарата все равно не откроется, поскольку рассчитана выдерживать давление в десятки раз большее по сравнению с передней крышкой.<br />

В таких условиях никакой пожар в торпедном отсеке, который был вызван пожаром внутри торпедного аппарата от горения в нем керосина и перекиси водорода, находящихся в торпеде, а тем более детонацию торпедного боезапаса без взрывателей на стеллажах в огромном 1-м отсеке или других торпедных аппаратах физически были невозможны. Но даже если предположить, хотя бы во сне, что задняя крышка торпедного аппарата была вырвана тепловым взрывом (а это не бризантный взрыв в доли секунды), то через отжатую переднюю крышку торпедного аппарата и вырванную заднюю крышку море хлынуло бы внутрь отсека и практически мгновенно потушило бы пожар.<br />

3. 11 августа 2000 года в 12.40 «Курск» успешно выполнил пуск одной практической крылатой ракеты «Гранит» по морской мишени. В этот же день или, в крайнем случае, до 8.00.<br />

12 августа «Курск» должен был выполнить торпедную стрельбу учебной (без боезаряда) новейшей торпедой «Шквал» (скорость до 270 узлов или до 500 км/час). С последующим обязательным донесением командованию о выполнении боевого упражнения, поскольку торпедоловы должны были поднять из воды эту сверхсекретную практическую торпеду. 12 августа до 8.00 не последовало никакого доклада. Почти одновременно с этим в 7.32 был отчетливо установлен мощный взрыв в стороне «Курска», настолько мощный, что он встряхнул даже атомный крейсер «Петр Великий» на котором находился Командующий Северным Флотом адмирал В.А. Попов.<br />

Адмирал Попов в этих условиях не нашел ничего лучше, как подождать еще четыре часа и лишь в 12.00. начал поиск «Курска». Интересно, зачем нужна была в чрезвычайной ситуации, где счет времени шел на минуты эта пауза? Не было команды сверху? Или наоборот? Эта странная пауза была очень на руку истинным виновникам трагедии.<br />

4. В это же примерно время, спустя час с четвертью, в 13.15. капитан-лейтенант Дмитрий Романович Колесников уже писал свою предсмертную записку на взорванном «Курске», лежащем на дне. В этой записке, как и в других записках членов экипажа нашей лодки, вероятно, были изложены истинные причины катастрофы, однако эти важнейшие документы полностью никогда затем не были опубликованы.<br />

Кроме записки, указанной выше, были написаны: записка капитан-лейтенанта Садиленко Дмитрия Романовича, записка капитан-лейтенанта Аряпова Рашида Рамисовича, записка старшего лейтенанта Борисова Арнольда Юрьевича, записка матроса Борисова Юрия Александровича. Если бы в этих документах – свидетельствах катастрофы были указаны причины, подтверждающие официальную версию Устинова, то без сомнения, записки были бы тотчас обнародованы. Отсутствие публикаций свидетельствует как раз об обратном, причины трагедии по сравнению с выводами Устинова были совсем иные. И, таким образом, эти причины так называемое следствие намеренно скрыло.<br /><div class="bbc_spoiler"><span class="spoiler_title">Spoiler</span>

<div class="bbc_spoiler_wrapper"><div class="bbc_spoiler_content"><a href="http://radikal.ua/data/upload/49112/fb1a9/68b291e3b3.jpg" class="bbc_url" title="Ссылка">http://radikal.ua/da.../68b291e3b3.jpg</a></div></div></div>

<div class="bbc_spoiler"><span class="spoiler_title">Spoiler</span>

<div class="bbc_spoiler_wrapper"><div class="bbc_spoiler_content"><a href="http://radikal.ua/data/upload/fb1a9/69fda/5b28877d84.jpg" class="bbc_url" title="Ссылка">http://radikal.ua/da.../5b28877d84.jpg</a></div></div></div>

5. «Мы обнаружили в третьем отсеке «Курска» самописец гидроакустического комплекса. Экспертиза его ленты позволила установить ряд событий и обстоятельств, имевших место двенадцатого августа. Но, к сожалению, часть ленты уничтожена взрывом и новой информации о причине трагедии она не дает».<br />

(А. Емельяненков. «В трех шагах от тайны «Курска». Российская газета 30.01.2002 г.)<br />

Интересное дело. Лента есть, но часть ее уничтожена взрывом. Это из области фантастических рассказов «российских правоведов» и их обслуги для тех, кто плохо дружит с головой. Самописец цел, цела и лента. Но вот самая важная часть этой ленты оказалась уничтожена взрывом. Возможно ли такое? Это уже тянет на признаки сокрытия и ликвидации «следствием» вещественных доказательств.<br />

6. Специалисты норвежского сейсмического института «НОРСАР» привели данные, согласно которым в районе «Курска» 12 августа произошло как минимум два взрыва: в 7.30 (1,5 балла) и в 7.32 (3,5 балла). Известно, что в это же время в районе учений, непосредственно рядом с «Курском» одновременно находились три иностранные атомные подводные лодки: американские «Мемфис» и «Толедо» (в непосредственной близости) и английская «Сплендид» – несколько дальше. При этом в воздухе над районом учений постоянно работали от 3-х до 5-ти американских самолетов «Орион», поддерживавших связь командования ВМС США со своими лодками и еще с двумя надводными разведывательными кораблями «Лойал» и «Марьята».<br />

7. Экипаж «Курска» фактически был брошен на произвол судьбы. Командование флота, как и верховное главнокомандование не имели права проводить стрельбы в подобных условиях и по техническим причинам. Длина АПЛ «Курск» составляла 154 метра, а район учений был выбран с глубинами чуть больше 100 метров. Для такой лодки глубина моря для погружения должна быть не менее трех ее длин, то есть примерно 460-500 метров. Однако в Российской Федерации как обычно возобладало дилетантство на самом верху, желание этого самого верха понравиться китайским покупателям советского товара, холуйство высших управленцев флота, не имеющих своего мнения и готовых рисковать в стиле «чего изволите», разумеется, не собой, а другими, связанными государственной службой людьми.<br />

«Курск» был найден лишь 13 августа в 4.51. по очевидным признакам катастрофы на воде. То есть, лишь спустя почти сутки после трагедии было установлено местоположение своей атомной подводной лодки, выполнявшей совсем не рядовые стрельбы на своем не таком уж глубоководном полигоне.<br />

Трагедия «Курска» – это дилетантство и последующая трусость одних, преступный замысел других и потеря жизни невиновных, оказавшихся в обстоятельствах своей судьбы наших моряков.<br />

8. Американская АПЛ «Мемфис» относится к классу лодок, которые почти не слышат сонары российского ВМФ, к тому же ее корпус сделан из специального сплава, который способен выдержать не только погружение на 1 километр, но и столкновение (таран) с другой АПЛ. На этой лодке установлены активные средства гашения акустической энергии, эти приборы преобразуют акустическое поле корабля таким образом, что оно сливается с фоновым.<br />

Вероятно именно по этой причине «Курск» не слышал и не видел «Мемфис». Наши подводники называют атомоходы «гордость нашего подводного флота» ревущими тракторами и ревущими коровами, потому что шумность российских лодок превосходят американские аналоги во многие десятки раз при той же весьма не малой цене изготовления. Сейчас, благодаря технологическому превосходству и построенной системе обнаружения, наши лодки представляют для американцев легко обнаруживаемые лишь потенциально опасные плавучие мишени, поэтому строительству таких объектов они политически особо не препятствуют. Скорее наоборот, чем больше дорогостоящих плавучих мишеней будет больше в структуре сил ядерного сдерживания России (в ущерб иным видам), тем американцам спокойнее.<br />

9. Сразу после катастрофы разведывательная активность наших «западных партнеров» сразу резко пошла на убыль, что, в общем-то, для них не характерно. Практически, в некой чрезвычайной ситуации, когда наоборот требуется собрать как можно больше полезной информации, ВМС НАТО были довольно спешно выведены из района учений и отведены к базам в Норвегии.<br />

При этом уже на вторые сутки после гибели «Курска» американцы предложили свою помощь спасательными средствами. Примерно также американцы в свое время предлагали медицинскую помощь населению после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в Японии.<br />

10. Некоторые представители СМИ, а также “высоко обученные” офицеры ВМФ РФ определили бело-зеленые буи, поставленные с американских самолетов в районе учений в качестве аварийных буев иностранных подводных лодок. На самом деле эти буи выполняли работу радио и акустического противодействия в момент отхода американского флота к своим базам в Норвегии. Сам отход был организован так, как это делается в ходе выполнения боевой операции. Американцы, как видно, сильно страховались. А страховаться было от чего.<br />

В соответствии со ст. 51 Устава Организации Объединенных Наций торпедировавшая американская лодка могла подвернуться уничтожению противолодочными средствами в порядке необходимой самообороны от агрессии. И это было бы вполне законно, если исходить из норм международного права, так как они были написаны и приняты.<br />

11. Есть сведения, что американцы затем перечислили политической элите, выполняющей функцию управляющих в России, 10 миллиардов долларов. С чего бы такая роскошная щедрость от всегда скупого дяди Сэма? Вероятно, это и была плата за молчание и сговор.<br />

Жизнь русского подводника, а точнее его смерть, была оценена по рынку, то есть в 25 тысяч долларов на каждого члена семьи. Потребовались еще деньги и на подъем лодки, и на сокрытие следов преступления, в том числе и в СМИ, на издание бредовых книжек и вычурных, далеких от правды объяснений «уважаемых людей». Практически американцы наняли так называемую российскую политическую элиту, чтобы замазать все это дело по-тихому и вывести некое важное событие для мировой общественности сухим из воды. Тогда, до поставленного ***ического акта 11 сентября, последовавшего затем вторжения в Афганистан и Ирак, это было для американцев еще важно.<br />

12. 21.12.2004 года итальянское издание La Stampa опубликовало сообщение в виртуальной версии, которое никогда не было опубликовано в печатном виде. Эта виртуальная версия просуществовала лишь несколько часов и содержала следующий текст: «В субботу, 12 августа, инцидент, произошедший в Баренцевом море, мог привести к третьей мировой войне. В течение нескольких дней мир был подвешен на ниточке, и любой неверный политический шаг мог привести к обмену ядерными ударами. К счастью, инцидент был урегулирован дипломатическим путем». (La Stampa: «Курск взорвали подлодки США, но Путин и Клинтон договорились и скрыли правду». Время публикации: 21.12.2004 года, 6:58, последнее обновление 21.12.2004 года, 16:02).<br />

13. Фактическая картина по мнению не ангажированных специалистов, выглядела следующим образом: вначале было столкновение «Курска» (18 000 тонн) с бесшумным и не видимым для него «Мемфисом» (8 000 тонн) на встречных курсах по некой не известной, не исключено, умышленной причине. Американскую лодку, которая находилась выше и весила значительно меньше, подбросило вверх, «Курск» наоборот испытал на себе повышенное давление и еще больше просел. «Мемфис» своим килем пропорол легкий корпус «Курска» на большом протяжении над первым и вторым отсеками разорвав многочисленные баллоны и трубопроводы воздуха высокого давления. Это и был, возможно, первый зафиксированный взрыв.<br />

В этом состоянии ни «Курск» ни «Мемфис» не потеряли плавучести, а продолжили двигаться по инерции. Кроме того, выходящий воздух из трубопроводов высокого давления «Курска» еще и поддержал (подбросил) «Мемфис». Совместная скорость столкновения оценивается до 20 узлов (примерно 10 метров в секунду). Таким образом, до второго взрыва (через 145 секунд) лодки разошлись на сравнительно большое расстояние.<br /><div class="bbc_spoiler"><span class="spoiler_title">Spoiler</span>

<div class="bbc_spoiler_wrapper"><div class="bbc_spoiler_content"><a href="http://radikal.ua/data/upload/69fda/c2184/411a342b40.jpg" class="bbc_url" title="Ссылка">http://radikal.ua/da.../411a342b40.jpg</a></div></div></div>

Находясь под прямым углом к «Курску», в оптимальной позиции, «Толедо» выпустила торпеду «МК-48» в отсек, где хранился боезапас «Курска». Позднее в правом борту лодки был обнаружен круглый пролом размерами 1,4 на 2 метра с характерными загнутыми краями внутрь, но в момент подъема эта часть, конечно, была предусмотрительно отрезана. Варианты подъема «Курска» были различными, но заказчик выбрал именно такой, который не помогал реальному расследованию, а скорее, позволял скрывать улики.<br />

Сердечник из обедненного урана с кумулятивным зарядом пробил и прожег прочный корпус «Курска» и основной заряд этой торпеды взорвался внутри отсека среди стеллажных торпед, вызвав общую детонацию боевых частей даже без взрывателей.<br />

Все это тянет на умышленное убийство, замаскированное под несчастный случай. Те, кто затем покрыл это убийство, сами выбрали для себя роль соучастников. Сделано это было очевидно для того, чтобы заслужить себе такой ценой политическую благосклонность, однако это не оправдывает.<br /><div class="bbc_spoiler"><span class="spoiler_title">Spoiler</span>

<div class="bbc_spoiler_wrapper"><div class="bbc_spoiler_content"><a href="http://radikal.ua/data/upload/05615/0fccf/c5b344f7eb.jpg" class="bbc_url" title="Ссылка">http://radikal.ua/da.../c5b344f7eb.jpg</a></div></div></div>

<div class="bbc_spoiler"><span class="spoiler_title">Spoiler</span>

<div class="bbc_spoiler_wrapper"><div class="bbc_spoiler_content"><a href="http://radikal.ua/data/upload/49112/69fda/e01f282869.jpg" class="bbc_url" title="Ссылка">http://radikal.ua/da.../e01f282869.jpg</a></div></div></div>

14. «В 300 метрах от места гибели «Курска» найден кусок ограждения рубки иностранной подлодки». (Николай Черкашин. Все теперь против нас, будто мы и креста не носили. Российская газета 23.08.2000).<br />

Сила взрыва торпедного боезапаса «Курска» была настолько велика, что он ощутимо задел и «Мемфис», оторвав от него часть боевой рубки и ограждение винта, бросив его на грунт недалеко от «Курска». Похоже, американцы, планируя свою операцию, просто не рассчитали того, каким мощным реально будет взрыв боезапаса на «Курске».<br />

15. 13 августа в 4.36 гидроакустическим комплексом «Петра Великого» в непосредственной близости от «Курска» был установлен объект, который был определен как аномалия, соизмеримая по размерам с нашей подводной лодкой.<br />

13 августа в 19.30 российский разведывательный спутник идентифицировал аномалию, как соразмерный «Курску» объект, напоминающий подводную лодку. (С. Иванов «Сговор молчания».<br />

Газета «Советская Россия» 13.08.2005).<br />

Это и был получивший повреждения «Мемфис».<br />

16. 14 августа информационное агентство «Интерфакс» передало сообщение, что по данным российской разведки подводный объект массой до 9000 тонн дрейфует от места аварии к берегам Норвегии со скоростью до 4 узлов. Этот факт говорит о том, что «Мемфис» получил весьма серьезные повреждения и сумел частично их исправить, что позволило ему всплыть над грунтом и начать отход в подводном положении в сторону Норвегии самым малым ходом. Простые расчеты по карте показывают, что «Мемфис» на такой скорости мог дойти до порта Берген за 4-5 дней.<br />

И действительно, ровно через 4 дня, 18 августа «Мемфис» зашел в Берген для внепланового ремонта.<br /><div class="bbc_spoiler"><span class="spoiler_title">Spoiler</span>

<div class="bbc_spoiler_wrapper"><div class="bbc_spoiler_content"><a href="http://radikal.ua/data/upload/4efc3/4fa6c/d8be673727.jpg" class="bbc_url" title="Ссылка">http://radikal.ua/da.../d8be673727.jpg</a></div></div></div>

17. Командир «Толедо», отлично понимая, что он совершил акт агрессии, точнее, военное преступление в терминологии международного права, уничтожив «Курск» в мирное время в открытом море, начал отход «нестандартным курсом» (то есть под прикрытием активных массированных помех с выставляемых самолетами гидроакустических буев).<br />

19 августа «Толедо» пришвартовался в военно-морской базе Хоконсверн (Норвегия). Путь, который подлодка преодолевает за 30 часов, занял у нее 5 дней. В этот же день российский разведывательный спутник сделал снимок «Толедо», который зафиксировал значительные повреждения в носовой части лодки. Лодка ремонтировалась в Норвегии 8 дней, после чего 27 августа ушла в Англию для дальнейшего ремонта в закрытом доке порта Саутгемптон.<br />

Эти повреждения свидетельствуют о том, что дистанция между «Толедо» и «Курском» в момент пуска торпеды была минимальной, а взрыв «Курска» нанес серьезные повреждения не только «Мемфису», но и «Толедо».<br />

18. «Толедо» и «Мемфис» были спасены от потенциального уничтожения российскими противолодочными средствами Б. Клинтоном и В. Путиным. Посланные две эскадрильи противолодочных самолетов были возвращены на базу после переговоров по телефону Б. Клинтона с новоиспеченным российским президентом.<br />

Затем в Москву экстренно прибыл директор ЦРУ Дж. Тенет, а в это время около «Курска» водолазы не столько спасали экипаж, сколько экстренно убирали куски и обломки «Мемфиса», в том числе ограждения винтов, которые затем исчезли навсегда. Интересно, как можно называть государственных деятелей, которые отправляют экипаж лодки выполнять задачу, не обеспечив условий ее безопасности и охранения, а получив сообщение о ее гибели, дают возможность убийцам уйти с места преступления, и при этом уничтожают вещественные доказательства и выгораживают преступников слепленными «официальными расследованиями» и откровенной ложью?<br /><div class="bbc_spoiler"><span class="spoiler_title">Spoiler</span>

<div class="bbc_spoiler_wrapper"><div class="bbc_spoiler_content"><a href="http://radikal.ua/data/upload/fb1a9/6895e/d11648d03e.jpg" class="bbc_url" title="Ссылка">http://radikal.ua/da.../d11648d03e.jpg</a></div></div></div>

Американцы своих политических друзей в России крепко и надолго подвесили, если кто-то из них подумал об обычной американской благодарности за соучастие в этом деле.<br />

Более того, гибель «Курска» оказалась первым звеном в уходе РФ из Лурдеса и Камрани и последующими приобретениями США баз в Центральной Азии и на Кавказе. России взамен получила вооруженное вторжение США от имени Грузии в сферу потенциального влияния РФ на Северном Кавказе в августе 2008 года.<br />

19. Про спасательную операцию много писать не хочется. Вся эта тема была из обычной серии: трусость, ханжество, обман и имитация кипучей деятельности. Когда дело дошло до реального спасания – спасать было уже некого. До этого момента цинично врали, договаривались, а потом констатировали очевидный факт. В частности, по официальному заявлению пресс-центра ВМФ неудачи объяснялись еще и сильным подводным течением, низкой прозрачностью воды и волнением моря, чего, конечно, не было.<br />

Главком ВМФ В. Куроедов прибыл на Северный Флот лишь спустя 4 суток после катастрофы и попросил помощи у правительства Великобритании. Стоило ли появляться этому уважаемому государственному деятелю там в таком случае вообще? 19 августа (7 суток после катастрофы) ГШ ВМФ официально объявил о начале международной фазы операции по спасению членов экипажа «Курска». Интересно, кого в штабе ВМФ собирались спасать международными силами в разрушенной и затопленной семь суток назад на глубине более 100 метров лодке? Умные люди хотя бы помолчали.<br />

20 августа в 1.00 в район катастрофы прибыло норвежское судно с водолазами – глубоководниками чтобы зафиксировать очевидное. 21 августа в 7.45 (спустя сутки и почти 7 часов после прибытия) норвежские водолазы вскрыли верхний люк 9 отсека. Без особых проблем. Еще через 5 часов с четвертью, в 13.00., норвежцы открыли нижний (внутренний) люк аварийно-спасательного устройства. В 17.11. Начальник штаба Северного Флота объявил о гибели всего экипажа «Курска». 22 августа (через 10 дней после катастрофы) на Северный флот прибыл президент РФ В. Путин.<br />

Что было бы, если бы норвежские водолазы прибыли сразу и лодку при этом нашли сразу, а не спустя сутки после взрыва? Вероятно, страна получила бы ряд живых свидетелей, которые, помня о страшной смерти своих товарищей, все равно рассказали бы правду.<br />

20. Еще 16 августа министр обороны маршал И. Сергеев выступил по телевидению и прямо обвинил в гибели «Курска» иностранную подлодку. В тот же день министр обороны США У.Коэн направил И. Сергееву письмо с комплектом документов по «Курску», имеющихся в США. По данным американцев авария произошла из-за нашей торпеды, из-за того, что в ней использовались «ненадежные газожидкостные аккумуляторы». Эта версия, как не сложно догадаться, и стала основой для выводов правительственной комиссии.<br /><div class="bbc_spoiler"><span class="spoiler_title">Spoiler</span>

<div class="bbc_spoiler_wrapper"><div class="bbc_spoiler_content"><a href="http://radikal.ua/data/upload/69fda/4efc3/5a14dea2ff.jpg" class="bbc_url" title="Ссылка">http://radikal.ua/da.../5a14dea2ff.jpg</a></div></div></div></div></div></div>

<br />

Источник: Мелков Г.М. «Военное мореплавание и безопасность России в XXI веке». Москва 2010 год.<br />

P.S.  Добавил видео по данной теме ниже.

Изменено пользователем Temka8989

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
59 публикаций
123 боя

Я конечно эту версию слышал и мне она тоже кажется более правдоподобной... Моё мнение одно как об американцах п**ара*ов, так и об русских трусливых политиках... Вообщем вот с*ки!!!

А так если подумать, Россия тогда не была готова к ядерной войне, поэтому приходилось улаживать проблемы настолько типичным способом для нашего правительства...

А и да, спасибо за тему было интересно ещё раз прочитать, лови +)

Изменено пользователем dimaShH

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
57 публикаций
551 бой

Что тогда произошло мы скорее всего не узнаем в ближайших несколько сотен лет. Да и надо ли нам простым обывателям это знать? Скорей всего нет, как известно средства массовой информации могут раздуть из мухи слона, какие будут последствия этой правды? Сложно представить а как известно плохой мир лучше хорошей войны. будь она мировая или гражданская. Мне сложно судить действия наших политиков в данной ситуации.

Почитать было интересно лови +.

Изменено пользователем ct111

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
2 430 публикаций

уже была общая тема по Курску с описанием трагедии.. не знаю, сочтут ли за повтор..

http://forum.worldof...__fromsearch__1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
755 публикаций
2 461 бой

Просмотр сообщенияdimaShH (16 Июл 2013 - 03:15) писал:

Я конечно эту версию слышал и мне она тоже кажется более правдоподобной... Моё мнение одно как об американцах п**ара*ов, так и об русских трусливых политиках... Вообщем вот с*ки!!!
А так если подумать, Россия тогда не была готова к ядерной войне, поэтому приходилось улаживать проблемы настолько типичным способом для нашего правительства...
А и да, спасибо за тему было интересно ещё раз прочитать, лови +)
Ну, а что ты хотел? Русские политики только о себе и думают. И да было интересно почитать (Тему про "Курск" не видел)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
137 публикаций
96 боёв

Просмотр сообщенияpkudinov (16 Июл 2013 - 06:46) писал:

уже была общая тема по Курску с описанием трагедии.. не знаю, сочтут ли за повтор..
http://forum.worldof...__fromsearch__1
про эту тему и писал,что в архиве,дополнить никак,а там части инфы нет. Хотел еще пару картинок добавить для наглядности,но сайт форума не одобрил источник,возможно решу это чуть позже.

Просмотр сообщенияct111 (16 Июл 2013 - 04:17) писал:

Что тогда произошло мы скорее всего не узнаем в ближайших несколько сотен лет. Да и надо ли нам простым обывателям это знать? Скорей всего нет, как известно средства массовой информации могут раздуть из мухи слона, какие будут последствия этой правды? Сложно представить а как известно плохой мир лучше хорошей войны. будь она мировая или гражданская. Мне сложно судить действия наших политиков в данной ситуации.
Почитать было интересно лови +.
В этом согласен, СМИ показывают то,что просят,они же коммерческие,да и зачем лишняя паника населения. Даже если эти факты реальны,гриф "секретно" точно лет на 100. С войной полностью согласен,не нужна она,учитывая высокомерное поведение Америки в мировой политике,их время еще не пришло.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
1 154 публикации
3 944 боя

Вечная им память.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
271 публикация
34 боя

Просмотр сообщенияTemka8989 (16 Июл 2013 - 08:27) писал:

про эту тему и писал,что в архиве,дополнить никак,а там части инфы нет. Хотел еще пару картинок добавить для наглядности,но сайт форума не одобрил источник,возможно решу это чуть позже.
А сайт форума и не одобрит,
Вам нужно скачать нужные картинки а потом залить их на фотохостинг, тогда 100% одобрит.
Тема интересная, еще не дочитал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
137 публикаций
96 боёв

Просмотр сообщенияKirill_Martirosyan (16 Июл 2013 - 09:23) писал:

А сайт форума и не одобрит,
Вам нужно скачать нужные картинки а потом залить их на фотохостинг, тогда 100% одобрит.
Тема интересная, еще не дочитал.
Спасибо,попробую.

Так получилось,еще раз спасибо!
Изменено пользователем Temka8989

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
137 публикаций
96 боёв

Просмотр сообщенияDOC38RUS (16 Июл 2013 - 09:39) писал:

Постарайся больше фото, а то читать долго, и нудно
Сколько смог,было чуть больше фото,но при сохранении пишет,что слишком много изображений,пришлось парочку удалить.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
64 публикации

Про то что США помогли погибнуть Курску это я знал,но не в таких больших подробностях.

Автор молодец.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
171 публикация
22 боя

слишком много тескста, я не читал, минус.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
96 публикаций

Просмотр сообщенияleoni231 (16 Июл 2013 - 10:48) писал:

слишком много тескста, я не читал, минус.
слишком мало текста, я не читал, минус.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
137 публикаций
96 боёв

Вот не угодить) старался найти сухие факты,но в подробностях.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
90 публикаций
3 336 боёв

Берясь за такой огромный и щепетильный вопрос, как то неразумно останавливаться на одной версии, поскольку складывается впечатление, что она единственно верная.

Имело бы смысл собрать как минимум три-четыре,

Представленная версия господина Мелкова, как то уж очень перекликается с версией господина Лескова.

Ознакомиться с ней можно например тут.

И есть ответ на версию гоподина Лескова, например тут  "ТЕНЬ БЕЗГРАМОТНОСТИ". О ГИБЕЛИ ПОДЛОДКИ "КУРСК" ОТВЕТ А.ЛЕСКОВУ ВИЦЕ-АДМИРАЛА В.Д.РЯЗАНЦЕВА.

Например про запас необходимой глубины для погружения.

Цитата

Длина АПЛ «Курск» составляла 154 метра, а район учений был выбран с глубинами чуть больше 100 метров. Для такой лодки глубина моря для погружения должна быть не менее трех ее длин, то есть примерно 460-500 метров

2. «Официальная версия утверждает, что «Курск» во время взрыва находился под водой. Этого не могло быть, потому что при длине подлодки в 153 метра она не может погружаться там, где глубины моря не превышают 115 метров... Чтобы погрузиться, подводная лодка должна иметь под килем минимум три ее длины, то есть в данном случае – не менее полкилометра. И это знает любой командир АПЛ. При глубинах в 100 метров никто не разрешил бы погружения».

Ответ. Г-н Лесков! Бортовые документы АПЛ, которые были подняты со дна Баренцева моря, подтверждают, что АПЛ «Курск» была в момент аварии в подводном положении. Поэтому вам придется согласиться с официальной версией. Если вы посмотрите на карту Баренцева моря и отметите координаты гибели АПЛ, вы увидите, что в момент аварии АПЛ находилась над банкой, где глубины от 98 до 130 метров.

Я впервые от вас узнал, что, оказывается, места плавания наших АПЛ в море и океане зависят от длины АПЛ. И, оказывается, об этом знают все командиры АПЛ. Признаюсь вам, я то же бывший командир АПЛ, но этого не знал. Я знал инструкцию по управлению атомной подводной лодкой, которая говорит о том, что глубина под килем АПЛ определяется ее скоростью в подводном положении, а не длиной, а также безопасной глубиной погружения от таранного удара надводных кораблей. Эта же инструкция разрешает погружение АПЛ после дифферентовки в районах, где глубины больше 100 метров. АПЛ любой длины погружаются в районах для дифферентовки, где глубины меньше 100 метров, и никогда они не «врезаются» (ваше выражение) в грунт. Это элементарные меры безопасности. Кто вас, г-н Лесков, допустил командовать АПЛ, если вы не знаете инструкции по управлению АПЛ? Ведь командир-неуч мало того что в боевых условиях не выполнит боевую задачу из-за своей безграмотности, он еще в мирное время ставит под угрозу жизнь экипажа АПЛ, жизнь других людей на море и на суше.

И есть версия Валерия Коренчука, академика ПАНИ, профессора университета "Туран".

Достоверно известны только три факта: первый взрыв в 150-200 кг тротила, через 135 секунд второй втрое мощнее 700-750 кг. Это норвежские и английские данные, т.е. незаинтересованных лиц. Никаких данных о серии взрывов якобы половины торпедного боезапаса нет. Это выдумки Спасского и иже с ним.

700-750 кг тротила - это эквивалент заряда толстой 650 мм торпеды. Ещё со студенческих лет я твёрдо знаю, что теоретически и практически заряд торпеды может взорваться только от своего взрывателя при штатной отработке всех систем торпеды.

Поскольку я не был в комиссии, не видел съемок норвежских водолазов в августе 2000 года, то рассуждать мог только логически. По логике, опуская все подробности, вырисовалась такая картина катастрофы.

В БОЕВОЙ, а не практической торпеде 65-76 начала спонтанно разлагаться перекись. Стало катастрофически быстро нарастать давление - лопнул резервуар перекиси ( ему-то и надо 45-50 атмосфер). И почти в то же мгновение лопнул корпус торпедного аппарата (при 80-90 атмосферах). Это и зафиксировано как первый взрыв.

В результате в искорёженном аппарате произошло смещение и разворот самой торпеды таким образом, что вертушки взрывателей сошли с верхней направляющей дорожки торпедного аппарата. Для механизмов торпеды это было равнозначно штатному выстрелу. Взрыватель в целях безопасности сконструирован так, что набегающий поток вращает вертушки, те через червячную передачу начинают сжимать боевую пружину и вытаскивать чеку бойка. Только когда торпеда отойдёт от своего корабля на 350-400 метров, взрыватель сможет сработать. А тут через развороченный аппарат в отсек хлещет вода, вращает вертушки и начинает заполнять отсек. Лодка теряет нулевую плавучесть и на том же ходу начинает медленно погружаться. Если бы это случилось на отмели, второго взрыва могло бы не произойти. Но до дна 70-80 метров. А скорость погружения (а не падения) 18 тысячетонной субмарины слишком мала. Но взрыватели через минуту уже пришли в боевое положение. И их инерционно ударный механизм на 135 секунде, когда лодка касается дна, срабатывает. Гремит второй взрыв, который цветочком разворачивает нос лодки, вышибает переборки второго и третьего отсека, срывая со стеллажей и корёжа остальные торпеды. Но они НЕ ВЗРЫВАЛИСЬ. Не могли взорваться. Потому что это, хотя и боевое, но надёжное оружие.

Такова на конец августа 2000 года была моя теоретически единственная версия катастрофы. Накануне операции по отпиливанию первого отсека газета "АиФ Кахахстан" опубликовала её с моими предположениями, что аварии на "Курске" ещё будут, так как торпедный боезапас разбросан по лодке, высока вероятность, что пила попадёт на зарядное отделение и будет прожжена, а невзорвавшиеся торпеды найдут даже в третьем отсеке. ("Гибель "Курска" ковалась в Алма-Ате", "АиФ" 20 августа 2001 г.) После всех событий, связанных с отпиливанием, подъёмом и осмотром отсеков "Курска", версия превратилась в единственно возможное, стало быть, достоверное описание катастрофы.

И в качестве источника спонтанного разложения перекиси я тоже вижу только один - попадание "заражённой" катализаторами забортной воды в резервуар перекиси через трещины резиновых уплотнительных колец.

И есть доказательства, что упомянутое отверстие не может быть следом от торпеды, просто потому что прочный корпус за этим отверстием не поврежден, и есть еще много свидельств, размышлений и исследований, которые, раз уж Вы взялись за столь обширную тему, необходимо хотя бы упомянуть.

 

Мое личное мнение: версия юриста Мелкова - не заслуживает внимания.

Изменено пользователем yellophant

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

У меня назрел вопрос.

Ни в одной из версий не упоминается следующий занимательный факт.

За "большими" ПЛ на учениях должна всегда ходить маленькая. Она прикрывает "большого брата". В случае "Курска" это была Б-414.

По словам Путина, спасательная операция началась тогда, когда лодка не вышла на связь. Возникает закономерный вопрос-а где был тот Б-414? Либо это нарушение инструкции, и Б-414 за "Курском" не шла, либо "власти скрывают". Если нарушение инструкции, то виновные должны быть наказаны. Если "власти скрывают"-то виновные должны быть наказаны, но лет через 20.

Кому интересно, вот ссылка на подробный "разбор полетов".

Ну и наконец-то с меня сняли РО, поэтому:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
90 публикаций
3 336 боёв

Тема превращается в какое то пиршество мракобесия.

Гибель «Курска»: как это было:

 

 

В 04 часа 00 минут 12 августа подводники К-141 «Курск» начали последнее в своей жизни учения:

Spoiler

«Разгром АМГ противника ударными силами флота». На этом учении силы флота делились на «южных» и «северных». На стороне «северных» действовала ударная группа из нескольких атомных подводных лодок разных классов, куда входила и АПЛ «Курск». Силы «южных» представляли ТАРКР «Петр Великий», ТАВКР «Адмирал Кузнецов», БПК «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Харламов», РКР «Маршал Устинов». Фактически, это тактическое учение проводилось на бумаге. Подводные лодки тактических действий не проводили, а выполняли обычные учебные стрельбы практически торпедным оружием. Командующий 1-й флотилией подводных лодок не знал, что командующий флотом назначил его руководить этим тактическим учением и необходимых документов для его проведения не разрабатывал. Он считал себя, руководителем торпедных стрельб подводных лодок флота и разработал только «План практических торпедных стрельб». Назначив командующего 1-й флотилией руководителем флотского тактического учения «Разгром АМГ…» командующий флота нарушил требования всех служебных документов ВМФ. Таким масштабным учением обязан руководить кто-то из командования Северного флота, а не командующий 1-й флотилией. Как уже не раз говорилось, многие начальники на Северном флоте подобные ошибки допускали из-за личной безграмотности.

Согласно «Плана практических торпедных стрельб» группе подводных лодок по стороне «северных» на выполнение боевых упражнений предоставлялось 14 часов времени — с 04 часов 00 минут до 18 часов 00 минут 12 августа. Резервного времени для учебных атак этот документ не предусматривал ни для одной подводной лодки.

 

По плану К-141 «Курск» выполняла боевое упражнение практическими торпедами с 11 часов 40 минут¬ до 13 часов 40 минут 12 августа. Район, где она маневрировала, из-за малых глубин для совместного плавания атомных подводных лодок и противолодочных надводных кораблей не предназначался.

На Северном флоте уже давно перестали обращать внимание на такие мелочи. Пословица «Как-нибудь делаешь, как-нибудь и выйдет» точно определяет качество той учебно-боевой работы, которую выполняли в то время многие должностные лица Северного флота.

Около 06 часов 00 минут подводная лодка «Курск» заняла назначенный «неудобный» район. По радиосвязи командир доложил на командный пункт флота и ТАРКР «Пётр Великий» о готовности выполнять атаку надводных кораблей торпедным оружием. В 08 часов 40 минут 12 августа подводная лодка всплыла на перископную глубину, приняла целеуказание, о местонахождении отряда боевых кораблей и нанесла по нему условный ракетный удар. В 08 часов 45 минут береговой командный пункт флота получил доклад командира АПЛ «Курск» о выполнении учебной ракетной атаки по ОБК. После этого никаких других сообщений с борта К-141 «Курск» ни на берег, ни на корабли и авиацию флота не поступало.

Все разговоры о том, что командир подводной лодки передавал на берег сообщение о неисправности практической торпеды и спрашивал разрешение на ее отстрел — вымысел.

Если на борту атомной подводной лодки возникает аварийная ситуация с каким-либо видом оружия, командир подводной лодки не должен спрашивать старшего начальника на берегу, как ему поступать в данном случае. Он самостоятельно принимает меры к ликвидации аварии, в том числе и сброс аварийного боезапаса за борт, если это необходимо для безопасности подводной лодки. В случае сброса аварийных боеприпасов, командир АПЛ обязан выполнить два условия. Первое: в секторе или районе сброса аварийного оружия не должны находиться посторонние суда, сооружения или люди. Второе: аварийный боезапас должен быть приведен в небоеготовое состояние — установочные величины обнулены, а двигатели заглушены.

 

Экипаж «Курска» аварийного состояния практической торпеды 65–76 ПВ в торпедном аппарате № 4 не заметил, несмотря на то, что нештатная ситуация с ней развивалась порядка 1,5–2,5 часов. Все произошло мгновенно и командир подводной лодки не имел возможности передать на берег какого-либо сообщения об аварии. О том, почему подводники не заметили опасного состояния перекисной торпеды, будет сказано ниже.

 

Версия о том, что АПЛ всплыла на перископную глубину для отстрела аварийной торпеды так же несостоятельна. Этой торпедой стрелять можно с очень больших глубин погружения подводной лодки. Если бы экипаж в подводном положении заметил аварийное состояние практической торпеды, он мог бы выстрелить ее за борт без всплытия на перископную глубину. Подводная лодка в момент аварии находилась на перископной глубине совсем по другой причине.

Необходимо заметить, все то, что происходило на борту «Курска» до катастрофы и после нее, в найденной бортовой документации АПЛ не зафиксировано. Документов, которые могли бы точно подтвердить, что та или иная ситуация на подводной лодке развивалась так, а не иначе, нет. Они уничтожены взрывом боевых торпед. К сожалению, на современных атомных подводных лодках нет системы автоматического документирования повседневных событий. После катастрофы АПЛ К-278 «Комсомолец» в 1989 году было принято совместное решение Министерства судостроения СССР и ВМФ об оснащении атомных подводных лодок системой автоматического документирования, но воз и ныне там. Все происходит дедовским способом — вахтенный офицер и вахтенный центрального поста ручкой записывают в вахтенный журнал все события, команды, доклады, которые происходят за время их вахты. Эти записи зачастую имеют пропуски важных сведений и, в случае необходимости, точно установить, что произошло на подводной лодке, бывает очень трудно. В аварийной ситуации за короткий промежуток времени происходит масса событий, на главный командный пункт поступает огромный объем информации, и вахтенный офицер просто не в состоянии зафиксировать все в вахтенный журнал. Конструкторы АПЛ не разработали автоматические системы документирования. Флотские начальники нашли выход из этой ситуации. Они обязали подводников купить за свой счет портативные магнитофоны для главного командного пункта и включать их на запись во время нештатных ситуаций, практических стрельб, учений. Но эти магнитофоны не имеют требуемой прочности и огнестойкости. Конструкторы ФГУП ЦКБ «МТ Рубин», проектируя АПЛ 949 А проекта для книги рекордов Гиннесса, видно считали, что на «самой большой и надежной подводной лодке в мире» должна быть и самая «надежная» система документирования — амбарная книга учета.

Из тех записей в бортовой документации «Курска», которые случайно сохранились после катастрофы АПЛ, трудно, но возможно понять, почему произошла трагедия. Недостающие элементы мозаичной картины событий 10–12 августа 2000 года на «Курске» можно найти при одном условии — честно и правдиво расследовать все, что связано с учебно-боевой деятельностью экипажа подводной лодки и должностных лиц флота, которые имели к этому отношение. Правда — опасное лекарство для ведомственных интересов ВМФ и ВПК. Она, как скальпель хирурга, может излечить больной организм, а может и убить.

 

Я уверен в том, что, правда, о гибели экипажа «Курска» пойдет на пользу больному организму ВМФ и ВПК России. Итак, вот как это было.

В вахтенной документации подводной лодки, которая была найдена на борту затонувшей АПЛ «Курск», имеется собственноручная запись командира боевой минно-торпедной части следующего содержания: «11 августа 2000 года 15 часов 50 минут. Произвели замер давления (роста) в резервуаре окислителя за 12 часов. Давление возросло до 1 кг/см2 Произвели подбивку ВВД (воздух высокого давления — Авт.) в воздушный резервуар до 200 кг/ см2». Подводнику-специалисту эта короткая запись говорит о многом. Во-первых, эта информация относится к перекисной практической торпеде 65–76 ПВ. Во-вторых, состояние окислителя этой торпеды длительное время, с 3 по 11 августа 2000 года, было в норме и не вызывало у личного состава каких-либо опасений. В-третьих, в перекисной практической торпеде через неплотности воздушной магистрали имелись микропротечки воздуха высокого давления. Это не является аварийной ситуацией. В торпедах (боевых и практических) пополнение воздуха высокого давления является обычной технологической операцией. Как автомобилисты перед рейсом проверяют давление в колесах автомобиля, так торпедисты перед стрельбой проверяют давление ВВД в воздушном резервуаре торпеды. При необходимости, воздух в торпеде пополняют. Делается это просто. В горловину торпеды вставляется специальная колонка, открывается запирающий воздушный клапан и через корабельную систему технического воздуха в торпеду нагнетается воздух до нужного давления. Эта технологическая операция проводится с разрешения командира подводной лодки. В обнаруженной вахтенной документации не зафиксировано разрешения командира АПЛ на пополнение ВВД. Не зафиксировано также и время открытия-закрытия запирающего воздушного клапана в торпеде 65–76 ПВ. Имеется запись только о том, что происходила такая работа, как набивка воздуха в воздушный резервуар торпеды до требуемого давления.

Пополнение воздуха в торпедах на сильных окислителях требует особой осторожности и специально обезжиренных инструментов и систем. Обезжиривание торпедного инструмента, воздушных шлангов и систем технического воздуха производится ежегодно под наблюдением корабельной комиссии.

Теперь вспомним, что с момента постройки подводной лодки в 1995 году и до 2000 года личный состав перекисные торпеды на АПЛ не эксплуатировал и более трех лет не выполнял стрельбы практическими торпедами. Вспомним и то, что в имеющемся «Акте проверки и обезжиривания трубопроводов технического воздуха» АПЛ «Курск» от 15 декабря 1999 года подписи членов корабельной комиссии и командира подводной лодки фальшивые. Из этого следует абсолютно достоверный вывод о том, что на «Kypcке» длительное время системы технического воздуха не эксплуатировались и не обезжиривались. За это время внутри трубопроводов технического воздуха скопились частицы пыли и органических масел, а в переносные воздушные шланги могли попасть мельчайшие частицы грязи, смазки и ворсинки ветоши. Таким образом, пополнение ВВД 11 августа 2000 года было выполнено неочищенным воздухом и в воздушный резервуар практической торпеды попала вся грязь из воздушных трубопроводов и шлангов, которая скопилась за долгие годы их бездействия.

В инструкции по обращению с перекисью водорода говорится, что при попадании в нее органических масел, металлической стружки и опилок, медных и свинцовых деталей, грязи, пыли и других предметов начинается бурный процесс разложения перекиси, который сопровождается большим выделением тепла и заканчивается взрывом.

11 августа 2000 года, после пополнения ВВД через грязные трубопроводы и шланги, не обезжиренный воздух из воздушного резервуара торпеды не мог попасть в резервуар окислителя. При нахождении практической торпеды 65–76 ПВ на стеллаже, запирающий воздушный клапан на ней закрыт, а на воздушном курковом кране установлены предохранительные устройства. Вот почему «толстая» торпеда вела себя смирно до тех пор, пока не началось ее приготовление к загрузке в торпедный аппарат № 4. Именно после загрузки в торпедный аппарат внутри торпеды началась неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода, но не в самом резервуаре окислителя, а в пусковом баллоне окислителя, который находиться внутри резервуара окислителя.

Почему же это произошло?

При приготовлении практической торпеды к загрузке в торпедный аппарат, на ней открывается запирающий воздушный клапан и снимается первая ступень предохранения воздушного куркового крана. При открытом воздушном запирающем клапане ВВД подается к воздушному курковому крану. В таком состоянии торпеда загружается в торпедный аппарат. В момент выстрела автоматически снимается вторая ступень предохранения воздушного куркового крана, и воздух высокого давления мгновенно подается на все исполнительные механизмы торпеды и в пусковые баллоны окислителя и горючего. Если на воздушном курковом кране курковый зацеп будет хотя бы чуть-чуть приподнят из-за недостаточной фиксации его устройством предохранения, после открытия воздушного запирающего клапана ВВД начнет поступать в воздушные трубопроводы торпеды и в пусковые баллоны топлива и окислителя. Такое поступление воздуха увидеть визуальным осмотром торпеды невозможно. Можно проверить только положение курка воздушного крана и фиксацию его предохранительным устройством. Перед загрузкой торпеды в торпедный аппарат именно такой контроль и должен осуществить личный состав торпедистов. Заводская инструкция по эксплуатации перекисных торпед на АПЛ 949 А проекта в ультимативной форме требует от подводников после открытия воздушного запирающего клапана на торпеде, проверить положение курка на воздушном кране и состояние его предохранительного устройства. Только удостоверившись в том, что откидывающийся курок воздушного крана находится в исходном положении, разрешается заряжать торпеду в торпедный аппарат.

 

Обгорелая папка с эксплуатационными инструкциями для перекисных торпед, которая чудом сохранилась после взрыва на борту АПЛ «Курск», хранила в себе поразительные сведения. Эти инструкции не относились к тем торпедам и торпедным аппаратам, которые были на борту «Курска». Они определяли порядок эксплуатации перекисных торпед и торпедных аппаратов не на АПЛ 949 А проекта, к которому принадлежала подводная лодка «Курск», а на атомной подводной лодке другого проекта.

Модифицированные торпедные аппараты и перекисные торпеды К-141 «Курск» существенно отличаются от тех, на которые имелись эксплуатационные инструкции. Не трудно догадаться, откуда на борту АПЛ «Курск» появились эти инструкции. На 1-й флотилии до 1999 года перекисные торпеды на подводных лодках 949 А проекта не эксплуатировались, соответственно не были разработаны и корабельные инструкции для этих торпед. Бывший командир минно-торпедной боевой части К-141 «Курск» ранее проходил службу на одной из многоцелевых атомных подводных лодок, в боекомплекте которой имелись перекисные торпеды. При переходе его в экипаж «Курска», он взял с собой часть служебной документации торпедной боевой части многоцелевой АПЛ, в числе которой оказались и инструкции по эксплуатации перекисных торпед. На новом месте службы долгое время эти инструкции не требовались торпедистам. Они нужны были на различных проверках для предъявления проверяющим офицерам вышестоящих штабов в качестве доказательства того, что вся служебная документация минно-торпедной боевой части АПЛ «Курск» в наличии. Внутреннего содержания этих инструкций никто из офицеров многочисленных комиссий не читал. Непригодность этих инструкций должны были выявить офицеры штаба 7-й дивизии при приемке первой курсовой задачи, но этого не произошло. Я уже рассказывал, с какими нарушениями принимались от экипажа первая курсовая задача в декабре 1999 года и в июне 2000 года. При том отношении к профессиональной подготовке подводников-торпедистов, которое было в штабах 7-й дивизии, 1-й флотилии подводных лодок, минно-торпедном управлении Северного флота и управления ВМФ, обнаружить в торпедной боевой части АПЛ «Курск» посторонние инструкции ни один проверяющий офицер не мог.

Наступило 12 августа 2000 года, когда торпедистам «Курска» потребовались эти эксплуатационные инструкции для приготовления перекисной практической торпеды к стрельбе.

Конечно, пользоваться ими подводники не могли. На минуту представим себе, что на авиалайнере Ту-154 экипаж начал бы приготовление самолета к полету по предполетной инструкции авиалайнера Ту-134. Что из этого получилось бы, думаю, объяснять не надо. Подобная ситуация произошла на борту К-141 «Курск» 12 августа при приготовлении торпеды 65–76 ПВ к стрельбе.

Подводники приготовили эту торпеду не так, как требовалось по заводской инструкции АПЛ 949 А, не так, как было написано в имеющейся технической документации на эту торпеду, а так, как были обучены это делать. Обучения этому типу торпед торпедисты «Курска» практически не проходили, поэтому подготовку к стрельбе торпеды 65–76 ПВ они провели как умели. Самое главное, что в тех инструкциях на перекисные торпеды, которые были в торпедной боевой части, не содержалось категорического предупреждения заводской инструкции АПЛ 949 А проекта о проверке положения куркового воздушного крана и устройства его стопорения после открытия запирающего воздушного клапана. Это привело к роковой ошибке торпедистов АПЛ «Курск».

Открыв на торпеде запирающий воздушный клапан и сняв первую ступень предохранения с куркового воздушного крана, торпедисты, вероятнее всего, не проверили состояние откидывающегося курка и его предохранительного устройства. Скорее всего, предохранительное устройство не полностью фиксировало курок, и он был чуть приподнят. В таком техническом состоянии перекисная практическая торпеда 65–76 ПВ была загружена в торпедный аппарат № 4. Это произошло ориентировочно между 9 и 10 часами 12 августа 2000 года. Почему именно в это время?

Во-первых, в заводской инструкции по эксплуатации перекисных торпед 65–76 ПВ говорится, что после загрузки торпеды в торпедный аппарат ее можно не подключать к системе контроля окислителя при условии, что стрельба состоится не позднее трех часов с момента загрузки торпеды в трубу торпедного аппарата. Стрельба перекисными торпедами с подключенной системой контроля окислителя требует дополнительных переключений на пульте управления. Чтобы не забыть отключить СКО в момент стрельбы, подводники на учении никогда не подключали систему СКО к торпеде и заряжали ее в торпедный аппарат с таким расчетом, чтобы время нахождения торпеды без СКО не превышало допустимых пределов. Во-вторых, при инструктаже командиров подводных лодок, который проводился у командующего флотом 9 августа, было сказано, что перекисные торпеды нужно готовить не ранее 3-х часов до начала стрельбы. Упрощенчество боевой учебы в ВМФ привело к тому, что командиры подводных лодок всегда знали точное время выполнения учебных атак. Так было и в этот раз. Все командиры подводных лодок, которые принимали участие в торпедных стрельбах по ОБК,

 

точно знали время своей стрельбы. Знал это время и командир «Курска» с торпедистами — с 11 часов 40 минут и до 13 часов 40 минут.

Размеры района и возможности гидроакустических средств АПЛ «Курск» позволяли подводной лодке легко обнаружить ОБК на подходе к району нахождения и выполнить учебную атаку дальнеходной торпедой 65–76 ПВ сразу же после входа ОБК в ее район. Это обстоятельство требовало от командира АПЛ полной готовности торпедного аппарата № 4 с торпедой 65–76 ПВ к стрельбе ориентировочно к 11 часам 25 минутам. Чтобы допустимое время нахождения перекисной торпеды в торпедном аппарате без подключения ее к системе контроля окислителя не превысило предельной величины, командир подводной лодки «Курск» должен был дать команду на загрузку торпеды в торпедный аппарат и приготовление его к стрельбе не ранее 9 часов и не позднее 10 часов 12 августа. Таким образом, торпеда 65–76 ПВ была загружена в ТА № 4 именно в это время.

К сожалению, конструкция перекисной торпеды 65–76 ПВ такова, что даже с подключенной системой контроля окислителя невозможно узнать состояние окислителя в пусковом баллоне. СКО не контролирует окислитель пускового баллона, она контролирует окислитель только в резервуаре окислителя. Как я уже говорил, пусковой баллон с окислителем находится внутри резервуара окислителя. Такое устройство системы энергокомпонентов торпеды напоминает русскую матрешку — один баллон находится внутри другого. Перекись водорода из пускового баллона подается в камеру сгорания торпеды воздухом высокого давления, а из резервуара окислителя — насосом. Две независимые друг от друга системы подачи окислителя в камеру сгорания обеспечивают торпеде после выстрела устойчивое положение на траектории хода.

После загрузки перекисной торпеды в торпедный аппарат № 4 грязный воздух из воздушного баллона через неплотность куркового воздушного крана в малых объемах начал поступать в пусковые баллоны окислителя и горючего. Так как на трубопроводах пусковых энергокомпонентов стоят клапана, которые открываются только в момент выстрела торпеды, керосин и перекись водорода из пусковых баллонов не выдавливалась воздухом в камеру сгорания. В пусковом баллоне керосина начало медленно возрастать давление, а в пусковом баллоне окислителя из-за необезжиренного воздуха началось бурное разложение перекиси водорода с выделением тепла и быстрым нарастанием давления.

На некоторое время прерву свой рассказ о торпеде в торпедном аппарате № 4 и попытаюсь восстановить те события, которые происходили на подводной лодке после 10 часов 12 августа.

Из документов следует, что именно в это время АПЛ «Курск» всплыла на перископную глубину и находилась в таком положении до момента первого взрыва. Поговорим о том, почему К-141 оказалась на поверхности моря задолго до начала стрельбы.

Торпедная атака боевых надводных кораблей — сложный вид боевых действий подводных лодок, который требует от экипажа большого напряжения сил и профессионального мастерства. Корабельный боевой расчет (КБР) при подготовке к торпедной атаке должен выявить боевой ордер кораблей противника, определить местоположение главной цели в ордере, параметры движения кораблей (курс, скорость, дистанцию), вывести подводную лодку в назначенную позицию стрельбы, произвести стрельбу, установить результаты стрельбы и уклониться от контратак противника. Труднее всего обнаружить противника, выявить его боевой ордер, главную цель и определить дистанцию до нее. Для получения этих данных требуется сложное маневрирование АПЛ и высокая тактическая подготовка экипажа. В мирное время командиры подводных лодок знают, что обнаружение атакующей подводной лодки условным противником реально ничем не угрожает ей, кроме как небольшим снижением общей оценки за боевое упражнение. Поэтому, на учениях в море для быстрого получения точных параметров движения кораблей «противника» командиры АПЛ применяют самый простой тактический прием времен Второй мировой войны. Подводная лодка всплывает на перископную глубину, поднимает антенну радиолокационной станции (РЛС), включает режим излучения электромагнитной энергии и на экране РЛС, как на фотографии, появляется изображение ордера надводных кораблей, главная цель и дистанция. Без какого-либо труда добываются все необходимые данные для стрельбы торпедами. В военное время использование РЛС или гидроакустической станции (ГАС) в активном режиме неминуемо приведет к обнаружению атакующей подводной лодки противником с непредсказуемыми последствиями для экипажа.

Начиная со времен «холодной войны» и по сей день, наши командиры атомных подводных лодок на всех флотах при торпедных атаках боевых надводных кораблей используют РЛС и ГАС в активном режиме. Это позволяет легко добиться точного попадания практической торпеды в цель. Показатели торпедной подготовки из года в год росли и на отдельных флотах достигли почти 95 %-й результативности. Победителей строго не осуждали. В огневой подготовке главной была высокая успешность торпедных стрельб, и командиры АПЛ ее ежегодно повышали. Так было и на учениях Северного флота 12 августа 2000 года. АПЛ «Курск» задолго до начала боевого упражнения всплыла на перископную глубину для того, чтобы случайно не пропустить боевые корабли и до входа их в район при помощи РЛС определить боевой ордер и дистанцию до них. Как известно, гидроакустики ТАРКР «Петр Великий» в 11 часов 20 минут зафиксировали активное излучение ГАС «Курска». В это время надводные корабли находились еще за районом АПЛ, но подводная лодка уже обнаружила их, и командир в этот раз принял решение определить дистанцию до кораблей с помощью активного тракта гидроакустической станции. В дальнейшем, после входа надводных кораблей в район стрельбы «Курск», командир подводной лодки обязательно использовал бы и РЛС.

 

Однозначно можно утверждать, что в 11 часов 20 минут командир АПЛ «Курск» дал команду торпедистам на окончательное приготовление торпедного аппарата № 4 к стрельбе.

Окончательное приготовление к стрельбе заключается в заполнении кольцевого зазора (пространство между внутренней поверхностью торпедного аппарата и корпусом торпеды) торпедного аппарата водой. Это происходит быстро. Таким образом, в 11 часов 28 минут, за несколько секунд до первого взрыва, торпедный аппарат № 4 был окончательно готов к стрельбе, заполнен водой, а задняя крышка закрыта на кремальерный замок. Однако вернемся к практической торпеде 65–76 ПВ.

К 11 часам 28 минутам давление внутри пускового баллона окислителя достигло критического значения. Пусковой баллон не оборудован предохранительным клапаном сброса давления, поэтому энергия от разложения перекиси водорода в течение 1,5–2,5 часов накапливалась внутри баллона. В 11 часов 28 минут 32 секунды внутри резервуара окислителя торпеды 65–76 ПВ взорвался пусковой баллон окислителя. Сила взрыва окислителя в пусковом баллоне была эквивалентна взрыву 5–7 килограммов тротила. Этот локальный взрыв разрушил пусковой баллон с керосином и явился пусковым детонатором для мгновенного взрыва почти полутора тонн окислителя в резервуаре окислителя, керосина в резервуаре горючего и воздушного баллона под давлением 200 кг/см2. Определено, что первый взрыв торпеды в торпедном аппарате № 4 по мощности был эквивалентен 150–200 килограммов тротила.

Он разрушил переднюю и заднюю крышки торпедного аппарата № 4, корпус торпедного аппарата в межбортном пространстве и часть легкого корпуса с различными корабельными системами в носу АПЛ. Прочный корпус подводной лодки и корпус торпедного аппарата внутри 1-го отсека выдержали силу этого взрыва и остались целы. В торпедном аппарате № 4 разрушились самые уязвимые места — задняя крышка с кремальерным замком, передняя крышка и корпус ТА вне прочного корпуса АПЛ.

Подобные разрушения наблюдались при взрыве баллистической ракеты в шахте № 6 АПЛ К-219 в Атлантике в 1986 году. Тогда в закрытой шахте взорвалось несколько десятков тонн окислителя и ракетного горючего. Силой взрыва, который по мощности намного превосходил мощность первого взрыва на АПЛ «Курск», была разрушена верхняя крышка с кремальерным замком ракетной шахты № 6. Прочный корпус АПЛ и корпус ракетной шахты выдержали огромную силу взрыва энергокомпонентов ракеты. Это спасло экипаж К-219 от больших человеческих жертв.

Вернемся в отсеки АПЛ «Курск».

 

В момент первого взрыва через разрушенную заднюю крышку торпедного аппарата № 4 в 1-й отсек распространилась ударная волна и начала поступать забортная вода. Давление во фронте ударной волны было порядка 5–8 кг/см2. Воздействие ударной волны на человека заключается в мгновенном сжатии его давлением со всех сторон. Это длится несколько долей секунды, и человек воспринимает такое сжатие, как резкий удар по всей поверхности тела. Давление во фронте ударной волны более 1 кг/см2 приводит к тяжелым последствиям и смертельно для человека. Таким образом, после первого взрыва все подводники которые были в 1-ом отсеке погибли мгновенно.

Казалось, что энергию ударной волны должна была погасить межотсечная переборка между первым и вторым отсеками. Эта переборка рассчитана на избыточное давление 10 кг/см2 и могла стать непреодолимой преградой на пути ударной волны. Этого не случилось. Ее разрушительное и уничтожающее воздействие распространилось во 2-й отсек, где находился главный командный пункт управления подводной лодкой. Переборка 1-го отсека выдержала и ослабила силу ударной волны и во 2-й отсек она прошла существенно ослабленной. Но ее силы хватило на то, чтобы весь личный состав 2-го отсека получил тяжелые контузии и оказался в неработоспособном состоянии. Атомная подводная лодка «Курск» через 1–2 секунды после взрыва торпеды 65–76 ПВ оказалась неуправляемой.

Как могло такое произойти? Почему ударная волна проникла во 2-й отсек? Ведь в момент первого взрыва личный состав подводной лодки находился по местам боевой тревоги, и все отсеки должны были быть герметичны. Вот здесь-то и зарыта собака. Никто из правительственной комиссии, ВМФ и ВПК не хочет трогать место, где «зарыта собака», чтобы не отравиться «удушливым запахом».

Оказывается, «самую надежную в мире» атомную подводную лодку легко уничтожить без какого-либо насилия со стороны врага. Конструкция самой современной атомной подводной лодки такова, что при залповой стрельбе торпедами (одновременная стрельба из нескольких торпедных аппаратов) для предотвращения повышения давления в 1-ом отсеке требуется открывать переборочные двери или переборочные захлопки системы вентиляции между 1-м и 2-м отсеками. Такая техническая операция приводит к разгерметизации отсеков подводной лодки в самый опасный момент стрельбы боевыми торпедами. Если учесть, что во 2-м отсеке АПЛ 949 А проекта находится главный командный пункт управления получается, что разгерметизация 1-го и 2-го отсеков приводит к угрозе поражения всей подводной лодки даже от незначительной нештатной ситуации в 1-ом отсеке. Того, кто готовил в ВМФ тактико-техническое заключение на этот проект подводной лодки, не интересовали проблемы ее живучести и непотопляемости, проблемы безопасности экипажа. Флотские начальники всегда хотели до бесконечности оставаться в своих уютных московских кабинетах. Конфронтация адмиралов с руководством могущественного ВПК страны по вопросам кораблестроения, существенно сокращала сроки нахождения первых на теплых местах. Поэтому на нашей самой современной атомной подводной лодке технические решения обеспечения залповой торпедной стрельбы оказались времен 60-х годов XX столетия. Такая технология залповой торпедной стрельбы была на самых первых атомных подводных лодках СССР. Но на этих подводных лодках главный командный пункт АПЛ не находился рядом с торпедным отсеком.

Экипаж «Курска» должен был стрелять по ОБК двумя практическими торпедами из двух торпедных аппаратов. В тактическом плане эти стрельбы не должны выполняться одновременно, но могла возникнуть такая ситуация, когда командир мог бы стрелять залпом из двух торпед. Поэтому торпедисты (или ГКП), учитывая требования заводских инструкций, перед началом практических стрельб открыли переборочные клапаны вентиляции между 1-м и 2-м отсеками. Через них ударная волна от взрыва торпеды 65–76 ПВ и попала во 2-ой отсек. Конструкторы подводной лодки спроектировали АПЛ 949 А проекта так, что ee живучесть в момент залповой торпедной стрельбы равняется нулю. Руководство военно-морского флота согласилось с тем, что в составе ВМФ будут самые современные АПЛ — самоубийцы. Стоило ли руководству ФГУП ЦКБ «МТ Рубин» и адмиралам ВМФ удивляться, что К-141 «Курск» в мирное время оказалась на дне Баренцева моря? Такая участь может постигнуть не один корпус АПЛ 949 А проекта (плюю три раза через левое плечо — Авт.).

Если бы переборочные клапаны вентиляции между 1-м и 2-м отсеками на АПЛ «Курск» были бы закрыты, катастрофы подводной лодки не произошло.

В этом случае, после взрыва практической торпеды, она с затопленным 1-м отсеком всплыла бы на поверхность. Весь экипаж, кроме моряков 1-го отсека, остался бы жив. К сожалению, конструкторы этой подводной лодки и адмиралы ВМФ, которые приняли ее в боевой состав флота, не оставили экипажу АПЛ «Курск» возможности выжить. На «самой надежной в мире» подводной лодке оказалась самая ненадежная система живучести и непотопляемости.

После взрыва торпеды в торпедном аппарате № 4 на подводной лодке сложилась следующая ситуация. Подводники 1-го отсека погибли, во 2-ом отсеке моряки получили тяжелые контузии и были неработоспособны. В остальных отсеках моряки остались живы, но ничего не знали о том, что происходит на подводной лодке. Офицеры главного командного пункта мгновенно были выведены из строя, и никто не успел дать сигнал аварийной тревоги и проинформировать личный состав в отсеках о характере аварии. В 1-й отсек через трубу торпедного аппарата № 4 поступала забортная вода со скоростью 3–3,5 м3 в секунду. Через открытые переборочные клапаны вентиляции вода затапливала и 2-ой отсек. После взрыва сработала защита реакторов и турбин. АПЛ потеряла ход и двигалась по инерции. Произошло переключение электропитания от турбогенераторов на аккумуляторную батарею. Из-за поступления забортной воды подводная лодка приобрела отрицательную плавучесть, большой дифферентующий момент на нос и с перископного положения начала медленно погружаться под воду. Теоретически в это время у живых подводников был еще шанс спасти подводную лодку и себя. Для этого надо было, чтобы кто-то из офицеров пульта управления главной энергетической установкой (ГЭУ) в 3-м отсеке дал команду на продувание цистерн главного балласта АПЛ воздухом высокого давления из 9-го отсека.

Там имеется резервная система продувания балласта, но без команды из центрального поста ее никто не имеет права использовать. Центральный пост (главный командный пункт) был выведен из строя. На пульте ГЭУ имеется связь со всеми кормовыми отсеками и оттуда можно осуществлять руководство борьбой за живучесть АПЛ в случае необходимости. Но подобную аварийную ситуацию не предполагали и не отрабатывали ни на одной подводной лодке ВМФ. Подводники знали, что центральный пост может выйти из строя, и в этом случае АПЛ окажется без управления. В подобной ситуации управление подводной лодкой должно было осуществляться с резервного поста. Для перехода на резервный пункт управления требуется решение командира подводной лодки. На АПЛ «Курск» никто никаких решений не принимал и никакие команды в отсеки не поступали. Поэтому офицеры пульта ГЭУ не могли дать команду в 9-й отсек на продувание всего балласта. К сожалению, после катастрофы АПЛ «Курск» не произведена корректура «Руководства по борьбе за живучесть подводной лодки» в вопросе о том, что же делать подводникам в отсеках в случае, если нет связи с центральным постом, и АПЛ тонет. В Главном штабе ВМФ не учатся даже на своих ошибках.

Итак, теоретически подводники после первого взрыва могли спастись, а практически все они были обречены. Подводная лодка погружалась все глубже и глубже. Через минуту после первого взрыва дифферент на нос достиг порядка 15–20 градусов. Через две минуты первый отсек был почти весь заполнен водой и дифферент достигал 30–35 градусов. До дна Баренцева моря подводной лодке оставалось пройти порядка 20–25 метров. Через 15 секунд АПЛ К-141 «Курск» на скорости около 3 узлов, с дифферентом на нос 40–42 градуса на глубине 108 метров столкнулась с грунтом. Носовая часть подводной лодки смялась, а трубы торпедных аппаратов разрушились. Чудовищной силы взрыв боевых торпед в торпедных аппаратах и на стеллажах 1-го отсека разорвал прочный корпус АПЛ и, как могучий пресс, спрессовал в одну бесформенную груду металла все оборудование с 1-го по 3-й отсеки и большую часть моряков-подводников. В момент второго взрыва подводная лодка получила большой крен. Крен на левый и правый борт достигал 60–65 градусов. Вот откуда появилась вмятина на правом борту подводной лодки. Это не «борозда от пера руля иностранной подводной лодки», это борозда от неровностей морского дна, или от собственного носового горизонтального руля правого борта. Подводная лодка несколько десятков метров бортами и носом «пахала» дно Баренцева моря. Расчеты показывают, что после столкновения с грунтом АПЛ «ползла» по дну около 30 метров, а не полкилометра, как говорят некоторые «специалисты» морского дела.

Носовая межотсечная переборка реакторного отсека, которая по прочности намного больше других переборок, остановила ударную волну от взрыва почти двух тонн тротила и погасила ее разрушающую силу. Подводники с 6-го по 9-й отсеки остались живы. Двадцати трем морякам кормовых отсеков еще при жизни выпал жребий испытать муки ада. Трудно представить себе, что творилось в кормовых отсеках после удара АПЛ о грунт и взрыва боевых торпед. Нечеловеческая сила разметала моряков по отсеку. Часть механизмов сорвало с фундаментов крепления, выключилось освещение. Вместо палубы под ногами оказались переборка или борт подводной лодки. В отсеки с оглушительным шумом поступали забортная вода, воздух высокого давления, гидравлика, пар. За несколько секунд современная атомная подводная лодка превратилась в груду металла, а боевая техника, как многоголовый адский Цербер, терзала, калечила и жгла живых подводников «Курска». Но оказалось, что это не самые страшные испытания из тех, что выпали на долю моряков кормовых отсеков. Еще более мучительные истязания души и тела ждали их в 9-ом отсеке, куда они собрались все вместе с надеждой на спасение. Израненные, обожженные и оглушенные, задыхающиеся от недостатка воздуха и замерзающие от ворвавшегося в 9-й отсек холода Баренцева моря двадцать три моряка ждали помощи от своих старших начальников. Напрасно ждали. Начальники были всего в нескольких километрах от места катастрофы подводной лодки, но на помощь гибнувшему экипажу К-141 «Курск» не пришли. Они располагались в теплых и уютных кабинетах на берегу, в комфортабельных корабельных каютах в море и спасать подводников «Курска» не торопились. Когда пленники 9-го отсека это поняли, на самостоятельное спасение у них уже не хватило сил. Девятый отсек для двадцати трех моряков стал «девятым кругом Ада». У Данте там казнились предатели. Подводники «Курска» никого не обманывали и не предавали. За что же им выпала такая мученическая смерть? К сожалению, в нашей мирской жизни часто так происходит, что за чужие грехи расплачиваются безвинные люди. За чванство, высокомерие, профессиональную безграмотность многих морских начальников Северного флота и Главного штаба ВМФ расплатились своими жизнями сто восемнадцать моряков «Курска». «Флотоводцы» Северного флота предали людей в девятом отсеке и ценой их предательства стали жизни двадцати трех подводников.

Так было в царском флоте, в советском флоте, так продолжается и сегодня. «Флотоводцы» присвоили себе безграничную власть и право быть безгрешными. Они распоряжаются судьбами и жизнями сотен тысяч моряков и при этом не несут никакой ответственности за свои волюнтаристские приказы и решения, за личную безграмотность и некомпетентность. Своим подчиненным «безгрешные флотоводцы» оставили долг и огромный перечень различных обязанностей, которые делают моряков всегда и во всем виноватыми. Закончатся ли в будущем ничем неоправданные и бессмысленные жертвы военных моряков — одному Богу известно. Хотелось бы, чтобы тех, кто распоряжается человеческими жизнями как своим имуществом, призывали к ответу не в загробном мире, а на земле.

Валерий Дмитриевич Рязанцев «В кильватерном строю за смертью»

 

К сожалению, правда менее эфектна, менее сенсационна, но более ужасна и трагична.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×