10 Vor1aut Бета-тестер 115 публикаций 7 боёв Жалоба #1 Опубликовано: 19 июл 2013, 09:12:34 (изменено) H. U. Hunley - подводная лодка Конфедеративных Штатов Америки Почти первая подводная лодка применённая в бою Флот южан значительно уступал в мощи флоту северян, и конфедераты лихорадочно искали способы нивелировать это превосходство. Как это не раз бывало в истории человечества, необходимость противостоять с малыми силами мощной силе стимулировала конструкторскую мысль. Так у конфедератов появилась идея удара по противнику из-под воды: огневая мощь федеральных кораблей в этом случае должна была стать бесполезной из-за неуязвимости от выстрелов для судна, находящегося на глубине. Поэтому почти сразу после начала войны южане объявили конкурс на лучший проект подводного корабля. Лучшим был признан проект лодки «Пионер» инженеров Бакстера Уотсона и Джеймса Мак-Клиптока. Её построили в Новом Орлеане в 1861 году.Лодка имела корпус сигарообразной формы, длину 10.3 метра, наибольший диаметр 1.2 метра. Экипаж включал трех человек, двое из которых вращали руками коленчатый вал с гребным винтом на конце - единственно существовавший тогда двигатель (паровой) использовать в загерметизированной лодке было невозможно, поэтому для движения оставалось только применять физическую силу экипажа. Оружием подводного корабля должна была служить шестовая мина. Лодка «Пионер» прошла успешные испытания на озере в окрестностях Нового Орлеана. Предполагалось, что после этого она выйдет в море и начнет топить корабли, однако прежде чем это случилось, федералы взяли Новый Орлеан. Экипаж уничтожил «Пионера», чтобы предотвратить его захват противником. Интересно, что федералы, несмотря па наличие мощного надводного флота, тоже пытались создать подводную лодку. Слухи о том, что южане разрабатывают экзотическое "чудо-оружие" заставили федералов проверить, действительно ли такое возможно? В Нью-Йорке была построена подводная лодка «Умный кит», отличавшаяся от "Пионера" чуть большим размером и экипажем насчитывающим 9 человек. Шестеро из них вращали ручной привод, на валу которого находился гребной винт (скорость движения составляла 3-4 узла). При сближении с противником двое водолазов должны были покидать лодку через люк в днище, чтобы прикреплять мины к днищу вражеского корабля. Предварительно лодку надо было ставить на якорь, опуская для этого на цепях два груза, находившихся в специальных выемках корпуса и регулируя ее плавучесть с помощью двух балластных цистерн. Испытания «Умного кита» сопровождались многочисленными авариями: в результате погибли три состава экипажа лодки. К счастью для остальных федеральных моряков, изобретателя застрелил муж его любовницы, после чего дальнейшие эксперименты в этой области во флоте северян прекратились. Причем самозатопляемость «Умного кита» так напугала чиновников морского ведомства, что они на протяжении последующих 30 лет и слышать не хотели о подводных кораблях...Но вернемся к южанам, для которых постройка боеспособной лодки была более важна, чем для и так хорошо вооруженных северян. Еще во время постройки «Пионера» за его изготовлением и спуском на воду внимательно следила комиссия по приемке, в состав которой входил капитан Ханли. Вот он-то и решил продолжить дело, создав свою подводную лодку. Будучи полным дилетантом в области судостроения. Ханли построил одно из самых примитивных судов, которые только строились за многовековую историю военного кораблестроения. За основу конструкции он взял увиденного им «Пионера», но переработал корабль с учетом имевшихся скудных средств. Его «Америкен Дайвер» представлял собой самый обыкновенный цилиндрический паровозный котел! Ханли разрезал его вдоль по центру, придал корпусу овальное сечение, по концам котла добавил заостренные оконечности, сзади вывел вал винта и прикрепили рулевое перо. Винт приводился в действие вручную. Разместившись на скамьях, матросы вращали коленчатый вал. сообщая «Дайверу» скорость в 3-4 узла. Погружение производилось с помощью двух балластных цистерн па концах лодки. При открытии клапанов они заполнялись водой, а для всплытия продувались ручными помпами. Кроме того, к днищу судна был приделан железный балласт, который можно было отцепить и сбросить, если требовалось срочно всплыть на поверхность. Подводная лодка «ХЛ. Ханли» Конечно самоделка капитана Ханли была менее совершенна, чем «Пионер» - детище профессиональных инженеров-судостроителей, но по иронии судьбы в историю вошел именно «плавающий паровозный котел»...Первое тренировочное испытание «Дайвера» произошло в 1863 года сразу после его спуска па воду. Лодка находилась в надводном положении с открытыми люками и как раз готовилась выйти из дока, когда ее накрыло волной. В считанные секунды «Ныряльщик» погрузился на дно вместе с восемью членами команды, и лишь командиру, лейтенанту Пейну, который стоял в переднем люке, удалось спастись. Несмотря на неудачу, секретарь флота Меллори загорелся идеей подводного корабля и распорядился доставить «Дайвер» в Чарльстон, где он мог бы попытаться снять блокаду с порта. Там конфедератам снова удалось набрать команду, с которой они попробовали еще раз спустить лодку на воду. Испытаниями командовал тот же лейтенант Пейн. и... Волна от проходившего мимо корабля захлестнула лодку с открытыми люками и отправила ее на дно. Из девяти человек выжили лишь трое, в том числе - опять Пейн. Третьим испытанием командовал уже сам Хорас Ханли - конструктор "Дайвера". Поначалу всё шло хорошо, и лодка совершила даже несколько удачных погружений. "Дайвер" нырнул в воду, и прошёл под днищем корабля, вынырнул, нырнул снава и опять показадся на поверхности моря. Затем та же операция была проделаны ещё раз. Но тут Ханли решил отработать быстрое погружение по тревоге; он резко направил лодку на глубину, и этот нырок оказался роковым. «Ныряльщик» погрузился и больше не показывался на поверхности. Как выяснилось позже, причиной катастрофы стал забортный клапан лодки, который Ханли так и не смог закрыть. На этот раз погибла вся команда «Дайвера». вместе с его создателем. Ханли (слева) и Диксон Однако положение блокированного Чарльстона было столь тяжелым, что надежда оставалась только на затонувшего «Ныряльщика»; поэтому конфедераты не оставили своих попыток ввести лодку в боевой строй. Южанам удалось вновь поднять «Ныряльщика» со дна бухты и подготовить его к новому плаванию. С большим трудом они подыскали еще семерых «самоубийц», согласившихся на участие в смертельно опасном эксперименте с подводной лодкой. Новым командиром стал лейтенант Джордж Диксон.Диксон намеревался атаковать вражеский флот на рейде и потопить хотя бы один корабль. Единственным оружием для нанесения такого удара могла быть шестовая мина, укрепленная на носу лодки. Чтобы это устройство могло сработать, лодке предстояло протаранить вражеское судно ниже ватерлинии, а затем привести заряд в действие, дернув за спусковой шнур. Лейтенант Диксон планировал осуществить эту операцию в подводном положении, однако его замысел был отвергнут Томбом, лучше разбиравшимся в инженерном деле, так-как если попытаться использовать торпеду так. как этого хочет лейтенант, уровень погружения торпеды будет выше уровня погружения лодки, а поскольку у последней небольшой запас плавучести и нет механического двигателя, то велика вероятность того, что всасывание, которое всегда возникает при потоплении корабля, не позволит лодке всплыть на поверхность, не говоря уже о возможности повреждения ее взрывом. Диксону пришлось согласиться с этими рекомендациями. Произведя ремонт лодки и закончив обучение нового экипажа, он снова приступил к испытаниям подводного корабля, который в честь своего погибшего создателя был переименован в «Ханли». На сей раз они прошли успешно. Лодка могла не только нырять и выныривать, но и лежать на дне, хотя, как писал Томб: "...у экипажа «были проблемы с воздухом и светом в подводном положении». Наконец настал день боевого крещения. С насту плением темноты 16 февраля 1864. в период между отливом и приливом Диксон вывел лодку из гавани и направился к стоявшему за проливом федеральному флоту, блокировавшему Чарльстон.Несколько часов матросы «Ханли» обливались потом, вращая пропеллерный кривошип, приводивший в действие винт лодки, пока не приблизились к вражеским кораблям. Первую линию блокады осуществляли броненосцы, поскольку эти закованные в броню суда не были подходящими мишенями. Диксон и его экипаж изменили курс, направившись к более уязвимым деревянным судам. До командования эскадры доходили неясные слухи о невиданном морском оружии конфедератов. Адмирал Дальгрен относился к ним вполне серьезно и предупредил капитанов в специальном приказе, что опасность торпедной атаки особенно велика именно в период между приливом и отливом, когда прибрежные воды относительно спокойны. Однако для команды корвета эти адмиральские инструкции оказались бесполезными. Около 20.45 вахтенный офицер заметил примерно в 100 ярдах от правого борта странный предмет, напоминавший бревно и двигавшийся прямо на шлюп. На корабле немедленно пробили тревогу, стали поднимать якорь и разводить пары, а кто-то даже попытался пустить в дело вертлюжную пушку. Но «бревно» приближалось быстро и неуклонно, и орудие просто не успели подтащить к борту. Тогда стоявшие на палубе моряки открыли по лодке огонь из стрелкового оружия, которое, разумеется, не могло причинить ей вреда. Спустя три минуты после этого подлодка нанесла в правый борт шлюпа свой таранный удар. Торпеда вонзилась в корпус в его кормовой части. Затем Диксон произвел взрыв порохового заряда. Рана, нанесенная в результате этого взрыва деревянному федеральному шлюпу, оказалась смертельной. Когда около 9.20 вечера находившийся поблизости корабль «Кэпандейгуа» прибыл на помощь, тот уже почти затонул. К счастью, команде шлюпа удалось избежать немедленной гибели: моряки взобрались на снасти, которые еще не успели скрыться под водой, и шлюпки, посланные с «Кэиапдейгуа» сняли оттуда почти всех. В числе пропавших без вести числились всего 5 человек, спасены же были 21 офицер и 129 матросов. А вот «Ханли» из рейда не вернулась... Долгое время считалось, что взрыв, уничтоживший «Хьюсатоник», отправил на дно и его «убийцу» — подводную лодку, затянутую мощным потоком воды внутрь пробоины. Однако обследование затонувшего судна доказало, что это не так. Это было окончательно доказано в 1994 году, когда затонувшую лодку обнаружили именно там, где ее видели в последний раз - в проливе Мэффит. Видимо, чтобы подать условленный сигнал. Диксону пришлось открыть люк и зажечь газовый фонарь. В этот момент «Ханли», вероятней всего, захлестнула приливная волна, которая и отправила лодку на дно пролива. Таким образом, несмотря на всю свою неуклюжесть и допотопный способ передвижения, «Ханли» стала первой подводной лодкой, совершившей удачную атаку. Правда, потопление «Хьюсатоника» не оказало особого влияния на ход войны, однако оно сыграло важную роль в истории, доказав, что боевое применение подобного рода аппаратов в морской войне в принципе возможно. В результате подводные лодки стали неотъемлемой частью флотов всех ведущих морских держав мира, а сегодня они являются одним из самых устрашающих видов оружия, способным уничтожать не только самые крупные корабли, но и целые города. Источник http://m.diary.ru/~1...9.htm?oam#more1 Изменено 13 авг 2013, 15:44:00 пользователем DanteNosferatu Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
10 Vor1aut Бета-тестер 115 публикаций 7 боёв Жалоба #2 Опубликовано: 19 июл 2013, 09:19:01 (изменено) «Ханли», поднятая со дна гавани Чарльстона, 2000 год. Картинки больше не прикрепляются Лодка «Ханли», поднятая со дна моря и установленная в музее. Изменено 13 авг 2013, 09:12:59 пользователем DanteNosferatu Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 840 __Flesh_ Старший бета-тестер 4 634 публикации 2 543 боя Жалоба #3 Опубликовано: 19 июл 2013, 09:19:46 На счет первой спорный вопрос ! (хотя смотря что считать подводной лодкой) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 RenamedUser_16020533 Участник 395 публикаций Жалоба #4 Опубликовано: 19 июл 2013, 09:20:41 да уж удивил, думаю тс зря старался Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
10 Vor1aut Бета-тестер 115 публикаций 7 боёв Жалоба #5 Опубликовано: 19 июл 2013, 09:22:39 __Flesh_ (19 Июл 2013 - 12:19) писал: На счет первой спорный вопрос ! (хотя смотря что считать подводной лодкой) Ханли первая не как подводная лодка, а как подводная лодка применённая в бою насколько я могу судить, хотя не факт. Это важное уточнение. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
37 kenni_ghost Альфа-тестер 755 публикаций 2 461 бой Жалоба #6 Опубликовано: 19 июл 2013, 09:25:20 Я не помню точно, но вроде по Discavery World в одной передаче говорили, что 1 аппарат был шарообразной формы и применен еще в эпоху паруса. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 840 __Flesh_ Старший бета-тестер 4 634 публикации 2 543 боя Жалоба #7 Опубликовано: 19 июл 2013, 09:26:39 kenni_ghost (19 Июл 2013 - 12:25) писал: Я не помню точно, но вроде по Discavery World в одной передаче говорили, что 1 аппарат был шарообразной формы и применен еще в эпоху паруса. Именно так ! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
10 Vor1aut Бета-тестер 115 публикаций 7 боёв Жалоба #8 Опубликовано: 19 июл 2013, 09:27:13 kenni_ghost (19 Июл 2013 - 12:25) писал: Я не помню точно, но вроде по Discavery World в одной передаче говорили, что 1 аппарат был шарообразной формы и применен еще в эпоху паруса. Бедные людишки тогда не поняли всей значимости своего достижения и забили на него аж до 19 века))) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
37 kenni_ghost Альфа-тестер 755 публикаций 2 461 бой Жалоба #9 Опубликовано: 19 июл 2013, 09:29:17 DanteNosferatu (19 Июл 2013 - 12:27) писал: Бедные людишки тогда не поняли всей значимости своего достижения и забили на него аж до 19 века))) Наоборот они понимали значимость этого проекта, но в то время были актуальны корабли, поэтому развитие подлодок и не продвинулось дальше шарообразного аппарата. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
10 Vor1aut Бета-тестер 115 публикаций 7 боёв Жалоба #10 Опубликовано: 19 июл 2013, 09:39:34 kenni_ghost (19 Июл 2013 - 12:29) писал: Наоборот они понимали значимость этого проекта, но в то время были актуальны корабли, поэтому развитие подлодок и не продвинулось дальше шарообразного аппарата. Корабли и сейчас актуальны. Сложно переоценить аппарат способный уничтожать корабли и остающийся для этих кораблей неуязвимым. Скорее всего просто технология была слишком неразвита, хотя начало идее было положено. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
295 [LST-W] Aunt_Tom Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер 2 040 публикаций 6 069 боёв Жалоба #11 Опубликовано: 19 июл 2013, 09:51:28 DanteNosferatu (19 Июл 2013 - 12:27) писал: Бедные людишки тогда не поняли всей значимости своего достижения и забили на него аж до 19 века))) Возможно для вас будет новостью, но первая адекватная подлодка -- это конструкция Джона Филипа Холланда (в российском флоте обозванного, почему-то, Галландом). 1900-й год. Холланд сумел наконец объединить в одном корпусе все элементы, составляющие подводную лодку. Все что до него -- эксперименты безумных изобретателей, наподобие попыток полететь, привязав крылья к рукам Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
37 kenni_ghost Альфа-тестер 755 публикаций 2 461 бой Жалоба #12 Опубликовано: 19 июл 2013, 09:51:42 DanteNosferatu (19 Июл 2013 - 12:39) писал: Корабли и сейчас актуальны. Сложно переоценить аппарат способный уничтожать корабли и остающийся для этих кораблей неуязвимым. Скорее всего просто технология была слишком неразвита, хотя начало идее было положено. Технология была такова: 1 человек двигает этим аппаратом под водой, приплывает к кораблю, что то там делать и все. Про воздух я не помню, вроде бы надо было на поверхность выплывать (как сейчас) или через шланг с корабля. Этот аппарат применяли 1 раз за всю истории (точно не помню). Экипаж 1 человек. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
10 Vor1aut Бета-тестер 115 публикаций 7 боёв Жалоба #13 Опубликовано: 19 июл 2013, 09:59:05 Aunt_Tom (19 Июл 2013 - 12:51) писал: Возможно для вас будет новостью, но первая адекватная подлодка -- это конструкция Джона Филипа Холланда (в российском флоте обозванного, почему-то, Галландом). 1900-й год.Холланд сумел наконец объединить в одном корпусе все элементы, составляющие подводную лодку. Все что до него -- эксперименты безумных изобретателей, наподобие попыток полететь, привязав крылья к рукам Если бы не слишком низкая ватерлиния и фанатичная мания американцев открывать люки своей лодки где ни попадя, то их Ханли можно было бы считать адекватной конструкцией, а постройка датируется ~1865, что без малого на 40 лет раньше. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
295 [LST-W] Aunt_Tom Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер 2 040 публикаций 6 069 боёв Жалоба #14 Опубликовано: 19 июл 2013, 10:07:17 DanteNosferatu (19 Июл 2013 - 12:59) писал: Если бы не слишком низкая ватерлиния и фанатичная мания американцев открывать люки своей лодки где ни попадя, то их Ханли можно было бы считать адекватной конструкцией, а постройка датируется ~1865, что без малого на 40 лет раньше.А чего там адекватного? Движитель неадекватный, вооружение неадекватное, управление глубиной хода отсутствует как класс. Не открывать люки было нельзя -- "мотор" дышать хочет Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
10 Vor1aut Бета-тестер 115 публикаций 7 боёв Жалоба #15 Опубликовано: 19 июл 2013, 10:15:00 Aunt_Tom (19 Июл 2013 - 13:07) писал: А чего там адекватного? Движитель неадекватный, вооружение неадекватное, управление глубиной хода отсутствует как класс. Не открывать люки было нельзя -- "мотор" дышать хочет Ладно, убедил, неадекватная. Но значимость её не стоит оспаривать. Главное чего конструкторам удалось добиться - показать миру, что подлодки можно и нужно использовать в военных целях. Чего, например, не получилось у деревянной бочки парусных времён, которую хоть и успешно применили, но развивать не стали. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
10 anonym_2M1uFuG1RCGS Участник 270 публикаций Жалоба #16 Опубликовано: 19 июл 2013, 11:49:34 Кстати можно вспомнить и ПЛ Фултона., и историю о побеге Наполеона Первого. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
4 Kirill_Martirosyan Бета-тестер 271 публикация 34 боя Жалоба #17 Опубликовано: 19 июл 2013, 13:53:08 Хорошая статья. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
30 LuCkYbOrZzz Альфа-тестер 129 публикаций 249 боёв Жалоба #18 Опубликовано: 19 июл 2013, 14:15:02 Kirill_Martirosyan (19 Июл 2013 - 16:53) писал: Хорошая статья. ))) Почему я не удивился, увидев такой твой комментарий тут ?) Хочешь я даже могу составить список ключевых слов на последующие твои 100 сообщений. Хорошо, не плохо, спасибо, замечательно, интересно, прочитал, читал, читаю, почитываю, я ))) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
295 [LST-W] Aunt_Tom Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер 2 040 публикаций 6 069 боёв Жалоба #19 Опубликовано: 19 июл 2013, 14:18:05 LuCkYbOrZzz (19 Июл 2013 - 17:15) писал: ))) Почему я не удивился, увидев такой твой комментарий тут ?) Хочешь я даже могу составить список ключевых слов на последующие твои 100 сообщений. Хорошо, не плохо, спасибо, замечательно, интересно, прочитал, читал, читаю, почитываю, я )))И +10 в репу за каждое такое сообщение :-D Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 leoni231 Участник 171 публикация 22 боя Жалоба #20 Опубликовано: 19 июл 2013, 16:50:31 копипаст про подлодку которой не будет в игре ? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию