Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
lajok

Российские экранопланы

В этой теме 89 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
412 публикации
11 боёв

Вступление

 

История с экранопланами – это еще один и, увы, не последний пример того, как завоеванные самоотверженным трудом наших талантливых соотечественников позиции по различным причинам сдаются «без боя». Взяться за «перо» и сказать такое (кстати, в этом я далеко не одинок), заставил главный конструктор ударного экраноплана «Лунь» Владимир Кирилловых.

 

 

Возрождение строительства экранопланов в России и вывод на экспорт

 

Совсем недавно в одном из своих выступлений Владимир Кирилловых заявил, что Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е.Алексеева (ЦКБ по СПК, г. Нижний Новгород) готово возродить строительство экранопланов в России. Именно оно сегодня является единственной российской организацией, обладающей необходимым опытом проектирования, испытания и практического строительства экранопланов. Для этого, как считает конструктор, необходимо получить государственный заказ на производство экранопланов или дать возможность предприятию производить их на экспорт.

Первое и необходимое для этого условие – научно-производственная база на предприятии пока еще сохранилась. Известно, что именно в нижегородском ЦКБ в 50-е годы были испытаны все созданные экранопланы, в т.ч. ударный «Лунь», транспортно-десантный «Орленок» и экспериментальный «КМ».

 

«Созданная… на предприятии опытно-экспериментальная база позволяет проводить любые испытания, необходимые при разработке новых моделей экранопланов и подтверждения их технических характеристик», - заявил конструктор. По его словам, в ЦКБ за прошедшее время «наработана уникальная статистика, дополняющая теоретические расчеты». Можно предположить, что такое заявление, скорее всего, вызвано наметившимся интересом к строительству таких аппаратов.

Как считает конструктор, при принятии решения на производство экранопланов в рамках госзаказа нижегородское ЦКБ по СПК должно иметь приоритет, так как, подчеркнул с сожалением конструктор, сегодня ряд компаний-разработчиков экранопланов без проведения глубоких испытаний зачастую просто декларируют возможности своих изделий, завышая их.

 

«Полученные таким образом суда с высокими заявленными характеристиками зачастую не могут эксплуатироваться даже на реках», заметил Кирилловых. Он считает экранопланы сложным техническим изделием, которое «без серьезного цикла опытно-экспериментальной отработки» создано быть не может.

 

 

 

Конструктор убежден, что развитию российского экранопланостроения будет способствовать и предоставление возможности экспорта части своей продукции. Именно экспорт в свое время помог многим российским оборонным предприятиям не только выстоять в сложной экономической ситуации, но и укрепить свои позиции на мировом и внутреннем рынках.

 

По словам Кирилловых, сегодня в России внешний рынок для экранопланов закрыт, что «самым непосредственным образом сказывается и на производстве этого класса судов для внутреннего рынка». Но, несмотря на то, что еще 5 лет назад Морская коллегия предложила рассмотреть вопрос о возможности создания варианта экспортного экраноплана массой до 50 т, «продвижение российских малоразмерных экранопланов на мировой рынок до сих пор остается под запретом».

А что по этому поводу можно сказать сегодня?

 

Как заявил тот же Кирилловых, нет заказов на экранопланы от российских ведомств и нет разрешения по продвижению имеющихся проектов на мировой рынок. Даже непрофессионалу понятно, что в данном случае положительное решение даст значительный многоплановый эффект: позволит получить средства для развития современного российского экранопланостроения, оживит внутренний рынок, поднимет на новый уровень технологию производства этих аппаратов и, в конечном счете - сохранить лидерство в создании перспективного вида транспорта двойного назначения.

 

 

 

Ранее, как отметил конструктор, разработанная в ЦКБ по СПК технология обеспечила успешное создание и серийное строительство экранопланов, позволила России на десятилетия вперед вырваться в этой высокотехнологичной области. «Если не использовать это преимущество, то можно навсегда ее (технологию – ред.) потерять и стать зависимыми от иностранных производителей», - заявил Кирилловых, один из ближайших соратников основателя этого направления, гениального конструктора Ростислава Алексеева.

 

Что представляет собой экраноплан

 

В связи с очередной активизацией темы о более активном производстве экранопланов в России, что же представляет собой этот аппарат, или, как еще его называют, судно, и почему именно судно? Вкратце об экраноплане можно сказать следующее.

 

Экраноплан (судно на динамической воздушной подушке) - высокоскоростное транспортное средство, способное на различной высоте лететь над поверхностью воды, земли, снега или льда. При равных с самолетом массе и скорости полета, экраноплан имеет значительно меньшую площадь крыла. По международной классификации (ИМО) этот аппарат относится к морским судам, способным в основном рабочем режиме лететь за счет использования «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью без постоянного контакта с ней.

 

 

 

 

Иначе говоря, экраноплан – аппарат, объединяющий в себе лучшие качества морского (речного) судна и самолета. Достоинства экранопланов - высокие живучесть, скорость и экономичность по сравнению с самолетами и кораблями на воздушной подушке и подводных крыльях, малозаметность и противоминная устойчивость, способность перемещаться над поверхностью по «прямым» маршрутам, не требовательность к наземной инфраструктуре, высокая эксплуатационная безопасность для пассажиров и грузов. В числе недостатков экранопланов – необходимость специальной подготовки экипажа для управления аппаратом, достаточно ровной поверхности (не относится к экранолету), повышенной тяговооруженности для производства взлета и низкая маневренность.

 

 

Классификации экланопланов и экранный эффект .

 

По классификации ИМО, экранопланы делятся на три типа: А – высота полета не более размера хорды крыла, В - способные кратковременно и ограниченно увеличивать высоту полета над экраном и С - способные длительное время осуществлять полет на неограниченной высоте полета (экранолеты). Все экранопланы подчиняются «Международным правилам предупреждения столкновений судов на море» и рассматриваются не как самолёт, способный плавать, а как судно, способное летать.

 

Впервые экранный эффект был открыт в середине 1920-х годов в виде увеличения подъемной силы крыла при полете вблизи земли, что иногда становилось причиной аварий при посадке самолета. В СССР созданием экранопланов занимались специалисты ЦКБ по СПК, КБ им. Г.М. Бериева и ряд других КБ. Последние создавали, в основном, небольшие аппараты.

 

Создание экранопланов в СССР.

 

Так, в СКБ по СПК, руководимого Р. Алексеевым, были созданы экраноплан «КМ» для ВМФ, прозванный «Каспийским монстром» за рубежом, пять военных экранолетов типа «Орленок» (для переброски морских десантов на дальность до 1500 км), ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» с шестью противокорабельными ракетами «Москит». По проекту Роберта Бартини был создан противолодочный экраноплан ВВА-14. Общая судьба их незавидна и в настоящее время они не используются.

 

ЭКИП

 

Интересна судьба экранолета ЭКИП (от слов «экология и прогресс») Льва Щукина в виде бескрылого дисковидного аппарата. Он имел высокую расчетную грузоподъемность, был оснащен уникальными многотопливными двигателями, обеспечивающими полет на высотах 3-10000 м, отличался малозаметностью в радио-, акустическом и тепловом диапазонах.

 

 

Проэкты экранопланов в других странах .

 

США

Spoiler

США работы по созданию экранопланов активизировали в 1990 годах после того, как американский конгресс пришел к выводу о перспективности этого вида техники, и создания специальной комиссии. По инициативе последней, американская сторона обратилась за помощью к российским специалистам ЦКБ по СПК. После соответствующих разрешений от Госкомоборонпрома и Минобороны американские исследователи посетили базу в Каспийске и за 200 тыс. долл. без ограничений детально отсняли на фото- и видеопленку специально подготовленный «Орленок».

 

Это стало основой для дальнейшей разработке собственных экранолетов. Так, компания «Боинг» предложила концепцию создания военного экранолета Pelican для переброски войск и техники в назначенные районы. По проекту, аппарат (длина 152 м, размах крыльев 106 м) в полете на высоте 6 м над поверхностью океана способен перевезти до 1400 т груза на дальность до 16000 км. По информации разработчиков, экранолет способен взять на борт около 17 танков М1 Abrams и осуществлять полет на высотах до 6000 м. После 2003 года открытой информации о проведении работ по этому проекту не имеется.

 

 

Южная Корея

 

Южная Корея также активно создает экранопланы. По сообщениям СМИ, в сентябре 2007 года южнокорейское правительство объявило о планах строительства к 2012 году крупного аппарата для решения коммерческих задач. Известно, что экраноплан, при массе 300 т, длине и ширине 77 м и 65 м соответственно, будет способен перевозить до 100 т грузов со скоростью 250-300 км/час. На создание экраноплана в течение пяти лет будет выделено 91,7 млн. долл. По сообщениям прессы, работы над созданием такого аппарата ведутся с 1995 года.

 

Китай

 

Китай - еще одна из стран, которая сегодня активно ведет работы по созданию экранопланов различного назначения. По данным китайского Инженерно-строительного университета (г. Шанхай) известно, что здесь на завершающей стадии находятся разработки нескольких моделей экранопланов. Уже до конца текущего десятилетия планируется начать опытное производство аппаратов грузоподъемностью 10-200 т.

 

По тем же данным, к 2017 году планируется практическое использование для выполнения регулярных транспортных перевозок свыше 200 экранопланов, способных перевозить грузы массой более 400 т в рамках скоростного пассажирского и грузового сообщения между островами Юго-Восточной Азии. Следует отметить, что и здесь основой для развития экранопланостроения в Китае стал контракт ЦКБ по СПК, по которому его специалисты создали модернизированный вариант экраноплана «Волга-2» и передали китайской стороне.

 

 

А что же происходит в России, первой начавшей создание подобных аппаратов и добившихся значительных успехов в этой области?

 

Начиная с 1993 года активные работы по разработке и строительству экранопланов в России вели несколько организаций. Так, компания «Технологии и Транспорт» (в последующем «Амфибийные Транспортные Технологии») выпустила 12 малых экранопланов «Амфистар», а совместно с ЗАО «АТТК» - 20 модернизированных аналогов под названием «Акваглайд».

 

В современной России проектированием, серийным производством и продвижением экранопланов на рынок занимаются конструкторские бюро и предприятия, объединенные в финансово-промышленную группу «Скоростной флот», а также ряд других организаций.

 

В ходе гидроавиасалона «Геленджик-2000» обратил на себя внимание экранолет С-90, предназначенный для пассажирских и грузовых перевозок, который мог использоваться как самолет, экраноплан и судно на воздушной подушке. При массе 7900 кг, 9500 кг и 10500 кг, в соответствии с этими вариантами, аппарат может перевозить нагрузку в 2500 кг, 3100 кг и 4500 кг соответственно на высотах 0,5-4000 м на дальность свыше 3000 км.

 

На международных авиационно-космическом салоне МАКС-2007 и выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2008» демонстрировался экраноплан ЭК-12П «Иволга», предназначенный для пограничников. Ведут работы и др. организации и фирмы.

 

Ведутся определенные работы в этом направлении другими фирмами и организациями. Так, в Военном инженерно-космическом университете им. А.Ф. Можайского разработан проект тяжелого экраноплана для возвращаемых воздушно-космических самолетов. В ТАНТК им. Г. Бериева создается грузопассажирский экраноплан Бе-2500.

Малые и средние экранопланы планируют строить и строят в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске, Москве, Нижнем Новгороде, Чкаловске. Однако это не те результаты, которые можно было бы отметить и сравнивать с достижениями того же СКБ по СПК в прошлом. В целом же российское экранопланостроение сейчас развивается очень медленно и, главное, ограничивается выпуском аппаратов малых размеров в небольшом количестве.

 

С учетом вышесказанного, вопрос о возможности строительства в России экранопланов и экранолетов звучит далеко не праздно. Ведущиеся сегодня отечественные разработки по этой тематике вселяют некий оптимизм, но не более того. Как и в других случаях, пока можно констатировать, что в темпах работ по сравнению с западными конкурентами мы значительно отстаем.

 

Поэтому без быстрого принятия необходимых мер исправить положение в этом, весьма перспективном с различных точек зрения направлении, будет невозможно. Одним из путей решения этой проблемы может быть государственный заказ на разработку и производство этих уникальных машин.

 

 

049049053053053056055.jpg

049049053053056050056.jpg

049049054053055055055.jpg

049049054053056054056.jpg

049049054054051055049.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
676 публикаций
6 024 боя

Мне кажется, была уже такая тема.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
412 публикации
11 боёв

Просмотр сообщенияVexillarius_RUS (22 Июл 2013 - 15:14) писал:

Мне кажется, была уже такая тема.
Нет , не была я смотрел прежде чем создавать))))
Изменено пользователем lajok

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
820 публикаций
1 237 боёв

были:

1, http://forum.worldof...__fromsearch__1

2, forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/1406-каспийский-монстр/page__hl__%2Bэкраноплан__fromsearch__1

3, http://forum.worldof...__fromsearch__1

 

и кстати, в них также как и вас совершенно нет фото

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 840
Старший бета-тестер
4 634 публикации
2 543 боя

Как спасательное средство было бы крайне эффективно.

+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
412 публикации
11 боёв

Просмотр сообщения__Flesh_ (22 Июл 2013 - 15:22) писал:

Как спасательное средство было бы крайне эффективно.
+
Были проэкты спасательных экранопланов !

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
3 027 боёв

Просмотр сообщенияxXIndestructibleXx (22 Июл 2013 - 15:19) писал:

были:
1, http://forum.worldof...__fromsearch__1
2, forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/1406-каспийский-монстр/page__hl__%2Bэкраноплан__fromsearch__1
3, http://forum.worldof...__fromsearch__1

и кстати, в них также как и вас совершенно нет фото

думаю, есть смысл объединить все три темы в одну с целью пополнения одной, а не роста числа сообщений

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
412 публикации
11 боёв

Просмотр сообщенияXAPDPOKEP (22 Июл 2013 - 15:52) писал:

думаю, есть смысл объединить все три темы в одну с целью пополнения одной, а не роста числа сообщений
Возможно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
210 публикаций

Просмотр сообщенияXAPDPOKEP (22 Июл 2013 - 15:52) писал:

думаю, есть смысл объединить все три темы в одну с целью пополнения одной, а не роста числа сообщений

Я бы согласился с вами.

В данной теме много полезной информации,хорошо оформлена, но мало фотографий. Четвёрка твёрдая  :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
740 публикаций

Просмотр сообщения__Flesh_ (22 Июл 2013 - 15:22) писал:

Как спасательное средство было бы крайне эффективно.
+
Ошибочное мнение! Вот как боевое средство экраноплан очень грозное оружие! И когда янки первый раз засекли его на испытаниях, то не могли понять, что это за аппарат! В лихие 90-е финансирование упало и тогда предложили как спасателя, но разработки продолжились и экраноплан доказал, что он является очень грозным оружием!

Изменено пользователем alex03071971

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Нда, жаль, что повтор, неплохая тема, и информации много, только стоит указать источники.

Изменено пользователем ZIPmarf

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
740 публикаций

Просмотр сообщенияZIPmarf (22 Июл 2013 - 16:55) писал:

Нда, жаль, что повтор, неплохая тема, и информации много, только стоит указать источники.
Да тема интересная и в принципе не грех повторить! Это же надо такое придумать и воплотить! Вот это голова!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
875 публикаций
329 боёв

Просмотр сообщенияfdfrgvvrf (22 Июл 2013 - 17:16) писал:

Это альбатрос кажется!
Это «КМ» и "Лунь",а не А-40 «Альбатрос».«Альбатрос» вот...Изображение
Изменено пользователем esoess1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
57 публикаций
551 бой

Споров много об экономических перспективах данной техники. А вот почему не пускают на зарубежные рынки? загадка. Толи не могут документы принять, то ли кто-то каму-то заплатил.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер, Коллекционер
2 448 публикаций
36 986 боёв

Просмотр сообщенияct111 (22 Июл 2013 - 18:37) писал:

Споров много об экономических перспективах данной техники. А вот почему не пускают на зарубежные рынки? загадка. Толи не могут документы принять, то ли кто-то каму-то заплатил.
скорее всего чертежи продали кому могли и кому не могли но продали,но для экранопланов таких размеров надо создавать отдельное производство ,что не выгодно для старых моделей
поэтому многие страны налаживают производство малых экранопланов, что целесеобразнее для начального периода разработок

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
57 публикаций
551 бой

Чертежи продали это понятно, не дают создавать так называемые экранолёты которые могут отрываться от экрана и перелетать препятствия.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
740 публикаций

Просмотр сообщенияct111 (22 Июл 2013 - 18:46) писал:

Чертежи продали это понятно, не дают создавать так называемые экранолёты которые могут отрываться от экрана и перелетать препятствия.
Интересно вы присутствовали при продаже чертежей? Или вы думаете, что кто то отнесся так спокойно узнав, что он унас есть и не разрабатывали сами?Я же скинул видео вы посмотрели?Так вот там сказано еще ни кому не удалось создать! Ну как же не смогли имея на руках купленые чертежи? Где логика?
Изменено пользователем alex03071971

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×