Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
WZander

Одесские «Тигры»

В этой теме 28 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
370 публикаций
445 боёв

Нет, речь не о танках, а о двух кораблях, история которых причудливо переплелась вокруг истории Одессы.

 

Изображение

Модель пароходо-фрегата Tiger

 

HMS Tiger

 

Spoiler

Изображение

Поперечный разрез колёсного парохода.

Проект разработан известным британским кораблестроителем, помощником главного смотрителя королевского флота, Джоном Эди. 20 декабря 1848 года корабль был заложен на Чатемской судоверфи, год спустя, 1 декабря 1849 года спущен на воду, 13 июля 1851 года принят в состав Королевского флота как десятипушечный шлюп.

 

Понятно, что его вооружение на фоне 80-100-пушечных гигантов той поры выглядело бледно, но главная ценность была не в нём, а в ходовых качествах. И с этим у «Тигра» всё обстояло превосходно. У него было полное парусное вооружение трёхмачтового корабля, а главное – мощная паровая машина мастерской известного гринвичского инженера-механика Пенна. Четырёхсотсильная машина вращала два больших 22-футовых (6,71 м) бортовых колеса. Даже без помощи парусов, только под парами, корабль мог развивать 11-узловую скорость. Крепкий железный корпус ещё больше повышал ценность этого небольшого, но очень ладного корабля Обошлось подобное великолепие королевской казне в весьма круглую сумму – в пересчёте на русские деньги тех времён 450 тысяч рублей серебром.

 

Впрочем, как показали испытания, под парусами корабль оказался слишком валким, поэтому пришлось облегчить ему парусное вооружение и укоротить мачты.

Год спустя он был переквалифицирован в 16-и пушечный фрегат 2-го класса. На начало Крымской войны его вооружение состояло из двух 96-фунтовых бомбических пушек на поворотных станках в квартердеке, двух 68-фунтовых орудий на поворотной платформе (по одному на баке и на юте), двенадцати длинных 32-фунтовых пушек (четыре на шканцах, две на баке, шесть на деке) и одной 10-футовой пушки на баке.

 

Вспомогательное вооружение состояло из двух медных 18-фунтовых гаубиц, которыми вооружались гребные катера и одной сигнальной 6-фунтовой пушки. Имелось и новомодное ракетное оружие - капитанский катер «Тигра» нес ракетные трубы 24-фунтового калибра, ял - 6-фунтовые и гиги - 3-фунтовые трубы для зажигательных и картечных, так называемых конгревовых ракет.

Служба

 

 

Spoiler

Изображение

Схема обстрела Одессы. По номером 20 (чуть позади ближайшего к нам корабля союзников) – фрегат «Tiger»

Военные корабли строятся для войны, и она вскоре подоспела. 4 января 1854 года, «Тигр» в составе британской эскадры вошел в Чёрное море. 29 января императором Франции Наполеоном II, от лица союзников, России был предъявлен ультиматум. После того, как российский император Николай I его отверг, 27 марта Великобритания и Франция объявили войну России. 11 апреля Россия ответила аналогичным заявлением.

 

13 апреля, британский паровой фрегат Furious зашел в Одесу, чтобы забрать британского консула. Согласно тогдашним законом войны, он вошел в карантинную гавань и спустил шлюпку под белым флагом. Приняв консула, она подняла консульский флаг и отправилась к фрегату.

И в это момент произошел неприятный инцидент. Корабль начал двигаться в сторону Одесского порта. Согласно объяснениям британцев, его просто сносило ветром, но на берегу решили, что Furious пытается под шумок провести разведку порта. Одна из береговых батарей дала предупредительный залп. Англичане сочли это оскорблением консульского флага. Объяснения, полученные от губернатора Одессы, генерала Остен-Сакена они нашли неудовлетворительными и решили в отместку атаковать город. Конечно, на самом деле Одесса, как крайне важный порт подверглась бы нападению в любом случае, и данный эпизод послужил всего лишь предлогом для этого.

 

22 апреля у берегов Одессы появилась англо-французская эскадра в составе 19 кораблей, 10 пароходо-фрегатов и нескольких канонерских лодок. Первый дивизион в составе фрегатов Descartes, Sampson, Tiger и Vauban с дистанции в 9 кабельтов (чуть меньше 1,8 км) открыл огонь по батарее №6. Это была четырёхорудийная 24-фунтовая батарея под командованием прапорщика Щеголёва, только-что выпущенного из кадетского корпуса. Пользуясь тем, что остальные батареи не могли оказать её помощь, противник сконцентрировал на ней огонь всех орудий, и, хотя получил ряд остальные повреждений, после шестичасовой дуэли, принудил батарею к молчанию. Воспользовавшись этим, к молу подошли канонерки и попытались высадить у Пересыпи десант. Но там их встретила полевая батарея, несколькими картечными залпами вынудившая отказаться от высадки. Затем противник принялся при помощи зажигательных ракет обстреливать порт. В порту и в городе начались пожары (впрочем, их быстро потушили), после чего союзная эскадра отошла.

 

Потери с обеих сторон были невелики. У союзников получили повреждения фрегаты Vauban, Retribution, Terrible, Sampson. Впрочем, повреждения были довольно лёгкими, о чём свидетельствуют потери (всего, на всех кораблях эскадры было 3 убитых и 14 раненных).

С русской стороны было 4 убитых, 45 раненных и 12 контуженных. Из мирного населения 3 убитых и 8 раненных.

За этот бой Щеголёв был награждён Георгиевским крестом и повышен в чине до штабс-капитана. Батарея №6 была переименована в Щеголёвскую.

 

«Тигр» не получивший в этом бою никаких повреждений, уже 28 апреля вошел на рейд Евпатории, и пользуясь тем, что порт никак не охранялся, захватил несколько каботажных судов, стоявших на якоре.

 

На следующий день он, в составе союзной эскадры появился у Севастополя, проводя рекогносцировку берегов.

Последний бой

 

Spoiler

Изображение

Пушка с «Тигра», установленная на Думской площади Одессы

Через три недели после первой бомбардировки, было решено её повторить. В этот раз силы англичан были намного скромнее – всего три корабля (Tiger, Niger, Vesuvius). 12 мая отряд, пользуясь густым туманом, незаметно подошел к Одессе в районе Среднего Фонтана. Впрочем, этот же туман оказался для «Тигра» роковым. По воспоминаниям Альфреда Ройера (первого лейтенанта, служивший на «Тигре»): «Туман, в который мы попали, иногда встречается у берегов Ирландии, но я никогда не видел ничего подобного в Средиземноморье. Когда я заметил, что утлегарь нельзя различить с палубы, создалось ощущение, что нас поглотила кромешная тьма. К счастью, погода была спокойной, поэтому удар при столкновении со скалами (корабль застрял между двух скал, как позже выяснили русские водолазы) показался лёгким прикосновением, и мы подумали, что сели на песчаную мель, которая, как мы знали, лежала к востоку от нашего курса. Из-за этой мели, наш курс был проложен немного западнее. Под впечатлением того, что мы сели на песчаную мель, мы были уверены в том, что быстро и без проблем сможем снять с неё корабль».

 

Туман начал рассеиваться и англичане поняли, в какую передрягу попали. Корабль плотно сел на камни всего в 135 метрах от берега. Вскоре его заметил казачий разъезд, что и немудрено, т.к. авария произошла почти напротив дачи одесского градоначальника Кортацци.

Чтобы сняться с камней, англичане завели якорь и принялись облегчать корабль, сбрасывая за борт пушки. И в это время показались русские войска. Фрегат оказался под ружейным обстрелом с берега. К счастью, для прицельной стрельбы из гладкоствольных мушкетов дистанция была великовата. Пули жужжали над головами матросов, но ущерба не наносили. На баке соорудили баррикаду, на которой засели стрелки.

 

Туман окончательно рассеялся. На высоком обрыве, нависавшем над берегом, появились пушки.

Огонь русских пушек приходился, в основном, по снастям, принося большие разрушения. Вскоре ядра стали попадать в корпус. Корабль стал получать пробоины. Если бы корабль не сидел на скалах он бы начал тонуть из-за пробоин. Корабль обстреливался калёными ядрами и вскоре он загорелся в нескольких местах. Англичанам с трудом удалось погасить пожар рядом с крюйт-камерой. Они отстреливались из единственного оставшегося орудия до тех пор, пока возле него не разорвалась бомба. От взрыва пострадал гардемарин и три человека, обслуживающих орудие. Кроме того, взрывом оторвало левую ногу и ранило в правую капитана корабля Джиффарда.

 

После этого попадания ответный огонь с корабля прекратился. Вскоре от него отошла шлюпка с парламентарием. Однако, переговоры закончились ничем – офицер, отправленный для переговоров не владел русским языком. Шлюпка была отправлена вторично. На этот раз в ней был уже упомянутый Альфред Ройер. Он тоже не владел русским, зато свободно разговаривал на французском.

Его отконвоировали к генералу Остен-Сакену. Генерал принял сдачу корабля и дал распоряжение в кратчайшие сроки доставить раненых в госпиталь.

 

Когда англичане прибыли на берег, в полумиле от фрегата появились Niger и Vesuvius. Подошедшие корабли не сразу разобрались в обстановке и начали обстрел берега. Русские войска сразу залегли, а под огнём оказались пленные. После того, как английские корабли разобрались в ситуации, они переключились на обстрел фрегата, с тем, чтобы окончательно вывести его из строя.

 

После ухода английских кораблей на борт фрегата отправился лоцман Одессы Луиджи Мокки в сопровождении второго лейтенанта «Тигра» и нескольких людей. Однако они опоздали - на корабле уже побывали воры. Исчезли судовые бумаги, некоторые сейфы были взломаны и выпотрошены. Личный сейф капитана, который был выгружен на берег, бесследно исчез. Всё побережье было покрыто плавающими частями парохода, мебелью, бочонками с вином и ромом и т.п. Не смотря на оцепление берега и строгий надзор, вещи расхищались, в особенности *** и ром.

 

Пожар на корабле не был полностью затушен и продолжал тлеть. Вечером, около 7 часов, взорвался порох и надводная часть фрегата была практически уничтожена. Впрочем, подводная пострадала мало. С затопленного корабля и грунта возле него сняли 16 пушек и паровую машину.

Русский «Тигр»

 

Spoiler

Изображение

Паровая машина с погибшего фрегата была доставлена в Николаев, и в 1855 году, на Спасском адмиралтействе был заложен пароходофрегат «Тигр». Его строительство поручеили купцу Александру Шлемовичу (Соломоновичу) Рафаловичу. Строительство парохода затянулось по причине войны. Кроме того, в октябре 1855 г. в Днепровском лимане вражеские суда захватили два больших плота дубового и соснового леса, направляющихся в Николаев на Спасское адмиралтейство. В итоге, был спущен на воду лишь 9 октября 1858 г.

 

К этому времени, в связи со статьями Парижского мира, запрещавшего России иметь на Чёрном море вооруженные корабли, решено было заделать на фрегате пушечные порты и отказавшись от установки артиллерии, превратить его в Императорскую яхту (любопытно, что его «родитель», HMS «Tiger» одно время также использовался в качестве королевской яхты).

 

Собственно, по прямому назначению он использовался всего однажды – когда в августе 1861 года доставил Александра II с семьей из Севастополя в его новое имение Ливадию

Всё остальное время он использовался в качестве учебного корабля (любопытно, что на нём проходил службу отец поэтессы Анны Ахматовой - Андрей Антонович Горенко). Выведен из состава флота в 1872 году.

ТТХ

 

HMS Tiger (1851)

Водоизмещение - 1221 тонн

Размеры – 64х11 метров

Корпус - железный

Паровая машина – 400 л.с.

Движитель – 2 бортовых колеса

Парусное вооружение – полное трехмачтовое типа «корабль»

Артиллерийское – 2х68-фунтовых пушки, 12х24-фунтовых пушки, 1х10-фунтовая пушка

В 1853 году дополнительно установлено 2х96-фунтовых карронады.

 

Императорская яхта «Тигр» (1858)

Водоизмещение - 1780 тонн

Размеры - 62,8 х11,1х4,72 метров

Корпус - деревянный

Паровая машина – 400 л.с.

Движитель – 2 бортовых колеса

Парусное вооружение – трехмачтовая баркентина

 

Список использованных источников

А.М. Зайончковский. Восточная война 1853 -1856 т. II

А. Л. Ларионов. Из истории императорских яхт Российского флота // Гангут № 22-24

 

Интернет-источники

http://save.odessa.u...dofregata-tigr/

http://bonvoyage.kh....dex.php?id=4953

http://bazar.nikolae...-на-черном-море

https://en.wikipedia...MS_Tiger_(1849)

http://www.pbenyon.p...00/T/04691.html

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
294 публикации
13 боёв

интересная судьба у этого корабля, особенно у паровой машины :trollface:

Статья интересная, +

 

upd. Вы исчерпали лимит положительных оценок на сегодня

значит + завтра

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 840
Старший бета-тестер
4 634 публикации
2 543 боя

Нелепая смерть корабля...

За тему+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Никогда не слышал об этих кораблях, спасибо за информацию.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1
[GRO-M]
Старший альфа-тестер
18 публикаций
3 358 боёв

Довольно печально погиб кораблик :amazed:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
13 публикаций

Очень интересная статья. Нравится мне,что на форуме появляется много познавательных статей!

P.S действительно нелепая смерть.

P.P.S автору жирный +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
242 публикации
2 287 боёв

Ого какой красавчик!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
13
[NG-F]
Старший альфа-тестер
317 публикаций
1 328 боёв

Приплыл *** знает откуда, а его разворовали. Особенно понравилось про сейф капитана, там явно зарплата экипажа была.

А так здорово.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
370 публикаций
445 боёв

Что вы хотите - Одесса!  :teethhappy:

А что касается сейфа, то денег там было явно побольше, чем просто зарплата экипажа. Наверняка, там же имелась и немалая сумма на непредвиденные расходы в иностранных портах (типа, закупка угля и провианта, ремонт и т.п.). Во всяком случае, по тем временам это было обычной практикой. Понятно, это не мифические миллионы "Чёрного принца", но сумма достаточно значительная.

И в чисто военном плане утеря сейфа была чувствительной пропажей. В нём же хранились все судовые документы, в т.ч. сигнальная книга, различные инструкции и приказы и прочие, весьма интересные бумаги.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
224 публикации

Серьезный аппарат, и мощность хорошая, и вооружение по тем то временам.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×