Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Zamuchryshkin

Вот это - Личность! Механик с Суворова

В этой теме 31 комментарий

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Изображение


Всем доброго времени суток, друзья! С вами Замухрышкин, и сегодня я рад представить на ваш суд пилотный, он же первый выпуск моей новой рубрики «Вот это – Личность!». Как понятно из предыдущего предложения, в данной серии я буду рассказывать вам о героях флота разных периодов времени, от времен, когда по морю плавали элегантные парусники до наших дней, когда герои, герои просто, не то, что уж флотские, идут наперечет. Замечу вновь, что выпуск пилотный, а это значит, что с форматом я до конца пока не разобрался и готов с радостью выслушать, точнее прочитать, ваши мнения на этот счет.
В этом выпуске вас ждет увлекательный рассказ-биография под названием «Механик с Суворова», подготовленный А. И. Угрюмовым. Приятного чтения!


На схемах Цусимского сражения, среди параллельных линий уходящих и преследующих кильватерных колонн, есть одинокая траектория, беспорядочно пересекающая все остальные. Это крестный путь флагманского броненосца 2-й Тихоокеанской эскадры «Князь Суворов».
Всего лишь через три четверти часа с начала сражения, в 14 ч 25 мин 14 мая 1905 года, жестоко пострадавший от сосредоточенного артиллерийского огня японского броненосного флота, со сбитыми стеньгами и простреленными трубами, с заклиненным рулем, горящий, русский флагман выкатился вправо из кильватерной колонны. Эскадра пошла дальше, и до конца боя «Суворов» был предоставлен сам себе.
Мглистая погода с видимостью не более пяти миль и собственный дым иногда скрывали от моряков ход сражения, и тогда они лишь слышали грохот перестрелки главных сил, который то удалялся, то приближался. Но чаще на броненосец налетал новый шквал снарядов, и он отвечал из всех уцелевших орудий, хотя из-за густого дыма пожаров не всегда можно было понять, с кем, собственно, ведется артиллерийская дуэль.
В 15 ч 30 мин на «Суворов» обрушилась серия снарядов с русской эскадры, очевидно потому, что он, оставшись с одной трубой, стал похож на японский крейсер типа „Мацусима". А уже через десять минут броненосец атаковала японская минная флотилия. На этот раз русские корабли узнали своего флагмана и огнем отогнали неприятельские миноносцы. Но примерно в 16 ч несчастный броненосец вновь подвергся расстрелу русскими орудиями, когда бросился было на юг, пересекая строй нашей эскадры, чтобы уйти наконец от перекрестного огня своих товарищей и противника.
К 17 ч 30 мин мачты и трубы были сбиты, надстройки искорежены и продолжали гореть, но «Суворов» еще жил, отстреливался, и, главное, сохранил ход: механизмы, прикрытые броневой палубой, были в порядке. В этот момент миноносцу «Буйный» удалось снять с броненосца командующего 2-й эскадрой флота Тихого океана вице-адмирала 3. П. Рожественского в полубессознательном состоянии и уцелевшую часть его штаба. Эти люди и команда миноносца были последними русскими моряками, видевшими «Суворова»; вскоре он растворился во мгле...
Что было потом, рассказали в своих донесениях офицеры японских минных флотилий. В сумерках, около 19 ч, «Суворов» имел сильный крен и продолжал гореть. Руль у него давно уже не действовал, но машины были, очевидно, в исправности. Корабль все еще совершал какие-то предсмертные маневры, все еще пытался ускользать от вражеских торпед. Из одной уцелевшей пушки в кормовой части «Суворов» открыл огонь, выказывая решимость защищаться до последнего. Но время героического броненосца уже было сочтено: получив четыре попадания торпедами, он медленно лег на левый борт и в 19 ч 1О мин исчез под водой.
К моменту гибели броненосца большая часть его офицерского состава и команды во главе с командиром капитанам 1 ранга В. В. Игнациусом была выбита артиллерийским огнем или исчезла в пожарах. Свидетели с «Буйного» смогли насчитать только трех офицеров, оставшихся в живых из всей большой кают-компании «Суворова». Но внизу, у машин и котлов, еще жили и работали десятки людей, до последнего момента сохранившие подвижность израненного гиганта. Инженер-механики, машинисты, кочегары... Наверху о них мало вспоминали в этот день, потому что от восхода до заката солнца машины на всех без исключения русских кораблях работали безупречно.
«По своему назначению механик не воин. Его область — машины, цифры, формулы, расчеты. Его радости -  исправность и быстрый ход машины. Его печали — ревматизмы, ослабление зрения от вечно искусственного света, слабость в легких от вдыхания угольной пыли и машинных испарений.. Механик должен обладать мужеством пассивным, он должен забыть о бое, спокойно следить за манометрами и другими аппаратами, исполняя с пунктуальной точностью все приказания сверху. Он должен примириться с мыслью, что его машинное отделение cтанет для него гробницей; и под грохот рвущихся котлов и рев пара он опустится навсегда в водную могилу», - очень верная оценка одного из современников Цусимы.
О механиках «Суворова» почти ничего не известно, за исключением сухих данных послужных списков. В литературе о Цусиме их имена практически не встречаются, хотя все они заслуживают вечной и благодарной памяти.
Среди них и старший механик броненосца «Князь Суворов» капитан Корпуса инженер-механиков флота Борис Викторович Вернандер. Трудно представить себе, как мог этот хрупкий с виду человек с мечтательным взглядом в течение шести страшных часов направлять волю и силы измученной машинной команды лишь к одной цели - поддержанию движения корабля, заставляя забыть всех о близкой и мучительной смерти. Изучая недолгую жизнь Б. В. Вернандера, начинаешь понимать, что в свои неполные 33 года он уже имел устойчивую репутацию талантливого инженера, отзывчивого честного человека с необычайно обостренным чувством долга. И флотское начальство, и матросы одинаково доверяли ему.
Б. В. Вернандер родился 25 ноября 1872 года в Петербурге в семье давно обрусевших немцев. Дворянский род Вернандеров не был знатен. Известно только, что на крещении Виктора Романовича, отца Бориса, присутствовал император Николай 1, что было большой честью. Однако она не доставила В. Р. Вернандеру ни легкой карьеры, ни богатства. Всю жизнь он провел в море, превратившись в настоящего марсофлота, и умеp тоже вдалеке от дома, во Владивостоке, в 188О году в звании капитан-лейтенанта. Его жена Ольга Петровна осталась с пятью маленькими детьми на руках, из которых Борис был самым старшим.
Жить на небольшую пенсию вшестером было невозможно, и поэтому вскоре мать отправила Бориса к своим родственникам в Тамбов, где он получил первое образование в реальном училище. Вдалеке от домашнего очага, в суровой обстановке училища Борис рано повзрослел, стал немногословен, не по годам серьезен и рассудителен, много и с жадностью читал. Уже в Тамбове проявилась его страсть к технике и, продолжая семейную традицию, он просил мать определить его в Техническое училище морского ведомства, которое тогда выпускало судовых механиков и кораблестроителей и находилось в Кронштадте.
К 1890 году, когда Б. В. Вернандера приняли в училище на казенный счет, оно уже имело богатую, почти что вековую историю. Преподавали здесь люди, горячо любившие свое дело, энтузиасты эпохи пара и электричества. Борис потом не раз с благодарностью вспоминал тогдашнего начальника училища А. И. Пароменского.
В училище молодого воспитанника восхищает все, но особенно летние практические плавания...
«...Уж северной ночи прохладная мгла
На финские воды угрюмо легла.
На рейде все спит, и дремотой объят,
Недвижно стоит броненосный фрегат...»
Это лирическое настроение, внезапно прорвавшееся в эпиграфе к одному из писем, было у Бориса глубоко внутренним. Гораздо больше пишет он о машинах и механизмах, о броненосцах и миноносцах, о порядке службы и командирах училища. С юношеским азартом и убежденностью, невольно раскрывая основное противоречие старой и новой морской школы, пишет он бpату Алексею, гардемарину: «Из писем твоих я вижу, что ты уж очень нападаешь на машину и пары, и намерен защищать их... Я не говорю, что моряк не должен любоваться на красивый вид судна под всеми парусами или что-нибудь подобное, но паруса в настоящее время имеют только воспитательное значение... Что же касается «стука, сотрясения и запаха», то это уже бабьи нервы, недостойное качество моряка». С гордостью сообщает он Алексею о том, что был назначен в период практики механиком на миноносец, т. е. привлечен к самостоятельной работе.
В 1894 году Б. В. Вернандер четвертым по баллам успеваемости окончил Техническое училище по механическому отделению и в звании младшего инженер-механика был определен на крейсер II ранга «Джигит».
Жизнь молодого офицера началась сразу с дальнего похода в Северный Ледовитый океан. В этом «заграничном и внутреннем плавании» из Балтики в северные морские владения России Вернандер находился целый год: с 15 сентября 1894 года по 30 сентября следующего. «Джигит», как и другие «охранные» крейсеры, выполнял задание по защите наших промысловых районов в Баренцевом море от незаконных покушений иностранцев.
По возвращении из Арктики Вернандера назначили в комиссию для испытания судовых механизмов броненосца «Наварин», тоже будущего участника Цусимского сражения. Эта в общем-то незначительная черта биографии свидетельствует о высоком профессиональном уровне 23-летнего механика.
Б. В. Вернандер 5 октября 1896 года впервые поднялся на борт новейшего крейсера «Россия», чтобы не покидать его без малого четыре года. Именно в этот день крейсер вступил в первую кампанию своей долгой и трудной службы. Вместе с «Рюриком» и «Громобоем» «Россия» должна была составить крейсерский отряд эскадры Тихого океана, постоянно находящейся на Дальнем Востоке. Но перед этим, с весны до осени 1897 года, крейсер проходил напряженные сдаточные испытания и был занят на ответственной... дипломатической работе.
Едва закончились испытания, «Россия» вышла в первый заграничный поход в Англию как представитель Российской империи на праздновании шестидесятилетнего юбилея царствования королевы Виктории.
Вечером 27 мая Кронштадт остался за кормой, а 1 июня, после благополучного перехода, крейсер появился у берегов Англии.
Hа просторном Спидхедcком рейде в Портсмуте собрались 165 английских кораблей и 12 кораблей представителей разных стран мира. Среди гостей находился и новый японский броненосец «Фудзи». Но Борис еще не мог знать, что всего через восемь лет орудия этого броненосца будут методично расстреливать его последний в жизни погибающий корабль...
Нет сомнения в том, что Борис Викторович жадно впитывал впечатления этого неординарного похода. Ему представилась редкая возможность изучить самые последние достижения военного судостроения всего мира. Известно, что он еще в 1893 году мечтал о таком походе, провожая брата Алексея на крейсере «Адмирал Нахимов» в Нью-Йорк, где состоялись торжества по случаю четырехсотлетия открытия Америки. Тогда Ольга Петровна Вернандер записала в своем дневнике: „Борис пишет, что Алексей ушел 21-го в 8 ч утра. Все письмо его дышит такой заботливостью о брате, такой бескорыстной чистой радостью за него... У Бориса эта черта глубоко трогательная: он всегда и во всем готов забыть себя, и ни тени зависти, ни тени сожаления о том, что не ему, а другому выпадает счастье путешествовать (ведь они называют это счастьем!)».
Вскоре после Англии еще два дипломатических приема. На борту «России» 30 июля побывали германский император Вильгельм II и русский царь. Б. B. Вернандер, можно сказать, лично присутствовал на «закладке» той политики, которая впоследствии привела к Цусимcкой катастрофе. Утром 14 августа крейсер встретил на Большом Кронштадтском рейде президента Франции Феликса Фора.
Наконец, 15 октября 1897 года «Россия» ушла на Дальний Восток, имея на борту среди своего многочисленного экипажа двоюродного брата царя великого князя Кирилла Владимировича в скромном чине мичмана и младшего механика Б. В. Вернандера.
Путь к Цусиме продолжался: 16 марта 1898 гада Кирилл Владимирович поднял на Золотой Горе Порт-Артура, арендованного у китайцев, Андреевский флаг. Теперь отступать было нельзя. В то время любили вспоминать историческое изречение Николая I: «Там, где раз поднят русский флаг, он уже не может быть спущен». Но при этом совершенно игнорировался тот очевидный факт, что внутренний рейд Порт-Артура, имевший узкий и неудобный выход в открытое море, является хорошей ловушкой для флота. Это и подтвердили события русско-японской войны.
Жизнь в неустроенном Порт-Артуре была для моряков нелегкой и томительной. Механики еще страдали и от жестокого дефицита ремонтных баз на берегу. Мало-мальски сложные работы по машинам и котлам приходилась выполнять либо во Владивостоке, либо во время традиционных заходов в Японию. Правда, стоянки в японских портах сулили еще и отдых с поездками вглубь страны, с прогулками по священным рощам, с походами к горным водопадам... Не забывали и про ***, которое после унылого Порт-Артура превращало Японию в сказочный мир очаровательных «мусмэ» и утонченных приключений. Одно из них пережил и Б. В. Вернандер, но будучи предельно честным и совестливым человеком, он не смог не покаяться в одном из писем домой...
Мирная и скучная дальневосточная жизнь Вернандера и всей русской эскадры была внезапно нарушена в мае 1900 года — в Китае вспыхнула восстание «боксеров», пытавшихся оказать сопротивление активному проникновению европейцев внутрь страны. Россия оказалась в числе семи держав, имевших в Китае свои интересы. На рейд Таку, являвшегося морскими воротами китайской столицы, 24 мая вошел крейсер «Россия», при этом Б. В. Вернандера приказом начальника эскадры временно назначили инженер-механиком на миноносец № 205,состоявший при штабе.
Ночью 3 июня 1900 года канонерские лодки «Бобр», «Гиляк» и «Кореец» вместе с кораблями союзников начали бомбардировку береговых фортов, которые к утру были взяты десантам; но русские канонерки значительно пострадали, особенно «Гиляк», на котором выбыли из строя 9 офицеров и 129 нижних чинов. Находился ли Б. В. Вернандер в огне — неизвестно, но так или иначе к новому, 1901 году ему был пожалован первый и единственный орден Станислава IV класса.
После китайских событий кончилась долгая по тем временам служба Б. В. Вернандера на «России». Морское ведомство решило использовать его инженерный талант более продуктивно и направило в Германию, где заканчивалась постройка крейсеров «Аскольд» (Киль), «Новик» (Данциг) и «Богатырь» (Штеттин). Весной 1901 года Б. В. Вернандер вместе с молодой женой приехал в Штеттин, где был назначен в комиссию по наблюдению за постройкой «Богатыря». Но на деле ему пришлось работать сразу на трех строившихся кораблях. Вот характерный отрывок из его письма: «У меня теперь довольно беспокойный период разъездов... и в будущем им не предвидится конца, т. к. сразу после пробы в Данциге меня требуют в Бремен на приемку динамомашин, затем будет проба «Аскольда» в Киле, где я, вероятно, тоже участвующий... С образовательной точки зрения, со стороны языка, финансов и проч. все это недурно, но со стороны семейной отвратительно…».
Постоянные разъезды по Германии завершились наконец коротким заграничным плаванием на «Богатыре» в должности трюмного механика. В начале ноября 1902 года «Богатырь» возвратился в Штеттин, и Борис Викторович с семьей, которая увеличилась на одного человека - дочь Наташу, выехал в Россию и подал в отставку.
Штеттинский период жизни Б. В. Вернандера был, пожалуй, самым напряженным, но труды строителей и наблюдающей комиссии не пропали даром: «Новик» и «Аскольд» оказались в числе самых быстроходных крейсеров русско-японской войны, а «Богатырь» стал головным кораблем целой серии удачных по тактико-техническим элементам крейсеров русского флота.
В Петербурге Вернандер устроился инженером на Балтийский завод и продолжал строить корабли. Последним из них был броненосец «Князь Суворов». В условиях надвигающейся войны строительство шло усиленными темпами. Борис Викторович, по свидетельству матери, пропадал на заводе с 7 утра до 9 вечера. Доскональное знание машин и механизмов броненосца оказалось для Б. В. Вернандера роковым и окончательно решило его судьбу.
Известно, что война с Японией была непопулярна в русском обществе. Затеянная кучкой авантюристов, непонятная по целям, плохо подготовленная на суше и на море, начатая с поражений, эта война не вызывала прилива патриотизма, и идти на нее заставляли только долг и присяга. Уходящая на Дальний Восток балтийская эскадра остро нуждалась в опытных специалистах; вновь построенные корабли, особенно 1-го броненосного отряда — «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино» и «Орел», — могли быть укомплектованы кадровым составом не более, чем наполовину. В апреле 1904 года пришла очередь Б. В. Вернандера.
«Сегодня призывали в Штаб всех поступивших из запаса, в том числе и Бориса... и всех выспрашивали о степени их готовности и желании идти на Восток. Ответы отмечали в книге, против их имен. Борис сказал, что в случае приказания может идти немедленно, но желания идти не имеет. Начальник Балтийского завода Ратник хлопочет в Штабе, чтобы ему оставили Бориса, пока это возможно... Господи, хоть бы его не услали на Восток!» — это письмо матери еще хранит надежду, и не без оснований -  сначала несколько недель Борис Викторович поаслужил на миноносце № 218, непригодном для похода.
Но 19 июня «...приехал Борис с известием, что его вызывали в Штаб и объявили, что он назначается старшим механиком на «Суворов» — и дальше: «Сегодня я еще более поняла, как Борису тяжело уходить. Господь, сохрани его».
Вот так все они уходили, и так их провожали. Мыслящему большинству на эскадре исход был ясен уже в Петербурге. Лучше всех их мысли и чувства выразил тогда командир 6роненосца Гвардейского экипажа «Император Александр III» капитан 1 ранга Н. М. Бухвостов. «Вы желаете нам победы. Нечего и говорить, как мы ее желаем. Но победы не будет!.. Я боюсь, что мы растеряем половину эскадры на пути; а если этого и не случится, то нас разобьют японцы: у них и флот исправнее, и моряки они настоящие. За одно я ручаюсь: мы все умрем, но не сдадимся».
Командир сдержал слово и погиб вместе с полным составом команды броненосца. Только в одном Н. М. Бухвостов оказался неправ: русская эскадра, составленная из разнотипных кораблей, не имевшая на пути никаких  угольных и ремонтных баз, окруженная всеобщей враждебностью, блестяще обошла полсвета, по грандиозности замысла и его выполнению это предприятие навсегда останется в военно-морской истории. Поход, как, впрочем, и вся Цусимская эпопея, еще ждет своего добросовестного исследователя.
Понятно, что очень важную роль во время похода выполняли судовые механики и машинные команды. Сохранившиеся дневники показывают, ценой каких невероятных усилий далось им устранение многочисленных неполадок в машинах, котлах и механизмах, особенно на новых броненосцах. K чести Балтийского завода и Б. В. Вернандера, «Князь Суворов» в этой связи авторами дневников практически не упоминается, зато бесконечные угольные погрузки были одинаково тяжелы для всех. Последней вестью матери от уже погибшего сына было как раз описание одной из них: «Вчера пришли, вероятно, последние письма Бориса от 16-го и З0-го апреля. Он пишет, что измучен, страдает постоянно зубною болью... Накануне Пасхи на «Суворове» грузили уголь. Работа продолжалась 20 часов без перерыва, и углем завалили всякий свободный уголок, даже в кают-компании уголь лежал вдоль бортов, и оставалось узкое место для стола и стульев в середине. На всем судне некуда было деться от пыли, грязи и тесноты. Так встретили они Праздник».
Последние письма Ольга Петровна получила, вероятно, из Шанхая или Сайгона, куда шла часть транспортов. А утром 14 мая из корейского порта Мозампо вышел на пересечку курса нашей бесконечно уставшей эскадры весь японский флот...
15 мая 1910 года Ольга Петровна приехала в Петербург на пятилетие Цусимской трагедии. В 10 ч утра в часовне у Гавани, воздвигнутой в виде временного па мятника, состоялась общая панихида по погибшим, а в 3 часа дня — закладка большого храма в Новом Адмиралтействе, который потом петербуржцы назвали «Спасом на Водах». Белой неповторимой сказкой вырос он на берегах Невы, где начинали свою жизнь многие корабли-герои той несчастной войны (строительство велось на народные пожертвования и вдовьи вклады).
Ольга Петровна тоже внесла 3 рубля - все, что осталось у нее от той поездки в Петербург. В З0-х годах храм снесли, недавно на его месте установили памятный знак.
Детям Бориса Викторовича, Наташе и Тане, долго не говорили о гибели отца, и они рассудили по-своему: «Папочка никогда не приедет, потому что мы уехали из Петербурга, и он не знает, где мы теперь…».
Вот и все о короткой жизни старшего механика броненосца «Князь Суворов».
В водах Японского моря погибли пять тысяч русских моряков. Разными они были людьми по своим идеалам и устремлениям, но все без исключения выполнили свой профессиональный долг. В этом величие и духовный урок цусимского подвига.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
444 публикации

Да... Замечательный был человек. Но есть и такие герои, о которых не упоминается даже в самом последнем списке...

А сам цикл статей очень нужен, ибо о плавучих железках читать интересно, а о людях - ещё интереснее.

+ будет завтра, когда будет :) Обязательно продолжай !

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
3 027 боёв

да, были люди в наше время

не то, что ....

Молодец, нужная тема+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Просмотр сообщенияWOTWPBSG (26 Июл 2013 - 09:46) писал:

Да... Замечательный был человек. Но есть и такие герои, о которых не упоминается даже в самом последнем списке...
А сам цикл статей очень нужен, ибо о плавучих железках читать интересно, а о людях - ещё интереснее.
+ будет завтра, когда будет :) Обязательно продолжай !
Спасибо! Давно я тебя в своих темах не видел :)

Просмотр сообщенияXAPDPOKEP (26 Июл 2013 - 09:48) писал:

да, были люди в наше время
не то, что ....
Молодец, нужная тема+
Стараюсь :)
У меня много идей, но пока - это только идеи. Надо начать их претворение в жизнь...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Просмотр сообщенияJoker_DK (26 Июл 2013 - 10:07) писал:

Действительно, личность. Сколько же там рубрик у вас уже накопилось?
А зайдите в мой личный кубрик (ссылка под погоном).
Но и это еще не все! (с)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
1 154 публикации
3 944 боя

Молодец продолжай творить дальше.

С меня + :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Отличная тема, как обычно плюс!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19
[BUSHI]
Старший альфа-тестер
441 публикация
13 149 боёв

Вот это был флагман!Экипаж соответственно тоже. "+"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
294 публикации
13 боёв

Интересная информация! Спасибо, +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
531 публикация
519 боёв

Тема интересная как всегда,как думаешь, что поставить? :trollface:

Изменено пользователем _Admiral_1945

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Просмотр сообщения_Admiral_1945 (26 Июл 2013 - 12:15) писал:

Тема интересная как всегда,как думаешь, что поставить? :trollface:
Неужели ты хочешь мне подарить зеленького человечка?
Красных марсиан я не люблю...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 840
Старший бета-тестер
4 634 публикации
2 543 боя

Страшно так служить, зная, что в случае катастрофы нет шансов выжить.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
531 публикация
519 боёв

Просмотр сообщенияZamuchryshkin (26 Июл 2013 - 12:21) писал:

Неужели ты хочешь мне подарить зеленького человечка?
Красных марсиан я не люблю...
Ладно, зеленый человечек уже посмотрел твою тему и отметился) :eyesup:
Изменено пользователем _Admiral_1945

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Просмотр сообщения__Flesh_ (26 Июл 2013 - 12:22) писал:

Страшно так служить, зная, что в случае катастрофы нет шансов выжить.
Невольно Лермонтова вспомнил...

Просмотр сообщения_Admiral_1945 (26 Июл 2013 - 12:26) писал:

Ладно, зеленый человечек уже посмотрел твою тему и отметился) :eyesup:
Уря!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
133 публикации

Сильная тема,сильные люди.В своих темах тоже стараюсь показывать именно людей,а уже потом обстоятельства.Спасибо,плюсую яростно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×