Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
WZander

Черноморская "Надежда"

В этой теме 59 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
56 публикаций
1 248 боёв

Автору +, спасибо за статью и интересный, необычный выбор темы. Про сам корабль сказать особенно нечего, Болгары могли его и линкором назвать, но канонерка есть канонерка.  

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
66 публикаций

Кредит взяли у Франции, строили французы, командовал француз :eyesup:

Да тут ни чего страшного. Очень много примеров когда корабли флота одного государства сходили со стапелей в другом! Масса примеров! Япония заказывала у англии, сколько наших кораблей построено в Польше? Да тут огромное количество примеров можно привести! Ни кто же не скажет, что красавица Одесса французкий город правда? А строил ее француз, Ришелье!

Вы удивитесь но не только в Польше, а в той же Италии к примеру лидер "Ташкент" построили

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
57 публикаций

Крейсер хороший, но по-моему, "Новик" лучше будет. Я про вооружение. Ведь на него устанавливались 120 мм орудия, а на этот 100мм. Может автор накосячил? Поспорьте со мной, что "Новик" не лучше, интересно ваши мнения почитать! :angry:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
37
[USS_R]
Старший бета-тестер
183 публикации
4 381 бой

Писать о больших кораблях великих флотов просто (ибо источников хоть завались), но неинтересно. Поэтому, оставим желающих открыть сто первую тему о «Бисмарке», и поговорим о флотах помельче и кораблях поскромнее. Например, о крейсере болгарского флота. Да, это не шутка, такой корабль действительно был.

Изображение

История создания

После получения независимости, болгары длительное время не заморачивались флотом. Нет, что-то такое водоплавающее у них числилось, но, по мнению болгарских-же историков, фактически не было ни флота, ни моряков. Однако, по мере того, как молодое государство укрепляюсь, росли и его амбиции. Болгария начинает претендовать на ведущую роль в балканских делах, и без флота тут было не обойтись.

В 1897 году для руководства флотом был приглашен французский офицер Поль Моро. Тот понимал, что первый и важнейший вопрос, от которого зависел успех всего дела – это подготовка кадров. Поэтому, он незамедлительно организовывает стажировку болгарских офицеров во французском флоте. Следующим шагом в этом направлении стала постройка учебного корабля, который должен был стать кузницей кадров для молодого флота.

Для его постройки был получен кредит от Франции, а заказ передан фирме «Societе anonymе des Chanters & Ateliers de la Gironde» в Бордо. Французские кораблестроители не стали мудрствовать лукаво, а просто использовали готовый проект торпедного авизо (фактически – колониальной канонерки) «Касабланка». Как и положено подобному кораблю, он обладал умеренной скоростью и мореходностью, очень скоромным вооружением и полным отсутствием бронезащиты.

Spoiler

Изображение

Конструктивные особенности

Это был небольшой корабль (водоизмещением чуть более 700 тонн) с хорошо развитым полубаком и полуютом, двумя вертикальными паровыми машинами, работающими на два вала. На испытаниях он развил скорость в 19 узлов (при проектных 17-и), но в рядовой эксплуатации она ограничивалась 16 узлами.

Вооружение составляли два 100-мм орудия Канэ (в бортовых спонсонах), два 65-мм Гочкиса (по одному на баке и юте) и два 47-мм Гочкиса на верхнем мостике.

Spoiler

Изображение

Тренировка прислуги 100-мм орудия

Торпедное вооружение состояло из двух 381-мм надводных однотрубных торпедных аппаратов, установленных на верхней палубе. К ним полагался боезапас в пять торпед (включая две в самих ТА).

 

Изображение

Тренировка торпедистов

Также, имелся достаточно большой, как для корабля такого размера, набор вспомогательных плавсредств, который включал в себя паровой катер, двенадцативесельный баркас, два вельбота и одна двухвесельная шлюпка.
Мирные воды, мирные годы

Spoiler

Изображение

Спуск корабля на воду

Корабль был заложен в 1897 году, 21 сентября 1898 года спущен на воду. По окончанию приёмочных испытаний, его зачислили в состав болгарского флота как учебный крейсер «Надежда». 22 октября, приняв болгарскую команду, ранее доставленную в Бордо, он вышел в море. Командовать кораблём был назначен французский капитан второго ранга Поль Пишон, которому помогали трое французских офицеров.

На переходе через Бискайский залив «Надежда» попала в жестокий шторм и неопытный экипаж, как дипломатично говорится в болгарских источниках «струхнул». Но командир быстро сумел овладеть ситуацией и крейсер благополучно дошел до Лиссабона. Этот переход стал первым в истории болгарского флота визитом в иностранный порт.

Затем последовал переход в Алжир, а оттуда сперва в греческие Патры, а затем в Константинополь. При переходе через Ионическое море, он попал в ещё более жестокий шторм, но команда, уже получившая к этому времени неплохую морскую закалку, успешно с ним справилась.

По прибытии в турецкие воды, возникли проблемы. Хотя корабль не был вооружен, турки категорически отказывались пропустить его в Чёрное море. Возник нешуточный дипломатический кризис, который едва не привёл к войне. В конце концов, командир получил приказ из Софии прорываться через проливы силой, а болгарский посол заявил султану, что пусть лучше пароход погибнет от турецких пушек, чем повернёт обратно. Турки (на которых оказывали давление французы) не решились довести дело до стрельбы по безоружному кораблю и дали разрешение на его пропуск в Чёрное море. Эта бескровная победа подняла престиж как болгарского флота, так и самого корабля.

18 ноября 1898 года крейсер «Надежда» бросил якорь у дворца болгарского правителя князя Фердинанда в Евксинограде.

Тут приключился забавный инцидент.  Фердинанд, поспешивший осмотреть новый корабль, выразил негодование, не обнаружив на нём апартаментов, предназначенных для него самого и княжеского семейства. Военному министру пришлось оправдываться: «Ваше Королевское Высочество, мы построили учебный корабль для подготовки моряков, а не яхту». Впрочем, он тут же поспешил перевести стрелки на Поля Моро, указав, что именно тот утвердил данный проект.

В итоге, князю пришлось смириться (хотя в дальнейшем, крейсер неоднократно использовался именно в качестве представительской яхты). Впрочем, досаду Фердинанда можно понять и простить, ведь ему предстояло ещё объяснение с супругой, которая уже поспешила заказать себе адмиральский наряд.

 

Изображение

Первые капитаны «Надежды». В центре Поль Пишон, справа от него Станчо Димитриев

После прибытия в Болгарию, на крейсере было смонтировано вооружение, отдельно доставленное из Франции и в мае 1899 года, под командованием уже болгарского капитана Станчо Димитриева, он совершил свой первый вояж по Чёрному морю, посетив Одессу и Севастополь. Этот визит оказался не только приятным, но и полезным, т.к. в Севастополе корабль бесплатно, виде любезности с российской стороны, прошел докование. В целом, корабль встречали очень тепло и радушно и, начиная с этого времени, он ежегодно посещал российские порты, а поскольку Болгария не располагала собственной судоремонтной базой, в них же и ремонтировался.

В 1902 году он прошел частичное перевооружение. Вместо устаревших 381-мм торпедных аппаратов на нём были смонтированы более новые, австрийские 450-мм ТА.

 

Изображение

Зима 1903-1904 гг. была настолько суровой, что «Надежда» вмёрзла в лёд прямо посреди гавани Варны.

Год спустя, Болгарию, на броненосце «Ростислав» посетил великий князь Александр Михайлович. Поскольку «Надежда» в своё время участвовала в торжествах посвящённых приёму  в состава Российского флота самого «Ростислава», это можно было считать своеобразным  ответным визитом.

Помимо обязательных в таких случаях банкетов и прочих торжественных мероприятий, не обошлось и без соревнований (в частности, гребных гонок), на которых болгарские моряки удивили российских гостей хорошей морской выучкой.

 

Изображение

Почтовая карточка того времени. На переднем плане броненосец «Ростислав», на заднем – крейсер «Надежда», на берегу виднеется княжеский дворец Евксиноград. Слева портрет князя Фердинанда и штандарт, который поднимался на «Надежде», когда она исполняла роль княжеской яхты.

Всего в 1899-1906 гг. корабль совершил 16 учебных походов по Чёрному морю, а в 1906 году к ним добавился поход в Азовское море.

В 1911 году, после установки на крейсере радиостанции «Telefunken» он стал первым радиофицированным кораблём болгарских ВМС.

Из войны в войну

К началу Первой Балканской войны корабль окончательно устарел. Поскольку любая встреча с турецким флотом могла окончиться фатально, он не выходил в море, а был включён в состав береговой обороны Варны в качестве плавучей батареи.

Впрочем, даже стоя на якоре, он нёс активную службу. Вместе со стационарными береговыми радиостанциями крейсер осуществлял радиоразведку, а вдобавок, вёл самую настоящую РЭБ. Болгарская армия осадила турецкую крепость Андрианополь (Эдирне). Единственным способом общения с осаждёнными у турок была радиосвязь, и «Надежда», своей мощной радиостанцией забивала эфир, нарушая радиосвязь между Андрианополем и Константинополем.

После начала Второй Балканской войны, ввиду захвата черноморского побережья страны румынскими войсками, «Надежда» перешла сперва в Бургас, а затем – в Севастополь. Там она отстаивалась до конца войны.

Ещё до начала войны, в августе 1912 года корабль сел на мель возле Бургаса. Ему требовался ремонт, но война помешала его осуществлению. После окончания Балканских войн Болгария меняет ориентацию на прогерманскую, в результате чего, о ремонте в российских портах приходится забыть. Поэтому, почти всю Мировую войну (Болгария вступила в неё в 1915 году на стороне Центральных держав) частично разоруженная «Надежда» (100-мм орудия с неё сняли для устройства береговой батареи) простояла в Варне.

Возможность оживить корабль появилась в 1918 году, после подписания Брестского мира и занятия немцами Севастополя.

16 сентября 1918 года «Надежда» отправилась в Севастополь, а уже в ноябре Германия капитулировала и начала вывод войск с оккупированных территорий. Ремонт закончился, не успев даже толком начаться.

Вскоре германские войска в Крыму сменили советские, а тем на смену пришли войска Антанты.

Болгарский «Потёмкин»

15 декабря 1918 года на корабле вспыхнул мятеж. Во времена коммунистической Болгарии это событие однозначно трактовалось как восстание  революционно настроенных матросов в поддержку Советской власти. О нём писали книги, снимали фильмы, а в 1968 году, по случаю 50-летия, его участники были награждены советскими орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

Современные исследователи не усматривают в нём политических мотивов, сводя всё к личному конфликту между офицерами, который наложился на развал дисциплины и деморализацию команды, стремившейся к возвращению на родину.

Согласно материалам следствия, дело обстояло следующим образом. Портупей-юнкер Спас Спасов принялся агитировать команду за немедленное возвращение в Болгарию. Командир корабля, капитан-лейтенант Борис Стателов, подобное требование категорически отверг, сославшись на физическую невозможность совершения перехода из-за неисправности машины. Требования относительно улучшения бытовых условий и скорейшей отправки в Болгарию всех желающих, он счёл вполне осуществимыми и отправился на встречу с представителем союзного командования, дабы договориться об их выполнении.

Spoiler

Изображение

Капитан І ранг Борис Константинов Стателов

Во время отсутствия капитана, на корабле вспыхнула ссора между Спасовым и мичманом I-го ранга Бакрджиевым, у которых и раньше были весьма натянутые отношения. Закончилась она совершенно в ковбойском духе – опасаясь, что мичман его застрелит, юнкер выхватил свой револьвер и первым выстрелил в оппонента. Затем, угрожая оружием членам экипажа, он приказал выбросить тело мичмана за борт.

Впрочем, продолжался мятеж недолго – на звуки стрельбы явился английский патруль, арестовал Спасова, а затем взял под стражу всю команду.

В это самое время, ещё не зная о мятеже, капитан успешно договорился о возвращении команды на родину. Для её перевозки английский командующий выделил эсминец, который, на следующий день доставил болгарских моряков в Варну.

Большинство из участников восстания были осуждены, но тут-же амнистированы. Спас Спасов был заочно приговорён к смертной казни (ещё до объявления приговора он сбежал из тюрьмы), год спустя, всё также заочно смертная казнь была заменена пожизненным заключением, а ещё через девятнадцать лет он был помилован.

Сам Спасов сбежав из тюрьмы, уехал за границу, осел в Алжире, там женился, разбогател и стал содержателем гостиницы.

После отправки команды на родину, корабль оттащили в Южную бухту Севастополя. Не имеющий хода, лишенный навигационных средств, он, по сути, был пустой, заброшенной коробкой.

После эвакуации Врангеля и захвата Севастополя Красной Армией, его судьба повисла в воздухе, т.к. Болгария отказывалась признавать Советскую власть.

Но и после установления дипотношений с СССР возникло новое затруднение – по Нёйискому мирному договору численность болгарского флота была резко ограничена. Тщеславие, из-за которого небольшую канонерку обозвали крейсером, сыграло с болгарами злую шутку. Союзники теперь и слышать не хотели о том, чтобы болгарский флот усилился целым крейсером. Лишь к началу 30-х годов удалось достичь соглашения о том, что «Надежда» не является боевым кораблём и не подпадает под ограничения.

В 1935 году Болгария начала переговоры с СССР о возвращении «Надежды», которая всё также продолжала гнить в Севастополе. Понятно, что он был малопригоден даже для использования в качестве учебного корабля и речь шла о его превращении в корабль-музей. Увы, состояние корабля, простоявшего без ремонта почти четверть века было настолько плачевным, что и от этой идеи пришлось отказаться. Крейсер был окончательно списан и тут же, в Севастополе, разделан на металл.

ТТХ

Spoiler

Изображение

Водоизмещение – 717 тонн

Размеры – 67х9,4х3,1 м

Мощность машин -  3100 л.с.

Запас топлива – 102 тонны

Запас хода – 1700 миль на крейсерской скорости в 10,5 узла

Скорость – 17 узлов

Экипаж – 97 чел.

Вооружение: 2х100-мм, 2 х65-мм, 2х47-мм, 2х381-мм ТА

В 1902г.  торпедное вооружение заменено на 2х450-мм ТА.

Список источников:

Илия Тодоров, Българските кораби.

Атанас Панайотов. Митове и полуистини за бунта на крайцера «Надежда». // Морски вестник, №12, 2008.

К.Гербов. Крайцерът „Надежда”- учебен кораб, княжеска яхта, школа за комунисти?

Вичо Станев. Оръжейните афери на Пол Пишон.

Интернет-источники:

http://vimpel.boinas...dule=bg_nadejda

http://pan.bg/bgworldspotters

http://www.lostbulgaria.com/?cat=246

http://www.bonpate.r...ead.php?t=12143

Я новичок в написании тем, уважаемый автор подскажите как создавать спойлер. Спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Я новичок в написании тем, уважаемый автор подскажите как создавать спойлер. Спасибо.

Вам нужно научиться читать форум и в первую очередь - темы для новичков.

На ваш вопрос есть очень неплохая тема. Изучайте!

Функции редактора сообщений

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
35 публикаций

Я новичок ... подскажите как создавать спойлер...

 

.... и не совсем понятно, зачем цитировать ВЕСЬ пост, тем более автора )))

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
73 публикации

спасибо,интересная статья

Поддерживаю.Редко можно увидеть действительно годные статьи.

Изменено пользователем tesler2014

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
78
Альфа-тестер
237 публикаций

Так как увлекаюсь историей, для меня было открытие, что в Болгарии, как оказалось, был свой "Потёмкин"! Автору спасибо за проделанную работу.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
23 публикации

Спасибт авторам таких тем!!! Я в кораблях не очень хорошо разбираюсь, а благодоря вам узнаю много новой и интресной информации))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
17 публикаций
462 боя

Не ну если посмотреть объективно, то наверно в этой теме чуть-чуть не хватает картинок, но вообще то неплохо. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×