53 WZander Альфа-тестер 370 публикаций 445 боёв Жалоба #1 Опубликовано: 3 авг 2013, 06:31:18 (изменено) Писать о больших кораблях великих флотов просто (ибо источников хоть завались), но неинтересно. Поэтому, оставим желающих открыть сто первую тему о «Бисмарке», и поговорим о флотах помельче и кораблях поскромнее. Например, о крейсере болгарского флота. Да, это не шутка, такой корабль действительно был. История создания Показать содержимое После получения независимости, болгары длительное время не заморачивались флотом. Нет, что-то такое водоплавающее у них числилось, но, по мнению болгарских-же историков, фактически не было ни флота, ни моряков. Однако, по мере того, как молодое государство укрепляюсь, росли и его амбиции. Болгария начинает претендовать на ведущую роль в балканских делах, и без флота тут было не обойтись. В 1897 году для руководства флотом был приглашен французский офицер Поль Моро. Тот понимал, что первый и важнейший вопрос, от которого зависел успех всего дела – это подготовка кадров. Поэтому, он незамедлительно организовывает стажировку болгарских офицеров во французском флоте. Следующим шагом в этом направлении стала постройка учебного корабля, который должен был стать кузницей кадров для молодого флота. Для его постройки был получен кредит от Франции, а заказ передан фирме «Societе anonymе des Chanters & Ateliers de la Gironde» в Бордо. Французские кораблестроители не стали мудрствовать лукаво, а просто использовали готовый проект торпедного авизо (фактически – колониальной канонерки) «Касабланка». Как и положено подобному кораблю, он обладал умеренной скоростью и мореходностью, очень скоромным вооружением и полным отсутствием бронезащиты. Spoiler Конструктивные особенности Показать содержимое Это был небольшой корабль (водоизмещением чуть более 700 тонн) с хорошо развитым полубаком и полуютом, двумя вертикальными паровыми машинами, работающими на два вала. На испытаниях он развил скорость в 19 узлов (при проектных 17-и), но в рядовой эксплуатации она ограничивалась 16 узлами. Вооружение составляли два 100-мм орудия Канэ (в бортовых спонсонах), два 65-мм Гочкиса (по одному на баке и юте) и два 47-мм Гочкиса на верхнем мостике. Spoiler Тренировка прислуги 100-мм орудия Торпедное вооружение состояло из двух 381-мм надводных однотрубных торпедных аппаратов, установленных на верхней палубе. К ним полагался боезапас в пять торпед (включая две в самих ТА). Показать содержимое Тренировка торпедистов Также, имелся достаточно большой, как для корабля такого размера, набор вспомогательных плавсредств, который включал в себя паровой катер, двенадцативесельный баркас, два вельбота и одна двухвесельная шлюпка. Мирные воды, мирные годы Показать содержимое Spoiler Спуск корабля на воду Корабль был заложен в 1897 году, 21 сентября 1898 года спущен на воду. По окончанию приёмочных испытаний, его зачислили в состав болгарского флота как учебный крейсер «Надежда». 22 октября, приняв болгарскую команду, ранее доставленную в Бордо, он вышел в море. Командовать кораблём был назначен французский капитан второго ранга Поль Пишон, которому помогали трое французских офицеров.На переходе через Бискайский залив «Надежда» попала в жестокий шторм и неопытный экипаж, как дипломатично говорится в болгарских источниках «струхнул». Но командир быстро сумел овладеть ситуацией и крейсер благополучно дошел до Лиссабона. Этот переход стал первым в истории болгарского флота визитом в иностранный порт. Затем последовал переход в Алжир, а оттуда сперва в греческие Патры, а затем в Константинополь. При переходе через Ионическое море, он попал в ещё более жестокий шторм, но команда, уже получившая к этому времени неплохую морскую закалку, успешно с ним справилась. По прибытии в турецкие воды, возникли проблемы. Хотя корабль не был вооружен, турки категорически отказывались пропустить его в Чёрное море. Возник нешуточный дипломатический кризис, который едва не привёл к войне. В конце концов, командир получил приказ из Софии прорываться через проливы силой, а болгарский посол заявил султану, что пусть лучше пароход погибнет от турецких пушек, чем повернёт обратно. Турки (на которых оказывали давление французы) не решились довести дело до стрельбы по безоружному кораблю и дали разрешение на его пропуск в Чёрное море. Эта бескровная победа подняла престиж как болгарского флота, так и самого корабля. 18 ноября 1898 года крейсер «Надежда» бросил якорь у дворца болгарского правителя князя Фердинанда в Евксинограде. Тут приключился забавный инцидент. Фердинанд, поспешивший осмотреть новый корабль, выразил негодование, не обнаружив на нём апартаментов, предназначенных для него самого и княжеского семейства. Военному министру пришлось оправдываться: «Ваше Королевское Высочество, мы построили учебный корабль для подготовки моряков, а не яхту». Впрочем, он тут же поспешил перевести стрелки на Поля Моро, указав, что именно тот утвердил данный проект. В итоге, князю пришлось смириться (хотя в дальнейшем, крейсер неоднократно использовался именно в качестве представительской яхты). Впрочем, досаду Фердинанда можно понять и простить, ведь ему предстояло ещё объяснение с супругой, которая уже поспешила заказать себе адмиральский наряд. Показать содержимое Первые капитаны «Надежды». В центре Поль Пишон, справа от него Станчо Димитриев После прибытия в Болгарию, на крейсере было смонтировано вооружение, отдельно доставленное из Франции и в мае 1899 года, под командованием уже болгарского капитана Станчо Димитриева, он совершил свой первый вояж по Чёрному морю, посетив Одессу и Севастополь. Этот визит оказался не только приятным, но и полезным, т.к. в Севастополе корабль бесплатно, виде любезности с российской стороны, прошел докование. В целом, корабль встречали очень тепло и радушно и, начиная с этого времени, он ежегодно посещал российские порты, а поскольку Болгария не располагала собственной судоремонтной базой, в них же и ремонтировался.В 1902 году он прошел частичное перевооружение. Вместо устаревших 381-мм торпедных аппаратов на нём были смонтированы более новые, австрийские 450-мм ТА. Показать содержимое Зима 1903-1904 гг. была настолько суровой, что «Надежда» вмёрзла в лёд прямо посреди гавани Варны. Год спустя, Болгарию, на броненосце «Ростислав» посетил великий князь Александр Михайлович. Поскольку «Надежда» в своё время участвовала в торжествах посвящённых приёму в состава Российского флота самого «Ростислава», это можно было считать своеобразным ответным визитом.Помимо обязательных в таких случаях банкетов и прочих торжественных мероприятий, не обошлось и без соревнований (в частности, гребных гонок), на которых болгарские моряки удивили российских гостей хорошей морской выучкой. Показать содержимое Почтовая карточка того времени. На переднем плане броненосец «Ростислав», на заднем – крейсер «Надежда», на берегу виднеется княжеский дворец Евксиноград. Слева портрет князя Фердинанда и штандарт, который поднимался на «Надежде», когда она исполняла роль княжеской яхты. Всего в 1899-1906 гг. корабль совершил 16 учебных походов по Чёрному морю, а в 1906 году к ним добавился поход в Азовское море.В 1911 году, после установки на крейсере радиостанции «Telefunken» он стал первым радиофицированным кораблём болгарских ВМС. Из войны в войну Показать содержимое К началу Первой Балканской войны корабль окончательно устарел. Поскольку любая встреча с турецким флотом могла окончиться фатально, он не выходил в море, а был включён в состав береговой обороны Варны в качестве плавучей батареи. Впрочем, даже стоя на якоре, он нёс активную службу. Вместе со стационарными береговыми радиостанциями крейсер осуществлял радиоразведку, а вдобавок, вёл самую настоящую РЭБ. Болгарская армия осадила турецкую крепость Андрианополь (Эдирне). Единственным способом общения с осаждёнными у турок была радиосвязь, и «Надежда», своей мощной радиостанцией забивала эфир, нарушая радиосвязь между Андрианополем и Константинополем. После начала Второй Балканской войны, ввиду захвата черноморского побережья страны румынскими войсками, «Надежда» перешла сперва в Бургас, а затем – в Севастополь. Там она отстаивалась до конца войны. Ещё до начала войны, в августе 1912 года корабль сел на мель возле Бургаса. Ему требовался ремонт, но война помешала его осуществлению. После окончания Балканских войн Болгария меняет ориентацию на прогерманскую, в результате чего, о ремонте в российских портах приходится забыть. Поэтому, почти всю Мировую войну (Болгария вступила в неё в 1915 году на стороне Центральных держав) частично разоруженная «Надежда» (100-мм орудия с неё сняли для устройства береговой батареи) простояла в Варне. Возможность оживить корабль появилась в 1918 году, после подписания Брестского мира и занятия немцами Севастополя. 16 сентября 1918 года «Надежда» отправилась в Севастополь, а уже в ноябре Германия капитулировала и начала вывод войск с оккупированных территорий. Ремонт закончился, не успев даже толком начаться. Вскоре германские войска в Крыму сменили советские, а тем на смену пришли войска Антанты. Болгарский «Потёмкин» Показать содержимое 15 декабря 1918 года на корабле вспыхнул мятеж. Во времена коммунистической Болгарии это событие однозначно трактовалось как восстание революционно настроенных матросов в поддержку Советской власти. О нём писали книги, снимали фильмы, а в 1968 году, по случаю 50-летия, его участники были награждены советскими орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Современные исследователи не усматривают в нём политических мотивов, сводя всё к личному конфликту между офицерами, который наложился на развал дисциплины и деморализацию команды, стремившейся к возвращению на родину. Согласно материалам следствия, дело обстояло следующим образом. Портупей-юнкер Спас Спасов принялся агитировать команду за немедленное возвращение в Болгарию. Командир корабля, капитан-лейтенант Борис Стателов, подобное требование категорически отверг, сославшись на физическую невозможность совершения перехода из-за неисправности машины. Требования относительно улучшения бытовых условий и скорейшей отправки в Болгарию всех желающих, он счёл вполне осуществимыми и отправился на встречу с представителем союзного командования, дабы договориться об их выполнении. Spoiler Капитан І ранг Борис Константинов Стателов Во время отсутствия капитана, на корабле вспыхнула ссора между Спасовым и мичманом I-го ранга Бакрджиевым, у которых и раньше были весьма натянутые отношения. Закончилась она совершенно в ковбойском духе – опасаясь, что мичман его застрелит, юнкер выхватил свой револьвер и первым выстрелил в оппонента. Затем, угрожая оружием членам экипажа, он приказал выбросить тело мичмана за борт.Впрочем, продолжался мятеж недолго – на звуки стрельбы явился английский патруль, арестовал Спасова, а затем взял под стражу всю команду. В это самое время, ещё не зная о мятеже, капитан успешно договорился о возвращении команды на родину. Для её перевозки английский командующий выделил эсминец, который, на следующий день доставил болгарских моряков в Варну. Большинство из участников восстания были осуждены, но тут-же амнистированы. Спас Спасов был заочно приговорён к смертной казни (ещё до объявления приговора он сбежал из тюрьмы), год спустя, всё также заочно смертная казнь была заменена пожизненным заключением, а ещё через девятнадцать лет он был помилован. Сам Спасов сбежав из тюрьмы, уехал за границу, осел в Алжире, там женился, разбогател и стал содержателем гостиницы. После отправки команды на родину, корабль оттащили в Южную бухту Севастополя. Не имеющий хода, лишенный навигационных средств, он, по сути, был пустой, заброшенной коробкой. После эвакуации Врангеля и захвата Севастополя Красной Армией, его судьба повисла в воздухе, т.к. Болгария отказывалась признавать Советскую власть. Но и после установления дипотношений с СССР возникло новое затруднение – по Нёйискому мирному договору численность болгарского флота была резко ограничена. Тщеславие, из-за которого небольшую канонерку обозвали крейсером, сыграло с болгарами злую шутку. Союзники теперь и слышать не хотели о том, чтобы болгарский флот усилился целым крейсером. Лишь к началу 30-х годов удалось достичь соглашения о том, что «Надежда» не является боевым кораблём и не подпадает под ограничения. В 1935 году Болгария начала переговоры с СССР о возвращении «Надежды», которая всё также продолжала гнить в Севастополе. Понятно, что он был малопригоден даже для использования в качестве учебного корабля и речь шла о его превращении в корабль-музей. Увы, состояние корабля, простоявшего без ремонта почти четверть века было настолько плачевным, что и от этой идеи пришлось отказаться. Крейсер был окончательно списан и тут же, в Севастополе, разделан на металл. ТТХ Показать содержимое Spoiler Водоизмещение – 717 тоннРазмеры – 67х9,4х3,1 м Мощность машин - 3100 л.с. Запас топлива – 102 тонны Запас хода – 1700 миль на крейсерской скорости в 10,5 узла Скорость – 17 узлов Экипаж – 97 чел. Вооружение: 2х100-мм, 2 х65-мм, 2х47-мм, 2х381-мм ТА В 1902г. торпедное вооружение заменено на 2х450-мм ТА. Список источников: Показать содержимое Илия Тодоров, Българските кораби. Атанас Панайотов. Митове и полуистини за бунта на крайцера «Надежда». // Морски вестник, №12, 2008. К.Гербов. Крайцерът „Надежда”- учебен кораб, княжеска яхта, школа за комунисти? Вичо Станев. Оръжейните афери на Пол Пишон. Интернет-источники: http://vimpel.boinas...dule=bg_nadejda http://pan.bg/bgworldspotters http://www.lostbulgaria.com/?cat=246 http://www.bonpate.r...ead.php?t=12143 Изменено 13 авг 2013, 14:27:44 пользователем WZander 8 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 Keks181 Участник 423 публикации 59 боёв Жалоба #2 Опубликовано: 3 авг 2013, 06:38:30 Хорошая статья! :medal:+ Показать содержимое 16 сентября 1918 года «Надежда» отправилась в Севастополь, а уже в ноябре Нермания капитулировала и начала вывод войск с оккупированных территорий. Ремонт закончился, не успев даже толком начаться. Вскоре германские войска в Крыму сменили советские, а тем на смену пришли войска Антанты. Исправьте,пожалуйста. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 Foing2386 Бета-тестер 7 публикаций 30 боёв Жалоба #3 Опубликовано: 3 авг 2013, 06:43:44 Молодец, познавательно за всю историческую технику. Я заинтересую эти материалы :great: Автор респект + :medal: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
7 Captain97 Бета-тестер 294 публикации 13 боёв Жалоба #4 Опубликовано: 3 авг 2013, 06:51:57 Очень информативно и познавательно, плюс :great: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 RenamedUser_19044683 Участник 43 публикации Жалоба #5 Опубликовано: 3 авг 2013, 06:55:56 (изменено) Да молодец я вообще знаю всю историю знаю а вот про флот маловато правдо но 18 век флота знаю а ещё что исторически пишут вот в темах это вообще хорошо што все узнают там что был такой корабль а так молодец :eyesup::great: + Изменено 3 авг 2013, 06:57:13 пользователем Lain98 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
11 [VTR] Pa3gibatop_nagibatopov Старший альфа-тестер 740 публикаций Жалоба #6 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:06:30 (изменено) Хорошая статья! Всегда интересно, читать про малоизвестные эпизоды! Про всех знаменитых уже столько понаписано, что особого интереса не вызывают, а вот про малоизвестные мало, потому и интересней узнать о них! Потому баалшой плюс+ Изменено 3 авг 2013, 07:07:02 пользователем alex03071971 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
968 Sergius_Grey Участник 1 795 публикаций 468 боёв Жалоба #7 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:10:19 Хм, даже и не знал, что у болгаров в то время были крейсера собственной постройки :amazed: Спасибо ТСу открывшего мне на это глаза. Лови + Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
53 WZander Альфа-тестер 370 публикаций 445 боёв Жалоба #8 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:18:05 Ну, всё-таки не собственной, а французской, и крейсером его называли скорее для форсу, мол, у нас флот как у взрослых, но, тем не менее, кораблик действительно был любопытный. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
39 UnCursed Старший альфа-тестер 298 публикаций 4 495 боёв Жалоба #9 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:21:41 М-да, корабль слабенький. Разве что торпедами может пугать. А из брони у него даже бронепалубы не было? На японских кораблях 1920-хх годов, кстати, 47-мм пушки играли роль салютных. Также производит впечатление, что в Болгарии даже для 700-тонного корабля дока не нашлось. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 RenamedUser_19309505 Бета-тестер 531 публикация 519 боёв Жалоба #10 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:32:08 Хорошо получилось,Молодец. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
11 [VTR] Pa3gibatop_nagibatopov Старший альфа-тестер 740 публикаций Жалоба #11 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:32:54 UnCursed (03 Авг 2013 - 10:21) писал: М-да, корабль слабенький. Разве что торпедами может пугать. А из брони у него даже бронепалубы не было? На японских кораблях 1920-хх годов, кстати, 47-мм пушки играли роль салютных. Также производит впечатление, что в Болгарии даже для 700-тонного корабля дока не нашлось. Ну Болгарские корабли сравнивать с Японскими конечно не стоит. Не та весовая категория так скажем. Да и у болгарии такой уж большой нужды в мощном флоте не было, да и не вытянула Болгария чисто экономически. Другое дело, Япония. Без мощного флота, островному государству было бы очень тяжело, тем более с такими амбициями! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 VirusPro Бета-тестер 121 публикация 379 боёв Жалоба #12 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:34:29 Кредит взяли у Франции, строили французы, командовал француз :eyesup: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
11 [VTR] Pa3gibatop_nagibatopov Старший альфа-тестер 740 публикаций Жалоба #13 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:38:21 (изменено) wegasPRO (03 Авг 2013 - 10:34) писал: Кредит взяли у Франции, строили французы, командовал француз :eyesup: Да тут ни чего страшного. Очень много примеров когда корабли флота одного государства сходили со стапелей в другом! Масса примеров! Япония заказывала у англии, сколько наших кораблей построено в Польше? Да тут огромное количество примеров можно привести! Ни кто же не скажет, что красавица Одесса французкий город правда? А строил ее француз, Ришелье! Изменено 3 авг 2013, 07:38:47 пользователем alex03071971 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
53 WZander Альфа-тестер 370 публикаций 445 боёв Жалоба #14 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:41:02 (изменено) Да, как боевой корабль он никакой и не случайно, что за три войны, ни одно его орудие не сделало ни одного боевого выстрела. Чисто учебный корабль и не более того. Но сам подход абсолютно верный - создание флота нужно начинать с подготовки личного состава. Влезть по уши в долги, накупив крутых корабликов, которые необученные морячки мигом загубят неграмотной эксплуатацией - проще. Турки по этому пути пошли и как итог - имея внушительный (как на бумаге) флот, по факту они не могли справиться даже с греками, не говоря уже о более серьёзных противниках. Так что в вопросе строительства флота явно чувствуется солидный системный подход (нет, не зря свои деньги французы получали). Другое дело, что Болгария не Франция, и средств, которые она могла потратить на дальнейшую постройку кораблей было сильно поменьше. Изменено 3 авг 2013, 07:44:00 пользователем WZander Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
11 [VTR] Pa3gibatop_nagibatopov Старший альфа-тестер 740 публикаций Жалоба #15 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:45:32 WZander (03 Авг 2013 - 10:41) писал: Да, как боевой корабль он никакой и не случайно, что за три войны, ни одно его орудие не сделало ни одного боевого выстрела. Чисто учебный корабль и не более того.Но сам подход абсолютно верный - создание флота нужно начинать с подготовки личного состава. Влезть по уши в долги, накупив крутых корабликов, которые необученные морячки мигом загубят неграмотной эксплуатацией - проще. Турки по этому пути пошли и как итог - имея внушительный (как на бумаге) флот, по факту они не могли справиться даже с греками, не говоря уже о более серьёзных противниках. Все верно, самое главное это выучка экипажей! Но и так же и содержание флота не мало важно! Смогла бы Болгария содержать его? Или стоянки, ремонт и обслуживание производить в других странах? Это ведь тоже не мало важный фактор! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
39 UnCursed Старший альфа-тестер 298 публикаций 4 495 боёв Жалоба #16 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:48:23 Не, ладно Япония (в 1880-х годах строившая свои "Мацусимы" у тех же французов). Китайцы тоже в 1880-х годах закупались за границей (в Англии и Германии). В начале закупили два "Чаоюна", которые как раз использовались как учебные (но они и в бою поучаствовали). Построили две военные базы в Вэйхайвэе и Люйшуне. Доки на 3500-тонные броненосцы там были. Вообще, даже небольшие успехи отсталой технически и финансово страны внушают уважение. А ведь таких стран в мире большинство. До сих пор. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
53 WZander Альфа-тестер 370 публикаций 445 боёв Жалоба #17 Опубликовано: 3 авг 2013, 08:06:46 (изменено) alex03071971 (03 Авг 2013 - 10:45) писал: Все верно, самое главное это выучка экипажей! Но и так же и содержание флота не мало важно! Смогла бы Болгария содержать его? Или стоянки, ремонт и обслуживание производить в других странах? Это ведь тоже не мало важный фактор! Амбиции у болгар были очень серьёзные. Напомню, что спорные территории, на которые они претендовали, но которые так им и не достались, это не только нынешняя европейская часть Турции, но и Македония и вся Фракия (включая Салоники), а в 1913-18 гг. Болгария была не только черноморским, но и беломорским государством (Эгейское море по болгарски - Бяло море). Опять-же, княжество Болгарское в 1908 году стало царством, а в 1912, после победы в Первой балканской войне заговорили и об империи. Правда, после поражения во Второй Балканской войне об этих мечтах забыли, но они были.Соответственно, и флот проектировался "на вырост". Изменено 3 авг 2013, 08:09:16 пользователем WZander Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
95 [AXIS] HARD_roker Альфа-тестер 2 535 публикаций 3 035 боёв Жалоба #18 Опубликовано: 3 авг 2013, 11:09:24 wegasPRO (03 Авг 2013 - 10:34) писал: Кредит взяли у Франции, строили французы, командовал француз :eyesup: это про Грузию? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
49 ZIPmarf Старший альфа-тестер 1 647 публикаций 6 621 бой Жалоба #19 Опубликовано: 3 авг 2013, 11:17:18 Спасибо за отличную тему. Много добротной информации. +. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 25mike25 Участник 662 публикации Жалоба #20 Опубликовано: 3 авг 2013, 11:45:20 Ну что-ж молодец,заслужил плюсег. Держи Рассказать о публикации Ссылка на публикацию