53 WZander Альфа-тестер 370 публикаций 445 боёв Жалоба #1 Опубликовано: 3 авг 2013, 06:31:18 (изменено) Писать о больших кораблях великих флотов просто (ибо источников хоть завались), но неинтересно. Поэтому, оставим желающих открыть сто первую тему о «Бисмарке», и поговорим о флотах помельче и кораблях поскромнее. Например, о крейсере болгарского флота. Да, это не шутка, такой корабль действительно был. История создания После получения независимости, болгары длительное время не заморачивались флотом. Нет, что-то такое водоплавающее у них числилось, но, по мнению болгарских-же историков, фактически не было ни флота, ни моряков. Однако, по мере того, как молодое государство укрепляюсь, росли и его амбиции. Болгария начинает претендовать на ведущую роль в балканских делах, и без флота тут было не обойтись. В 1897 году для руководства флотом был приглашен французский офицер Поль Моро. Тот понимал, что первый и важнейший вопрос, от которого зависел успех всего дела – это подготовка кадров. Поэтому, он незамедлительно организовывает стажировку болгарских офицеров во французском флоте. Следующим шагом в этом направлении стала постройка учебного корабля, который должен был стать кузницей кадров для молодого флота. Для его постройки был получен кредит от Франции, а заказ передан фирме «Societе anonymе des Chanters & Ateliers de la Gironde» в Бордо. Французские кораблестроители не стали мудрствовать лукаво, а просто использовали готовый проект торпедного авизо (фактически – колониальной канонерки) «Касабланка». Как и положено подобному кораблю, он обладал умеренной скоростью и мореходностью, очень скоромным вооружением и полным отсутствием бронезащиты. Spoiler Конструктивные особенности Это был небольшой корабль (водоизмещением чуть более 700 тонн) с хорошо развитым полубаком и полуютом, двумя вертикальными паровыми машинами, работающими на два вала. На испытаниях он развил скорость в 19 узлов (при проектных 17-и), но в рядовой эксплуатации она ограничивалась 16 узлами. Вооружение составляли два 100-мм орудия Канэ (в бортовых спонсонах), два 65-мм Гочкиса (по одному на баке и юте) и два 47-мм Гочкиса на верхнем мостике. Spoiler Тренировка прислуги 100-мм орудия Торпедное вооружение состояло из двух 381-мм надводных однотрубных торпедных аппаратов, установленных на верхней палубе. К ним полагался боезапас в пять торпед (включая две в самих ТА). Тренировка торпедистов Также, имелся достаточно большой, как для корабля такого размера, набор вспомогательных плавсредств, который включал в себя паровой катер, двенадцативесельный баркас, два вельбота и одна двухвесельная шлюпка. Мирные воды, мирные годы Spoiler Спуск корабля на воду Корабль был заложен в 1897 году, 21 сентября 1898 года спущен на воду. По окончанию приёмочных испытаний, его зачислили в состав болгарского флота как учебный крейсер «Надежда». 22 октября, приняв болгарскую команду, ранее доставленную в Бордо, он вышел в море. Командовать кораблём был назначен французский капитан второго ранга Поль Пишон, которому помогали трое французских офицеров.На переходе через Бискайский залив «Надежда» попала в жестокий шторм и неопытный экипаж, как дипломатично говорится в болгарских источниках «струхнул». Но командир быстро сумел овладеть ситуацией и крейсер благополучно дошел до Лиссабона. Этот переход стал первым в истории болгарского флота визитом в иностранный порт. Затем последовал переход в Алжир, а оттуда сперва в греческие Патры, а затем в Константинополь. При переходе через Ионическое море, он попал в ещё более жестокий шторм, но команда, уже получившая к этому времени неплохую морскую закалку, успешно с ним справилась. По прибытии в турецкие воды, возникли проблемы. Хотя корабль не был вооружен, турки категорически отказывались пропустить его в Чёрное море. Возник нешуточный дипломатический кризис, который едва не привёл к войне. В конце концов, командир получил приказ из Софии прорываться через проливы силой, а болгарский посол заявил султану, что пусть лучше пароход погибнет от турецких пушек, чем повернёт обратно. Турки (на которых оказывали давление французы) не решились довести дело до стрельбы по безоружному кораблю и дали разрешение на его пропуск в Чёрное море. Эта бескровная победа подняла престиж как болгарского флота, так и самого корабля. 18 ноября 1898 года крейсер «Надежда» бросил якорь у дворца болгарского правителя князя Фердинанда в Евксинограде. Тут приключился забавный инцидент. Фердинанд, поспешивший осмотреть новый корабль, выразил негодование, не обнаружив на нём апартаментов, предназначенных для него самого и княжеского семейства. Военному министру пришлось оправдываться: «Ваше Королевское Высочество, мы построили учебный корабль для подготовки моряков, а не яхту». Впрочем, он тут же поспешил перевести стрелки на Поля Моро, указав, что именно тот утвердил данный проект. В итоге, князю пришлось смириться (хотя в дальнейшем, крейсер неоднократно использовался именно в качестве представительской яхты). Впрочем, досаду Фердинанда можно понять и простить, ведь ему предстояло ещё объяснение с супругой, которая уже поспешила заказать себе адмиральский наряд. Первые капитаны «Надежды». В центре Поль Пишон, справа от него Станчо Димитриев После прибытия в Болгарию, на крейсере было смонтировано вооружение, отдельно доставленное из Франции и в мае 1899 года, под командованием уже болгарского капитана Станчо Димитриева, он совершил свой первый вояж по Чёрному морю, посетив Одессу и Севастополь. Этот визит оказался не только приятным, но и полезным, т.к. в Севастополе корабль бесплатно, виде любезности с российской стороны, прошел докование. В целом, корабль встречали очень тепло и радушно и, начиная с этого времени, он ежегодно посещал российские порты, а поскольку Болгария не располагала собственной судоремонтной базой, в них же и ремонтировался.В 1902 году он прошел частичное перевооружение. Вместо устаревших 381-мм торпедных аппаратов на нём были смонтированы более новые, австрийские 450-мм ТА. Зима 1903-1904 гг. была настолько суровой, что «Надежда» вмёрзла в лёд прямо посреди гавани Варны. Год спустя, Болгарию, на броненосце «Ростислав» посетил великий князь Александр Михайлович. Поскольку «Надежда» в своё время участвовала в торжествах посвящённых приёму в состава Российского флота самого «Ростислава», это можно было считать своеобразным ответным визитом.Помимо обязательных в таких случаях банкетов и прочих торжественных мероприятий, не обошлось и без соревнований (в частности, гребных гонок), на которых болгарские моряки удивили российских гостей хорошей морской выучкой. Почтовая карточка того времени. На переднем плане броненосец «Ростислав», на заднем – крейсер «Надежда», на берегу виднеется княжеский дворец Евксиноград. Слева портрет князя Фердинанда и штандарт, который поднимался на «Надежде», когда она исполняла роль княжеской яхты. Всего в 1899-1906 гг. корабль совершил 16 учебных походов по Чёрному морю, а в 1906 году к ним добавился поход в Азовское море.В 1911 году, после установки на крейсере радиостанции «Telefunken» он стал первым радиофицированным кораблём болгарских ВМС. Из войны в войну К началу Первой Балканской войны корабль окончательно устарел. Поскольку любая встреча с турецким флотом могла окончиться фатально, он не выходил в море, а был включён в состав береговой обороны Варны в качестве плавучей батареи. Впрочем, даже стоя на якоре, он нёс активную службу. Вместе со стационарными береговыми радиостанциями крейсер осуществлял радиоразведку, а вдобавок, вёл самую настоящую РЭБ. Болгарская армия осадила турецкую крепость Андрианополь (Эдирне). Единственным способом общения с осаждёнными у турок была радиосвязь, и «Надежда», своей мощной радиостанцией забивала эфир, нарушая радиосвязь между Андрианополем и Константинополем. После начала Второй Балканской войны, ввиду захвата черноморского побережья страны румынскими войсками, «Надежда» перешла сперва в Бургас, а затем – в Севастополь. Там она отстаивалась до конца войны. Ещё до начала войны, в августе 1912 года корабль сел на мель возле Бургаса. Ему требовался ремонт, но война помешала его осуществлению. После окончания Балканских войн Болгария меняет ориентацию на прогерманскую, в результате чего, о ремонте в российских портах приходится забыть. Поэтому, почти всю Мировую войну (Болгария вступила в неё в 1915 году на стороне Центральных держав) частично разоруженная «Надежда» (100-мм орудия с неё сняли для устройства береговой батареи) простояла в Варне. Возможность оживить корабль появилась в 1918 году, после подписания Брестского мира и занятия немцами Севастополя. 16 сентября 1918 года «Надежда» отправилась в Севастополь, а уже в ноябре Германия капитулировала и начала вывод войск с оккупированных территорий. Ремонт закончился, не успев даже толком начаться. Вскоре германские войска в Крыму сменили советские, а тем на смену пришли войска Антанты. Болгарский «Потёмкин» 15 декабря 1918 года на корабле вспыхнул мятеж. Во времена коммунистической Болгарии это событие однозначно трактовалось как восстание революционно настроенных матросов в поддержку Советской власти. О нём писали книги, снимали фильмы, а в 1968 году, по случаю 50-летия, его участники были награждены советскими орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Современные исследователи не усматривают в нём политических мотивов, сводя всё к личному конфликту между офицерами, который наложился на развал дисциплины и деморализацию команды, стремившейся к возвращению на родину. Согласно материалам следствия, дело обстояло следующим образом. Портупей-юнкер Спас Спасов принялся агитировать команду за немедленное возвращение в Болгарию. Командир корабля, капитан-лейтенант Борис Стателов, подобное требование категорически отверг, сославшись на физическую невозможность совершения перехода из-за неисправности машины. Требования относительно улучшения бытовых условий и скорейшей отправки в Болгарию всех желающих, он счёл вполне осуществимыми и отправился на встречу с представителем союзного командования, дабы договориться об их выполнении. Spoiler Капитан І ранг Борис Константинов Стателов Во время отсутствия капитана, на корабле вспыхнула ссора между Спасовым и мичманом I-го ранга Бакрджиевым, у которых и раньше были весьма натянутые отношения. Закончилась она совершенно в ковбойском духе – опасаясь, что мичман его застрелит, юнкер выхватил свой револьвер и первым выстрелил в оппонента. Затем, угрожая оружием членам экипажа, он приказал выбросить тело мичмана за борт.Впрочем, продолжался мятеж недолго – на звуки стрельбы явился английский патруль, арестовал Спасова, а затем взял под стражу всю команду. В это самое время, ещё не зная о мятеже, капитан успешно договорился о возвращении команды на родину. Для её перевозки английский командующий выделил эсминец, который, на следующий день доставил болгарских моряков в Варну. Большинство из участников восстания были осуждены, но тут-же амнистированы. Спас Спасов был заочно приговорён к смертной казни (ещё до объявления приговора он сбежал из тюрьмы), год спустя, всё также заочно смертная казнь была заменена пожизненным заключением, а ещё через девятнадцать лет он был помилован. Сам Спасов сбежав из тюрьмы, уехал за границу, осел в Алжире, там женился, разбогател и стал содержателем гостиницы. После отправки команды на родину, корабль оттащили в Южную бухту Севастополя. Не имеющий хода, лишенный навигационных средств, он, по сути, был пустой, заброшенной коробкой. После эвакуации Врангеля и захвата Севастополя Красной Армией, его судьба повисла в воздухе, т.к. Болгария отказывалась признавать Советскую власть. Но и после установления дипотношений с СССР возникло новое затруднение – по Нёйискому мирному договору численность болгарского флота была резко ограничена. Тщеславие, из-за которого небольшую канонерку обозвали крейсером, сыграло с болгарами злую шутку. Союзники теперь и слышать не хотели о том, чтобы болгарский флот усилился целым крейсером. Лишь к началу 30-х годов удалось достичь соглашения о том, что «Надежда» не является боевым кораблём и не подпадает под ограничения. В 1935 году Болгария начала переговоры с СССР о возвращении «Надежды», которая всё также продолжала гнить в Севастополе. Понятно, что он был малопригоден даже для использования в качестве учебного корабля и речь шла о его превращении в корабль-музей. Увы, состояние корабля, простоявшего без ремонта почти четверть века было настолько плачевным, что и от этой идеи пришлось отказаться. Крейсер был окончательно списан и тут же, в Севастополе, разделан на металл. ТТХ Spoiler Водоизмещение – 717 тоннРазмеры – 67х9,4х3,1 м Мощность машин - 3100 л.с. Запас топлива – 102 тонны Запас хода – 1700 миль на крейсерской скорости в 10,5 узла Скорость – 17 узлов Экипаж – 97 чел. Вооружение: 2х100-мм, 2 х65-мм, 2х47-мм, 2х381-мм ТА В 1902г. торпедное вооружение заменено на 2х450-мм ТА. Список источников: Илия Тодоров, Българските кораби. Атанас Панайотов. Митове и полуистини за бунта на крайцера «Надежда». // Морски вестник, №12, 2008. К.Гербов. Крайцерът „Надежда”- учебен кораб, княжеска яхта, школа за комунисти? Вичо Станев. Оръжейните афери на Пол Пишон. Интернет-источники: http://vimpel.boinas...dule=bg_nadejda http://pan.bg/bgworldspotters http://www.lostbulgaria.com/?cat=246 http://www.bonpate.r...ead.php?t=12143 Изменено 13 авг 2013, 14:27:44 пользователем WZander 8 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 Keks181 Участник 423 публикации 59 боёв Жалоба #2 Опубликовано: 3 авг 2013, 06:38:30 Хорошая статья! :medal:+ 16 сентября 1918 года «Надежда» отправилась в Севастополь, а уже в ноябре Нермания капитулировала и начала вывод войск с оккупированных территорий. Ремонт закончился, не успев даже толком начаться. Вскоре германские войска в Крыму сменили советские, а тем на смену пришли войска Антанты. Исправьте,пожалуйста. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 Foing2386 Бета-тестер 7 публикаций 30 боёв Жалоба #3 Опубликовано: 3 авг 2013, 06:43:44 Молодец, познавательно за всю историческую технику. Я заинтересую эти материалы :great: Автор респект + :medal: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
7 Captain97 Бета-тестер 294 публикации 13 боёв Жалоба #4 Опубликовано: 3 авг 2013, 06:51:57 Очень информативно и познавательно, плюс :great: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 RenamedUser_19044683 Участник 43 публикации Жалоба #5 Опубликовано: 3 авг 2013, 06:55:56 (изменено) Да молодец я вообще знаю всю историю знаю а вот про флот маловато правдо но 18 век флота знаю а ещё что исторически пишут вот в темах это вообще хорошо што все узнают там что был такой корабль а так молодец :eyesup::great: + Изменено 3 авг 2013, 06:57:13 пользователем Lain98 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
11 [VTR] Pa3gibatop_nagibatopov Старший альфа-тестер 740 публикаций Жалоба #6 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:06:30 (изменено) Хорошая статья! Всегда интересно, читать про малоизвестные эпизоды! Про всех знаменитых уже столько понаписано, что особого интереса не вызывают, а вот про малоизвестные мало, потому и интересней узнать о них! Потому баалшой плюс+ Изменено 3 авг 2013, 07:07:02 пользователем alex03071971 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
968 Sergius_Grey Участник 1 795 публикаций 468 боёв Жалоба #7 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:10:19 Хм, даже и не знал, что у болгаров в то время были крейсера собственной постройки :amazed: Спасибо ТСу открывшего мне на это глаза. Лови + Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
53 WZander Альфа-тестер 370 публикаций 445 боёв Жалоба #8 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:18:05 Ну, всё-таки не собственной, а французской, и крейсером его называли скорее для форсу, мол, у нас флот как у взрослых, но, тем не менее, кораблик действительно был любопытный. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
39 UnCursed Старший альфа-тестер 298 публикаций 4 495 боёв Жалоба #9 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:21:41 М-да, корабль слабенький. Разве что торпедами может пугать. А из брони у него даже бронепалубы не было? На японских кораблях 1920-хх годов, кстати, 47-мм пушки играли роль салютных. Также производит впечатление, что в Болгарии даже для 700-тонного корабля дока не нашлось. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 RenamedUser_19309505 Бета-тестер 531 публикация 519 боёв Жалоба #10 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:32:08 Хорошо получилось,Молодец. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
11 [VTR] Pa3gibatop_nagibatopov Старший альфа-тестер 740 публикаций Жалоба #11 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:32:54 UnCursed (03 Авг 2013 - 10:21) писал: М-да, корабль слабенький. Разве что торпедами может пугать. А из брони у него даже бронепалубы не было? На японских кораблях 1920-хх годов, кстати, 47-мм пушки играли роль салютных. Также производит впечатление, что в Болгарии даже для 700-тонного корабля дока не нашлось. Ну Болгарские корабли сравнивать с Японскими конечно не стоит. Не та весовая категория так скажем. Да и у болгарии такой уж большой нужды в мощном флоте не было, да и не вытянула Болгария чисто экономически. Другое дело, Япония. Без мощного флота, островному государству было бы очень тяжело, тем более с такими амбициями! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 VirusPro Бета-тестер 121 публикация 379 боёв Жалоба #12 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:34:29 Кредит взяли у Франции, строили французы, командовал француз :eyesup: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
11 [VTR] Pa3gibatop_nagibatopov Старший альфа-тестер 740 публикаций Жалоба #13 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:38:21 (изменено) wegasPRO (03 Авг 2013 - 10:34) писал: Кредит взяли у Франции, строили французы, командовал француз :eyesup: Да тут ни чего страшного. Очень много примеров когда корабли флота одного государства сходили со стапелей в другом! Масса примеров! Япония заказывала у англии, сколько наших кораблей построено в Польше? Да тут огромное количество примеров можно привести! Ни кто же не скажет, что красавица Одесса французкий город правда? А строил ее француз, Ришелье! Изменено 3 авг 2013, 07:38:47 пользователем alex03071971 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
53 WZander Альфа-тестер 370 публикаций 445 боёв Жалоба #14 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:41:02 (изменено) Да, как боевой корабль он никакой и не случайно, что за три войны, ни одно его орудие не сделало ни одного боевого выстрела. Чисто учебный корабль и не более того. Но сам подход абсолютно верный - создание флота нужно начинать с подготовки личного состава. Влезть по уши в долги, накупив крутых корабликов, которые необученные морячки мигом загубят неграмотной эксплуатацией - проще. Турки по этому пути пошли и как итог - имея внушительный (как на бумаге) флот, по факту они не могли справиться даже с греками, не говоря уже о более серьёзных противниках. Так что в вопросе строительства флота явно чувствуется солидный системный подход (нет, не зря свои деньги французы получали). Другое дело, что Болгария не Франция, и средств, которые она могла потратить на дальнейшую постройку кораблей было сильно поменьше. Изменено 3 авг 2013, 07:44:00 пользователем WZander Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
11 [VTR] Pa3gibatop_nagibatopov Старший альфа-тестер 740 публикаций Жалоба #15 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:45:32 WZander (03 Авг 2013 - 10:41) писал: Да, как боевой корабль он никакой и не случайно, что за три войны, ни одно его орудие не сделало ни одного боевого выстрела. Чисто учебный корабль и не более того.Но сам подход абсолютно верный - создание флота нужно начинать с подготовки личного состава. Влезть по уши в долги, накупив крутых корабликов, которые необученные морячки мигом загубят неграмотной эксплуатацией - проще. Турки по этому пути пошли и как итог - имея внушительный (как на бумаге) флот, по факту они не могли справиться даже с греками, не говоря уже о более серьёзных противниках. Все верно, самое главное это выучка экипажей! Но и так же и содержание флота не мало важно! Смогла бы Болгария содержать его? Или стоянки, ремонт и обслуживание производить в других странах? Это ведь тоже не мало важный фактор! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
39 UnCursed Старший альфа-тестер 298 публикаций 4 495 боёв Жалоба #16 Опубликовано: 3 авг 2013, 07:48:23 Не, ладно Япония (в 1880-х годах строившая свои "Мацусимы" у тех же французов). Китайцы тоже в 1880-х годах закупались за границей (в Англии и Германии). В начале закупили два "Чаоюна", которые как раз использовались как учебные (но они и в бою поучаствовали). Построили две военные базы в Вэйхайвэе и Люйшуне. Доки на 3500-тонные броненосцы там были. Вообще, даже небольшие успехи отсталой технически и финансово страны внушают уважение. А ведь таких стран в мире большинство. До сих пор. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
53 WZander Альфа-тестер 370 публикаций 445 боёв Жалоба #17 Опубликовано: 3 авг 2013, 08:06:46 (изменено) alex03071971 (03 Авг 2013 - 10:45) писал: Все верно, самое главное это выучка экипажей! Но и так же и содержание флота не мало важно! Смогла бы Болгария содержать его? Или стоянки, ремонт и обслуживание производить в других странах? Это ведь тоже не мало важный фактор! Амбиции у болгар были очень серьёзные. Напомню, что спорные территории, на которые они претендовали, но которые так им и не достались, это не только нынешняя европейская часть Турции, но и Македония и вся Фракия (включая Салоники), а в 1913-18 гг. Болгария была не только черноморским, но и беломорским государством (Эгейское море по болгарски - Бяло море). Опять-же, княжество Болгарское в 1908 году стало царством, а в 1912, после победы в Первой балканской войне заговорили и об империи. Правда, после поражения во Второй Балканской войне об этих мечтах забыли, но они были.Соответственно, и флот проектировался "на вырост". Изменено 3 авг 2013, 08:09:16 пользователем WZander Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
95 [AXIS] HARD_roker Альфа-тестер 2 535 публикаций 3 032 боя Жалоба #18 Опубликовано: 3 авг 2013, 11:09:24 wegasPRO (03 Авг 2013 - 10:34) писал: Кредит взяли у Франции, строили французы, командовал француз :eyesup: это про Грузию? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
49 ZIPmarf Старший альфа-тестер 1 647 публикаций 6 621 бой Жалоба #19 Опубликовано: 3 авг 2013, 11:17:18 Спасибо за отличную тему. Много добротной информации. +. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 25mike25 Участник 662 публикации Жалоба #20 Опубликовано: 3 авг 2013, 11:45:20 Ну что-ж молодец,заслужил плюсег. Держи Рассказать о публикации Ссылка на публикацию