Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Pa3gibatop_nagibatopov

ОАО «ПО «Севмаш»

В этой теме 9 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
740 публикаций

Доброго всем вечера и здравия.

Сегодня, как вчера обещал, хотелось бы рассказать о Производственном обьединении "Севмаш". Один из лидеров кораблестроения, построившим ( вы только вдумайтесь в эту цифру) более 120 атомных подводных лодок! Это не считая боевых и гражданских кораблей, технические сооружения и нефтедобывающие платформы. Севмаш по праву считается одним из флагманом Российского судостроения!

История создания ПО Севмаш.

 

Официальной датой начала производственной деятельности считается 21 декабря 1939 года – день закладки на стапеле первого корабля, линкора «Советская Белоруссия». Заводу был присвоен номер 402. Но необходимость в судоремонтном заводе возникла еще раньше.

В годы первой пятилетки (1926 г.), когда была принята программа о стоительстве и модефикации военных кораблей. В 1936 году была создана комиссия, во главе с начальником проектной организации «Союзпроектверфь» Т.В. Сафроновым, которая прибыв в Архангельск , обследовав местность и решили остановиться на территории в районе Николо-Корельского монастыря , Никольском устье Северной Двины. В этом же году началось строительство, а в 1937 году возле Николо-Корельского монастыря был построен поселок Судострой.

 

Становление.

 

В годы войны и послевоенный периуд завод оставался основной базой на севере. В годы войны завод № 402 создавал боевые корабли и занимался их ремонтом. За годы войны отремонтировано 139 кораблей, осваивались и выпускались новые виды военной техники.

В начале 1950-х закончилось строительство первой очереди завода. К середине 1950-х на северодвинской верфи сданы флоту 46 кораблей, в том числе 2 крейсера, и более 30 различных судов гражданского назначения .

В эти же годы завод приступил к постройке дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 611 и его модификаций.

По проекту В611 создан первый отечественный подводный ракетоносец. В сентябре 1955 года корабль прошел испытания и успешно провел стрельбы. Всего на Севмаше до 1962 года построено 33 ДЭПЛ.

 

Начало атома.

24 сентября 1955 года состоялась закладка первой торпедной атомной подводной лодки с ядерной энергетической установкой проекта 627.

 

Через три года АПЛ была передана ВМФ в опытную эксплуатацию, в 1962 году получила название «Ленинский комсомол».

Изображение

За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 был награжден орденом Ленина.

Большая группа работников, участвовавших в строительстве, удостоена орденов и медалей.

Всего на стапелях Севмаша построено 13 АПЛ этого проекта.

На их счету более 90 автономных плаваний и первый поход подо льдами к Северному полюсу.

 

Атомные субмарины второго поколения проекта 667А создавались в ответ на строительство в США в начале 1960-х годов АПЛ типа «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами на борту.

Изображение

 

Головной корабль был передан флоту в 1967 году.

За пять лет в строй введены 24 атомных ракетоносца.

Паритет с США по морской составляющей ядерных сил был достигнут.

В 1972-1974 годах в Северодвинске построено 10 АПЛ проекта 667Б с 12 межконтинентальными баллистическими ракетами.

АПЛ проекта 667БД имели на вооружении 16 ракет.

В 1976 году в состав флота начали поступать подводные ракетоносцы проекта 667БДР, а в 1984-ом 667БДРМ, вооруженные 16 морскими ракетами с разделяющимися головными частями.

 

В 1969 году на Севмаше была построена первая в мире титановая АПЛ проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов.

Изображение

В середине 70-х годов была проведена крупнейшая реконструкция предприятия.

Для постройки АПЛ третьего поколения производственные мощности Севмаша были удвоены.

В 1980 году построена первая АПЛ третьего поколения проекта 949, вооруженная 24 противокорабельными крылатыми ракетами.

 

Год спустя вошел в строй головной подводный ракетоносец проекта 941 (сейчас крейсер «Дмитрий Донской») с ракетным комплексом «Тайфун».

Изображение

Эта АПЛ занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая большая атомная подлодка в мире.

 

 

В 1983 году ВМФ передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м – самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения.

Изображение

 

В 80-90-х годах построена серия многоцелевых АПЛ проекта 971.

Труд коллектива получил достойную оценку: среди корабелов 16 Героев Социалистического Труда, 1 Герой РФ, большая группа работников удостоена высоких наград.

Перечень кораблей, построенных на Севмаше.

 

Надводные корабли.

1. Большие охотники проекта 122А – 23 единицы (1944 – 1947 гг.)

2. Эскадренные миноносцы проектов 30, 30К и 30бис – 20 эсминцев (1947 – 1953 гг.)

3. Легкие крейсеры проекта 68бис – 2 крейсера (1954 – 1955 гг.)

Всего 45 надводных кораблей.

Подводные лодки.

1. Дизель-электрические подводные лодки проекта 611 и АВ611 – 17 ДЭПЛ (1956 – 1958 гг.)

2. Дизель-электрические подводные лодки проекта 629 и 629Б – 16 ДЭПЛ (1959 – 1962 гг.)

3. Дизель-электрические подводные лодки проекта 636 – 2 ДЭПЛ (на экспорт 2005г.)

Всего на заводе построено 35 ДЭПЛ.

Атомные подводные лодки первого поколения.

1. АПЛ проектов 627 и 627А – 13 АПЛ (1958 – 1964 гг.)

2. АПЛ проекта 658 – 8 АПЛ (1960 – 1962 гг.)

3. АПЛ проекта 645 –1 АПЛ (1963 г.)

4. АПЛ проекта 675 – 16 АПЛ (1963 – 1966 гг.)

Всего построено 38 АПЛ первого поколения.

Атомные подводные лодки второго поколения.

1. АПЛ проектов 667А и 667АУ – 24 АПЛ (1967 – 1972 гг.)

2. АПЛ проекта 661 – 1 АПЛ (1969 г.)

3. АПЛ проекта 667Б – 10 АПЛ (1972 – 1974 гг.)

4. АПЛ проекта 667БД – 4 АПЛ (1975 г.)

5. АПЛ проекта 667БДР – 14 АПЛ (1976 – 1982 гг.)

6. АПЛ проекта 705К – 3 АПЛ (1977 – 1981 гг.)

7. АПЛ проекта 667БДРМ – 7 АПЛ (1984 – 1990 гг.)

Всего построено 63 АПЛ второго поколения.

Атомные подводные лодки третьего поколения.

1. АПЛ проектов 949 и 949А – 13 АПЛ (1980 – 1996 гг.)

2. АПЛ проекта 941 – 6 АПЛ (1981 – 1989 гг.)

3. АПЛ проекта 685 – 1 АПЛ (1983 г.)

4. АПЛ проекта 971 – 7 АПЛ (1988 – 2001 гг.)

Всего построено 27 АПЛ третьего поколения.

Итого: 35 ДЭПЛ и 128 АПЛ.

 

В разные годы предприятие возглавляли:

 

Кондратий Семенович КРАСИЛЬНИКОВ

Spoiler
Первый директор завода. Руководил предприятием с февраля 1939 по март 1941 г.

При К.С. Красильникове были построены первые цехи основного и вспомогательного производства, завод приступил к строительству линкоров проекта 23 и эскадренных миноносцев проекта 30.

В марте 1941 года он был освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу.

Самуил Никитович ЗАДОРОЖНЫЙ

 

Возглавлял завод с марта 1941 г. по октябрь 1942 г.

С началом Великой Отечественной войны на заводе был налажен выпуск бронебойных снарядов, авиабомб, морских тралов, барж, понтонов, создается бункерная база для хранения нефтепродуктов.

В октябре 1942 года Самуил Никитович был освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу.

 

Сергей Александрович БОГОЛЮБОВ

 

Директор завода с октября 1942 по сентябрь 1949 г.

Принимал энергичные меры по расширению завода и развитию его производственных мощностей, строительству "Больших охотников" проекта 122А, ремонту и модернизации кораблей ВМФ, ледоколов и судов транспортного флота.

Сергей Александрович – автор разработки технологии блочной постройки кораблей и оптического метода центровки валопровода, лично руководил ходовыми испытаниями кораблей.

В 1949г. был репрессирован. Полностью реабилитирован в 1954 году.

Почетный гражданин города Северодвинска (1979г.).

 

Георгий Кононович ВОЛИК

Руководил заводом с сентября 1949 г. по февраль 1952 г.

Обеспечил внедрение поточно-позиционного метода строительства кораблей с применением электросварки.

За освоение строительства эсминцев проекта 30 бис он удостоен Государственной премии СССР(1951г.).

В 1952 году он был освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу. Герой Социалистического Труда(1963г.)..

Евгений Павлович ЕГОРОВ

Директор завода с февраля 1952г. по февраль 1972 г.

Под его руководством завод превратился в мощное предприятие с самыми совершенными технологическими процессами в постройке заказов.

Именно поэтому заводу поручили освоение и строительство самых сложных проектов, в том числе и атомных подводных кораблей.

Созданы условия для строительства кораблей из титановых сплавов, разрабатываются проекты будущих цехов основного производства.

В 1972 году освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу.

Доктор технических наук (1971г.) Герой Социалистического Труда (1959г.), лауреат Ленинской премии(1970 г.), почетный гражданин города Северодвинска (1978 г.).

Его именем назван морской буксир - спасатель и городская площадь.

Григорий Лазаревич ПРОСЯНКИН

 

Директор Северного машиностроительного предприятия с февраля 1972 г. по апрель 1986 г.

При его непосредственном участии разработана принципиально новая технология формирования основной конструкции в цехе, обеспечивающая возможность изготовления изделий нового проекта.

В этот период была произведена крупная реконструкция предприятия и начато строительство кораблей третьего поколения.

В 1986 году ушел на заслуженный отдых.

Герой Социалистического труда (1971г.), лауреат Ленинской (1984г.) и Государственной премий СССР (1978г.).

Почетный гражданин города Северодвинска (1980г.).

 

Анатолий Иннокентьевич МАКАРЕНКО

 

Генеральный директор производственного объединения "Северное машиностроительное предприятие" с апреля 1986 г. по май 1988 г.

На этом посту он решает вопросы, связанные с подготовкой производства кораблей третьего поколения, внедряются новые технологии постройки кораблей, совершенствуются технологические процессы, вводятся в действие дополнительные производственные мощности.

Занимался практической и научно-исследовательской работой в области обеспечения акустической защиты заказов, внес существенный вклад в строительство головной атомной подводной лодки с баллистическими ракетами.

Кандидат технических наук (1984 г.).

Герой Социалистического труда (1986 г.).

Удостоен знака «За заслуги перед Северодвинском» (2006г.).

 

Давид Гусейнович ПАШАЕВ

Генеральный директор Государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" с июня 1988 года по март 2004 г.

В сложнейших экономических условиях сумел сохранить технический и производственный потенциал предприятия, его трудовой коллектив, внес значительный вклад в принципиально новые подходы по созданию образцов военной техники и строительство атомных подводных лодок четвертого поколения.

Снижению трудозатрат и стоимости работ. Под его руководством разработан целый комплекс мер по "двойному" применению высоких технологий, осуществляются масштабные программы по утилизации атомных подводных лодок.

К созданию впервые в России новой отрасли промышленности по строительству платформ для освоения шельфа арктических морей.

В 1993 году Д.Г.Пашаев, Постановлением Правительства Российской Федерации назначается президентом Государственного Российского Центра атомного судостроения.

Кавалер орденов Октябрьской революции (1984 г.) и Трудового Красного Знамени (1974 г.)

Академик Санкт-Петербургской инженерной академии (1992г.).

Герой Российской Федерации (1995г.).

Лауреат Государственной премии. Награжден знаком «За заслуги перед Северодвинском» (2004 г.)

Владимир Павлович ПАСТУХОВ

Генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» с мая 2004 года по июль 2007 года.

Окончил Николаевский кораблестроительный институт (1975г.) по специальности «Судовые силовые установки», получив квалификацию инженер – механик.

Вся трудовая деятельность связана с Севмашем: инженер техотдела стапельно-сдаточного производства, инженер-механик, старший инженер-механик управления главной энергетической установки АПЛ, сдаточный механик, участник испытаний нескольких головных АПЛ.

С 1984 по 1993 – сдаточный механик, ведущий сдаточный механик головной и серийных АПЛ проекта 971, руководитель испытаний и сдачи заказов Военно-морскому флоту.

С 1993 зам. начальника стапельно-сдаточного цеха по подготовке производства.

В 1994-2004 – гл. инженер предприятия.

В апреле 2004 назначен генеральным директором.

Под его руководством объем продукции увеличен почти в 2 раза, достигнуты показатели «доперестроечного» периода, успешно решаются многие технико-экономические проблемы, вопросы техперевооружения, обновления и модернизации производственных мощностей, разработки новых технологий, приведена к международным стандартам система качества.

Награжден медалью «300 лет Российскому флоту» (1996), орденом Мужества (1999), орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени» (2006г.).

Лауреат государственной премии РФ в области науки и техники (2000г.)

Николай Яковлевич КАЛИСТРАТОВ

Генеральный директор ФГУП «ПО «Севмаш» с августа 2007 по июль 2011 года.

После окончания Ленинградского кораблестроительного института в 1973 году поступил на Машиностроительное предприятие «Звездочка».

Работал производственным мастером, старшим мастером, начальником участка, заместителем начальника монтажно-сдаточного цеха, заместителем начальника планово–диспетчерского отдела.

В 1986 году был назначен главным инженером, а в 1992 году генеральным директором Машиностроительного предприятия «Звездочка».

Кандидат технических наук, лауреат Государственной премии в области науки и техники.

За высокие достижения награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, медалью «300 лет Российскому флоту».

Присвоены звания Почетный судостроитель РФ и Почетный гражданин города Северодвинска.

ДЬЯЧКОВ Андрей Аркадьевич

Генеральный директор ОАО «ПО «Севмаш» с июля 2011 по июнь 2012 г.г.

Работает в судостроительной отрасли с 1974 года, в том числе на производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие» с 1974г. по 2009г.

За эти годы он прошел на «ПО «Севмаш» трудовой путь от молодого рабочего – слесаря-монтажника судового, а после окончания института - инженера-механика управления главной энергетической установки атомной подводной лодки, заместителя начальника основного стапельного цеха до заместителя генерального директора предприятия – начальника производства военной техники.

Непосредственно участвовал в постройке и сдаче Военно-Морскому Флоту России атомных подводных лодок П и Ш поколений нескольких проектов.

В 1999-2001 гг. году внес большой вклад в организацию постройки, обеспечение успешных испытаний и сдачу Военно-Морскому Флоту крейсерской многоцелевой АПЛ проекта 971 “Гепард”.

Как заместитель начальника основного стапельного цеха, а затем в качестве заместителя и начальника производства военной техники руководил работами по модернизации и переоборудованию тяжелого атомного подводного ракетного крейсера проекта 941 «Дмитрий Донской» и подготовкой корабля к проведению испытаний ракетного комплекса «Булава».

Являлся одним из организаторов и участников создания и отработки забортных систем, оборудования и устройств, рассчитанных на работу при высоком гидростатическом давлении, конструкции корпуса этого заказа особой государственной важности.

За высокие достижения в труде А.А. Дьячков неоднократно поощрялся руководством предприятия и отрасли, в 1996 году награжден медалью «300 лет Российскому флоту».

За мужество и решительность, проявленные при испытаниях новых образцов военной техники в 1999 году награждён орденом Мужества, а в 2006 году орденом «За морские заслуги»

БУДНИЧЕНКО Михаил Анатольевич

 

Генеральный директор ОАО «ПО «Севмаш» с июня 2012 года по настоящее время.

Работает на Севмаше с 1977 года. Трудовую биографию начал в стапельном цехе 50: работал учеником слесаря-монтажника судового (1977-1978 гг.), слесарем-монтажником в цехах 50 и 55 (1978-1984 гг.); в крупнейшем стапельном цехе 55 – мастером монтажных работ (1984-1987 гг.), старшим мастером монтажных работ (1987-1991 гг.), начальником участка электрооборудования (1991-1993 гг.), заместителем начальника цеха по производству – начальником производственно-диспетчерского отдела (1993-1997 гг.).

В 1997 году назначен заместителем генерального директора ФГУП «ПО «Севмаш» – начальником производства продукции технического назначения и товаров народного потребления.

В 2007 году стал первым заместителем генерального директора ОАО «ПО «Севмаш» по производству – начальником производственно-диспетчерского отдела. С мая 2012 года – первый заместитель генерального директора.

Михаил Анатольевич награжден медалью «300 лет Российскому флоту» (1996), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999), Почетной грамотой Минпромторга РФ (2009), знаком «За заслуги перед Северодвинском» (2009), имеет звания «Заслуженный машиностроитель РФ» (2004), «Почетный судостроитель» (2009).

 

Севмаш выпускает продукцию, в создании которой находят применение уникальные научно-технические и производственные мощности предприятия.

Предприятие располагает крупнейшими в России стапельными местами в крытых эллингах общей площадью более 100 000 м 2.

Возможности стапелей позволяют предприятию строить суда с шириной корпуса до 38 метров дедвейтом до 100 тысяч тонн, а различные плавучие технические сооружения и морские нефтедобывающие платформы достигают по длине и ширине 126 и высоты 100 метров. Вес конструкций достигает 85 тысяч тонн.

Источник - http://www.sevmash.r.../direktors.html

О планах предприятия рассказал заместитель генерального директора Севмаша Сергей МАРИЧЕВ в интервью Красной Звезде" 4 июля 2013! Его выдержка из интервью.

Итогом работы стало подписание приёмного акта крейсера «Юрий Долгорукий». Это, несомненно, замечательное событие не только для завода и Военно-морского флота, но и для страны в целом. Госиспытания «Александра Невского» были прерваны по гидрометеологическим условиям, но коллектив предприятия не сомневается в том, что он будет сдан в текущем году.

Приоритет – гособоронзаказ

 

На данный момент нашу деятельность определяют несколько основных направлений, - объясняет Сергей Маричев. - Военное, где в рамках Государственной программы вооружения России до 2020 года (ГПВ-2020) главенствует государственный оборонный заказ (ГОЗ). Второе - программа военно-технического сотрудничества, в соответствии с которой завершается ремонт и модернизация тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец для индийских ВМС «Викрамадитья». Другое направление - гражданское судостроение. Естественно, приоритет принадлежит военной составляющей, нацеленной на повышение обороноспособности государства.

По словам первого заместителя гендиректора, задачи, поставленные руководством в направлении обеспечения задач ГОЗ, собственные намеченные планы и обязательства успешно реализуются. Основное здесь - испытания новых кораблей в рамках Государственной программы вооружения, которые проводятся на полигонах Белого моря.

- В прошлом году мы успешно испытывали три атомные подводные лодки, - поясняет Сергей Маричев. Головной заказ проекта «Борей» - «Юрий Долгорукий», второй корабль «великокняжеской» серии - «Александр Невский» и многоцелевую лодку проекта «Ясень», носящую имя нашего города - «Северодвинск».

Итогом работы стало подписание приёмного акта крейсера «Юрий Долгорукий». Это, несомненно, замечательное событие не только для завода и Военно-морского флота, но и для страны в целом. Госиспытания «Александра Невского» были прерваны по гидрометеологическим условиям, но коллектив предприятия не сомневается в том, что он будет сдан в текущем году.

Сергей Маричев рассказал и об особенностях испытаний «Северодвинска». Дело в том, что обычно стрельбы подводных лодок проводятся во время государственных испытаний. На этот раз уже в рамках заводских испытаний многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» успешно выполнила стрельбы по всем видам целей из всех положений корабля ракетным комплексом. Он впервые применялся с носителя и с первого раза полностью оправдал надежды.

Кроме этого, 2012 год ознаменовался проведением в рамках программы военно-технического сотрудничества всех видов испытаний авианосца «Викрамадитья», передаваемого ВМС Индии. Первый этап проходил в Белом море, после чего работа переместилась в Баренцево. Основная часть испытаний прошла весьма успешно. И в этом заслуга сдаточной команды предприятия, частей и соединений Северного флота, обеспечивавших прохождение испытаний. Главное - справились с задачей лётчики и авиационные службы корабля. Совершено 417 вылетов, из них более 50 взлётов и посадок выполнены истребителями МиГ-29 К.

Осенью 2012 года авианосец вернулся к родному причалу. Часть разработанных специальным конструкторским бюро котлостроения и изготовленных на Балтийском заводе котлов не выдержала нагрузки и во время ходовых испытаний вышла из строя. Сейчас после ремонта 4 котла успешно введены в строй. Пуск ещё 4 котлов будет произведён после налива бассейна и постановки корабля к набережной

Планы первой очереди

Первое полугодие 2013 года было нацелено на подготовку к навигации. Одним из главных моментов Сергей Маричев назвал проведение в стапельном цехе докования «Северодвинска». После проведения цикла работ крейсер спущен на воду. Сейчас он вновь сдаёт государственные морские экзамены. Практически вслед за ним ушёл на продолжение госиспытаний первый серийный корабль проекта 955 «Александр Невский».

Следует заметить, что сама по себе постановка такого большого корабля в наливной бассейн - операция уникальная и по заверению компетентных специалистов не имеет аналогов в мировом судостроении. С верхней палубы гигантского корабля за линию борта свисают мощные спонсоны (бортовой выступ, в котором, как правило, размещаются боевые системы и оружие), и для того чтобы он прошёл в створ ворот наливного бассейна, его нужно приподнять. С этой целью под корпус подставляют специальные понтоны, корабль, как в игольное ушко, втягивается в гидроузел, при этом зазор между леерами корабля (ширина палубы которого более полусотни метров) и сооружениями бассейна составляет всего 30-50 сантиметров. Филигранная работа!

Но это ещё не всё. Эту махину следует также ювелирно «посадить» на стапель. Экипаж и корабелы и здесь блеснули мастерством. Нестыковка не превысила и 10 сантиметров. Причём по мидель-шпангоуту, который условно делит корпус корабля вертикальной поперечной плоскостью пополам, он встал абсолютно ровно. По корме отклонения вылились в 5 сантиметров, а по носу - в 7. Идеальная постановка.

Сейчас начинается заключительный этап испытаний.

 

Изменено пользователем alex03071971

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
3 025 боёв

на "Севмаш" последние военные разработки есть? или ушли в "коммерцию"

я как бы намекаю на добавление с пост http://m51.ru/novost...ovosibirsk.html :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
740 публикаций

Просмотр сообщенияXAPDPOKEP (06 Авг 2013 - 21:34) писал:

на "Севмаш" последние военные разработки есть? или ушли в "коммерцию"
В стапельном цехе ОАО "ПО СЕВМАШ" состоялась закладка нового атомного крейсера , головного корабля проекта "Борей-а" , "Князь Владимир". Информация от 6 августа 2013 года.
Атомную подводную лодку к-84 "Екатеринбург" востановят в центре судостроения, на "ЗВЕЗДОЧКЕ".
А понятно, а свежак ищу.
Изменено пользователем alex03071971

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
550 публикаций
1 бой

Эта АПЛ занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая большая атомная подлодка в мире.

 

как бы красный кружок во лбу намекает :playing:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 795 публикаций
468 боёв

Всегда нравились советские названия раннего периода, такие как «Союзпроектверфь». Добротная статья. Лови +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
8 публикаций

Интересно было прочесть :honoring: + кстати жду еще информации  :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 840
Старший бета-тестер
4 634 публикации
2 543 боя

Хорошо что в девяностые не развалили.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×