Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
FIDEL_CASTR0

Эскадренный СКР проекта 29 типа "Ястреб" (каким мог стать Орлан) (Фарватер # 54)

В этой теме 14 комментариев

Рекомендуемые комментарии

94 732
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
37 713 публикации
30 273 боя

pMWurXf.gif       

                                      

Выпуск № 54 

 

 

Эскадренный сторожевой корабль проекта 29 типа "Ястреб" (каким мог стать ОРЛАН)

 

4fad287d2cbe.jpg

 

 

Краткая историческая справка

 

         Сторожевые корабли проекта 29 типа «Ястреб» — сторожевые корабли военно-морского флота СССР, которые начали строиться ещё до Второй мировой войны, но были приняты во флот только после её окончания. За два года до начала Второй мировой войны был разработан проект сторожевого корабля «Ястреб». К июню 1941 года были заложены 14 подобных кораблей, но достроить до окончания Великой Отечественной войны удалось достроить только один, ещё пять достраивались по новому проекту 29К. На подобных кораблях было усилено зенитное вооружение, установлены РЛС и ГАС (позднее был аналогично обновлён и головной корабль «Ястреб»). Тем не менее, к моменту ввода в строй все сторожевые корабли этого типа уже заметно устарели.

              Строительство кораблей «Кондор» (з/н 563), «Кугуар» (з/н 369), «Пантера» (з/н 370), «Фрегат» (з/н 6) и «Орлан» (з/н 9) было прекращено с началом Великой Отечественной войны.

 

Внешний вид корабля "Орлан" в игре

6022662e7e70.jpg

edf194b8b5b3.jpg

 

История разработки, строительства и службы эскадренного СКР типа "Ястреб"

35bca1a19b3f.jpg

     

     Тот факт, что к началу Великой Отечественной войны в составе советского ВМФ практически отсутствовали эскортные корабли, в общем-то, вполне закономерен. В соответствии с господствовавшей тогда доктриной, Рабоче-крестьянский Красный Флот готовился к решительной схватке с мировым империализмом, и все приоритеты отдавались кораблям - носителям ударного оружия. Что одной из важнейших задач в годы войны станет защита конвоев, доставлявших военные грузы от пресловутых «империалистов», теоретикам 1930-х годов трудно было даже представить.

     Поэтому неудивительно, что первые советские сторожевые корабли (СКР) типа «Ураган», формально считавшиеся эскортными, на деле таковыми вовсе не являлись. По сути это были миноносцы - артиллерийско-торпедные боевые единицы, способные атаковать неприятеля в ближней морской зоне, но практически бесполезные в роли кораблей ПВО и ПЛО.

      Ничего не изменил в концепции СКР и наметившийся во второй половине 1930-х годов курс на создание «Большого флота». Корабли типа «Ястреб» (проект 29) унаследовали от своих предшественников паротурбинную энергетическую установку, мощное артиллерийское и торпедное вооружение, но у них по-прежнему почти полностью отсутствовали средства борьбы с подводными лодками. Несмотря на то, что, в отличие от «Урагана», 100-мм орудия стали универсальными, зенитное вооружение «Ястреба» никак нельзя считать эффективным, поскольку упомянутые пушки Б-34 были слишком «неповоротливыми», а из других средств ПВО по проекту предусматривались только крупнокалиберные пулеметы... В общем, «Ястреб» опять представлял собой типичный миноносец, названный сторожевиком лишь из-за специфики классификации корабельного состава нашего флота.

    Всего в течение третьей пятилетки планировалось построить 30 кораблей типа «Ястреб», однако до июня 1941 года успели заложить только 14 единиц - восемь в Ленинграде, четыре в Николаеве и две в Комсомольске-на-Амуре. Начавшаяся война нарушила все планы. В итоге в строй вошли всего шесть сторожевиков, причем только головной поднял флаг в 1945-м, а остальные - лишь в 1947-1951 годах. Все корабли достраивались по «корректированному» проекту 29К, предусматривавшему усиление зенитного вооружения (добавлены четыре 37-мм автомата), увеличение запаса глубинных бомб (до 46 шт.) и ряд других усовершенствований. Но за это пришлось заплатить значительным ростом водоизмещения (полное 1266 т вместо 955 т по проекту), что отрицательно сказалось на скорости хода, дальности плавания и, самое главное, остойчивости корабля. Достаточно привести такой факт: метацентрическая высота головного «Ястреба» о результатам испытаний составила всего 42 см - это значение признали недопустимо малым. Такое положение дел исключало возможность дальнейших модернизаций кораблей проекта 29К, что и предопределило их очень недолгий срок службы.

             Корабли предназначались для решения задач охранения крупных боевых кораблей и транспортных судов на переходе морем и в бою от ударов подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника, для дозорной и разведывательной службы, эскортирования подводных лодок, конвоирования транспортных судов, а так же постановки минных заграждений. При необходимости их предполагалось использовать и как быстроходные тральщики.

 71f94e50e84f.jpg

Декабрь 1937 г. - утверждение технического задания на проектирование

15 апреля  - август 1938: разработка эскизного проекта корабя

15 февраля 1939 г.: утверждение технического проекта

23 мая 1939 г.: заложили головной корабль серии "Ястреб"

21 июля 1940 г.: спуск на воду головного корабля

1941-1944: строительство корабля

3 сентября 1944: начало заводских испытаний

30 декабря 1944: подписан акт о приемке эскадренного СКР "Ястреб"

23 февраля 1945: вступил в строй

29.9.1945 г. включен в состав КБФ;

с 25.02.1946 г. по 04.01.1956 г. входил в состав 4-го ВМФ; 

17.02.1956 г. выведен из боевого состава и переформирован в учебный СКР;

31.08.1956 г. разоружен и переклассифицирован в ЦЛ;

12.09.1959 г. исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

25.09.1959 г. расформирован.

 

Тактико-технические характеристики (исторические и игровые)

 

Тактико-технические данные проект 29 тип "Ястреб"

 

Водоизмещение:   нормальное 1091 тонны, полное 1266 тонн  
Длина наибольшая:  85,74 метра  
Длина по КВЛ:  83,2 метра  
Ширина наибольшая:  8,4 метра  
Высота борта в носу:  7,66 метра  
Высота борта на миделе:  5,47 метра  
Высота борта в корме:  5,47 метра  
Осадка по корпусу:  2,74 метра  
Силовая установка:  2 паротурбины по 13000 л.с., 2 котла, 2 винта ФШ, 1 руль  
Скорость хода:  полная 31 узлел, экономическая 16 узлов  
Дальность плавания:  2200 миль при 16 узлах  
Мореходность:  нет данных  
Автономность:  10 суток  
Вооружение:  .  
артиллерийское:  3х1 100-мм полуавтомата Б-34 с ручным управлением  
зенитное:  4х1 37-мм автомата 70-К, 3х1 7,62-мм пулемета ДШК  
торпедное:  1х3 450-мм ТА обр.1913, 3 торпеды 45-36Н  
минное:  24 якорных мины М-26 и минные рельсы  
противоминное:  2 параванных трала с К-1.  
противолодочное:  2 бомбосбрасывателя и глубинные бомбы ББ-1  
радиолокационное:  РЛС "Гюйс-1М"  
радиотехническое:  радиостанции, внутренняя связь  
навигационное:  1 радиопеленгатор "Строп".  
химическое:  2 комплекта дымаппаратуры ДА-2, 10 шашек МДШ.  
Экипаж:  170 человек  

 

49c8a889fea9.jpg

 

Корпус, силовая установка и схема бронирования

  814fac1e3b50.jpg

        Корпус корабля клёпанный с полубаком, одноярусной надстройкой, двумя мачтами и двумя трубами. От цепного ящика до первого котельного отделения и от кормового машинного отделения до румпельного простиралась платформа (жилая палуба). Система набора смешанная: в средней части - продольная, в оконечностях - поперечная. Боевая рубка на полубаке изготавливалась из противопульной стали. Все жилые помещения имели иллюминаторы и вентиляцию. Офицеры питались в кают-компании, а старшины и рядовые - в кубриках по бачковой системе. По расчётам корабль должен был оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков и не терять остойчивости. Впервые в отечественном военном кораблестроении были предъявлены требования газонепроницаемости к закрытым помещениям корабля.

        Силовая установка механическая, двухвальная, котлотурбинная с двумя турбозубчатыми агрегатами (ГТЗА) мощностью по 13000 л.с. и двумя водотрубными котлами, размещёнными по эшелонной схеме. Носовая турбина работал на гребной вал правого борта, а кормовая - левого борта. Главные котлы - водотрубные, с двухсторонним проходом газов, с системой закрытого питания котлов. Дымоходы котлов выходили каждый в свою трубу. Вспомогательный котел, обеспечивал паром судовые механизмы и хозяйственные нужды корабля в целом.

 

55c08aeffb12.jpg

 

Вооружение 

 

Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 3 одноствольных 100-мм орудий Б-34 с длиной ствола 56 калибров. Размещались орудия одно в носовой части и два в кормовой части корпуса. Боезапас 300 выстрелов на орудие. Установка имела щит из противопульной брони и оригинальной конструкции подвижной щит, закрывающий амбразуру. Скорострельность при механической досылке составляла 15 выстр./мин. Начальная скорость снаряда 900 м/с, максимальный угол возвышения 85° и дальность стрельбы 22 км, потолок 15 км. Расчёт - 7 человек. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки обеспечивали скорость наведения до 12 град/с. Масса установки - 12,5 т, живучесть стволов (с флегматизаторами) достигала 1500 выстрелов. Дистанция до цели определялась с помощью 9-футового дальномера (база 2745 мм) английской фирмы "Барр и Струд", который размещался на ходовом мостике на банкете.
    2. Из 4 одноствольных 37-мм зенитных автоматов 70-К с длинной ствола 67 калибров, размещённых побортно на баке и в кормовой части корабля. Эти установки располагали противоосколочными щитами. Орудия имели воздушное охлаждение стволов, а обойма для зенитки состояла из 5 снарядов. Расчёт орудия включал 6 человек. Скорострельность автомата позволяла сделать 150 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°. Начальная скорость снаряда 875 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Масса орудия без щита составляла 1 350 кг.
    3. Из 3 крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длиной ствола 84,25 калибра, которые располагались на носовой надстройке и крыльях мостика. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов, после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    4. Из 1 трёхтрубного 450-мм торпедного аппарата образца 1913 года с боезапасом из 3 торпед 45-36Н в ТА. Торпедный аппарат комплектовался механическим и ручным приводами для горизонтальной наводки, возможность растворения крайних труб на угол до 7°, а также оснащался прицелом Герцика и автоматом-коробкой, обеспечивающим последовательный выстрел торпед. Скорость вращения ТА электромотором - 5°/с, вручную - 2°/с. Для управления торпедной стрельбой использовались прицелы Михайлова, которые стояли на крыльях мостика. Они позволяли решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем.
    5. Из минных рельсов и 24 якорных мин М-26 в перегруз. Корабельная мина с ударно-механическим взрывателем и сфероцилиндрическим корпусом весила 960 кг, а вес заряда 250 кг. Глубина места постановки составляла от 18 до 130 метров, минимальный минный интервал 41 или 55 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 15-25 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,05 секунды.
    6. Из 2 бомбосбрасывателей и глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
    7. Из 2 параванных тралов К-1 с депрессором (заглубителем). Параванный трал представлял собой одинарный двусторонний контактный трал, в котором в качестве отводителя использовался параван К-1. При буксировке параваны отводили тралящие части в стороны и удерживали их ходовые концы на заданном углублении. Углубитель шел за кораблем на своем буксире, при чем глубина его хода определялась длиной буксира. Параванный трал имел ширину захвата 180 м, заглубление 6 - 18м, скорость буксировки 12 - 22 уз. На верхней палубе в кормовой части монтировалась тральная лебедка с паровым приводом и тральная вьюшка. Для спуска и подъема параванов и тралов служил кран с паровым приводом, расположенный в корме.

 

Другое оборудование

 

         Корабли комплектовались РЛС "Гюйс-1М", радиопеленгатором "Строп", комплектом дымаппаратуры ДА-2 и дымовыми шашками МДШ.

      РЛС "Гюйс-1М" - корабельная РЛС с двумя антеннами (каналами), двухкоординатная, метрового (1,43 метра) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до воздушных и надводных целей и береговой линии для кораблей типа МО, БО, СКР, ТЩ и эсминцы. Станция работала в круговом - 360° и секторном - с азимутом 18° режимах, с рабочей частотой излучения 209,79 МГц. Две антенны — типа «волновой канал» с углом раствора диаграммы направленности в горизонтальной плоскости 22°, числом оборотов в минуту – 3 и темпом обзора – 20 секунд. Излучение и прием могли производиться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну. Оператор наблюдал обнаруженные цели на экране ЭЛТ, которая представляла собой осциллографический отметчик на трубке ЛО-709. В ЭЛТ были введены «строб-сигнал» и система строгой линейной развертки электронного луча. Применение схемы «электрической лупы» позволило увеличить разрешающую способность по дистанции и на больших дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и характер надводных целей. РЛС имела потребляемую мощность 80 кВт с дальностью обнаружения надводных целей типа крейсер – 11 км, эсминец – до 8 км, тральщика – до 6,5 км. Масса аппаратуры – 174 кг. Точность определения дальности составляла 92,5 метра, а срединная ошибка определения азимута составляла не более 0,42%.

        Радиопеленгатор "Строп" предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при плохой видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора размещалась на ходовом мостике позади фок-мачты. Пеленгатор работал в диапазоне волн 200-3000 метров и имел дальность приёма сигналов радиомаяков до 190 км.

       Дымаппаратура ДА-2 монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

        Морская дымовая шашка МДШ с дымообразователем из твердой дымовой смеси на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту. 

​         Для постановки и выборки трала предусмотрены тральный кран, лебедка и тральная вьюшка с паровыми приводами.

 a3011f45f814.gif

 

       Сторожевые корабли "Сокол" (проект 42) Водоизмещение полное 1679 г, нормальное 1509 т, стандартное 1339 т; длина 96,1 м, ширина 11 м, осадка 3,96 м. Мощность ТЗА 2x13910 л.с.; скорость полного хода 29, 65уз., экономическая 13,7уз.; дальность плавания 2810 миль. Вооружение: 4x1 100-мм АУ Б-34У-СМ, 2x2 37-мм АУ В-11М, 1x3 533-мм ТА, 2x16 РБУ-2500 (128 РГБ-25), 4 БМБ-1, 2 бомбосбрасывателя. Экипаж 211 человек.
           Проект разработан в 1947 - 1949 гг. По сравнению с прототипом - СКР "Ястреб" - новый корабль имел ббльшие размерения, цельносварной гладкопалубный корпус и усиленное вооружение. Обладал хорошей мореходностью. Однако правительственная комиссия посчитала водоизмещение СКР неприемлемо большим, и от крупносерийной постройки кораблей проекта 42 отказались.
           Всего в 1952-1953 г.г. построено 8 единиц: "Сокол", "Беркут", "Кондор", "Гриф" (с 29.9.1965 - "Советский Азербайджан"), "Кречет" (с 28.7.1970 - "Советский Дагестан"), "Орлан" (с 15.12.1966 - "Советский Туркменистан"), "Лев", "Тигр"
 
9c1eb261986d.gif
 
            Сторожевые корабли "Горностай" (проект 50) Водоизмещение наибольшее 1337 т, полное 1182 т, нормальное 1116 т, стандартное 1050 г; длина 90,9 м, ширина 10,2 м, осадка 2,9 м. Мощность ПТУ 2x10 015 л.с.; скорость полного хода 29 уз., экономическая 15,1 уз.; дальность плавания 2200 миль. Вооружение: 3 100-мм АУБ-34УСМ-А и 2x2 37-мм АУВ-11М, 1x2 533-мм ТА, 1x6 РБУ-200 и 4x1 БМБ-1, принимал до 26 якорных мин. Экипаж 168 человек.
          Удачный тип СКР, создававшийся как альтернатива кораблям проекта 42. Водоизмещение было уменьшено за счет применения линейной схемы ГЭУ (вместо эшелонной на предшественниках) и отказа от четвертой 100-мм артустановки. Ходовые качества и мореходность оказались весьма хорошими. При модернизации в 1959 - 1960 гг. все корабли проекта 50 оснастили трехтрубными ТА и двумя бомбометами РБУ-2500.
               Всего в 1954-1959 г.г. было построено 68 единиц, в том числе:
На СФ: "Росомаха", "Леопард", "Барс", "Кугуар", СКР-63, СКР-60, СКР-70, СКР-71, СКР-72, СКР-73, СКР-80, СКР-81
На БФ: "Барсук", "Кобчик", СКР-64 (с 12.10.1962-"Комсомолец Литвы"), СКР-65, СКР-68, СКР-14, СКР-15, СКР-5, СКР-8, "Филин", СКР-69 (последние два в 1964 году были проданы Финляндии)
На ЧФ: "Ягуар", "Пантера", "Рысь", "Горностай", "Волк", "Куница", "Норка", "Ворон", СКР-51, СКР-57, СКР-66, "Пума", "Сарыч", "Корсак", "Гризон" (последние четыре в 1963-1965 г.г. были проданы Индонезии)
На ТОФ: "Ласка", "Лунь", "Пингвин", "Гепард", "Лось", СКР-54, СКР-55, СКР-50, СКР-59, СКР-61, СКР-62 (с 27.10.1969 -"Иркутский комсомолец"), СКР-74, СКР-75, СКР-76 (с 25.10.1968 - "Архангельский комсомолец"), СКР-4, СКР-10, "Зубр", "Бизон", "Аист", "Пеликан" (последние четыре в 1963-1965 г.г. были проданы Индонезии)
          СКР-77 начинал службу на СФ, но в 1969 году был переведен в состав Каспийской флотилии, а в 1979 году был переименован в "Советский Дагестан". Другой "северный" СКР-56 в 1963 году был переведен на Балтику, а в 1977 на Каспий, в том же году он был переименован в "Советский Азербайджан". И наоборот черноморские "Туман" и СКР-58 в 1960 году были отправлены служить на СФ, но "Туман" там не прижился и в 1964 году был переведен на Балтику.
Кроме этого в 1956-1959 г.г. проданы ГДР из состава БФ - "Соболь", "Енот", "Тур", "Олень", а в 1957-1958 г.г. проданы Болгарии из состава ЧФ СКР-53, СКР-67. Еще 4 корабля (сверх 68-ми) были построены по нашей документации в Китае.
              В конце 80-х годов все корабли были пущены на слом.
 

 

Журнал "Судостроение" № 8 (1988) Д.А. Чалык, Д.С. Барбаш "Проектирование и постройка сторожевых кораблей типа "Ястреб"

Приложение к МК "Морская коллекция" № 6 (2000) С.С.Бережной "Сторожевые корабли ВМФ СССР и России 1945-2000"

Журнал "Моделист-Конструктор" № 5 (2004) С.В. Балакин "Последние миноносцы Советского флота"

http://mlib.rostel.ru

http://commi.narod.ru

http://wunderwafe.ru

http://web.archive.org

http://www.and-kin2008.narod.ru

 

 

См.также

Ветка советских эсминцев

Эскадренные миноносцы типа "Новик" (Дерзкий, Изяслав)

Эскадренный миноносец проекта 7 "Гневный"

Эскадренный миноносец проекта 30 "Огневой"

Лидер советских эсминцев "Баку" (проект 38)

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 665
Старший бета-тестер
4 172 публикации
8 260 боёв

Орлан-няшка ))

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
4 079 публикаций
7 040 боёв

"Орлан" в игре - это не тип "Ястреб", это вольная вариация на тему миноносца проекта 37. Так что мимо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
94 732
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
37 713 публикации
30 273 боя

"Орлан" в игре - это не тип "Ястреб", это вольная вариация на тему миноносца проекта 37. Так что мимо.

 

Поэтому я и написал, что каким бы мог стать бумажный Орлан, если бы был проектом 29! :trollface:  Хотя возможно, что имелись виду проекты СКР 42 и 50.......

Кстати, а не подскажите случаем, что за такой проект 37? :ohmy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 253 публикации

 

 

Насколько помню высказывания разных адмиралов и Кузнецова в честности, эсминцы СССР от серии к серии становились все хуже и хуже.

Малая мореходность и автономность, условная обитаемость, при волнении выше 2 баллов невозможность вести хоть какой либо вменяемый огонь ГК, сложность при той же погоде с подачей боеприпасов.

И прочее.

А за послевоенное, так вообще "мат без мата". 

Приеду домой через несколько дней, пороюсь - цитаты выложу и авторов цитат(адмиралов).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
4 079 публикаций
7 040 боёв

 

 

Кстати, а не подскажите случаем, что за такой проект 37? :ohmy:

 

  О них мало что известно, самая подробная информация - вот:

.

На случай войны Наркоматом ВМФ был составлен мобилизационный план, который ежегодно корректи­ровался. По этому плану предполагалось в первый ме­сяц войны отмобилизовать и вооружить транспортные и промысловые суда в интересах военного флота. Фор­сировать достройку больших кораблей и увеличить вы­пуск эсминцев, подводных лодок, малых боевых ко­раблей и катеров.

Реальная обстановка сложилась иначе. Все планы рухнули из-за того, что значительная часть территории страны оказалась в зоне оккупации противника. В ней оказалось 40% населения и огромные промышленные мощности. Валовая продукция всей страны уменьши­лась более чем в два раза. Выпуск проката черных ме­таллов сократился в 3 раза, а цветных даже в 430 раз. Алюминий исчез практически полностью.

Велась спешная эвакуация заводов и недостроен­ных кораблей из Николаева, Ленинграда и Киева. Часть кораблей в Николаеве и Киеве была оставлена противнику, так как в августе 1941 г. они были сданы немцам. Ленинград оказался в блокаде.

Здесь уже было не до строительства новых кораб­лей. С трудом справлялись с ремонтом поврежденных.

Другим фактором, определившим невозможность выполнения предвоенных планов, стало переключение многих судостроительных предприятий и заводов - смежников на выпуск боеприпасов, вооружения и тех­ники для сухопутной армии, так как справедливо счита­лось, что именно там и решается все.

Постепенно придя в себя от шока, перебазировав частично судостроительную промышленность, открыв новые производства, прис-тупили к достройке кораб­лей небольшого водоизмещения, вплоть до эсминцев. На Дальнем Востоке достроили даже два крейсера. Но всем было ясно, что восполнять боевые потери, которые были огромны, при существующих мощностях просто невозможно. И тут сказали свое слово союзники. По ленд-лизу в 1943-1945 годах было получено 28 фрегатов, 95 тральщиков, 138 больших и малых охотников, 202 тор­педных катера и множество вспомогательных судов.

Отечественную судостроительную промышлен­ность выручили поставки американских и английских судовых двигателей. За время войны в СССР поступило 3650 дизелей и 6746 бензиновых судовых моторов. Пос­тавлялись зенитные пушки и пулеметы, минно-тральное вооружение, противолодочное, было отправлено более тысячи комплектов радио-локационных станций, гидроакустическая аппаратура, тысячи кора-бельных, береговых и самолетных радиостанций, телефонных комму-таторов. Значительно увеличился и автопарк ВМФ. Все оборудование требовало высококачествен­ного горючего и смазки, что и поставлялось в требуе­мом количестве. И это только для флота.

Неожиданно выявился отрицательный фактор. Массовое появление импортной техники потребовало повышения культуры обслуживания механизмов и уст­ройств. А с этим у нас всегда было туго, что приводило к задержке ввода в строй вновь строящихся кораблей. Отвлекаясь от темы, хочется сказать, что с культурой у нас туго и сейчас, хотя техники своей, что называет­ся навалом. Культура не растет потому, что по сей день в нее никто не вкладывает ни копейки, а в послед­нее время она даже падает. Поглядите сколько у нас бомжей и беспризорников, и это при катастрофичес­ком понижении рождаемости.

Ну, это к слову.

Огромное значение ленд-лиза еще и в том, что он дал мощный толчок к развитию нашей техники. Было на что посмотреть. Оборудование поставлялось современное и было на порядок выше по качеству, чем наше. Многое у нас не производилось вообще.

Многие отечественные корабли и суда постройки военных лет в большей степени оснащались ленд-лизовской техникой. Более одной трети боевых катеров были снабжены главными двигателями американского производства. Авиация ВМФ имела в своем составе 25% самолетов, полученных от союзников. ВМФ с 1944 г. достаточно широко стал применять радиолокационные станции и эффективную гидролокационную технику.

Несмотря на сложившееся тяжелое положение и острую нехватку кадров военно-морская наука продолжала свою интенсивную деятельность. Помимо решения проблем, необходимых для нужд непосредственно военных действий, продолжалось и проектирование военных кораблей, в том числе и миноносцев.

Первой родилась идея создания миноносца массовой постройки, небольшого и дешевого, что, как считалось, прежде всего, необходимо, и что было на самом деле большой глупостью. Во-первых, все варианты предложенного проекта представляли уменьшенную копию только что развернутого строительством сторожевого корабля пр. 29, с тем же составом вооружения и, стало быть, ухудшенными тактико-техническими данными и явно не тянули на миноносец с его задачами. И, во-вторых, в условиях военного времени, конечно же, не удалось бы развернуть его строительство, так как с трудом достраивали и то, что уже было заложено.

Корабль имел в различных вариантах водоизмещение: стандартное — 640—800 т, полное — 710—900 т. Размеры: 74x9x2,35 м. Мощность двигателя 11000-14000 л.с. Скорость — 25 уз. Вооружение состояло из одноствольных 100-мм артиллерийских установок Б-34 или двухствольных Б-54; 3—4 — 37-мм автоматов до четырех сдвоенных 12,7-мм пулеметов; 1x3 — 533-мм ТА; двух бомбометов БМБ-1.

После долгих обсуждений проект тихо похоронили. Поскольку считалось, что для стесненных районов Балтийского и Тихоокеанского театров требуется малый миноносец, то этот тип миноносца пр. 37 был включен в план проектирования 1942 г. Даже два типа, один пр. 37, другой пр. 37Д (дизельный). Главное условие — для унификации проектировать в корпусе уже строящихся эскадренных тральщиков пр. 59. Разработано было, как принято, несколько вариантов, различающихся в основном расположением главной артиллерии. Пр. 37Д был однотрубным, второе орудие располагалось в центре корпуса.

Миноносцы  для массовой постройки. Вариан 3

Вооружение пр. 37 состояло из трех 130-мм орудий Б-13, четырех спаренных 37-мм автоматов и четырех спаренных 12,7-мм пулеметов, одного трехтрубного 450-мм торпедного аппарата. Для борьбы с подводными лодками предусматривались два бомбомета, бомбосбрасыватели, 22 больших и 26 малых глубинных бомб. Главная энергетическая установка была взята с пр. 29, строящегося сторожевого корабля, которая должна была обеспечивать скорость 31 уз. и дальность плавания 3000 миль ходом 12—14 узлов. Матросы и старшины размешались в кубриках на подвесных койках, которые днем убирались.

Миноносцы проектов 37

До 1945 г. данный проект дообсуждали и довидоизменяли до того, что он, в конечном счете, превратился в сторожевой корабль. Дальнейшего продолжения это тактико-техническое задание не получило.

 

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
94 732
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
37 713 публикации
30 273 боя

спс! :honoring: за информацию по проекту 37! Значит все-таки предполагался гибрид эскадренного тральщика проекта 59 и однотрубный проект 37Д..... 

 

До 1945 г. данный проект дообсуждали и довидоизменяли до того, что он, в конечном счете, превратился в сторожевой корабль.

Дальнейшего продолжения это тактико-техническое задание не получило.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
94 732
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
37 713 публикации
30 273 боя

и все-таки Орлан однотрубный и больше похож по корпусу на проект 50 "Горностай"

 

гибрид :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
13
[AZOB]
Участник, Коллекционер
49 публикаций

Орлан-няшка ))

 

Первая любовь в WorldShips.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
94 732
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
37 713 публикации
30 273 боя

 

Первая любовь в WorldShips.

 

в этой голосовалке пока Орлан на 1 месте идет

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
12 публикаций
15 253 боя

Разумеется, этот "Орлан" есть смесь проектных данных и предположений, но для игры корабль вышел, по-моему, удачным. По крайней мере субъективно для меня - это очень успешный корабль.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
94 732
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
37 713 публикации
30 273 боя

Разумеется, этот "Орлан" есть смесь проектных данных и предположений, но для игры корабль вышел, по-моему, удачным. По крайней мере субъективно для меня - это очень успешный корабль.

 

Разумеется??? Странное утверждение....Орлан, как сторожевой корабль, исторически существовал реально, но не в том "гибридном и бумажном" виде, в каком он имеется в игре.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 публикация

Маневренный скорострельный вес залпа, все замечательно, но где торпедный аппарат?

у всех вышеназванных торпедное вооружение есть!

верните  торпеды на борт!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×