890 [FJORD] ilia3075 Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер 1 481 публикация 24 079 боёв Жалоба #1 Опубликовано: 12 сен 2013, 23:57:07 Вступление. Камрады,так уж повелось,что я частенько здесь выступаю скептиком по отношению к авианосцам.Вернее их сверхраспиаренности.Я здесь создавал темы,к--е выставляли в невыгодном свете американские авианосцы,чем вызывал неоднократно гнев и критику со стороны адептов американских авианосцев.И тем не менее,я продолжаю настаивать,что авианосцы не являются имба-кораблями в противостоянии равных в военном потенциале держав,хотя они продолжают оставаться очень грозным оружием.Сегодня я хотел бы опубликовать тему,описывающую почти реальное противостояние американских АУГ и наших ракетоносцев.(сразу хочу извиниться,что в интернете нашел только один источник,если кто найдет и кинет ссылку на другие ,буду признателен).Итак о чем же сегодня пойдет речь? А речь сегодня пойдет об учениях "Team Work-64".Кто-то возразит,что это было почти 60 лет назад.Да,я согласен.Но я думаю,никто не будет возражать,что системы защиты и нападения развиваются синхронно.В данном случае ,оружие нападения (ПКР) я ды даже сказал,сейчас эффективнее ,чем защита от него. Итак поехали.Так в чем же суть и дело? Сначало ,скажу коротко,в чем суть ,а далее более детально.В 1964 году в Северной Атлантике проводилсиь крупные учения ВМФ США и стран НАТО. В ответ на это, командующий авиацией КСФ сумел убедить руководство Вооруженных Сил и КПСС Советского Союза немного проучить американцев.Полк Ту-16К-10 при поддержке разведчиков и постановщиков помех вылетел в район учений, и имитировал ракетную атаку на авианосный ордер и корабли союзников. Причем, выполнялись все последовательности боевой работы, кроме пуска ракет.После этого, в США разгорелся огромный скандал, трассы морских конвоев увели в сторону от советских баз, а в СССР праздновали победу.Я считаю, что эта атака была отличным ходом советских авиаторов для того, чтобы подорвать боевой дух американцев, и показать, кто над морем хозяин.Ну а теперь,как и обещал,более детально.Авианосные ударные соединения являются основой военно-морской мощи США. Мобильность и огневая мощь данных соединений дают ВМС США беспрецедентные возможности как по завоеванию господства на море, так и по проведению наступательных операций «Флот против берега». Не существует случаев потопления современного американского авианосца, тем не менее с создание и отработка методик борьбы с американскими АУС в случае войны являлось одной из ключевых проблем, стоявших перед советским Военно-морским флотом. Существуют различные взгляды на возможности советских (российских) Вооруженных сил в борьбе с американскими авианосными соединениями. Американские стратеги полагают, и небезосновательно, что мощная эшелонированная оборона АУС в сочетании с громадной живучестью современных авианосцев делает их фактически непотопляемыми обычными средствами. В этой связи интересен пример действий советской морской ракетоносной авиации против авианосного соединения ВМС США, имевший место в ходе учений “Team work” в 1964 г. Это не было боевое столкновение, с обеих сторон отрабатывались всего лишь учебные задачи, однако он дает представление о реальных возможностях морской ракетоносной авиации ВМФ СССР в борьбе с флотами вероятного противника. ВМС США: СТАВКА НА АВИАНОСЦЫ. Uploaded with ImageShack.usОдним из важнейших итогов развития ВМС США в период Второй мировой войны стало создание и всестороннее развитие двух основных боевых систем, позволивших американцам одержать убедительную победу в войне на Тихом океане. Первой из них является система десантного флота, позволяющая проводить высадку на берег крупных масс войск и дальнейшее их обеспечение всем необходимым для ведения боевых действий. Второй системой является система авианосного флота, позволившая обеспечивать господство в воздухе в прибрежных районах, что в значительной мере обеспечивало успех действий высадившихся войск, и завоевать господство на море. Следует отметить, что широкое использование в морских операциях авианосных групп и соединений открыло новые возможности в решении практически всех основных задач ВМС. Анализ действий авианосцев в период Второй мировой войны, особенно на Тихом океане, был очень важен для всего последующего периода их развития, так как это была первая и последняя на сегодня война, где авианосцы применялись против сильного противника. Фактически он определил дальнейшее развитие и самих авианосцев, и концепции их применения в вооруженной борьбе на море. К моменту окончания Второй мировой войны американский флот располагал 17-ю тяжелыми авианосцами типа «Essex». А до конца 1945 года он пополнился еще четырьмя кораблями — двумя типа «Essex» (CV-37 «Princeton», CV-40 «Tarawa») и двумя гигантами CVB-41 «Midway» и CVB-42 «Franklin D. Roosevelt». Таким образом, США стали бесспорными хозяевами океанских просторов: по ударной мощи (а ее олицетворяли именно авианосцы) тягаться с ними не могли даже все остальные страны мира, вместе взятые. Что же касается ВМФ СССР, то в первые послевоенные годы он оставался флотом прибрежного действия. Считалось, что цели войны могут быть достигнуты только объединенными усилиями всех видов вооруженных сил при главной роли Сухопутных войск, что в целом было верно для сложившихся условий. Такие взгляды были продиктованы опытом минувшей войны и вполне соответствовали фактическому составу сил и средств флотов в сравнении с их возможным противником. Главным родом сил ВМФ вначале являлись надводные корабли, которые должны были действовать в зоне прикрытия морской авиацией берегового базирования. Однако с течением времени на первое место стали выдвигаться подводные лодки, основной задачей которых стала борьба на коммуникациях противника. Такое усиление роли подводной компоненты флота было обусловлено подавляющим господством флотов и особенно палубной авиации вероятного противника в открытом море. В этих условиях фактически только подводные лодки, обладающие намного меньшей уязвимостью от действий авиации, могли проводить наступательные действия и добиваться при этом определенных успехов. ПРОТИВОАВИАНОСНЫЕ СИСТЕМЫ СССР. Uploaded with ImageShack.usВ начале 50-х гг роль авиации как ударной силы флота значительно возросла с появлением ядерного оружия. В самой авиации к этому времени произошел качественный скачок в развитии ее боевых возможностей, вызванный заменой поршневых двигателей на реактивные. Резко повысились скорости, высота и дальности полетов, увеличилась боевая нагрузка самолетов. Авианосная авиация приобрела способность доставлять ядерные бомбы на сотни километров и стала угрожать не только приморским районам, но и значительной части территории СССР. Для сил и средств войск ПВО страны корабельные самолеты являлись целями гораздо более сложными по сравнению со стратегическими бомбардировщиками: летали они быстрее «стратегов», а по маневренности превосходили их в несколько раз. В отличие от наземных самолетов тактической авиации их нельзя было накрыть упреждающим ударом фронтовой авиации или баллистических ракет. Для многочисленных советских подводных лодок авианосцы представляли собой труднодоступную цель не только из-за противодействия мощного наряда кораблей охранения, но и вследствие большой скорости хода, вдвое превышавшей соответствующий показатель дизель-электрических субмарин, что очень сильно затрудняло их выход на позицию эффективной торпедной стрельбы.Для борьбы с этой угрозой высшим военно-политическим руководством СССР во главе с И.В. Сталиным было принято решение развивать новый вид оружия — крылатые противокорабельные ракеты (в то время — самолеты-снаряды) для различных носителей (надводные корабли, подводные лодки, самолеты морской авиации берегового базирования). После Великой Отечественной войны начало проводиться активное изучение образцов новейшей трофейной техники с задачами вначале ее воспроизведения, а потом и развития (Постановление Совета Министров СССР №1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения» от 19 мая 1946 г., подписанное И.В. Сталиным). В непосредственное развитие этого Постановления были созданы к осени того же года два крупнейших полигона: «Капустин Яр» (испытания и модернизация «Фау-2») и «Песчаная Балка» (в районе Феодосии, испытания новых видов вооружения ВМФ). Первые крылатые ракеты отличались весьма немаленькими размерами и массой, а также малой весовой отдачей, что вообще естественно для нового вида вооружения. Поэтому наиболее простым вариантом было размещение их на крупных надводных кораблях, для чего и проводились соответствующие исследования. Например, на основании данных по ракете 15ХМ «Шторм» КБ завода Минавиапрома организациями Минсудпрома, в частности проектно-исследовательским бюро ЦНИИ-45, в конце 40-х — начале 50-х гг проводились проработки размещения ракет «Шторма на надводных кораблях проектов 30бис, 56 и 68бис. В дальнейшем Постановлением СМ №2541-1222 от 30 декабря 1954 г. НИИ-642 была поручена разработка корабельной крылатой ракеты КСЩ. Первым кораблем, получившим ракеты КСЩ, стал эсминец «Бедовый», с лета 1955 г. достраивавшийся по проекту 56ЭМ. Кроме «Бедового», ракетами КСЩ было вооружено четыре эсминца проекта 56М и эсминцы пр.57бис — восемь кораблей этого проекта вступили в строй с 10 января 1960 по 30 декабря 1961 г. Кроме этого, в конце 1958 г. было развернуто строительство ракетных катеров пр.183Р, вооруженных ракетой П-15, разработанной в КБ «Радуга» под руководством А.Я. Березняка. Противокорабельной крылатой ракетой второго поколения для надводных кораблей стала П-35, разработанная в ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея. Первый корабль проекта 58 «Грозный» с ракетами П-35 вступил в строй 30 декабря 1962 г. Это был первый в мире специально спроектированный корабль с противокорабельным и зенитным ракетным вооружением. В послевоенное время особенно остро стоял вопрос о возможности нанесения ответного удара по территории «вероятного противника» — США. Проблема заключалась в том, что эта самая территория была отгорожена двумя «противотанковыми рвами» — Атлантическим и Тихим океанами — и охранялась многочисленным флотом. Как уже отмечалось ранее, успешно действовать в условиях подавляющего превосходства флота противника имели возможность только подводные лодки. Поэтому, наряду с баллистическими ракетами, прорабатывались и стратегические крылатые ракеты «для стрельбы по площадям», а также проекты подводных лодок, вооруженных ими. Следует отметить, что это решение оказалось верным — именно возможность нанесения ответного удара при помощи первого поколения подводных лодок, вооруженных как баллистическими, так и крылатыми ракетами, немногочисленных первых стратегических бомбардировщиков и еще более немногочисленных межконтинентальных баллистических ракет позволила остудить горячие головы в американском политическом и военном руководстве и избежать ядерной войны в 50-е годы. Первой специализированной крылатой противокорабельной ракетой для вооружения подводных лодок стала ракета П-6 разработка которой началась 17 августа 1956 г Постановлением СМ от 23 июня 1964 г. комплекс П-6 был принят на вооружение подводных лодок пр. 651 (дизельные) и 675 (атомные). По проекту 651 было построено 16 лодок, переданных флоту в 1965-1968 гг. Головная подводная лодка пр. 675, вооруженная восемью ракетами П-5 или П-6Р вошла в состав СФ 30 сентября 1963 г В дальнейшем на двух заводах было построено 29 лодок пр 675. Нанесение ударов по надводным кораблям на дистанциях, многократно превышающих дальность прямой радиолокационной видимости, потребовало создания системы разведки и целеуказания для противокорабельных ракет. Такая система была создана и состояла из бортового радиолокационного комплекса обнаружения надводных целей и аппаратуры трансляции радиолокационной информации, размещенных на самолетах Ту-16РЦ, Ту-95РЦ, позднее на вертолетах Ка-25РЦ и на приемных пунктах на кораблях. Одним из наиболее значимых достижений послевоенного периода, которое серьезно повлияло на дальнейшее развитие морской авиации и ее боевых возможностей, является зарождение морской ракетоносной авиации. В 1947 году было начато проектирование противокорабельного снаряда 14Х КС-1 «Комета» в ОКБ-51 (позже переданы в ОКБ-155). Носителем был выбран дальний бомбардировщик Ту-4 с РЛС «Комета К-1» (К-1) и двумя держателями БД-КС. В 1952 г. был проведен первый пуск самолета-снаряда с наведением. Он оказался неудачным, но систему удалось довести, и в том же году после успешного завершения совместных государственных испытаний начался серийный выпуск нового оружия. В 1954 г. система ракетного оружия «Комета-М» была принята на вооружение Авиации ВМФ СССР. За создание системы «Комета» коллектив ОКБ-155 был отмечен Сталинской премией. В июне 1953 г в составе ВВС ЧФ была сформирована 27-я учебная эскадрилья, а осенью 1955 г. на ее базе был создан 124-й ТБАП ДД (позже — МТАП ДД), в составе которого было 12 Ту-4КС, 8 Ту-4 и другая техника. Затем перевооружился на ракетоносцы 5-й МТАП ЧФ. В сумме в эти части поступило около 30 носителей Ту-4К. Позже на всех флотах стали формироваться части морской ракетоносной авиации, вооруженные самолетами Ту-16 с разнообразными ракетными комплексами. Морская ракетоносная авиация располагала существенно большими возможностями в борьбе с АУГ по сравнению с другими ракетными системами на базе кораблей и подводных лодок. Так, она обладала принципиальными преимуществами перед кораблями-ракетоносцами — возможностью самостоятельной доразведки целей и способностью быстрой концентрации сил для нанесения мощного удара несколькими десятками ракет. В результате, хотя радиус действия самолетов-ракетоносцев уступал возможностям кораблей, морская береговая авиация начала становиться одной их главных составляющих ударного потенциала ВМФ СССР. С получением флотами нового оружия разрабатывались стратегия и тактика его применения в различных условиях. Так, в конце 1950-х — начале 1960-х гг важнейшими задачами флота в начальный период войны являлись срыв ядерных ударов с морского направления и нарушение или срыв морских и океанских сообщений противника. Для решения первой задачи основными объектами действий советского ВМФ были авианосные ударные и ракетоносные соединения противника, для ведения борьбы с которыми надо было заранее организовать операции по уничтожению сил флота противника в море, нацеливая на их выполнение подводные лодки, особенно атомные, развернутые в районах боевых действий, и авиацию флота. В связи с этим в конце 50-х — начале 60-х гг. большое внимание уделяли разработке типовой морской операции по уничтожению авианосного ударного соединения противника. Главная роль в операции отводилась подводным лодкам с различным вооружением и ракетоносной авиации. Отрабатывались различные варианты как однородных, так и комбинированных ракетных ударов с использованием различных носителей. УЧЕНИЯ ВМС НАТО. Uploaded with ImageShack.usПравящие круги США рассматривают ВМС как важнейшую составную часть вооруженных сил страны. Военно-морские силы считаются наиболее универсальными и мобильными, обладают большой ударной мощью и способны решать широкий круг задач в войнах различных видов и масштабов. Поэтому предметом особой заботы Пентагона является поддержание флота в постоянной готовности к ведению боевых действий и повышению выучки его личного состава, Отработка всех видов боевых действий осуществляется в ходе оперативной и боевой подготовки ВМС, причем действиями группы «флот против флота» лишь создаются необходимые условий для решения задач группы «флот против берега». В частности, завоевание господства на море и защита океанских коммуникаций являются главными условиями обеспечения боевой устойчивости стратегических подводных ракетно-ядерных систем и выполнения перебросок стратегических резервов на заокеанские ТВД. Географическое положение Соединенных Штатов обусловило активное развитие (наряду со стратегическими силами и силами общего назначения) средств обеспечения стратегической мобильности, а также системы мобилизации торгового флота в интересах переброски войск и военных грузов на заокеанские ТВД и, прежде всего, в Западную Европу. Опыт войн в Корее и Вьетнаме свидетельствует о том, что для ведения продолжительных по времени боевых действий сухопутных войск на удаленном ТВД требуется огромное количество военных грузов. Так, в Южный Вьетнам ежемесячно доставлялось 1,5-2 млн, т грузов, причем на морской транспорт приходилось до 98% грузовых перевозок и около 35% перевозок личного состава. Подобное положение сложилось бы и в случае длительной войны в Европе. В рассматриваемый период военные специалисты НАТО открыто заявляли (и заявляют поныне), что успешная и своевременная переброска войск усиления и предметов МТО в Европу будет во многом зависеть от упреждающего развертывания корабельных группировок ударных и противолодочных сил в Восточной Атлантике, завоевания и удержания господства в Норвежском и Северном морях, надежной блокады флотов стран Варшавского договора в Баренцевом и Балтийском морях. Ежегодная оперативная подготовка ВМС, в ходе которой отрабатывались подобные задачи, в годы «Холодной войны» характеризовалась постепенным ростом размаха, масштабности и согласованности учений, приближением районов их проведения к районам базирования и развертывания ВМФ СССР, активизацией блоковой подготовки. Ставя перед собой целью достижение неоспоримого превосходства над советским военно-морским флотом, командование американских ВМС стремилось отрабатывать задачи оперативной подготовки так, чтобы уже в начале войны блокировать его силы в прибрежных районах и районах базирования, воспрепятствовать их развертыванию в открытые океанские просторы и обеспечить тем самым переброску стратегических резервов на заморские ТВД. На учениях все эти вопросы решались путем комплексного использования подводных и надводных сил, палубной и базовой патрульной авиации, сил морской пехоты. Во время «Холодной войны» по планам командования ВМС США ежегодно проводилось до 100 национальных и совместных с союзниками учений. Почти в одной трети из них принимали участие авианосные силы, в таком же количестве учений — амфибийные и морская пехота, в остальных — противолодочные и минно-тральные силы, а также средства обеспечения стратегической мобильности. Для оперативной подготовки американского флота характерен комплекс периодически повторяющихся типовых учений с устойчивой тематикой решаемых задач, определенными сроками, составом участников и районами проведения. Наиболее крупные из них — «Team work», «Ocean Venlure», «Ocean safari», «Northern wedding», «Display determination», «Team spirit» и другие. В наиболее полном объеме вышеперечисленные вопросы отрабатываются на крупнейших учениях ОВС НАТО под условным названием «Team work». Учение проходит в водах Северной и Восточной Атлантики, Норвежского и Северного морей, на территории Великобритании и Норвегии раз в четыре года и является составной частью итоговых осенних маневров блока «Autumn Forge». В годы «Холодной войны» к участию в нем привлекалось до 60 тыс. человек, более 170 боевых кораблей и вспомогательных судов, а также свыше 450 самолетов и вертолетов из состава ВМС, сухопутных войск и ВВС стран НАТО. В ходе учения решаются следующие основные задачи: формирование оперативных соединений и групп различного целевого назначения, в том числе специального ударного соединения ВМС НАТО для действий в чрезвычайных условиях и ударного флота НАТО на Атлантике; усиление группировки сухопутных войск в Северной Норвегии за счет высадки морских десантов на необорудованное побережье; защита океанских и морских коммуникаций, обеспечивающих подвоз в Европу стратегических резервов и военных грузов; авиационная поддержка сухопутных войск, действующих на приморских направлениях, и десантом при ведении ими наступательных и оборонительных действий; борьба с надводными корабельными группировками и подводными лодками для завоевания господства на море; воспрещение развертывания ударных группировок противника через Исландский рубеж; организация веек видов обороны корабельных соединений, десантных отрядов и конвоев на переходе морем; организация управления, связи, ведения разведки и материально-технического обеспечения кораблей в море и базах. В основу замысла учения положен один из вариантов развертывания вооруженного конфликта на северном фланге блока, в ходе которого предусматривается отработка ведения боевых действий между «синими» (ОВС НАТО) и «оранжевыми» («противник») на территории Северной Норвегии и в Северо-Восточной Атлантике. Приоритет в развязывании войны отдавался «оранжевым», начинавшим под видом учения выдвижение своих сухопутных войск к границе с Норвегией и переброску флота из Баренцева и Балтийского морей в Норвежское и Северное. Упреждая развертывание «синих», «противник» создает противолодочный и противокорабельный рубеж о-в Исландия — Фарерские о-ва — побережье Норвегии, чтобы не допустить усиления группировки ВМС НАТО в Норвежском море. «Оранжевые» первыми развязывают боевые действия на суше и море, проводят наступательную операцию в Северной Норвегии и переходят к систематическим боевым действиям по уничтожению находящихся в Норвежском и Северном морях группировок флотов европейских стран блока и по нарушению морских коммуникаций «синих». Обеспечив трансатлантический переход кораблей ВМС США и Канады в Восточную Атлантику, синие прорывают Исландский рубеж, развертывают свои ударные сипы в Норвежском море и под их прикрытием осуществляют переброску войск усиления на Европейский ТВД. Одновременно они блокируют зону Балтийских проливов с западного направления и проводят морскую десантную операцию в Северной Норвегии в целях оказания поддержки обороняющейся группировке сухопутных войск. Совместными действиями сухопутных войск ВВС и ВМС «синие» перехватывают стратегическую инициативу, завоевывают господство в Норвежском море путем проведения ряда морских операций по уничтожению корабельных группировок «оранжевых», переходят в наступление на континентальном ТВД и обеспечивают бесперебойную переброску войск усиления второго эшелона и предметов снабжения на Европейский ТВД.Учение, как правило, проходит в три этапа. В ходе первого этапа формируется ударный флот НАТО на Атлантике и проводится усиление ОВС НАТО в Восточной Атлантике за счет перехода в этот район авианосной группы и крупного десантного соединения американских ВМС от Восточного побережья США (как правило). Это соединение рассматривается командованием НАТО в качестве наиболее боеготового, боеспособного и высокоманевренного оперативного формирования ВМС в данном регионе. Он создается е случае военно-политического обострения или в начальный период войны, а также на время проведения крупных учений (таких, как «Team works) и маневров блока НАТО на базе 2-го американского оперативного флота с включением в его состав отдельных боевых кораблей и вспомогательных судов ВМС Великобритании, Нидерландов, ФРГ и других стран-участниц. Командующим ударным флотом становится командующий 2-м оперативным флотом США (береговой штаб в г. Норфолк, походный — на штабном десантном корабле «Mount Whitney»). Основными задачами ударного флота НАТО на Атлантике являются следующие: участие в нанесении ядерных ударов по планам ВГК ОВС НАТО в Европе и региональным планам подчиненных ему главных командований ОВС блока на Северо-Европейском и Центрально-Европейском ТВД; завоевание господства в отдельных районах Атлантики, в Норвежском и Баренцевом морях; защита океанских и морских коммуникаций блока на Атлантике прежде всего в интересах обеспечения стратегических перебросок войск усиления и военных грузов из США и Канады в Европу; обеспечение проведения морских десантных операций и участие в противодесантной обороне побережья Северо-Западной Европы; оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам блока на Северо-Европейском и Центрально-Европейском ТВД. Эти задачи должны решаться входящими в состав ударного флота соединениями: авианосным ударным, амфибийно-десантным, сил обслуживания и другими, которые будут формироваться в случае необходимости для выполнения конкретных оперативных и тактических задач. Авианосное ударное соединение (AУC) является основным боевым формированием ударного флота. В его состав может быть включено до четырех американских многоцелевых и один-два английских противолодочных авианосца и более 40 кораблей охранения. На борту авианосцев может находиться около 360-380 боевых самолетов, в том числе около 160 самолетов-носителей ядерного оружия. В составе авианосного ударного соединения предусматривается сформировать две-три авианосные ударные группы (АУГ) и одну-две поисково-ударные. Авианосная ударная группа включает один-два американских авианосца, один-два крейсера УРО, 6-12 эскадренных миноносцев и фрегатов (в том числе 3-6 кораблей УРО) и, по необходимости, одну-две атомных подводных лодки (АПЛ). На авианосные ударные группы предусматривается возложить задачи наступательного характера, в частности нанесение массированных ударов палубной авиацией по корабельным группировкам противника в море и в базах, оказание поддержки сухопутным войскам на приморских направлениях и морским десантам при их высадке и ведении боевых действий на берегу, защиту морских коммуникаций и другие. Амфибийно-десантное соединение (десантные корабли и суда, войска десанта) формируется и передается в подчинение командующего ударным флотом только на период проведения морской десантной операции. В его состав могут быть включены около 50 кораблей и транспортов, на борту которых размещается до 50 тыс. морских пехотинцев США из состава 2-й экспедиционной дивизии морской пехоты, а также части подразделения 3-й бригады морской пехоты Великобритании и амфибийной боевой группы ВМС Нидерландов. Переход амфибийно-десантного соединения в район высадки на Северо-Европейском ТВД (Северная Норвегия или зона Балтийских проливов) осуществляется, как правило, под прикрытием авианосной авиации и маневренных противолодочных сил ударного флота. Материально-техническое обеспечение соединений ударного флота возлагается на вспомогательные суда, организационно сведенные в соединение сил обслуживания. В его состав могут входить до 15-20 транспортов снабжения и танкеров ВМС США, Великобритании, ФРГ, Нидерландов и других стран НАТО, а также зафрахтованные гражданские суда. В ходе учений «Team work» на первом этапе ведется борьба с подводными лодками в Норвежском море и на противолодочном рубеже о-в Исландия — Фарерские о-ва, выполняются учебные минные постановки, отрабатывается ведение разведки в Северо-Восточной Атлантике. На втором этапе отрабатываются вопросы прорыва Исландского рубежа силами флота, завоевания господства в южной части Норвежского моря, а также осуществляется переход десантного соединения к району высадки морского десанта под прикрытием авианосной группы, активно действующей против подводных лодок, надводных кораблей и авиации «противника». На третьем этапе решаются вопросы удержания господства в Норвежском море, организации морской десантной операции, взаимодействия морской пехоты и сухопутных войск, защиты коммуникаций в Восточной Атлантике, проводки конвоев, оказания поддержки сухопутным войскам и десанту. «TEAM WORK-64»: ТРИУМФ СОВЕТСКИХ РАКЕТОНОСЦЕВ. Uploaded with ImageShack.usВ 1964 г. для морской авиации Советского Союза настал момент истины. В этом году Объединенные ВМС НАТО проводили учения «Team work-64», которые захватили всю Северную Атлантику и западную часть Ледовитого океана. США покинула эскадра, из 51 корабля под флагом командующего 2-м оперативным флотом. В ее составе было: две АУГ: 401-я (авианосец CV 62 «Independence» типа «Forrestal», состав авиакрыла: VF-41 (F-4B), VA-72 (A-4E, 5 VA-86 (A-6A), VA-75 (A-6A), VAW-12 (Е-1В), HU-2 (UH-2A); флагманское штабное судно, крейсер ЗУРО, 3 фрегата и 4 эсминца ЗУРО и 402-я (противолодочный авианосец CVS 18 «Wasp» типа «Oriskany», 11 эсминцев и три британских корабля ПЛО). Обе группы пошли параллельными курсами на расстоянии 800 км друг от друга на восток. 2-13 сентября у Нью-Фаундленда эскадра отрабатывала прорыв сквозь заслон атомных торпедных и ракетных лодок, при этом она была обнаружена экипажем Ту-95РЦ. Через неделю обе группы соединились южнее Исландии и полным ходом двинулись на северо-восток. В этом районе положение эскадры снова было вскрыто самолетами-разведчиками Северного флота. Целями завершающего этапа маневров, проходившего в Норвежском море и в районе Британских островов, должны были стать «тактический ядерный удар по береговым целям» и «высадка морского десанта на обороняемое побережье». Район Норвежского моря входил в зону ответственности Северного флота, который на то время включал мощную группировку морской авиации. В ее состав входила и 5-я Киркенесская Краснознаменная морская ракетная авиадивизия (МРАД), включающая 924-й гвардейский Киевский Краснознаменный морской ракетный авиационный полк, Оленья (Оленегорск), 574-й Печенгский дважды Краснознаменный морской ракетный авиационный полк, Катунино (Пахта), 987-й МРАП, Североморск-3. Видя такой размах действий вероятного противника, командование 5-й МРАД предложило в ответ провести учения авиации СФ. Чтобы поставить американцев на место, был составлен план, предусматривавший совместные действия двух полков Ту-16 — разведчиков и ракетоносцев. План был представлен на рассмотрение и.о. командующего ВВС КСФ адмирала Егорова (командующий Корзунов оказался в отпуске), который подписал его и проинформировал командующего Авиацией ВМФ Борзова, а тот — и.о. Главкома ВМФ Касатонова. Но Касатонов, опасаясь неконтролируемого развития событий, не спешил утверждать план. Тогда Борзов своей властью распорядился подготовить к вылету полк Ту-16К-10 и тут же получил колоссальный разнос от Касатонова, который обвинил его в желании начать войну. Вопрос поднялся на уровень политического руководства страны, В конце концов, Егорову разрешили действовать на свое усмотрение, предоставив отвечать за все самому.Uploaded with ImageShack.usВо второй половине дня 21 сентября начальник штаба ВВС СФ В.И. Минаков отдал приказ на подъем самолетов одного из полков 5-й МРАД, которым командовал подполковник К.Л. Тимаков (более 30 Ту-16К-10). Действия ударной группы обеспечивались самолетами РЭП, разведчиками Ту-16РМ и целеуказателями Ту-16РЦ. Построение полка, постановка задачи, короткая команда — и экипажи разбегаются по самолетам. Одна за другой тяжелые машины с ракетами под фюзеляжами выруливают на взлетную полосу и, оглашая весь аэродром ревом двигателей, после быстрого разбега устремляются в небо. Выстроившись в колонну, они отправились по знакомому маршруту за «уголок» — Норвежский полуостров. Практически вое экипажи бывали там уже не раз, летная и штурманская подготовка были на высоте, техника надежна — и поэтому никаких проблем не возникло.Быстро текут минуты полета. Каждый член экипажа занят своим делом, все напряженно работают... Особое внимание — наблюдению за воздухом! Любой американский самолет, обнаружив краснозвездные ракетоносцы, тут же сообщит на борт авианосца — и прощай, внезапность... Да и встреча с «нейтралом» или даже гражданским самолетом чревата не меньшими проблемами. Потому неустанно крутят головами КОУ (командиры огневых установок), до рези в глазах осматривая горизонт. В ...надцатый раз пересчитывают и уточняют прокладку штурманы — полет выполняется по счислению, локаторы включать нельзя ни на секунду, чтобы не запеленговали. Радисты, не отрываясь, вслушиваются в эфир — расслабляться нельзя, несмотря на то, что полет проходит в режиме строгого радиомолчания. В любой момент может поступить уточнение координат цели или метеообстановки в районе цели, и его нельзя пропустить! А командиры внимательнейшим образом выдерживают режим полета — курс, скорость, эшелон. Ведь каждый градус отклонения от маршрута, скорость на несколько километров больше или меньше — и самолет, а то и вся группа не выйдет в заданный район вовремя, засветится перед американцами. А это уже может сорвать всю операцию. Но не зря великая страна готовила своих защитников. Не зря прошли сотни часов летной подготовки, штабные работники тоже не зря ели свой хлеб — операция спланирована безукоризненно. Да и техники, буквально вылизывавшие самолеты полка, проверившие каждый винтик, заслуживают доброго слова. Все самолеты без происшествий вышли в расчетную точку. И вот он — район местонахождения американского соединения! Самолеты, разделившись заранее на группы, расходятся для атаки с разных направлений одновременно — ведь в этом и состоит суть знаменитого «звездного налета! Группы перестраиваются в боевой порядок, начинается предстартовая подготовка ракет, вперед устремляются разведчики для уточнения координат авианосцев, по сигналу самолеты РЭП, вырвавшись вперед, одновременно включают аппаратуру постановки помех… И тут же звон колоколов боевой тревоги взрывает сонное спокойствие на всех американских кораблях! Летчики занимают места в кабинах самолетов дежурного подразделения, расчеты ЗРК занимают свои места — но где искать угрозу? Экраны радаров заливает молоко помех... Адмирал вбегает в боевой информационный центр, следует быстрый доклад, техники один за другим завершают подготовку самолетов к вылету, первые «Фантомы» уже выходят на стартовые позиции, локаторщики напряженно пытаются локализовать направления угрозы, найти и классифицировать цели — но время, время летит неумолимо, помехи все сильнее, а русские ракетоносцы уже вот-вот выйдут на рубеж открытия огня! Как, наверное, неуютно было американским морякам, осознававшим беззащитность своих огромных пафосных «плавающих бегемотов» перед стремительными беспощадными жалами советских ракет. Должно быть, безотчетная дрожь пробегала по спине адмирала на мостике флагмана при мысли, что вот сейчас — все... Короткий приказ, быстрые аккорды пальцев русских операторов — и десятки «Копченых селедок», сорвавшиеся с пилонов краснозвездных «Барсуков» (Ту-16 имел наименование «Badger» по классификации НАТО), направятся к его кораблям... Пусть десяток из них перехватят «Фантомы» боевого воздушного патруля (4-6 истребителей F-4B «Phantom II», максимально по 6 ракет AIM-7 «Sparrow» на каждом, вероятность перехвата цели типа КС-10 примерно 0,25-0,4, что дает 5-12 перехваченных ракет). Пусть еще столько же будет уничтожено зенитно-ракетными комплексами кораблей охранения; в течение подлетного времени крейсер ЗУРО типа «Galveston» или «Little Rock» осуществит обстрел не более, чем двух целей, фрегат ЗУРО (Destroyer leader guided) типа «Belknap» или «Coontz» — столько же, фрегат ЗУРО типа «Leahy» — до четырех, поскольку на нем два комплекта аппаратуры наведения, эсминец ЗУРО типа «Charles F. Adams» или «Decatur» — также не более двух целей. Всего 16-20 обстреливаемых целей, вероятность поражения одной цели типа КС-10 не более 0.4-0.6, что дает те же 5-12 перехватов. Всего выходит от 10 до 24 сбитых ракет, причем чисто теоретически, так как настолько высокоскоростные цели практически не перехватывались имеющимися средствами ПВО АУГ — как ЗРК, так и истребителями с ракетами «воздух-воздух». Пусть одна или две ракеты из-за технических неполадок сойдут с намеченного курса (техническая надежность КС-10 составляет, по разным оценкам, 0.87-0,96). Но оставшихся с лихвой хватит, чтобы, пробив, словно картонные, борта авианосца, и еще пары кораблей охранения или штабного корабля (фугасно-кумулятивная боевая часть типа ФК-10 могла пробить в разы более толстую бортовую броню, чем суммарные 150 мм для авианосца типа «Forrestal» или от силы 127 мм для модернизованного легкого крейсера Второй мировой войны типа «Cleveland». А эсминцы и фрегаты ВМС США вообще не имели никакой броневой защиты), устроить внутри корабля филиал преисподней или вообще вознести этот корабль к небесам (по расчетам, попадание в среднем 2,2 ракет с такими боевыми частями приводило к повреждениям, при которых вероятность гибели авианосца типа «Forrestal» превышала 50%). А что, если Советы дадут разрешение на использование «ньюков» (СБЧ)? Должно быть, вышеупомянутый адмирал очень сильно жалел, что на палубе «Independence» только лишь «Фантомы», а не проектировавшиеся барражирующие перехватчики «Missileer» — каждый с шестью дальнобойными ракетами «воздух-воздух» ХААМ-10 «Eagle» и многоканальной системой управления оружием фирмы Hughes (программа создания палубного истребителя-перехватчика Douglas F6d-1 Missileer была закрыта в декабре 1960 года). Все произошло именно так, как описано в бестселлере Тома Клэнси «Охота за «Красным Октябрем». Только в книге американские самолеты атаковали соединение советских кораблей во главе с ТАРКР «Киров», а в данном случае все произошло по похожему сценарию, но с точностью до наоборот: самолеты нашли корабли, скрытно вышли в районы применения оружия, имитировали пуски ракет, при этом корабли их все-таки обнаружили, но были уже бессильны что-либо предпринять. Советские Ту-16 вышли на американское авианосное соединение с трех направлений (так называемый «звездный налет» — нанесение удара по цели группой самолетов при одновременном заходе на цель с разных направлений или через определенные короткие промежутки времени) до рубежа пуска 160-200 км и произвели все необходимые процедуры прицеливания и наведения, исключая только отцепку ракет. По некоторым данным, даже перехватчики успели взлететь только после того, как ракетоносцы уже легли на обратный курс. Все Ту-16 приземлились глубокой ночью на аэродромах Североморск и Оленья. Эти события стали одной из самых ярких побед в «Холодной войне». Однако победителям было не до празднований — какую оценку их действия получили в Москве, никто не знал. 22 числа штаб ВМФ потребовал подробный доклад обо всем произошедшем. Срочно были нарисованы красочные плакаты и вместе с рапортом на одном из Ту-16 отправлены в Москву. К счастью, реакция Кремля была положительной. Операция показала, что при полете на малых высотах перехват Ту-16 до рубежа 160-200 км практически невозможен. Обеспечение действий ракетоносцев самолетами разведывательной авиации и РЭП организовано правильно и значительно повышает их эффективность. В первый раз командование ВМФ СССР получило такую возможность проверить силу вероятного противника, и эта проверка показала преимущества советской ракетоносной авиации. А учения «Team work-64» провалились, что подтвердило последовавшее вскоре разбирательство в Сенате США, детали которого попали в прессу и вызвали громкий скандал. Источники. (Я.В. Ефименко, А.В. Скулин, «Наука и техника»)http://www.modernarmy.ru/article/253 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 TiMyR_aUpOv13 Участник 28 публикаций 10 боёв Жалоба #2 Опубликовано: 13 сен 2013, 03:57:37 Очень познавательная история, спасибо тебе я многое в этом узнал) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
135 LexxRed Старший альфа-тестер 1 374 публикации 1 452 боя Жалоба #3 Опубликовано: 13 сен 2013, 07:55:54 Вы создали тему в разделе форума "История второй мировой войны". Как то не очень подходит раздел вам не кажется? 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
531 VauIt Старший бета-тестер 669 публикаций 2 833 боя Жалоба #4 Опубликовано: 13 сен 2013, 08:16:19 (изменено) Была мощь, да сплыла. Оно и к лучшему. P.S. VauIt (14 Сен 2013 - 11:37) писал: Если же говорить с исторической точки зрения, то эскалации конфликтов и стимулирования военных машин, всегда были не в интересах граждан какой либо страны. На любой войне есть только проигравшие, в том числе и на холодной. Изменено 14 сен 2013, 08:59:42 пользователем VauIt 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
76 [FMP] Nishtiak Старший альфа-тестер 520 публикаций Жалоба #5 Опубликовано: 13 сен 2013, 08:23:56 Молодец Егоров, не испугался ответственности. ТС спасибо за прекрасную тему. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
890 [FJORD] ilia3075 Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер 1 481 публикация 24 079 боёв Жалоба #6 Опубликовано: 13 сен 2013, 09:14:53 Цитата Вы создали тему в разделе форума "История второй мировой войны". Как то не очень подходит раздел вам не кажется?Согласен,что ошибся.Но просто я хотел разместить тему в разделе "авианосцы".Цитата Была мощь, да сплыла. Оно и к лучшему.А вы не находите,что это как-то непатриотично? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 anonym_5RShMaj6bzTx Участник 640 публикаций Жалоба #7 Опубликовано: 13 сен 2013, 10:11:58 отличная тема, с меня + Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 RenamedUser_11672099 Старший альфа-тестер 701 публикация 39 боёв Жалоба #8 Опубликовано: 13 сен 2013, 11:34:11 спасибо узнал много нового. надеюсь в в ВоВс авики тоже не будут имбами. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
531 VauIt Старший бета-тестер 669 публикаций 2 833 боя Жалоба #9 Опубликовано: 13 сен 2013, 12:41:10 ilia3075 (13 Сен 2013 - 12:17) писал: А вы не находите,что это как-то непатриотично? Я не гражданин советского союза и никогда им не был. Поэтому меня эта статья интересует, только как любителя истории. С этой точки зрения, статья ещё раз показывает, что холодная война была ожесточёной и блоки шли нос к носу. Так же хочу отметить, что рассматривать отдельные случаи, в отрыве от общей картины, и делать из них глобальные выводы глупо. 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 RenamedUser_14732582 Участник 312 публикации Жалоба #10 Опубликовано: 13 сен 2013, 13:36:11 ilia3075 (13 Сен 2013 - 12:17) писал: А вы не находите,что это как-то непатриотично? В наше время "потреатические" взгляды почти никому не интересны Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
890 [FJORD] ilia3075 Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер 1 481 публикация 24 079 боёв Жалоба #11 Опубликовано: 13 сен 2013, 13:43:52 Цитата Я не гражданин советского союза и никогда им не был.Но родители ваши были.И разграничивать СССР и республику,в которой вы сейчас живете как бы не првильно.(исключением может быть только то,что вы являетесь галичаниным,прибалтом или грузином.В этом случае комментарии излишни.)Цитата Так же хочу отметить, что рассматривать отдельные случаи, в отрыве от общей картины, и делать из них глобальные выводы глупо.Тут бытует мнение,что авианосцы несокрушимы и кто ими владеет,тот непобедим.Приведя же данную статью,я только еще раз подтверждаю народную мудрость,"на каждую хитрую .опу найдется свой болт с нарезкой.Цитата В наше время "потреатические" взгляды почти никому не интересныЭто-то и плохо.Нация,у которой нет патриотизма(в хорошем смысле слова),не имеет будущего.И отрадно,что сейчас принимаются активные меры для развития патриотизма и прежде всего у подрастающего поколения. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 anonym_vOFYqRBMvVVj Участник 57 публикаций Жалоба #12 Опубликовано: 13 сен 2013, 20:42:01 PhoenixVegas (13 Сен 2013 - 16:36) писал: В наше время "потреатические" взгляды почти никому не интересны Это вам неинтересно, а также вашим одноклассникам. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 anonym_vOFYqRBMvVVj Участник 57 публикаций Жалоба #13 Опубликовано: 13 сен 2013, 20:44:39 VauIt (13 Сен 2013 - 11:16) писал: Была мощь, да сплыла. Оно и к лучшему. К лучшему для кого? Для вероятного противника? Не сегодня так завтра начнут бомбить Сирию, и как оно вам??? К лучшему??? Или система образования уже дошла до того чтобы только воспитывать бездумных и бездушных потребителей? 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 RenamedUser_14732582 Участник 312 публикации Жалоба #14 Опубликовано: 14 сен 2013, 04:21:33 (изменено) Miruta (13 Сен 2013 - 23:42) писал: Это вам неинтересно, а также вашим одноклассникам. Смотрю вы оптимист. Однако, что интересно на данный момент одноклассникам я сказать не могу ( школу закончил год назад ). Мне же лично это не интересно только по одной причине: неправильный подходMiruta, теперь минусану я Изменено 14 сен 2013, 10:48:45 пользователем PhoenixVegas Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
531 VauIt Старший бета-тестер 669 публикаций 2 833 боя Жалоба #15 Опубликовано: 14 сен 2013, 08:37:31 Miruta (13 Сен 2013 - 23:44) писал: К лучшему для кого? Для вероятного противника? Не сегодня так завтра начнут бомбить Сирию, и как оно вам??? К лучшему??? Или система образования уже дошла до того чтобы только воспитывать бездумных и бездушных потребителей? Я мог бы вам ответить, но не желаю нарушать правила форума:Цитата 2.5 Современная политикаНа Форуме запрещено обсуждение вопросов современной политики как заведомо провоцирующие конфликты. Также запрещено проведение аналогий между военно-историческими темами и актуальными политическими темами.Если же говорить с исторической точки зрения, то эскалации конфликтов и стимулирования военных машин, всегда были не в интересах граждан какой либо страны. На любой войне есть только проигравшие, в том числе и на холодной. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
247 1L1dan Альфа-тестер 3 334 публикации 484 боя Жалоба #16 Опубликовано: 14 сен 2013, 08:44:46 ilia3075 (13 Сен 2013 - 16:43) писал: Но родители ваши были.И разграничивать СССР и республику,в которой вы сейчас живете как бы не првильно.(исключением может быть только то,что вы являетесь галичаниным,прибалтом или грузином.В этом случае комментарии излишни.) Тезис "СССР-тюрьма народов" будем обсуждать? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_dVBRqaGHY1qX Участник 22 публикации Жалоба #17 Опубликовано: 14 сен 2013, 10:33:48 тема класс Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
890 [FJORD] ilia3075 Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер 1 481 публикация 24 079 боёв Жалоба #18 Опубликовано: 14 сен 2013, 10:36:42 (изменено) Цитата Тезис "СССР-тюрьма народов" будем обсуждать?Даже и не думай,я этой хрени наслушался с 85-года во времена так называемой гласности и вплоть до 2000 года.Так что с меня хватит.Для меня СССР -это Родина,где я родился и вырос.И даже сейчас ,я являюсь только наполовину гражданином России, в душе же я продолжаю оставаться гражданином Советского Союза.Я даже паспорт советский не хотел меня,но заставили.с..и.А вы по ходу дела разделяете взгляды ,так называемых правозащитников.Типа Сахарова,Сорлженицына и современного правозащитного отребья.Не думаю,что мы докажем что-то друг другу.А вот бан схлопотать можем на раз-два. Изменено 14 сен 2013, 10:37:46 пользователем ilia3075 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
247 1L1dan Альфа-тестер 3 334 публикации 484 боя Жалоба #19 Опубликовано: 14 сен 2013, 14:55:58 Цитата Типа Сахарова... Естесна, с Сахаровым считаться не надо-простой клерк в НИИ же. И тот же Сахаров был за сохранение Союза, если вы об этом не знали. Но его предложения были отвергнуты. Учите историю своего же любимого Союза. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 CMEPTb__APTE Участник 19 публикаций Жалоба #20 Опубликовано: 14 сен 2013, 21:28:50 Спасибо за интересную тему Рассказать о публикации Ссылка на публикацию