Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Zamuchryshkin

Гангутские истории. Кораблестроение и военно-морская теория Германии в 1920-1945 гг.

В этой теме 9 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Изображение

Всем привет, друзья! Сегодня пятница, а, значит, настало время опубликовать для вас вторую часть статьи Е. Ю. Кобчикова о кораблестроении и военно-морской теории Германии в 1920-1945 годах. Первую же часть можно прочитать здесь, а также найти в нашем кубрике, вместе с множеством остальных интересных тем. Итак, заглядываем под спойлер, и… приятного прочтения!

Е. Ю. Кобчиков
Кораблестроение и военно-морская теория Германии в 1920-1945 годах.
Часть вторая.


К началу Второй Мировой войны в составе ВМС Германии находились четыре линейных корабля (в том числе два старых учебных, три броненосца, тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» (1), шесть легких крейсеров, 22 эскадренных миноносца, 15 миноносцев, 10 эскортных кораблей, два минных заградителя, около 60 тральщиков и катеров-тральщиков специальной постройки (не считая переоборудованных из гражданских судов), 20 торпедных катеров, 57 подводных лодок. В постройке находились два авианосца, четыре линейных корабля, четыре тяжелых крейсера, около 10 эскадренных миноносцев и миноносцев, до 20 торпедных катеров, несколько десятков подводных лодок.
31 августа 1939 года, предчувствуя провал своей дипломатической игры с Великобританией, *** издал оперативную директиву № 1 — «О ведении войны» с указанием задач для флота: действовать против торгового судоходства, главным образом — английского. Однако даже после объявления войны Германии Великобританией 3 сентября фюрер продолжал надеяться на «мирный» в смысле отношений с англичанами исход кампании в Польше — броненосцы «Адмирал граф Шпее» и «Дойчланд», находившиеся в районах ожидания в Атлантике, только 26 сентября получили приказ о начале боевых действий (2).
Оценивая неготовность германского флота к войне против Великобритании, Редер записал в своем дневнике: «...надводные силы настолько слабее и численно и мощью, чем британский флот, что даже используя свою полную мощь, они смогут только показать, как нужно погибать... Карманные линкоры при умелом использовании могли бы в течение некоторого времени вести крейсерскую войну в открытом море... Хотя и карманные линкоры не могут играть решающей роли для исхода войны» (3).

Изображение

Германская подлодка выходит в море


Учитывая важность подводных лодок для ведения войны, руководство ВМС Германии стремилось, особенно с началом боевых действий, к расширению программы их строительства. Однако *** постоянно откладывал решение этого вопроса, исходя из необходимости производства вооружения, в первую очередь, для действующих против союзных войск на континенте германской армии и авиации. Даже выполнение сокращенной программы строительства подводных лодок, запланированной до 1942 года, испытывало огромные затруднения. Расширенную программу строительства подводных лодок решили принять после окончания войны с Францией.
Тем временем высшее военное и военно-морское командование пытались найти другие варианты решения этой проблемы. В сентябре — ноябре 1939 года вице-адмиралом К. Ассманном и генералом В. Кейтелем (4) поднимался вопрос о строительстве или покупке подводных лодок в Италии и СССР. По этому поводу *** дал указание министру иностранных дел И. Риббентропу выяснить такую возможность во время его визита в Москву у Советского правительства (5). Впоследствии фюрер отказался от этой идеи, так как пришел к выводу «о плохом качестве русских кораблей, и, кроме того, русские, которым ни в коем случае нельзя показывать нашей собственной слабости, не согласятся» (6). В начале 1940 года немцы предприняли еще одну попытку приобрести подводные лодки за рубежом. В частных переговорах представителей ВМС Германии с помощником военного атташе Эстонии последний заявил, что его страна готова передать две свои подводные лодки в случае, если с этим согласится СССР. Этого, как известно, не произошло (7). Рассматривался также вопрос получения средств на строительство подводного флота от продажи в СССР линейных кораблей «Бисмарк», «Тирпиц», тяжелых крейсеров «Принц Ойген», «Зейдлиц», «Лютцов», корабельного артиллерийского вооружения и другой военно-морской техники. 8 декабря 1939 roда во время доклада Редера *** принял решение отказаться от продажи СССР тяжелых крейсеров «Принц Ойген» и «Зейдлиц», а также башен линейных кораблей «Н» и «I» (8). Вопрос о продаже линейного корабля «Бисмарк» упирался в нерешенную проблему его стоимости и также был отложен. Что послужило причиной того, что надводные корабли, за исключением тяжелого крейсера «Лютцов», Германия не продала СССР? Скорее всего — серьезное ухудшение положения Великобритании в войне, а затем — начало подготовки Германии к непосредственному вторжению на Британские острова, что требовало мощной его поддержки и обеспечения десанта со стороны ВМС. Тем не менее, переговоры с СССР о продаже кораблей и вооружения продолжались» (9). Как записал в своем дневнике гросс-адмирал Редер 23 февраля1940 года,«во время переговоров в Москве Сталин указал, что требуемые 38-см и 28-см башни предполагаются для строящихся кораблей (10): он осведомился, будет ли еще возможна (их) установка».

Изображение

Линейный корабль Бисмарк


16 июля 1940 года *** издал директиву № 16 — «Приготовление для вторжения в Англию» — операция получила название «Seelowe» — «Морской лев». Одновременно им были даны указания по разработке плана нападения на СССР («Барбаросса»).
Суть планируемых действий против Великобритании вполне соответствовала доктрине крейсерской войны и сводилась к распылению сил английского флота и созданию временного господства в проливе между материком и Британскими островами, поддерживаемого действиями авиации в течение времени, которое требовалось для высадки и обеспечения десанта. Подготовку операции «Морской лев» первоначально планировали завершить к 15 августа 1940 года, а начало ее проведения устанавливалось в зависимости от сроков завоевания господства в воздухе. Успех действий германских сухопутных войск на английской территории ни у кого не вызывал сомнения. «В 1940 году армия вторжения примерно в 150 000 отборных солдат могла бы произвести смертельное опустошение в нашей среде», — так оценил премьер-министр Великобритании У. Черчилль наступательные возможности Германии в тот период на закрытом заседании палаты общин 23 апреля 1942 года.
Продолжая, в соответствии с планом войны, активные действия на морских торговых коммуникациях Великобритании, германский флот отвлек на себя значительные силы (11). Первое же сообщение о нападении на английское торговое судно у берегов Бразилии броненосца «Адмирал граф Шпее» вызвало некоторое замешательство в британском адмиралтействе. Оно не только вернуло все только что вышедшие из гаваней конвои и одиночные транспорты, но и задержало в зарубежных портах выход всех судов — в итоге, в течение целой недели в Англию не прибыло ни одного транспорта из иностранных вод. В результате ухудшения обстановки на всех театрах военных действий создалась чрезвычайно напряженная ситуация для экономики Великобритании. Само ее существование оказалось под вопросом. В английской печати в конце 1940 года публиковались пессимистические прогнозы, что до капитуляции Франции потери Англии в судах от атак надводных и подводных рейдеров составляли 25 кораблей в неделю, а в последнее время — 60. «Как не велико судостроение в Англии, оно не в состоянии покрыть ежедневные потери флота», — писали английские газеты (12).

Изображение

Спуск подлодки серии IX-D на воду


Оценивая военно-политическую ситуацию в мире, начальник Главного морского штаба ВМФ СССР адмирал И. С. Исаков отмечал в тот период, что «в данный момент мы опять присутствуем, бесспорно, при кризисе Англии. Нельзя предсказать — выйдет Англия из этого кризиса или нет...» (13).
26 ноября 1940 года агентство Рейтер передало из Нью-Йорка: 25 ноября английский посол лорд Лотиан в Вашингтоне дал в узком официальном кругу интервью: «1941 год для Англии будет тяжелым годом. Англия будет иметь нужду во всех видах военных материалов и, возможно, будет вынуждена обратиться за финансовой помощью к США, так как... золотые запасы и ценные бумаги почти все израсходованы» (14).
Итак, успех германской крейсерской войны был налицо. Однако вторжение на Британские острова не состоялось, и практика крейсерских действий стала давать сбои. Непосредственной причиной срыва операции «Морской лев» явились неудачи германских ВВС в борьбе за господство в воздухе с английской авиацией.
При планировании операции «Барбаросса» Редер предлагал отложить нападение на СССР до окончания войны с Англией, исходя из того, что военно-морскому флоту Германии ее политическим руководством по-прежнему предлагалось сосредоточить свои основные усилия против Англии. В стратегическом плане флоту отводилась второстепенная роль, а это не могло не сказаться на обеспечении ВМС всем необходимым — материально-техническими и людскими ресурсами, на выполнении кораблестроительных программ и т. д. Поэтому правильнее считать, что кризис германской теории крейсерской войны связан с провалом плана вторжения на Британские острова и началом подготовки планов нападения на СССР, то есть с переносом центра тяжести войны с морского на сухопутный театр военных действий, а не со сменой главнокомандующих ВМС в 1943 году. Сменив Э. Редера на этом посту, гросс-адмирал Карл Дениц не отказался от теории крейсерской войны, возложив ее применение в основном на подводные лодки.

Изображение

Секции недостроенных подлодок


Однако максимального успеха германские подводные лодки добились еще до смены главнокомандующих— в ноябре 1942 года, когда они потопили 118 судов валовой вместимостью 743 321 брт, после чего эффективность их действий стала неуклонно снижаться. В мае 1943 года число погибших подводных лодок Германии впервые за всю войну превысило число вновь построенных, причем на 43 погибшие подводные лодки пришлось лишь 47 потопленных транспортов (272 840 брт). И хотя с октября 1944 года количество потопленных транспортов и, соответственно, валовый тоннаж стали расти (с 7000 брт— до 70 000 брт в апреле 1945 года), уже с июля 1943 года союзники строили судов больше, чем германские ВМС могли потопить. Планам Деница по развертыванию строительства в 1943 году 2400 подводных лодок, 40 миноносцев и большого числа хорошо вооруженных малых кораблей, быстрому захвату стратегической инициативы на море не суждено было сбыться (15). Никакие изменения в теории и практике морской войны, которая велась в основном против Великобритании, уже не могли повлиять на общий ход сражений на главном театре войны — сухопутном, против СССР, где перемалывалась основная часть всех ресурсов Германии. Сам *** еще 17 января 1943 года в своей беседе с представителем ВМС в Ставке вице-адмиралом Т. Кранке высказывался, что необходимо «ясно понять, что эта подводная война будет бесполезной, если мы не сможем победить Россию на востоке» (16).

Изображение

Линейный корабль Гнейзенау, затопленный в Гдыне


Утверждение, что в войне с Советским Союзом германская морская стратегия потерпела крах, было бы неверным — война с СССР предопределила кризис и способствовала краху германской морской стратегии, направленной против Великобритании. Действуя против СССР, германский флот выполнял задачи только оперативного и оперативно-тактического характера и, используя малейшие промахи и растерянность советского командования, особенно в начальный период войны, добился определенных успехов в активных минных постановках и нарушении коммуникаций. Даже в 1943 году, уже после так называемого кризиса германской морской стратегии, немецкие корабли продолжали небезуспешно действовать в Крыму, осуществив продолжавшуюся более месяца (ноябрь — декабрь 1943 года) при подавляющем превосходстве на море советского Черноморского флота ближнюю блокаду Эльтигенского плацдарма. Заслуживает внимания поддержка германским флотом и эвакуация им своих войск из Прибалтики и Северной Норвегии в 1944 — 1945 годах, когда использовались и крупные надводные корабли, а советское военно-морское командование не оказывало им должного противодействия. Германские морские коммуникации на Балтике, Черном море и на Севере действовали в прибрежных районах вплоть до окончания боевых действий. Движение германских судов, эвакуировавших окруженную в Латвии группировку войск, продолжалось до 18 мая 1945 года. По докладу разведуправления Главного морского штаба ВМФ СССР, к 18 мая ни один германский боевой корабль из числа действовавших на морских театрах Советского Союза не сдался нашему командованию. Сдались только вспомогательные суда — 19 буксиров, 9 транспортов, 88 мотошхун, 2 катера, 4 плавдока, 12 различных барж, в том числе 1 минная и 1 десантная (17) – см. таблицу ниже.

Изображение


Анализ исторических материалов и архивных документов, касающихся теории и практики использования в минувшей войне нашим противником военно-морских сил, позволяет сегодня пересмотреть многие оценки, ставшие стереотипом в отечественной военно-морской истории. В частности, тезисы о догматичности и авантюристичности германской предвоенной военно-морской теории, о поверхностном учете немецкими адмиралами опыта Первой Мировой войны, недооценке ими подводных лодок, авиации и разнородных сил флота, о ничтожной роли крупных надводных кораблей германского флота в войне на море, о так называемом крахе теории крейсерской войны и т.д.
Германская военно-морская теория, официальным представителем которой являлся гросс-адмирал Э. Редер, предусматривала строительство сбалансированного флота, в котором важная роль для завоевания господства в Атлантике отводилась как крупным надводным кораблям, так и подводным лодкам. Нацистам, уверенным в своем превосходстве на суше и в воздухе, не хватило времени, а затем и средств для выполнения программы строительства нового флота. Операция «Морской лев» в 1940 году была сорвана, главным образом, усилиями английской авиации, а последующие неудачи германских ВМС, в частности подводных лодок, объяснялись не только переносом основных военных усилий Германии на Восточный фронт, но также и общим превосходством на море флотов Великобритании и США.
Германское военно-морское командование вполне реально оценивало собственные шансы при подготовке к операции «Морской лев», а позднее — в использовании сил флота на советских морских театрах, где проявило необходимые энергию и умение. Характерно, что еще до начала Великой Отечественной войны советское военно-морское командование отнюдь не заблуждалось в оценке профессионализма германских адмиралов и считало, что доктрина крейсерской войны наиболее точно соответствует экономическим возможностям Германии и способствует полному раскрытию ее военного потенциала. Делая выводы в своем докладе «О характере современной войны и операций на море» на сборе командующих флотами и флотилиями 2 декабря 1940 года, адмирал И. С. Исаков отмечал, что «у нас некоторые военные доктрины... сделали рецептом на все случаи жизни..., ряд положений в теории владения морем имеется рациональных. Нельзя эту теорию принять во всех случаях жизни, когда она в основном устарела, как рецепт, также нельзя хаять ее сверху донизу, как анафему... Как раз практика жизни, опыт показали, что немцы впервые сумели выйти из-под морального пресса этой доктрины, нарушили ее... с умом». К сожалению, во время войны в своем открытом труде «Военно-Морской Флот СССР в Великой Отечественной войне» (1944 год) адмирал И. С. Исаков, в духе пропагандистских приемов того времени, предал гласности не только действительные, но и мнимые неудачи германского военно-морского флота и его командования.

Изображение

Тяжелый крейсер Лютцов в полузатопленном состоянии


После объявления о капитуляции Германии часть остававшихся в строю кораблей и подводных лодок уничтожили собственные экипажи. Все остальные корабли, подводные лодки и вспомогательные суда, если они не уничтожались в соответствии с решениями Потсдамской конференции (17 июля — 2 августа 1945 года) по репарациям в 1945 — 1948 годах вошли в состав флотов Соединенных Штатов Америки, СССР, Великобритании, Франции, Норвегии, Дании и Югославии. Оставшиеся после раздела немецкого флота тральщики и катерные тральщики разных типов были сведены в эскадру немецкой минно-тральной службы (Deutsche Minenraumdienst Leitung — DMRL), которая точно так же, как после окончания Первой Мировой войны, занялась уничтожением минных заграждений на морских коммуникациях под надзором союзников. Так закончил свое существование Кригсмарине — военно-морской флот нацистской Германии.
Spoiler

Примечания
(1) – Второй тяжелый крейсер – «Блюхер» проходил ходовые испытания и в конце сентября 1939 года был принят в состав ВМС. – Pertek I. Od Reichsmarine do Bundesmarine. 1918-1965. Poznarf, 1966. S. 157
(2) – Подводные лодки начали боевые действия против английского и французского судоходства в первый день войны: в ночь с 3 на 4 сентября 1939 года подводная лодка U-30 потопила пассажирский лайнер «Атения».
(3) – Совещания германского Главного командования по военно-морским вопросам с 1939 по 1945 год. / Пер. с англ. Л.: ЦВМБ, б/г. С. 27. (Fuhrer Conferences on Naval Affair 1939-1945 // Brassey’s Naval Annual 1948. London – New-York.)
(4) – Начальник штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии в 1938-1945 годах.
(5) – Кроме этого выяснялась возможность использования германскими кораблями советских портов, Северного морского пути и строительства у Мурманска германской базы “Basis Nord”. – Совещания германского Главного командования по военно-морским вопросам с 1939 по 1945 год. С. 37, 42, 112.
(6) – Там же. С. 37-38, 44, 65.
(7) – Там же. С. 113.
(8) – По мнению Редера, чтобы построить корабли подобного типа, советской кораблестроительной промышленности требовалось не менее шести лет. Совещания германского Главного командования по военно-морским вопросам с 1939 по 1945 год.
(9) – Летом 1940 года между представителями СССР и Германии шли переговоры о продаже Советскому Союзу тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер». — ЦВМА, ф. 43, on. 00466, д. 17а.
(10) – Для модификаций линейных кораблей типа «Советский Союз» и тяжелых крейсеров типа «Кронштадт». Кроме того, на одном из заложенных легких крейсеров типа «Чапаев» предполагалось установить немецкие 150-мм орудия главного калибра и 105-мм зенитные орудия. — ЦВМА, ф. 2, on 1,д.5,лл. 3, 12, 13.
(11) – В 1939 году для противодействия четырем рейдерам (броненосцам «Адмирал граф Шпее» и «Дойчланд», линейным кораблям «Шарнхорст» и «Гнейзенау») англичане создали девять поисково-ударных групп в составе 28 кораблей, а в конце 1940 года против десятка надводных рейдеров Германии действовало уже более 100 боевых кораблей (в том числе линейные корабли и авианосцы) и вооруженных судов.
(12) – РГАВМФ, ф. р.-92, оп. 2, д. 757, л. 54
(13) – Там же. Д. 757, л. 45
(14) – Там же. Д. 769, л. 256.
(15) – За время войны выделение финансовых средств в Германии на строительство боевых кораблей снизилось более чем вдвое — с 12,1% от суммы всех ассигнований в 1942 году до 5,6% — в 1944-м и уступало расходам на производство самолетов — 45,9%, боеприпасов — 25,4% и танков — 83%.— Максимов С.Н., Пенз и н К. В. Военно-морское искусство флотов капиталистических государств во второй мировой войне. Л.: Изд. ВМОЛА, 1962. С. 10.
(16) – Краузе Р. Е. германский военно-морской флот под объединенным командованием во Второй Мировой войне. / Пер. с англ. Л.: ЦНПБ ВМФ при ЦВМБ. С. 11
(17) – ЦВМА, ф.2, оп. 1, д. 95, л. 45, 46.

Изображение

Одна из трофейных германских подлодок

До вторника, друзья! Надеюсь, было информативно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19
[BUSHI]
Старший альфа-тестер
441 публикация
12 817 боёв

Интересно,был бы "Бисмарк" таким же популярным,если бы его советам продали...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
165 публикаций
13 боёв

крутяковски  :trollface:  :honoring:  :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
266 публикаций
149 боёв

Хороший материал! :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
701 публикация
39 боёв

кубрик единственное место на форуме где не делают тем про бисмарк. огромный +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
1 154 публикации
3 944 боя

За тему +

Сорри ты хоть когда нибудь отдыхаешь?

Молодец!  :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Просмотр сообщенияBioFog (14 Сен 2013 - 18:01) писал:

Сорри ты хоть когда нибудь отдыхаешь?
Да, ночью :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×