Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_384xVXV7vNjF

Цена ошибки

В этой теме 127 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
900 публикаций

Уважаемые посетители форума, предлагаю вашему вниманию статью авторства уважаемого DarkSkalD

«…я был одним из многих подводников, которые считали, что не стоило проводить испытания атомной бомбы…в Нью-Мексико, когда можно было сбросить ее на торпедный арсенал»

П. Шварц, ветеран-подводник Второй Мировой войны и военный историк

30-е годы в Соединенных Штатах Америки проходили под знаменем борьбы с последствиями Великой Депрессии. Борьба эта включала в себя и оптимизацию бюджетных расходов, чего не избежали и программы ВМФ США по разработке новых видов вооружения, в частности, торпед. Сложно сказать, сколько долларов налогоплательщиков удалось сэкономить федеральному правительству США. Одно точно: за каждый из них пришлось заплатить кровью американских моряков в ходе Второй мировой войны. Но обо всём по порядку.

Предвоенные годы

Главным центром разработки стал Торпедный арсенал в Ньюпорте (Newport Torpedo Station — NTS). В условиях недостаточного финансирования сотрудникам NTS удалось разработать новое поколение торпед, предназначенных для авиации, подводных лодок и надводных кораблей. Этими торпедами стали Mark 13, Mark 14 и Mark 15 соответственно.

Изображение

Торпедный арсенал в Ньюпорте, 1920-е гг.

В новых торпедах использовался ряд передовых технологических решений, позволивших им существенно опередить старые образцы по скорости и весу боевой части. Применение же одинаковых узлов и компонентов упрощало производство.

Изображение Изображение Изображение

Сверху вниз: торпеды Mark 13, Mark 14 и Mark 15.

Торпеды прошли комплекс испытаний в водах Новой Англии, что позволило, по мнению конструкторов, изжить присущие любому механизму врождённые проблемы и довести новое вооружение до, казалось бы, идеального состояния. Для Mark 14 и Mark 15, предназначенных для подводных лодок и надводных кораблей, был разработан специальный взрыватель двойного действия Mark 6. Он обеспечивал подрыв торпед как при контакте с целью, так и при прохождении через магнитное поле противника. Это позволяло поразить цель в борт и вызвать детонацию торпеды под килем корабля, лишённым противоторпедной защиты, что по замыслам военных теоретиков повышало эффективность торпеды примерно в три раза. Mark 6 должен был существенно увеличить боевую эффективность подводных лодок и эсминцев и стать неприятным сюрпризом для потенциального противника, а потому его существование было скрыто за настоящей завесой секретности.

Изображение

Торпеда Mark 14 и взрыватель двойного действия Mark 6.

Высокие флотские чины были довольны: новое поколение торпед сочетало последние технологические достижения с мощнейшим промышленным потенциалом страны. К тому же экипажи надводных и подводных кораблей провели несчётное количество учений и были подготовлены как минимум не хуже, чем моряки остальных ведущих морских наций. Они были готовы к блестящему успеху… и тем тяжелее оказалось разочарование первых месяцев войны.

Изображение

Внутри комплекса Торпедного арсенала в Ньюпорте, 1943 г.

Сначала казалось, что главной проблемой стало разрушение 10 декабря 1941 года торпедного арсенала в Маниле, где хранились основные запасы торпед всех типов для Тихоокеанского флота США. Американские субмарины и эсминцы сразу же оказались в ситуации дефицита боеприпасов. Но это оказалось меньшим из всех зол.

Mark 14

Первыми тревогу забили подводники: за первые 4 месяца войны на Тихом океане американские субмарины провели 136 атак, выпустив порядка 300 торпед. Потоплено было всего лишь 10 японских кораблей. Mark 14, направленные точно в цель, не могли поразить противника; также наблюдались случаи несрабатывания детонатора. Жалобы со стороны подводников были услышаны, и реакция последовала незамедлительно: Главное управление вооружения Военно-морских сил обвинило моряков в некомпетентности и ненадлежащем уходе за боеприпасами.

Изображение

Торпеда Mark 14 на фоне подлодки USS Bowfin (SS-287), Гонолулу

Переломить упорное нежелание армейских чиновников признать наличие недостатков у новых торпед смог командующий подводными силами на Тихом океане контр-адмирал Ч. Локвуд.

Изображение

Контр-адмирал Ч. Локвуд

Он организовал ряд испытаний Mark 14, выявивших, что детища конструкторов из Ньюпорта в среднем идут на 10 метров глубже, чем было установлено в настройках торпеды. Первое время эту информацию не хотели принимать, однако позже тесты, проведённые экспертами Главного управления вооружения, подтвердили информацию Локвуда. Оказалось, что в ходе довоенных испытаний в Ньюпорте использовались специальные облегчённые учебные боевые части для торпед, которые позволяли выловить боеприпас после стрельб. По тем временам это являлось существенной экономией, поскольку каждая торпеда стоила 10–15 тыс. долларов (значительная сумма для 30-х годов). Кроме того, к началу войны торпеда получила более массивную боевую часть, однако перенастройка систем удержания глубины не производилась. По окончанию расследования 1 августа 1942 года Главное управление вооружений направило циркуляр, сообщавший об этом дефекте Mark 14. Шёл 9-й месяц войны на Тихом океане.

Изображение

Торпеду Mark 14 достают из воды после испытаний.

Проблемы с торпедой Mark 14 на этом не закончились. И, что самое неприятное, каждый новый дефект выявлялся только после устранения предыдущего. Так, после решения проблемы с глубиной хода торпеды выяснилось, что взрыватель двойного действия Mark 6, настоящее чудо довоенных инженеров, не был в достаточной мере протестирован перед войной. Поддержание высочайшего уровня секретности привело к тому, что подводники не успели как следует ознакомиться с новой системой и критически оценить её характеристики.

Изображение

Погрузка торпеды на подлодку USS Spot (SS-413)

В результате отмечались преждевременные срабатывания магнитного взрывателя, что не только не позволяло подлодкам успешно провести торпедную атаку, но и демаскировало их, ставя жизни членов экипажа под угрозу. Устранение этой проблемы выявило, что ненадёжен и контактный механизм детонатора, не рассчитанный на высокую скорость торпеды. В качестве временной меры капитанам подводных лодок предписывалось рассчитывать торпедный треугольник так, чтобы попадания следовали в борт корабля под углом. Практические испытания показали, что это уменьшает шанс несрабатывания детонатора. Большую часть недостатков торпед Mark 14 удалось исправить лишь через 21 месяц после удара по базе Пёрл-Харбор.

Несмотря на все недостатки и неисправности торпед Mark 14, к концу войны американские подводники уничтожили до 55% всех японских кораблей (свыше 1100 торговых и 200 военных кораблей общим тоннажем в 5,6 млн. тонн). Эти победы были оплачены ценой жизни 3505 моряков и потерей 52 субмарин.

Изменено пользователем anonym_384xVXV7vNjF
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
900 публикаций

Mark 15

Торпеда Mark 15 тоже не избежала проблем, однако о них известно меньше. Ключевую роль в этом сыграло то, что в большинстве случаев подводники могли достаточно точно определить факт попадания по противнику, а также срабатывания и несрабатывания торпед. Для экипажей надводных кораблей это было затруднительно: зачастую торпедные атаки проводились ночью или в условиях ответного огня противника, а потому отсутствие попаданий списывалось на ошибки команды. Нехватка снарядов также привела к тому, что цели, которые в обычных условиях требовали залпа четырёх торпед, удостаивались лишь двух, что тоже не способствовало увеличению точности стрельбы. Кроме того, к началу Второй Мировой войны концепция применения американских эсминцев предполагала использование их в большей степени в роли кораблей ПВО и противолодочной обороны, а потому на проблемы с торпедами Mark 15 внимание обращалось во вторую очередь.
Одним из примеров безрезультатного применения торпед Mark 15 можно назвать печально известное сражение у Тассафаронга. В начале сражения группа американских эсминцев по показаниям радаров определила местонахождение японских кораблей и выпустила в их сторону порядка 20 торпед Mark 15. Ни одного попадания зафиксировано не было. Позже офицера, командовавшего группой эсминцев, даже обвинили в растрате столь ценных боеприпасов. При этом, по оценкам историка Р. Креншоу, автора книги «Сражение у Тассафаронга», такой печальный итог торпедной атаки объяснялся не недостаточными навыками экипажей американских кораблей, а именно неполадками Mark 15.

Изображение
Пуск учебной торпеды USS Dunlap (DD-384), июль 1942 г.

Тем не менее, Главное управление вооружений признавало, что Mark 15 имели те же проблемы с удержанием глубины хода, что и торпеды для подводных лодок. К тому же необходимость в производстве всё большего количества торпед Mark 14 привела к тому, что все мощности ньюпортского Торпедного арсенала оказались заняты. Производство торпед для надводных кораблей было решено перенести на военно-морской завод по производству боеприпасов в Форест Парк, штат Иллинойс. В связи с этим сразу возник целый ряд проблем с технологическим процессом, поскольку специалисты завода не имели опыта производства такого сложного устройства, как современная торпеда. Когда же эти трудности удалось преодолеть, оказалось, что образцы из Форест Парк страдают не только от прежних дефектов, но и демонстрируют новые: часто наблюдался отказ двигателя и хаотичное маневрирование после пуска торпеды. Для решения этой проблемы Главному управлению вооружений пришлось даже отозвать все созданные образцы Mark 15. Достичь приемлемого качества торпед удалось лишь к концу 1943 года.

Изображение
Зарядка торпедного аппарата. Американская почтовая открытка времён Второй Мировой войны.
Изображение
Торпедисты с USS Bush (DD-529) в порту загружают торпеду на корабль.

Завершая рассказ о торпеде Mark 15, хотелось бы привести ещё один пример её эффективности в начальный период войны на Тихом океане. Во время сражения у островов Санта-Крус американский авианосец USS Hornet получил сильнейшие повреждения в результате атак японской авиации. Попытки отбуксировать потерявший ход авианосец не увенчались успехом, и было принято решение потопить обречённый корабль. Нанести последний удар должны были американские эсминцы USS Mustin и USS Anderson. Однако эсминцы, выпустив по USS Hornet 8 торпед каждый, смогли добиться в сумме лишь 9 попаданий, при том, что они осуществляли пуск почти в идеальных условиях, недостижимых в реальном бою. Более того, из-за несрабатывания некоторых торпед авианосец пришлось добивать с помощью орудий (а окончательную точку в потоплении USS Hornet поставили и вовсе японские эсминцы).

Изображение
Авианосец USS Hornet, потерявший ход после атак японской авиации.

Mark 13

Последним из детищ Торпедного арсенала в Ньюпорте, о которых пойдёт речь сегодня, стала авиационная торпеда Mark 13. История её разработки изобилует неожиданными поворотами: в начале 20-х гг. применение авиационных торпед по морским целям вообще ставилось под вопрос, однако в 1925 г. было принято решение о разработке авиационной торпеды. Реальная разработка несколько затянулась из-за отсутствия чётких технических требований.
В 1929 году было наконец решено разрабатывать новую торпеду на базе технического задания Управления аэронавтики, что и можно считать датой начала работ над Mark 13. Несмотря на определённые успехи конструкторов, испытания прототипа торпеды Mark 13 откладывались из-за того, что сами самолеты, для которых и разрабатывалась торпеда, не были готовы. Нарастание напряжённости в Европе подстегнуло работы. В 1935 году состоялись первые воздушные испытания, а тремя годами позже торпеда была принята на вооружение. Mark 13 имела максимальную дальность хода в 5000 метров на скорости 30 узлов. При этом торпеда должна была быть сброшена с высоты не более 20 метров на скорости в 115 узлов (порядка 210 км/ч).

Изображение
Изображение
Торпеда Mark 13 (ранняя – вверху и модифицированная – внизу)

Mark 13 получилась относительно тихоходной и при этом требовала от пилотов низкой скорости и высоты для проведения успешной торпедной атаки. Это приводило к тому, что американские торпедоносцы становились лёгкой добычей для зенитной артиллерии и истребителей противника. Дополнительной проблемой стали характерные и для остальных «новых торпед» неполадки с глубиной хода, винтом и взрывателем, которые не выдерживали удара об воду.
Попытки преодолеть эти трудности с ходу не увенчались успехом: несмотря на все усилия Главного управления вооружений, испытания торпед Mark 13, проведённые в середине 1943 года, показали, что при сбросе на скорости более 150 узлов (280 км/ч) только 31 процент торпед сработал как надо. У 36% торпед выявились неисправности двигателя, 20% утонули, еще 20% имели проблему со входом в воду, 18% не выдерживали заданную глубину, 2% всплывали на поверхность. Внимательный читатель заметит, что в сумме доля неисправных торпед превышает 100%. Это объясняется тем, что некоторые торпеды страдали от нескольких дефектов сразу. При меньшей скорости сброса процент неполадок был меньше, однако в бою это могло стоить пилотам жизни.

Изображение
Групповой полёт двух звеньев TBD Devastator, приписанных к авианосцу USS Enterprise (CV-6), Гавайи, 1941 г.

Так, во время сражения за Мидуэй три эскадрильи торпедоносцев TBD Devastator потеряли в общей сложности 35 машин из 41, участвовавшей в атаке, не добившись ни одного попадания по японским кораблям. При этом эскадрилья VT-8 была практически полностью уничтожена: из экипажей 15 самолетов в живых остался один человек. Справедливости ради необходимо отметить, что сам по себе TBD Devastator являлся достаточно неудачной машиной: медленной и плохо защищённой от атак противника. К тому же часть торпедоносцев атаковала без истребительного эскорта, что сделало их лёгкой добычей для японских «Зеро».

Изображение
Эскадрилья VT-8, май 1942 г. После сражения за Мидуэй в живых останется только один из них – энсин Джордж Гэй (четвёртый слева в нижнем ряду).

Всё же к 1944 году удалось разработать ряд нововведений, которые позволили достичь почти 100% надежности торпеды. Среди них — специальная фанерная насадка на нос торпеды, известная среди пилотов как «бочонок с соленьями», и кожух для вертикальных и горизонтальных рулей на хвосте. Нововведения позволили повысить высоту и скорость сброса, существенно увеличили надёжность и эффективность применения Mark 13, благодаря чему был достигнут уровень 40% попаданий по кораблям противника. Для сравнения, до 1942 года в шести крупных сражениях было сброшено 136 торпед, однако по японским кораблям попали лишь 9 из них (7% от общего числа).

Вместо заключения

«К сожалению, правда в том, что все типы современных торпед, применявшиеся Соединенными Штатами Америки в войне, обладали целым рядом неисправностей… То, что до начала боевых действий торпеды не прошли достаточных испытаний, стало крупнейшим технологическим провалом в истории вооружённых сил США».
Fire in the Sky, Э. Бергеруд

Изображение
Последняя торпеда Mark 14, произведенная на Александрийском торпедном арсенале, Вирджиния, сентябрь 1945 г.

Разработанные в 30-е гг. в США торпеды оказались куда более страшным оружием для самого американского флота, чем для противника. Излишняя экономия в ходе конструирования, недостаточный объём испытаний и просто цепь роковых случайностей привели к тому, что американские моряки весь первый этап войны, все чёрные дни после атаки на Пёрл-Харбор вынуждены были выходить в море с ненадёжными боеприпасами. Но тем величественнее подвиг экипажей подводных лодок, надводных кораблей и торпедоносцев, которые, не считаясь с собственной жизнью, остановили продвижение японского флота и смогли повернуть его вспять.
Список использованной литературы:
Изменено пользователем anonym_384xVXV7vNjF
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
10 публикаций
441 бой

Плюсую. Хорошая статья. Узнал много нового. Отличная работа, Pinkman26. Жму руку, желаю огромных творческих успехов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Просмотр сообщенияIngvar_1 (13 Сен 2013 - 20:24) писал:

Плюсую. Хорошая статья. Узнал много нового. Отличная работа, Pinkman26. Жму руку, желаю огромных творческих успехов.
Вы очень внимательны.

Цитата

Уважаемые посетители форума, предлагаю вашему вниманию статью авторства уважаемого DarkSkalD
Я так понимаю, статью успели зачитать до дыр.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
346 публикаций

Автор сделайте о японских торпедах у вас это будет такая же интересная статья

 

Цитата

ЛОЛ. это и есть аватарка
хочу такую же аву

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Просмотр сообщенияCTAC221 (13 Сен 2013 - 20:38) писал:

Автор сделайте о японских торпедах у вас это будет такая же интересная статья
Автор статью о японской торпеде уже делал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
820 публикаций
1 237 боёв

Собственно, вопрос к АВТОРУ, который, как я вижу, просматривает форум - а почему сам не выложил? Побоялся слишком много плюсов отгрести? :playing:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
2 662 публикации

Просмотр сообщенияAzzzky_karapuZ (13 Сен 2013 - 22:01) писал:

Собственно, вопрос к АВТОРУ, который, как я вижу, просматривает форум - а почему сам не выложил? Побоялся слишком много плюсов отгрести? :playing:
ну вопрос не ко мне) замухрышкину можно, а я с интересом смотрю, сколько людей читают статью, а сколько... ну не совсем читают. Если есть желание плюс поставить, то можно к этому посту)))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
19 публикаций

Просмотр сообщенияDarkSkalD (13 Сен 2013 - 22:27) писал:

ну вопрос не ко мне) замухрышкину можно, а я с интересом смотрю, сколько людей читают статью, а сколько... ну не совсем читают. Если есть желание плюс поставить, то можно к этому посту)))
Ну лови)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
904
[KM]
Альфа-тестер
2 428 публикаций
19 831 бой

Просмотр сообщенияTomas_Plein (13 Сен 2013 - 20:52) писал:

да не только у нас были лажи с техническим оснащением.  спс за статью.
ты не поверишь! (с) :teethhappy:  у немецкого подплава тоже были проблемы с торпедами в начале войны.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
2 662 публикации

Просмотр сообщенияserjios (13 Сен 2013 - 22:36) писал:

ты не поверишь! (с) :teethhappy:  у немецкого подплава тоже были проблемы с торпедами в начале войны.
Об этом, возможно, напишу попозжее. Проблемы были схожими, но решены были раньше

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
160
[_R_F_]
Старший альфа-тестер
686 публикаций

DarkSkalD спасибо! Отличная статья! А почему не написал, что на усовершенствование авиационных торпед повлияли выловленные японские? (бочонок с соленьями и тд)

Изменено пользователем military_surgeon

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
81 публикация
1 бой

Просмотр сообщенияDarkSkalD (13 Сен 2013 - 22:40) писал:

Об этом, возможно, напишу попозжее. Проблемы были схожими, но решены были раньше

было бы интересно увидеть статью)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
2 662 публикации

Просмотр сообщенияmilitary_surgeon (14 Сен 2013 - 02:08) писал:

DarkSkalD спасибо! Отличная статья! А почему не написал, что на усовершенствование авиационных торпед повлияли выловленные японские? (бочонок с соленьями и тд)
Американские источники в этом отношении не совсем единодушны. БуОрд, например, пишет, что кадушку разработали в соответствии с расчетами американских инженеров. Я решил внимание на этом вопросе не заострять.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×