125 dominik Участник 55 публикаций 15 723 боя Жалоба #1 Опубликовано: 30 окт 2015, 21:43:32 (изменено) Корабли на аутсорсинг: история российских заказов "Мистрали" не единственные корабли в истории, которые рискуют не попасть к заказчику. Россия знала такие примеры еще со времен броненосцев и парового флота. Удержание или конфискация по политическим мотивам боевых кораблей инозаказчика, строящихся на своих верфях, — давняя традиция нашей цивилизации. С середины XIX века прогресс сделал неизбежным технологическое расслоение: появились лидеры, обладающие мощной промышленностью и эксклюзивной технологией, которые стали получать заказы на корабли из-за рубежа. Ниже представлено несколько случаев конфискации российских кораблей на иностранных верфях. Времена брони и пара В XIX веке переход сперва к пароходостроению, потом к железному, а потом и к стальному судостроению вызвал существенное расслоение в возможностях мировых держав. На первый план вышли обладание технологией и наличие отлаженных производственных мощностей. Количество же боевых кораблей во флотах, наоборот, снизилось: они стали дороже, защищеннее и мощнее. В результате широко процветала практика заказов постройки боевых единиц на иностранных верфях. Чаще на английских: «мастерская мира» охотно брала частные заказы... и ничуть не менее охотно распоряжалась ими по-своему, если на то складывались политические обстоятельства. В 1854 году после начала Крымской войны Великобритания конфисковала строившиеся на ее верфях российские винтовые деревянные корветы «Витязь» и «Воин», после чего включила их в состав собственного флота под наименованиями «Казак» и «Тартар». Корабли эти, к слову, повоевали и с Россией. (HMS Cossack, строился как российский корвет «Витязь») В 1861 году Россия решила построить свой первый крупный броненосный корабль (плавучую батарею «Первенец»), но из-за полного отсутствия опыта в железном судостроении заказ разместили на лондонской верфи «Тэмз Айронворкс». В мае 1863-го батарею спустили на воду, но тут Лондон поругался с Петербургом из-за очередного восстания в Польше. Адмирал Бутаков, предвидя возможную конфискацию, отправил в Лондон фрегат «Генерал-Адмирал» с приказом забрать «Первенец» со всей законтрактованной матчастью, дотащить до России, а там как-нибудь сами разберемся. В итоге на некрашеную и недоделанную батарею, в спешке прошедшую ходовые испытания, сгрузили более полусотни бронеплит и отвезли в Кронштадт, где спокойно достроили своими силами. Бутаков явно не на воду дул. Поведение Великобритании в отношении инозаказов на собственных верфях отличалось редчайшей незамутненностью. Лондон мог конфисковывать или принудительно выкупать корабли оппонентов, нейтральных держав и даже союзников! (Броненосная батарея «Первенец») В 1878 году Великобритания уже было совсем вознамерилась повторить Крымскую кампанию из-за излишней активности России на Балканах по части переустройства тамошних славянских территорий в ходе Русско-турецкой войны. Тут выяснилось, что в британском флоте нет подходящих для действий в этих водах кораблей. И для того чтобы создать отряд броненосцев для помощи своему союзнику, — Османской империи, — в Лондоне сделали ход конем. Британцы принудительно выкупили три турецких броненосца, строившихся в тот момент на верфях туманного Альбиона, вошедших в состав флота Ее Величества как «Сьюперб», «Беллайл» и «Орион». И добавили к ним один попавшийся под руку бразильский, получивший в королевском флоте имя «Нептун». Пока весь этот серьезный бизнес организовывался, Россия подписала Сан-Стефанский договор, и новая Крымская война сделалась неактуальной. Британский флот остался с четырьмя кораблями, которые потом не знал, куда приткнуть, ибо в классическую схему применения они не вписывались. (Корабль Ее Величества «Нептун») Перед Русско-японской войной обе стороны лихорадочно искали себе хоть какие-то дополнительные корабли «уже сегодня». Основная драка шла за заказы латиноамериканских стран, строившиеся в Европе. Например, японцы в итоге сумели уломать аргентинцев и получили с итальянских верфей два броненосных крейсера типа «Джузеппе Гарибальди», прекрасно известные любому интересовавшемуся той войной под именами «Ниссин» и «Касуга». Но русские тоже не отставали и искали корабли. В итоге в дело вмешался Лондон — главный союзник Японии на тот момент, причем формальный (с 1902 года обе островные державы заключили союзный договор). Так в британском флоте появились еще два внеплановых броненосца — «Свифтшур и «Трайэмф»: в оригинале чилийские заказы «Конститусьон» и «Либертад», вокруг которых уж больно бодро крутились российские представители. Конфискат эпохи больших пушек Первая мировая война снабдила историков сразу несколькими примерами «конфиската». Первым делом пострадала Россия. В 1912 году для нужд Сибирской флотилии (того, что осталось от Тихоокеанского флота после Русско-японской войны) в Германии на верфях «Шихау» были заказаны два 4400-тонных турбинных крейсера «Муравьев-Амурский» и «Адмирал Невельской». Уже 5 августа 1914 года германские власти в одностороннем порядке конфисковали оба корабля и ввели их в состав собственного флота под названиями «Пиллау» и «Эльбинг». (Лёгкие крейсера типа «Пиллау», исходно «Муравьев-Амурский») Заодно немцы разжились субподрядами: российское машиностроение не справлялось с постройкой турбин для новейших эсминцев типа «Новик» и перед войной часть заказов на машины и механизмы разместили в Германии. Эти турбины также были конфискованы и весьма пригодились при постройке крупных эсминцев, хоть как-то способных конкурировать с блистательными «Новиками». (Легкий крейсер «Эльбинг») Ну и, по традиции, куда же без этого, появился конфискат английский, османо-латиноамериканского происхождения. 2 августа 1914 года британцы реквизировали два готовых турецких дредноута «Решадие» и «Султан Осман I», переименовали их в «Эрин» и «Эджинкорт» и включили в состав флота. Основанием послужило опасение британского кабинета, что эти корабли могли быть использованы для усиления Центральных держав. Турция в тот момент еще даже не собиралась воевать, и считается, что подобное поведение Великобритании немало способствовало принятию турецкими властями решения о вступлении в войну на стороне Центральных держав. Для усиления Флота Его Величества пришлось слегка обидеть Чили: прямо в Британии были «добровольно» выкуплены строящиеся дредноуты «Альмиранте Латторе» (включен в состав как «Канада», впоследствии таки добрался до заказчика) и «Альмиранте Кохрейн» (достроен уже после войны как авианосец «Игл»). (Ранний авианосец «Игл» в 1930-х годах) Тут ситуация была особенно щекотливая: британская промышленность крайне нуждалась в поставках чилийской селитры для производства удобрений, а также азотной кислоты, задействованной в технологии бездымных порохов и взрывчатки. Но корабли тоже были очень нужны. Старые игры новейшего времени После Первой мировой мир сильно поменялся, хотя корабли порой продолжали строить на иностранных верфях. Вторая мировая не принесла заметных скандалов с реквизициями, а вот после войны ускорившийся технический прогресс и растущие амбиции крупных богатых держав третьего мира опять заставили вернуться к практике заказа современных кораблей у технологически развитых игроков: на Западе и в СССР. Место латиноамериканцев XIX века твердо заняли государства Ближнего Востока. Соответственно, в ряде случаев возникли трения. Историю про то, как в 1969 году французы в последний момент отказались отдавать Израилю ракетные катера типа «Саар», сейчас вспоминают все — уж больно она напоминает сюжет вокруг «Мистралей». Хотя там сработала иная драматургия: израильтяне бесхитростно угнали оплаченный заказ, причем к вящему удовольствию обеих сторон, сохранивших лицо. В 1975 году шахский Иран заказал в США три не первой свежести субмарины типа «Тэнг», как сказали бы у нас, «из наличия». Потом случилась Исламская революция 1979 года, отношения Тегерана и Вашингтона всерьез испортились. Одна из лодок уже была готова к переходу в Иран, на ней был иранский экипаж, но в итоге моряки вернулись назад, а корабли были конфискованы американским правительством. Одну из них отдали Турции, две другие впоследствии списали. Кроме того, Иран в 1974 году заказал у Штатов шесть эсминцев типа «Спрюэнс» по измененному проекту. В итоге американский флот пополнился четырьмя (пятый и шестой строить не стали) эсминцами типа «Кидд». Это, пожалуй, самая крупная «реквизиция» со времен Первой мировой войны, и, кстати, одна из самых удачных. Ну и в завершение хочется вспомнить историю, не закончившуюся до сих пор. В 1980 году Саддам Хусейн разместил в Италии крупный заказ на обновление флота. В пакет пошли четыре фрегата типа «Лупо», шесть корветов типа «Вади» («Ассад»), а также суда обеспечения. Заказ был выполнен к 1984 году, однако разразилась ирано-иракская война, и у Багдада просто не оказалось денег оплатить корабли (было перечислено только 440 миллионов долларов из более чем 2,5 миллиардов). Итальянское правительство заморозило поставки. После войны денег у Ирака не прибавилось, и, хотя переговоры о рассрочке выплат велись, окончательно проект прихлопнуло саддамовское вторжение в Кувейт в августе 1990 года. После этого Рим официально конфисковал корабли: фрегаты были отданы собственному флоту, а четыре корвета из шести проданы в Малайзию. Но два готовых и формально переданных ВМС Ирака еще в 1986 году корвета безвылазно стояли в Специи. В 2011-м иракское правительство согласилось выплатить 300 миллионов долларов на ремонт и модернизацию этих кораблей и в данный момент намерено пополнить ими свой флот. Константин Богданов (С.) Изменено 3 ноя 2015, 22:21:00 пользователем dominik 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
37 [FLR] hille Старший бета-тестер 379 публикаций 12 859 боёв Жалоба #2 Опубликовано: 31 окт 2015, 00:27:15 Англо-саксы всегда ненавидели, не уважали и не уважают всех , кроме англо-саксов. 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
279 anonym_tMAMfW979VCC Участник 592 публикации Жалоба #3 Опубликовано: 31 окт 2015, 01:19:15 Англо-саксы всегда ненавидели, не уважали и не уважают всех , кроме англо-саксов. Ну, славяне тоже не отличались и не отличаются любовью и уважением к кому бы то ни было. И друг к другу в том числе. Ксенофобия - штука сильная. Особенно искусственно нагнетаемая властимущими ради собственной выгоды. 21 век на дворе. а мы все еще ксенофобы. Доколе? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
71 901 [9-MAY] aucMAH Старший бета-тестер, Участник, Коллекционер 24 682 публикации 27 995 боёв Жалоба #4 Опубликовано: 31 окт 2015, 01:52:27 (изменено) Ну и? Чего на полуслове то тема оборвалась? Или там,откуда копировал, не вышло продолжение? Уж про название темы и про само содержание темы лучше не говорить... Изменено 31 окт 2015, 01:52:54 пользователем runSIG 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию