Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
u_96

О том, как полезно не любить кавалеров, опаздывающих на свидания...

В этой теме 22 комментария

Рекомендуемые комментарии

79
[SHPZ2]
Старший бета-тестер
132 публикации
16 903 боя

Изображение

Жил да был до Первой мировой в Либаве начальник Учебного отряда подводного плавания и командир бригады подводных лодок Балтфлота контр-адмирал Павел Павлович Левицкий - человек в морских кругах небезызвестный, отменно командовавший в Цусиме крейсером 2-го ранга "Жемчуг"...

Изображение

Семья у Левицкого была не маленькая - 3 сына и 4 дочери. Старшие дочери Мария и Елена - те, что на выданье - пользовались большим вниманием офицеров бригады подлодок и носили в высших либавских кругах гламурное прозвище "наяды". Хорошо образованные, начитанные, весёлые и импульсивные, с тонкими талиями и большими (в отца) бездонно-синими глазами, Мария с Еленой неизменно блистали на светских раутах и балах в окружении целой стаи кавалеров-подводников. Чёрт возьми, кто только не увивался тогда вокруг "наяд"!.. Внук героя Бородина - мичман Дмитрий Тучков, обедневший потомок екатерининского фаворита - старлей Владимир Потёмкин, остзейский барон - кавторанг Вильгельм Нилендер, низкорослый и стремительный (в отца) сын комфлота - старлей Антоний фон Эссен, наконец, пылкий и горячий джигит - мичман Александр Гарсоев...

 

"О, эти кавалеры из подплава, ходившие каждый день по краю бездны!" (с)

 

Особенно упорствовал в благородном искусстве борьбы за дамские сердца Гарсоев, совсем недавно переведённый в Либаву на должность командира субмарины "Минога" (кстати, до этого вышеозначенный мичман успел покомандовать экспериментальной подлодкой "Почтовый" - первой в мире подлодкой с единым двигателем для подводного и надводного хода).

Изображение

Однажды, в конце марта 1913 года, Гарсоев, по его собственному выражению, "решительно ударил в штыки": преподнёс одной из "наяд" - Люси - Елене Левицкой громадную корзину распустившихся лилий (блин, где ушлый Гарсоев их в марте нашёл?!). В центре букета Елена раскопала свёрнутую в трубочку поэму "Наяда", лично сочинённую галантным кавалером. Особенно мадмуазель Левицкую поразили в поэме следующие проникновенные строки:

"Твои глаза, как океаны,

Полны хлопьёв небесной манны!.."

 

Ну? Какая бы леди устояла перед таким напором?!..

Вот и Елена не устояла, куртуазной запиской отменив совместный променад с Антонием фон Эссеном и вместо этого благосклонно согласившись совершить 23 марта 1913 года вечернюю прогулку по набережной с Александром Гарсоевым. У Гарсоева на этот день были собственные планы - практическое погружение для тренировки команды, но мичман оптимистично посчитал, что до условленного с Еленой времени успеет вернуться.

 

Дальше дело было так.

При отходе от пирса задним ходом "Минога" ударилась об угольную баржу и потеряла укрепленный на ахтерштевне золоченый двухглавый орел. Команда угрюмо посчитала это плохим предзнаменованием, но Гарсоев выхода в море не отменил. Около 4-х часов дня мичман приказал боцману Гордееву передать конвоирующему судну по семафору о своем намерении погрузиться. Боцман - святая душа, передав сигнал, свернул семафорные флажки и, вместо того, чтобы забрать их с собой, засунул их под настил мостика рубки... В тот момент Гордееву и в голову не пришло, что он умудрился запихать флажки не куда-нибудь, а под открытую крышку клапана корабельной вентиляции.

Изображение

После бравой гарсоевской команды "По местам стоять к погружению!" лодка пошла вниз. Морская вода захлестнула лодочную палубу и сквозь приоткрытую (флажки мешали полному закрытию) крышку вентиляции ворвалась в машинное отделение. "Минога" камнем упала на дно. Глубиномер показывал 31 метр... Гарсоев приказал отдать спасательный буй.

 

Буй всплыл, к нему подошла шлюпка с конвоира, но никто не знал, как пользоваться телефоном, и связь установили только после того, как отыскали инструкцию. После получения известия, что лодка всплыть не может, конвоир отправился с тревожными гудками в гавань. Судно так торопилось, что на подходе к Либаве вылетело на мель, где и плотно застряло. Радиопередатчика на конвоире не было, на берегу никто не знал о случившемся с лодкой ЧП и вечер 23 марта окончательно перестал быть томным...

 

Тем временем на "Миноге" по показаниям свидетеля происходило следующее:

Команда затонувшей лодки по шуму поступающей воды определила, откуда она поступает. Было решено разрубить трубу вентиляции внутри рубки и заглушить её. Пример показал командир лодки: сняв свой китель, он приказал забить его в трубу. За ним последовали одежда и бельё команды. Однако прекратить поступление воды в лодку не удалось. В кормовом трюме набралось много воды; она уже залила главный электродвигатель. Командир приказал команде собраться в кормовую часть лодки, подальше от аккумуляторной батареи, предвидя тяжёлые последствия от её затопления морской водой (образование при этом удушливого газа - хлора - грозило людям гибелью). Команда вела себя очень беспокойно - некоторые предлагали открыть кормовой люк и выброситься из лодки, пока не поздно. Гарсоев объяснил, что в этом случае смогут спастись только один-два человека, а все остальные погибнут; он приказал вести себя спокойнее и ждать помощи извне, которая, безусловно, будет оказана.

 

Гарсоев знал, что быстрое покрытие аккумуляторов толстым слоем воды предохранит от большого выделения хлора, который растворяется в воде. Вода уже подходила к верхней кромке цистерн центрального поста и грозила вскоре залить аккумуляторы, поэтому Гарсоев принял решение продуть воздухом кормовую балластную цистерну. Корма при этом несколько приподнялась, а вода из кормового трюма быстро перелилась в носовой трюм и залила аккумуляторы. Облегчённая корма лодки поднялась настолько, что на поверхности моря стал виден кормовой флаг.

 

После затопления аккумуляторов свет в лодке погас. Осталась гореть крошечная пальчиковая лампочка-свеча перед иконой Николая Угодника, который считался покровителем моряков старого флота (его икона имелась на всех кораблях). Многие из экипажа "Миноги" уже находились в бредовом состоянии и проклинали всех святых на свете...

Когда Гарсоев почувствовал, что теряет сознание, он подозвал боцмана Гордеева и передал ему всю полноту командирской власти, после чего лишился чувств.

 

...А по либавской набережной нервно фланировала Елена Левицкая. Она ещё никому из своих кавалеров не позволяла так безбожно опаздывать. Темнело, в доме адмирала уже начали беспокоиться об отсутствии Люси, когда та наконец-то появилась - раскрасневшаяся от быстрой ходьбы и злая неимоверно. Не разуваясь, она промчалась в кабинет отца и с ходу начала жаловаться на совершенно беспардонное поведение одного из офицеров его бригады - мичмана Гарсоева, который позволяет себе столь бессовестно вести себя с дамами. ...Контр-адмирал Левицкий всё больше хмурясь выслушал сбивчивый монолог дочери, а потом позвонил дежурному в штаб бригады. Услышанное в трубке ошеломило - ни "Минога", ни её судно-конвоир до сих пор с моря не вернулись! На часах между тем было уже половина восьмого вечера... Левицкий тут же сообщил о вероятном ЧП начальнику либавского Порта Императора Александра III и спасательная операция наконец-то началась.

 

Вскоре обнаружили сидящий на мели конвоир, от командира которого узнали подробности произошедшего с лодкой происшествия. По указанным координатам в слепящем свете прожекторов разглядели торчащую из воды корму "Миноги" с печально обвисшим Андреевским флагом... Дальше все начали работать, как ошпаренные кипятком.

 

На место аварии пригнали подъемный кран, килектор, буксиры с водолазами. Водолазы завели стропы под корму лодки; около часу ночи корма "Миноги" была приподнята и на поверхности воды оказался кормовой входной люк. Через отдраенный мичманом Терлецким люк потерявших сознание и измождённых девятичасовым нахождением в насыщенном углекислотой и хлором полузатопленном железном гробу людей, как кули, на руках стали доставать и передавать на подошедшие миноносцы для скорейшей отправки в госпиталь. Гарсоева вытащили наверх без признаков жизни, с лицом, навсегда выбеленным хлором... Боцман Гордеев оказался в рубке и вышел оттуда около 5 часов утра, когда лодка была поднята выше и можно было открыть рубочный люк.

 

Состояние большей части команды лодки, не исключая и командира, было столь тяжёлым, что по мнению спасателей, "промедли Люси Левицкая в ожидании своего кавалера ещё минут тридцать-сорок и из лодки были бы подняты только бездыханные трупы".

Изображение

"Минога" после аварии была поднята со дна, доставлена в Либаву и позже восстановлена.

 

По всем романтическим канонам после такой истории спасённый и спасительница должны были сыграть свадьбу. Но в реальной жизни всё получилось иначе. Елена Левицкая стала женой судового врача "Авроры" Башкирцева, а Гарсоев до конца дней своих жил один.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
200 публикаций
6 283 боя

Спасибо. Занятно, можно было бы назвать и "первым в мире потоплением подводной лодки при помощи семафорных флажков".

Извините, а выводы из этой истории на флоте сделаны были?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 734
Старший бета-тестер, Старший бета-тестер, Старший бета-тестер
9 356 публикаций
10 962 боя

Просмотр сообщенияu_96 (18 Сен 2013 - 22:56) писал:

Боцман - святая душа, передав сигнал, свернул семафорные флажки и, вместо того, чтобы забрать их с собой, засунул их под настил мостика рубки... В тот момент Гордееву и в голову не пришло, что он умудрился запихать флажки не куда-нибудь, а под открытую крышку клапана корабельной вентиляции.
Морская вода захлестнула лодочную палубу и сквозь приоткрытую (флажки мешали полному закрытию) крышку вентиляции ворвалась в машинное отделение. "Минога" камнем упала на дно.
Насколько я помню, эту историю использовал в одном из своих романов В.С. Пикуль, весьма вольно изменив её для "красоты".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 141 публикация
9 561 бой

повезло джигиту что с барышней договорился.... да и с характером барышни тоже, не была бы такой скандалисткой не спасли бы экипаж

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Большое спасибо!

Как и все ваши истории - прочтено на одном дыхании!

Интересно, как это все потом боцману аукнулось?

Кстати странно, что боцман не знал куда он засовывает флажки.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
160
[_R_F_]
Старший альфа-тестер
686 публикаций

С удовольствием читаю. Отменный слог. Да и в блог Ваш заглядываю. Спасибо, что появились на форуме. Честь имею!  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
266 публикаций
149 боёв

Случай на войне порою играет решающее значение! :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
123 публикации

Просмотр сообщенияDoktar (18 Сен 2013 - 23:10) писал:

Спасибо. Занятно, можно было бы назвать и "первым в мире потоплением подводной лодки при помощи семафорных флажков".
Извините, а выводы из этой истории на флоте сделаны были?

"первым в мире потоплением подводной лодки при помощи семафорных флажков".  :teethhappy:  :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Коллекционер, Бета-тестер кланов
974 публикации

Просмотр сообщенияmilitary_surgeon (19 Сен 2013 - 02:04) писал:

С удовольствием читаю. Отменный слог. Да и в блог Ваш заглядываю. Спасибо, что появились на форуме. Честь имею!  :honoring:
Будьте добры ссыль на блог в студию, уж больно автор пишет увлекательно, еще почитать охота.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
160
[_R_F_]
Старший альфа-тестер
686 публикаций

Просмотр сообщенияvovan7428 (19 Сен 2013 - 07:57) писал:

Будьте добры ссыль на блог в студию, уж больно автор пишет увлекательно, еще почитать охота.
Да тут секрета нет http://u-96.livejournal.com/

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
79
[SHPZ2]
Старший бета-тестер
132 публикации
16 903 боя

Просмотр сообщенияvovan7428 (19 Сен 2013 - 07:57) писал:

Будьте добры ссыль на блог в студию, уж больно автор пишет увлекательно, еще почитать охота.

В "блоге автора" вы убьётесь искать интересное вам среди бытового мусора. Это я вам как автор блога говорю.  :unsure:
Проще всего попробовать заглянуть сюда http://u-96.livejour...5.html#comments Пока того самого автора блога не заломало, он там кой-какие гиперссылки на свои посты собирал и разбивал их по тематике.  :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
516 публикаций

Первым делом субмарина, ну а девушка потом, как говорится. Забавно и одновременно печально случай расставил приоритеты.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
442 публикации
67 боёв

Интересная, хоть, и печальная история...  :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 356
[V-C-T]
Старший альфа-тестер
6 837 публикаций
42 боя

Просмотр сообщенияSpata (18 Сен 2013 - 23:26) писал:

Насколько я помню, эту историю использовал в одном из своих романов В.С. Пикуль, весьма вольно изменив её для "красоты".
В "Моонзунде" ЕМНИС, но там вроде лодка сама выползла на поверхность.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
288 публикаций

и правда, не будь этого свидания, так история полная невезения бы получилась. Только вот как судно-конвоир на мель выскочило, понять не могу. И потом, там же были шлюпки, почему они не попробывали на них добраться? или я чего не понимаю в морской науке?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×