Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
KOMAHDOP_KADbIPOB

Авианосец (авианосная баржа) "Комунна"

В этой теме 25 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
31 публикация

Авианосец "Комунна"

17.jpg

RYyTxR5i.png

История:

В 1918 году в Нижнем Новгороде, из отступившего вместе с Красной армией гидроавиадивизиона из Самары, был сформирован гидроотряд Волжской флотилии. Для базирования отряда, сами матросы на Сормовском заводе, переоборудовали старую баржу-нефтянку. В результате появилась одна из четырёх «авианесущих барж» — гидроавиатранспорт.

 

1-81-10-kommuna.jpg

 

Описание конструкции:

Баржа-нефтянка, бывшая баржа «Франция», подверглась минимальным переделкам, были установлены два ската, для спуска и подъёма гидроаэропланов М-9, сняты передняя мачта и наливные трубы, для буксировки «Коммуны» к барже был придан колёсный 120-сильный буксир.

Основное назначение авиакрыла корабля были:

1. разведывательное;

2. ударное.

 

Боевое применение

Первое время основное для авиаотряда было разведывательное назначение, позднее самолёты начали наносить бомбовые удары по укреплениям и кораблям белогвардейцев.

Самым неожиданным успехом стало применение металлических стрел бросаемых с большой высоты — их пробивная сила была такой, что они пробивали верхнюю палубу кораблей противника, а попавшие на дорогу стрелы становились непреодолимым препятствием для конных отрядов

Одной из главных проблем для отряда стало появление у белогвардейцев новых английских самолётов. После их появления, самолёты стали летать на задания в ночное время, пользуясь для ориентировки находящиеся вдоль реки деревни и сёла.

Одной из самых успешных операций считается обнаружение «кинжальной батареи» под городом Царицын (Волгоград).

 

Источник.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
179
[666TH]
Старший альфа-тестер
342 публикации
1 772 боя

Первое что пришло в голову слово это же БажрА!!!... пролистаю вниз , черт реально «авианесущая баржа» :biggrin:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
306 публикаций
407 боёв

Стоило бы название темы изменить... Баржа - гидроавиатранспорт нифига не авианосец...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
169 публикаций
96 боёв

Наверно посадка не предусмотрена, либо они как то успевают затормозить до кабины.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
20 публикаций
815 боёв

прикольный авионосец речнова базирования и сваю роль выполнял успешно и это главное.

за статью спосибо

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
306 публикаций
407 боёв

Наверно посадка не предусмотрена, либо они как то успевают затормозить до кабины.

Это ГИДРОавианесущая баржа... Самолеты садились на воду, затем поднимались на борт... И взлетали с воды... :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
215 публикаций
1 569 боёв

Это ГИДРОавианесущая баржа... Самолеты садились на воду, затем поднимались на борт... И взлетали с воды... :)

Вопрос. В характеристиках указаны 3 истребителя Ньюпор - они тоже поплавковые? Я, если честно, ни разу не слышал о такой модификации.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
306 публикаций
407 боёв

Вопрос. В характеристиках указаны 3 истребителя Ньюпор - они тоже поплавковые? Я, если честно, ни разу не слышал о такой модификации.

А вот это интересно... В принципе, это речная баржа. И встать у берега, рядом с полем, годным для взлета тогдашних "этажерок", труда не составит. Как и найти такое поле.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
215 публикаций
1 569 боёв

А вот это интересно... В принципе, это речная баржа. И встать у берега, рядом с полем, годным для взлета тогдашних "этажерок", труда не составит. Как и найти такое поле.

Я тоже так подумал. Но тут возникает другой вопрос - как эти самолеты загружать/выгружать. На рисунке грузовой стрелы нет, каждый раз ее монтировать/демонтировать - проблематично. Может все таки к Ньюпору поплавки присобачили? Как фронтовая модификация. По идее даже Муромца на поплавки ставили.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
31 публикация

Я тоже так подумал. Но тут возникает другой вопрос - как эти самолеты загружать/выгружать. На рисунке грузовой стрелы нет, каждый раз ее монтировать/демонтировать - проблематично. Может все таки к Ньюпору поплавки присобачили? Как фронтовая модификация. По идее даже Муромца на поплавки ставили.

Информации про него мало, как и фотографий. Про взлет/посадку самолетов могу предположить, что взлетали они с палубы, а преземлялись на воду и потом поднимались на палубу при помощи крана.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
306 публикаций
407 боёв

Я тоже так подумал. Но тут возникает другой вопрос - как эти самолеты загружать/выгружать. На рисунке грузовой стрелы нет, каждый раз ее монтировать/демонтировать - проблематично. Может все таки к Ньюпору поплавки присобачили? Как фронтовая модификация. По идее даже Муромца на поплавки ставили.

 

А на что ж там пандусы по обоим бортам? Тогдашнюю авиатехнику и вручную вытащить несложно было... Да и лебедки на ней наверняка стояли.

 

поднимались на палубу при помощи крана

 

Где там кран? Как вы представляете взлет сухопутного самолета с несамоходной БАРЖИ? Где вы там полетную палубу увидели?

Изменено пользователем k_414

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
215 публикаций
1 569 боёв

А на что ж там пандусы по обоим бортам? Тогдашнюю авиатехнику и вручную вытащить несложно было... Да и лебедки на ней наверняка стояли.

Допускаю. Но, если честно, не вяжется у меня использование истребителей с поисками подходящего поля, подходящего спуска к воде, с последующей выгрузкой. Это же какое время реакции?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
306 публикаций
407 боёв

Допускаю. Но, если честно, не вяжется у меня использование истребителей с поисками подходящего поля, подходящего спуска к воде, с последующей выгрузкой. Это же какое время реакции?

Реакции на что? :) Получили приказ на удар по белым, подошли на рабочую дистанцию к фронту, спустили гидросамолеты... Есть поле рядом, сгрузили Ньюпоры, нет -да и *** с ним... :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
215 публикаций
1 569 боёв

Реакции на что? :) Получили приказ на удар по белым, подошли на рабочую дистанцию к фронту, спустили гидросамолеты... Есть поле рядом, сгрузили Ньюпоры, нет -да и *** с ним... :)

Как я понимаю, это "ж-ж-ж" с истребителями - неспроста. Т.е.если пошли на использование истребителей, значит, наверно, было какое то противодействие вражеской авиации. Иначе было бы проще воткнуть еще 3 гидросамолета. Хотя, вполне допускаю, что воткнули то что было на данный момент.

З.Ы. Действительно указывается, что истребители были сухопутные Ньюпор-17 и их ввели из-за появления у белых "новых английских самолетов". Значит все таки время реакции имело значение.

Может на других трех баржах не было рубок и их использовали как ВПП?

Изменено пользователем Weraspid

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
31 публикация

Как я понимаю, это "ж-ж-ж" с истребителями - неспроста. Т.е.если пошли на использование истребителей, значит, наверно, было какое то противодействие вражеской авиации. Иначе было бы проще воткнуть еще 3 гидросамолета. Хотя, вполне допускаю, что воткнули то что было на данный момент.

Гидросамолет имеет намного большие габариты, чем истребитель, возможно поэтому и использовали именно истребители.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
306 публикаций
407 боёв

Как я понимаю, это "ж-ж-ж" с истребителями - неспроста. Т.е.если пошли на использование истребителей, значит, наверно, было какое то противодействие вражеской авиации. Иначе было бы проще воткнуть еще 3 гидросамолета. Хотя, вполне допускаю, что воткнули то что было на данный момент.

З.Ы. Действительно указывается, что истребители были сухопутные Ньюпор-17 и их ввели из-за появления у белых "новых английских самолетов". Значит все таки время реакции имело значение.

Может на других трех баржах не было рубок и их использовали как ВПП?

 

Да нет... Все источники говорят о том, что их использовали, как мобильные авиабазы... Вот например.. http://hobbyport.ru/ships/kommuna.htm

 

 

Для работы гидросамолетов в условиях боевой обстановки тех времен на реках Волге и Каме надо было иметь плавающие базы, «авианосцы» или «авиатранспорты». Таких судов, естественно, на Волге не было. И вот по инициативе С. Э. Столярского усилиями коммунистов для этой цели были приспособлены волжские нефтеналивные баржи. На Сормовском судостроительном заводе их переоборудовали в авиатранспорты. Самое сложное было обеспечить спуск гидросамолетов на воду и обратный подъем на борт. Для этой цели применяли либо поворотные краны, к тросам которых самолет прикрепляли с помощью специального кольца-рамы, либо на бортах или корме баржи располагали деревянные спуски на плаву, по которым сталкивали летающие лодки на воду, а после полетов вытягивали на палубу баржи. Всего в Волжско-Каспийской флотилии было 4 таких «авианосца».

Наиболее эффективно использовалась в боевых условиях баржа «Коммуна» длиной 139,77 м, шириной 19,08 м (рис. 2). Передняя мачта и нефтеналивные трубы с нее были сняты. Деревянные дощатые спуски опирались на кронштейны, сделанные из деревянных брусков, укрепленных болтами наглухо к бортам баржи. Концы спусков утоплены на 200—300 мм под воду, чтобы корпус летающей лодки, сходя на воду, не задевал бы дном за корму спуска. Дощатые плоскости спуска крепились к кронштейнам болтами и па ходу могли убираться на палубу. Иногда, чтобы гидросамолеты было удобнее спускать на воду, отсеки корпуса баржи частично заполнялись водой. Это упрощало процесс сталкивания летающей лодки в воду. Спуск всех шести самолетов на воду достаточно быстро выполняли восемь или десять человек команды (рис. 5). На барже, в месте штурвальной рубки, размещались две зенитные пушки 37 мм и пулеметы.

Рис. 5. Спуск гидросамолета на воду.

Другая баржа, «Свобода» (рис. 6), длиной 104,9 м и шириной 15,9 м, вмещала шесть летающих лодок и имела для спуска и подъема самолетов с каждого борта по два поворотных крана.

 

Третья баржа, «Посейдон», длиной 94,5 м, шириной 15,22 м, имела кормовую часть, срезанную сверху под углом, и на ней был сделан деревянный спуск. Перед выходом самолетов на спуск специальные трюмы баржи на корме загружались водой, и кормовая часть оседала в воду, что существенно облегчало сход летающих лодок в воду.

* * *

Общим недостатком всех описанных нами «красных авианосцев» было отсутствие крыши над самолетами, что приводило к быстрому износу деревянных машин. Учитывая этот недостаток, в 1919—1920 годах на Сормовском заводе была оборудована баржа «Смерть» (длиной 153,7 м, шириной 23,5 м). На верхней палубе баржи, очищенной от надстроек, труб, кнехтов и мачт и застланной досками, были поставлены два деревянных ангара, которые вмещали до 10 летающих лодок М-9. Между ангарами оставался пролет для вывода и разворачивания самолетов. Напротив него по обоим бортам баржи были устроены на железных кронштейнах деревянные спуски. Эта баржа была переоборудована на заводе в очень короткое время и сразу же прибыла в район военных действий, однако участвовала в боевых операциях недолго, а впоследствии была переоборудована под речную военно-транспортную баржу.

 

 

Все таки, найти недалеко от берега более-менее ровное поле или луг, длиной 300-400 м. и сейчас несложно. Пока проводят подготовку поля (пройти, убрать камни, скосить слишком высокую траву...), сгружают самолеты. Подготовка к боевому вылету и сейчас не минуты, кстати занимает :) ... Так что, после получения приказа, часа через 2-3 уже можно было взлетать, думаю... По тем временам вполне себе быстрая реакция...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
215 публикаций
1 569 боёв

Гидросамолет имеет намного большие габариты, чем истребитель, возможно поэтому и использовали именно истребители.

М-9 - 9х16м, Ньюпор - 6х8,2 - вполне возможно. В ТТХ Ньюпора указана взлетная масса 560 кг - может действительно с палубы взлетал? Пышнов пишет, что разбег был всего 50м и при встречном ветре 5 м/с - 30м. http://lib.ru/NTL/AV...ov.txt#Ньюпор17

 

Да нет... Все источники говорят о том, что их использовали, как мобильные авиабазы... Вот например.. http://hobbyport.ru/ships/kommuna.htm

 

 

Для работы гидросамолетов в условиях боевой обстановки тех времен на реках Волге и Каме надо было иметь плавающие базы, «авианосцы» или «авиатранспорты». Таких судов, естественно, на Волге не было. И вот по инициативе С. Э. Столярского усилиями коммунистов для этой цели были приспособлены волжские нефтеналивные баржи. На Сормовском судостроительном заводе их переоборудовали в авиатранспорты. Самое сложное было обеспечить спуск гидросамолетов на воду и обратный подъем на борт. Для этой цели применяли либо поворотные краны, к тросам которых самолет прикрепляли с помощью специального кольца-рамы, либо на бортах или корме баржи располагали деревянные спуски на плаву, по которым сталкивали летающие лодки на воду, а после полетов вытягивали на палубу баржи. Всего в Волжско-Каспийской флотилии было 4 таких «авианосца».

Наиболее эффективно использовалась в боевых условиях баржа «Коммуна» длиной 139,77 м, шириной 19,08 м (рис. 2). Передняя мачта и нефтеналивные трубы с нее были сняты. Деревянные дощатые спуски опирались на кронштейны, сделанные из деревянных брусков, укрепленных болтами наглухо к бортам баржи. Концы спусков утоплены на 200—300 мм под воду, чтобы корпус летающей лодки, сходя на воду, не задевал бы дном за корму спуска. Дощатые плоскости спуска крепились к кронштейнам болтами и па ходу могли убираться на палубу. Иногда, чтобы гидросамолеты было удобнее спускать на воду, отсеки корпуса баржи частично заполнялись водой. Это упрощало процесс сталкивания летающей лодки в воду. Спуск всех шести самолетов на воду достаточно быстро выполняли восемь или десять человек команды (рис. 5). На барже, в месте штурвальной рубки, размещались две зенитные пушки 37 мм и пулеметы.

Рис. 5. Спуск гидросамолета на воду.

Другая баржа, «Свобода» (рис. 6), длиной 104,9 м и шириной 15,9 м, вмещала шесть летающих лодок и имела для спуска и подъема самолетов с каждого борта по два поворотных крана.

 

Третья баржа, «Посейдон», длиной 94,5 м, шириной 15,22 м, имела кормовую часть, срезанную сверху под углом, и на ней был сделан деревянный спуск. Перед выходом самолетов на спуск специальные трюмы баржи на корме загружались водой, и кормовая часть оседала в воду, что существенно облегчало сход летающих лодок в воду.

* * *

Общим недостатком всех описанных нами «красных авианосцев» было отсутствие крыши над самолетами, что приводило к быстрому износу деревянных машин. Учитывая этот недостаток, в 1919—1920 годах на Сормовском заводе была оборудована баржа «Смерть» (длиной 153,7 м, шириной 23,5 м). На верхней палубе баржи, очищенной от надстроек, труб, кнехтов и мачт и застланной досками, были поставлены два деревянных ангара, которые вмещали до 10 летающих лодок М-9. Между ангарами оставался пролет для вывода и разворачивания самолетов. Напротив него по обоим бортам баржи были устроены на железных кронштейнах деревянные спуски. Эта баржа была переоборудована на заводе в очень короткое время и сразу же прибыла в район военных действий, однако участвовала в боевых операциях недолго, а впоследствии была переоборудована под речную военно-транспортную баржу.

 

 

Все таки, найти недалеко от берега более-менее ровное поле или луг, длиной 300-400 м. и сейчас несложно. Пока проводят подготовку поля (пройти, убрать камни, скосить слишком высокую траву...), сгружают самолеты. Подготовка к боевому вылету и сейчас не минуты, кстати занимает :) ... Так что, после получения приказа, часа через 2-3 уже можно было взлетать, думаю... По тем временам вполне себе быстрая реакция...

 

Заметьте, ни слова про истребители. И упоминается только про 6 гидросамолетов - " Спуск всех шести самолетов на воду..." Может вообще про Ньюпоры для солидности добавили? Или, скажем, они могли входить в состав авиаотряда, но на баржи не базироаться.

Изменено пользователем Weraspid

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
306 публикаций
407 боёв

М-9 - 9х16м, Ньюпор - 6х8,2 - вполне возможно. В ТТХ Ньюпора указана взлетная масса 560 кг - может действительно с палубы взлетал? Пышнов пишет, что разбег был всего 50м и при встречном ветре 5 м/с - 30м. http://lib.ru/NTL/AV...ov.txt#Ньюпор17

Да посмотрите на палубу... Мало того, что она покатая к бортам, так все палубное хозяйство на месте... Кнехты, крепления для самолетов... Фальшборт на носу, якорное хозяйство. Не взлетали Ньюпоры с палубы...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×