Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
KOMAHDOP_KADbIPOB

Авианосец (авианосная баржа) "Комунна"

В этой теме 25 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
31 публикация

Авианосец "Комунна"

17.jpg

RYyTxR5i.png

История:

В 1918 году в Нижнем Новгороде, из отступившего вместе с Красной армией гидроавиадивизиона из Самары, был сформирован гидроотряд Волжской флотилии. Для базирования отряда, сами матросы на Сормовском заводе, переоборудовали старую баржу-нефтянку. В результате появилась одна из четырёх «авианесущих барж» — гидроавиатранспорт.

 

1-81-10-kommuna.jpg

 

Описание конструкции:

Баржа-нефтянка, бывшая баржа «Франция», подверглась минимальным переделкам, были установлены два ската, для спуска и подъёма гидроаэропланов М-9, сняты передняя мачта и наливные трубы, для буксировки «Коммуны» к барже был придан колёсный 120-сильный буксир.

Основное назначение авиакрыла корабля были:

1. разведывательное;

2. ударное.

 

Боевое применение

Первое время основное для авиаотряда было разведывательное назначение, позднее самолёты начали наносить бомбовые удары по укреплениям и кораблям белогвардейцев.

Самым неожиданным успехом стало применение металлических стрел бросаемых с большой высоты — их пробивная сила была такой, что они пробивали верхнюю палубу кораблей противника, а попавшие на дорогу стрелы становились непреодолимым препятствием для конных отрядов

Одной из главных проблем для отряда стало появление у белогвардейцев новых английских самолётов. После их появления, самолёты стали летать на задания в ночное время, пользуясь для ориентировки находящиеся вдоль реки деревни и сёла.

Одной из самых успешных операций считается обнаружение «кинжальной батареи» под городом Царицын (Волгоград).

 

Источник.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
179
[666TH]
Старший альфа-тестер
342 публикации
1 772 боя

Первое что пришло в голову слово это же БажрА!!!... пролистаю вниз , черт реально «авианесущая баржа» :biggrin:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
169 публикаций
96 боёв

Наверно посадка не предусмотрена, либо они как то успевают затормозить до кабины.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
20 публикаций
815 боёв

прикольный авионосец речнова базирования и сваю роль выполнял успешно и это главное.

за статью спосибо

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций

Наверно посадка не предусмотрена, либо они как то успевают затормозить до кабины.

Это ГИДРОавианесущая баржа... Самолеты садились на воду, затем поднимались на борт... И взлетали с воды... :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
215 публикаций
1 569 боёв

Это ГИДРОавианесущая баржа... Самолеты садились на воду, затем поднимались на борт... И взлетали с воды... :)

Вопрос. В характеристиках указаны 3 истребителя Ньюпор - они тоже поплавковые? Я, если честно, ни разу не слышал о такой модификации.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций

Вопрос. В характеристиках указаны 3 истребителя Ньюпор - они тоже поплавковые? Я, если честно, ни разу не слышал о такой модификации.

А вот это интересно... В принципе, это речная баржа. И встать у берега, рядом с полем, годным для взлета тогдашних "этажерок", труда не составит. Как и найти такое поле.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
215 публикаций
1 569 боёв

А вот это интересно... В принципе, это речная баржа. И встать у берега, рядом с полем, годным для взлета тогдашних "этажерок", труда не составит. Как и найти такое поле.

Я тоже так подумал. Но тут возникает другой вопрос - как эти самолеты загружать/выгружать. На рисунке грузовой стрелы нет, каждый раз ее монтировать/демонтировать - проблематично. Может все таки к Ньюпору поплавки присобачили? Как фронтовая модификация. По идее даже Муромца на поплавки ставили.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
31 публикация

Я тоже так подумал. Но тут возникает другой вопрос - как эти самолеты загружать/выгружать. На рисунке грузовой стрелы нет, каждый раз ее монтировать/демонтировать - проблематично. Может все таки к Ньюпору поплавки присобачили? Как фронтовая модификация. По идее даже Муромца на поплавки ставили.

Информации про него мало, как и фотографий. Про взлет/посадку самолетов могу предположить, что взлетали они с палубы, а преземлялись на воду и потом поднимались на палубу при помощи крана.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций

Я тоже так подумал. Но тут возникает другой вопрос - как эти самолеты загружать/выгружать. На рисунке грузовой стрелы нет, каждый раз ее монтировать/демонтировать - проблематично. Может все таки к Ньюпору поплавки присобачили? Как фронтовая модификация. По идее даже Муромца на поплавки ставили.

 

А на что ж там пандусы по обоим бортам? Тогдашнюю авиатехнику и вручную вытащить несложно было... Да и лебедки на ней наверняка стояли.

 

поднимались на палубу при помощи крана

 

Где там кран? Как вы представляете взлет сухопутного самолета с несамоходной БАРЖИ? Где вы там полетную палубу увидели?

Изменено пользователем k_414

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
215 публикаций
1 569 боёв

А на что ж там пандусы по обоим бортам? Тогдашнюю авиатехнику и вручную вытащить несложно было... Да и лебедки на ней наверняка стояли.

Допускаю. Но, если честно, не вяжется у меня использование истребителей с поисками подходящего поля, подходящего спуска к воде, с последующей выгрузкой. Это же какое время реакции?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций

Допускаю. Но, если честно, не вяжется у меня использование истребителей с поисками подходящего поля, подходящего спуска к воде, с последующей выгрузкой. Это же какое время реакции?

Реакции на что? :) Получили приказ на удар по белым, подошли на рабочую дистанцию к фронту, спустили гидросамолеты... Есть поле рядом, сгрузили Ньюпоры, нет -да и *** с ним... :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
215 публикаций
1 569 боёв

Реакции на что? :) Получили приказ на удар по белым, подошли на рабочую дистанцию к фронту, спустили гидросамолеты... Есть поле рядом, сгрузили Ньюпоры, нет -да и *** с ним... :)

Как я понимаю, это "ж-ж-ж" с истребителями - неспроста. Т.е.если пошли на использование истребителей, значит, наверно, было какое то противодействие вражеской авиации. Иначе было бы проще воткнуть еще 3 гидросамолета. Хотя, вполне допускаю, что воткнули то что было на данный момент.

З.Ы. Действительно указывается, что истребители были сухопутные Ньюпор-17 и их ввели из-за появления у белых "новых английских самолетов". Значит все таки время реакции имело значение.

Может на других трех баржах не было рубок и их использовали как ВПП?

Изменено пользователем Weraspid

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
31 публикация

Как я понимаю, это "ж-ж-ж" с истребителями - неспроста. Т.е.если пошли на использование истребителей, значит, наверно, было какое то противодействие вражеской авиации. Иначе было бы проще воткнуть еще 3 гидросамолета. Хотя, вполне допускаю, что воткнули то что было на данный момент.

Гидросамолет имеет намного большие габариты, чем истребитель, возможно поэтому и использовали именно истребители.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций

Как я понимаю, это "ж-ж-ж" с истребителями - неспроста. Т.е.если пошли на использование истребителей, значит, наверно, было какое то противодействие вражеской авиации. Иначе было бы проще воткнуть еще 3 гидросамолета. Хотя, вполне допускаю, что воткнули то что было на данный момент.

З.Ы. Действительно указывается, что истребители были сухопутные Ньюпор-17 и их ввели из-за появления у белых "новых английских самолетов". Значит все таки время реакции имело значение.

Может на других трех баржах не было рубок и их использовали как ВПП?

 

Да нет... Все источники говорят о том, что их использовали, как мобильные авиабазы... Вот например.. http://hobbyport.ru/ships/kommuna.htm

 

 

Для работы гидросамолетов в условиях боевой обстановки тех времен на реках Волге и Каме надо было иметь плавающие базы, «авианосцы» или «авиатранспорты». Таких судов, естественно, на Волге не было. И вот по инициативе С. Э. Столярского усилиями коммунистов для этой цели были приспособлены волжские нефтеналивные баржи. На Сормовском судостроительном заводе их переоборудовали в авиатранспорты. Самое сложное было обеспечить спуск гидросамолетов на воду и обратный подъем на борт. Для этой цели применяли либо поворотные краны, к тросам которых самолет прикрепляли с помощью специального кольца-рамы, либо на бортах или корме баржи располагали деревянные спуски на плаву, по которым сталкивали летающие лодки на воду, а после полетов вытягивали на палубу баржи. Всего в Волжско-Каспийской флотилии было 4 таких «авианосца».

Наиболее эффективно использовалась в боевых условиях баржа «Коммуна» длиной 139,77 м, шириной 19,08 м (рис. 2). Передняя мачта и нефтеналивные трубы с нее были сняты. Деревянные дощатые спуски опирались на кронштейны, сделанные из деревянных брусков, укрепленных болтами наглухо к бортам баржи. Концы спусков утоплены на 200—300 мм под воду, чтобы корпус летающей лодки, сходя на воду, не задевал бы дном за корму спуска. Дощатые плоскости спуска крепились к кронштейнам болтами и па ходу могли убираться на палубу. Иногда, чтобы гидросамолеты было удобнее спускать на воду, отсеки корпуса баржи частично заполнялись водой. Это упрощало процесс сталкивания летающей лодки в воду. Спуск всех шести самолетов на воду достаточно быстро выполняли восемь или десять человек команды (рис. 5). На барже, в месте штурвальной рубки, размещались две зенитные пушки 37 мм и пулеметы.

Рис. 5. Спуск гидросамолета на воду.

Другая баржа, «Свобода» (рис. 6), длиной 104,9 м и шириной 15,9 м, вмещала шесть летающих лодок и имела для спуска и подъема самолетов с каждого борта по два поворотных крана.

 

Третья баржа, «Посейдон», длиной 94,5 м, шириной 15,22 м, имела кормовую часть, срезанную сверху под углом, и на ней был сделан деревянный спуск. Перед выходом самолетов на спуск специальные трюмы баржи на корме загружались водой, и кормовая часть оседала в воду, что существенно облегчало сход летающих лодок в воду.

* * *

Общим недостатком всех описанных нами «красных авианосцев» было отсутствие крыши над самолетами, что приводило к быстрому износу деревянных машин. Учитывая этот недостаток, в 1919—1920 годах на Сормовском заводе была оборудована баржа «Смерть» (длиной 153,7 м, шириной 23,5 м). На верхней палубе баржи, очищенной от надстроек, труб, кнехтов и мачт и застланной досками, были поставлены два деревянных ангара, которые вмещали до 10 летающих лодок М-9. Между ангарами оставался пролет для вывода и разворачивания самолетов. Напротив него по обоим бортам баржи были устроены на железных кронштейнах деревянные спуски. Эта баржа была переоборудована на заводе в очень короткое время и сразу же прибыла в район военных действий, однако участвовала в боевых операциях недолго, а впоследствии была переоборудована под речную военно-транспортную баржу.

 

 

Все таки, найти недалеко от берега более-менее ровное поле или луг, длиной 300-400 м. и сейчас несложно. Пока проводят подготовку поля (пройти, убрать камни, скосить слишком высокую траву...), сгружают самолеты. Подготовка к боевому вылету и сейчас не минуты, кстати занимает :) ... Так что, после получения приказа, часа через 2-3 уже можно было взлетать, думаю... По тем временам вполне себе быстрая реакция...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
215 публикаций
1 569 боёв

Гидросамолет имеет намного большие габариты, чем истребитель, возможно поэтому и использовали именно истребители.

М-9 - 9х16м, Ньюпор - 6х8,2 - вполне возможно. В ТТХ Ньюпора указана взлетная масса 560 кг - может действительно с палубы взлетал? Пышнов пишет, что разбег был всего 50м и при встречном ветре 5 м/с - 30м. http://lib.ru/NTL/AV...ov.txt#Ньюпор17

 

Да нет... Все источники говорят о том, что их использовали, как мобильные авиабазы... Вот например.. http://hobbyport.ru/ships/kommuna.htm

 

 

Для работы гидросамолетов в условиях боевой обстановки тех времен на реках Волге и Каме надо было иметь плавающие базы, «авианосцы» или «авиатранспорты». Таких судов, естественно, на Волге не было. И вот по инициативе С. Э. Столярского усилиями коммунистов для этой цели были приспособлены волжские нефтеналивные баржи. На Сормовском судостроительном заводе их переоборудовали в авиатранспорты. Самое сложное было обеспечить спуск гидросамолетов на воду и обратный подъем на борт. Для этой цели применяли либо поворотные краны, к тросам которых самолет прикрепляли с помощью специального кольца-рамы, либо на бортах или корме баржи располагали деревянные спуски на плаву, по которым сталкивали летающие лодки на воду, а после полетов вытягивали на палубу баржи. Всего в Волжско-Каспийской флотилии было 4 таких «авианосца».

Наиболее эффективно использовалась в боевых условиях баржа «Коммуна» длиной 139,77 м, шириной 19,08 м (рис. 2). Передняя мачта и нефтеналивные трубы с нее были сняты. Деревянные дощатые спуски опирались на кронштейны, сделанные из деревянных брусков, укрепленных болтами наглухо к бортам баржи. Концы спусков утоплены на 200—300 мм под воду, чтобы корпус летающей лодки, сходя на воду, не задевал бы дном за корму спуска. Дощатые плоскости спуска крепились к кронштейнам болтами и па ходу могли убираться на палубу. Иногда, чтобы гидросамолеты было удобнее спускать на воду, отсеки корпуса баржи частично заполнялись водой. Это упрощало процесс сталкивания летающей лодки в воду. Спуск всех шести самолетов на воду достаточно быстро выполняли восемь или десять человек команды (рис. 5). На барже, в месте штурвальной рубки, размещались две зенитные пушки 37 мм и пулеметы.

Рис. 5. Спуск гидросамолета на воду.

Другая баржа, «Свобода» (рис. 6), длиной 104,9 м и шириной 15,9 м, вмещала шесть летающих лодок и имела для спуска и подъема самолетов с каждого борта по два поворотных крана.

 

Третья баржа, «Посейдон», длиной 94,5 м, шириной 15,22 м, имела кормовую часть, срезанную сверху под углом, и на ней был сделан деревянный спуск. Перед выходом самолетов на спуск специальные трюмы баржи на корме загружались водой, и кормовая часть оседала в воду, что существенно облегчало сход летающих лодок в воду.

* * *

Общим недостатком всех описанных нами «красных авианосцев» было отсутствие крыши над самолетами, что приводило к быстрому износу деревянных машин. Учитывая этот недостаток, в 1919—1920 годах на Сормовском заводе была оборудована баржа «Смерть» (длиной 153,7 м, шириной 23,5 м). На верхней палубе баржи, очищенной от надстроек, труб, кнехтов и мачт и застланной досками, были поставлены два деревянных ангара, которые вмещали до 10 летающих лодок М-9. Между ангарами оставался пролет для вывода и разворачивания самолетов. Напротив него по обоим бортам баржи были устроены на железных кронштейнах деревянные спуски. Эта баржа была переоборудована на заводе в очень короткое время и сразу же прибыла в район военных действий, однако участвовала в боевых операциях недолго, а впоследствии была переоборудована под речную военно-транспортную баржу.

 

 

Все таки, найти недалеко от берега более-менее ровное поле или луг, длиной 300-400 м. и сейчас несложно. Пока проводят подготовку поля (пройти, убрать камни, скосить слишком высокую траву...), сгружают самолеты. Подготовка к боевому вылету и сейчас не минуты, кстати занимает :) ... Так что, после получения приказа, часа через 2-3 уже можно было взлетать, думаю... По тем временам вполне себе быстрая реакция...

 

Заметьте, ни слова про истребители. И упоминается только про 6 гидросамолетов - " Спуск всех шести самолетов на воду..." Может вообще про Ньюпоры для солидности добавили? Или, скажем, они могли входить в состав авиаотряда, но на баржи не базироаться.

Изменено пользователем Weraspid

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций

М-9 - 9х16м, Ньюпор - 6х8,2 - вполне возможно. В ТТХ Ньюпора указана взлетная масса 560 кг - может действительно с палубы взлетал? Пышнов пишет, что разбег был всего 50м и при встречном ветре 5 м/с - 30м. http://lib.ru/NTL/AV...ov.txt#Ньюпор17

Да посмотрите на палубу... Мало того, что она покатая к бортам, так все палубное хозяйство на месте... Кнехты, крепления для самолетов... Фальшборт на носу, якорное хозяйство. Не взлетали Ньюпоры с палубы...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×