Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_18412412

Военно-морское образование в эпоху парусов.

В этой теме 28 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
587 публикаций

Вообще за перипетиями боев и морских операций совершенно забывается такая сторона дела, как образование офицеров. А ведь это вопрос серьезный. Попытки получить грамотный и умелый офицерский морской корпус предпринимались разными странами аж с 15 века, и здесь конечно, во главе всех были португальцы. Однако ничего масштабного и всеобъемлющего до середины 18 века не получилось.

Тем не менее – тон задала Франция, естественно связаны эти преобразования с именами Кольбера и его сына, Сеньелэ. Именно во Франции был впервые организован отдельный комендорский морской корпус, и при нем были введены полугодичные курсы, где кадеты знакомились не только с ТТХ и видами орудий, но и с особенностями их производства, зарядов к ним, и т.д. Уже тогда Сеньелэ лелеял мысль о создании первой в мире военно-морской Академии, однако Людовик XIV был поглощен сухопутными делами на континенте, и финансирование данного проекта не состоялось.

Изображение

Жан-Батист Кольбер, маркиз Сеньелэ, морской министр Франции, не менее талантливый сын своего гениального отца.

Первыми реализовали мысль Сеньелэ – как это ни странно - русские. В 1715 году на базе Навигацкой Школы была создана Морская Академия, которая была рассчитана на 300 человек кадетов, и на срок обучения два года. Правда, наполную она заработала только при Анне Иоанновне (уж очень нелюбимый русскими псевдопатриотами Остреманн обожал флот) в 1732 году, когда ее перевели в Меньшиковский дворец в Санкт-Петербурге, а первый набор составил аж 56 человек.

Изображение

Меньшиковский дворец.

Вторыми стали…англичане? Нет! Французы? Нет! Испанцы, под деятельным руководством француза Филиппа V и итальянца кардинала Альберони. В 1717 году в Кадисе, в местечке Сан-Фернандо была организована Мичманская Академия (Academia de Guardias Marinas), куда 7 февраля 1717 года поступили первые 37 кадетов. Изучали управление кораблем, пушечное дело, кораблестроительство, естественные науки. Позже Академию разделили, выделив в 1772 году, по типу французов, пушкарей и кораблестроителей в отдельную Королевскую Академию Морских Инженеров в Ферроле.

Изображение

Кадисская мичманская академия.

И лишь после России и Испании последовала очередь Англии (хотя еще в 17 веке один небезызвестный король заявил, что «It is on the Navy, under the goon providence of God, that our wealth and peace depend». Видать все-таки более надеялись на Божий промысел, нежели на флот). В1733 году в Портсмуте была основана Королевская Военно-морская Академия (Royal Naval Academy), куда пришли первые 40 новобранцев. Смешно, но даже в дикой Московии Морская Академия была создана на 18 лет раньше, и по сути Петр I явился родоначальником военно-морского образования не только на Руси, но и в мире. Но вернемся к господам англичанам. План учебы представлял собой чередование естественных дисциплин с получением практических знаний. Срок обучения составлял 2 года. Чтобы простимулировать поступление в Академию, в ее Уставе было прописано, что выпускники Академии могут держать экзамен на чин лейтенанта через 4, а не через 6 лет практических плаваний.

Изображение

Королевская морская Академия в Портсмуте.

Но как ни странно – до 1806 года Королевская Военно-морская Академия влачила жалкое существование – большинство джентри и джентльменов предпочитали отдавать своих недорослей сразу на корабли, в Англии была какая-то мистическая вера в превосходство практического опыта над теоретическими знаниями. Апофеозом стали слова английского короля Вильгельма IV: «никакое место так не подходит для воспитания из маленького британца настоящего джентльмена, как ют военного корабля». Таким образом до середины XIX века (то есть до появления броненосных флотов и машин) в Англии не придавали особого значения военно-морскому образованию.

В ответ учредили свою военно-морскую Академию конечно же французы. Académie royale de marine в Бресте была основана по итогам войны за Австрийское наследство в 1752 году государственным секретарем по флоту Антуаном Луи Руйё, графом де Жу. Первым президентом Академии стал генеральный комиссар артиллерии флота Себастьен Биго де Морог.

Изображение

Брестская морская Академия.

Надо сказать, что французская Академия не давала базовых знаний курсантам, она повышала интеллектуальный и научный уровень уже существующих лейтенантов, капитанов и адмиралов. Это своего рода был открытый интеллектуальный клуб, где живейшее участие принимали не только офицеры флота, но и географы, математики, геодезисты, химики, физики, гидрографы, ботаники, астрономы и т.д. Академия была закрыта с 1764 по 1769 год, после окончания Семилетней войны, но все-таки позже разум возобладал, и Академию снова открыли, причем начали набирать в нее на обучение курсантов, а первые преподаватели и выпускники составили костяк Эволюционной Эскадры (Squadron of Evolution), что впоследствии впервые за много лет победить англичан на море.

Вообще именно война за Независимость была прежде всего противостоянием новой французской теории войны на море против британской практики войны на море. И удивительно, как французы отработали и обезопасили каждый удар англичан! Мол, сэры, вы любите ближний бой, в котором вы всегда одерживаете верх? Так мы супротив него разработали тактику боя на средней и дальней дистанции. Вы любите атаковать с наветренного положения? Вам и карты в руки, джентльмены, мы вполне разработали тактику сражения в подветренном положении. Вы считаете, что сколь бы ни мал был ваш класс, он всегда побьет наш порядок? Ну что ж, попробуйте.

Надо сказать, что, начиная с 1769 года, Королевская Морская Академия в Бресте была, наверное, самым удачным вложением Франции, ибо ее воспитанники принесли ей победу и временную гегемонию не только в Европе, но и в мире.

В 1792 году создали морские курсы при Военной академии в Кронсберге шведы.

Ну а далее последовали американцы. Военная Академия Вест-Пойнт была создана в 1802 году. Там обучали и сухопутных, и морских офицеров. НО… Есть несколько НО. НО первое - Американцы при Академии создали Военно-морской Исторический центр (Naval Historical Center, спасибо большому умнице - госсекретарю по флоту Бенджамину Стоддерту).

Изображение

Академия Вест-Пойнт (на американском сленге - просто "пойнт", или "точка")

По сути – здоровенная библиотека профильных книг, а при ней кружок, осмысливающий и творчески перерабатывающий чужую военную мысль, переводя ее на американские реалии (эдакий ВИФ2NE, только с выработкой конечного решения). То есть американцы развили мысль французов (благо, пример, когда хваленый Королевский Флот оказался с носом, был перед глазами), но решили не ограничиваться выработкой только противобританской стратегии, творчески переосмыслить опыт всех стран. К 1807 году библиотека настолько разрослась, что ее перевели в Вашингтон. Примечательно, что когда во время англо-американской войны британские войска подошли к Вашингтону, президентом был отдан приказ любой ценой спасти библиотеку. И ее спасли, успев вывезти в самый последний момент.

НО второе – в обучение входили теоретические и практические основы войны на реках и озерах. Это очень пригодилось будущим офицерам US Navy в войне 1812-1815 годов.

Собственную же Морскую Академию в Аннаполисе американцы создали лишь в 1845 году.

Изображение

Морская Академия Соединенных Штатов, Аннаполис.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
145 публикаций

Интересная статья, удивило кстати немного, что англичане так халатно поставились к образованию своих офицеров.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Просмотр сообщенияNo_obAstuk (12 Окт 2013 - 11:25) писал:

Интересная статья, удивило кстати немного, что англичане так халатно поставились к образованию своих офицеров.
Это не халатность, это такая система подготовки. У нее были как свои плюсы, так и свои минусы.
Сергей, статья, как всегда, отличная. Спасибо!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
61 публикация

Как ни странно но я поддевживаю англичан в том что практический опыт важнее теоретического, особенно если учесть то что творится в моем универе да и в большинстве универов страны.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
423 публикации
59 боёв

Просмотр сообщенияNo_obAstuk (12 Окт 2013 - 11:25) писал:

Интересная статья, удивило кстати немного, что англичане так халатно поставились к образованию своих офицеров.
У каждой страны своя система.У Англичан было так.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
82 публикации
335 боёв

мичмынски школы на данное время все закрыты и расформированы по приказанию экс мин.обороны...

но вроде Шойгу обещал все востоновить

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
531
Старший бета-тестер
669 публикаций
2 833 боя

Просмотр сообщенияNehalemX (12 Окт 2013 - 13:13) писал:

Как ни странно но я поддевживаю англичан в том что практический опыт важнее теоретического, особенно если учесть то что творится в моем универе да и в большинстве универов страны.
Без теории не обойтись - это фундамент. Даже при поступлении сразу на корабль, моряки получали теоретическую подготовку на равне с практикой. Образовательные же учреждения давали возможность получения более крепкого теоретического фундамента. Не говоря уже о научных открытиях, свойственный англо-саксонской модели высшего образования.  А "универ" университету рознь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 328
[CATGO]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 225 публикаций
24 671 бой

я всегда думал, что повышение интеллектуального и научного уровня важнее тупой накачки знаниями, оказывается не я один :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
287 публикаций
78 боёв

Просмотр сообщенияGlebkk (12 Окт 2013 - 19:48) писал:

я всегда думал, что повышение интеллектуального и научного уровня важнее тупой накачки знаниями, оказывается не я один :)
Ты не один. Миллионы людей по всему миру считают также.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1
[ST_RZ]
Старший альфа-тестер
68 публикаций
1 769 боёв

А кто кому платил в случае, когда молодого английского отпрыска брали на корабль? Семья отпрыска платила капитану за обучение, а тот из этих денег часть выдавал как жалование? Все же их наверняка брали как офицеров и полагали некоторую сумму за должность. И достаточно ли было на тот момент рекомендательного письма капитана корабля, на котором ты учился, чтобы занимать какую-либо должность, или это все-таки было более-менее централизовано?

 

Просмотр сообщенияSergeyMakhov (12 Окт 2013 - 10:41) писал:

... , а первые преподаватели и выпускники составили костяк Эволюционной Эскадры (Squadron of Evolution), что впоследствии впервые за много лет победить англичан на море.

Видимо, слово "победить" пропущено.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
285 публикаций

SergeyMakhov, не перестаёшь меня удивлять. Как всегда всё интересно, чётко и развёрнуто. С неплохим колличеством иллюстраций и пояснений. В общем здорово :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 328
[CATGO]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 225 публикаций
24 671 бой

Просмотр сообщенияMonteis (12 Окт 2013 - 21:44) писал:

Ты не один. Миллионы людей по всему миру считают также.

Да, но почему то наша система образования так не считает, нашпиговывают детей знаниями, которые в жизни никак не нужны, вот честно, все что узнал в школе мне в жизни ни разу не понадобилось, даже  в институте все предметы изучал заново. А гораздо полезнее развивать не память а ум, и предоставить доступ к разнообразным знаниям.


Тс а поподробнее о каждой школе ? наверняка стиль обучения отличался.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
336 публикаций

Просмотр сообщенияNehalemX (12 Окт 2013 - 13:13) писал:

Как ни странно но я поддевживаю англичан в том что практический опыт важнее теоретического, особенно если учесть то что творится в моем универе да и в большинстве универов страны.
Категорически не согласен.
Просто при подготовке специалистов практика свелась к простой формальности.
И получается что специалист приходит на флот думая "играть в футбол", а там "хоккей".
Отсюда и мысли а на кой ляд нам это вдалбливалось с ВУЗе если это здесь не нужно.
В корне не верное мнение.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
171 публикация
22 боя

картинки красивые, но как и всем поставлю минус, настроение сегодня не очень.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
550 публикаций
1 бой

Просмотр сообщенияNo_obAstuk (12 Окт 2013 - 11:25) писал:

Интересная статья, удивило кстати немного, что англичане так халатно поставились к образованию своих офицеров.

а почему удивило?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
5 972
Участник
13 348 публикаций
1 824 боя

вот скожите читать про ети дома комунить интиресно ?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
587 публикаций

Просмотр сообщенияJIex____ (13 Окт 2013 - 21:37) писал:

вот скожите читать про ети дома комунить интиресно ?

Парень, тебе точно нет. Так что не морщи мозг. Тебе вредно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
100 публикаций
1 бой

No_obAstuk (12 Окт 2013 - 11:25) писал:

Интересная статья, удивило кстати немного, что англичане так халатно поставились к образованию своих офицеров.

Просмотр сообщенияSergeyMakhov (12 Окт 2013 - 10:41) писал:

Апофеозом стали слова английского короля Вильгельма IV: «никакое место так не подходит для воспитания из маленького британца настоящего джентльмена, как ют военного корабля». Таким образом до середины XIX века (то есть до появления броненосных флотов и машин) в Англии не придавали особого значения военно-морскому образованию.

Как показал опыт и история. Вильгельм и прочие наглы, были совершенно правы. Это не халатность ни в коей мере! Я подписываюсь под каждым словом.

Если кому действительно тема интересна,  то почитайте Форрестера - серию про адмирала Хорнблауэра. Там, схема становления офицера, показана великолепно. Вы поймите, это ваше формальное образование не имеет никаких преимуществ перед кораблем  (В парусном флоте конечно). Даже по формальному признаку - количеству преподов, на единицу тулова курсанта. Тут,почти над каждым гардом есть отдельный офицер.

Учить, в душном кабинете, какие-то мифические морские науки типа навигации или парусного дела? - альмукантараты там  с астролябиями?! Бред! Именно в море, видя их практическое применение, можно понять, на кой ляд их вообще учить. Не говоря уже о том, что корабельные офицеры растят себе преемника и сослуживца, с которым если что и смерть принимать спина к спине. Потому мотивация и требовательность препода повыше чем в академии. Не сдал зачеты - в кают компанию не пустят...

Схема с морскими академиями, это удел сухопутных бедняков, пытающихся построить собственный флот. Кораблей у них мало, опыта тоже, но спецов иметь хочется. Вот и изобретают такой паллиатив

Она имеет смысл, именно для повышения квалификации уже состоявшихся офицеров, причем уже для глобальных дисциплин стратегического размаха. А для того, чтоб паясничать, вилку не в ухо а врот, да танцульки на балах танцевать, академия не требуется, Надо - кают компания вскладчину наймет препода хороших манер, он всех и подтянет. А уж взять с собой учебник математики да почитать и посчитать на досуге, вообще проблем нет - времени в дальних походах завались..

Если привести пример из недавнего времени, то немцы в 2ю мировую, точно так же готовили своих офицеров - непосредственно в войсках, пока они не нарвались на нас, смогли нагнуть всю Европу...

Даже сейчас, я бы лучше кандидатов в офицеры делал из своих матросов. Ибо такие черти приходят, думаешь, чему же тебя дурня  5 лет учили!?

Изменено пользователем Alseerz

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×