Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_UxK7JkciUcEm

Дозорные бронекатера Русского Военного ведомства

В этой теме 25 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
537 публикаций

Изображение


Изображение

Бронекатер отдельного взвода бронекатеров
5-й армии с усиленным пулемётным вооружением

Западная Двина, 1916 г.


Изображение


Предыстория

В новом 1915 г. предполагалось мощным ударом вывести из войны Австро-Венгрию, после чего развернуть крупномасштабное наступление на Кенигсберг. Внимательно изучив опыт боёв 1914 г., русское командование пришло к выводу о необходимости иметь на крупных реках в прифронтовой полосе военные флотилии из кораблей специальной постройки. Предполагалось, что в будущих сражениях им предстоит решать широкий круг задач — от снабжения действующей армии всем необходимым до поддержки огнём частей, ведущих бои по берегам рек и озёр.


История создания

Для обеспечения огневой поддержки войск, ведущих бои в непосредственной близости от внутренних водных путей, подполковник 3-го понтонного батальона
И. Неговский предложил создать отряды речных бронированных кораблей. В направленной им 18 февраля 1915 г. в Главное управление Генерального
штаба и Ставку Верховного Главнокомандования записке он предлагал в максимально короткие сроки построить небольшие, защищенные бронёй катера
с малой осадкой. Рассмотрев эту инициативу. Ставка 5 апреля того же года дала указание ГВТУ (Главное военно-техническое управление) проработать вопрос о возможности постройки катеров для трёх речных броневых отрядов на прифронтовых водных системах — Бобро-Наревской, Неманской и Вислинской. Генштаб определил, что в состав каждого из них должны входить по три малых канонерских лодки специальной постройки и по шесть бронекатеров-разведчиков, дозорных бронекатеров и посыльных не бронированных катеров. Кроме того, во все отряды для их усиления планировалось включить по четыре шлюпки-тральщика с подвесными моторами. Срок готовности катеров — не позднее осени 1915 г.

20 апреля 1915 г ответственный за выполнение программы штабс-капитан Симонов начал эскизное проектирование — по существу выработку требований

тактико-технического задания для будущих кораблей.

Изображение

Spoiler
Дозорные катера, по задумке Военного ведомства, должны были на реке соответствовать лёгкому бронеавтомобилю в армейских частях. В соответствии с этим очертили и круг задач, которые им предстояло решать: дозорная служба, тактическая разведка, диверсионные действия в тылу и на флангах сухопутных
войск противника, высадка небольших разведывательно-диверсионных групп и поддержка огнём в береговой зоне сухопутных подразделений.
Предварительные прикидки показали, что для этого достаточно иметь катер водоизмещением около 6,5 т, с максимальной осадкой — не более 2 фут (0,61 м),
длиной, не превышавшей 30 фут (9,15 м), и шириной — 8 фут (2,44 м), чтобы его без разборки можно было перевозить на существовавших в то время обычных,
а не усиленных железнодорожных платформах. Бронирование — способное надёжно защитить экипаж и механизмы от ружейно-пулемётного огня на дистанциях от 150 шагов и осколков снарядов. Вооружение — один пулемёт «максим» в установке с круговым обстрелом. Скорость — не менее 10 уз. Запас топлива для обеспечения дальности хода — порядка 200 миль. Возможность перевозки до 15 бойцов с полной выкладкой.
6 июня 1915 г программа лежала на утверждение в Военном совете. Чтобы обсуждение прошло без *** и задоринки, великий князь Кирилл Владимирович, которому с февраля 1915 г подчинялись все речные флотилии и отряды действующей армии, приложил немалые усилия. После недолгих дебатов программа в целом была утверждена и на её реализацию 13 июня выделили затребованные 2 496 000 рублей. Но её выполнение неожиданно оказалось под угрозой. На этот раз всё упёрлось не в финансирование, а в производственные мощности и возможности русских предприятий. В результате из опрошенных ГВТУ (ГВТУ — Главное военно-техническое управление) 20 фирм 17 или ответили отказом, или назначили чрезмерно длительные сроки постройки. В ходе напряжённых переговоров большую часть заказов всё же удалось разместить в России, но желающих взяться за постройку дозорных бронекатеров так и не нашлось — слишком сложной оказалась задача объединить в
единое целое требуемые скорость, вооружение, бронирование и небольшие размеры.

Изображение


Пришлось обращаться за помощью к заграничным предприятиям. Поскольку фирмы европейских держав, где традиционно размещали русские заказы, не успевали снабжать своей продукцией собственные воюющие флоты, выбор пал на нейтральную Америку, Контракт на постройку 18 дозорных бронированных катеров заключили с фирмой «Муллинс и Ко» из города Салем (штат Огайо), которая гарантировала поставку всей серии до конца года. За срыв сроков изготовления БКА договор штрафов не предусматривал, за то русские могли отказаться от закупки, если осадка боле чем на 10 см превышала оговорённые техническим заданием 0,61м.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕКАТЕРА


Длина —9,5 м,
ширина по конструктивной ватерлинии —2,15 м,
осадка —0,45 м,
водоизмещение около 6,5 т,
скорость хода —11 узлов,
двигатель системы “Стирлинг” модели Г, мощностью 80 л. с.
Вооружение: 1 трехлинейный пулемет во .вращающейся башне, 1 37-мм пушка Гочкиса.
Бронекатер управлялся одним рулевым-механиком.
Бронирование: противопульное стальными листами толщиной 5 мм. Такими листами были закрыты крыша и стены каюты, башня, переборка позади кокпита, борта и палуба кокпита. По ватерлинии шел пояс брони шириной 381 мм, 127 мм которой было ниже ватерлинии.
Окраска: вся надводная часть сплошь покрывалась серым защитным цветом. Вся подводная часть — красный цвет. Ватерлиния, буквы БК-2, бортовой номер — белые.Отличительные огни: левый — красный, правый — зеленый.

Изменено пользователем anonym_UxK7JkciUcEm
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
537 публикаций

Описание конструкции

Чертежы

Изображение

Корпус

Корпуса катеров строили остроскулыми, с небольшой килеватостью днища, транцевой кормой и незначительным развалом бортов. Поперечную прочность обеспечивали 20 шпангоутов, собранных из углового профиля, продольную — киль и по четыре стрингера с каждого борта. Размеры катеров по проекту составляли 9,15x2,44x0,61 м (30x8x2 фута). Водоизмещение 6,5 т. Высота от киля до крыши башни — 2,16 м. Поскольку они строились для рек, то особой мореходности от них никто не требовал, следовательно, вьюотой надводного борта (в носу она составляла 0,94 м, на миделе —0,42 м, в корме — 0,45 м) можно было пожертвовать для облегчения корпуса. К тому же это позволяло получить больший процент забронированной площади борта, не увеличивая массы брони. В результате дозорные БКА оказались наиболее полно защищенными единицами программы Военного ведомства — от ружейно-пулёметного огня противника на них было прикрыто свыше 90 процентов надводной части корпуса. Незащищёнными оставались только носовой отсек выше и часть корпуса ниже броневого пояса, включая днище. Здесь обшивка набиралась из 3-мм стальных оцинкованных листов. Три водонепроницаемые переборки делили корпус на четыре отсека.
Первый — кладовая шкиперского имущества. Над ней хранился небольшой становой якорь массой около четырнадцати килограммов. Попасть в отсек можно было через небольшой люк в носовой переборке боевого отделения. Верхнюю палубу в носовой части для лучшего схода воды сделали карапасной.
Второй — боевое отделение, он же боевая рубка, представлявший собой бронированный со всех сторон (за исключением днища) короб. На его крыше, ближе к носу, располагался погон, по которому обкатывались ролики броне башни цилиндрической формы с пулемётом «Максим». Внутри же самой рубки, под защитой брони, установили штурвал с приводом на руль в виде цепи Галля, генератор системы «компаунд», бензиновый двигатель «Стирлинг» американского производства. Там же должны были находиться все члены экипажа — командир (в документах старшина) в звании унтер-офицера, два пулемётчика и два моториста из нижних чинов. Однако не в боевой обстановке "катерники" предпочитали размещаться в открытом кокпите, а не в душной и плохо вентилируемой рубке. В этом случае для управления кораблём использовали съёмный румпель, устанавливающийся над палубой кормового отделения. Он же служил в качестве резервного привода руля при повреждении основного.
Третий отсек — кокпит. Первоначально он имел лёгкий тент на трубчатом стальном каркасе, для защиты десантников от дождя и солнца. Но поскольку в боевых условиях он не использовался, от него быстро отказались вообще. В кокпите, как и по бортам рубки, стояли рундуки команды с откидными крышками, на них же при необходимости размещались десантники. Позднее тут же монтировали дополнительное вооружение. Рундуки при этом не снимали — установке дополнительной огневой точки они не мешали.
Четвёртый — кормовой отсек, был полностью бронирован и в нём размещались два оцинкованных топливных бака по 350 литров каждый. Бензин, заливаемый вёдрами через горловины топливных цистерн, закрываемых броневыми крышками, подавался к двигателю по бензопроводу при помощи топливного насоса. В левой части транцевой доски имелось отверстие для вывода отработанных газов — так называемый «подводный выхлоп».


Бронирование

Изображение

К набору заклёпками крепились броневые листы, которые, одновременно являясь внешней обшивкой, играли важную роль в общей прочности корпуса. По техническому заданию бронирование должно было обеспечить защиту экипажа и жизненно важных частей катера от остроконечной пули русской винтовки Мосина («трёхлинейки»), выпущенной с дистанции 150 шагов при любом угле встречи.
От ружейно-пулемётного огня и осколков борта катера защищалидва броневых пояса из 5-мм хромоникелевой стали.
Главный, шириной 381 мм (из которых 254 мм находилось над водой), шёл по ватерлинии непрерывно от носа до кормы.
Второй, начинавшийся у его верхней кромки, прикрывал только второй, третий и четвертый отсеки. При этом в районе топливных баков и боевого отделения он доходил до уровня верхней палубы, а на протяжении кокпита имел вдвое меньшую ширину.
Броневыми листами такой же толщины зашивалась и боевая рубка. Для увеличения пулестойкости и уменьшения верхнего веса её боковые и передняя стенки имели заметный наклон внутрь корпуса.
Изнутри боевое отделение было оклеено войлоком для защиты от окалины  при попаданиях пуль и осколков снарядов.
Из 5-мм хромоникелевой стали также изготавливались транцевая доска, переборки между всеми водонепроницаемыми отсеками, палубный настил над топливными баками и пулемётная башня.

Вооружение


По проекту вооружение дозорных катеров состояло из одного 7,62-мм пулемёта «Максим» в башне. Американцы, осуществляя непосредственное проектирование БКА, первоначально проигнорировали это требование русской стороны, посчитав его чрезмерным. Довольно громоздкая и тяжёлая конструкция никак не хотела вписываться в отведённое водоизмещение и размеры. Однако заказчики настаивали на башенном размещении вооружения. Тогда инженеры фирмы «Муллинс и Ко» предложили увеличить длину катера до 12,2 м (40 футов), и соответственно водоизмещение. Русская сторона с готовностью согласилась на это, но лишь при условии, то БКА станет двухбашенным. На это подрядчик ответил категорическим отказом. После долгих мучений американцам всё же удалось впихнуть одиночную башню в ервоначальные размеры, но получилось это не самым лучшим образом. Во-первых, катер сел «свиньёй» и потерял более 1,5 уз. скорости (вместо требуемых по проекту 11 уз. она не превышала 9,4 уз.), а во-вторых, в кормовом секторе, на углах снижения, у пулемёта появилась мёртвая зона.
Цилиндрическая башня сверху имелся откидной одностворчатый люк, пригодный для решения широкого круга задач, — от аварийного покидания катера экипажем до загрузки мелких грузов и обеспечения естественной вентиляции. Изнутри она, как и боевое отделение, оклеивалась войлоком. По горизонту башню в сторону цели вручную разворачивал пулемётчик. Более точная наводка осуществлялась за счёт станка, позволявшего доворачивать тело «Максима» в небольшом секторе, который ограничивался шириной амбразуры. По вертикали специальный станок обеспечивал наибольший угол возвышения в 35 градусов. Каких-то приборов наблюдения пулемётчик не имел, и за полем боя следил через амбразуру своего «станкача» в передней части башни. В боекомплект пулемёта входило восемь лент, по 250 патронов каждая (всего 2000). Поскольку «Максим» имел водяное охлаждение ствола, в башне предусматривалось крепление расширительного бачка, вода из которого по трубкам подавалась в специальную горловину на кожухе пулемёта, а через другое отверстие в кожухе также по трубке отводился пар. Помимо этого экипаж мог вести огонь из личного оружия через специальные бойницы — по две с каждого борта, одна в корме (во входной двери в боевое отделение), которые закрывались броневыми ставнями, и одна в лобовой части башни справа от пулемёта.
Однако, уже первые боевые столкновения показали слабость такого вооружения.
Поэтому практически сразу же его начали усиливать.
Стандартными вариантами стали: второй пулемет 7,62-мм «Максим» на пехотном станке Виккерса без щита или 37-мм корабельная пушка Гочкиса на тумбе, крепившаяся к палубе кокпита болтами (боекомплект —200 снарядов). Довооружение существенно увеличивало огневую мощь, но сроки модернизации сильно зависели от наличия свободных «стволов» на местах.

Энергетическая установка


В движение катер приводил бензиновый карбюраторный двигатель водяного охлаждения «Стирлинг» мощностью в 85 л.с. (58,8 кВт), который посредством гребного вала вращал трёхлопастный винт диаметром 0,7 м. Двигатель имел электрическое зажигание и стартер. При этом вода в систему охлаждения подавалась прямо из-за борта при помощи специального насоса.
На известных высоким содержанием песка реках Средней Азии это сделало эксплуатацию БКА данного типа очень трудной. Возможность дать задний ход обеспечивала специальная муфта. Американские инженеры поместили гребной винт в так называемый «туннель», открытый снизу таким образом, что ниже линии киля выступала только небольшая часть лопастей.С одной стороны это позволило сохранить требуемую заказчиком максимальную осадку с другой — защитить гребной винт от топляков.
Скорость хода по проекту— 11 узлов, фактически — 9,4. Запас топлива — 700 литров, максимальная дальность плавания — до 500 миль (876 км).
Все приказания командир отдавал голосом, поскольку переговорных устройств не было.
Несмотря на склонность первых бензиновых двигателей к самовозгоранию, система пожаротушения в проекте отсутствовала. Поэтому при возникновении пожара использовали разнообразные подручные средства, причём самым действенным оказалась даже не вода, а обычная шинель, наброшенная на очаг возгорания — доступ воздуха прекращался, и огонь затухал.

Окраска

Надводную часть катеров красили в серый цвет различных интенсивности и оттенков. Ниже ватерлинии, которую, как и номер, наносили белым цветом, корпуса были красными.

Еще чертежи


Изображение

1 — гнездо флагштока, 2 — киповая планка, 3 — утка, 4 — отличительный огонь. 5 — смотровая щель, 6 — пулемет “Максим”, 7 — пулеметная башня. 8 — бойница с бронированной ставней. 9 — съемный тент. 10—37-мм пушка Гочкиса, 11— съемный румпель, 12— люк в румпельное отделение, 13 — горловина бензобака. 14 — гнездо флагштока, 15 — газовыхлоп. 16 — перо руля. 17 — гребной винт. 10 — ограждение гребного винта с В4лопроводом и кронштейном. 19— туннель гребного винта, 20— крышка рундука, 21 — броневая дверь в кубрик, 22 - опорный крюк, 23 — спасательный круг.

Детали

Spoiler
Изображение
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
537 публикаций

Служба (коротко*)

Изображение


В конце весны 1915 г немцы, решив вывести Россию из войны, сосредоточили большую часть своих сил на Восточном фронте. Под ударами врага плохо оснащённая русская армия с тяжёлыми потерями стала отходить с занимаемых позиций. Началось «великое отступление». В течение лета наши войска оставили Польшу, Литву, Западную Белоруссию и часть Западной Украины. Передний край стал проходить по рекам Западная Двина — в районе Двинска и вблизи Риги и Припяти — восточнее Пинска. К середине осени 1915 г линию фронта удалось стабилизировать на новых рубежах и вступавшим в строй катерам пришлось вести бои на других водных системах, а не на тех, для которых они создавались. К этому моменту в Петрограде при Запасном моторно-понтонном батальоне находились 18 дозорных бронекатеров. Упакованные в ящики, они были на пароходах доставлены через Тихий океан во Владивосток, а затем по Транссибу и другим железным дорогам переправлены в столицу, где проводились их окончательная сборка и приёмка заказчиком. Они стали основным пополнением для речных флотилий, с которыми Россия вступила в очередной год войны.
Ещё 29 февраля 1916 г начальник штаба верховного главнокомандующего обратился к помощнику военного министра с просьбой передать командиру Морского полка генерал-майору Мазурову все построенные по заказу ГВТУ моторные бронекатера для усиления организуемой им флотилии на реке Припять. Мазуров ранее командовал речным отрядом в Ивангороде на Висле, и после эвакуации крепости с несколькими малыми катерами оказался на станции Пхову города Мозырь, который стал базой новой флотилии.
Плавсредств на месте не хватало, а заказанные Министерству путей сообщения только строились. Весной, и особенно летом, глубины на Припяти редко превышали метр, поэтому решить вопрос огневой поддержки и снабжения державших там оборону войск силами вооружённых днепровских пароходов было сложно. После установки пушек и хоть какой-то защиты их основная масса не могла действовать у линии фронта из-за слишком большой осадки, поэтому и потребовались катера специальной постройки. Главное управление генерального штаба отдало приказ ГВТУ об отправке на фронт в кратчайшие сроки 16 дозорных БКА с четырьмя офицерами и 98 нижними чинами. Катера №1 и №16 решили оставить при Запасном моторно-понтонном батальоне в Петрограде для подготовки специалистов по эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, поскольку они массово требовались при укомплектовании экипажей строящихся бронекатеров и моторных понтонов.
Однако отправка и остальных БКА в Мозырь затянулась до начала лета. Батальон, не располагая в достаточном количестве средствами и специалистами, долго не мог ввести в строй доставленные катера. В значительной мере сложившуюся ситуацию усугубила «накладка» с пулемётами — американцы поставляли воюющим странам корабли без вооружения и свои «максимы» катера получали уже в Петрограде. Вот тогда и выяснилось (!), что русский пулемёт не проходит в амбразуру, прорезанную под американский «Кольт». Пока эту не стыковку устраняли, изменилась обстановка. Поэтому на Припять 26 мая, 6 и 11 июня по железной дороге партиями по четыре штуки отправили только 12 катеров (№ 2 — 7, 12— 15 и 17, 18).
Ещё четыре «муллинса» (№ 8 — 11) отбыли в Двинск, где они вошли в состав 5-й армии как отдельный взвод броневых катеров. Дело в том, что к середине весны 1916 г немецкие части в нескольких местах вышли непосредственно к Западной Двине. Хотя русские войска на большем протяжении реки сохранили под своим контролем оба берега, у Двинска передний край на некоторых участках проходил буквально по кустам у среза воды, и наши части, обороняющиеся в этом районе, сильно нуждались в поддержке с реки. А поскольку вражеская артиллерия в этом месте легко накрывала цели на всей ширине Западной Двины, достигавшей здесь 250 — 300 м, командование 5-й армии попросило Ставку выделить для решения задач огневой поддержки войск катера специальной постройки, из заказанных ГВТУ.
* Опишу более детально, если тема заинтересует форумчанан.

Изображение

Модель


Изображение

Автор: Максим Мельник

Производитель:Бетеха, бумага

Дата размещения:19 сентября 2013 года, 6:01

Раздел галереи:Корабли

Тип техники:Военные

Тип двигателя:Дизель-электроходыПрочее:Катера и яхты

Страна-производитель:СССР–Россия

Масштаб модели:1:35

Фото


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Оценка проекта


Оглядываясь на историю постройки и службы дозорных бронекатеров Военного ведомства сегодня, почти через сто лет, можно с уверенностью сказать, что они ещё не стали «речными танками», но полноценными «речными броневиками» считались по праву. Это был удачный тип малых боевых кораблей, которые без серьёзных модернизаций на протяжении длительного срока (свыше 30 лет) несли свою нелёгкую службу. Малая осадка удачно сочеталась с надёжной броневой защитой и небольшими размерами. В триаде «огонь — броня — скорость» изначально самым слабым оказался первый компонент. Но, благодаря заложенным в конструкцию «муллинсов» резервам, этот недостаток удалось устранить в первые же годы эксплуатации. При этом усиление их вооружения не отразилось негативным образом на других характеристиках. Среди недостатков дозорных БКА стоит также отметить ненадёжность энергетической установки, но здесь главной проблемой была не  только неудачная конструкция двигателей, сколько их неграмотная эксплуатация слабо подготовленным личным составом и отсутствие необходимой ремонтной базы.
К началу Великой Отечественной войны «муллинсы» считались изрядно устаревшими, как и сама концепция пулемётного бронекатера, точно так же, как и его сухопутные собратья — бронеавтомобилиили танки с пулемётным вооружением и противопульным бронированием. Причиной тому стало ускоренное развитие боевых средств в30-е годы XX века. Не удивительно, что  в конце своей карьеры оставшиеся в строю дозорные бронекатера Военного ведомства всё больше  использовались на вспомогательных ролях — в качестве разведывательных или учебных. Но там, где «муллинсы» применялись умело и грамотно, даже в годы Второй мировой войны, успех в решении возложенных на них боевых задач был обеспечен

.

P.S.

Цитата

При написании данной работы, к сожалению, не удалось до конца выяснить многие эпизоды, связанные с судьбой всех кораблей серии.
Оказалось, что катера, без упоминания о которых не обходится ни одна книга, посвященная речным флотилиям, на самом деле остаются одними из самых неизвестных кораблей нашего флота.

[1]

Источники:

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
531 публикация
519 боёв

Я подожду конечный результат.Но красный цвет лучше убрать.

Изменено пользователем _Admiral_1945

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
755 публикаций
2 218 боёв

Просмотр сообщенияlerov (17 Окт 2013 - 14:34) писал:

Изображение

Вылитая подводная лодка.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
537 публикаций

Просмотр сообщенияkenni_ghost (17 Окт 2013 - 15:29) писал:

Вылитая подводная лодка.
ИМХО болше с броненосцем (Монитор) схоже, от того и бронекатер.  :trollface:

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
39 публикаций
375 боёв

ТС , ежели есть время и желание , подкинь чего нибудь из боевого применения плиз.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
755 публикаций
2 218 боёв

Просмотр сообщенияlerov (17 Окт 2013 - 16:37) писал:

ИМХО болше с броненосцем (Монитор) схоже, от того и бронекатер.  :trollface:

Изображение

В броненосце (Монитор) тоже есть, что то похожее на подлодку.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
2 783 боя

спасибо за тему, почему минусы только не понятно +2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
82 публикации
335 боёв

ЗА ТЕМУ +

есть коечто подобное...минные прорыватели :izmena:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
17 публикаций
5 518 боёв

Для своего времени - хорошая "блоха"....И - да...Тридцать лет - это всё-таки срок...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
537 публикаций

Просмотр сообщенияSKYPIDAR2001 (18 Окт 2013 - 11:38) писал:

Пробоина от снаряда - наверно все погибли. А на фото люди стоят улыбаются
Рады что, это, не они  :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
47 публикаций
5 516 боёв

Вот это лодочка... Даж и не знал про такие... Автору спасибо)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
11 публикаций


Просмотр сообщенияlerov (17 Окт 2013 - 14:34) писал:

Изображение

Spoiler

Изображение

Бронекатер отдельного взвода бронекатеров
5-й армии с усиленным пулемётным вооружением

Западная Двина, 1916 г.


Изображение


Предыстория

В новом 1915 г. предполагалось мощным ударом вывести из войны Австро-Венгрию, после чего развернуть крупномасштабное наступление на Кенигсберг. Внимательно изучив опыт боёв 1914 г., русское командование пришло к выводу о необходимости иметь на крупных реках в прифронтовой полосе военные флотилии из кораблей специальной постройки. Предполагалось, что в будущих сражениях им предстоит решать широкий круг задач — от снабжения действующей армии всем необходимым до поддержки огнём частей, ведущих бои по берегам рек и озёр.


История создания

Для обеспечения огневой поддержки войск, ведущих бои в непосредственной близости от внутренних водных путей, подполковник 3-го понтонного батальона
И. Неговский предложил создать отряды речных бронированных кораблей. В направленной им 18 февраля 1915 г. в Главное управление Генерального
штаба и Ставку Верховного Главнокомандования записке он предлагал в максимально короткие сроки построить небольшие, защищенные бронёй катера
с малой осадкой. Рассмотрев эту инициативу. Ставка 5 апреля того же года дала указание ГВТУ (Главное военно-техническое управление) проработать вопрос о возможности постройки катеров для трёх речных броневых отрядов на прифронтовых водных системах — Бобро-Наревской, Неманской и Вислинской. Генштаб определил, что в состав каждого из них должны входить по три малых канонерских лодки специальной постройки и по шесть бронекатеров-разведчиков, дозорных бронекатеров и посыльных не бронированных катеров. Кроме того, во все отряды для их усиления планировалось включить по четыре шлюпки-тральщика с подвесными моторами. Срок готовности катеров — не позднее осени 1915 г.

20 апреля 1915 г ответственный за выполнение программы штабс-капитан Симонов начал эскизное проектирование — по существу выработку требований

тактико-технического задания для будущих кораблей.

Изображение

Spoiler
Дозорные катера, по задумке Военного ведомства, должны были на реке соответствовать лёгкому бронеавтомобилю в армейских частях. В соответствии с этим очертили и круг задач, которые им предстояло решать: дозорная служба, тактическая разведка, диверсионные действия в тылу и на флангах сухопутных
войск противника, высадка небольших разведывательно-диверсионных групп и поддержка огнём в береговой зоне сухопутных подразделений.
Предварительные прикидки показали, что для этого достаточно иметь катер водоизмещением около 6,5 т, с максимальной осадкой — не более 2 фут (0,61 м),
длиной, не превышавшей 30 фут (9,15 м), и шириной — 8 фут (2,44 м), чтобы его без разборки можно было перевозить на существовавших в то время обычных,
а не усиленных железнодорожных платформах. Бронирование — способное надёжно защитить экипаж и механизмы от ружейно-пулемётного огня на дистанциях от 150 шагов и осколков снарядов. Вооружение — один пулемёт «максим» в установке с круговым обстрелом. Скорость — не менее 10 уз. Запас топлива для обеспечения дальности хода — порядка 200 миль. Возможность перевозки до 15 бойцов с полной выкладкой.
6 июня 1915 г программа лежала на утверждение в Военном совете. Чтобы обсуждение прошло без *** и задоринки, великий князь Кирилл Владимирович, которому с февраля 1915 г подчинялись все речные флотилии и отряды действующей армии, приложил немалые усилия. После недолгих дебатов программа в целом была утверждена и на её реализацию 13 июня выделили затребованные 2 496 000 рублей. Но её выполнение неожиданно оказалось под угрозой. На этот раз всё упёрлось не в финансирование, а в производственные мощности и возможности русских предприятий. В результате из опрошенных ГВТУ (ГВТУ — Главное военно-техническое управление) 20 фирм 17 или ответили отказом, или назначили чрезмерно длительные сроки постройки. В ходе напряжённых переговоров большую часть заказов всё же удалось разместить в России, но желающих взяться за постройку дозорных бронекатеров так и не нашлось — слишком сложной оказалась задача объединить в
единое целое требуемые скорость, вооружение, бронирование и небольшие размеры.

Изображение


Пришлось обращаться за помощью к заграничным предприятиям. Поскольку фирмы европейских держав, где традиционно размещали русские заказы, не успевали снабжать своей продукцией собственные воюющие флоты, выбор пал на нейтральную Америку, Контракт на постройку 18 дозорных бронированных катеров заключили с фирмой «Муллинс и Ко» из города Салем (штат Огайо), которая гарантировала поставку всей серии до конца года. За срыв сроков изготовления БКА договор штрафов не предусматривал, за то русские могли отказаться от закупки, если осадка боле чем на 10 см превышала оговорённые техническим заданием 0,61м.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕКАТЕРА


Длина —9,5 м,
ширина по конструктивной ватерлинии —2,15 м,
осадка —0,45 м,
водоизмещение около 6,5 т,
скорость хода —11 узлов,
двигатель системы “Стирлинг” модели Г, мощностью 80 л. с.
Вооружение: 1 трехлинейный пулемет во .вращающейся башне, 1 37-мм пушка Гочкиса.
Бронекатер управлялся одним рулевым-механиком.
Бронирование: противопульное стальными листами толщиной 5 мм. Такими листами были закрыты крыша и стены каюты, башня, переборка позади кокпита, борта и палуба кокпита. По ватерлинии шел пояс брони шириной 381 мм, 127 мм которой было ниже ватерлинии.
Окраска: вся надводная часть сплошь покрывалась серым защитным цветом. Вся подводная часть — красный цвет. Ватерлиния, буквы БК-2, бортовой номер — белые.Отличительные огни: левый — красный, правый — зеленый.

В некоторых источниках я подсмотрел... скорость хода была равна 10-12 узлов, но все равно автор Спасибо!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
537 публикаций

Просмотр сообщенияPeaceLLP (22 Окт 2013 - 21:43) писал:

В некоторых источниках я подсмотрел... скорость хода была равна 10-12 узлов, но все равно автор Спасибо!
"Пруф скрин" источника или линк.
и чем 11 Вас не устроили ?
Изменено пользователем anonym_UxK7JkciUcEm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×